Психологическое направление в российской социологии

Дата: 13.02.2016

		

Доклад по социологии выполнил Овчинников В
В

Первый курс, пятая группа, Факультет: соц.
управления.

Московский Государственный Социальный
Университет

Министерство труда и социального развития.

Академия социологии и управления

17 апреля 2000 г.

Психологическое направление

В
90-х годах XIX в. в русской социологической мысли ложилось как вполне
самостоятельное психологическое направление. Хотя элементы психологизма
встречались же у представителей субъективной школы (П.Л. Лавров, Н.К.
Михайловский).

Социолого-психологические
концепции сложились в обеих крупнейших областях отечественной социологии — и в
академической, и в публицистической. В социальной публицистике исключительным
влиянием пользовалась субъективная социология как разновидность
психологической.

В
университетской науке психологическое направление ранней российской социологии
было представлено наиболее ярко бихевиористами В.М.Бехтеревым, И.П.Павловым,
П.А.Сорокиным. Их социологическая концепция строилась на анализе
сформулированной ими цепи: физиологические процессы — нервные процессы —
социальные явления.

Основной
тезис бихевиоризма состоит в том, что поскольку наука должна описывать только
непосредственно наблюдаемое, социологии следует изучать поведение, а не
сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение при этом
понимается в бихевиоризме как совокупность связей «стимул -реакция»

I

Владимир
Михайлович Бехтерев (1857 — 1927) — крупный ученый и организатор науки в
различных областях:

невропатологии,
физиологии, психиатрии, психологии, социологии. Его незаурядный талант
исследователя и организатора в полной мере проявился как до, так и после
Октябрьской революции.

В
1878 г. он окончил Медико-хирургическую академию, а с 1885 г. заведовал
кафедрой психиатрии Казанского университета, где в 1893 г. создал
психофизиологическую лабораторию. Он создал и возглавлял также журнал
«Неврологический вестник». С 1893 г. он работает профессором
Военно-медицинской академии, а с 1897 г. являлся профессором Женевского
медицинского института, В 1908 г. он стал одним из создателей
Психоневрологического института в Петербурге и его первым директором. В 1918 г.
он возглавил им же созданный Институт по изучению мозга и психической
деятельности, который позже был переименован в Государственный
рефлексологический институт им. В.М.Бехтерева.

Главной
своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе
воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную
концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как
рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики
различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.

Бехтерев
занимался также вопросами полового воспитания, исследованием гипнотического
внушения.

Основные
работы Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика:

Сознание
и его границы (1888);

Психика
и жизнь. 2е изд. (1904);

Внушение
и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);

Психорефлексология
(1910);

Рефлексология
(1918);

Коллективная
рефлексология (1921);

Общие
основы рефлексологии человека (1923);

Мозг
и деятельность (1928).

II

Главное
внимание представителей психологического направления было направлено на
изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения
индивида или группы.

Наиболее
видный представитель этого направления — Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ
(1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на
русском языке: “Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая
постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы
вселенной” (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

Необходимо
отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале
своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые
социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы
управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х
годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90—х
расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя
социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая
абстрактной социологией” /132, с.199/. По его мнению, жизнью человека в
обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если
выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии
состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала
трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась
история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика,
эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де
Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно
существующее общество.

Во
втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял
социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные
условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что
взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось
положение о социальной эволюции как “основном факторе” социологии. В социальной
эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По
мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один
эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое
взаимодействие — общественные группы — личность — наука —-философия — искусство
— практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали
основой его теории “четырех факторов цивилизации”, и им уделялось особое
внимание /29, с.104/. Человек превращается в разумное существо под “влиянием
социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или
столкновением сознания”, с этого начинается развитие цивилизации /29, с.170/.

Всю
деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он
подчинил все развитие общества научным идеям.

По
его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные
знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание.
Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и
основополагающей причиной социальных явлений.

III

В
первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая
Ивановича Кареева (1850-1931).

Кареев
— историк, социолог. Он преподавал в Варшавском, потом в Петербургском
университете. С 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук, а
с 1929 г. — почетным академиком Академии наук СССР.

Этого
видного российского историка и социолога часто также причисляют к направлению
академического психологизма в социологии, хотя его вклад в развитие
отечественной социологии значительно более весом. Он был автором первого
российского учебника по социологии. Он также явился первым историографом
отечественной социологии.

Основные
взгляды его социологической теории нашли свое выражение в докторской
диссертации “Основные вопросы философии истории”, вышедшей в 1883 г. в 2-х
томах. Среди социологических работ можно отметить следующие:

“Сущность
исторического процесса и роль личности в истории” (1889), “Историко-философские
и социологические этюды” (1895), “Старые и новые этюды об историческом
материализме” (1896), “Введение в изучение социологии” (1897), “Историка.
Теория исторического знания” (1913), “Историология. Теория исторического
процесса” (1915), “Общие основы социологии” (1919) и ряд журнальных статей. Им
было написано 80 книг и статей по философии, социологии и истории.

Кареев
критиковал контовскую классификацию за то, что Конт неоправданно перешел от
биологии к социологии. минуя психологию. “Между биологией и социологией,— писал
Кареев,— мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную” /51,
с.40/. Так как только количественная психология может выступить в качестве
подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете
есть ничто иное, как взаимодействие между деятельными людьми.

Общество,
по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий
личностей, “надорганическая среда”. Эта среда делится Кареевым на культурные
группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом
индивидуальной психологии. Это настроения, представления, стремления людей.
Отличие между группами зависит не от природных свойств людей, а от воздействия
привычек, подражания, воспитания.

Одно
из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема
взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния
личности на общество: один — личность в «прагматической истории», то
есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй — личность в культурной
истории.

Всех
граждан, по его мнению, можно проранжировать в соответствии с их ролью в
истории. «На верхней ступени лестницы мы поставили бы людей,
самостоятельно задумывающих совокупное действие и выполняющих его лишь при
помощи посторонних сил, на нижней же ступени — людей настолько чуждых самому
замыслу и настолько лишенных самостоятельности, что без обиняков мы могли бы
говорить о них, как об орудиях чужой воли» (Кареев Н.И. Сущность
исторического процесса и роль личности в истории. — СПб., 1889, с. 346).

Социальный
прогресс, по Карееву, как общее понятие включает пять более частных: —
умственный прогресс — воспитание способностей к духовным интересам;


нравственный прогресс;


политический прогресс — развитие свободы и улучшение государства;


юридический прогресс — развитие равенства;


экономический прогресс — развитие солидарности и кооперации.

Главная
цель социального прогресса — формирование развитой и развивающейся личности.
Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного
идеала ( им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и
общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения
закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью
критической мысли культуры, быта, социальной организации — то есть «той
над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и
природе, и потребностям человека» (Кареев Н.И. Основные вопросы философии
истории. Т.2. — СПб., 1887, с.269). Закон же прогресса состоит в самоосвобождении
личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду.

Список литературы

1.
В.П. Култыгин, “История российской социологии” (Выпуск 6)

2.
С.С. Новикова, “История развития социологии в России”, Москва-Воронеж:1996 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий