Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского

Дата: 13.02.2016

		

Федеральное 
агентство по образованию  ГОУ ВПО/Ярославский Государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского

Реферат

по предмету: Педагогика

на тему

«Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского»

Студентки заочного отделения 3 курса

Педагогического факультета Матусяк А.Е

Специальность: Музыкальное

образование Группа: 63 «Г»

шифр 0221 — Педагог: Дасков В.Я

Город Ярославль
2011 год

План

Вступление

Биография

1. Педагогическая деятельность В.С
Сухомлинского

2. Философско – педагогические идеи В. А.
Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

3.
Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

4.Сухомлинский
об учении, или советы педагогам

Заключение

Литература

сухомлинский
педагогический философский

Вступление

В
моем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного Василием
Александровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал
квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов –
обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком…
В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в
школьный коридор, навстречу к детям.

Сухомлинский
писал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956
году вышла первая большая книга: «Воспитание коллективизма у школьников». Затем
выходят книги: «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитание
коммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма».

В
1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесь
впервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание.

Если
бы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план на
жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем
получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность.
Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей
Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которых
педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким
размышлением о жизни и человеке.

И
чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и
статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека
необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.

Биография

Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в
селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил
семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В
1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском
педагогическом институте. С 1935 года начинается долгий педагогический путь
В.А.Сухомлинского. В 1938-м он закончил Полтавский педагогический институт.
Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года
призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном
и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском
сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года
был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после
выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944
годы работал директором школы посёлка
Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на
родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с
малолетним сыном были убиты немецкими оккупантами.

С 1944 года —
заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года
до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка
Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году
защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор
учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский —
автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению
молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание
детей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство
достоинства, воспитывал гражданина.

1. Педагогическая деятельность

В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему,
основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей
ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности
сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое
воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих
личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский
строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял
формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову
учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок,
художественных произведений и пр. («Сердце отдаю детям», 1969).
Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась
официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». В
целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о
коммунистическом воспитании» (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная
ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей
Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Его жизнь — воспитание детей,
личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной
системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства,
воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко
«Путевка в жизнь». В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое
служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского
педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь,
оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только
ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое
исследовательское наследие в книге «Сердце отдаю детям».

Исчерпаны ли его
педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались
чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя
в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в
человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том,
чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну,
приобщение к жизни в природе…«. В книге »Сердце отдаю детям»
Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из
источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми;
исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. » Он
отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке
-дело значительно более сложное, чем провести уроки. » . Так как на организацию
экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию
урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустя
рукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать,
что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, не
надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из
самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но
и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное.
Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы
ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. «

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно
связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила
и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не
воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня
поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось
равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток
доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к
деятельности. » Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого
положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе
за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы,
садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее
красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с
раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства
должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка,
доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего
мира». И в настоящее время вопросы экологического воспитания
рассматриваются многими педагогами. Академик И.Д. Зверев пишет: «Острота
современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач
перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение,
способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу,
бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить
«просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс
экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления,
коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в
школьном образовании». По мнению авторов, высокая культура воспитателей и
владение разнообразными средствами общения — эффективный способ воздействия на
воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения
видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его
характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое
выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и
самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых,
познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все
общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к
воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений,
сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы
ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам.
В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в
проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания
принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что
общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в
собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность
к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в
возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного
общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога
и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский — талантливый
педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и
раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в.
примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы
его «Школы радости». Педагогические идеи Сухомлинского представляются
актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в
душах людей из разных уголков Земли.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность
личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия
Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он
продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни
о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два
десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий.
Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие
корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают
новые побеги.

Основное внимание в своей
деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений
коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или
иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций
процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования
Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные
воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная
действительность, особенно в условиях сельской местности. Активный
последователь и продолжатель идей А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский внес много
нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он
учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи
и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад. Глубоко и
оригинально разрабатывал В.А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия
традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности
занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей
профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге
“Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое
убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы
педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков
не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя
на счастливую тропинку исследования”.

Деятельность В. А. Сухомлинского
оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

2. Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их
развитие во второй половине XX столетия

В
50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно
возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски
оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом
для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной
на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его
индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики
явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю
советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Сухомлинский
Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г.
возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала
лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал
Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский
– педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения
обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета
общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская
средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с
молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и
5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и
переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других
странах.

Сухомлинский
одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать
гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его
работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что
«каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности
должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и
творчества» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой
личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский не
устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом
деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание
нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и
возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое
мастерство учителя.

Исходной
точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у
ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела
и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед
собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто
передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым
трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он
может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из
источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно
богатым» (Там же).

Сферой
развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически
развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности,
которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь
к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность,
как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает
развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому –
знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился
и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества…» (Там же.
С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения
нашей страны.

Особая
проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность
заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.
Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет
право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный
человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков
той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Там
же. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то
есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или
непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие
прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский
пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере
определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека
между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием,
удовлетворением потребностей духовных» (Там же. С. 375). Проблемой современной
школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что
человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе
материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как
указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что
функция образования изменилась. Образование перестало быть средством
освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность –
практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение
посвятить ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).

Василий
Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют
взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными,
доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в
школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение
стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал:
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к
добру, красоте и человечности» (Цит. по: Лушников А. М. История педагогики.
Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через подобные моменты формируется
драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель
в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир
ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в
мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к
личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек,
которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий
ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет
в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали,
нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве
справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»
(Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное или
подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и
его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича,
должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение,
должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью.
Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое
способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных
конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за
боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку
нравственные нормы.

Новой
в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и
семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к
отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической
ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает
образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она
выполняет эти же функции. Поэтому семья .и школа должны развиваться вместе.
Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей,
но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование,
углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли
семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два
воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми
одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения,
всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни
в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемы
воспитания всесторонне развитой личности. С. 377).

Семья
и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности,
правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что
подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

3.
Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

 Гуманистические
идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего
поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном
подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия.
Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы,
они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в
данном случае обратиться к разработкам В.В. Серикова, В.А. Петровского, И.С. Якиманской,
В.В. Зайцева, А.Г. Козловой, Е.В. Бондаревской (См.: Сериков В.В. Личностный
подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).

Авторитарная
педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную
на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной
модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный
подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права
каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к
самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью,
умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей,
правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к
окружающей действительности.

В
личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих
функционирование друг друга:

· 
Ориентированность педагога на личностную модель построения
взаимодействия с учащимися;

· 
Построение процесса обучения и воспитания с максимальным
задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций,
ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

Осуществление
такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог
обладает определенным мировоззрением, которое является основой его
педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог
сформировал для себя концепцию деятельности.

Заслуживает
интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской (См.:
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,
1996).

В
основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого
человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом.
Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опыт
жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи,
социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и
вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым,
житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты,
источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы
подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной
биографии» (Там же. С. 9-10).

Ценность
ребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественного
опыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить и
использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащения
результатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоит
не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию
психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с
учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные
способности, развиваться как личность творческая, думающая.

Личностно-ориентированное
обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику
дидактики (См.: Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и
начального школьного образования, педагогов, психологов / Под ред. В. А. Петровского.
М., 1995). В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность
моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта
(имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально
выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность).

Реализация
личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценный форм
активности детей, что реализуется в трех направлениях:

· 
Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение
образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);

· 
Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения
между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими
ограничениями);

· 
Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды,
которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой
сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый»,
«ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагает
В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не
сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а
создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных
функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:


функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);


функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);


функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и
внутренним импульсам поведения);


функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);


функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного
образа «Я»);


функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов,
включая и смысл жизни);


функции ориентации (построение личностной картины мира);


функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира,
творческого характера любой личностно значимой деятельности;


функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я»
окружающими);


функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в
соответствии с личностными притязаниями.

Сериков
предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать
развитие указанных функций. Это:

· 
задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику
как жизненно значимая проблема;

· 
учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск
учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

· 
игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной
или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия
самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

В
целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного
процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в
последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания
ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения
жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно
ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам
образовательного процесса.

Эпоха
советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром
педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не
воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской
педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он
предоставит множество идей для будущего развития образования в России.

4.
Сухомлинский об учении, или советы педагогам.

Умственный
труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка
конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных
усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского
умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных
переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь
ребенка сидеть за книгой.

Учеников,
особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие
убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо
выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки и
юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и
осмыслить.

К
любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся
нужно подводить исподволь.

Сильное
воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога
как бы отходит на задний план.

Ученик
должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.

Сухомлинский
утверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться с
самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в свою
очередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и
разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить
воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте.

А
самое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в
прах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит только
с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок
успевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо.
И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложность
педагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение,
рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение,
помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.

По
мнению Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом,
если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
Забота Сухомлинского об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается
и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов бывает на
свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как
выражает в рисунках свои мысли и чувства, насколько чутко воспринимает радости
и невзгоды людей.

Помимо
увлечения занятиями дети должны также быть любознательными. Любопытство – это
неискоренимое свойство человека. Где нет любознательности – нет школы.
Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – все это
притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и
познания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов – «все,
мол, понятно», — это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных
потребностей, а осталась лишь скучная, тягостная обязанность изо дня в день
учить уроки, — пишет Сухомлинский.

Но
помимо задавания вопрос, учащиеся также должны и отвечать. Ведь мышление на
уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на
поставленный вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель
умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства
педагога. Ребенок ищет, стремится найти ответы правда только на те вопросы,
связанные с явлениями, отдельные стороны которого ему в какой-то мере известны.
Если же рассказать ученику мало знакомую ему тему, а затем задать вопрос, — у
него вряд ли появятся желанье искать на них ответы.

Сухомлинский
советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды
знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха
в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое
преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не
забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, — в
самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте
эту почву, без нее нет школы.

Есть
учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке
«обстановку постоянного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними
факторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями
(слушай внимательно), резкими переходами от одного вида работ к другому,
перспективой проверки знаний сразу же после объяснений (точнее угрозой
поставить двойку, если ты не слушаешь, то, что я рассказываю), необходимостью
сразу же после объяснения материала выполнить какую-нибудь практическую работу.

С
первого взгляда все эти приемы создают видимость активного умственного труда,
но какой ценой все это достигается и к чему приводит? Постоянное напряжение сил
для того, чтобы быть внимательным и не пропустить чего-нибудь изматывает,
изнуряет, истощает нервную систему, особенно при условии того, что дети в школе
еще не научились быть внимательными и не могут себя заставить это сделать. Не
потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного
умственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание
человека. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжить
из детей все, что они могут дать. После таких «эффективных» уроков ребенок
уходит домой уставший, он легко раздражается, и нет никакого желания делать
домашнее задание.

Есть
в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать
душевным равновесием. В это понятие Сухомлинский вложил следующее содержание:
чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах,
вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного
равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные,
товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного
равновесия невозможно нормально работать; там, где его нет, жизнь коллектива
превращается в ад. Каким же путем создать и – что особенно важно – поддержать
душевное равновесие?

Личные
опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер
воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков
и спешки.

Василий
Александрович Сухомлинский всегда с большой тревогой думал о психозе погони за
отличными оценками, — этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов,
ложиться тяжелым бременем на юные плечи школьников, калечит их. У ребенка нет в
данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют
от него только пятерок, в крайнем случае мирится с четверками, и несчастный
школьник чувствует себя чуть ли не преступником, получая три.

Такое,
на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, — это умение
учителя найти правильный подход к каждому ученику в частности, умение лелеять в
его душе огонек жажды познания.

В
течение 4-х первых лет обучения в школе Сухомлинский никогда не ставил учащимся
неудовлетворительные оценки – ни за письменные работы, ни за устные ответы.
Дети учатся читать, писать, решать задачи. Он оценивал труд лишь тогда, когда
оценка приносила положительные результаты.

С
первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется
идол – отметка. Только для одного ребенка он добрый и снисходительный, а для
другого – жестокий и безжалостный. Но Сухомлинский всегда был далек от
намерения отказаться от оценочной системы. «Нет, без отметки не обойтись. Но
она сама должна прийти к ребенку тогда, когда он уже будет понимать зависимость
качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение. И
самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, —
это ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать
трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».

Ребенок,
никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того,
что трудности преодолены, — это несчастный человек. Несчастный человек –
большая беда для нашего общества.

Ученики
ходят в школу, и их успех в учении – это единственный источник внутренних сил
ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Главное
рабочее место школьника – парта, класс, стол в школьной лаборатории…Главный
объект его труда – книга, тетрадь, главный труд в школе – учение.

Подлинная
школа – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо
изучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь
тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.

Сухомлинский
выделил важнейшие умения, которыми ученик должен овладеть в течение десяти лет
и вот, что получилось:

бегло,
выразительно, сознательно читать;

бегло,
достаточно быстро и правильно писать то, что диктует учитель;

думать,
сопоставлять, сравнивать несколько объектов, предметов, явлений;

наблюдать
явления окружающего мира;

выражать
мысли словами;

выделять
логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и
взаимозависимость между ними;

находить
книгу по интересующему вопросу;

находить
в книге материал по интересующему вопросу;

делать
предварительный логический анализ текста в процессе чтения;

слушать
учителя и одновременно записывать кратко содержание мыслей;

читать
текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над
логическими составными частями;

написать
сочинение – рассказать о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает и т.д.

Уже
беглый взгляд на этот график вызывал у Сухомлинского тревогу. Сразу же стали
ясными истоки отдельных трудностей, с которыми встретятся ученики и учителя…
Странное дело! Ребенок еще не умеет читать, а ему уже надо дела логический
анализ прочитанного…

А
что же если ребенок не будет справляться или просто не захочет? Страшная это
опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы
и годы — это развращает, морально калечит человека, и ничто не поможет
возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть
тружеником, — в сфере мысли.

Заключение

То,
о чем писал Сухомлинский, было в реальности и может быть в каждой школе; в его
опытах нет ничего такого, что было бы недоступно любому рядовому учителю. Остается
только привести слова, которыми Василий Александрович закончил монографию
«Павлышская средняя школа»:

«Мы
надеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будут
механически копировать его детали… Убеждение педагога – самое ценное в школе».

Список
литературы

1.С. Соловейчик «В.А.
Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.

2.В.А. Сухомлинский
«Павлышская средняя школа», М., 1969г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий