Оценка состояния и использования основных фондов предприятия

Дата: 21.05.2016

		

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость
выживания российских предприятий в переходный период и вместе с тем
необходимость вхождения в мировое экономическое пространство диктуют
осуществление разумной адаптации к требованиям рыночной экономики (как в
области формирования экономической информации, создаваемой непосредственно на
предприятиях, так и в области методов управления предприятием, начиная с
экономического анализа).

Формирование
рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными
производителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно
использует все виды имеющихся ресурсов.

Под основными фондами предприятия понимаются средства, вложенные в
совокупность материально – вещественных ценностей, относящихся к средствам
труда. (Также основные фонды – средства труда, которые неоднократно участвуют в
процессе производства, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою
стоимость на производимую продукцию по частям и по мере снашивания.)

Основные фонды занимают наибольший удельный вес в общей сумме основного
капитала, поэтому анализ состояния и использования основных средств очень важен
для предприятия. Результатом правильного использования основных средств
является получение прибыли. Кроме того, эффективность использования основных
средств влияет на повышение эффективности производства хозяйствующего субъекта,
и, следовательно, на финансовую устойчивость предприятия и результаты его
деятельности. От того, на сколько верно проведен анализ состояния и
использования основных средств также зависит будущее предприятия, так как
правильно проведенный анализ позволяет вовремя выявить недочеты в эффективности
их использования.

Тему
«Основные фонды и пути улучшения их использования на примере ООО «Лидер»»
считаю актуальной, так как более полное и рациональное использование основных
фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его
технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению
фондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости, экономии
капитальных вложений.

Целью
данной работы является оценка состояния и использования основных фондов
предприятия и подготовка информации для принятия управленческих решений.

Исходя
из поставленной цели решались следующие задачи:

– проведена оценка
основных организационно-технических характеристик;

– собраны статистические
данные, характеризующие экономическое и финансовое состояние ООО «Лидер»;

– выполнен
финансово-экономический анализ деятельности предприятия за 2-3 года;

– изучены методы и приемы
экономического анализа основных фондов предприятия;


собраны основные показатели для анализа основных производственных фондов
предприятия;

– произведена оценка
состояния основных производственных фондов ООО «Лидер», оценка «силы влияния»
отдельных факторов на результат;

– дана оценка состояния
использования вычислительной техники на предприятии и выполнена постановка
экономической задачи по профилю темы курсового проекта;


сформулированы и экономически обоснованы предложения по улучшению работы
предприятия по улучшению состояния основных производственных фондов ООО
«Лидер».

Объектом исследования выбрано производственно-коммерческое
предприятие ООО «Лидер», основными видами деятельности которого являются все
возможные работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей российского
и импортного производства, а также продажа запасных частей.

Предметом
исследования является деятельность данного предприятия.

Курсовая работа состоит
из трех частей.

В первой части работы
представлены общие сведения о предприятии, его экономическая среда и
конкуренты, структура и основные виды деятельности. Произведен анализ динамики
экономических показателей. Дана оценка финансовой деятельности ООО «Лидер»,
подчеркнуты положительные и отрицательные стороны, выявленные в результате
анализа.

Во второй
главе дан анализ состава и структуры основных средств ООО «Лидер»; анализ
состояния и использования основных средств. Дана характеристика показателей
эффективности их использования.

В результате анализа
разработаны и обоснованы предложения и рекомендации по улучшению использования
основных производственных фондов в ООО «Лидер».

В третьей части
разработана постановка задачи АСОИ «Учета продажи товаров населению в кредит».
Рассмотрена организационно-экономическая сущность задачи, информационная база;
входная информация; нормативно-справочная и выходная информация. Разработан
алгоритм решения данной задачи.

Источниками
информации для анализа основных фондов ООО «Лидер» послужили следующие формы
бухгалтерской отчетности предприятия: ф. № 1 «Баланс предприятия»; форма № 5
«Основные средства»; инвентарные карточки учета основных средств; данные
проводимых на предприятии инвентаризаций основных средств, а также учета их
использования и другие источники информации.

Была использована методическая и
учебная литература по финансовому и экономическому анализу таких авторов, как
А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев, М.И. Баканов, Г.В. Савицкая, Н.К.
Русак, В.А. Русак и др.

1.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛИДЕР»

1.1 Экономическая среда и конкуренты

ООО «Лидер» находится в городе Ижевске по улице Удмуртской.
Эта улица является одной из главных улиц города, по ней следует большой поток
машин. Автосервис расположен недалеко от центра города, рядом с бизнес-центром
«Сайгас», центром продаж «Билайн», торговым комплексом «Эльгрин». Такое
соседство положительно влияет на пополнение клиентской базы автосервиса, так
как торговые центры посещает большое количество людей – потенциальных клиентов,
которые видят информационные вывески и рекламные щиты автосервиса «Лидер». Ещё
одним плюсом месторасположения автосервиса является близость дороги. Шоссе
довольно широкое с быстрым потоком движения автомобилей. Автовладельцам удобно свернуть
в тех. центр на ремонт или обслуживание (не приходится искать ремонтные боксы
по «закоулкам» на краю города). Расположение рядом рынка автозапчастей является
как плюсом, так и минусом. Авторынок притягивает большое количество мелких и
крупных предприятий занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобилей. Среди
мастерских ведётся борьба за клиентов и происходит перераспределение потока
покупателей.

Как в любом бизнесе, у техцентра «Лидер» есть свои
конкуренты. В частности недалеко от «Лидера» находятся ещё три крупных
автосервиса.

1.2 Правовой статус, состав и
структура

Решением общего собрания учредителей создано общество с
ограниченной ответственностью ООО «Лидер». В соответствии с требованием
законодательства РФ в результате приватизации была принята новая редакция
Устава. Целью деятельности ООО «Лидер» является удовлетворение потребностей
народного хозяйства в авторемонтной продукции и услугах.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности
обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом; имеет
самостоятельный баланс, счета в банковских учреждениях, зарегистрированный
фирменный знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком, другие
реквизиты.

Общество вправе
продавать, передавать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять
бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащее ему движимое и
недвижимое имущество, а также списывать его с баланса.

Общество отвечает по
своим обязательствам всем своим имуществом, на которое по действующему
законодательству может быть обращено взыскание.

Учредители не отвечают по
обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в
пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Ключевым аспектом организации управления является создание
структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность
взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях,
обеспечивающих их функционирование и развития как единого целого. Элементами структуры
являются отдельные работники, службы и другие аппараты управления. В рамках
структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие
управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и
функции управления, а, следовательно, – права и ответственность за их
управление.

Учитывая важность определения структуры для успеха фирмы,
необходимо принять во внимание признаки оптимальной структуры, а так же
влияющие на нее факторы.

Во главе компании «Лидер», которая включает в себя несколько
магазинов по продаже автозапчастей, автоателье, автосалон и автосервис, стоит
генеральный директор. В его подчинении находится директор автосервиса, который
осуществляет оперативное управление деятельностью тех. центра, организует выполнение
решений вышестоящего начальства. Процессом работы в ремонтной зоне руководит
мастер смены, он же контактирует с клиентами. Право подписи от имени
автосервиса имеют директор и один из мастеров. Кассир находится в подчинении у
директора, а также у главного бухгалтера всей компании.

Данная структура
управления является линейно-функциональной организацией управления, которая до
сих пор широко используется во всем мире. Основу такой структуры составляет
специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам
организации (маркетинг, производство, исследования и разработки и т.д.).
Результаты работы каждого подразделения оцениваются показателями,
характеризующими выполнение ими своих целей и задач.

Многолетний опыт
использования линейно-функциональных структур управления показал, что они
наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто
повторяющиеся задачи и функции. Их достоинства проявляются в управлениями
организациями с массовым и крупносерийный типом производства, а также при
хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее
восприимчиво к прогрессу в области науки и техники. При такой организации
управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда,
когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но
так как в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы
управления на требования внешней среды. Например, в ООО «Лидер» служба
маркетинга, активно работающая с потребителем, стремится к тому, чтобы
предприятие выпускало продукцию, отвечающую его настоящим требованиям, а
производственные службы стремятся производить то, что они могут. Необходимость
согласования при этом дополнительных действий от разных функциональных служб
резко увеличивает объем работы руководителя организации.

