Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе

Дата: 13.02.2016

		

Дипломная
работа

По
теме «Использование компьютерных технологий для управления учебным
процессом в средней общеобразовательной школе»

Содержание

Введение

Глава 1. Проблемы внедрения инноваций в
современной школе

История возникновения и этапы развития

Современное состояние проблемы и пути ее
решения

Глава 2. Организация управления учебным
процессом на основе системы дистанционного обучения Moodle

Обоснование выбора СДО Moodle как базовой
системы для управления учебным процессом в средних общеобразовательных учебных
заведениях

Принципы и результаты разработки системы «электронный
деканат»

Глава 3. Экспериментальная апробация и
проверка эффективности использования СДО Moodle для информатизации образовательного
процесса

Изменение в образовательном процессе и
внедрение новых форм в обучение

Новые подходы к подготовке
учебно-методических материалов

Новые организационные формы обучения

Контроль за ходом учебного процесса

Документация, заполняемая учителями

Заключение

Библиография

Приложения


Введение

Средства
информатизации сегодня используются образовательным учреждением практически во
всех сферах своей деятельности. Средства информатизации используются учителями
для подготовки и проведения уроков, поддержки внеклассных мероприятий, стали
технологической основой процесса управления. Более того средства информатизации
позволяют сегодня серьёзно говорить о таких вещах как индивидуализация обучения
и дистанционное сопровождение образования.

Актуальность проблемы:

Актуальность
проблемы на сегодняшний день состоит в том, что на подготовку, анализ и
заполнение всей школьной документации тратится очень большое время как
учителей, так и администрации. Многие из этих операций могли бы быть
автоматизированы. Цель данной работы — создание единой системы, по управлению
образовательным процессом в средней общеобразовательной школе.

Данная
система представляет собой набор плагинов, которые будут работать на основе
системы freedeansoffice [1] и интерактивной среды дистанционного обучения
Moodle [9]. Используемый язык программирования — PHP.

Система
предназначена для автоматизации управления учебным процессом и сопутствующего
документооборота в средних, средних специальных, средних технических и высших
учебных заведениях.

Цели исследования:


Повышение
информированности родителей и законных представителей учеников о ходе обучение.
Усиление обратной связи с преподавателями и администрацией учебного заведения.


Снижение
административной нагрузки на преподавателей и администрацию учебных заведения
за счет автоматизации документооборота.


Повышение
эффективности и оперативности администрирования учебного процесса, за счет
увеличения полноты, точности и оперативности документирования.


Повышение
эффективности распределения и использования учебных пособий, ресурсов и
оборудования за счет налаживания автоматизированного учета их использования.


Унификация и
стандартизация информационной системы учебных заведений и уменьшение совокупной
стоимости их владения за счет разработки в режиме публичного проекта и
предоставления разрабатываемой системы в качестве свободного программного
продукта всем заинтересованным учебных заведениям.

Объект исследования:

В
качестве объекта исследования выступает учебное заведение общего среднего
образования, с регулярным учебным процессом, разбитым на учебные
предметы/дисциплины и ведущемся по учебным программам, включающим заданный
набор учебных дисциплин на учебные периоды и учебные дисциплины по выбору.


Глава
1. Проблемы внедрения инноваций в современной школе

В ряду глобальных
проблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его цели,
содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. [2] Если
до нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, то
сегодня она в значительной степени сосредоточивается на способах овладения
накопленным, признавая глобальную роль информатики в своем дальнейшем развитии.

В процессе
внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, мы должны отдавать
себе отчет в том, что компьютеризация учебного заведения(понимаемая как
насыщение учебного пространства компьютерами), его информатизация (понимаемая
как радикальное увеличение информационных ресурсов), – это не внешние факторы
учебного процесса. И меньше всего эти процессы похожи на то, что принято
рассматривать как помощь гуманитарному образованию техническими средствами
обучения. То есть это не только ТСО, а действительно принципиально иной тип
знания, осваиваемого в новой информационной среде. Это более динамичная форма
знания как такового и одновременно новая форма гуманитарного образования, в
которой стираются различия между научным (исследовательским) и учебным,
фундаментальным и прикладным знанием. Происходит сближение, а часто и синтез
гуманитарного и естественно-научного знания, и становится видна искусственность
и условность дисциплинарной структуры как учебного, так и научного знания. В
новой информационной среде знание предстает как единая динамичная система, как
живое знание.

Удивительным образом
новая информационная среда полностью отвечает самым насущным потребностям
гуманитарного образования. Она не только позволяет уйти от массовости,
усредненности, нивелировки образования (это просто становится невозможным), но
в полной мере только индивидуально и может быть использована в гуманитарном
вузе.

Это своего рода
погружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоение
как индивидуального опыта. Вполне понятно, что подобное погружение, при всем
его творческом характере, требует тщательной и немалой подготовки. [2]

История возникновения и этапы развития

В современном
информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные
процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные
технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во сферы
деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального
процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию
информатизации образования, которая является одним из важнейших условий
реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как
именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не
только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит
самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других
странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме
информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных
стратегических проблем развития цивилизации.

В информатизации
образования можно выделить следующие этапы:


1985 — 1993 гг. до принятия
Программы информатизации образования Российской Федерации;


1993 — 1998 гг. до принятия
Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;


1998 — 2001 гг. до периода
окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего
образования, подготовленных 1998-1999 годах.


2002 г. — по настоящее время. С
момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации
отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное
пространство.

Этап с 1985 по 1993
гг. можно назвать этапом «компьютеризации», основными результатами
которого стали:

1. 
введение общеобразовательной
информатики во все средние учебные заведения;

2. 
начало подготовки учителей
информатики в педагогических вузах;

3. 
оснащение образовательных
учреждений разнородной компьютерной техникой — комплекты учебной вычислительной
техники (КУВТ) Yamaha MSX — 1, MSX — 2 (производство Японии); КУВТ ДВК — 1, ДВК — 3,
УКНЦ, Агат, БК — 0010, БК — 0011, «Корвет», «Гамма — 48»,
«Гамма — 64» (отечественного производства); классы вычислительной
техники, объединенные в локальную сеть на базе компьютеров IBM PS/2 286
(производство США) и поставлявшиеся в СССР с 1990 г. в рамках реализации государственного пилотного проекта;

4. 
создание Российского фонда
компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации
образования, состоящего из информационной и программной частей. Ядром информационной
части РОСФОКОМП является Информационно-справочная система
«РОСФОКОМП», которая фактически выполняет функции системы регистрации
программных средств учебного назначения;

5. 
в 1990 году, была разработана и
опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные
направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В
концепции подчеркивалось, что информатизация образования — это «процесс
подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества».
При этом указывалось, что информатизация образования является не только
следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она
содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В начале 90-х годов
в содержательном направлении развития информатизации образования были
определены четыре наиболее важные задачи:

1. 
Подготовка специалистов для
профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми
информационными технологиями.

2. 
Формирование в обществе новой
информационной культуры.

3. 
Фундаментализация образования за
счет его существенно большей информационной ориентации и изучения
фундаментальных основ информатики.

4. 
Формирование у людей нового
информационного мировоззрения.

На втором этапе с
1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации,
были разработаны первые концепции информатизации образования Российской
Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в
Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные
стратегические направления информатизации системы образования СССР и была
призвана решить ближние цели.

В соответствии с
этой Концепцией работы по информатизации образования проводились по следующим
основным направлениям:

1. 
Информатизация процесса обучения и
воспитания.

2. 
Информатизация научных
исследований в высшей школе. Основные работы по этому направлению состояли в
проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области
информатизации обучения, в научно-методической поддержке процесса
информатизации высшего образования, в создании информационных систем для
проведения мониторинга формирования научно-технических программ высшей школы, в
развитии научно-исследовательских работ об информационных средах и
информационных ресурсах. В целях разработки единой государственной
научно-технической политики, регулирующей научную деятельность в области
информатизации образования, приказом Госкомвуза России от 9 ноября 1995 г. № 1509 «Об упорядочении деятельности научно-технических советов в области информатизации
образования» был образован Научно-экспертный совет по информатизации
высшей школы (НЭС), впоследствии реорганизованный в Научно-экспертный совет по
информатизации сферы образования.

3. 
Управление системой высшей школы
как объектом информатизации.

4. 
Создание современной
информационной среды системы высшего образования и науки. Работы по этому
направлению базировались на трех основных научно-технических программах:
«Информационные сети высшей школы» (программа Минобразования России);
«Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и
высшей школы» (межведомственная программа Миннауки России, Минобразования
России, Российского фонда фундаментальных исследований); «Создание
«Интернет-центров» в 32 университетах России» (программа
Минобразования России совместно с Фондом Сороса). Научно-исследовательские и
научно-технические работы, разработка и создание конкретных элементов, узлов и
систем группировались вокруг развивающейся Федеральной университетской
компьютерной сети RUNNet, имеющей разветвленную иерархическую структуру.
Телекоммуникационными и информационными центрами регионов России стали вузы и
учреждения Минобразования России, на базе которых развернуты федеральные узлы
сети RUNNet.

5. 
Создание организационной
инфраструктуры обеспечения процесса информатизации высшего образования. Оно шло
в основном по пути организации и развития региональных центров новых
информационных технологий. Система региональных центров информатизации и
центров новых информационных технологий в настоящий момент функционирует в
основном на базе высших учебных заведений в различных регионах России.
Координирует работу этой системы Центр информатизации образования
«Информика» и отделение НЭС «Региональная информатика»

6. 
Оснащение системы высшей школы
техническими средствами информатизации.

7. 
Информационная интеграция высшей
школы России в мировую вузовскую систему. Исключительно убедительным фактом
достаточно успешного решения этой проблемы является подготовка в основном
силами России и проведение в Москве (1-5 июля 1996 г.) II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». Национальный
доклад России «Политика в области образования и новые информационные
технологии», представленный Конгрессу, был самым глубоким и
аргументированным документом среди всех национальных докладов других стран на
Конгрессе. Во исполнение рекомендаций Конгресса в Москве в 1998 году создан
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. В 1996 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации приняло Решение о
разработке новой единой Концепции информатизации сферы образования России.
Выполнение этого решения было организовано приказом Минобразования России от 17
декабря 1996 г. № 490, которым была утверждена межвузовская научно-техническая
программа «Концептуальное, научно-методическое и
информационно-аналитическое обеспечение информатизации сферы образования»
(шифр «КОНЦЕПТ-ИТ»). Необходимость разработки актуализированной
редакции Концепции была подтверждена приказом Минобразования России от 9 июля 1997 г. № 1472 «О разработке Концепции информатизации сферы образования».

На начало 1997 года
в системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовой
статус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относились
к предметной области информатизации высшего образования:


Концепция системной интеграции
информационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года);


Концепция информатизации высшего
образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.);


Концепция развития сети
телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена
31 марта 1994 г.).

После выхода в свет
этих документов возник целый ряд факторов, которые требовали осмысления и
дальнейшего развития, а также пересмотра ряда положений вышеназванных
концепций. Среди этих факторов наиболее значительными являлись следующие:


в августе 1996 года создано единое
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (на
базе упраздненных Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по
высшему образованию);


за последние годы реформирования
образования в России и в других странах мира рассеялся ряд иллюзий и появился
практический опыт информатизации образовательного процесса, как положительный,
так и отрицательный;


за последнее десятилетие сфера
образования России значительно продвинулась в части интеграции в мировое
образовательное пространство;


определились в значительной
степени, по крайней мере на ближайшие несколько лет, основные направления
важнейших составляющих новых информационных технологий (НИТ) общесистемного,
базового и учебного назначения;


накоплен и подвергся осмыслению, в
том числе и на международном уровне, значительный и полезный опыт использования
информационных технологий (ИТ), как в общем, так и в профессиональном
образовании.

В 1998г. эти и
другие факторы легли в основу Концепции информатизации сферы образования
Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном
заседании секции № 8 «Информационные технологии в образовании и
науке» в рамках Первого международного конгресса-выставки
«Образование — 98» (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и
приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях
кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

Этот документ
включил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальние
цели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышение
качества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народного
хозяйства страны высококвалифицированными кадрами.

Предварительная
редакция Концепции, разработанная в ГосНИИ системной интеграции, была
рассмотрена 26 сентября 1997 года на заседании Рабочей группы, в состав которой
по решению Минобразования России от 2 сентября 1997 г. вошли специалисты и эксперты, представляющие основные структуры системы образования России.

Одним из основных
направлений информатизации образования стало создание и развитие системы
дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором
международном конгрессе «Образование и Информатика: политика в области
образования и новые технологии», созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с
Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитие
Постановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному
обучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФ
утвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии в
оба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционного
обучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного)
образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 и
распоряжение №985-24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их
использования.

Дальнейшему
развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис,
который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах
информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже
локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы
информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп
самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты,
внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.

Анализ различных
документов этого периода позволяет сделать следующие выводы:


федеральные документы (Программа
информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 г.г., 1993; Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998) не дали
оснований и механизмов для реализации федеральной политики на региональном
уровне;


регионы считали, что наблюдался
период нестабильности управленческого звена на федеральном уровне, с учетом
расширившихся компетенций местных органов управления образованием (субъектов
Федерации и муниципальных), центр тяжести в управлении процессами, протекающими
в системе образования, постепенно смещался на региональный уровень;


со стороны регионов считалось,
наблюдалась ситуация «безвластия» и «вседозволенности» в
системе общего образования при отсутствие инструктивно-методической поддержки
федерального центра;


регионы считали, что имелась
необходимость создании регионального нормативного правового
«коридора», являющегося своеобразным регулятором процессов
информатизации образования.

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной
деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование
принимает конкурсный характер.

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр — 1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные
мероприятия проекта «Компьютеризация сельских школ — 2001». В
развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена
Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП «Развитие единой
образовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы» (РЕОИС). В ней
предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными
аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей
доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники,
повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка
электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам
обучаться, а лучшим педагогам — обучать.

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. — мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по
конкурсам 2003 года.

На этом этапе
основными являлись следующие направления информатизации образования:


Подготовка кадров для
информационного общества


Развитие электронных образовательных
ресурсов


Компьютеризация и коммуникационное
обеспечение образования


Поддержка региональных программ
информатизации


Развитие
информационно-коммуникационных технологий управления образованием

Присоединение
России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной
системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в
мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации.
Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является
его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим
четырем основным направлениям:


Оснащение образовательных
учреждений современными средствами информатики и использова-ние их в качестве
нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить
эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей
стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и
фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая
информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и
организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться
повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие
образовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней
школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных
учреждений современными средствами информатизации.


Использование современных средств
информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной
поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа
педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей
стране, так и в других странах мирового сообщества.


Развитие и все более широкое
распространение дистанционного образования — нового метода реализации процессов
образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить
масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все
большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран
мирового сообщества.


Пересмотр и радикальное изменение
содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным
развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются
не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку
учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой
модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального
информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для
этих условий личных качеств и навыков. [3]

Современное состояние проблемы и пути ее
решения

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект
«Образование»[8]. Направления, основные мероприятия и параметры
приоритетного национального проекта «Образование» были утверждены
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации
приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными
мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети
Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети
Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения
компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями
и оборудованием.

Если техническое
оснащение школ в настоящее время находится на приемлемом уровне, то этого
нельзя сказать об обеспечении образовательных учреждений ПО. На сегодняшний
день, основные проблемы, стоящий перед образовательными учреждениями, в области
программного обеспечения выглядят следующим образом:


Малое количество
специализированного ПО для управления учебным процессом


Все существующее на сегодняшний
день ПО для управления учебным процессом — коммерческое


Современное ПО не охватывает весь
класс задач, которые приходится решать, при управлении учебным процессом, оно,
как правило, узко специализировано.

Анализ современных
направлений развития процесса информатизации образования показывает [4], что
его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического,
социально-экономического и духовного развития общества представляет собой
сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему.
Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное
взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка
этого взаимодействия со стороны государственной власти. [7]

Руководителю
образовательным процессом на любом управленческом уровне важно знать специфику
становления человека, на которую влияют как внутренние, так и внешние
установки. Немаловажную роль в определении профессиональных приоритетов играет
и философское осмысление происходящего. Это подтверждает внезапно дарованная
нам свобода, ставшая следствием колоссального исторического опыта России.
Именно она оказалась разрушительной по своим нравственным последствиям. [10]

Период
революционных преобразований общества, его глобальной переориентации стал
мощным тормозом на пути прогресса. Качества, становящиеся все более персонально
значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности –
инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления,
диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы
с нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видов
деятельности, адаптивность и т.д. – просто не предусмотрены традиционной
школьной системой. Но многие коллективы нуждаются в конкретных указаниях для
организации своей работы, они страдают по общепринятым лозунгам и не понимают,
что различия, привносимые в образование личными инициативами учащихся и их
родителей, должны сегодня иметь полное право на существование. Крутой перелом,
требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя
ответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление в
учительской среде. Педагог не готов к восприятию социальных изменений и расчету
границ возможности своего участия в инновациях.

Между тем
образование становится одной из ведущих сфер в структуре общественной жизни:
происходит осознание роли образования как универсального инструмента
социализации, изменяются требования к системе образования как со стороны
отдельно взятой личности, так и со стороны государственных институтов и
общества в целом. Включение в систему изменений является для педагогов
принципиально важным, что отнюдь не подтверждает практика работы большинства
образовательных учреждений. Несмотря на активную пропаганду новаторских идей,
имеющих эффективное продолжение в практической деятельности авторских и частных
школ, большинство педагогических работников отдают предпочтение стереотипам.
Идти проторенными путями легче, поэтому путешествие по новым дорогам кажутся
сложным лабиринтом и частенько приводят в тупик. Нужно приложить достаточные
усилия, чтобы выбраться из него. Осознание непривычной ответственности за
свободу выбора и множественность возможных перспектив пугает.

Педагогические
работники, привыкшие выполнять социальный заказ с конкретными правилами
внешнего и внутреннего распорядка, значительно тормозят развитие российского
образования. Эти осложнения вызваны негативным отношением к действительности, и
педагог, который всегда служил государству, становится его противником.
Конечно, большую роль в процессе формирования образовательной политики играет
материальное положение учителя. Это неоспоримый факт, но нельзя, на мой взгляд,
под эту проблему накручивать все направления организационно-педагогической
деятельности, особенно содержание образования. Разве может педагог скрыть
знания от детей, если он получает меньше своего коллеги? Как определить объем
выдаваемого материала в финансовом эквиваленте? Однако агрессивность имеет
место быть. Учителя достаточно убедительно выдвигают аргументированные на их
счет предположения: «Все делается с целью разрушения образовательной
системы. Нашему государству не нужны умные люди. Идет открытая война против
интеллекта.» [10] и т.п. Социальная напряженность стала оказывать
отрицательное влияние на различные проявления учителей. Ностальгическое
настроение по прошлому для некоторых оборачивается изменой профессиональному
долгу. Складывается впечатление, что педагоги вступили в борьбу против
собственного развития. На мой взгляд, эта борьба педагогов с обновлением
школьной жизни, без всякого предъявления требований, уже является своего рода
бунтом.

Однако далеко не
каждый педагог способен строить свою практическую деятельность на основе
самостоятельного выполнения государственных установок и удовлетворения
общественных запросов населения на образовательные услуги. Отсутствие
стремления создать новые отношения между всеми участниками педагогического
процесса приводят к абсолютному исключению из практики демократичного поведения
в школе. Социальное пространство за пределами школы резко отличается от
образовательной среды. Жизнь учит одному, школа – другому.

В редких случаях
используются компьютерные технологии и проектная деятельность; в исключительных
– семейное образование и экстернат; в ряде случаев внедряются гимназические и
лицейские программы, заключаются договоры о совместной деятельности с высшими
учебными заведениями. Именно такие школы мы называем инновационными, несмотря
на то, что современное общество заставляет выбирать для данного направления
работы более яркие краски. Так, может быть, не зря государство так нерешительно
по отношению к учителям. Негодование педагогических работников по вопросам
организации профильного обучения, внедрения в систему оценивания качества
знаний формы единого государственного экзамена, активизации использования в
школах инновационных программ значительно замедляет включение в эти процессы
учащихся и их родителей.[10]

Современная Россия
предъявляет новые требования к качественному уровню управления системой
образования, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения.
Это в полной мере относится ко всем типам и видам образовательных учреждений.
Подходить со старыми мерками к новым явлениям в образовательной политике
совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным
образом отражающая перемены в образовательной сфере. Сегодня очевидно, что в
каждом коллективе педагоги должны четко понимать миссию своей школы. Ведь время
для кого-то ярко выраженной, а для кого-то почти незаметной конкуренции
определило, что каждая школа должна иметь свое лицо.


Глава
2. Организация управления учебным процессом на основе системы дистанционного
обучения Moodle

На сегодняшний день
существует множество систем, призванных облегчить работу учителям и школьной
администрации. Большинство из них распространяются на коммерческой основе. В
нашем исследовании мы отдаем предпочтения системе дистаниционного обучения Moodle
(в дальнейшем СДО Moodle) по следующим причинам:

· 
Она имеет открытый исходный код,
который распространяется по лицензии GPL (это означает, что ее можно распространять бесплатно)

· 
Она не ориентирована на конкретную
систему образования, ее можно настроить под любую форму организации учебной
деятельности

· 
Ее можно использовать в любом
учебном заведении (как в школе, так и в ВУЗе, или специализированном учебном
заведении)

· 
Она кроссплатформенна (работает на
любой операционной системе).

Однако, несмотря на
все эти достоинства, СДО Moodle нуждается в доработках, для того чтобы лучше
подходить к современным условиям системы образования в России. Для этого в 2006-м
году была начата разработка проекта «Электронный деканат». В 2007-м
году была закончена его первая версия, которая успешно работает в ЦОТО «Технологии
обучения» до сих пор. На текущий момент, заканчивается работа над второй
версией. Ниже представлен подробный обзор как СДО Moodle, так и
дополнительных плагинов к ней, а также модуля «Успеваемость»,
обрисованы перспективы развития системы в целом.


Обоснование выбора СДО Moodle как базовой системы для управления учебным
процессом в средних общеобразовательных учебных заведениях

Moodle — это
программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.
Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социального
конструктивизма.

Moodle
распространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом
(Open Source) под лицензией GNU Public License. Это значит, что Moodle
охраняется авторскими правами, но и Вам доступны некоторые права. Вы можете
копировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в том
случае если вы согласны: предоставлять код другим, не изменять и не удалять
изначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всю
производную работу.

СДО Moodle
может быть установлена на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базы
данных типа SQL (например, MySQL).

Она может быть
запущена на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux
(например, Red Hat или Debian GNU).

Слово Moodle – это
аббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая
Обучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Это
также может быть и глаголом, который означает процесс медленного продирания
сквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок,
которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческих
способностей. По существу, обе эти трактовки подходят, учитывая то, как
разрабатывался этот проект и то, что учителя и студенты смотрят на вопрос
он-лайн образования по-разному [11].

История возникновения

Moodle — это
действующий и постоянно развивающийся проект. Разработка данного проекта была
начата Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), который и на текущий момент
руководит проектом:

«Я работал над
этим проектом в том или ином направлении в течение нескольких лет. Проект
стартовал в 90-х гг., когда я был web-мастером в Технологическом университете
им. Дж. Картина (Curtin University of Technology) и администратором сайта под
управлением WebCT. Мне пришлось столкнуться с различными проблемами этой
системы, и я не мог успокоиться. Должно существовать другое, лучшее решение (но
не Blackboard)

Я знаю много людей
из школ и небольших институтов (а так же и из больших) которые хотели бы более
эффективно использовать интернет, но не знают, как это сделать в лабиринте
существующих технологий и педагогических методов. Я всегда надеялся, что
появится альтернативная и свободно распространяемая система, которая даст этим
людям возможность перенести свои педагогические умения в on-lіne.

Моя вера в
недооцененные способности онлайн-образования заставили меня устроиться на
работу в фирму «Masters», а потом и в «PhD in Education»,
смешивая мою карьеру разработчика в компьютерной сфере с новоявленными знаниями
о природе обучения и совместной работе. В частности, на меня повлияла
эпистемология (раздел философии, изучающий основания знания) общественного
конструктивизма – который не только обогащает понятие обучение как общественную
деятельность, но и заостряет внимание на информации, которую мы получаем в ходе
создания артефактов (например, текстов) для других людей. Наиболее важно для
меня то — чтобы это программное обеспечение было наиболее простым в
использовании, а для этого оно должно быть основано на интуиции настолько,
насколько это возможно. Я зациклен на продолжении своей работы над Moodle и на
сохранении его общедоступным. Я глубоко убежден в важности дистанционного
обучения и Moodle – главный способ в реализации моих идей.» — Мартин Дугиамас. [13]

Множество ранее
созданных прототипов были отвергнуты, прежде чем Мартин вопреки всем ожиданиям
выпустил версию 1.0 20-го августа 2002 года. Это версия имела отношение к
углубленным курсам университетского уровня и изучала предмет анализа природы
совместной учебной деятельности участников в маленьких группах. С того времени
было добавлено много усовершенствований, новых возможностей, улучшено
исполнение проекта в целом. Так как Moodle расширяется, все больший вклад
вносится в различные сферы обучения. Например, Moodle сейчас используют не
только в университетах, но и в колледжах, училищах, школах, некоммерческих
организациях, различных фирмах. Его также используют родители и учителя, не
выходя из дома. Число людей по всеми миру, которые способствуют развитию
Moodle, растет с каждым днем.

Очередная возможность
проекта Moodle – это moodle.org, который занимает центральное место в
обсуждении той или иной информации пользователями Moodle, среди которых
администраторы, преподаватели, исследователи и, конечно же, разработчики. Также
так и Moodle, этот сайт всегда направлен на удовлетворение потребностей его
пользователей и всегда будет доступен для всех. В 2003 году была запущена
компания moodle.com для обеспечения поддержки пользователей, предоставления
справок и др.

Философия Moodle

Дизайн и разработка
Moodle направляются особой философией обучения, на которую можно вкратце
назвать «педагогика социального конструкционизма» (social
constructionist pedagogy). В этом разделе мы поясним основные четыре концепции
этого понятия.

Если эти концепции
для вас являются новыми, они могут оказаться сложны для понимания с первого
прочтения. Всё, что мы можем сделать для вас — посоветовать читать их
внимательно, соотнося читаемое со всем вашим опытом попыток изучать что-либо.

Конструктивизм

Люди
«конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия с
окружающим миром.

Всё, что вы
читаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученным
знанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроены
новые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, если
его удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилище
памяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть получено
непосредственно чтением или прослушиванием.

Это не значит, что
Вы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечно
можете. Просто необходимо подчеркнуть, что при обучении имеет место больше
интерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.

Конструкционизм

Конструкционизм
утверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессе
обучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, от
высказывания утверждения или написания сообщения в интернет до более
комплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.

Например, вы можете
прочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить.
Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словами
или изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, могу
гарантировать, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственные
идеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда не
читают их потом.

Социальный конструктивизм

Это понятие
расширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то для
других, работая совместно, и создавая тем самым «малую культуру»
разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается в
подобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучения
тому, как «быть» в этой культуре.

Возьмём в качестве
простого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться для
тысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода
«знание» об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс.
Здесь не только «формы» инструментария указывают на то, как должен
работать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящая
деятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участник
курса действует внутри группы.

Вовлечённое и отвлечённое

Эта концепция —
чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях.
«Отвлечённое» поведение – это когда кто-то старается оставаться
«объективным» и «опираться на факты». Он имеет склонность
защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в
суждениях оппонента. «Вовлечённое» поведение представляет собой более
эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается
слушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения.
«Сконструированное» поведение – это когда человек способен
использовать оба подхода, и выбирает какой-либо из них в зависимости от текущей
ситуации.

В целом, здоровое
количество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощный
стимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствует
возникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихся
убеждений.

Обдумывание этих
вопросов поможет вам больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы быть
полезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычной
публикации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующим
проставлении оценок. Также это поможет вам понять, как каждый участник курса может
быть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестать
быть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя,
ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядке
и работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии и
деятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.

Безусловно, Moodle
не навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodle
поддерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мере
стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения в
области «педагогической поддержки» станут основным направлением в
развитии системы Moodle. [12]

Возможности СДО Moodle

Moodle является
активно развивающимся продуктом. В этом разделе будут рассмотрены только
некоторые из многих возможностей, которыми обладает данная СДО.

Общий дизайн

· 
При проектировании Moodle особое
внимание уделяется следующим принципами:

· 
Продвижение педагогики социального
конструкционизма (сотрудничество, активное обучение, критическая рефлексия и
пр.).

· 
Поддержка различных подходов к
обучению: дистанционное, смешанное, очное.

· 
Простой, интуитивно понятный,
эффективный, кросс-платформенный интерфейс в окне браузера.

· 
Простая установка на большинство
платформ, поддерживающих PHP.

· 
Совместимость с большинством
широко используемых баз данных.

· 
Список курсов содержит описания и
доступен любому пользователю.

· 
Курсы структурируются по
категориям. По ним можно производить поиск. Один сайт может содержать тысячи
курсов.

· 
Существенное внимание уделяется
вопросам безопасности. Все формы и вводимые данные проверяются, cookies
шифруются и т.п.

· 
Для большинства текстовых областей
(ресурсы, сообщения форумов и т.п.) используется встроенный WYSIWYG HTML
редактор.

Управление сайтом

· 
Сайт управляется администратором.

· 
Основные настройки сайта
определяются в процессе установки, но могут быть легко изменены и в будущем.

· 
Для изменения настроек сайта
используется удобный блок Администрирование.

· 
Подключаемые модули
«тем» дают администратору широкие возможности по изменению внешнего
вида сайта.

· 
С помощью дополнительных модулей
можно легко расширить возможности сайта.

· 
Подключаемые языковые пакеты
позволяют сделать перевод на любой язык. Редактирование перевода осуществляется
с помощью встроенного веб-редактора. На данный момент перевод осуществлен более
чем на 70 языков мира.

· 
Весь код написан на языке PHP под
открытой лицензией GPL, что позволяет легко адаптировать систему под свои
нужды.

Управление пользователями

Обзор

· 
Основная цель: свести действия
администратора по управлению пользователями к минимуму. Сохранив при этом
высокий уровень безопасности.

· 
Поддерживается большое количество
механизмов аутентификации за счет использования плагинной архитектуры. Тем
самым обеспечивается простота интеграции с внешними системами.

· 
Стандартная e-mail аутентификация:
пользователи сами создают себе учетные записи. E-mail адрес проверяется путем
отсылки на него письма с подтверждением регистрации.

· 
LDAP аутентификация производится
через LDAP сервер. Обладает гибкими настройками используемых полей.

· 
IMAP, POP3, NNTP: аутентификация
производится через почтовый или новостной сервер. Поддерживается SSL,
сертификаты, TLS.

· 
Внешняя БД: любая база данных,
содержащая, как минимум, два поля может выступать в качестве внешнего источника
аутентификации.

· 
Пользователи имеют широкие
возможности по заполнению своего профиля. При необходимости e-mail адреса могут
быть защищены от показа.

· 
Администратор имеет возможность
гибко управлять полями профиля: добавлять, защищать от изменений и т.п.

· 
Каждый пользователь может указать
свою временную зону. Эти настройки будут учитывать при отображении любых дат в
рамках системы (например, даты отправки сообщений, сроки сдачи заданий и т.п.).

· 
Каждому пользователю может быть
предоставлена возможность выбора языка, на котором ему будет отображаться
интерфейс системы.

Запись на курсы

· 
Учителя могут устанавливать для
своих курсов так называемые «кодовые слова» для предотвращения
доступа к курсу посторонних участников. Учителя могут сообщить кодовое слово
своим учащимся лично, по e-mail или каким-нибудь другим способом.

· 
Учителя могут записывать учащихся
на курс вручную, если это необходимо.

· 
Учителя могут вручную отчислять
учащихся с курса, если это необходимо. Кроме того, администратором может быть
задан период, по окончании которого, если учащийся не заходил в курс, он будет
автоматически отчислен.

· 
Плагинная архитектура методов
записи позволяет создавать и подключать произвольные процедуры записи на курс.

· 
Каждый пользователь имеет всего
одну учетную запись в системе, но при этом может иметь разные уровни доступа к
курсам.

· 
Метакурсы предоставляют удобное
средство автоматической синхронизации подписок пользователей. Список участников
метакурса наследуется из других курсов, связанных с данным метакурсом.

Роли

· 
Система ролей является мощным
средством наделения пользователей различными правами на разных уровнях иерархии
контекстов (Система-> Категория курса->Курс->Элемент курса).

· 
Роли определяются администратором
сайта. Они представляют собой набор разрешений для всех возможностей системы
(например, Разрешить отвечать на сообщения в форуме, Запретить создавать темы
форума и т.п.).

· 
Существует набор предустановленных
ролей (права которых все равно могут быть отредактированы): администратор,
создатель курсов, учитель, учитель без права редактирования, учащийся, гость.

· 
Создатель курсов может создавать
курсы, редактировать содержимое и обучать.

· 
Учитель может редактировать
содержимое курсов и обучать в них.

· 
Учитель без права редактирования
может только обучать в курсе.

· 
Учащийся может обучаться в курсе.

· 
Гость имеет минимальные права
просмотра некоторых элементов курса.

Управление курсом

Обзор

· 
Учитель имеет полный контроль над
курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение.

· 
В стандартную поставку включены
следующие форматы курсов: календарь, структура, сообщество (форум), SCORM.
Благодаря плагинной архитектуре любой формат курса может быть создан и
подключен к системе.

· 
Для каждого курса может быть
выбрана своя тема отображения.

· 
Каждый курс может включать большой
набор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы,
анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты. Благодаря
плагинной архитектуре любой элемент курса может быть разработан и подключен к
системе.

· 
В рамках курса могут быть
загружены файлы, доступ к которым смогут получить только участники курса.

· 
Большой набор блоков (календарь,
последние новости, наступающий события и т.п.) расширяет функциональность и
удобство использования системы. Благодаря плагинной архитектуре любой блок
может быть разработан и подключен к системе.

· 
Учащиеся и учителя могут быть
записаны в несколько групп и groupings (потоков). Группы позволяют разделить
активность пользователей в рамках элементов курса. Groupings (потоки) позволяют
отображать некоторые элементы курса только для определенных объединений
участников.

· 
Блок и страница последних действий
позволяют в удобном виде вывести для вас все изменения в курсе с вашего
последнего входа в систему.

· 
Содержимое большинства текстовых
областей (ресурсы, сообщения форумов и т.п.) легко редактируется с помощью
встроенного WYSIWYG HTML редактора.

· 
Большинство элементов курса могут
быть оцениваемыми.

· 
Все оценки собираются в единый
журнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания и
использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.

· 
Создание собственных шкал дает
широкие возможности для критериального оценивания результатов обучения.

· 
Мощная система учета и
отслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидеть
полную картину как об участии в курсе целом, так и детальную информацию по
каждому элементу курса.

· 
Интеграция с почтой позволяет
отправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей и
другую учебную информацию.

· 
Благодаря функции резервного
копирования любой курс может быть сохранен как одиночный zip Файл и затем
восстановлен на любом сервере с Moodle.

Ресурс

· 
Поддерживается отображение любого
электронного содержания: Word, Powerpoint, flash, видео, музыка и т.п. Все это
может храниться как локально, так и на любом внешнем сайте.

· 
Файлы могут загружаться на сервер
и размещаться в курсе. Затем файлы можно архивировать, разархивировать,
переименовывать, перемещать и т.п.

· 
Для структурирования файлов можно
создавать папки, которые также можно размещать потом на странице курса.

· 
С помощью WYSIWYG HTML редактора
можно создавать веб-страницы и размещать их в курсе.

· 
На странице курса можно размещать
ссылки на внешние веб приложения и передавать данные в них.

· 
MP3 аудио-файлы отображаются и
проигрываются с помощью flash-плеера.

Лекция

· 
Лекция представляет собой
последовательность страниц, которые могут отображаться линейно, как
презентации, нелинейно с ветвлениями или условными переходами между страницами,
либо комбинировано с использованием обоих вариантов.

· 
В лекцию могут быть добавлены
вопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условными
переходами между страницами.

· 
Страницы с вопросами могут быть
следующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткий
ответ, эссе.

· 
Возможны различные варианты
начисления баллов и выставления оценки

· 
Страницы могут быть импортированы
из презентации PowerPoint. Страницы с вопросами могут быть импортированы из
различных форматов.

· 
Можно настраивать количество
попыток учащихся, временные ограничения, минимальные баллы.

· 
Содержимое страниц хранится в
формате HTML и может быть отредактировано встроенным WYSIWYG редактором.

· 
Учащемуся могжет отображаться
индикатор выполнения, полученные на данный момент баллы.

· 
Возможны различные ограничения на
доступ к лекции: пароль, времнные ограничения и т.п.

Глоссарий

· 
Это один из тех модулей, которые
очень хорошо иллюстрируют, как Moodle может дополнить и расширить возможности
традиционного очного обучения.

· 
Когда учащийся размещает
результаты своей деятельности на общее обозрение (например, как в глоссарии),
он прикладывает больше усилий, получает лучший результат, а соответственно и
больший опыт.

· 
Участники могут создавать и
поддерживать список определений, похожий на словарь, энциклопедию и т.п.

· 
Записи учащихся пере опубликование
могут быть предварительно просмотрены учителем.

· 
По записям можно производить поиск
и перемещение, используя алфавит, категории, даты и имена авторов.

· 
Если какой-нибудь из терминов
глоссария встретится в тексте в любом месте курса, он может быть автоматически
преобразован в ссылку на этот термин.

· 
Записи глоссария можно
структурировать по категориям.

· 
Участники могут комментировать
записи глоссария.

· 
Записи можно оценивать по любой
определенной учителем шкале.

· 
Записи глоссария можно легко
экспортировать и импортировать в формате xml.

· 
По записям глоссария можно
производить поиск.

· 
Существует несколько форматов
отображения записей.

База данных

· 
Расширяет возможности глоссария –
позволяет определять произвольную структуру записей.

· 
Поддерживаются следующие типы
полей: дата, картинка, меню, меню (выбор нескольких), переключатели, ссылка,
текстовая область, текстовое поле, файл, флажки, число, широта/долгота.
Благодаря плагинному механизму можно разрабатывать новые типы полей.

· 
Записи могут просматриваться в
двух режимах: «Просмотр списка» и «Просмотр по одной
записи».

· 
Учитель может определять разметку
режимов просмотра.

· 
Набор полей и настройки режимов
просмотра можно сохранить как предустановку. Предустановки можно распространять
как в рамках одного сайта, так и между сайтами с Moodle.

· 
По записям возможен поиск.

· 
Записи можно экспортировать и
импортировать.

· 
Участники могут комментировать
записи в базе данных.

· 
Записи можно оценивать по любой
определенной учителем шкале.

· 
Учитель может определять различные
ограничения по работе с БД: временные промежутки просмотра, добавления записей,
ограничения на минимальное и максимальное количество записей.

Тест

· 
Учитель составляет базу тестовых
заданий, которые потом могут использоваться в различных тестах.

· 
Тестовые задания можно структурировать
по категориям для более удобной работы.

· 
Категории можно делать доступными
на разных уровнях. Иерархия уровней выглядит следующим образом: Элемент
курса->Курс->Категория курса->Система.

· 
Большинство тестовых заданий
оцениваются автоматически. При изменении задания, тест может быть переоценен.

· 
Учитель может определять различные
ограничения по работе с тестом: начало и конец тестирования, задержки по
времени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только с
определенных сетевых адресов.

· 
Учитель может настраивать
количество попыток для сдачи теста, указывать комментарии как к отдельным
ответам, так и ко всеми тесту в зависимости от различных условий.

· 
При выполнении последующих попыток
могут учитываться предыдущие варианты ответов. В рамках одной попытки учащиеся
могут выполнять тест в несколько подходов.

· 
Как тестовые задания, так и
варианты ответов могут автоматически перемешиваться при каждой новой попытке.

· 
Как вопросы, так и варианты
ответов могут содержать HTML, картинки и пр.

· 
Вопросы можно экспортировать и
импортировать в различных форматах.

· 
Учитель может получить подробную
информацию об ответах учеников и затрачиваемом ими времени.

· 
Существует возможность
статистического анализа выполнения тестовых заданий.

Поддерживаются
вопросы следующих типов:

1) 
В закрытой форме (множественный
выбор): предоставляет возможность выбора одного и нескольких вариантов. К
каждому варианту учителем может быть указан комментарий, который отобразится
ученику после ответа.

2) 
Короткий ответ.

3) 
Числовой: принимается ответ в виде
числа с определенной погрешностью, также можно предоставить возможность ответа
в различных единицах измерения.

4) 
Вычисляемый: текст вопроса
формулируется как шаблон, для него формируется определенный набор значений,
которые будут автоматически подставляться. На основе заданной формулы и этих
значений формируется правильный ответ. Таким образом, каждому ученику будет
отображен вопрос со своими числовыми значениями и, соответственно, своим
правильным вариантом ответа.

5) 
На соответствие.

6) 
Верно/Неверно.

7) 
Эссе: предполагает текстовый ответ
ученика в свободной форме. Оценивается учителем.

8) 
Вложенные ответы: текст вопроса
содержит поля, в которых учащийся должен ввести или выбрать ответ.

9) 
Случайные вопросы: на место
случайных вопросов в тесте ученику при каждой новой попытке будут случайным
образом подставляться вопросы из выбранной категории.

· 
Благодаря плагинному механизму
можно создавать и подключать свои типы вопросов.

Задание

· 
Задание предполагает ответ
учащегося в виде текста, файла, нескольких файлов или вне сайта.

· 
Для задания указывается
максимальная оценка или шкала оценивания.

· 
Выполнение задания может быть
ограничено по времени.

· 
Учитель может разрешить ученикам
отвечать после окончания срока выполнения. В этом случае учителю будет
отображаться информация о просроченных ответах.

· 
Учитель может выставлять оценки и
указывать комментарии как индивидуально, так и на одной странице для нескольких
учеников.

· 
Комментарий учителя будет отображаться
учащемуся под оценкой и может быть отправлен по e-mail.

· 
Учитель может разрешить повторную
отправку ответа после того, как оценка была выставлена. Таким образом можно
организовать итеративный режим работы с заданием.

Форум

· 
Доступны различные типы форумов:
новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждый
открывает одну тему, Вопрос-Ответ.

· 
Все сообщения содержат картинку
участника.

· 
Дискуссии можно просматривать в
разных режимах отображения: древовидно, плоско.

· 
Участникам может быть разрешено
индивидуально управлять подпиской на каждый форум или учитель может
принудительно подписать всех.

· 
Учитель может запретить отправку
сообщений в форум (например, используя форум только как рассылку новостей).

· 
Дискуссии можно перемещать между
различными форумами.

· 
Для форума может использоваться
оценивание по произвольной шкале, при этом оно может быть ограниченно
определенным временным промежутком.

Чат

· 
Позволяет организовать синхронное
текстовое взаимодействие между участниками.

· 
Поддерживает смайлики, HTML,
картинки и т.п.

· 
При включенных математических
фильтрах позволяет использовать формулы.

· 
В окне чата отображаются картинки
из профилей пользователей.

· 
Все чат-сессии могут быть
сохранены для последующего просмотра.

Опрос

· 
Может быть использован для
голосования или сбора мнений по какому-либо вопросу.

· 
Учитель видит результаты в виде
интуитивно понятной таблицы.

· 
Учитель может гибко настроить
просмотр результатов учащимися.

Анкета

· 
Встроенные анкеты (COLLES, ATTLS)
— это хорошо зарекомендовавший себя инструмент для анализа он-лайн классов.

· 
Всегда доступны подробные отчеты с
большим количеством диаграмм. Данные могут быть загружены в виде документа
Excel или CSV файла.

· 
Интерфейс анкет не допускает
частичного заполнения.

· 
Учитель может оставить комментарий
для учащегося о его результатах по сравнению со средними показателями других
участников.

Wiki

· 
Wiki — это веб-страница, которую
может добавить и редактировать кто угодно.

· 
Старые версии страниц сохраняются
и могут быть легко восстановлены.

· 
Wiki позволяет организовать
совместную работу над документами и тем самым обучение в сотрудничестве.

Семинар

· 
Позволяет проводить
многопозиционное многокритериальное оценивание работ.

· 
Учитель может управлять процессом
оценивания и оценивать сам процесс.

· 
Поддерживает широкий спектр шкал
оценивания

· 
Учитель может предоставить образец
работы для того, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в оценивании.

Выбор системы
дистанционного обучения Moodle для
построения системы для управления учебным процессом в средней
общеобразовательной школе может быть обоснован со следующих позиций:

· 
Использование всей полноты
мультимедиа возможностей современных интернет-технологий для обучения

· 
Поддержка новейших web-технологий
(таких как AJAX)

· 
Бесплатность распространения

· 
Модульность — функциональность
системы может быть легко расширена без ущерба для ее стабильности

· 
Приспособляемость к любым
организационным формам и методам обучения.

Принципы и результаты разработки системы «электронный
деканат»

информатизация
учебный процесс moodle школа

Проект «Электронный
деканат» был создан для того, чтобы расширить функциональность СДО Moodle,
и адаптировать ее к существующей российской системе образования.

О проекте

Free Dean’s Office
(Электронный деканат) — это модуль для среды дистанционного обучения Moodle,
который добавляет возможность управления процессом обучения, типичным для
российских школ, колледжей и ВУЗов. Free Dean’s Office позволяет оперировать
такими объектами, как «Предмет», «Дисциплина»,
«Группа», «Семестр», «Учебный план на семестр»,
«Итоговые оценки по дисциплинам», «Расписание очных
занятий». [1]

Free Dean’s Office
является свободным программным обеспечением и распространяется под лицензией
GNU GPL.

В настоящее время
существуют две ветки Электронного деканата:

· 
1.x Продукт находится в стадии
релиза и уже два года используется в нескольких учебных заведениях. Развивается
в режиме заказной разработки компанией ООО «Открытые технологии».
Распространяется на условиях лицензии GNU GPL в составе контракта на
техническую поддержку или доработку.

· 
2.x Продукт находится в стадии
активной разработки. Активную поддержку проекту оказывают ГОУ Центр образования
«Технологии обучения» и ряд других организаций. На текущий момент
является модульной платформой для реализации любой бизнес-логики путем
добавлениям плагинов. Разрабатывается как публичный проект на сайте
http://sourceforge.net/projects/freedeansoffice/ и распространяется по лицензии
GNU GPL.

Сведения об условиях
эксплуатации

Требования к квалификации персонала

Для обслуживания
системы требуются следующие специалисты:


Системный администратор,
обладающий навыками администрирования операционной системы GNU/Linux и
сопутствующих приложений, включая веб-сервер Apache и базу данных MySQL.


Инженер-программист, знакомый с
архитектурой СДО Moodle.


Администратор учебной площадки,
обладающий навыками управления курсами и пользователями в СДО Moodle.

Для управления
учебным процессом пользователь должен обладать следующими навыками:


Основными навыками оператора ПК и
пользователя сети Internet


Навыками работы в стандартном
офисном пакете

Для обучения на
курсе пользователь должен обладать основными навыками пользователя ПК и сети
Internet.

Требования к техническому обслуживанию

При эксплуатации,
для обеспечения устойчивой работы системы, необходимо соблюдать следующие
ограничения:


На каждый гигабайт доступной
веб-серверу оперативной памяти на сервере, должно приходиться не более 50
одновременно работающих пользователей или не более 5 конкуретных
(обрабатываемых одновременно) пользовательских запросов.


Загрузка процессора по статистике
утилиты top не должна на продолжительное время превышать 30%. Рекомендуется
использование многопроцессорной (двух- и более) архитектуры.


На жестких дисках, на которых
размещены базы данных и пользовательские файлы moodle, объем свободного
дискового пространства не должен быть меньше 10% и 1 GB.


Для обеспечения приемлемого
времени отклика на запросы пользователя средняя загрузка канала подключения
сервера к сети Internet не должна превышать 10%.

В случае превышения
указанных ограничений рекомендуется провести модернизацию оборудования или
переход к кластерной архитектуре веб-сервера.

Также рекомендуется
расположить все системные данные на отказоустойчивых дисковых массивах с
избыточностью не менее чем в 1 диск и регулярно проводить резервное
копирование. Кроме того, рекомендуется оснастить сервер резервным блоком
питания и подключить источник бесперебойного питания.

Требования к защите информации от несанкционированного
доступа

Все основные
действия в системе должны быть доступны только авторизованным пользователям.

Доступ к функциям
преподавателей и студентов должен предоставляться только членам учебных групп,
преподавателям и студентам соответственно.

Доступ к функциям
оператора предоставляется на основе встроенной в СДО Moodle системы
распределения полномочий.

Структура и типы
модулей freedeansoffice.

«Электронный
деканат» представляет собой платформу для разработки улучшений и
дополнений к СДО Moodle. Благодаря ей все плагины, написанные разными
разработчиками будут иметь единый формат, и совместимы между собой. Это поможет
скоординировать работу сообщества, а также облегчить процесс разработки
плагинов. Графическое представление структуры модулей дано в Приложении 1.

Справочники

Каждой таблице в
базе данных соответствует один плагин storage. Каждый плагин должен включать
инсталляционный скрипт и описание xmldb для создания соответствующей таблицы в
базе данных при его установке. Если после выхода релиза, включая отладочные
версии и версии для разработчиков меняется структура базы данных, версия
справочника должна быть изменена и для перехода между версиями объявлены
операции изменения структуры базы данных, по тем же правилам, как для модулей
Moodle. При этом сам файл структуры БД, использующийся при инсталляции, должен
сразу отражать текущую структуру базы данных.

Только в
плагинах-справочниках может содержаться SQL-код. Поскольку по стандарту Moodle,
все текстовые строки должны проходить обработку addslashes() в момент их
получения, непосредственно перед вставкой данных в БД данные не обрабатываются,
при выборке данных из БД, файлов, форм и других источников их необходимо сразу
обработать addslashes().

Справочники могут
содержать переопределенные методы управления правами доступа, задающие политики
доступа к объектам данного справочника. Собственные методы справочника при этом
работают вне политик управления доступом, а методами проверки прав доступа из
справочников пользуются плагины интерфейса и другие. В общем случае, если
объект приписан к структурному подразделению, то управлять им может только
руководитель этого структурного подразделения.

Рабочие процессы

Задают статусы
объектов, возможные переходы между ними, права доступа, разрешающие выполнять
переход и действия, сопутствующие переходу.

Создаются для всех
справочников, использующих статусы. Имя совпадает с именем плагина storage,
описывающего объект. Рабочие процессы управляют поведением остальных плагинов,
реализуя некое подобие машины Тьюринга. Тем не менее, взаимодействие между
плагинами может быть реализовано и без использования модуля типа Workflow.

Синхронизации

Этот тип плагинов
служит для реализации взаимодействия между СДО Moodle
и Электронным Деканатом. Все вызовы
функций Moodle, а также обращения к стандартным таблицам Moodle должны быть
реализованы через плагины этого типа.

Действия
синхронизации могут инициироваться разными способами:

· 
прослушиванием событий. Это
«дорогой» способ с точки зрения вычислительных ресурсов, применяется
обычно когда важно избежать зависимости справочника от синхронизации, сделать
ее необязательной.

· 
прямым вызовом метода
синхронизации — эффективный способ, но увеличивает связность, применяется когда
случай использования плагина без метода синхронизации признается маловероятным.

· 
прослушиванием событий Moodle.

· 
получением запросов из внешних
систем.

· 
вызовом по расписанию.

Интерфейсы

Интерфейсы
предназначены для взаимодействия с пользователем. Объем инструментов,
отображаемой информации и возможных действий индивидуален для каждого
пользователя и определяется на основании персональных полномочий.

Библиотеки

Плагины этого типа
хранят дополнительные функции для работы с данными, которые могут понадобится
другим модулям. Вся основная логика по обработке данных содержится здесь.

Перспективы
развития

Поскольку проект «Электронный
деканат» находится на текущий момент в стадии активной разработки, было бы
целесообразно описать основные направления его дальнейшего развития

Унификация

Поскольку конечной
целью развития проекта «Электронный деканат» является создание
полноценной системы обучения, интегрированной с образовательным процессом любой
российской школы, в настоящее время ведутся работы по максимальной унификации
сфер его применения. Наша цель — внедрение этой системы во всех образовательных
учреждениях Российской Федерации.

Электронный документооборот

Разрабатывающийся в
текущее время плагин «Templater» (тип modlib) при должном развитии может перевести весь школьный
документооборот в электронный вид. Все отчеты, приказы, статистические данные,
сводные таблицы и т. п. Смогут быть в будущем сгенерированы при помощи этого
плагина.

Глобальный каталог курсов

При внедрении
системы «Электронный деканат» в достаточном количестве школ и ВУЗов
станет возможным введение системы поиска по глобальному каталогу курсов. При
помощи нее учителя разных школ смогут обмениваться своими курсами с другими
учителями, обсуждать и улучшать их. Будет создана единая база данных учебных
курсов по стране. На сегодняшний день аналогов такой системы нет ни в России,
ни за рубежом.


Глава
3. Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДО
Moodle для информатизации образовательного процесса

В этом разделе мы
рассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы «Электронный деканат» версии 1.2
в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО «Технологии
обучения».

После внедрения СДО
Moodle в процесс
образования он изменился, по нескольким параметрам. Рассмотрим их более подробно.

Изменение в образовательном процессе и
внедрение новых форм в обучение

Внедрение системы
дистанционного обучения сделало возможным освоение новых организационных форм
обучения, а также сделало возможным реализацию новых подходов к подготовке учебно-методических
материалов. Теперь их подготовка может осуществляться по принципам Open Source – то есть, как и в программировании, у людей нет
необходимости множество раз решать однотипные простые задачи, и есть
возможность сосредоточить свое внимание на решении действительно важных задач.
Решать какую-либо сложную задачу в составлении учебно-методических материалов
теперь нужно лишь в двух случаях:

· 
если эту задачу следует решить
лучшим способом

· 
если такая задача никогда никем не
решалась.

Во всех остальных
случаях учитель имеет возможность воспользоваться опытом своих коллег.

Новые подходы к подготовке
учебно-методических материалов

· 
Все учебные материалы
располагаются на сервере школы. Материал учебного курса доступен как всем
учителям, так и ученикам, подписанным на этот курс.

· 
Все учебные курсы, постоянно
развиваются. Поскольку курс не требуется составлять каждому учителю заново,
освободившееся свободное время преподавателей тратится не на создание своего
материала «с нуля», а на улучшение того, что было создано до него.

Новые организационные формы обучения

Введение системы
дистанционного обучения позволило расширить список организационных форм
обучения. Помимо традиционного, очного занятия в школе также практикуются
следующие формы обучения:

· 
он-лайн занятие: при такой форме
занятия ученик и учитель связываются друг с другом при помощи коммуникационной
программы (как правило это Skype, или i-chat), которая поддерживает передачу голоса (и иногда
видео, если это позволяет скорость соединения). Учитель проводит урок с
учеником, пользуясь учебными материалами с сервера школы, которые доступны им
обоим. В процессе выполнения задания ученик может отправлять учителю файлы с
частично выполненным заданием, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнения
задания на всех этапах. В конце урока ученик загружает выполненное задание на
сервер школы, для итоговой проверки.

· 
Офф-лайн занятие: при такой форме
занятия ученик самостоятельно изучает курс, учитель только проверяет задания
ученика, и пишет подробные комментарии к его работам. При возникающих
затруднениях ученик может обратиться к учителю за разъяснениями в назначенные
часы для консультаций.


Контроль за ходом учебного процесса

· 
Учителю курса доступен просмотр
отчета о деятельности ученика в каждом конкретном курсе. В этот отчет входит
следующая информация:

◦ 
Когда последний раз ученик заходил
в курс

◦ 
Какие задания ученик выполнял

◦ 
Какие оценки получил ученик за
выполнение заданий

◦ 
Сколько времени потратил ученик на
выполнение каждого конкретного задания

· 
При выставлении оценки за задание
учитель обязан оставить краткий комментарий относительно того, как выполнено
задание, что следовало бы улучшить, или на что следует обратить внимание.

Документация, заполняемая учителями

· 
Выставление оценок по предметам (в
течении всего года, при проверке заданий)

· 
Электронный журнал (отметка о
присутствии на занятии)

· 
Выставление итоговых оценок (в
специальном разделе курса)

· 
Ежемесячный мониторинг по каждому
ученику в «Кураторском часе». «Курсторский час» — это
специальный форум, существующий в одном экземпляре для каждого ученика. В нем
содержится информация по процессу обучения, аттестации, а также другая важная
информация.

· 
Индивидуальный образовательный
план. Составляется на каждого ученика (в школе индивидуальное обучение), в этом
документе учитель составляет учебное планирование по своему предмету для
каждого конкретного ученика.

· 
Диагностическая карта —
прилагается к индивидуальному образовательному плану. Содержит информацию о
том, как ученик усваивает знания индивидуального образовательного плана

Документация, заполняемая кураторами

· 
Распечатка для родителей по всем
курируемым ученикам. Этот документ содержит информацию по всем успехам и
трудностям ученика в обучении.

· 
Результаты психолого-педагогического
консилиума. В этом документе отражаются данные о физическом и психическом
состоянии ученика, его готовности к обучению, рекомендации по работе с ним.

Административный контроль

· 
Оповещения обо всех важных
событиях, в которых следует принять участие, или о которых нужно знать,
публикуются в новостном форуме учебно-методического совета, доступного всем
учителям — это облегчает контроль за образовательным процессом.

· 
Все приказы и распоряжения
публикуются там же.

· 
Итоговые оценки для отчетности по
школе собираются со всех курсов автоматически, программой-планировщиком.

Отчетная документация

Почти вся отчетная
документация по образовательному процессу ведется в электронном виде. С
переходом на вторую версию системы «Электронный деканат» планируется перевести весь школьный
документооборот в электронный формат.

Введение
системы дистанционного обучения Moodle существенно
облегчило подготовку школьной
документации, оптимизировало образовательный процесс в целом и способствовало
более эффективному проведению административного контроля.

Заключение

Приведенные выше
данные показывают, что информатизация образования должна стать приоритетным
направлением развития всех российских школ. Введение системы электронного
документооборота позволит сэкономить огромную часть рабочего времени учителей,
а новый подход к составлению курсов — существенно улучшить содержание
современного образования. На сегодняшний день мы видим очень интересную
тенденцию перехода образовательных учреждений от принципов охраны интеллектуальной
собственности к принципам, которые используются в сообществах разработчиков open-source (открытого
программного обеспечения). Учителя стали более охотно делиться информацией со
своими коллегами, все чаще использовать Интернет в обучении. Возможно именно в
такой переходный период мы увидим кардинальную перестройку системы образования.
Многие исследователи подчеркивают тот факт, что несмотря на то, что
технологический прогресс в наше время достиг очень больших высот, в образовании
по прежнему используются технологии 18-го века. С каждым днем система
образования все больше отстает от жизни, и становится все более бесполезна в
новом, постоянно меняющемся мире. Возможно переход к концепции интегрированного
электронного образования, и принципам социального конструктивизма поможет нам
преодолеть этот разрыв и сделать наше образование по-настоящему инновационным.


Библиография

1. 
Дьяченко А.В., Проект «Электронный деканат», http://freedeansoffice.ru/

2. 
Афанасьев Ю.П., «информатизация образования как глобальная
проблема на рубеже веков», http://www.yuri-afanasiev.ru/articles/magazines_1997_156.htm

3. 
Прокудин Д.Е., «Информатизация отечественного образования:
итоги и перспективы», http://anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html

4. 
Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев
В.Я., Дистанционное образование по
оценкам экспертов. М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4
(9-10), 1997, с. 45-48. (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st097.html)

5. 
Васильева О.М. «»Школа будущего« как »digital
education club«», Научно-практический электронный альманах «Вопросы
информатизации образования» ,№12, 17 сентября 2008 (http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=302)

6. 
Алексеева Т.М. «Современной школе – современное программное
обеспечение«, Научно-практический электронный альманах »Вопросы
информатизации образования», №12, 17 сентября 2008

7. 
Национальный проект «Образование»,
инновационные школы, http://mon.gov.ru/pro/pnpo/shk/

8. 
Выступление Президента России Владимира
Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и
членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г., http://mon.gov.ru/pro/pnpo/4156/

9. 
Мартин Дугиамас, Официальный сайт интерактивной системы
дистанционного обучения Moodle, http://docs.moodle.org/ru/%D0%9E_Moodle

10. 
Горская М.А., «Школа обновляется, но взгляды не меняются.
Роль руководителя в период проведения социальных реформ», http://festival.1september.ru/articles/312115/

11. 
Официальный сайт СДО Moodle
– раздел документации, http://docs.moodle.org/ru/%D0%9E_Moodle

12. 
М.М. Горбунов-Посадов. Расширяемые программы, / М.: Полиптих, 1999. — 336 с.
ил.

13. 
Колесниченко О.В., Шишигин И.В.
Аппаратные средства РС. — 5-е изд., перераб. и доп. / Спб.: БХВ-Петербург,
2004. — 1152 с.: ил.

Приложения

Приложение 1. Структура плагинов freedeanceoffice

Данная схема
отображает структуру модулей системы «Электронный деканат»

Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий