Доклад по социологии выполнил Овчинников В
ВПервый курс, пятая группа, Факультет: соц.
управления.Московский Государственный Социальный
УниверситетМинистерство труда и социального развития.
Академия социологии и управления
17 апреля 2000 г.
Психологическое направление
В
90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне
самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма
встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К.
Михайловский).Социолого-психологические
концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии и в
академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным
влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность
психологической.В
университетской науке психологическое направление ранней российской социологии
было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М.Бехтеревым, И.П.Павловым,
П.А.Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе
сформулированной ими цепи: физиологические процессы нервные процессы
социальные явления.Основной
тезис бихевиоризма состоит в том, что поскольку наука должна описывать только
непосредственно наблюдаемое, социологии следует изучать поведение, а не
сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение при этом
понимается в бихевиоризме как совокупность связей «стимул -реакция»I
Владимир
Михайлович Бехтерев (1857 1927) крупный ученый и организатор науки в
различных областях:невропатологии,
физиологии, психиатрии, психологии, социологии. Его незаурядный талант
исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после
Октябрьской революции.В
1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885 г. заведовал
кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал
психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал
«Неврологический вестник». С 1893 г. он работает профессором
Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского
медицинского института, В 1908 г. он стал одним из создателей
Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором. В 1918 г.
он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической
деятельности, который позже был переименован в Государственный
рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.Главной
своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе
воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную
концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как
рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики
различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.Бехтерев
занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического
внушения.Основные
работы Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика:Сознание
и его границы (1888);Психика
и жизнь. 2е изд. (1904);Внушение
и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);Психорефлексология
(1910);Рефлексология
(1918);Коллективная
рефлексология (1921);Общие
основы рефлексологии человека (1923);Мозг
и деятельность (1928).II
Главное
внимание представителей психологического направления было направлено на
изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения
индивида или группы.Наиболее
видный представитель этого направления — Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ
(1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на
русском языке: “Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая
постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы
вселенной” (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).Необходимо
отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале
своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые
социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы
управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х
годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90—х
расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя
социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая
абстрактной социологией” /132, с.199/. По его мнению, жизнью человека в
обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если
выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии
состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала
трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась
история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика,
эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де
Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно
существующее общество.Во
втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял
социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные
условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что
взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось
положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной
эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.По
мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один
эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое
взаимодействие — общественные группы — личность — наука —-философия — искусство
— практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали
основой его теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое
внимание /29, с.104/. Человек превращается в разумное существо под “влиянием
социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или
столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации /29, с.170/.Всю
деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он
подчинил все развитие общества научным идеям.По
его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные
знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание.
Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и
основополагающей причиной социальных явлений.III
В
первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая
Ивановича Кареева (1850-1931).Кареев
— историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском
университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а
с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.Этого
видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению
академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие
отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого
российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом
отечественной социологии.Основные
взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской
диссертации “Основные вопросы философии истории”, вышедшей в 1883 г. в 2-х
томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:“Сущность
исторического процесса и роль личности в истории” (1889), “Историко-философские
и социологические этюды” (1895), “Старые и новые этюды об историческом
материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка.
Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического
процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им
было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.Кареев
критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от
биологии к социологии. минуя психологию. “Между биологией и социологией,— писал
Кареев,— мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную” /51,
с.40/. Так как только количественная психология может выступить в качестве
подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете
есть ничто иное, как взаимодействие между деятельными людьми.Общество,
по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий
личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные
группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом
индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей.
Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия
привычек, подражания, воспитания.Одно
из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема
взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния
личности на общество: один личность в «прагматической истории», то
есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй личность в культурной
истории.Всех
граждан, по его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в
истории. «На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей,
самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при
помощи посторонних сил, на нижней же ступени людей настолько чуждых самому
замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы
говорить о них, как об орудиях чужой воли» (Кареев Н.И. Сущность
исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1889, с. 346).Социальный
прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных:
умственный прогресс воспитание способностей к духовным интересам;—
нравственный прогресс;—
политический прогресс развитие свободы и улучшение государства;—
юридический прогресс развитие равенства;—
экономический прогресс развитие солидарности и кооперации.Главная
цель социального прогресса формирование развитой и развивающейся личности.
Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного
идеала ( им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и
общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения
закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью
критической мысли культуры, быта, социальной организации то есть «той
над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и
природе, и потребностям человека» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии
истории. Т.2. СПб., 1887, с.269). Закон же прогресса состоит в самоосвобождении
личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.Список литературы
1.
В.П. Култыгин, “История российской социологии” (Выпуск 6)2.
С.С. Новикова, “История развития социологии в России”, Москва-Воронеж:1996 г.