Введение
Существенные изменения, происходящие в социально-политической
и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования
к воспитанию современного человека. Экологические и социальные катаклизмы,
нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров – все
это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен
для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости,
преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.Кризис гуманизма особенно характерен для нашей страны,
переживающей тяжелое состояние экономики, политики, идеологии, культуры,
образования, серьезное изменение, традиционного образа жизни.Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном
обществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по
данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически
здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% – хронические
заболевания. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос
в 2,5 раза. Примерно 88% учащихся находятся в школах в состоянии разной
степени психического неблагополучия.В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам
здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего
населения.Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий
принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в
Законе РФ «Об образовании» (1992 г.). Однако исследователи отмечают, что в
деятельности школы сегодня еще недостаточны научные проработки системы
ознакомления детей с проблемами формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Выпускники общеобразовательной школы еще не имеют в своем распоряжении в полном
объеме необходимых, важных познаний о сбережении здоровья на долгие годы; у них
нет навыков ведения здорового образа жизни; они не способны оценить влияние
средовых факторов на здоровье человека и на генофонд будущих поколений.Исследования ученых в области педагогики и психологии
свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития
личности имеются в детском и подростковом возрасте (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин). Изменения, которые
происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для
формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает
их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе. Именно
в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому
основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему
школьного образования.Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс
должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по
формированию здорового образа жизни:– создание оптимальных внешнесредовых условий – микросоциальной
среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат,
активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей
и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский,
В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик,
Н.Е. Щуркова и др.);– обеспечение внутренних условий (установок,
потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через
механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин,
С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и др.).Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что
проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения
здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда
человека, является важнейшей проблемой современности, что и определяет актуальность
исследования.Цель исследования – формирование здорового
образа жизни школьников посредством психолого-педагогического сопровождения.Объект исследования – целенаправленный процесс
формирования здорового образа жизни школьников в деятельности
общеобразовательных учреждений.В соответствии с актуальностью, целью и объектом были
сформулированы следующие задачи исследования:1. Изучить научную и методическую литературу по теме
исследования2. Раскрыть сущность здорового образа жизни и его
составляющие.3. Раскрыть сущность психолого-педагогического сопровождения
в образовании.4. Раскрыть значение формирования здорового образа жизни в
школе.5. Раскрыть сущность и значение здоровьесберегающих
технологий в образовании.здоровый образ
внеклассный мероприятие
1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения в поддержке здорового образа жизни1.1 Понятие здорового образа жизни и его составляющие
Забота о физическом состоянии человека приобретает особую
значимость в наше тяжелое с экологической точки зрения время. Все большее
количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного
здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является
ведение здорового образа жизни.Для того чтобы ответить на вопрос о том, что же такое
здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие. Авторы
проанализированных мною работ отмечают различное их количество. Однако можно
выделить некоторые базовые компоненты, на основе которых и строится ведение
здорового образа жизни. К ним относятся:·
Рациональное
питание.·
Физическая
активность.·
Общая
гигиена организма.·
Закаливание.·
Отказ
от вредных привычек.Здоровый образ жизни – это сложившийся у
человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон
жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий
потенциал.Рациональное питание. Данный компонент
рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Ведь
несомненно то, что питание выполняет одну из главнейших функций в обеспечении
жизнедеятельности человеческого организма. Рациональное питание, построенное на
научных основах, обеспечивает нормальное развитие организма. Оно служит,
предупреждая многие болезни, мощным профилактическим средством[1].Нерациональное же питание напротив заметно повышает риск
возникновения заболеваний.Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован.
Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все
необходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В
него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды,
продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.Физическая активность. Это второй базовый
компонент здорового образа жизни. Физические упражнения по праву входят в
систему здорового образа жизни, так как без физической активности состояние
человека значительно ухудшается, и не только физическое, но и психическое,
снижаются интеллектуальные возможности человека (врачи утверждают, что
умственная работа должна в полной мере компенсироваться физической).Общая гигиена организма. Гигиена организма
связана, прежде всего, с поддержанием чистоты кожного покрова. Проблема чистоты
кожного покрова весьма актуальна для человека, так как: примерно 2,5 млн.
потовых и сальных желез выделяют около 0,5 л пота и около 20г сала в
сутки, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток, на
грязной коже могут иметься вредные для здоровья человека микроорганизмы. При
загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, и нарушается
способность организма к терморегуляции. На грязной коже легко развиваются
грибковые заболевания, лечение которых требует много времени[2].Закаливание. Это достаточно широкое понятие также входит в
общую концепцию здорового образа жизни. Раньше под закаливанием понимали прежде
всего или даже исключительно привыкание организма к холоду. Сейчас это понятие
истолковывают более широко – закаливание означает укрепление сопротивляемости
организма к любым факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, т.е.
напряжение.К таким факторам относятся низкая и высокая температура
воздуха, чрезмерно пониженная или повышенная влажность, резкие изменения
атмосферного давления и т.д. Однако наиболее важным остается все же закаливание
к чрезмерному охлаждению, а иногда и к перегреванию[3].Неоднократное охлаждение тела повышает стойкость к холоду и
позволяет в дальнейшем сохранять тепловое равновесие организма даже тогда,
когда человек сильно замерз.Способы закаливания против холода всем давно известны. Это
воздух, вода и солнце в совокупности с физическими упражнениями.Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время
закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть
постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.Отказ от вредных привычек. Прежде всего, необходимо
отметить, что в идеальном случае здоровый образ жизни предполагает не отказ от
вредных привычек, но изначальное их отсутствие. Если же по каким-то причинам
они уже имеются у человека, то необходимо принять все меры, чтобы освободить
данного индивида от столь пагубных для него самого пристрастий.К вредным привычкам относят употребление алкоголя и
табакокурение, причем в литературе курение представляется как более
распространенная привычка, а следовательно и как большее зло для человека.Курение подвергает опасности многие жизненно важные органы.
Курильщики рискуют получить легочные заболевания, а также подвергаются
повышенной опасности ишемической болезни сердца и инсульта. Сигареты ускоряют
сужение артерий, уменьшают содержание кислорода в крови на целых 15%, а,
следовательно, создают перегрузку всей сердечнососудистой системы[4]Не менее вреден для организма и алкоголь. У тех, кто
злоупотребляет им, чаще встречается повышенное артериальное давление. Ну а то,
что алкоголь разрушает печень, известно всем. Особенно прискорбен тот факт, что
алкоголь и табак отрицательно влияют на врожденные характеристики детей и могут
вызвать серьезные отклонения в их развитии.Для тех, кто хочет бросить пить и курить особое значение
имеет здоровый образ жизни в целом. Регулярные физические упражнения,
рациональное питание в большой степени способствуют преодолению вредных
привычек.Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы
можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый
образ жизни – это совокупность профилактических мер, направленных на
предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего
самочувствия человека[5].Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое
использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно
подобранного плана. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную
физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным
человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации
жизнедеятельности организма.1. 2 Внедрение здоровьесберегающих технологий в
образовательный процесс школыСостояние здоровья российских школьников вызывает серьезную
тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье
школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет
назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней
происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего
среднего образования.Ухудшающееся зрение, хронические
заболевания внутренних органов, астеническое состояние организма – все это
последствия систематического переутомления школьников. Как показывают
проведенные в Институте возрастной физиологии многолетние исследования, у
значительной части детей в связи с высокой интенсивностью школьных нагрузок
практически не остается свободного времени. Их рабочий день, особенно в старших
классах, составляет 12–14 часов, что намного превышает продолжительность
рабочего дня взрослых. А ведь на школьные годы приходится период наиболее
интенсивного развития детского организма. К концу обучения детей в школе 70%
функциональных расстройств принимают хроническую форму, в несколько раз
возрастает количество патологий пищеварительной системы, болезней глаз,
увеличивается число нервно-психических заболеваний[6].Чтобы остановить регресс нации и процесс
ее разрушения, необходимо воспитывать у ребенка ценностное отношение к
здоровью, формировать у него четкую гражданскую позицию, заключающуюся в
стремлении быть крепким, сильным, гибким, быстрым и выносливым, в понимании
здорового образа жизни как основного принципа жизнедеятельности и единственного
пути к долгой, активной и счастливой жизни.Ценностное отношение к
здоровью
– это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся
ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной
потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и
усовершенствование собственных физических умений и навыков.Воспитание ценностного отношения к
здоровью – это длительный и последовательный процесс, включающий в себя
комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на
формирование у детей устойчивой активной здоровьесберегающей жизненной позиции,
подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению
здоровья[7].В воспитании ценностного отношения к
здоровью в школах на уроках ОБЖ необходимо использовать все формы работы с
детьми. Это и педагогическое воздействие педагога (беседы, рассказы, классные
часы, «уроки здоровья»), и создание атмосферы состязания (спортивные игры,
эстафеты, Дни здоровья и др.). Роль педагога во время таких мероприятий
сводится к выполнению его функциональных обязанностей. Однако более же
эффективны такие формы работы, в которых учитель ОБЖ и ученики становятся
активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие
позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать
собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у
каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и
способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.Здоровьесберегающие
технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и предполагают активное
участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в
формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное
расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции
(от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и
активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования
ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Здоровьесберегающие
педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей
ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в
деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой,
искусством.Под здоровьесберегающей
образовательной технологией[8] понимает
систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и
развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и
физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В
эту систему входит:1. Использование
данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими
работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной
технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.2.
Учет
особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии,
соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и
т.д. учащихся данной возрастной группы.3.
Создание
благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации
технологии.4. Использование разнообразных
видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение
и повышение резервов здоровья, работоспособности[9].Основными компонентами
здоровьесберегающей технологии выступают:•
аксиологический, проявляющийся в осознании
учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести
здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные
цели, использовать свои умственные и физические возможности. Таким образом,
воспитание как педагогический процесс направляется на формирование
ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и
здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и
мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с
тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и
потребностях.•
гносеологический, связанный с приобретением
необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя,
своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам
собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных
методик по оздоровлению и укреплению организма.•
здоровьесберегающий, включающий систему
ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений,
необходимых для нормального функционирования организма, а также систему
упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за
самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом
компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и
отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек,
функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и
психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных
факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления
ослабленных.•
эмоционально-волевой, который включает в себя
проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым
условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания,
благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.•
экологический, учитывающий то, что
человек как биологический вид существует в природной среде, которая
обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими
и производственными ресурсами. К сожалению, экологическая среда образовательных
учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром
природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в
природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда,
окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.•
физкультурно-оздоровительный
компонент
предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной
активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания
воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности.
Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных
жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и
общественной гигиены.Функции здоровьесберегающей
технологии:•
формирующая: осуществляется на основе
биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе
формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие
индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее
воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном
коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы
функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;•
информативно-коммуникативная:
обеспечивает
трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций,
ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному
здоровью, ценности каждой человеческой жизни;•
диагностическая: заключается в мониторинге
развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить
усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ
предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса,
индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;•
адаптивная: воспитание у учащихся направленности
на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного
организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам
природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой
деятельности.•
рефлексивная: заключается в
переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении
здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с
перспективами.•
интегративная: объединяет народный опыт,
различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути
сохранения здоровья подрастающего поколения.Типы технологий
•
Здоровьесберегающие (профилактические
прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация
здорового питания)•
Оздоровительные (физическая подготовка,
физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия,
арттерапия)•
Технологии
обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного
цикла)•
Воспитание
культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся,
внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)[10].Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии
можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики –
одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и
методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и
качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее
воздействия на здоровье учащихся и педагогов.1.3 Сущность психолого-педагогического
сопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизниСопровождение – это совместное передвижение, прохождение с кем-либо части его пути в качестве спутника или провожатого, помощь одного человека другому в преодолении трудностей и помощь, запускающая механизм собственных ресурсов человека. А сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с «путником».Психолого-педагогическое сопровождение исходит из общей гуманистической цели образования: «максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных возможностей.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может
рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в
учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития
ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).Задачи психолого-педагогического сопровождения:
•
предупреждение
возникновения проблем развития ребенка;•
помощь
(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации:
учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального
маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями;•
психологическое
обеспечение образовательных программ;•
развитие
психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся,
родителей, педагогов.Виды (направления) работ по психолого-педагогическому
сопровождению:•
профилактика,•
диагностика
(индивидуальная и групповая (скрининг));•
консультирование
(индивидуальное и групповое);•
развивающая
работа (индивидуальная и групповая);•
коррекционная
работа (индивидуальная и групповая);•
психологическое
просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных
учреждений, педагогов, родителей;•
экспертиза
(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды,
профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных
уровнях (ступенях) образования различны.Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция
нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.Начальная школа – определение готовности к обучению в школе,
обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в
учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие
самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения
учиться», развитие творческих способностей,Основная школа – сопровождение перехода в основную школу,
адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем
социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в
построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного
поведения, наркозависимости.Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном
самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание,
поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной
перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности,
профилактика девиантного поведения, наркозависимости[11].Важнейшим направлением психолого-педагогического
сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья
детей,Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
•
формирование
установок на здоровый образ жизни,•
развитие
навыков саморегуляции и управления стрессом;•
профилактика
табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым
путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.Сфера ответственности ППС
(психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками
задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи
обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и
подростков. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
качественного образования, его индивидуализации и дифференциации, что
предполагает защиту личности прав обучающегося, предупреждение возникновения проблем
развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития
и с выбором для него образовательного и профессионального маршрута; профилактика
нарушений эмоционально-волевой сферы; проблемы взаимоотношений со сверстниками,
учителями, родителями; обеспечение его психологической и физической безопасности,
педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированную
диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста,
психологическую помощь семьям детей групп особого внимания. Задачи в этом направлении
формирования установок на ЗОЖ, развитие навыков саморегуляции и управления
стрессом, профилактика поведенческих факторов риска. Необходимо создать
комплексную модель ППС, которая с одной стороны интегрировала бы «разорванные»
сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны –
включала бы в модель всех субъектов: учащегося, учителей, родителей,
сверстников. В отношении содержания данная модель призвана не просто
поддерживать профессиональный выбор, но и обеспечивать формирование самой
способности к сознательному ответственному выбору. Предметом внимания должна
стать не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры,
но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного
пути[12].Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и
деятельности ППС в каждом возрастном периоде их развития формирует потребности
и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые
позволят школьникам самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа
жизни.Основными принципами, в соответствии с которыми
осуществляется эта работа, являются:– принцип природосообразности, который обеспечивается
воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основеи закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и
укрепления внутренних сил;– принцип непрерывности обеспечивается механизмом
преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером
педагогического взаимодействия, валептюгичятган педагогического процесса и
технологиями развития физической и духовкой культуры личности;– принцип целостности развития обеспечивается охватом
эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие
и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидуму
преимущество здорового образа жизни;– принцип личностно-ориентированного характера
обеспечивается определением главной цели – оздоровление ребенка, определением
содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения
здоровья;– принцип интеграции непрерывного обучения здоровому
образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и
общества;– принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается
смысло-жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного
прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через
накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в
процессе движения к развитию устойчивых привычек здорового образа жизни.Итак, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизни учащихся является: сохранение и укрепление здоровья детей; решение актуальных воспитательных задач по профилактике наркомании алкоголизма и табакокурения; пропаганда здорового образа жизни.
2. Методические аспекты организации
психолого-педагогического сопровождения в поддержке здорового образа жизни
учащихся 5–6 классов2.1 Формирование здорового образа жизни на уроках
ОБЖ в 5–6 классахИменно в школе должны решаться задачи формирования ответственного
отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и
развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий,
при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье.
Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых
вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны,
так как вызывают скрытые противодействия у детей.Формирование ценностных ориентации, убеждений, активной жизненной
позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые
способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки
знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между
участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и
сотворчества.На наш взгляд, данные требования возможно реализовывать на уроках
БЖД в 5–6 классах. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные
(классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые,
сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков),
прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми,
требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и
способствующие более эффективному усвоению знаний.Важную роль в формировании у школьников
индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и
способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми.
Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их
индивидуально-личностной культуры.Творческий подход к решению проблемы
воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников – имеет особую
значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей,
одобряемых обществом. Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский
отмечал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – …это
прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является радость творчества»[13].
Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.Цель уроков БЖД по формированию здорового образа жизни в 5–6
классах – актуализировать тему здоровья, здорового
образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.Задачи уроков БЖД по формированию здорового образа жизни в 5–6
классах:•
актуализировать и развить знания учащихся 5–6 классов о здоровье и
здоровом образе жизни;•
формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой
информации;•
воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к
своему здоровью;•
профилактика развития вредных привычек[14].В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как:
•
обсуждение
выполненного домашнего задания;•
провоцирование
в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров,
проблемных ситуаций и т.д.;•
сюжетно-ролевые
игры;•
активные
паузы с проведением физкультминуток;•
домашнее
задание, направленное на общение ребенка с родителями[15].На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем
желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности
приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с
самораскрытием и публичными выступлениями.Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека,
его образованности, настойчивости, воли.2.2 Методика проведения внеклассных мероприятий
по формированию здорового образа жизни у учащихся 5–6 классовУченикам 5–6 классов в силу их
психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и
запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и
длительностью проводимых мероприятий.Как же рассказать ребенку в наиболее
доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя,
о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о
необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?Внеклассные мероприятия играют большую роль в пропаганде здорового
образа жизни подростков. Формы внеклассных мероприятий могут быть разнообразны,
это беседы, конкурсы, викторины, диспуты и т.д.Методика проведения внеклассных мероприятий, в общем, такая же,
как и на уроках. Во-первых, необходимо сформулировать развивающие и
воспитательные цели.Во-вторых большую роль в проведении мероприятий играет
подготовительный этап. Готовясь к мероприятию,
можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих
увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложить учащимся
ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их
отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики
согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «–». Можно провести
тесты, например, «Ваш образ жизни» и т.д. Оформить класс русскими народными
пословицами. Например:•
Любой
жует, да не любой живет.•
Здоровье
– всему голова.•
Здоровая
душа в здоровом теле.•
Здоровье
дороже денег.•
Здоровье
не купишь.Изречениями великих людей:
Здоровье
– это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а
результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс
– нем. профессор – валеолог.)
Здоровое
тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)
Главное,
от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы
сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)
У
нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А.И. Солженицын.)
Человек,
двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)
Здоровье
– это вершина, на которую человек должен подняться сам.(И. Брехман
– основатель валеологии.)В-третьих, само мероприятие. Внеклассное занятия по формированию
здорового образа жизни с детьми данного возраста должно носить активный
характер с привлечением всех членов класса. Каждый ребенок имеет право
высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или
утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими
участниками занятия, а затем их обобщает учитель. Педагог при этом играет
роль ведущего, эксперта – человека, способного выделить главное, подвести
итог обсуждению, оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе их
совместной творческой деятельности.В-четвертых,
конце мероприятия необходимо подвести итоги, сформулировать выводы.Итак,
внеклассная работа по формированию здорового образа жизни в 5–6 классах имеет
огромное воспитательное и развивающее значение. В ходе мероприятий дети
узнают новое, систематизируют свои знания, проявляют свои творческие и познавательные
способности и т.д. В ходе внеклассных мероприятий дети учатся работать в
коллективе, у них формируется мотивация и выработка практических навыков
безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.
Заключение
Процессы, происходящие в современной школе: гуманизация,
демократизация, гуманитаризация, психологизация и т.д. – создают благоприятную
основу для сохранения и укрепления главной ценности на Земле – Здоровья и Жизни
человека.В последние годы система общего образования претерпела значительные
изменения. Появились различные виды общеобразовательных учреждений, в связи с
чем возникла необходимость анализа состояния здоровья подростков, обучающихся в
общеобразовательных учреждениях различных видов.Научными исследования последних лет установлено, что
выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от
образовательного учреждения, в котором обучается ребенок.Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на
физическое, но и психическое здоровье учащихся в школе, являются гипокинезия,
неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение
режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие
знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей.Система педагогического образования не может считаться
гуманной, если ценности здоровья не нашли в ней должного места.Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и
деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно
формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и
навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового
образа жизни.Сегодня уходит в небытие единообразие школы. Появляется
изрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, разных
образовательных программ, технологий и методик. И выбирая для них пути
движения, каждая школа должна осознать важность одной из основных задач – нести
радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшего
условия благополучной жизни человека.Итак, одним из важных
направлений психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является
формирование у них установок на здоровый образ жизни, развитие навыков
саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях.Список литературы
1. Бурдина Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005, с. 14–20.2. Вдовина Е.А. Профилактика наркотической зависимости у детей в образовательной среде // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. – Саранск: МОРМ, МРИО, 2005, с. 24–30.
3. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью //
Воспитание школьников. – 2008. – №8. – С. 28 – 31.4. Здоровьесберегающая деятельность школы в
учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005.
– №3. – С. 55–60.5. Залыгин В. Проблема здравообразования // ОБЖ: Основы
безопасности жизни. – 2006. – №5. – С. 44–46.6. Исупов В.П. Пищевые добавки и пряности. История, состав и
применение. – М.: ГИОРД, 2000.7. Как быть здоровым/ Под ред. П.В. Волкова. – М.: Медицина,
2002.8. Книга о здоровье / Под. Ред. Ю.П. Лисицына. – М.:
Медицина, 2000.9. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! – 2-е изд. – М.:
Молодая гвардия, 1987.10. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность
школы // Педагогика. 2005. – №6. – С. 37–44.11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего
образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,
2004.12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в
ЗОЖ у школьников // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 90–94.13. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33–36.14. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе //
Воспитание школьников. – 2005. – №2. – 19–22.15. Семенова А. Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и
«против» // Сфера. – 2005. – №20. – С. 12–16.16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.17. Советова Е.В. Эффективные образовательные
технологии. – Ростов н / Дону: Феникс, 2007.18. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.:
Политиздат, 1985.19. Тетушкина Л.А. Укрепление
духовного здоровья учащихся на уроках ОБЖ // ОБЖ: Основы безопасности
жизни. – 2008. – №11. – С. 12–15.20. Халетова С.С., Полевщиков М.М.,
Шрага А.М. Основы здорового образа жизни. – Йошкар-Ола: Марийский
полиграфическо-издательский комбинат, 1997.
[1] Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье!. М.:
Молодая гвардия, 1987. с.109.
[2] Книга о здоровье / Под. Ред. Ю.П.Лисицына. М.:
Медицина, 2000. с.285 286.
[3] Михайлов
В., Палько А. Выбираем здоровье. М.: Молодая гвардия, 1987. с.71.
[4] Как быть здоровым/ Под ред. П. В. Волкова. М.:
Медицина, 2002. с.31.
[5] Халетова С.С., Полевщиков М.М., Шрага А.М. Основы
здорового образа жизни. – Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский
комбинат, 1997,с. 14.
[6] Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего
образования. — М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания,
2004, с. 45.
[7] Дрибинский П. Воспитание
ценностного отношения к здоровью// Воспитание школьников. – 2008. № 8. – С.
28.
[8] Петров К. Здровьесберегающая деятельность в
школе//Воспитание школьников. 2005.- №2.- С.19-22.
[9] Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и
ПРО,2002, с.12-14.
[10] Науменко
Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика. 2005.- №6.- С.37-44.
[12] Павличенко Е.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса// Воспитание
школьников. – 2006. № 1. – С. 33-35.
[13] Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.:
Политиздат, 1985, с. 61.
[14] Здоровьесберегающая деятельность школы в
учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их
решения//Школа. 2005.-№3.-С.55.
[15] Ощепкова ТЛ. Воспитание
потребности в ЗОЖ у школьников // Народное образование. 2006. № 8. С.
90-91.