Тема: Народные и авторские колыбельные песни
Цели:
обучающая познакомить учащихся с народными и авторскими колыбельными песнями;
развивающая развитие навыков чтения целыми словами, развитие речи учащихся, их логического мышления, развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей;
воспитательная воспитывать интерес к чтению, к народному творчеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Маленькая дверь в большой мир» Г.Р. Бунеева, карточки с изображением зайца, гуся, кота, волка и колыбельной (кроватки).
Ход урока.
I. Организация урока.
Приветствие. Психологический настрой учащихся.
II. Изучение нового материала.
В.: Сегодня на уроке у нас очень интересная тема. Мы будем знакомиться с колыбельными песнями. Откройте учебник (стр. 50)
Чтение текста про себя.
— прочитайте текст про себя.
Чтение текста по абзацам.
— Что вы узнали о Норвегии? (холодная, северная страна)
— Из каких срок вы узнаете о быте норвежской семьи? (отец сапог шьет, мать трубит в медный рог, ткет холсты сестра, брат охотится).
— Из каких слов песни видно, что это колыбельная? (баю-бай)
— Пела ли вам мама колыбельные?
— Какие?
— Как вы думаете, для чего их поют? (Для того, чтобы ребенок быстро переходил из состояния бодрствования в состояние сна. Ведь в первые месяцы жизни ребенка сон играет большое значение в его развитии. Люди когда-то заметили, что при покачивании ребенок быстро засыпает. Это и привело к созданию колыбели).
— Что такое колыбель? урок колыбельная песня народная
Работа с тетрадью.
— Откройте тетрадь на стр. 38 и прочитайте, что же означает слово «колыбель». (показ иллюстрации)
В народе дорожили колыбельными песнями, их передавали из поколения в поколения. Едва дочь начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать» (качать, усыплять, баюкать). Этот урок не пропадал даром, так как в крестьянской семье девочки с 6-7 лет уже сами становились нянечками.
Герои народных колыбельных отлично подходит с героями сказок. Ими могут быть (показ иллюстраций):
Гудели: Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гудели на кровать,
Стали гудели ворковать,
Стал мой Юра засыпать.
Зайка: Баю, баюшки!
В лесу заюшки,
Да горностаюшки.
Кот: Пошел котик на торжок,
Купил себе пирожок.
Идет кот по лавочке,
Ведет киску за лапочку.
Ходят вместе они,-
А ты, маленький, усни!
— Посмотрите в тетрадях на задание №2.
Чтение про себя колыбельных.
Чтение вслух.
— Прочтем эти колыбельные. Но надо помнить, что читать нужно не громко и не быстро, растягивая гласные звуки.
— Чем похожи эти песни? (небольшие по объему, баю-бай, несложные по тексту, целью исполнения)
Выразительное чтение.
— это были русские народные песни. Что означает народные? (созданные народом)
— колыбельные есть не только народные, но и авторские, которые придумал писатель. Они появились гораздо позже народных.
Прослушивание «Колыбельной медведицы» из мультфильма «Умка»
— в чем она? Что в ней передается? (любовь матери к своему ребенку. Пусть ничто не тревожит медвежонка, их льдина надежна, светят им «звездные» медведи, а рядом старшие соседи белые медведи).
Работа с текстом Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят…»
Чтение про себя.
— какие картины вы представили?
— Почему так много?
Чтение вслух по строфам.
1-я строфа.
— почему косули робкие?
Почему автор перечислил столько животных?
Как много в русском языке синонимов к слову спать? Найди их, подчеркни в тексте.
— почему так уважительно сказано в именно?
2-я строфа.
— Почему не надо мальчику всего боятся?
3-я строфа.
— как понять слово роздых? (передышка, кратковременный отдых)
— что значит «звери, легкие на роздых»? (легко засыпают)
— о чем просит мама сына? (заснут)
— зачем она обращается к волкам, совам?
— какие чувства передаются при чтении? (любви, тепла, покоя, готовности защищать).
Янис Балтвинкс «Где ночует дрема?»
Чтение про себя.
— кого заинтересовал этот вопрос?
— что ответила мама?
— почему дрема днем обнимает совят? (совы днем спят)
Чтение вслух.
— где живет герой песни?
— как это стучиться в дверь дрема?
После 2-3-го четверостиший.
— почему ребенок не хочет впускать дрему?
После 4-го четверостишья.
— Почему мама дала такой ответ?
Сравнение колыбельных авторских песен.
— Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (В них чувствуется любовь родителей к детям)
— Чем они различаются? (Первая поэтический гимн материнству. Вторая песенка-фантазия ребенка)
III. Закрепление
— Чем отлично подходит все колыбельные песни? (служат для того, чтобы ребенок быстрее засыпал)
— В чем отличия между народными и авторскими колыбельными песнями? (авторские объемнее, более современные, о современных событиях)
IV. Литвин итогов
Оценивание происходит в словесной форме.