Недостатки
линейно-функциональной структуры управления на практике в ООО «Лидер»
усугубляются за счет таких условий хозяйствования, при которых: допускается
несоответствие между ответственностью и полномочиями у руководителей разных
уровней и подразделений; чрезмерно централизуется оперативное управление
производством; не учитывается специфика работы различных подразделений.
Подразделение маркетинга является главным в получении запланированного объема
прибыли, поэтому вполне естественно было бы признать за ним функцию координации
всей деятельности предприятия. Маркетинг должен оказывать воздействие на
проектирование, планирование объемов и ассортимента продукции, эффективность,
экономический анализ, а также на распределение, сбыт и предоставление услуг по
сервисному обслуживанию в процессе эксплуатации продукции.

1.3 Выпускаемая продукция и оказываемые услуги

ООО «Лидер» предоставляет широкий спектр услуг по ремонту
ДВС, КПП, ходовой части российских и иностранных автомобилей, занимается
диагностикой и промывкой инжекторных ДВС, проводит электротехнические и
регулировочные работы. Так же в автосервисе присутствуют стенды для проведения
кузовных работ.

Автотехцентр оснащен самым современным оборудованием, имеет
три подъёмника, стенд для регулировки развала-схождения колёс, хороший рабочий
инструмент, верстаки и стеллажи. Компьютерный диагностический стенд, оснащённый
лазерной измерительной системой, позволяет после проведения необходимых работ
убедиться в том, что повреждения устранены полностью.

Организация осуществляет заказ запасных частей: сервис берёт
на себя доставку, ответственность за качество и обязательства по срокам.

При автосервисе находится
склад автозапчастей, следовательно, обеспечивается качественный и быстрый
ремонт. На произведённые работы и запасные части фирма даёт свою гарантию.

В анализируемом тех. центре выполняются практически все
возможные работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей российского
производства. Производится ремонт карбюраторов, глушителей, диагностика
инжекторных двигателей, кузовные работы. Заключаются договора на техническое
обслуживание. Эти виды работ встречаются не во всех автосервисах, поэтому
«Лидер» имеет перед ними конкурентное преимущество.

У тех. центра «Лидер» существуют партнёрские отношения с
несколькими банками и в случае большого объёма кузовных работ можно взять
кредит. Всю необходимую информацию предоставляют в офисе автосервиса.

1.4 Анализ динамики экономических
показателей

Наиболее общее представление об имевших место качественных изменений в
структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно
получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности, активно
используемые в практике.

Вертикальный анализ используется для изучения структуры средств
предприятия и их источников, путем расчета удельного веса (в процентах или коэффициентах)
отдельных статей (или групп) в итоговых показателях. Можно выделить две основные
черты, обуславливающие необходимость и целесообразность проведения
вертикального анализа:

– переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные
сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий,
различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям;

– относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное
влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные
показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в
динамике.

Вертикальному анализу можно подвергнуть либо исходную отчетность, либо модифицированную
отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой).

Горизонтальный анализ отчетности
заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых
абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста. Степень
агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся
базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать не только
изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

Таблица 1 – Анализ
динамики экономических показателей в тыс. руб., %

Показатели 2004 2005 2006

Абсолютное

отклонение

Относитель-ное
отклонение
2004-2005 2005-2006

2004-

2006

2005-

2006

1 2 3 4 5 6 7 8
Выручка от реализации 3254130 3570430 5535261 316300 1964831 170 155
Себестоимость продукции (2784350) (3010602) (5023089) 226252 2012487 180 167
Валовая прибыль 469780 559828 512172 90048 — 47656 109 91,5
Коммерческие расходы (66320) (63833) (60877) — 2487 — 2956 91,8 95
Управленческие расходы (211670) (287111) (233730) 75441 — 53381 110 81
Прибыль от продаж 191790 208884 217565 17094 8681 113 104
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 1231 2965 1188 1734 — 1777 97 40
Проценты к уплате (10323) (13311) (16911) 2988 3600 164 127
Доходы от участия в
других организациях
12 12 — 12
Пр.операционные доходы 101285 106722 188767 5437 82045 105 177
Пр.операционные расходы  (115378) (107689) (194084) — 7689 86395 268 180
Прибыль до
налогообло-жения
168505 172884 196525 4379 23641 116 113
Отложенные налоговые
активы
1 1
Текущий налог на
прибыль
(42975) (44068) (56168) 1093 12100 130 127
Чистая прибыль 125530 128816 140357 3286 11541 112 109

Выручка от реализации в ООО «Лидер» имеет тенденцию к росту.
В 2005 году она увеличилась на 316300 тыс. руб., а в 2006 году – на 1964831
тыс. руб. В относительном отношении выручка 2006 года составила 170% от выручки
2004 года и 155% от выручки 2005 года. Себестоимость увеличилась в 2006 году
относительно 2004 года на 80%, а относительно 2005 года на 67%. Валовая прибыль
в 2005 году увеличилась на 9%, а в 2006 году снизилась на 8,5% или на 47656
тыс. руб. Но за счет снижения коммерческих и управленческих расходов 2006 год
ООО «Лидер» завершило с прибылью. Чистая прибыль увеличилась по отношению к
2004 году на 12%, по отношению к 2005 году на 9% или на 11541 тыс. руб. Таким
образом, выручка от реализации стабильно увеличивается, расходы уменьшаются.
Это характеризует работу ООО «Лидер» положительно.

1.5 Анализ финансового состояния предприятия

Анализ финансового
состояния служит для выявления резервов или недостатков средств и причины
этого. Речь идет о показателе потока финансов, который характеризуется
скоростью оборота, суммой денежных средств за временной интервал, равномерностью
и задержками в их движении. Управленческие решения всегда направлены прежде
всего на улучшение параметров потока финансов.

Сумма
всех финансовых активов и нефинансовых оборотных активов составляют ликвидные
активы.

Согласно этой концепции, финансовое равновесие
и устойчивость финансового положения достигаются, если нефинансовые активы
покрываются собственным капиталом, а финансовые – заемным. Запас устойчивости
увеличивается по мере превышения собственного капитала над нефинансовыми
активами или то же самое по мере превышения финансовых активов над заемным
капиталом. Противоположное отклонение от параметров равновесия в сторону
превышения нефинансовых активов над собственным капиталом свидетельствует о
потере устойчивости.

Анализ финансовой
устойчивости дает оценку следующим типам устойчивости: абсолютная, нормальная,
неустойчивое состояние, кризисное состояние.

Одна
из важнейших характеристик финансового состояния предприятия –стабильность его
деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой
структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Произведем оценку
финансовой устойчивости по коэффициентам, рассчитанным в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка финансовой устойчивости ООО «Лидер» на 2006 год в тыс.
руб.

Наименование показателя Оптимальное значение 2005г. 2006г.

1. Чистые активы,
(стр.190+стр.290)-

-(стр.590+стр.690+стр.460-стр.640-стр.650).

528151 531227
2. Коэффициент
соотношения заемных и собственных средств, (стр.590+стр.690)/(стр.490)
<1,5 1,25 1,7
3. Коэффициент
обеспеченности собственным средствами, (стр.490-стр.190)/стр. 290)
>0,1 0,25 0,16
4. Коэффициент
автономии, (стр.490)/(0)
>0,5
5. Коэффициент
маневренности собственного капитала, (стр.290- стр.690)/(стр.490)
0,2-0,5 0,001 0,33
6. Коэффициент
финансирования, (стр.490)/(стр.590+стр.690)
>0,75 1,5-оптим. 0,8 0,6
7. Коэффициент
финансовой устойчивости, (стр.490+стр.590) / (0)
>0,8-0,9;
8. Коэффициент
концентрации заемного капитала, (стр.590+стр.690)/ (0)
<0,4

Соотношение заемных и
собственных средств повысилось с 1,25 в 2005 г. до 1,7 на конец 2006 г., что
связано с уменьшением объемов привлечения кредитов и займов.

Коэффициент
финансирования как в 2005г., так и в 2006 меньше нормы, но в пределах
допустимого значения (>0,75). Это говорит о том, что предприятие не в
состоянии обеспечивать свою кредиторскую задолженность и заемные средства
собственными средствами.

Минимальное значение
коэффициента обеспеченности собственными средствами – 0,1. Данный коэффициент
превышает минимально допустимое значение и на конец 2005г. составляет 0,25.
Значение данного показателя имеет незначительную тенденцию к снижению в 2006 г.
до 0,16.

Коэффициент маневренности
собственного капитала показывает, что доля собственного капитала, используемого
для финансирования текущей деятельности значительно повысилась с 0,001% в 2005
г. до 0,33%, что является положительной тенденцией и говорит о том, что при
хорошем состоянии материально-технической базы организация может улучшить своё
финансовое положение. Следовательно можно характеризовать финансовую
устойчивость ООО «Лидер» как нормальную. Выявим так называемые «больные» статьи
баланса по таблице 3 (Приложение Б).

Таблица 3 – Структура и динамика баланса ООО «Лидер» в тыс. руб.,
%

Наименование статей 2005 год Изменения 2006 год Изменения
Начало Конец Абсол % Начало Конец Абсол %
Актив
1.Внеоборотные активы 302057 302022 — 35 99,6 302022 357644 55622 118,4
2.Оборотные активы в
т.ч.
881893 888319 6426 156,7 888319 1062613 174294 120
Запасы 324913 330349 5436 142,4 330349 483118 152769 146
Дебиторская
задолженность
347533 348497 964 63,4 348497 339094 — 9403 97,3
Краткоср. фин. вложения 23165 30507 7342 131,7 30507 31665 2158 103,8
Денежные средства 75006 76308 1302 144,8 76308 75151 — 1157 98,5
3.
Прочие оборотные активы
1572 1563 — 9 84,2 1563 2874 1311 184
Баланс 1183950 1190341 6391 122,1 1190341 1420257 229916 119

Пассив

1. Капитал и резервы 529001 528146 — 855 92,5 528146 530268 2122 100,4
2. Долгосрочные пассивы 3255 3255 3255 — 3255

3.Краткосроч-ные пассивы

в т.ч.

651697 658940 7243 141,5 658940 889030 230090 135
Заемные средства 35975 39335 3360 206,1 39335 — 39335 34,3
Кредиторская
задолженность
614059 607942 3883 127,1 607942 854492 236550 138
Задолженность
участникам по выплате доходов
95 95 95 1143 1048 91,7
Доходы будущих периодов 5 5 5 921 916 99,5
Прочие пассивы 11563 11563 11563 32474 30911 280
Баланс 1183950 1190341 6391 122,1 1190341 1420257 229916 119

Статьи,
говорящие об определенных недостатках в работе предприятия: наличие сумм
«плохих» долгов в статьях «Дебиторская задолженность, платежи по которой
ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты» (стр.240). На предприятии
присутствует дебиторская задолженность, что снижает долю медленно реализуемых
активов. Положительным является то, что дебиторская задолженность уменьшилась в
2006 году на 9403 тыс. руб. и составила 97,2% от уровня 2005 года.

К концу отчетного периода
кредиторская задолженность увеличилась на 236550 руб. или на 38 %. Снижению
задолженности способствует эффективное управление кредиторской задолженностью
посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет кто из кредиторов,
долго ждет оплаты и скорее всего начнет проявлять нетерпение. Необходимо,
прежде всего, рассчитаться с долгами перед бюджетом, по социальному страхованию
и обеспечению, так как отсрочки по этим платежам, обычно влекут за собой
выплату штрафов (пени). Затем необходимо четко структурировать долги перед
поставщиками и подрядчиками, и выявить какие из них требуют безотлагательного погашения.
На предприятии рекомендуется прибегнуть к механизму взаимозачетов.

Пассивная
часть баланса: капитал и резервы увеличились на 2122 тыс. руб., что считается
положительным. Организация полностью избавилась от долгосрочных обязательств и
займов, что так же положительно характеризует финансовую деятельность ООО
«Лидер». Отрицательным является увеличение кредиторской задолженности и прочих
пассивов к концу 2006 года. Но при продуманной финансовой политике эту проблему
можно решить.

В
связи с необходимостью дать оценку кредитоспособности предприятия, т.е. его
способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим
обязательствам, произведем анализ ликвидности баланса.

Ликвидность баланса
определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок
превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От
ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется
как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные
средства. Чем меньше времени потребуется для того, чтобы данный вид актива
превратился в деньги, тем выше их ликвидность.

Баланс
считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1>П1; А2>П2;
А3>П3; А4<П4.

Выполнение первых трех
неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому
практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по
активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий характер» и в то
же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствуют о
соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия
собственных оборотных средств.

Анализ ликвидности ООО «Лидер» произведен в таблицах 4, 5.

Таблица 4 – Анализ ликвидности баланса
предприятия в тыс. руб.

2005 год 2006 год
Начало Конец Начало Конец
А1 (Ф1 стр.250+260)
наиболее ликвидные активы
98171 106815 106815 106816
А2 (Ф1стр.240) быстро
реализуемые активы
347533 348497 348497 339094
А3
(Ф1стр.210+220+230+270) медленно реализуемые активы
337483 433007 433007 616703
А4 (Ф1стр.190)трудно
реализуемые активы
302057 302022 302022 357644
ИТОГО 1085244 1190341 1190341 809721
П1 (Ф1стр.620) наиболее
срочные обязательства
614059 607942 607942 854492
П2 (Ф1стр.610+670)
краткосрочные пассивы
 35975 39335 39335
П3
(Ф1стр.590+630+640+650+660) долгосрочные пассивы
11563 14918 14918  34538
П4 (Ф1стр.490)
постоянные пассивы
529001 528146 528146 530268
ИТОГО 1190598 1190341 1190341 1419298

9.Платежный
излишек или недостаток наиболее ликвидных активов (стр.1 -стр.5), Δl

— 6015888 — 501127 — 501127 — 747676
10.Платежный излишек или
недостаток быстрореализуемых активов (стр.2 — стр.6), Δ2
311558 309162 309162 339094
11.Платежный излишек
или недостаток медленнореализуемых активов (стр.3 — стр.7), Δ3
325920 418089 418089 582165

Таблица 5 – Соотношение
активов и пассивов баланса

норма 2005 год 2006 год
Начало Конец Начало Конец
А1>П1 А1<П1 A1<П1 A1<П1 A1<П1
А2 >П2 A2>П2 A2>П2 A2>П2 A2>П2
А3 >П3 A3>П3 A3>П3 A3>П3 A3>П3
А4 <П4 A4<П4 A4<П4 A4<П4 A4<П4

Таким
образом, на период 2004-2006гг баланс ООО «Лидер» нельзя назвать абсолютно
ликвидным, так как одно из соотношений групп активов и пассивов не отвечает
условиям абсолютной ликвидности баланса (наиболее ликвидные активы менее
наиболее срочных обязательств).

Платежный излишек
быстрореализуемых активов в 2005 году уменьшился, в 2006 году увеличился и
составил 339094 тыс. руб. Платежный излишек медленнореализуемых активов имел
тенденцию роста на протяжение всего анализируемого периода.

Платежный недостаток
наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств
(соотношение по первой группе) объясняется невысоким удельным весом денежных
средств. В 2005 году ситуация улучшилась: недостаток наиболее ликвидных активов
уменьшился за счет роста доли денежных средств, но в 2006 году недостаток снова
увеличился. В результате в 2006 году на предприятии так и не достигнута
нормальная финансовая устойчивость.

Для анализа финансового
положения предприятия целесообразно рассчитать финансовые коэффициенты платежеспособности
и ликвидности (таблица 6).

Таблица 6 – Коэффициенты
ликвидности в динамике за 2004-2006 гг.

Название коэффициента 2004 2005 2006 Оптимальное значение
Коэффициент текущей
ликвидности
1,21 1,35 1,2 >2
Коэффициент критической
ликвидности
0,67 0,68 0,5 >0,8
Коэффициент абсолютной
ликвидности
0,14 0,16 0,12 >0,2

Коэффициент текущей
ликвидности = Оценка состояния и использования основных фондов предприятия (1)

где ТА – текущие активы

ТО-текущие обязательства

Коэффициент критической
ликвидности = Оценка состояния и использования основных фондов предприятия  (2)

Отношение совокупности
денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской
задолженности к сумме краткосрочных финансовых обязательств.

Коэффициент абсолютной
ликвидности. Характеризует способность к моментальному погашению долговых
обязательств.

Коэффициент абсолютной
ликвидности = Оценка состояния и использования основных фондов предприятия  (3)

Критическое значение
показателя < 0,2. Значение коэффициентов ниже критического.

Значения коэффициентов
текущей ликвидности, критической и абсолютной ликвидности ниже нормативных.
Значение показателя текущей ликвидности в динамике за 2004-2006 гг. ниже
критического значения. Однако можно сделать поправку на то, что предприятие
занимается розничной торговлей и имеет высокие показатели оборачиваемости
оборотных средств. В данном случае приемлемая ликвидность обеспечивается за
счет более интенсивного притока денежных средств в результате текущей
деятельности. Коэффициент критической ликвидности характеризует способность
предприятия оперативно высвободить из оборота денежные средства и погасить
долговые обязательства.

Показатель критической
ликвидности имеет тенденцию к снижению, что нежелательно для предприятия.
Показатель текущей ликвидности ниже критического. Коэффициенты ликвидности к
2006 г. снижаются, доля запасов в оборотных активах уменьшилась. Для более
точной тенденции изменения необходимы дополнительные данные по результатам
расчетов показателей за другие периоды.

Произведем оценку деловой
активности ООО «Лидер».

Деловая активность
предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота
его средств. Для характеристики деловой активности проанализируем, насколько эффективно
предприятие использует свои средства, используя коэффициенты деловой
активности. (Таблица 7).

Таблица 7
– Показатели деловой активности ООО «Лидер»

Показатели

норма

2004г.

2005г.

2006г.

1

2

3

4

5

1.Коэффициент общей оборачиваемости: в разах (стр.8: стр.
9)

2,7

3

3,9

В днях

135

122

94

2. Коэффициент
оборачиваемости оборотных средств: в разах (стр. 8: стр. 10)

>3

3,7

4

5,2

В днях

99

91

70

3. Коэффициент
оборачиваемости запасов: в разах (стр. 11: стр. 12)

>1

8,6

9,1

10,4

В днях

42

40

35

4. Коэффициент оборачиваемости
готовой продукции: в разах (стр. 8: стр. 13)

59

63

63

В днях

6

6

6

5. Коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности: в разах (стр.8: стр.14)

9,4

10,2

16,3

В днях

39

36

22

6. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала: в
разах (стр. 8:стр.16)

>1

6

6,6

9,8

В днях

61

55

37

8. Выручка от
реализации (стр. 010, Ф.2)

3254130

3570430

5535261

9. Средний итог баланса
нетто

1183950

1190341

1420257

10. Средний итог II раздела баланса (стр.290)

881893

888319

1062613

11. Себестоимость
реализованных товаров (материальные затраты) (стр. 020, Ф.2)

2784350

3010602

5023089

2. Средние остатки
запасов (стр. 210, Ф.1)

324913

330349

483118

13. Средние остатки
готовой продукции (стр. 214 +216, Ф.1)

55124

57070

87293

14. Средние остатки
дебиторской задолженности (стр. стр. 240, Ф.1)

347533

348497

339094

15. Средние остатки
кредиторской задолженности (стр. стр. 621+стр.622,Ф.1)

614059

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий