Социальная педагогика как особая область знания и практического опыта
Контрольная
работаТема:
«Социальная педагогика как особая область знания и практического опыта»Введение
Во все времена
существовали проблемы взаимоотношений человека и общества, становления человека
в обществе. Первым обратил внимание на необходимость организации воспитывающих сил
общества для распространения культуры и просвещения в народе известный немецкий
философ П. Наторп. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и
призвал к созданию воспитательных «союзов граждан». Во второй половине XIX в. немецкий педагог
À. Дистервег впервые предложил словосочетание «социальная педагогика» в
отношении педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по
профилактике правонарушений несовершеннолетних.Одним из основателей
социальной педагогики в России был известный философ, богослов, психолог В.В. Зеньковский.
Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не
изучишь окружающую его среду. Многое для развития теории и практики социальной
педагогики в России сделал С.Т. Шацкий, М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин
Значительное влияние на развитие социальной педагогики оказали труды
выдающегося отечественного педагога À.С. Макаренко (1888–1939 гг.),
который предложил эффективные социально-педагогические технологии воспитания
беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.С того времени социальная
педагогика получила большое развитие; в этой области работают В.Д. Семенов
À.В. Никитин Е.А. Колонтаевская, Е.Р. Ярская-Смирнова Н.И. Бабкин,
Г.Б. Корнетов и многие другие; появляется множество статей и научных
разработок.Такое пристальное
внимание к социальной педагогике вызвано тем, что в наше время проблемы социализации
личности в обществе становятся особенно актуальными в связи с увеличением
потока информации и ее отрицательного влияния на людей. И дети и взрослые
оказываются дезориентированными в среде общественных отношений, усиливается
социальная отчужденность среди молодежи, все большее распространение получает в
детской среде саморазрушающее поведение, что приводит к росту преступности, наркомании,
алкоголизму и другим асоциальным явлениям. Все более ощутимым становится
разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о
своих детях, а нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития
детей.Первоочередной задачей
становится оптимизация процесса социализации людей, их адаптации к различным
образовательным и воспитательным институтам. Для того, что бы яснее представить,
как это сделать, необходимо понять, что собой представляет область человеческой
деятельности, которая занимается этими вопросами – социальная педагогика.Таким образом, цель
данной работы – рассмотреть сущность и отличия социальной педагогики от
социальной работы и педагогики, рассмотреть структуру, цели, функции, задачи и
место социальной педагогики среди других наук, определить ее практическое
значение.1. Понятие «социальная
педагогика»1.1 Структура социальной
педагогикипедагогика
социальный общество практическийСуществуют различные
определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика
– это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и
исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес).
«Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной
системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер).
«Социальная педагогика – это наука о воспитательных влияниях социальной среды».
(В.Д. Семенов). [4 c. 101]Из этих определений можно
заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью
субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к
окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин
конкретного общества.Другими словами
социальную педагогику следует рассматривать с позиций, которые прослеживают два
направления: социальное и личностное.Социальное направление
представляют социопедагогика и педагогика среды.Социопедагогика изучает
проявление государства и среды жизнедеятельности человека в сложившейся
законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и
профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования, имеет
официальный социопедагогический характер, а так же «неписанные законы», которые
складываются в государстве, в виде обычаев, совокупности норм и правил,
принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения.Педагогика среды
рассматривает социальное воспитание – влияние семьи, в которой родился и воспитывается
ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средств массовой
информации; игрушек и игр ребенка; книг, которые он читает; круг друзей;
авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые
попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.Личностное направление
так же рассматривает человека с двух точек зрения: как социальную единицу и
изучает личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствовании.
Здесь важное значение имеет роль самого человека в социальном становлении. Она
может быть различна в зависимости от возраста, индивидуальной активности и
любознательности. Формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых
качеств в значительной степени определяют дальнейшее социальное
самосовершенствование и изменения в человеке на разных возрастных этапах его
жизни.Как мы видим – среда под
различным углом зрения – главный фактор становления личности в обществе, т.е.
его социализации, успешному осуществлению которой и способствует социальная
педагогика.По определению À.В. Никитина
социальная педагогика – это теория и практика познания, регулирования и
реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или
ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом
ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и
действий).Главная цель социальной
педагогики – помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества,
способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее
своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать
реабилитацию.Предметом социальной
педагогики является социально-педагогический процесс, определяющий принципы,
формы, методы исследования практической деятельности и условия ее реализации.Рассматривая основные
положения, нельзя обойти вниманием функции социальной педагогики, которые
подробно раскрывают ее содержание. К ним относятся:Познавательная – исследование практики
педагогической деятельности ее полномочными представителями;Научная – изучение
закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов
среды, разработка теоретической базы;Диагностическая (оценочная);
Прогностическая – определение перспектив
развития социально-педагогических процессов;Объяснительная – описание
социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;Адаптационная – деятельность,
направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды к
человеку;Преобразующая – социальная педагогика
призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения,
учебно-воспитательный процесс, свое содержание;Коррекционная – направленная деятельность специалистов по восстановлению
индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной
деятельности;Мобилизационная – направленная деятельность специалистов по
активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;Профилактическая – направленная деятельность специалистов по
предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой
личности, группе;Образовательная – исследование содержания, методики и
обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;Управленческая – направленная деятельность специалистов по управлению
процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в
коллективе, группе. [3 c. 16]Таким образом, уяснив
структуру социальной педагогики как науки, мы можем заметить, что социальная
педагогика – это теория и практика человеческой деятельности, направленная на
достижение успешной социализации каждого члена общества или группы.А также, обобщая
изложенные данные, повторим, что социальная педагогика как отрасль знания
обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической
направленности, которые представляют собой все ее содержание.1.2 Отличие социальной
педагогики от других дисциплинСоциальная педагогика,
как всякая область человеческого знания развивается в трех ипостасях: как
теория, как практика и как учебная дисциплина.Социальна педагогика как теория
– это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих
процесс социального становления личности. Она позволяет понимать природу
социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных
отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.Социальная педагогика как
практика – это направленная деятельность субъекта по диагностике и
прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию
человека, группы. Она так же является направленной деятельностью по управлению
массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия,
сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных
целей. [3 с. 14]Социальная педагогика как
учебная дисциплина – это компонент специальной (профессиональной)
подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по
социальной психологии, реабилитационной, коррекционной педагогике.Основная отличительная
особенность социальной педагогики от других областей знания, на стыке с
которыми она работает, заключается в том, что потребность в ней возникает
тогда, когда у индивида или группы возникают проблемы во взаимоотношениях со
средой.Очевидно, что главным
отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то,
что предмет педагогической деятельности – каждый ребенок, а
социально-педагогической – ребенок (или взрослый), находящийся в сложной,
проблемной ситуации.Социально-педагогическая
деятельность является разновидностью профессионально-педагогической
деятельности. От социальной работы социально-педагогическую деятельность
отличает то, что первая направлена на все возрасты, а вторая – на детей, у
которых нарушен процесс социализации.Социальная психология
изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их
включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих
этих групп.Возрастная психология
изучает возрастные особенности и динамику психики человека, а также возрастные
факторы развития личности.Социальная педагогика
использует данные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы
социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и методику социального
воспитания. [4 c. 103]Таким образом, социальная
педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее
эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других
отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом
зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.2. Практическое значение социальной
педагогики2.1 Принципы и задачи
социальной педагогикиКак отмечалось в
предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в
практическом плане имеет огромное значение в современном обществе.В начале 90-х гг. в
России была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детских
клубах, досуговых учреждениях и т.д. В настоящее время социальный педагог стал привычным
профессиональным работником. Он работает в детских домах, центрах помощи семье
и детям, приютах, спецшколах, центрах реабилитации, домах творчества, колониях
для несовершеннолетних, наркологических диспансерах.Дети группы риска – это
та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни
больше других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны
общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации
несовершеннолетних.Социально-педагогическая
и психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причин
деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их
устранения, изменение среды в интересах ребенка и на основании этого построение
процесса, способствующего развитию социализации нормальной личности.То есть социальная
педагогика ставить перед собой конкретные задачи, которые подразделяются на
обще – теоретические, практические и частные – по отраслям практической
деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по
основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из
них по направлениям: теоретическому, практическому и образовательному.
2.2 Задачи
социопедагогики·
осуществление
социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства,
общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;·
исследование
влияний факторов среды на растущую личность, группу;·
использование
факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении
определенных социально-педагогических задач;·
исследование
влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на
личность и др.Задачи социального
воспитания:·
исследование
проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального
воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных
личностей;·
исследование
проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и
специальных учреждений;·
изучение
опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;·
изучение
зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным
условиям и др.Задачи изучения человека
как социальной единицы:·
исследование
особенностей социального развития, социализации человека как личности;·
исследование
особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;·
выявление
причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека,
возможностей их профилактики и преодоления и др.Задачи изучения
личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:·
выявление
роли человека в социальном самосовершенствовании;·
исследование
возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных
возрастных этапах и др. [3 c. 17]Реализация всех этих
задач в той мере и качестве, которые необходимы для достижения положительного
результата, зависит от соблюдения определенных принципов, существующих в
социальной педагогике. Принципы касаются всех ипостасей, в которых существует и
развивается социальная педагогика – теоретической, практической и
образовательно. Мы рассмотрим в этой работе только принципы социальной
педагогики как практики, т. к. именно они отождествляются с основными
принципами этой области деятельности. Они подразделяются на группы,
обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность,
ее процесс и результат.Принцип
природосообразности. Человек – природное существо и развивается по законам естественной
и социальной природы. отношение к человеку должно быть как к природному
существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать,
совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В
противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип
природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе
социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими
словами, естественных возможностей человека.Принцип индивидуальной
обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит
принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и
недостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим
особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности,
обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального
потенциала в развитии и воспитании.Принцип личностной
обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его
деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет,
доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая
деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.Принцип взаимосвязи
профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности
социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем
выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный
вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его
квалифицированную реализацию.Принцип
кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для
жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – в
конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет,
который характерен для среды его жизнедеятельности.Принцип социальной
обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и
деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе
формирования личности.Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость
индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной
среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует
себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют
консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в
специализированном центре, домашняя обстановка, школа).Таким образом, опыт
развития социальной помощи людям показывает, что такая помощь принципиально
отличается от социальной работы с любыми категориями населения. Важной составляющей
социальной помощи является педагогическая составляющая, связанная с
образованием и воспитанием ребенка, перевоспитанием взрослого. То есть речь
идет о социально-педагогической деятельности, которая представляет собой
разновидность педагогической. Поэтому важно соблюдать исполнение в работе
существующих в системе социальной педагогике принципов для успешного решения
поставленных задач.Заключение
Социальная педагогика
исследует воспитание как общественное явление, как вид духовных отношений, она
изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации
на основе разных форм интеграции воспитательных сил общества.Социально-педагогическая
поддержка направлена на главное – социализацию личности, которая возможна только
при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации
помощи детям, подросткам и взрослым всех ведомств и построение единой системы
социально-педагогической помощи и поддержки, т.е. активного участия государства.Таким образом исходя из
объективной необходимости социальная педагогика развивается в двух
направлениях, которые в сою очередь содержат по два поднаправления – это социальное
направление, включающее социопедагогику и педагогику среды, и личностное,
рассматривающее человека как социальную единицу и изучающее личностную позицию
и активность человека в социальном самосовершенствованию. Все эти направления
нераздельно представлены в трех сферах деятельности социальной педагогики:
научной (теоретической), прикладной и образовательной (подготовке специалистов –
социальных педагогов).Сущность социальной
педагогики раскрывается во многих функциях, направленность которых определяется
сферами их реализации:Теоретико-познавательная направленность выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания,
синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею
процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает
их глубинные основания.Прикладная – связана с поиском путей и
способов, выявлением условий эффективного совершенствования
социально-педагогического влияния на процесс социализации в
организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.Гуманистическая
направленность выражается в разработке целей совершенствования
социально-педагогических процессов.Нацеленность на детей и
взрослых людей, составляющих группу риска, нуждающихся не просто в помощи, а в
помощи педагогической, помогающей адаптироваться в обществе, отличает
социальную педагогику от социальной работы, которая занимается всеми
категориями граждан и от педагогики, которая обращена к каждому ребенку.Однако, занимаясь
воспитанием и перевоспитанием, социальная педагогика базируется на тех же
принципах, что и педагогика, добавляя к ним только принципы социальной
обусловленности и принцип средовой обусловленности.Между всеми принципами
существует тесная взаимосвязь. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным
из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов
социально-педагогической деятельности. Поэтому чем больше принципов учитывается
в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить,
решая поставленные наукой и реальной жизнью задачи.Список литературы
1.
Галагузова Ю.Н.,
Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика
глазами преподавателей и студентов[текст]: Пособие для студ/ Ю.Н. Галагузова,
Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
– 224 с.2. Берон, Р., Бирн, Д.,
Джонсон, Б. Социальная психология: ключевые идеи [текст]: учебник / Р. Берон,
Д. Бирн, Б. Джонсон. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с.3.
Мардахаев,
Л.В. Социальная педагогика [текст]: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.:
Гардарики, 2005. – 269 с.4.
Мудрик,
А.В. Социальная педагогика [текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина.
– 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.5.
Мудрик,
А.В. Социализация человека [текст]: учебн. пособ. для студ. Высш. Уч.
Завед./ А.В. Мудрик. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: издательский центр
«Академия», 2006. – 304 с.6.
Социальная
педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под
общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.7.
Социальная
педагогика: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. 2000 г.,
24 статьи