Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся

Дата: 13.02.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1 Место
школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве

2.2 Пути формирования информационной
культуры учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Глобальная
информатизация, формирование информационно-коммуникационной среды требует
создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит
избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в
информационном обществе.

Возрастающий объем
информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на
концепцию «образование в течение всей жизни». Сегодня самообразование и
саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании.
Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный
воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.

Новая система образования
должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний,
умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески
применять полученные знания в практической деятельности. Время предъявляет
особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план
умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность
находить, анализировать и обобщать информацию.

Стремительное развитие
новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества
библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников,
от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования.
Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Это
подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного
учреждения.

Актуальность темы нашей
работы обусловлена изменением парадигмы образования, необходимостью обеспечения
его адекватности динамичным преобразованиям, происходящим в обществе, что
сказалось на деятельности учреждений образования и школьных библиотек.

Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической
науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного
библиотекаря. Суть первого подхода – в обосновании необходимости создания на
базе школьных библиотек нового подразделения – медиатеки, или школьного
библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями
медиаспециалиста; второй состоит в том, что библиотека должна стать
информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции
информатора; третий – в рассмотрении школьных библиотек как педагогического
структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими
функциями.

И образовательное
учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию
мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых
информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к
информации.

Различные аспекты
деятельности школьных библиотек отражены во многих публикациях. Проблемам
современного состояния школьных библиотек посвящены работы Т.Д. Жуковой, Е.М.
Зуевой, Е.В. Ивановой, Е.Н. Ястребцевой и др. Исследования в области
профессионального образования библиотекарей нашли отражение в трудах Ю.Н.
Столярова, Н.И. Гендиной, Г.А. Ивановой и др. Методологические основы
формирования информационной культуры личности разработаны Н.И. Гендиной, Г.А.
Стародубовой, И.П. Осиповой, Н.В. Збаровской и др. Изучению чтения детей и
подростков посвящены труды И.И. Тихомировой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Полозовой, Ю.П. Мелентьевой
и др.

Все, изложенное нами выше,
помогло определить данной работы – исследование и теоретическое осмысление
моделирования информационно-образовательной среды школьной библиотеки.

Объектом исследования в
нашей работе выступает информационно-образовательная среда
библиотеки общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования:
деятельность современной школьной библиотеки по формированию информационной
среды образовательного учреждения.

Целью нашей работы
является: теоретическое обоснование роли школьной библиотеки в
формировании информационной культуры учащихся и ее разработка.

Цель предполагает решение
следующих задач:

1. Определить степень
разработанности исследуемой проблемы в теории и практике;

2. Выявить особенности
деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения;

3. Проанализировать и
обобщить результаты личной практической работы по организации работы школьной
библиотеки;

4. Наметить перспективы
дальнейшего развития в решении заявленной в работе проблемы.

Методологической основой
исследования в нашей работе явились положения моделирования библиотек,
изложенные в трудах Ю.Н. Столярова. В исследовании были использованы
современные подходы к созданию образовательной среды библиотеки (Г.Ю. Беляев,
В.А. Ясвин, И.П. Осипова), формированию информационной культуры учащихся,
разработанные специалистами Кемеровского государственного университета культуры
и искусств (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова).
Существенной методологической основой стали положения, изложенные в нормативных
документах, посвященных деятельности школьных библиотек; материалы по
руководству чтением, отраженные в публикациях А.Н. Ванеева, В.И. Терешина,
Ю.П. Мелентьевой, А.А. Леонтьева; основным принципам деятельности
библиотек, обслуживающих детей и подростков, России и зарубежных стран,
освященные в работах Г.А. Ивановой, В.П. Чудиновой, Т.Д. Жуковой, И.И.
Тихомировой, Ф.Л. Кэрролл, С.К. Ханнесдоттир.

Экспериментальной базой работы
стала школьная библиотека СШ №104 г. Москвы.

Теоретическая значимость
работы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие
представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса
развития информационно-компетентной личности.

Практическая значимость работы: полученные
результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при анализе
состава фондов, материально-технического оснащения, уровня развития и
использования в учебном процессе справочно-поискового аппарата, состояния
кадрового потенциала.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Школьная библиотека –
специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она
непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой,
при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность
школьной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечение
образовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся.

Современная школьная
библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и
руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами
международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; Законами
Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской
Федерации, а также отраслевые законы.

К числу важнейших
международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая
на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССР
в июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями,
обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей
индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, — в статье 28
предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к
информации и материалам.

Другим важным документом
является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на
последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14
декабря 1995 года. В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи,
поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мере
соответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей.

В пункте 25
Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития
информационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ее
использования, а также информатики и заочного обучения».

Для
построения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства до
масштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирным
форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) «Образование для
всех: выполнение наших общих обязательств».

Школьному
библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к
библиотекам. В ряду этих документов:

· 
Манифест о
публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);

· 
Манифест школьных
библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;

· 
Манифест ИФЛА об
Интернете 2002 года;

· 
Рекомендации по
библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные
библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в
городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто
принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.

· 
Руководство
ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года.

Манифест
школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте
публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть
более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для
библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как
вспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, что
повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и
учителей является доказанным фактом — «содействует развитию навыков чтения,
запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными
технологиями».

Манифест ИФЛА
об Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей в
поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными
службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и
конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность
за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств
коммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости
«предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании
выбранных ими информационных источниках и услугах».

Важнейшим
документом на федеральном уровне является Федеральный Закон «О библиотечном
деле». Данный документ был принят Государственной Думой 23 ноября 1994 год,
затем в него был внесен еще ряд изменений. Содержание Закона включает в себя
следующие статьи:

Раздел I.
Общие положения

Ст. 1.
Основные понятия.

Ст. 2.
Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле.

Ст. 3. Сфера
действия Основ законодательства.

Ст. 4.
Основные виды библиотек.

Раздел II.
Права граждан в сфере библиотечного дела

Ст. 5. Права
граждан на библиотечное обслуживание.

Ст. 6. Права
граждан на библиотечную деятельность.

Ст. 7. Права
пользователей.

Ст. 8. Права
особых групп пользователей.

Ст. 9.
Ответственность пользователей.

Раздел III.
Ответственность и права библиотек

Ст. 10.
Статус библиотек.

Ст. 11.
Ответственность библиотек.

Ст. 12. Права
библиотек.

Раздел IV.
Государственная политика в области библиотечного дела

Ст. 13.
Государственная политика в области библиотечного дела.

Раздел V.
Разделение компетенции в области библиотечного дела

Ст. 14.
Компетенция органов государственной власти и управления

Российской
Федерации.

Ст. 15.
Компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской
Федерации

Ст. 16.
Компетенция органов местного самоуправления.

Ст. 17.
Компетенция учредителя.

Раздел VI.
Библиотечные фонды как культурное достояние народов Российской Федерации

Ст. 18.
Библиотечные работы как культурное достояние народов Российской Федерации.

Раздел VII.
Координация и кооперация в области библиотечного дела

Ст. 19.
Участие государства в обеспечении координации и кооперации библиотечного
обслуживания.

Ст. 20.
Центральные библиотеки.

Ст. 21.
Взаимодействие библиотек с органами научно-технической информации и архивами.

Раздел VIII.
Экономическое регулирование в области библиотечного дела

Ст. 22.
Порядок создания и ликвидации библиотек.

Ст. 23.
Реорганизация, приватизация и ликвидация библиотек.

Ст. 24.
Имущество библиотек.

Ст. 25.
Финансовые ресурсы библиотек.

Ст. 26.
Инвестиционная политика в библиотечном деле.

Ст. 27. Фонды
развития библиотек.

Ст. 28.
Финансовые и иные льготы.

Ст. 29. Трудовые
отношения работников библиотек.

Также важными документами являются Кодекс этики школьных
библиотекарей Российской Федерации, принятый на I съезде школьных библиотекарей
Российской Федерации 1-4 июля 2007 и Манифест школьных библиотек Российской Федерации,
проект которого был также принят на I съезде школьных библиотекарей Российской
Федерации. В этих документах изложены цели и задачи школьной библиотеки,
принципы равноправия, свободы доступа и цензуры, конфиденциальности,
добровольности участия в деятельности библиотеки.

Целями школьной библиотеки указаны следующие: реализация
информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие
осуществлению непрерывного образования учащихся учителей; содействие развитию
творческих способностей школьников, формирование духовно богатой, нравственно
здоровой личности; организация библиотечного обслуживания всех членов школьного
сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности,
языка, профессионального или общественного положения; обеспечение ориентации и
организация доступа к местным, региональным, национальным или глобальным
информационным ресурсам; организация информационной подготовки школьников,
включая обучение навыкам поиска, извлечении, критического анализа и самостоятельного
использования информации для удовлетворения многообразных информационных
потребностей (приобретение знаний, досуг и т.п.); интеграция усилий
педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к
чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников
потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении
всей жизни.

Задачи школьной библиотеки: формирование фондов; оказание
библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования;
организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию
информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной
культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения,
организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе
основанных на использовании информационно коммуникационных технологий,
координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую
очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к
ценностям семейного чтения.

Таким образом, деятельность школьной библиотеки регламентируется
как международными правовыми документами, так и Федеральным Законом Российской
Федерации, а также особыми документами, определяющими специфику работы именно
школьной библиотеки, как специфического вида информационно-образовательного
подразделения.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1 Место школьной библиотеки в информационно-образовательном
пространстве

Вместе
с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется
деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития
информационного общества школьная библиотека становится центром учебного
процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный,
технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении
школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть
центральную роль.

В
условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных
библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы
с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и
профессионального роста.

В условиях
перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек
общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании
информационной культуры личности.

Значительные
изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая
собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное
ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня
библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых
информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой
библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные
системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции
традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного
обслуживания.

Поскольку
школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку
процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это
заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом
определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы
работы.

Библиотека
образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства,
формирующегося и активно развивающегося в XXI в., и представляет собой культурно-просветительный и
научно-вспомогательный социальный институт, обеспечивающий аккумуляцию и
общедоступность документально-информационных ресурсов.

Документные
фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную,
научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными
видеофильмами, мультимедийными учебниками и учебными пособиями, справочниками и
энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно
используются образовательные Интернет-ресурсы.

Однако
к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием
библиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотек
заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано
с недостаточным финансированием.

школьный
библиотека учащийся культура

2.2 Понятие об
информационной культуре учащихся и пути ее формирования

Вхождение
человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы
роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие
годы в школьном образовании, — все эти факторы обусловили необходимость
формирования особой культуры — информационной культуры личности. «Понятие
«информационная культура» включает в себя успехи традиционной
библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой
информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных
технологий».

Информационная
культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и
рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать
школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции
процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы
и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо
подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками
информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация
такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых
усилий школы и библиотеки.

Основные
направления работы по формированию информационной культуры школьников
следующие:

I. Комплектование
библиотечного фонда.

1.  Информационная и методическая работа.

2.  Массовая работа со школьниками.

3.  Индивидуальная работа с читателями.

4.  Систематическое повышение
собственного профессионального уровня.

Работа с
информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно
библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные,
междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных
навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое
главное, для проявления самостоятельности.

Но библиотека
не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с
администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями
предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором)
работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся
разных способов использования информации.

Работа по
формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том
случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром,
наладить информационную, документную и методическую поддержку этой
деятельности.

Библиотека,
являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по
подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить
учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных
видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать
учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них
навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать
познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Работа по
формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану.
Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные
навыки постепенно, для каждого класса — своя тематика, учитывающая содержание
учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются
возрастные особенности учащихся.

Основными
направлениями в работе библиотеки должны стать:


информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

— развитие
творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к
чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа
читающего человека;

— активизация
интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их
поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

— приобщение
учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;

— обучение
приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных
носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Школьный
возраст — это именно тот возраст, когда закладываются основы личности,
вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты, осознание себя
белорусом, ощущение принадлежности к национальной культуре — процесс, в котором
книга играет важную роль. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия,
посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки
книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть
оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».

В школе в качестве
факультативного может быть введен интегрированный курс по работе над
формированием информационной культуры учащихся, например, курс «Основы информационной
культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков,
позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях
удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и
практическое значение.

Примерная программа для
учащихся 5-6 классов, учитывающая возрастные особенности школьников этой
группы, может быть представлена следующим образом:

I. Основные задачи:

1. 
дать
представление учащимся о современных информационных технологиях;

2. 
научить учащихся
самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах
изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной
библиотеке, так и вне ее;

3. 
приобщать
учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе,
и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

4. 
укреплять интерес
к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы
информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и
развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для
продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися могут
быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия,
экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Программа в 5 классе
рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических
занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе
рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических
занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Основы информационной
культуры школьника»

5 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

Практические занятия

Введение 1 1
Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
3 3
История возникновения
информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое,
настоящее, будущее).
9 7 2
Информационные ресурсы современного
общества
3 3
Библиотека — информационный центр
школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
7 5 2
Методы работы с книгой. 8 5 3
Простейшие способы переработки
информации.
4 2 2
Итоговое занятие 1 1
Итого: 36 27 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Основы информационной
культуры школьника»

6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

Практические занятия

Введение 1 1
Информационная культура — путь к
последующей самообразовательной работе школьника.
6 6
Информационная среда школьной
библиотеки.
9 6 3
Информационные потребности
школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
7 5 2
Самостоятельная работа ученика
(пользователя) при розыске документа и его переработка.
5 3 2
Рациональные приемы
интеллектуальной работы пользователя информации.
7 5 2
Итоговое занятие 1 1

Итого:

36 27 9

Приведем пример занятия для 5 класса в рамках данного курса
по теме «История возникновения информационных ресурсов общества. Способы
хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)» (1 часть)

Цель занятия: расширение знаний об истории создания основных источников информации в
прошлом.

Содержание
занятия:

Сегодня книги
и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого
человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше – зайди в
библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить
такое время, когда книга была большой редкостью.

В «Толковом
словаре» В.И.Даля дается следующее описание: «Книга – произведение печати в
виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом».
Такой, какая она есть сейчас, книга стала не сразу. За много веков у нее было
не мало разновидностей и предшественников.

Сказания –
устная форма передачи информации (т.н. «устная книга»).

С древнейших
времен человеческая память была единственным средством сохранения и передачи
информации о событиях и людях. До изобретения письменности люди хранили свои
знания и законы не на книжных полках, а в своей памяти.

«Путешественники
рассказывают о племенах аборигенов, в которых старейшины примерно один раз в
год уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста
передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен».

Период
«устной книги» в истории человечества занимает значительное место. Многие
народы прежде чем записать информацию, передавали ее от одного поколения к
другому устно. Некоторые литературные произведения появились гораздо раньше,
чем человек придумал письменность.

«Прекрасные
поэмы древности «Илиада» и «Одиссея» впервые были записаны в Афинах (Греция) на
свитках около 510 г до н. э. Легендарный слепой сказитель Гомер воплотил в них
весь духовный и материальный мир древнего человека».

Он рассказал
о верованиях древних греков (боги, их жизнеописания), о традициях и быте, о
военных победах древних греков. До Гомера в течении многих веков поэмы
рассказывались устно. Древние певцы «сказители» — пели наизусть отрывки из
литературных произведений. Первобытные сказители для запоминания больших
текстов использовали ленточки или узелки, которые им помогали запоминать текст.

Каменные
книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость делиться между
собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие
рисунки на скалах, это и получило название – каменные книги.

На рисунках
изображалось то, что нужно сообщить (охота, военные походы, праздники).

«Пока древние
люди жили семьями и небольшими племенами, все было хорошо – то, что нужно,
можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась
необходимость сообщать друг другу различные сведения – например, где лучше
охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все
труднее – ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие
рисунки на камне. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить».

Проходили
века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо –
пиктография.

Пиктография
(лат.) – буквальный перевод «нарисованный», письмо рисунками. Передача
какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.

Ученые
находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного
человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы.

В наши дни,
когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека,
перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография
– рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека,
частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной
символики.

Примером
пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную
символику и т.д. Ярким примером пиктографического письма является послание
индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад.

«Основное
содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами
которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они
в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя
племен – направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в
своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, —
знак единства их мыслей и чувств».

Узелковое
письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории
известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое
«узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и
разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль,
привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система
узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.

Чем ближе к
началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение
цветов: желтый узел – золото; белый узел – серебро или мир; черный узел –
смерть; зеленый узел – хлеб; если узел не окрашен – число.

Чтобы
прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали:
толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно
прочитать (ему обучались годами).

Со временем
возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы
писались на камне, а потом перешли на другие материалы.

Знакомство детей с историей возникновения способов хранения
информации продолжается на следующих занятиях, на которых рассматривается история
глиняных табличек, папируса и пергамента, а также собственного история
возникновения бумажных книг.

Данный пример наглядно демонстрирует, насколько интересны и
информативны могут быть занятия по данному курсу. Здесь происходит не только
обогащение знаний учащихся о таком обычном, казалось бы предмете, как книга, но
и развиваются навыки работы со справочной литературой, умение выделять нужную
информацию и фиксировать ее, умения библиографического плана. В этом как раз и
помогают ресурсы школьной библиотеки.

Таким
образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как
ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию,
извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в
данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в
школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через
библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных
групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и
учащиеся.

Читатель
сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых
библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не
только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале,
выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных
списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых
учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность
работы с электронным учебником

Формирование
информационной среды библиотеки — это основной процесс в построении единого
информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения
не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только
добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных
ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школьная библиотека,
представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает
сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного
библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования
информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую —
информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации
информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой
информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией
самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных
продуктов.

Организация информационной
подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий
школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе
информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных
решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки
реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек,
потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и
практиков библиотечной и образовательной сферы.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и
школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь
актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого
уровня информационной культуры подрастающего поколения.

Для совершенствования
деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих
направлениях:

— технически оснастить
библиотеки;

— обновить и укрепить
ресурсную базу школьных библиотек;

— обеспечить доступ
библиотек к информационным ресурсам Интернета;

— сформировать единые
электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных
учреждений;

— разработать форму
ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению
и невостребованными в библиотеке другого);

— создать положение о
статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными
фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;

— развить систему
повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.

Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных
библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной,
необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение
ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение
должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой
учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам
информационной культуры школьников.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных
библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь
актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого
уровня информационной культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. 
О библиотечном
деле. Закон Российской Федерации // Библиотека. – 1995. — №3. С. 41-47.

2. 
Библиотека
общеобразовательного учреждения: сб. регламентирующих док [Текст] / сост. Г.В.
Чулкина, О.В. Козлова. – М.: ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО, 2000. – 80 с.

3. 
Библиотека и юный
читатель: Практическое пособие. — М: Книжная палата, 1987. – 214 с.

4. 
Бородина В.А.
Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина.
– И: Либерея, 2004. – 168 с.

5. 
В помощь
школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности
школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с.

6. 
Гендина Н.И.
Информационная культура личности: диагностика, технология формирования [Текст]:
учебно-метод. пособие: часть І / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова.
— Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999 . – 356 с.

7. 
Гендина Н.
Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина //
Школьная библиотека, 2002, №7. – С. 34-38.

8. 
Дети. Книга. Библиотека.
Поиски и обретения 90-х гг. – Челбинск, 2000. – 318 с.

9. 
Краткий
справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001. — 497 с.

10.  Крук Н.В. Библиотека образовательного
учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. –
№ 1. – С. 23-29.

11.  Мелентьеа Ю.П. Библиотека как
институт социализации юношества. – М: АСОПиР, 2001. – 417 с.

12.  Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая
информационную культуру // Народное образование. — 1988. — № 6. – С. 49-53.

13.  Ратке И. История письменности. Выпуск
4. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 405 с.

14.  Руководство чтением детей и юношества
в библиотеке. / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 215 с.

15.  Чудинова В.П. Дети, библиотеки и
новые массовые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – №5. –
С. 40-50.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий