Роль инноваций в процессе перехода от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя

Дата: 21.05.2016

		

Роль инноваций в
процессе перехода от рынка
производителя к рынку покупателя и
к рынку потребителя

Рынок – это место,
где обособленные товаропроизводители обменивают продукты своего частного труда
как товары. Продавцов и покупателей на рынке должно быть достаточно много,
чтобы они не смогли согласовать свои интересы и потребности, тогда предлагаемые
продукты или услуги будут реализованы по цене, отражающей их стоимость. Современный
рынок – это система «обременённых» добавленной стоимостью отношений,
объединяющих производителя и потребителя на всех этапах воспроизводственного
процесса.

Рынок производителя
постепенно исчерпывает себя, увеличивается количество запасов,
несбалансированность спроса и предложения приобретает преимущественно
структурный характер. Несоответствие структуры производимой продукции структуре
общественных потребностей, запросам потребителей (ассортименту, качеству и пр.)
преодолевается со стороны производителей стоимостным уравновешиванием, а со
стороны потребителей накапливанием сверхнормативных запасов и натурализацией
производства. Хроническая нехватка отдельных товаров сопровождается
одновременным ростом производственных и непроизводственных запасов.

Производитель методом
проб и ошибок понял, что нельзя заставить потребителей покупать всё, что он
захочет произвести, необходимо приспособить свою продукцию и методы её реализации
к нуждам потребителей. В результате появились агентства и организации
производителей, которые стали интересоваться мнением потребителя, осуществлять
свою деятельность, исходя из этого мнения. Этот период получил название производства,
ориентированного на маркетинг, задача маркетинга состояла в том, чтобы
поддерживать цикл «маркетинг – обмен». Наилучший способ достижения
такого равноценного обмена – обеспечить клиентов изделиями или услугами,
отвечающими их потребностям, причём сделать это в удобных для них местах и по
доступным ценам. Но поскольку маркетинговые организации выполняли заказы
производителей, то ещё долгое время маркетинг ассоциировался с презентацией
продукта, наведением лоска. Реклама как его основная составляющая
воспринималась как способ преодоления экономических и социальных потрясений,
как средство, способное манипулировать мотивациями и поведением потребителей.
Сторонники подобной точки зрения не допускали маркетологов ни к решению основных
проблем производства, ни к формированию и удовлетворению нужд потребителей.

Вместе с тем,
производитель постепенно стал понимать, что целью производства является не
только, или, вернее, не столько реализация стоимости и доведение товаров до
потребителей с целью получения все большей и большей прибыли любой ценой, а
удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Гораздо выгоднее постараться
определить заранее, чего хотят покупатели и лишь потом производить то, что
удовлетворит их желания.

Переход к рынку
покупателя означает формирование таких связей, которые не опосредованы
предварительным фондированным распределением произведённых товаров. Это не
исключает существования оптового звена, но при том непременном условии, что оно
выступает не как звено распределения, а как торговый посредник, агент
купли-продажи. Только в этом случает реализация стоимости товаров, происходящая
в обмене, становится условием и предпосылкой реализации его потребительной стоимости,
которая совершается в потреблении. Рынок покупателя знаменует собой усиление
внимания к вопросам реализации. Данная политика способствует развитию форм
товарного обращения, реорганизации рынка, более тщательному изучению спроса и
т.п.

Таким образом, мы
наблюдаем две ступени совершенствования структуры общественного хозяйства.
Первая знаменует собой достижение экономикой, основанной на стоимостных
оценках, предела её внутренних возможностей: с распространением принципов
воспроизводимости и массовости на большинство потребительских услуг
индустриальный тип хозяйства доказал свою способность ответить и на этот вызов
со стороны потребителей. Для индустриальной эпохи была характерна унифицированность
потребления и производства. На этом этапе основная роль принадлежала человеку
как субъекту потребления, стремящемуся вырваться из заданных производством
пределов. Последнее не означает, что мы имеем дело только с противостоянием
сфер производства и потребления; в самом производстве его субъект также
выступает в качестве потребителя, так что рассматриваемый процесс гораздо более
широк, чем это может показаться на первый взгляд. Однако даже с учётом этой
оговорки остаётся справедливым то, что на данном этапе движущей силой перемен
был человек как субъект потребления, инициировавший соответствующие изменения в
производственной системе. Хронологически мы ограничиваем его экономическим
кризисом 1929–1932 гг. и становлением основ постиндустриального строя в
середине 70-х.

Вторая ступень,
сменившая первую без серьёзных внешних потрясений, знаменует преодоление
индустриальной модели, которая, будучи способной отвечать на запросы
человека-потребителя, не в состоянии столь же адекватно удовлетворять
потребности человека как творческого субъекта. Подняв потребление до
определённого уровня, индустриальный тип производства утратил источник своего
дальнейшего развития. Во-первых, информация и знания обрели роль важнейших
производственных факторов, и, во-вторых, стремление людей к их усвоению
заменило присвоение материальных благ в качестве основного непосредственного
мотива продуктивной деятельности. Это означает, что человек во всё большей степени
выступает сегодня не как субъект редуцируемой к абстрактному труду
деятельности, а как носитель уникальных способностей, процесс использования
которых не может быть назван трудом в традиционном значении данного термина.

Быстрое развитие
потребностей и способностей людей обусловлено факторами производственного, а не
потребительского характера. Именно качества человека как субъекта производства
провоцируют его стремление к знаниям, ставят на главное место в шкале
социальных ценностей способности к созданию нового знания и усвоению
кодифицированной информации и так далее. На этом этапе наметилось и приобрело
нарастающую динамику сокращение разрыва между производством и потреблением. Материальное
производство и материальное потребление вообще выходят за рамки человеческих
интересов, определяющих основы системы мотивации, тогда как нематериальное
производство и потребление, становясь лишь сторонами процесса
самосовершенствования личности, не предполагают того противостояния, которым
производство и потребление характеризовались со времен становления
экономической эпохи.

Функциональное
назначение доходов населения в рыночной экономике состоит в том, что они
определяют спрос на потребительские товары, относящиеся в большинстве своём к
конечному потреблению, а доходы предпринимателей – спрос на товары
производственного (промежуточного) назначения. В рыночной экономике именно
спрос (особенно в сфере конечного потребления) является движущим фактором её развития,
от величины этого спроса зависят не только масштабы производства, но и
структура, размеры прибыли, получаемой от хозяйственной и финансовой деятельности.

В развитой рыночной
экономике автономный рост спроса на отечественные товары запускает механизм
мультипликатора: больший спрос означает больший объём выпуска, а больший объём
выпуска – более высокий уровень дохода и, следовательно, новый цикл увеличения
спроса.

Но мультипликационный
процесс ограничивается утечками из кругооборота дохода: сбережениями, налогами
и импортом.

Третьей стадией
развития рынка является так называемый рынок потребителя. Конкуренция на таком
рынке играет важную, но второстепенную роль. Этот тип рынка соответствует более
высокому уровню развития общественного разделения труда и специализации,
развитому производству и высокому уровню удовлетворения потребностей. Спрос
уравновешен с предлагаемой массой товаров, соответствует требованиям
потребителей, тем самым достигается состояние рыночного равновесия.

Обеспечение
приоритетного положения потребителя мы связываем с формированием рынка
потребителя. Этот тип рынка предполагает развитую систему связей между
производством и потреблением, высокую степень удовлетворения потребностей. В
современный период, связанный со становлением рыночных отношений, базируясь на
использовании результатов предыдущей субъективной деятельности, необходимо
переходить к управлению на основе научного предвидения. Поэтому наряду с
формированием и развитием рынка покупателя, мы должны осознанно переходить к
рынку потребителя.

Процесс перехода от
рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя показан в
монографии В.А. Кнышова, А.И. Пономарёва «Потребление, потребительский
спрос и маркетинг».

Как отмечал
основоположник экономического либерализма Л. Эрхард, «в основные
хозяйственные права входит свобода каждого гражданина устраивать свою жизнь
так, как это означает – в рамках его финансовых возможностей – его личным
желаниям и представлениям. Это основное демократическое право свободы
потребления находит своё логическое дополнение в свободе предпринимателя
производить и продавать те продукты, которые отвечают спросу, т.е. которые он
считает соответствующими желаниям и потребностям покупателей и производство
которых поэтому необходимо и обещает ему успех. Свобода потребления и свобода
хозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматься
как неприкосновенные основные права».

Рынок потребителя в
странах с развитой рыночной экономикой есть продолжение и развитие рынка
покупателя. Он характеризуется активным управлением соотношения спроса и
предложения посредством обществ, организаций и объединений потребителей,
достижением компромисса между всеми экономическими субъектами (производителями,
потребителями, посредниками и пр.). В условиях развитого рынка принято говорить
о «суверенитете» потребителя. Ещё А. Смит выдвинул положение о том,
что потребитель суверенен и действует рационально. Большинство неоклассиков в
своих исследованиях исходило из того, что потребитель из всех возможных
вариантов удовлетворения потребностей выбирает наиболее выгодный. То есть
изначально суверенитет потребителя понимался в двух значениях: во-первых, как
зависимость характеристик рынка от спроса потребителя, и, во-вторых, как
изменение характеристик экономики в направлении пожеланий потребителя.

Современные западные
экономисты акцентируют внимание на свободе выбора потребителем определённого
набора благ и услуг, на его суверенитете. Потребитель может использовать свой
голос по своему усмотрению и в целом не зависит от внешних влияний. Подчёркивая
суверенность потребителя, а следовательно, зависимость предпринимателя от потребительских
запросов в целом, западные теоретики представляют современную экономическую
систему как основанную на удовлетворении потребностей. Отсюда – «гуманный»
характер «общества потребления». Но в то же время факты
свидетельствуют о том, что возможности массового производства потребительских
товаров и обострение проблем реализации зачастую сопровождаются вторжением
предпринимателя в сферу личного потребления. Диктат производителя выявляется
при рассмотрении механизма воздействия на потребителя, целью которого является
приспособление людей к товарам, подлежащим сбыту, но отнюдь не наоборот, поскольку
производство в условиях рыночной экономики служит источником обогащения и
самоцелью, постольку предприниматели требуют от общества, чтобы оно потребляло.

Практика показывает,
что возможность проявления потребителем своего суверенитета часто весьма
иллюзорна в современных условиях. У него имеется только видимость свободы
рационального выбора. Дело в том, что потребитель не располагает достаточной
информацией для принятия решений, поскольку реклама не всегда помогает
составить мнение о совокупности всех факторов, о реальной конъюнктуре рынка и,
напротив, порой дезориентирует потребителя, направляя его поиск в ложное русло.
Существенно ограничивает суверенитет потребителя низкий уровень дохода части
населения, не располагающей никакой свободой выбора, ибо весь её доход целиком
расходуется в рамках мизерного потребительского стереотипа. Это обстоятельство
отмечают некоторые современные западные экономисты радикального направления.
Например, Дж. Гелбрейт отвергает неоклассический постулат о суверенитете
потребителя как не соответствующий действительному положению вещей, выдвигая
свою концепцию «суверенитета производителя».

Что же касается
экономического субъекта, то он становится предметом манипулирования в руках
производителя, стремящегося приспособить его к выпускаемому им товару. Причём
манипулирование потребительским спросом в странах с развитой рыночной
экономикой осуществляется как на микро-, так и на макроуровнях. В первом случае
речь идёт о сложной системе создания потребностей и усиления давления на
трудящихся в сфере личного потребления, во втором – о государственно-монополистическом
вмешательстве в распределение валового национального продукта с целью
оптимизации условий для экспансии монополий путём установления определённых
пропорций между потреблением и накоплением.

Проблема становления
рынка потребителя в нашей стране достаточно нова для экономической теории. Ещё
недавно считалось, что только плановая экономика автоматически могла
обеспечивать соблюдение требований всех экономических субъектов. Однако
практика оказалась значительно сложнее и свидетельствовала о необходимости
защиты интересов потребителя. Сегодня одним из мощных препятствий на пути
перехода к рынку покупателя и рынку потребителя является монополизм производителей
и проблемы ценообразования.

Однако мы должны
помнить, что не рынок определяет положение участников производственной
деятельности, а, наоборот, их социально-экономическое положение детерминирует
состояние рынка, поэтому не рынок (даже не рынок потребителей) гарантирует
приоритет потребителя. С точки зрения реализации приоритета потребителя в
хозяйствовании требуется переориентация производства и потребителя на конечное
потребление, на человека. Приоритет потребителя означает соединение потребителя
через общественное производство с самим собой как производителем и поддержание
оптимального соотношения между производительными и потребительными аспектами
экономической деятельности. Рыночные отношения могут либо способствовать
реализации приоритета потребителя в сфере обмена, либо служить тормозом для
развития при его недооценке или переоценке. Однако сам по себе рынок, даже
научно организованный и управляемый, не может решить всех этих проблем.

Рыночным выражением
отношений между производством и потреблением служит, как известно, соотношение
между спросом и предложением. Впрочем, производители и потребители могут быть
представлены третьими лицами, торговцами, а некоторые потребители, например
члены семьи, делегируют свои функции покупателю. Рынок потребителя требует
массовости участия в его реализации. В тенденции он предполагает, что особый «надзиратель»
стоит над каждым единичным явлением, процессом, фактором экономического
развития, учитывает, контролирует и регулирует их согласованно с другими «надзирателями».
Таким «надзирателем» во взаимосвязи производства и потребления
выступает потребитель, но потребитель организованный и ассоциированный.

На наш взгляд,
формами организаций и объединения потребителей являются прежде всего
некоммерческие институты и организации гражданского общества, объединения и
агентства потребителей с широкими полномочиями воздействия на производство, это
обусловливает обеспечение всех запросов, заказов и требований потребителей на
всех стадиях воспроизводственного процесса. Практически сфера создания
институтов и организаций гражданского общества охватывает весь спектр материальных
и нематериальных товаров и услуг, конституционных и гражданских прав. Наиболее
важные права человека показаны на рисунке 1.

Соблюдение
конституционных и гражданских прав – это то, что хотят получить граждане России
в обмен за уплаченные налоги. Институты и организации гражданского общества
призваны помочь обеспечить гражданам эти права.

Роль инноваций в процессе перехода от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя

Рис. 1. Наиболее
важные права человека для россиян

Кроме конституционных
и гражданских прав, россиян волнуют социально-экономические услуги,
представленные в таблице 1.

На выполнение
гражданских и конституционных прав и на обеспечение населения благами и
услугами должна быть нацелена экономическая, социальная и налоговая политики. Экономическая
политика с 2005 г. стала социально ориентированной. Налогоплательщик является
работодателем государства и уплачивает налоги в обмен на различного рода услуги
за вычетом затрат. Налоги в условиях современной рыночной экономики,
находящейся в процессе перехода к рынку потребителя, должны быть прозрачны,
возвратны, поначалу хотя бы частично и в идеале эквивалентны. Мы считаем, что
становление рынка потребителя и повышение роли потребителя в современной
экономике начинается с формирования системы представления и защиты интересов
потребителей в практике хозяйствования.

Таблица 1 Социально-экономические услуги,
волнующие россиян

Общие
социально-экономические услуги,

волнующие
россиян

 %
Рост
цен, обесценивание денег
66
Ухудшение
здоровья, невозможность получить качественную медпомощь
53
Угроза
обнищания, произвол милиции, возможность кражи, нападения, произвол
бюрократов, наркомания
28-30
Социально-экономические
услуги, волнующие россиян в своей местности
Безработица 47
Низкий
уровень зарплат и пенсий
66
Цены
на ЖКХ
55
Плохие
дороги
36
Пьянство,
алкоголизм
43
Наплыв
приезжих, в том числе из зарубежья
12
Произвол
милиции
10
Социально-экономические
услуги, волнующие россиян в своей семье
Рост
цен
6
Нехватка
денег и времени для решения бытовых проблем
52
Недоступность
хорошей медпомощи
30
Не
хватает средств, чтобы соответствовать своему положению в обществе
25

Эффективное
функционирование хозяйственной системы должно обеспечиваться экономическими,
правовыми и общественными формами представления и охраны интересов
потребителей, а также их организациями, специальным образованием и
информированием потребителей. В основе этой системы лежит хозяйственный
механизм повышения роли потребителя. Формирование этого механизма заключается,
во-первых, в создании объединений и организаций потребителей, во-вторых, в
предоставлении потребителям хозяйственно-распорядительных прав и функций для
защиты своих интересов в процессе взаимодействия с производством. Такая система
хозяйствования призвана создавать оптимальные условия для удовлетворения
потребностей, принятия рациональных потребительских решений и формирования
оптимального типа потребления.

Обычно потребление
понимают как расходы домохозяйств. Рассмотренное во взаимосвязи с располагаемым
доходом, оно может быть представлено как нечто противоположное сбережениям
домохозяйств.

Потребление – это
функция дохода. Временный прирост дохода сопровождается постоянным, но меньшим,
приростом потребления. Постоянный прирост дохода поглощается таким же по
величине постоянным приростом потребления. Уверенность в будущем доходе
способствует немедленному повышению уровня жизни.

Различные
экономические школы рассматривали потребление главным образом как завершающую
фазу производственного процесса, где происходит окончательное присвоение
материальных благ. Анализ экономических отношений в процессе потребления
проводился в историко-генетическом аспекте, с точки зрения определения места
данных отношений в целостной системе производственных отношений.

С позиции
историко-генетического аспекта можно утверждать, что потребление – необходимое
условие существования человеческой цивилизации. На доисторическом уровне оно
было непосредственно связано с потребляемым материалом, на социальном уровне
потребление человека выступает как непосредственно тождественное с
производством, с отношениями по «производству» жизни. В процессе
исторического развития производство определяется потреблением, которое
постепенно начинает формировать его, подчинять себе.

Практическая
реализация системы потребностей членов общества предполагает раскрытие
экономического содержания категории «личное потребление» и более
широкого понятия «сфера потребления».

Сфера потребления
представляет собой, на наш взгляд, систему экономических отношений,
складывающихся в процессе формирования объёма и структуры потребляемых
населением благ и услуг и обусловленных существующим способом производства.
Сфера потребления находится под влиянием глубинных процессов, протекающих в
хозяйственном комплексе, отражает складывающиеся макропропорции
воспроизводства.

В экономической
литературе даются различные определения категории «личное потребление»,
существует трактовка личного потребления как общественной формы, в которой
удовлетворение потребности людей происходит за пределами собственного
производства. Личное потребление рассматривается так же как удовлетворение
комплекса потребностей населения, обусловленных развитием производительных сил,
вне зависимости от экономической формы и способов потребления. Объединяющим
моментом во всех этих определениях является понимание личного потребления как
процесса удовлетворения комплекса личных потребностей. Однако, вскрывая
экономическую сущность личного потребления, необходимо рассмотреть его, прежде
всего, как звено системы экономических отношений.

В связи с этим
представляет интерес выделение экономической и социальной стороны личного
потребления. Причём экономическая сторона личного потребления, предопределяемая
его местом в общественном воспроизводстве, характеризует экономические
отношения между людьми по поводу влияния потребления на производство,
распределение и обмен. Другая сторона личного потребления обусловливается
социально-экономической формой воспроизводства общественного продукта на основе
непосредственного соединения вещественных и личных факторов в производственном
процессе. Социальная сторона личного потребления рассматривается как процесс
использования материальных благ, удовлетворения личных потребностей.

При этом обе стороны
личного потребления взаимно переплетаются и существуют в органической связи
друг с другом. Помимо сторон личного потребления, выделяют два вида его
функций: экономические (воспроизводство потребностей и основа для нового
производства и новых потребностей, регулирование объёма и структуры
производства, критерий реализации совокупного общественного продукта,
воспроизводство рабочей силы) и социальные (повышение материального
благосостояния, формирование всесторонне развитой личности). Различают также
форму личного потребления (платная, бесплатная) и способ (индивидуальный,
коллективный или совместный).

Анализ экономической
сущности личного потребления необходимо осуществлять, прежде всего, как звено
системы экономических отношений.

Материал или предмет
потребления для человека выступает как продукт производства, поэтому
производство и существует ради потребления.

Результатом самого
процесса производства является потребительная стоимость, в которой предмет
производства сформирован, а деятельность материализована. Если в производстве
действие работника направлено на изменение и приспособление внешнего мира, то в
личном потреблении эта деятельность направлена на применение и использование
произведённых материальных благ. В производительном потреблении результат
трудовой деятельности материализуется в производимой продукции, в личном
потреблении используется в собственных интересах индивида.

Производственной
деятельности, процессу производства принадлежит определяющая роль в
общественной жизни, в том числе в его воздействии на личное потребление. Но это
не означает второстепенности потребления. Производство – исходный созидательный
процесс. Потребление – завершающий, поглощающий процесс движения каждого
продукта. Если в период становления человеческого общества потребление выступало
как процесс присвоения жизненных средств, то впоследствии – и условий
производства.

Совместный труд людей
направлен на достижение цели путём познания причинных связей и закономерностей
объективной реальности (средств труда, предметов труда, сил природы). Создавая
продукт, производитель расходует свои силы и способности и в то же время
развивает их.

По нашему мнению, в
настоящее время изменилась конфигурация и удельный вес факторов производства:
вместо традиционного «труд, земля, капитал» мы имеем «наука,
информация, предпринимательство, труд и капитал». Здесь нет необходимости
развивать дискуссию об этих факторах, достаточно согласиться с тем, что идёт
активный процесс декапитализации. В XXI в., через 150 лет после выхода «Капитала»
К. Маркса, производительным трудом, прежде всего, является не труд рабочего,
основанный на повторах, а интеллектуальный труд, базирующийся на знаниях и информации.

Такой подход
позволяет понимать человека, человеческий фактор не просто как продукт
производства, а как мыслящего индивидуума, продуцирующего и реализующего в
труде свою мысль. Тем самым появляется возможность навсегда отказаться от
традиционного деления труда и производства на производительный и непроизводительный
труд и сферы. Не может труд рабочего, основанный на репродукции, на повторах,
перерабатывающий горы сырья и выдающий «на гора» только 3–7 %
полезного вещества, быть трудом производительным. Ради справедливости следует
сказать, что, несомненно, во времена К. Маркса в рамках противоречия «труд
– капитал» труд рабочего являлся производительным трудом, он выступал
выразителем прогресса, и на основании этого рабочего можно было называть
гегемоном революции. В эпоху научно-технической революции идеальное (творческие
открытия, научные, художественные, духовные идеи) реализуется и становится
материальным в высшем смысле этого слова. Производителен тот труд, который
развивает трудовую, социальную, творческую активность человека, расширяет его
сознание и волю.

Потребности выступают
как сущностная сила человека – объективно существующая и объективно обусловливающая
способность производить.

Потребление
осуществляется человеком путём уничтожения продукта труда, создаёт его
потребность в новом продукте, воспроизводит потребность в труде как творческую
способность человека. Потребность в этом динамическом процессе взаимопревращения
в человеке способностей выступает как целесообразная, обусловленная будущими
способностями потребность. При этом следует учитывать диалектику данных видов
деятельности, поскольку в процессе производственной деятельности работники
затрачивают, потребляют свои силы, а в потребительской деятельности (т.е. их
деятельность в процессе потребления) восстанавливают, развивают и производят
их. Между потребностями и потреблением имеет место наиболее близкая и глубокая
связь и взаимозависимость, так как в ходе удовлетворения тех или иных
потребностей людей личное потребление требует их постоянного воспроизводства.

Воспроизводственный
подход к анализу сущности экономических отношений позволяет такое отношение как
«производитель – потребитель» выделить в качестве основной
экономической связи. Эта связь воспроизводится с соответствующими изменениями
на каждом вертикально-горизонтальном уровне производства и определяет целевую
направленность каждого воспроизводственного цикла, поскольку обладает следующими
специфическими чертами:

субъекты данного
отношения в силу неуклонно развивающегося общественного разделения труда
постоянно меняются социальными ролями, т.е. производители становятся
потребителями, и наоборот;

данное отношение
носит материально-вещественный характер, поскольку связь осуществляется по
поводу производства и потребления продута, услуги или процесса;

общественная форма
взаимосвязи между производителями и потребителями определяется господствующими
в данном обществе производственными отношениями. Воспроизводство связи «производитель-потребитель»
каждый раз на качественно новой основе приводит к усилению роли субъективного
фактора процесса производства.

Социальная сторона
потребления определяется социально-экономической формой общественного производства
и отношениями собственности на средства производства. Экономическая сторона
потребления активно влияет на производство, где создаются и воспроизводятся
материальные условия для достижения социальных целей воспроизводственного процесса.
А социальная сторона личного потребления отражает уровень достижения конечной
цели общества.

Систематизация
функций личного потребления была осуществлена в работе болгарских экономистов.
Отмечая две стороны личного потребления – экономическую и социальную, авторы
выделили и два вида функций – экономические и социальные, которые находятся в
тесном единстве и взаимосвязи. Причём экономическая сторона личного
потребления, предопределяемая его местом в общественном воспроизводстве, характеризует
экономические отношения между людьми по поводу влияния потребления на
производство, распределение и обмен. Социальная сторона личного потребления
обусловливается социально-экономической формой воспроизводства общественного
продукта на основе непосредственного соединения вещественных и личных факторов
в производственном процессе. Социальная сторона личного потребления
рассматривается как процесс использования материальных благ в процессе
удовлетворения личных потребностей.

Потребление создаёт
потребность в новом производстве, идеальный, внутренне побуждающий мотив
производства, который является его предпосылкой. Потребление, побуждая к
производству, создаёт продукт, который воздействует на производство, определяя
его цель.

Категории «продукт»,
«товар», «услуга» изменяются в результате развития
общественного производства. Не любой товар как социальная форма продукта
требуется рынку потребителя. Рынком потребителя охватывается товар, который
представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости, но стоимость
выполняет уже подчиненную роль, это изменяет характер внутреннего противоречия
между потребительной стоимостью и стоимостью.

Как сами товары не
приходят на рынок, а за их стоимостным отношением скрываются
товаропроизводители, так и ведущая роль потребительной стоимости и потребления
складывается и развивается между производителями и потребителями в сознательных
отношениях и связях. «Переворачивание» сторон противоположностей в
товаре создаёт при определенных условиях предпосылки для развития новой
общественной формы продукта. Происходит изменение природы самой потребительной
стоимости. Она приобретает особый общественный характер или «общественную
определенность» не только благодаря своей связи с меновой стоимостью, но и
вопреки этой связи. По мере становления и развития современных экономических
отношений потребительная стоимость всё более выражает общественно необходимые
затраты конкретного труда на производство продукта с общественно нормальным
уровнем полезности. Затраты труда остаются важным, но дополнительным моментом в
решении вопроса о производстве того или иного продукта. Поскольку полезность
есть полезность продукта, то она включает и затраты, так как без этого свойства
продукт перестаёт быть продуктом труда.

Положение о том, что
не может быть равного отношения сторон противоречия и что одна из сторон играет
ведущую, определяющую роль, является общеметодологическим.

Мы утверждаем, что
сегодня ведущей стороной основной воспроизводственной связи –
производство-потребление – является потребление. Именно оно определяет движение
как процесса производства, так и всего воспроизводственного процесса,
окрашивает его в нетоварный цвет, заставляет не только понимать, но и
осуществлять предпринимательство, бизнес-планирование, маркетинг,
внутрифирменное планирование, менеджмент как сознательную, идущую от
потребителя деятельность.

Поскольку
производство ограничивается предопределяющими и предопределенными границами
потребностей, то оно ведется в расчёте на общественные потребности. Выдвижение
на первый план потребительной стоимости, потребностей людей придает потреблению
(как процессу осуществления потребностей) общественную значимость.

Потребитель как
носитель потребительной силы, осуществляющий потребительную деятельность,
рассматривается нами как источник производства, как системообразующий элемент
воспроизводственного процесса. Потребление есть существенный признак всего
живого. Потребление возникает с первой клеткой, оно имеет не только внешние
видимые формы; при потреблении происходит сохранение энергии и вещества и их
заключение в кругооборот биосферы. С появлением человека и общества потребление
сохраняет свои свойства и функции, они усложняются, включаясь в кругооборот
отношений и связей социальной формы материи.

Ведущая роль
потребительной стоимости в таком товаре может быть реализована лишь в том
случае, если и в теории, и в практике рынка потребителя будут полностью
учитываться объективно формируемые отношения потребления. Потребительная
стоимость как экономическая категория имеет своим содержанием взаимодействие
производства и потребления, которое должно поддерживаться потребительскими
институтами, организациями гражданского общества и маркетинговыми службами потребителей.
В современных условиях нужна не просто общественная потребительная стоимость
(как сторона товара), а такая общественная потребительная стоимость, которая
соответствует своими свойствами и качествами конкретной потребности, вызвавшей
товар к жизни.

Существует прямо
пропорциональная зависимость между развитием общественной формы продукта и
сознательной связью между производителями и потребителями. Чем сознательнее
будет осуществляться согласование связей и взаимоотношений потребителей и
производителей, тем потребительная стоимость всё в большей степени будет
принимать общественный характер, выражая прямую связь между производством и
потреблением. Такой товар (продукт) есть материальный носитель отношений между
ассоциированными производителями и ассоциированными потребителями.

Под влиянием
изменения внутренней формы взаимосвязей между потребительной стоимостью и стоимостью
внешняя форма также трансформируется – от товара к услуге. По нашему мнению, в
тех случаях, когда между производителями и потребителями нет никаких
опосредующих звеньев, в этом случае для потребителя потребительная стоимость
принимает форму услуги (обслуживания). Наиболее ярко нетоварный характер
проявляется в услуге «…потому, что труд оказывает услугу не в качестве
вещи, а в качестве деятельности…, материализуемой в свойствах личности или
условиях производства». Специфическими характеристиками услуг являются:
неосязаемость, неотделимость от продукта, непостоянство качества,
несохраняемость. На практике возникает множество вариантов и комбинаций,
начиная от преобладания товара и заканчивая преобладанием услуги.

Выдвижение
потребительной стоимости в центр хозяйствования не только оттесняет стоимостные
отношения и формы, но и порождает другие отношения и взаимосвязи производителей
и потребителей, другие интересы и стимулы, другие нормативы и показатели и т.д.

Методологический
анализ отношений потребления осуществлён в монографии А.В. Кнышова и А.И.
Пономарёва «Потребление, потребительский спрос и маркетинг», мы
согласны с включением потребления в предмет экономической теории, с
определением наряду с рабочей (производительной) силой, ещё одной сущностной
силы человека – потребительной силы, с рассмотрением потребительной
деятельности и её факторов.

Результатом
противоречивого единства стоимости как затрат и потребительной стоимости,
производительной и потребительной силы выступает потребительность индивида,
потребительских групп и общества в целом.

Потребительность как
социальная мера ограничения роста производства выражается в росте
производительности. Результатом процесса потребления выступает
удовлетворительность, её показатели (полезность, надобность, достаточность)
предстают как результаты прошлой и настоящей жизнедеятельности потребителя, их
также можно изучать, систематизировать, обобщать, выводить закономерности,
критерии и показатели их измерения.

Индивидуальные
потребности складываются под влиянием общественных ценностей. Следовательно,
исходная социальная, а значит, и экономическая форма познания представляет
собой практическое и теоретическое, идеальное и реальное ценностное отношение
людей к объектам внешнего мира, которые удовлетворяют или усложняют их
потребности и интересы, что в результате приводит к согласованной общественной
жизни. В процессе этого отношения и согласования формируются оценки, нормы,
цели и т.д. Различают материальные (экономические), социальные, духовные и
другие производные от них ценности, составляющие единую взаимоувязанную систему
общественных ценностей. Ценностные ориентации экономического развития
переносятся в этих условиях на человеческий фактор, на формирование и
удовлетворение персонифицированных разумных потребностей. С этих позиций
необходимо оценивать, придавать ценность, давать атрибут ценности продуктам
человеческого труда. Тем самым происходит взаимоувязка экономических и
социальных отношений.

В качестве
противоположности ценности в экономическом смысле выступает потребительность,
она означает соответствие или возможность соответствия продукта человеческого
труда потребности, которая вызвала его производство. Материальной основой
потребительности служат свойства продукта, которые хотя и обусловлены природой,
но зависят в своём выделении, формировании и развитии от отношений и связей
людей в общественном производстве. За множеством оценок, запросов, предпочтений,
заказов и требований к продуктам стоит абстрактное понятие их общего внутреннего
свойства – потребительность.

Потребительная
стоимость – это уже конкретная форма проявления потребительности (наряду с
пищевой, энергетической, кормовой, эстетической и прочей потребительностью).
Потребительная стоимость имеет, с одной стороны, естественную (степень познания
естественных свойств), с другой – социальную меру. Социальное свойство
потребительной стоимости определяет те свойства продукта, которые выражают
отношения людей к их потребностям. Связь свойств, которыми пользуются люди и
которые выражают отношение к их потребностям, не статичная: здесь существуют взаимные
переходы свойств потребностей и вещей и взаимные изменения взаимодействующих
процессов и явлений (пространственно-временные). При этом и в производительном,
и в личном потреблении интерес представляют те свойства, которые проявляются
продуктами в данном конкретном процессе или акте потребления.

В сознательно
осуществляемых связях в процессе производительной и потребительной деятельности
достигается единство труда с потребительной стоимостью, со всеми видами
производительной деятельности, тем самым восстанавливается тождество труда и
потребления, сам труд становится потребительной стоимостью (ценностью).
Согласование связей и отношений потребителей и производителей придает продукту
характер общественной потребительной стоимости, выражающей прямую связь между
производством и потреблением. Существует прямо пропорциональная зависимость
между развитием общественной формы продукта и сознательной связью между производителями
и потребителями.

Априорная общественная
оценка конкретного труда и его результата позволяет говорить о потребительной
ценности труда и потребительной ценности его продукта (услуги). Происходит
удвоение свойств труда и его продукта – целесообразность характеризует не
только затраты труда (конкретный труд), но и полезность (потребительную
стоимость продукта), полезность, в свою очередь, становится ведущим признаком
конкретного труда. Труд, производящий продукт (услугу), является полезным,
обладает совокупностью свойств, количественная градация которых определяет его
качество. Удвоение свойств труда и продукта ведет и к повышению сознательности
(информированности о хозяйственных связях), поскольку всякая целенаправленная
деятельность требует сбора, передачи и обработки информации. Любое явление, в
том числе труд и товар, несёт информацию о себе, которая есть выражение его
количественных и качественных характеристик. Свойства товара есть измерения
информационного пространства экономического явления. Воспринимаемые человеком
свойства принимают форму информации о товаре, а их совокупность образует
информационное пространство. Такой подход позволит снимать противоречие между
предметом деятельности и её процессом, так как появляется возможность
идентифицировать свойства объекта и субъекта, продукта и человека.

Взаимодействие и
противоположность двух свойств продукта (потребительной стоимости и стоимости)
переходит в противоречие между ними. Производителя интересует, прежде всего,
время, необходимое ему для производства продукта (трудоемкость), потребителя же
– полезный эффект. Поэтому различают «производственное» и «потребительное»
качество продукции с учётом затрат на её производство и использование. Итак, мы
производим продукт для того, чтобы пользоваться известными качествами, составляющими
его полезность для нас. Потребляя продукт, мы пользуемся этими качествами или
полезностью, и тем самым определяем его ценность. Производство – продукт –
потребление …. Субъект – объект – субъект … . В этом процессе смены форм
возможен разрыв. Произведённый общественный продукт движется как «вещь в
себе», не раскрывая богатства своей материальной, энергетической и
информационной структуры, в конечном итоге, приходит в противоречие с системой
общественных потребностей. Все эти потери говорят об отсутствии или низкой эффективности
обратных связей от потребителя к производителю. Пока такие связи действуют в
немалой степени стихийно. Издержки при этом – материальные, финансовые и, что
важнее, человеческие, духовные – оказываются значительными.

Таким образом,
процесс становления рынка покупателя и рынка потребителя приводят к
необходимости рассмотрения собственно потребления как процесса внутреннего
обмена веществ в его соотношении с внешним потреблением. Экономисты и
хозяйственники стали говорить о том, что необходимо «голосовать рублём»,
о повышении роли качества производимой продукции, о качественных показателях
экономического роста. Но практически рынок покупателя частично и рынок
потребителя (для части населения) стал функционировать лишь в 90-х гг.

Главное отличие рынка
потребителя от обычного рынка состоит в том, что здесь потребитель и
производитель находятся почти на равных правах, причём потребитель диктует
правила на рынке. Если при рынке покупателя важен процесс покупки, то при
переходе к рынку потребителя предметом экономического анализа выступает не
столько процесс покупки, сколько процесс потребления и построения прочных
взаимоотношений потребителей с производителями.

Уже сегодня
индивидуализация, социализация и типологизация потребления, сокращение времени
и посредников между производством и потреблением не только говорят о новых
формах взаимодействия производителей и потребителей, а показывают возвышение
роли потребителя и потребления в воспроизводственном процессе.

Появление и развитие
концепций рынка потребителя базируются не только на развитой теории
потребления, категориальном рассмотрении отношений и связей потребления, но и
на выявлении индивидуальных и общественных потребительных сил и закономерностей
потребления. Экономический смысл потребления принято выводить из неразрывной
взаимосвязи между всеми стадиями воспроизводственного цикла. Уровень развития
производительных сил в XXI в. делает границей потребления абсолютную
потребительную способность (силу) общества. Типология потребления и потребителей
выступает конкретизацией отношений потребления.

потребитель ассортимент качество запас

Библиографический
список

Выгинный, С.М. Проблемы продвижения услуг
дистанционного профессионального образования и концепция «маркетинговых сигналов»
[Электронный ресурс] / С.М. Выгинный. – URL :
http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik — 2.htm

Романова, Ю.А. Организационно-экономические основы
развития кооперации на региональном уровне (Теория, методология, практика) :
автореф. дис. … д-ра экон. наук : 05. 00. 05

Романова Ю.А. ; Российский ун-т кооперации. – М.,
2008. – 40 с. URL : http://donland.ru/content/info.asp?partId=5&infoId=
22271&topicFolderId=356&topicInfoId=0

Третьяк, О.А. Рыночная политика предприятия / О.А. Третьяк,
В.В. Кеворков, М.Ю. Шерешева // Российская промышленность: институциональное
развитие [Электронный ресурс] : аналитический обзор. – М., 2009. – URL :
http://www.marketing.divo.ru/publications /23.html

Черенков, В.И. Информационно-коммуникативная проблема
глобализации бизнеса / В.И. Черенков // Проблемы современной экономики
[Электронный ресурс]. – 2008. – № 3(7) (4/8). – URL :
http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=18324

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий