Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Дата: 12.01.2016

		

Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Природа и человек довольно тесно связаны друг с
другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её
влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях
Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный
пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными
берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими
избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся
молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и
разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения
тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения
природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает
приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с
сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело
и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует
картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере
героя.

Молодой Кирсанов, старающийся
подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом
деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе,
понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем
и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг
отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим
отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого.
Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем
иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он
нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не
сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную
заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание,
мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его.
У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к
небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его.
Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая
Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на
человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Полной противоположностью своему
брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придаётся
воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не
вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела
мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа».
Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному
состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам
подозревает».

Пейзаж у Тургенева включен в систему
нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и
Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие
пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на
листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё
хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Мастерство Тургенева художника
ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи
психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров – главный герой романа. Это
противоречивая личность: с одной стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же
время – скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из
разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает,
что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного
человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски
радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить пользу, в
этом её назначение.

Базаров лишь собирает лягушек,
заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с
природой не соприкасается.

Отрицая романтическое отношение к
природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам
природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого
имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный».
В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать
слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Вероятно, были в глубинах его души
ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он
влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот
момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и
браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм»,
презирает его.

Трудный, внутренний процесс познания
истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит
объяснение Базарова с Одинцовой, — поэтическая картина летней ночи. Природа
рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему
ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное
шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные
шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым
светом окружающий мир.

С покоряющей
задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев:
Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла
белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным
небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших
лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт
радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в
браке.

Картины природы в
«Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ
России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею
вечного движения жизни, красоты бытия.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут
заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен
Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и
искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает
мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя
временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о
вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической
личности. Законы природы вечны.              

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий