Народные и авторские колыбельные песни

Дата: 13.02.2016

		

Тема: Народные и авторские колыбельные песни

Цели:

обучающая — познакомить учащихся с народными и авторскими колыбельными песнями;

развивающая — развитие навыков чтения целыми словами, развитие речи учащихся, их логического мышления, развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей;

воспитательная — воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Маленькая дверь в большой мир» Г.Р. Бунеева, карточки с изображением зайца, гуся, кота, волка и колыбельной (кроватки).

Ход урока.

I. Организация урока.

Приветствие. Психологический настрой учащихся.

II. Изучение нового материала.

В.: Сегодня на уроке у нас очень интересная тема. Мы будем знакомиться с колыбельными песнями. Откройте учебник (стр. 50)

Чтение текста про себя.

— прочитайте текст про себя.

Чтение текста по абзацам.

— Что вы узнали о Норвегии? (холодная, северная страна)

— Из каких срок вы узнаете о быте норвежской семьи? (отец сапог шьет, мать трубит в медный рог, ткет холсты сестра, брат охотится).

— Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (баю-бай)

— Пела ли вам мама колыбельные?

— Какие?

— Как вы думаете, для чего их поют? (Для того, чтобы ребенок быстро переходил из состояния бодрствования в состояние сна. Ведь в первые месяцы жизни ребенка сон играет большое значение в его развитии. Люди когда-то заметили, что при покачивании ребенок быстро засыпает. Это и привело к созданию колыбели).

— Что такое колыбель? урок колыбельная песня народная

Работа с тетрадью.

— Откройте тетрадь на стр. 38 и прочитайте, что же означает слово «колыбель». (показ иллюстрации)

В народе дорожили колыбельными песнями, их передавали из поколения в поколения. Едва дочь начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать» (качать, усыплять, баюкать). Этот урок не пропадал даром, так как в крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже сами становились нянечками.

Герои народных колыбельных отлично подходит с героями сказок. Ими могут быть (показ иллюстраций):

Гудели: Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гудели на кровать,

Стали гудели ворковать,

Стал мой Юра засыпать.

Зайка: Баю, баюшки!

В лесу — заюшки,

Да горностаюшки.

Кот: Пошел котик на торжок,

Купил себе пирожок.

Идет кот по лавочке,

Ведет киску за лапочку.

Ходят вместе они,-

А ты, маленький, усни!

— Посмотрите в тетрадях на задание №2.

Чтение про себя колыбельных.

Чтение вслух.

— Прочтем эти колыбельные. Но надо помнить, что читать нужно не громко и не быстро, растягивая гласные звуки.

— Чем похожи эти песни? (небольшие по объему, баю-бай, несложные по тексту, целью исполнения)

Выразительное чтение.

— это были русские народные песни. Что означает народные? (созданные народом)

— колыбельные есть не только народные, но и авторские, которые придумал писатель. Они появились гораздо позже народных.

Прослушивание «Колыбельной медведицы» из мультфильма «Умка»

— в чем она? Что в ней передается? (любовь матери к своему ребенку. Пусть ничто не тревожит медвежонка, их льдина надежна, светят им «звездные» медведи, а рядом старшие соседи — белые медведи).

Работа с текстом Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…»

Чтение про себя.

— какие картины вы представили?

— Почему так много?

Чтение вслух по строфам.

1-я строфа.

— почему косули робкие?

Почему автор перечислил столько животных?

Как много в русском языке синонимов к слову спать? Найди их, подчеркни в тексте.

— почему так уважительно сказано в именно?

2-я строфа.

— Почему не надо мальчику всего боятся?

3-я строфа.

— как понять слово роздых? (передышка, кратковременный отдых)

— что значит «звери, легкие на роздых»? (легко засыпают)

— о чем просит мама сына? (заснут)

— зачем она обращается к волкам, совам?

— какие чувства передаются при чтении? (любви, тепла, покоя, готовности защищать).

Янис Балтвинкс «Где ночует дрема?»

Чтение про себя.

— кого заинтересовал этот вопрос?

— что ответила мама?

— почему дрема днем обнимает совят? (совы днем спят)

Чтение вслух.

— где живет герой песни?

— как это стучиться в дверь дрема?

После 2-3-го четверостиший.

— почему ребенок не хочет впускать дрему?

После 4-го четверостишья.

— Почему мама дала такой ответ?

Сравнение колыбельных авторских песен.

— Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (В них чувствуется любовь родителей к детям)

— Чем они различаются? (Первая — поэтический гимн материнству. Вторая — песенка-фантазия ребенка)

III. Закрепление

— Чем отлично подходит все колыбельные песни? (служат для того, чтобы ребенок быстрее засыпал)

— В чем отличия между народными и авторскими колыбельными песнями? (авторские — объемнее, более современные, о современных событиях)

IV. Литвин итогов

Оценивание происходит в словесной форме.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий