Взаимоотношения предприятия с банком и налоговой службой

Дата: 21.05.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

1.1 Экономическое содержание налога,
понятие основных элементов налога

1.2 Понятие налоговой системы РФ и
классификация налогов

ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИРМЫ С БАНКАМИ

2.1 Требования при выборе банка

2.2 Основные банковские услуги,
предоставляемые организациям

ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КЛЮЧ-ОКНА»

3.1 Динамика изменений
технико-экономических показателей ООО «Ключ-окна»

3.2 Анализ показателей
платежеспособности организации

3.3 Взаимоотношения ООО «Ключ-окна» с
банками и налоговой службой и рекомендации по их совершенствованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

налог банк экономическая
платежеспособность

ВВЕДЕНИЕ

С
переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается
многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или предприятие
любой другой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и
независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять
прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, отчислений в бюджет и других
обязательных платежей и отчислений.

Прибыль
является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства,
объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда,
уровень себестоимости.

Курсовая
работа имеет целью изучить сущность отношений, возникающих вследствие
налогообложения прибыли, сохранения прибыли с помощью кредитно-финансовых
учреждений. Исследование взаимо-отношений предприятия с банком и налоговой
службой осуществляется на примере конкретного предприятия – ООО «Ключ-окна» (г.
Горячий Ключ).

При
этом при написании работы поставлена основная задача: изучить сущность и виды
взаимоотношений с налоговыми органами, контролирующими поступления доходов;
банками, которые являются посредником в финансовых отношениях предприятий,
естественно получая собственную выгоду.

Анализ
данного вопроса позволит выявить положительные и отрицательные стороны в новых
формах взаимодействия с назваными органами, банками и сделать выводы о
целесообразности производимых изменений.

Поэтому
тема исследования деятельности взаимоотношений предприятия с банком и налоговой
службой является очень актуальной. В плане взаимоотношений с банками актуальность
исследуемой темы заключается в том, что, ни одна организация не имеет права
осуществлять свою деятельность без открытия расчетного счета в банке. Безналичный
платежный оборот фирмы характерен тем, что полностью проходит через кредитные
организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей
финансовой функции — обслуживание платежей и расчетов — невозможно без банков.
Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных
денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в
обслуживающий фирму банк.

А
исходя из понятия налога (под налогом понимается принудительное изымание государственными
налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для
осуществления государством своих функций [10, С. 404 — 408]) взаимоотношения с
налоговой службой также является обязательным для любой организации.

Данная
работа содержит три главы. Первая глава курсовой работы дает представление о понятии
налога, системе налогообложения и классификации налогов. Во второй главе
рассматриваются основные аспекты взаимоотношений с банковскими организациями. В
третьей главе приведена технико-экономическая характеристика предприятия на
примере ООО «Ключ-окна», а также раскрываются практические аспекты
взаимоотношений с банками и налоговой службой, которые на практике подтверждают
теорию, описанную в первых двух главах данной работы. В заключении приведены
основные выводы по работе в целом.

ГЛАВА
1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Почти все многообразие совершаемых
финансовых трансакций фирмы есть результат взаимоотношений фирмы с субъектами
внешней среды. Особую значимость в финансовой жизни фирмы имеют взаимоотношения
с налоговыми органами. Во всех странах эти отношения появляются вместе с
рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.

С давних времен политологи,
экономисты, юристы задумывались над проблемой налогов. Размышляя о природе
государства и механизме его функционирования, ученые постоянно наталкивались на
мысль: на какие же средства существует государство, откуда они поступают?
Совершенно очевидно, чтобы содержать аппарат принуждения и управления, как
имманентные атрибуты любого государства, нужны определенные средства.
Безусловно, эти средства должны носить централизованный характер, иначе не
может быть реализована ни внешняя, ни внутренняя политика государства.

На протяжении человеческой истории
формирование централизованных средств государства осуществлялось разными путями
— от самых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих
подданных) до современных, цивилизованных — путем принудительных сборов
налогов. Следовательно, налоги представляют собой принудительные сборы с
налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных
фондов государства Другими словами, налоги носят фискальный характер, т. е.
характер принудительного изъятия.

Пока существует государство,
существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный
характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми
органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с
другой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и
конфронтацию по поводу размеров налогов. Более 200 лет назад А. Смит в своем
знаменитом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов»
писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до
высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в
управлении: все остальное сделает естественный ход вещей» [18, С. 36]. Это
известное предположение с тех давних пор никто не отважился опровергнуть, хотя
очень редко государства и правительства следовали ему.

Двойственный характер налоговых
отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по
отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

—  налоги надо платить, поскольку это
своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность
фирмы;

—  платить только минимальную сумму
положенных налогов;

—  платить налоги следует в последний
день установленного для этого срока.

По существу на этих принципах
строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами. Такое стремление
мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современной
России картина обратная. По данным налоговых органов в 2008 г. из 2,7 млн.
зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц [16]:

—  16% следовали в своей деятельности
вышеизложенным принципам;

—  20% платили налоги неравномерно, с
нарушением сроков;

—  30% хронические должники по налогам;

—  43% не платили налоги вообще, т. е.
это «мертвые» предприятия или представляются таковыми.

1.1 Экономическое
содержание налога, понятие основных элементов налога

Экономическая мысль не выработала до
настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от
политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства.
Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение
налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических
и юридических лиц, взимаемый государством» [4, С. 82], экономически верное, но,
думается, недостаточно полное.

Наиболее полное определение налога
дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, Ст. 8 Кодекса
определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на
праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и
(или) муниципальных образований [11, С. 27].

В налоговую систему России кроме
налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная
особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами
юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или
выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, в
нашей стране включен в Налоговый кодекс, и поэтому на сборы распространяются
все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Налог является экономической
категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с
юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое
общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.

Экономическая сущность налога
проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет
внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также
показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части
единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и
перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической
науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом
функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и
экономическую. Другие, выделяя две функции, вместо названия «экономическая»
употребляют термины «регулирующая» или «распределительная», закладывая в них
тот же экономический смысл.

По мнению третьих, кроме фискальной
функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную,
стимулирующую и контрольную. Подобный разброс мнений далеко не случаен,
поскольку сторонники наличия сверх фискальной функции только одной
экономической (или распределительной, или регулирующей) функции при раскрытии
ее экономической сути определяют различные сегменты этой функции.

Элементами налога являются
определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории,
термины, применяемые для организации взимания налога. К важнейшим элементам
налога относятся:

—  субъект и объект;

—  источник;

—  единица обложения;

—  налоговая база;

—  налоговый период;

—  ставка;

—  льготы;

—  налоговый оклад.

Указанные элементы налогов являются
объединяющим началом всех налогов и сборов. Через них, эти элементы, в законах
о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности
порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы,
определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть,
что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в
налоговых процессах всеми странами мира. Эти элементы были присущи налогу с
момента его зарождения.

Говоря о субъекте налога, важно
отличать это понятие от понятия носителя налога. Субъект налога, или
налогоплательщик
, – это то лицо (юридическое или физическое), на которое,
по закону, возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может
быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем
самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном
при взимании косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект и носитель
налога совпадают в одном лице.

Объект налогообложения – это предмет, подлежащий
налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль,
добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки
по купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства
или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое
основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с
наличием которого у налогоплательщика законодательно возникает обязанность по
уплате налога.

Нередко название налога вытекает из
объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество,
земельный налог и т. д. Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта обложения
с всеобщим исходным источником налога – валовым внутренним продуктом (ВВП),
поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все
объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с
тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога не всегда совпадают,
а, как правило, почти никогда.

Единица обложения представляет собой определенную
количественную меру измерения объекта обложения. Поэтому она зависит от объекта
обложения и может выступать в натуральной или в денежной форме (стоимость,
площадь, вес, объем товара и т. д.).

Стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу.
Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах
только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая
ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль
предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть
ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или
меньше балансовой прибыли.

Под налоговым периодом
понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным
налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется
подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или как ее еще называют норма
налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения
налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые
ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными). Твердые
ставки
устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо
от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при
обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом
законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным
налогом. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения
и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональные
ставки
действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером
пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским
законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Прогрессивные
ставки
построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта
обложения увеличивается и их размер. При этом профессия ставок налогообложения,
может быть, простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая
ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При
применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части,
каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером
прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая
до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма
годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на 3
части. Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть
(от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20 % и третья часть – (более 150 тыс.
руб.) – по ставке 30 %. Регрессивные ставки налогов уменьшаются с
увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки
установлены по введенному с 2001 г. единому социальному налогу.

Налоговые ставки в нашей стране по
федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового
кодекса Российской Федерации, а по большинству налогов – соответствующими
федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются,
соответственно, законами субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом
ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами
лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по
каждому виду налогов.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение
от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из
видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта
налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также
выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть
до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога,
уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового
оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по
декларации и по кадастру.

На основе указанных выше принципов и
создана налоговая система Российской Федерации, которая включает в себя различные
виды налогов, классифицирующихся по разным признакам. Группировка налогов по
методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов
обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

1.2 Понятие налоговой
системы РФ и классификация налогов

Исходя из необходимости наиболее
полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также
в целях выполнения налогами возложенных на них функций государство
устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам
и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в целостную
единую систему.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных
налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены,
уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового
контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за
нарушение налогового законодательства.

Налоговая система должна предъявлять
одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного
налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта
налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не
допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо
дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм
собственности, организационно–правовой формы организации, гражданства
физического лица, а также от государства, региона или иного географического
места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества
налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно
применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных
или иных подобных критериев – должен быть, обеспечен одинаковый подход к
исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода
или объекта обложения.

Современная налоговая система — это сложный механизм, который в
России имеет характерные особенности:

—  высокий удельный вес косвенных
налогов;

—  явный акцент в распределении тяжести
налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;

—  наличие разветвленной государственной
налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с
параллельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными
ведомствами: органами налоговой полиции и органами Государственного таможенного
комитета РФ;

—  обязательность постановки всех
налогоплательщиков на учет в налоговых органах. На практике это означает, что
расчетные и другие счета в банках могут отрываться фирмой только после
постановки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об
открываемых счетах;

—  наличие жестких карательных мер за
нарушение налогового законодательства — от принудительного взыскания с
фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;

—  действие режима приоритетной
очередности налоговых платежей;

—  громоздкость и крайняя изменчивость
налогового законодательства.

При этом следует иметь в виду, что
изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В
международной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято
понимать наличие прав у налогоплательщиков пересчитывать суммы налогов за
определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня
терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вычесть
из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 будущих лет. Подобных прав у
отечественных фирм сегодня нет.

Современная отечественная налоговая
система по форме (названию и количеству налогов) мало чем отличается от
налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных
налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении
с теми же странами мало общего.

Стимулирование подъема и развития
приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий
налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это
подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период преодоления депрессии
30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее современная
налоговая система России, к сожалению, подобными качествами не обладает и не
имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Отечественная налоговая система
аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной
Европы. В американской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе
налогообложения, в европейской — на обложении оборота в форме налога на
добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента,
что и позволяет ее характеризовать как чрезмерно жесткую, направленную лишь на
разрешение проблем дефицита государственного бюджета. В таких условиях говорить
о стимулирующей функции налоговой системы по меньшей мере неуместно. Рассматривая
классификацию налогов в первую очередь следовало бы остановиться на делении
налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие
элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги
подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального
устройства отдельных государств, в том числе и Российской Федерации,
государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги
субъектов Федерации). Применительно к Российской Федерации систему налогов
необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных
налогов. Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации классификация по
указанному признаку приведена в таблице 1.1 [11, С. 31-33].

Таблица 1.1 Налоговая система
Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы,
которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей
территории Российской Федерации,
Региональные налоги и сборы

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Региональными налогами признаются налоги, которые
установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о
налогах и обязательны к уплате на территориях соответ-ствующих субъектов
Российской Федерации
Местные налоги и сборы

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены
Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на
территориях соответствующих муниципальных образований

В зависимости от метода взимания
налогов, последние делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на
доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом
налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между
налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в
российской налоговой теме могут служить такие налоги, как налог на доходы
физических лиц, налог на прибыль как (юридических, так и физических лиц) и ряд
других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и
пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов
или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включатся в виде надбавки в цену
товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя
одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.
Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким
образом, указанные налоги предназначаются для перераспределения реального
налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении
субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в
качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога –
потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного
налогообложения могут служить такие яркие представители, как налог на
добавленную стоимость, акцизы.

В российской налоговой системе
преобладают косвенные налоги. Доля косвенных налогов составляет 56 % в общей
сумме налогов консолидированного бюджета, в то время как прямые налоги
составляют только 44 %.

Нередко и прямые, и косвенные налоги
подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и
личные.

Реальными налогами облагаются продажа, покупка
или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых
возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог и
некоторые другие.

В отличие от реальных, личные налоги
учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они
взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по
декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на
доходы физических лиц.

На практике нередко проводят
разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они
подразделяются на общие и специальные.

К общим относится большинство
взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью
является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и
расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные
налоги
, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами
расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога
могут служить единый социальный налог.

Особой категорией налогов являются
так называемые специальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе
Российской Федерации предусмотрена возможность установления четырех таких
режимов [11, С. 501-509]. К специальным налоговым режимам относятся:

1) 
Система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог) (Глава 26.1 НК РФ);

2) 
Упрощенная
система налогообложения (Глава 26.2 НК РФ);

3) 
Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности (Глава 26.3 НК РФ);

4) 
Система
налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Глава 26.4. НК
РФ).

Особенностью этих налогов является
то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с
налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов,
предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

ГЛАВА 2.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИРМЫ С БАНКАМИ

2.1 Требования при
выборе банка

С появлением банков как специальных
институтов профессионального управления денежными ресурсами резко возросли
гарантии перемещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые
посредники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно
важную роль в организации и функционировании платежной системы любой страны.
Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось
причиной сильнейших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ
функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их
количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных
препятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со
стороны Центробанка России не существовало. В начальный период рыночных реформ
многие из коммерческих банков активно включились в новый, весьма выгодный, но
грязный бизнес по временному присвоению чужих денежных средств, и, прежде
всего, фирм. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до
банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро
терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих
банков, которую даже по прошествии многих лет реформ специалисты в области
определения рейтингов, отказываются оценивать на этот предмет. В очередной раз
подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны.

Несмотря на то, что с тех пор
проведено немало реформ в банковской системе, значительно сократилось
количество коммерческих банков-однодневок, в настоящее время функционирует
большое число крупных и мелких кредитно-финансовых учреждений данной категории.
Столь сложное положение в банковской среде требует от фирм предельной
осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и
ответственность решений фирмы при выборе обслуживающего банка, некоторые
финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.

Международная финансовая практика
содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые
фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку,
предполагают:

— 
знание банком
фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в которой она функционирует;

— 
способность
давать полезные деловые рекомендации;

— 
предложение
различных способов получения денежных средств как наличных
(кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными
издержками;

— 
закрепление за
фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования
фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

— 
удобное для фирмы
месторасположение банка;

— 
обеспечение
простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

— 
стремление банка
к совершенствованию обслуживания клиентов;

— 
широкий спектр
банковских услуг.

Расширение самостоятельности
отечественных фирм при совершении внешнеэкономических операций существенно
повысило требования к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно
осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслуживающего банка
необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные
валютные операции. Следует проверить наличие у него генеральной лицензии на
ведение валютных операций, которую выдает Центральный банк РФ.

Очень важное значение имеет
коммуникационная система, используемая банком для обслуживания международных
расчетов. Включение банка в систему СВИФТ — Международную систему межбанковских
расчетов (либо подобную ей) — значительно повышает качество и скорость
расчетов. Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном
условии — достаточной надежности банка. Оценка фирмой надежности банка в
современных отечественных условиях — задача весьма сложная. Существует
множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и
специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый
аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его
мнение не является окончательным решением с точки зрения целесообразности
предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не
следует принимать за таковое».

Следовательно, выбор надежного банка
— это, в конечном счете, проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор
обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов
самостоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится
одна из таких методик, которая дает некоторое представление об этом предмете.

Как и всякие двухсторонние отношения,
отношения «фирма — банк» предполагают наличие определенных критериев и у банка
по отношению к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом
определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете
формируют значение ИК (интересы кредитора) в известном нам балансовом
уравнении.

Мировая практика выработала особые
механизмы формирования кредитной политики любого банка, которые вошли в науку и
практику под названием «Правило шести «Си»». Ввиду того что
собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее
финансовой жизни, приводим краткое содержание Правила шести «Си»[2]:

1.   Character (характер заемщика).

2.   Capacity (способность).

3.   Cash (денежные средства).

4.   Collateral (обеспечение).

5.   Conditions (условия).

6.   Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность,
правдивость и серьезность его намерений погасить всю свою задолженность.
Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика,
кредитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность («способность заимствовать
средства») означает наличие права у заемщика подавать кредитную заявку и
юридическое право подписывать договора, устав и другие учредительные документы,
личные дела заемщиков.

Денежные средства наличие у заемщика источников средств для погашения
долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них)
источника погашения долга:

—  поток наличности (прибыль,
амортизация и т. д.);

—  продажа или ликвидация активов;

—  привлечение средств путем выпуска
(эмиссии) долговых ценных бумаг.

Именно наличие источников в основном
и определяет потенциальную платежеспособность заемщика.

Обеспечение наличие у заемщика достаточного капитала или
качественных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия предвосхищения тенденции в деятельности заемщика или
в крайнем случае немедленное реагирование на изменение условий деятельности
заемщика.

Контроль анализ отчетности заемщика, информации от сторонних
лиц, из прессы и т. д.

2.2 Основные банковские
услуги, предоставляемые организациям

Безналичный платежный
оборот фирмы характерен тем, что полностью проходит через кредитные
организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей
финансовой функции — обслуживание платежей и расчетов — невозможно без банков.
Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных
денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в
обслуживающий фирму банк.

Основные банковские
услуги, которые необходимы предпринимательской фирме в процессе осуществления
производственно-хозяйственной деятельности, можно свести к следующим [2].

1. Обеспечение
безналичных расчетов предприятия путем зачисления на его расчетный счет в банке
поступающих денежных средств (в основном в виде выручки от реализации
продукции) и платежей предприятия другим фирмам (в основном в виде оплаты
приобретаемых товаров и услуг) и организациям (в основном в виде платежей в
бюджет и всевозможные фонды).

Качество работы банка
по этим операциям оценивается по скорости обработки платежных документов
предприятия и зачисления поступающих ему денег на его расчетный счет.

2. Обеспечение удобного
способа выплаты заработной платы работникам фирмы. Возможны два основных
способа выплаты:

— 
путем
получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам
через кассу предприятия;

— 
путем
безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в
банке.

Конечно, для
предпринимательской фирмы оптимальным является второй вариант, так как он
экономит время управленческого персонала и сокращает риск потери денег.
Особенно удобна такая форма оплаты труда, если банк, который обслуживает фирму,
имеет подразделение для работы с физическими лицами и не требует поэтому
дополнительной оплаты услуг по перечислению денег с расчетного счета фирмы на
лицевые счета работников.

3. Обеспечение выдачи
наличных средств (на зарплату, хозяйственные расходы, командировки).

Поскольку в России в
настоящее время создано большое количество коммерческих банков, которые имеют
различную степень финансовой устойчивости, фирмам необходимо осторожно
подходить к выбору обслуживающего банка.

Целесообразно выбирать
банк из числа наиболее крупных (как минимум входящих в первую сотню крупнейших
российских банков) и имеющих достаточно высокий рейтинг надежности. Кроме
этого, целесообразно иметь расчетный счет в головном учреждении банка, а не в
филиале или отделении, так как это может замедлить процесс расчетов.

Выбирая банк,
предпринимательская фирма должна принимать во внимание, во-первых, надежность
данного банка, во-вторых, соответствие его возможностей (комплекса услуг)
потребностям фирмы. Надежность банка определяется совокупностью финансовых и
других показателей, характеризующих его положение на региональном финансовом
рынке. Наиболее формализованными финансовыми показателями деятельности банков
являются те, что характеризуют выполнение обязательных экономических
нормативов, установленных Банком России. Изучение данных показателей в динамике
позволяет получить достоверное представление о финансовом состоянии банка и
тенденциях его развития. Дополнительно можно воспользоваться данными
региональных и общероссийских банковских рейтингов, которые ранжируют кредитные
учреждения по степени их финансовой устойчивости. Изучив публикуемую
отчетность, необходимо также проанализировать финансовые результаты
деятельности банка, структуру его доходов и расходов, устойчивость доходной
базы, динамику прибыли, наличие убытков и т.п.

Наряду с финансовыми
показателями следует оценить деловую репутацию коммерческого банка, состав его
клиентов и акционеров, длительность присутствия на региональном рынке,
эффективность реализуемых с его участием проектов, взаимоотношения с
муниципальными органами управления и др.

Расширение
самостоятельности отечественных фирм при совершении внешнеэкономических
операций существенно повысило требования к банкам, обслуживающим эти операции.
В этом случае при выборе банка необходимо учитывать его способность эффективно
осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует проверить наличие
генеральной лицензии на ведение валютных операций, которую выдает ЦБ РФ.

Фирма по действующему
законодательству РФ имеет право на открытие одного или нескольких счетов как в
одном банке, так и в нескольких [19, С. 56]. Ниже перечислены счета, которые
фирма открывает в банках для проведения безналичных расчетов. Наглядно эти
счета изображены на рисунке 2.1.

Взаимоотношения предприятия с банком и налоговой службой

Рисунок 2.1. Виды
счетов

Расчетные счета предназначены
для осуществления текущих платежей по распоряжению фирмы и зачисления
поступлений денежных средств в адрес предприятия. Расчетные счета используются
фирмами для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг), учета
своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных
поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетом по налогам и
приравненных к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и
другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным
кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других
органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов
юридических лиц в бесспорном порядке. Расчетные счета открывают:

— 
юридическим
лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, независимо от их формы
собственности, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица;

— 
министерствам,
ведомствам и другим органам управления — для осуществления операций по созданию
централизованных фондов и зачислению средств на содержание аппарата управления.

Владелец расчетного
счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность: выступает
самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет,
самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать
любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью,
если эти операции не противоречат действующему законодательству.

Количество расчетных
счетов, открываемых предприятию различными банками, законодательно не
ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет,
то оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый «счет
недоимщика»), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес
этого предприятия во все другие банки.

Для открытия расчетного
счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению
предприятия.

Текущие счета
открываются тем предприятиям и организациям, которым не может быть открыт
расчетный счет:

— 
некоммерческим
организациям;

— 
обособленным
подразделениям юридического лица (филиалам, представительствам);

— 
состоящим
на бюджете учреждениям и организациям, руководители которых не являются
самостоятельными распорядителями кредитов.

Перечень операций по
текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно лишь в строгом
соответствии с утвержденной сметой. Как правило, с текущего счета выдаются
налич­ные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на
командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью
филиала.

Режим текущего счета
должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о
нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в
соответствии с действующим законодательством.

Текущие счета открываются
также общественным организациям, благотворительным фондам и другим
организациям, не связанным с предпринимательской деятельностью.

Специальные счета
применяются для хранения средств строго целевого назначения.

Валютные счета
предназначены для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета
открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на ведение валютных
операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемым валют,
причем на каждый вид валюты — отдельный счет.

В соответствии с
валютным законодательством фирме открывается транзитный счет, на который
предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета фирма в обязательном
порядке продает на внутреннем рынке до 50% валютной выручки по курсу ЦБ РФ,
остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет
предпринимательской фирмы.

Для открытия валютного
счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного
счета; но если валютный счет открывается в том же банке, где у фирмы открыт
расчетный счет, достаточно одного заявления на открытие валютного счета.

Бюджетный счет
обычно имеют фирмы и организации, получающие средства из бюджета и при условии,
что эти средства имеют строго целевое назначение.

Депозитный счет
открывается фирмам, делающим в банке вклад временно свободных денежных средств
на определенный срок под определенный процент. Формирование средств на
депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем
перечисления соответствующих сумм с их расчетных, текущих счетов.

Временный расчетный
счет

открывается фирмой для проведения операций по зачислению первоначальных взносов
учредителей фирмы в уставный фонд и лиц, участвующих в подписке на акции.

Каждая фирма, состоящая
на учете в налоговом органе, обязана в срок до 20-го числа месяца, следующего
за отчетным периодом, представлять сведения о расчетных (текущих счетах), а
также валютных, ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных
организациях, действующих на территории РФ.

Предпринимательские
фирмы вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке
вне места своей регистрации с согласия последнего.

Набор счетов
определяется самой фирмой в зависимости от решаемых ею задач. Порядок открытия
счетов не имеет принципиального различия и сводится к представлению в выбранный
фирмой банк следующего набора документов:

— 
заявление
на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером фирмы. При
отсутствии в штате должности главного бухгалтера заявление может быть подписано
руководителем фирмы;

— 
нотариально
заверенные копии учредительных документов;

— 
свидетельство
о государственной регистрации фирмы;

— 
документ,
подтверждающий постановку на учет в органах государственной налоговой службы
РФ;

— 
справка
о постановке на учет в органах государственной статистики;

— 
нотариально
заверенная карточка с образцами подписей руководителей фирмы и оттиском печати,
утвержденная нотариально или в утвержденном порядке.

Карточка с образцами
подписей предоставляется в учреждение банка в двух экземплярах. Право первой
подписи принадлежит руководителю фирмы, которой открывается счет, а также
должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи —
главному бухгалтеру и уполномоченным им лицам. Право первой подписи не может
быть предоставлено главному бухгалтеру фирмы и другим лицам, имеющим право
второй подписи.

Глава 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КЛЮЧ-ОКНА»

Рассмотрев
теоретические основы взаимоотношений налоговых органов и банков с предприятиями
необходимо ознакомиться на практике с данными вопросами. С этой целью в
настоящее работе проанализирована деятельность организации ООО «Ключ-окна» с
точки зрения её хозяйственно-экономической деятельности, а также в части
взаимоотношений с налоговыми органами и банками.

3.1 Динамика изменений
технико-экономических показателей ООО «Ключ-окна»

ООО «Ключ-окна» создано
в 2005 году в организационно-правовой форме Общества с ограниченной
ответственностью в соответствии с положениями Федерального Закона «Об Обществах
с ограниченной ответственностью» (далее по тексту — «Федеральный Закон») и ГК
РФ.

Общество специализируется
на производстве и реализации пластмассовых изделий, используемых в
строительстве.

Юридический адрес — 353292,
Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Ленина д.208, стр.14. Адрес
осуществления деятельности: согласно юридическому адресу.

Производственная
деятельность компании включает:

— производство
пластмассовых изделий, используемых в строительстве;

— производство
общестроительных работ по прокладке трубопровода, линий связи, включая
вспомогательные работы;

— устройство покрытий
зданий и сооружений;

— производство прочих
строительных работ;

— монтаж инженерного
оборудования зданий и сооружений;

— производство
отделочных работ.

Согласно уставу Общество
может заниматься и иными видами деятельности, не запрещенными действующим
законодательством.

Основная цель
деятельности Общества – извлечение прибыли.

Форма собственности
частная.

Уставный капитал
данного предприятия сформирован за счет взносов двух участников — физических
лиц – учредителей ООО «Ключ-окна».

В 2009 году в исследуемом
предприятии создан резервный фонд в размере 200 000 рублей. Создание резервного
капитала предусмотрено для социального развития предприятия, покрытия потерь, а
также пополнения капитала в случаях недостаточности получаемой прибыли.

С 2009 года основные
средства, имеющиеся в распоряжении компании, принадлежат ей на праве
собственности. В настоящее время исследуемое предприятие развивает несколько
проектов, связанных со строительством недвижимости по государственным и
муниципальным заказам.

Финансовое состояние
предприятия – это экономическая категория, отражающая финансовые отношения
субъекта рынка и его способность финансировать свою деятельность по состоянию
на определенную дату.

Финансовое состояние
предприятия характеризуется:

— 
обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для его нормальной деятельности

— 
целесообразностью
и эффективностью их размещения и использования

— 
финансовыми
взаимоотношениями с другими субъектами

— 
платежеспособностью,
финансовой устойчивостью и деловой активностью предприятия.

Основным источником данных
для расчета динамики изменения технико-экономических показателей ООО «Ключ-окна»
является бухгалтерский баланс (см. Приложение). Бухгалтерский баланс содержит
информацию, на основании которой можно установить размер капитала, имеющегося в
распоряжении предприятия, источники его формирования, направления и
эффективность использования, состояние расчетов, платежеспособность и т.д.

В таблице 3.1 приведены
данные, наглядно показывающие динамику изменения технико-экономических
показателей ООО «Ключ-окна».

Таблица 3.1 Общий
финансовый анализ экономических показателей ООО «Ключ-окна» (в тыс.руб.)

№ п/п Показатель 2008 2009 Отклонение, в %
1 Выручка, тыс. руб. 10951 8655 79,03
2 Среднемесячная выручка 1076,85 851,08 х
3 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 296 217 73,31
4 Прибыль от продаж, тыс. руб. 878 905 103,08
5 Среднегодовая численность рабочих 5 5 100,00
6 Среднегодовая стоимость основных
средств, тыс. руб.
0 985 х
7 Стоимость оборотных средств, тыс. руб. 2353 1406 59,75
8 Величина собственного капитала, тыс.
руб.
235 380 161,70
9 Фондоотдача х 8,79 х
10 Годовая производительность труда, в
тыс. руб.
2190,2 1731 79,03
11 Часовая производительность труда, в
тыс. руб.
1,10 0,87 79,03
12 Оплата 1 чел./ часа, в тыс. руб. 0,037 0,043 116,13
13 Окупаемость затрат 1,09 1,12 102,72
14 Рентабельность производства, в % 8,72 11,68 2,96
15 Рентабельность продаж, в % 8,02 10,46 2,44
16 Рентабельность деятельности
организации, в %
2,94 2,80 — 0,14

Анализ данной таблицы
позволяет сделать следующие выводы об организации. ООО «Ключ-окна» относится к
типу предприятий малого бизнеса. Об этом свидетельствует численность работников
(5 человек) и выручка, размер которой не превышает 400 млн. руб.

В динамике наблюдается
снижение выручки на 21%. Видно, что себестоимость снизилась в меньшей степени,
чем цены (и соответственно выручка). В данном случае это объясняется уходом от
аренды и приобретением основных средств. Организация имеет прибыль, хотя и
снижающуюся. Но, тем не менее, полученная прибыль была направлена на
приобретение основных средств, что говорит о том, что данная фирма будет в
перспективе развиваться. Следовательно, ООО «Ключ-окна» не является
компанией-однодневкой и планирует расширение производства. Несмотря на снижение
прибыли произошло увеличение собственного капитала, в данном случае за счет
создания резервного фонда. Деловая активность организации повышается. Это
вызвано, в том числе, тем, что организация приобрела основные средства. В связи
с этим фондоотдача в отчетном периоде достаточно высокая: на 1 руб. потраченных
средств выручка составила 8,79 руб. Следует отметить, что снизилась
производительность труда (как годовая, так и часовая). Это вызвано повышением
заработной платы. Увеличение окупаемости затрат говорит о том, что организация
работает эффективно (т.к. показатель окупаемости затрат > 1). Продажи
осуществляются рентабельно, но финансовый риск высокий: на каждые 100 руб.
затрат получено 2,8 руб. прибыли. В целом организация работает прибыльно,
однако имеется тенденция снижения эффективности, что в данном случае связано с
ростом коммерческих расходов. Возможно это явилось следствием поиска новых
рынков сбыта, повышения расходов на реализацию произведенной продукции.

3.2 Анализ показателей
платежеспособности организации

Проанализировав
деятельность ООО «Ключ-окна» в целом необходимо остановиться более подробно на показателях,
характеризующих вероятность банкротства организации, платежеспособность и
финансовую устойчивость.

Таблица 3.2 Динамика
изменений финансовых показателей ООО «Ключ-окна»

№ п/п Коэффициенты 2008 2009 Отклонение Норма
1 — абсолютной ликвидности 0 0,14 0,14 0,2-0,7
2 — критической оценки 0 0,34 0,34 > 1
3 — текущей ликвидности 1,11 1,36 0,25 > 2
4 — обеспеченности собственными
оборотными средствами
0,10 0,97 0,87 > 0,1
5 — восстановления платежеспособности х 0,90 х > 1
6 — автономии 0,10 0,16 0,06 > 0,5
7 — финансовой устойчивости 0,10 0,57 0,47 > 0,5
8 — соотношения собственных и заемных
средств
0,11 0,19 0,08  = 1
9 — соотношения дебиторской и
кредиторской задолженности
0 0,31 0,31  = 1
10 — маневренности 0,90 0,73 — 0,17 > 1
11 — общей платежеспособности 1,97 2,36 0,40 > 1

Расчетные данные
таблицы 3.2 позволяют сделать вывод о том, что на момент окончания расчетного
периода организация неплатежеспособна, а структура баланса –
неудовлетворительна. Об этом свидетельствуют коэффициенты текущей ликвидности,
значения которых не соответствуют нормативам (т.е. < 2). Следовательно в
данной ситуации организация сможет покрыть свои обязательства за счет оборотных
средств полностью, но для дальнейшего развития останется только 36 %. Однако по
сравнению с прошлым периодом ситуация улучшилась на 25%.

Также коэффициент
текущей ликвидности показывает, что при расчете с кредиторами на каждый рубль у
организации остается еще 36 копеек на развитие производства.

Коэффициент
обеспеченности собственными оборотными средствами говорит о том, что оборотные
средства закупаются организацией на 97% на собственные средства без учета
основных средств, при этом наблюдается динамика роста по сравнению с 2008 годом
(на 87%). На собственные средства организация существует на 16 %. За счет
долгосрочного кредитования может финансировать свою деятельность на 47 %.

Показатели коэффициента
платежеспособности говорят о том, что в целом кредиторская задолженность
накопилась за 2,36 месяца. Однако за последующие 6 месяцев организация вряд ли
сможет восстановить свою платежеспособность. Об этом свидетельствует
коэффициент восстановления платежеспособности (< 1).

Свои долги организация
может покрыть за счет дебиторской задолженности и денежных средств на 34%.

При этом расчеты
показывают, что соотношение собственных и заемных средств также не соответствуют
нормативу: на 1 руб. заемных средств всего 19 копеек собственных. К тому же
этот показатель увеличился по сравнению с прошлым периодом. Это связано с
приобретением фирмой основных средств. Возможно тем же обусловлено и снижением
коэффициента маневренности организации.

Но в целом стоит
отметить, что коэффициент финансовой устойчивости организации достиг норматива.
Это дает хороший прогноз на дальнейшее развитие организации.

Обобщая вышесказанное
можно сделать вывод, что у организации имеются проблемы со сбытом. И в случае,
если не будет принято стимулирующих мер по сбыту продукции, то это негативно
скажется на дальнейшей деятельности организации.

3.3 Взаимоотношения ООО
«Ключ-окна» с банками и налоговой службой, рекомендации по их совершенствованию

ООО «Ключ-окна»
применяет упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система
налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами
налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах [6, С. 21]. Применение упрощенной системы налогообложения
организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога
на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками
налога на добавленную стоимость.

Упрощенная система
налогообложения по своей сути призвана облегчить бремя бухгалтерского учета и
налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Вполне закономерно
встает вопрос о том, кто же относится к субъектам малого и среднего
предпринимательства [14, С. 37-38]. В соответствии со ст. 4 Закона №209-ФЗ к
ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных
предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц
– суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,
иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном
(складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна
превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и
закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего
предпринимательства, не должна быть выше 25%;

2) средняя численность
работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие
предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего
предпринимательства:

– микропредприятия – до
15 человек;

– малые предприятия –
до 100 человек включительно;

– средние предприятия –
от 101 до 250 человек включительно;

3) выручка от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за
предшествующий календарный год не должна быть выше предельных значений,
установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и
среднего предпринимательства.

Категория субъекта
малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с
наибольшим по значению условием. Она изменяется только в случае, если
предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух
календарных лет, следующих один за другим.

Выше уже говорилось о
том, что анализируемая организация по всем своим параметрам относится к
субъекту малого бизнеса. Таким образом, применение упрощенной системы
налогообложения вполне закономерно.

Согласно ст. 346.14 НК
РФ объектом налогообложения в данном случае признаются доходы либо доходы, уменьшенные
на величину расходов. Как правило, выбор объекта налогообложения осуществляется
самим налогоплательщиком [11, С. 508]. Данная организация выбрала объектом
налогообложения свои доходы. В связи с этим на основании ст. 346.20 НК РФ налоговая
ставка устанавливается в размере 6 процентов. Налоговым периодом по данной
системе налогообложения признается календарный год, отчетными периодами
признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

ООО «Ключ-окна» по
итогам каждого отчетного периода исчисляет сумму авансового платежа по налогу,
исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно
первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм
авансовых платежей по налогу. Сумма налога (авансовых платежей по налогу),
исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных
(в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам
пособий по временной нетрудоспособности.

При этом стоит
отметить, что сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть
уменьшена более чем на 50 процентов [7, С. 13]. В связи с этим необходимо
несколько слов сказать и об указанных страховых взносах.

Вопросы, касающиеся
исчисления и уплаты страховых взносов, претендуют на роль самых популярных в
настоящее время. Несмотря на то, что эти взносы заменили уплату ЕСН,
регулируются они отдельными нормами законодательства, а не Налоговым кодексом.
Отсюда возникают проблемы согласования порядка исчисления и уплаты страховых
взносов с нормами НК РФ.

Для организаций,
применяющих упрощенную систему налогообложения, 2010 год был предусмотрен как
переходный период, в который размеры тарифов страховых взносов не превышал
действующую в 2009 году ставку единого социального налога.

В 2010 году «упрощенцы»
не чувствовали принципиальной разницы между новыми страховыми взносами и
действующим ранее порядком уплаты взносов на обязательное пенсионное
страхование.

Положение изменилось
уже с 2011 года, когда переходный период закончился и ставки по страховым
взносам для «упрощенцев» уравнялись с другими плательщиками страховых взносов.
Кроме того, с 2011 года ставки по страховым взносам резко выросли (до 34%) [7,
С. 15].

Таблица 3.3 содержит
данные, позволяющие охарактеризовать структуру доходов работников ООО
«Ключ-окна» от их деятельности на предприятии.

В свою очередь по этим
данным можно судить о том, какие выплаты влияют на размер уплачиваемых
страховых взносов, а, следовательно, и на размер налоговых платежей.

Таблица 3.3 Структура
оплаты труда работников

Показатели 2008 2009 Отклонение
в тыс. руб. в % в тыс. руб. в% абсолютное относительное
ФЗП 372 94,4 432 87,8 60 1,16
Материальная помощь 15 3,8 20 4,1 5 1,33
Больничный лист 7 1,8 10 2,0 3 1,43
Единовременное пособие по рождению
ребенка
х х 30 6,1 х х
Итого: 394 100,0 492 100,0 98 1,25

Приведенные выше данные
показывают, что фонд оплаты труда ООО «Ключ-Окна» слагается из нескольких
частей:

— фонд заработной платы
(ФЗП) – постоянная часть: составляет в 2008 г. — 94,4%; в 2009 г. – 87,8%;

— фонд материального
поощрения (ФМП) – переменная часть: составляет в 2008 г. – 3,8%; в 2009 г. –
4,1%.

Кроме того, имелись
выплаты по больничным листам, а также выплаты единовременного пособия по
рождению ребенка. И те, и другие платежи компенсируются за счет средств ФСС и
вычитаются из налоговой базы [15, С. 26].

Что касается
взаимоотношений с банком, то у организации имеется один расчетный счет в ОАО
«Крайинвестбанк». Открытое акционерное общество «Краснодарский краевой
инвестиционный банк» создано решением собрания учредителей 14 февраля 2001 года
Центральным банком Российской Федерации произведена регистрация открытого
акционерного общества «Краснодарский краевой инвестиционный банк» (ОАО
«Крайинвестбанк») [12]. В г. Горячий ключ имеется Дополнительный офис ОАО
«Крайинвестбанк», где и открыт указанный расчетный счет. Между ОАО
«Крайинвестбанк» и ООО «Ключ-окна» заключен договор банковского счета согласно
которому Банк осуществляет комплексное pасчетно-кассовое обслуживание и ведение
счетов ООО «Ключ-окна», а Общество pаспоpяжается средствами, хранящимися на
счете в Банке, в соответствии с действующим законодательством и оплачивает
услуги Банка в соответствии с Тарифами на расчетно-кассовое обслуживание. Это
типовой договор, заключенный в письменной форме, и содержащий в себе все
условия взаимодействия банка и его клиента. С Положениями подобного договора
можно ознакомиться в Приложении к настоящей курсовой работе.

Таким образом,
проанализировав ситуацию, сложившуюся в исследуемой организации можно сделать
вывод, что взаимодействие Общества с банком и налоговыми органами
осуществляется по типовому пути, складывающемуся у большинства фирм, имеющих
подобную организационно-правовую форму.

В данном случае вести
речь о каких-либо рекомендациях по совершенствованию взаимоотношений достаточно
сложно, так как подобные отношения можно в большей степени охарактеризовать как
добровольно-принудительные.

Это основано на том.
Что как с налоговой службой, так и с банками юридическое лицо имеет
взаимоотношения в силу законодательных норм с момента его создания. Однако
добровольность, в данном случае, заключается в выборе системы налогообложения
(при наличии такой возможности), а также в выборе финансово-кредитного
учреждения, с которым Общество будет взаимодействовать.

Как видно из
вышесказанного свое право на выбор системы налогообложения ООО «Ключ-окна»
реализовало, подав заявление на упрощенную систему налогообложения и выплачивая
налоговую ставку в размере 6-ти процентов (от своих доходов). Также реализовано
право на выбор банковской организации. С учетом того, что на территории муниципального
образования, где функционирует Общество, имеются и иные кредитные организации,
выбор у фирмы был.

В связи с этим в
качестве рекомендаций можно предложить несколько пожеланий для дальнейшей
деятельности фирмы, связанных не столько с кардинальным изменением
взаимоотношений, сколько с их совершенствованием с помощью применения
современных технологий.

Как уже говорилось
выше, ООО «Ключ-окна» имеет расчетный счет в ОАО «Крайинвестбанк». Фирма ведет
бизнес по всему краю. При этом многие подрядчики и поставщики имеют счета в
Крайинвестбанке. Это не удивительно, так как у банка 47 дополнительных офисов
по всему краю — в каждом крупном городе, в каждом районе, и условия
обслуживания привлекают многих. Это является положительной стороной во
взаимоотношениях с клиентами, так как перечисление с одного счета на другой в
рамках расчетной системы Крайинвестбанка по Краснодарскому краю происходит
моментально, что называется в режиме «реального времени». В дополнение к этому
в офисе ООО «Ключ-окна» следует установить систему «Банк-Клиент» (эта функция
для клиентов банка бесплатна). Это позволит не выходя из офиса, дистанционно
управлять своим банковским счетом, не тратя времени на поездки. Естественно,
данная система позволяет работать и с контрагентами, имеющими счета в иных
банках. Система «Банк — клиент» предоставляет уникальную возможность с любого
компьютера, подключенного к сети интернет, в любое время и из любого места
получить доступ к счетам своей организации. Система позволяет получать
информацию об остатках по счетам, проводить платежи и т. д. Платежи,
проведенные через систему «Банк — клиент» до 13:00, выполняются в тот же
рабочий день, что тоже не маловажно для соблюдения условий о сроках платежей по
договорам [12].

У руководителя компании
появляется возможность круглосуточного контроля расходования денежных средств и
оперативного управления счетами, независимо от его местонахождения.

В отношении с
налоговыми органами информационные технологии также немаловажны. Это понимают
как сами предприниматели, так и Государственные органы, в том числе и
Федеральная налоговая служба. На своем Официальном сайте ФНС регулярно
размещает ссылки на Программные средства для юридических и физических лиц [16].
В частности в настоящее время самой оптимальной является программа
«Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.23.1). Данное программное средство помогает
юридическому лицу в части автоматизации процесса подготовки налогоплательщиком
форм документов налоговой и бухгалтерской отчетности, документов, используемых
при учете налогоплательщиков, при представлении в налоговые органы.

В частности эта
программа автоматизирует составление налоговых деклараций по основным видам
налогов, а также в рамках упрощенной системы налогообложения.

Таковы основные
рекомендации по совершенствованию взаимоотношений с банком и налоговыми
органами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение социально-экономического развития
государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным
структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный
рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм
собственности.

Прибыль является основным источником
собственных средств фирмы. С одной стороны, она рассматривается как результат
деятельности фирмы, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны
прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения
социальных проблем страны или региона.

Важной проблемой российской налоговой
политики на современном этапе является рост собираемости налогов. Тем не менее,
право предприятия на законное уменьшение своих налоговых выплат является
неотъемлемой гарантией частной собственности. Это тем более важно, т.к. в ряде
случаев наблюдается тенденция со стороны налоговых органов рассматривать
легальное уменьшение налоговых обязательств предприятия как «уклонение от
уплаты налогов».

Эффективность налогового
регулирования предпринимательской деятельности связана со стабильностью
налоговой ставки и налоговой системы вообще. Налоги являются основной статьей
доходной части государственного бюджета – их уплата необычайно важна для
государства. В то же время налоги являются также и одним из самых проблемных
вопросов, поскольку есть налогоплательщики, сознательно укрывающиеся от своих
обязанностей, а есть и те, кто просто не имеет достаточных знаний о процедуре
уплаты налогов и сборов.

Несмотря на очевидную агрессивность
государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании
рассмотренных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми органами
могут вполне успешно функционировать в современных условиях. Важно всегда
помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

Современная банковская система
является «кровеносной системой» экономики. Через банки опосредуется «обмен
веществ» в хозяйственной системе, и от их четкой и непрерывной работы в сфере
платежей зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.

Как известно, денежные ресурсы банка
представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в
распоряжении банка и используемых им для осуществления активных операций.
Особую долю (около 88 %) ресурсов банка составляют привлеченные средства, для
которых характерен высокий удельный вес средств, хранящихся на расчетных, текущих
и бюджетных счетах юридических лиц. Поэтому банки заинтересованы в привлечении
временно свободных средств, собственниками которых являются предприятия,
организации различных форм собственности. Отсюда вытекает необходимость
установления банками хороших отношений, которые обеспечивали бы высокую
необходимость и надежность платежей, в чем заинтересованы все субъекты
хозяйствования.

Чтобы определить,
соответствуют ли возможности данного банка потребностям предпринимательской
фирмы, необходимо выяснить приоритетные направления и перспективы развития
собственного бизнеса, определяющие специфику необходимых банковских услуг.

Кроме этого при выборе
банка предпринимательской фирме нужно учитывать следующие моменты:

— 
знание
банком фирмы, особенностей ее деятельности, отрасли, в которой она
функционирует;

— 
способность
давать полезные деловые рекомендации;

— 
предложение
различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое
обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

— 
закрепление
за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами
кредитования фирмы;

— 
удобное
для фирмы месторасположение банка;

— 
величина
процентов за оказываемые услуги;

— 
большое
разнообразие банковских услуг;

— 
возможность
получения кредита в банке;

— 
возможность
воспользоваться услугами банка для работы с временно свободными средствами
предприятия на финансовом рынке с целью получения дополнительной прибыли от
внереализационных операций.

Таким образом, политика в области
расчетов должна быть направлена на формирование всей платежной системы в
направлении создания высоконадежной, безопасной, стабильной и быстродействующей
системы, чтобы неисправность одного из звеньев расчетов не стабилизировала все
систему.

Проанализировав в первой и второй
главах настоящей курсовой работы теоретические аспекты взаимоотношений
организаций с банками и налоговыми органами, в третьей глава указанные аспекты
были рассмотрены на примере организации – ООО «Ключ-окна». Из анализа,
проведенного в третьей главе работы, видно, что данная организация является
типичным представителем малого предпринимательства. При этом Общество
использует упрощенную систему налогообложения, что освобождает его от уплаты
множества налогов, оплачивая при этом только налог согласно УСНО, а также ЕСН.

Также рассмотрены взаимоотношения с
банком, который предоставляет данной фирме услуги по расчетно-кассовому
обслуживанию.

В результате предложенных
рекомендаций можно сделать вывод, что совершенствование подобных
взаимоотношений (как с налоговыми органами, так и с финансово-кредитными
учреждениями) в первую очередь должно осуществляться с помощью использования
информационных технологий. Именно этого и требует от существующих в наше время
предприятий развивающаяся цивилизация.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 
Астахов
В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 6-е, перераб. и
доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 400 с.

2. 
Взаимоотношения
предприятия и банка // Электронный журнал «ИДЕИ БИЗНЕСА, твой доход» — http://www.tvoydohod.ru/

3. 
Видяпина
В.И. Бакалавр экономики, т.2: хрестоматия — М., 2009. – 282 с.

4. 
Волкова
О.И. Экономика предприятия: Учеб./ Под ред. О.И.Волкова. – М.: Инфра-М, 2000. –
234 с.

5. 
Грузинов
В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2007. – 190 с.

6. 
Зобова
Е.П. Всегда ли малое предприятие может быть «упрощенцем»? // Журнал «Упрощенная
система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», №11/2008.

7. 
Зобова
Е.П. Учет страховых взносов при «упрощенке» // Журнал «Упрощенная система
налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7/2010.

8. 
Кустова
Т.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Учебное пособие – Рыбинск, РГАТА, 2003. – 200 с.

9. 
Марыганова
Е.М., Шапиро С.А. Налоги в России — М.: Монолит, 2009. – 163 с.

10. 
Матвеева
Т. Ю. Виды налогов. Введение в макроэкономику. — М.: «Издательский дом ГУ-ВШЭ»,
2007. – 511 с.

11. 
Налоговый
кодекс РФ: части первая и вторая. Комментарий последних изменений. – М.:
Юрайт-Издат, 2010. – 584 с.

12. 
ОАО
«Крайинвестбанк» // Официальный сайт — http://www.kibank.ru/

13. 
Организация
производства и управления предприятием: Учебник / под ред. О.Г. Гуровец, Н.И.
Бухолкова , В.Б. Родинова – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с.

14. 
Подпорин
Ю.В. Право на применение УСНО // Журнал «Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение», № 10/ 2010.

15. 
Расчет
по авансовым платежам по ЕСН для организаций, выступающих в качестве
работодателей // Журнал «Главбух», №7/2010.

16. 
Федеральная
налоговая служба // Официальный сайт — http://www.nalog.ru/

17. 
Чуев
И.Н., Чечевицина Л.Н.Экономика предприятия: Учебник –3-е изд., перераб. и доп.
– М., 2006. – 416 с.

18. 
Экономика
организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфиккеля,
проф. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2004. – 608 с.

19. 
Экономика
предприятия: Учебник под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. — М.:
Юристъ, 2002. – 592 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий