ТЕМА 3.
ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО1. ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И
ПРОИЗВОДСТВА2. КЛАСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
3. ЭКОНОМИЧЕНСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ4. ЗАДАНИЕ № 3.
В таблице представлены
различные ситуации на рынке фасоли:ЦЕНА ОБЪЕМ
СПРОСА ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ8 70 10
16 60 30
24 50 50
32 40 70
40 30 90
а) изобразите кривую
спроса и кривую предложения по данным таблицы.б) если рыночная цена на
банку фасоли равна 8 единицам, что характерно для данного рынка излишки или
дефицит? Каков их объем?в) если равновесная цена
на банку составляет 32 единицы, что характерно для данного рынка излишки или
дефицит? Каков их объем?1. ПОНЯТИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПРОИЗВОДСТВА
Теория потребления
изучает принципы рационального поведения покупателя на рынке потребительских
товаров и услуг и объясняет, как осуществляется выбор рыночных благ,
необходимых для удовлетворения его потребностей. Изучение теории
потребительского выбора позволяет понять процесс формирования спроса на
конкретные товары и услуги.Конечной целью любого
общественного производства является удовлетворение потребностей. Потребности
можно определить как всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое
человеком, из которого он стремится выйти, или как некое состояние
удовлетворенности, которое человек желает продлить.Теория производства
раскрывает его экономическую сущность, методы и роль в системе воспроизводства
и общества в целом. Согласно экономической теории, целью производства является
создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей людей.
В рыночной экономике в центре теории производства на микроуровне находятся
фирма и ее поведение, индивидуальное и рыночное предложения.При определении стратегии
фирмы изучаются производственные возможности и осуществляется экономический
выбор: что производить и какие ресурсы производства использовать. В качестве
ресурсов выступают земля, труд, капитал и предпринимательская деятельность.
Соединение факторов производства предполагает формирование капитала,
коммерческую деятельность предприятий (фирм).2.
КЛАСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙПотребности весьма
многообразны (рис. 1). Выделим из общей классификации потребностей те из них,
которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением
потребностей потреблением. Эта взаимосвязь особенно четко прослеживается в
делении потребностей на абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению и
фактически удовлетворяемые.Абсолютные потребности
определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли
бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии.Действительные
потребности это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях
достигнутого уровня производства, оптимальном ходе производства. Соотношение
абсолютных и действительных потребностей характеризует степень удовлетворения
обществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития и
эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности это
потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии
воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Другими словами, подлежащие
удовлетворению потребности это платежеспособный спрос совокупность денежных
доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.В зависимости от роли в
воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на
материальные (в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные (в общении и т. п.) и
духовные (в образовании, искусстве, развлечениях и т. п.). В современной
экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными
потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной,
интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросу
состоит в том, что первичные потребности не могут быть замещены одни другими,
удовлетворяется каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены
одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда еще
происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро
сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их
удовлетворения (например. Потребность в питании). Вторые изменяются в течение
более продолжительного времени.Потребности бывают также
экономические и неэкономические. Экономические это те потребности, для
удовлетворения которых необходимо производство. Неэкономические потребности,
которые могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в
воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают
как экономические.
Рис. 1.
3.ЭКОНОМИЧЕНСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙКак ясно, главная задача
экономики (хозяйства) состоит в использовании экономических ресурсов (земля,
труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция,
товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку, семье,
социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения их
многочисленных потребностей, нужд, интересов.Потребности обладают
печальной особенностью: в целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому же
непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно,
некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить
полностью, насытить. Потребность человека в операции аппендицита вполне
удовлетворяются одной операцией. Даже самому большому любителю пива достаточно
десятка бутылок для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех
холодильников в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства,
денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людей
приобрести те ценности, которых у них просто нет. Если же говорить от
коллективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину во
многом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудно
назвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.Итак, люди, население,
страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практически
неограниченное количество конечного экономического продукта в виде
потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее
количество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства),
получение которых требует изначального использования экономических ресурсов:
природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот здесь то
возникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, между
потребностями и ресурсами.Дело в том, что все виды
экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных
стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном
отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих
потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.ТЕМА 33.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС1. ПОНЯТИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА. ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР КРИВОЙ СОВОКУПНОСТИ СПРОСА2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
3. ЗАДАНИЕ № 33
Допустим, номинальный ВНП
увеличился с 480 миллиардов рублей до 600 миллиардов рублей, а дефлятор ВНП с
120% до 150%. При таких условиях величена реального ВНП: 1) не изменится; 2)
увеличится; 3) уменьшится; 4) не может быть рассчитана на основе этих данных.Аргументируйте выбранный
вами ответ.1. ПОНЯТИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР КРИВОЙ
СОВОКУПНОСТИ СПРОСАСпрос магическое для
экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность
и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост
производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может
вызвать структурные изменения в экономике, а может кризис перепроизводства.
Словом, спрос поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем,
ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления,
не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее
достижения экономистов в анализе спроса.В принципе спрос это
запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение
товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.
Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или
услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и,
с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам.Надо различать
индивидуальные кривые спроса, отражающие реакцию индивидуального покупателя на
цены, рыночные кривые, характеризующие объем спроса на данный товар всех
покупателей рынка, и функцию совокупного спроса, отражающую интегрированный
спрос в масштабах хозяйства страны, то есть всех покупателей на все товары (это
макроэкономическая зависимость).Совокупный спрос
экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и
услуги, в силу чего в идеальной модели макроэкономики он должен быть равен
реальному объему национального производства, который может быть куплен при
реальном уровне цен.Факторы, определяющие
характер кривой совокупности спроса, то есть совокупный спрос состоит из:1) совокупного спроса домохозяйств;
2) инвестиционного спроса со стороны
производителя;3) спроса на товары и услуги со стороны
государства;4) чистого экспорта (разница между
спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на
иностранные товары).Таким образом, модель
совокупного спроса графически представляется в виде кривой с отрицательным
наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого
реального ВНП и уровнем цен.
2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Рассмотрим влияние
некоторых наиболее значимых неценовых факторов на изменение совокупного спроса.Изменение в социальной
структуре населения. Как пример можно привести следующий факт: увеличение в
обществе числа пенсионеров вызывает увелечен6ие спроса на медицинские препараты,
медицинские услуги и т. п.Ожидания покупателей.
Надежды покупателей на изменение их доходов и товарных цен существенно влияют
на потребительское поведение. Ожидание увеличения доходов или увеличения
товарных цен будет сопровождаться увеличением покупательского спроса, и
наоборот.Экономическая политика
правительства. Если, например, правительство осуществляет политику денежных
субсидий определенным слоям населения, то покупательский спрос последних,
естественно, возрастет.Уровень процентных ставок
по вкладам. Если происходит повышение процентных ставок по вкладам в большей
степени, чем повышение индекса цен, то вполне вероятна ситуация временного
снижение спроса, в частности на товары длительного пользования, в настоящем
периоде, так как накопления могут осуществляться с целью последующей покупки
дорогостоящих товаров. Складывающаяся в таком случае ситуация носит характер
отложенного спроса.Число покупателей на
рынке. Чем больше покупателей имеется на рынке, тем больший совокупный спрос
они предъявляют.Кроме перечисленных
факторов можно назвать и такие, как половозрастной состав покупателей, качество
товара, работа маркетинговой службы, сезонность продаж, прямые и косвенные
налоги, ситуация на рынке факторов производства, состояние валютных курсов, стабильность
экономического положения в стране и др.ЗАДАНИЕ №
3. РЕШЕНИЕР
40
32
24
16
8
Д
10 20 30 40 50 60 70 Q
рис. 1.1 Кривая спроса
S
90
80
70
60
50
40
30
20
10
8 16 24
32 40
рис. 1.2. Кривая
предложения
б) если рыночная цена на
банку фасоли равна 8 единиц, то для рынка характерно на данный вид товара будет
дефицит, так как при данной цене желающих приобрести фасоль будет большим, а
продавать производитель будет не согласен. Как мы видим из данных графиков 1.1.
и 1.2.
в) если равновесная цена
на банку фасоли составляет 32 единицы, то для данного рынка характерно, что
количество покупателей уменьшится, а количество производителей увеличиться, и
приблизится к точке равновесия, как видно их графиков 1.1. и 1.2.
ЗАДАНИЕ №
33. РЕШЕНИЕ
Из условия задачи
известно, что номинальный ВНП увеличился с 480 миллиардов рублей до 600
миллиардов рублей, таким образом
600 480 / 480 * 100% =
0,25 %
Далее дефлятор ВНП
увеличился со 120 % до 150 %, таким образом
150 120 / 120 * 100 % =
0,25 %
Из вышеизложенного
решения следует, при данном увеличении номинального ВНП и дефлятора ВНП
реальный ВНП не изменится.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Иванов Г.Г. Экономика торгового
предприятия. Мн.,1997.
2) Кемпбелл Р. Макконнелл, Сэнли Л. Брю.
Экономикс.Т1. М.:Республика,1992.
3) Латфуллин Г.Р. Развитие
самоуправления хозяйственных организаций. М.,ГАУ. 1995, с. 102.
4) Самуэльсон П. Экономика: Вводный
курс. М.:Республика,1994.
5) Торговое дело: экономика и
организация: Учебник / Под. общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько.
М.: ИНФРА-М,1997. 265с.
6) Экономика: Учебник под ред. А.С.
Булатова. М.,1994.
7) Экономика / Под. ред. В.Д. Камаева.
М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,1993.