Етапи політичного розвитку Київської Русі. Особливості її суспільно-політичного життя та культури

Дата: 12.01.2016

		

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ

Политическое развитие Киевской Руси условно можно разделить на три периода:

И — 822-980 гг. — период формирования бурного территориального роста и утверждение общеславянского государства на международной арене.

II — 980-1132 гг. — время наивысшего подъема раннефеодального империи, ее экономического и культурного расцвета.

III — 1132-1240 гг. — период феодальной раздробленности и существования государства в форме федерации княжеств-земель.

Определяя доминирующие черты политической организации, эти периоды вместе с тем есть и определенными вехами социально-экономического, культурного развития общества, на базе которого эта организация вырастала. Опираясь на данную периодизацию рассмотрим главные события истории Киевской Руси.

Став киевским князем, Олег (882-911 гг.) начал силой утверждаться на престоле. Местные племена не признали власти завоевателей, и некогда могущественная держава Русская земля распалась. Поэтому почти все княжения Олега фактически ушло на сбор вместе бывшей территории Руси. Если Русская земля представляла собой федерацию племен, то зато появлялась в отношении централизованное государство с монархической формой правления. Олег постепенно подчинил полян, древлян, северян, радимичей, позже — вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Насильно создано новое государственное объединение не стало крепким и организационно завершенным. Мощные племенные объединения пытались сохранить автономию, а их верхушка — богатство и власть. Правда, существовали и причины, которые заставляли племена консолидироваться для решения тех или иных проблем. Одной из них была борьба с кочевниками и Византийской империей. Славянский мир выступал против них единым фронтом.

В период княжения Олега власти Киева распространилась на новгородских (ильменских) славян, кривичей, радимичей, неславянские племена чудь и мерк. На присоединенных землях строились города — крепость, где размещались жены под руководством военачальников — светлых бояр. Подвластные Киеву племена платили дань медом, воском, кожей, другими товарами и продуктами, снабжали армию всем необходимым во время военных походов. Сбор дани называлось полюдьем.

С расширением границ Киевского государства на север и присоединением Новгорода усилилась роль торговой артерии — “пути из варяг в греки”. В то же время активизировалась политика Руси на Востоке: в 909-910 гг. ее супруги совершили походы на Каспийское побережье и в 912 г. — в Закавказье.

В 907 г., отвоевывая те позиции, которые почти полвека назад получил Аскольд и которые были утрачены в начале княжения Рюриковичей в Киеве, Олег совершил удачный поход на Византийскую империю и заставил ее правителей подписать выгодный для Руси договор. В 911 г. был подписан новый договор, который тоже является свидетельством военных и дипломатических успехов Киевского государства.

После смерти Олега в 912 г. великим князем киевским стал Игорь Рюрикович, который продолжил политику своего предшественника, направленную на усиление центральной власти, на объединение всех восточнославянских земель. Игорь покорил уличей, часть которых ушла из Поднепровья на Побужье, а возможно, и тиверцев, дал отпор печенежским наскокам, совершил два похода против Византии в 914 и 944 гг. (хоть и не такие удачные, как Олегу). В битве под столицей древлян — Искоростенем при попытке второй раз подряд взять дань Игорь погиб.

Когда погиб князь Игорь, его сыну Святославу было всего 3 года и поэтому власть перешла к вдовы Игоря — Ольги (945-964). Княгиня Ольга проявила себя энергичным и волевым правительницей. Свою деятельность она начала с военного похода на Искоростень. Отомстив древлянам, Ольга осуществила ряд мероприятий, которые укрепили власть киевских князей и обеспечили ее от восстаний вассальных княжеств. Она установила специальные административные центры в разных местах для сбора дани, новые формы налогообложения — оброки, увеличила великокнязівське землевладения за счет общинных лесов и т.д. Ольга усилила связи Киевской Руси с соседними государствами, прежде всего с Византией и “Священной Римской империей” — Германией, приняла христианство.

Положение Руси значительно окрепло за княжение сына Игоря и Ольги, Святослава (964-972). Его княжения — это сплошной звон мечей, свист стрел, топот лошадиных копыт и гром славы русского воинства от Каспийского моря до Балкан.

За Святослава Русь стала активно расширяться на Востоке. В течение 964-966 гг. он заставил вятичей признать власть киевского князя, разгромил союзников Хозарії волжских болгар и буртасів (мордву). После этого нанес поражение войскам хазарского кагана, взял столицу Ітіль, дошел до Каспийского моря, громя остатки хозаров, достиг Азовского моря, покорил на Северном Кавказе племена ясов и касогів — предков современных осетин и черкесов. Удар был как молниеносным, так и разрушительным. После этого Хозарське царство перестало существовать и угрожать Движении с Востока. Границы Киевской Руси расширились до Волги и Русского моря. Но теперь они оказались мало защищенными от набегов кочевых орд из Азии. Разгром Хазарского каганата поставил перед Русью новые проблемы на Востоке, решить которые она не смогла.

Добившись победы на востоке, Святослав перенес военные действия на Балканах, стремясь овладеть Болгарией, а возможно и Византией. Он мало интересовался проблемами внутренней жизни страны. Киевские бояре ему в упрек: “Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою занехаяв”. Трагическая смерть князя (он погиб, попав в засаду кочевников — печенегов при возвращении из неудачного похода на Балканы) стала своеобразным символом ухода в прошлое первого периода истории Древнерусского государства. На этом этапе, в IX-Х вв., сложилась дружинина форма государственности: основой политической организации была взаимозависимость и сотрудничество князя и дружины. Они вместе покоряли земли, собирали дань (“полюдье”), творили суд и расправу. Жена при этом была не только военной, но и политической силой, существенно влияя на решение князя. С другой стороны, при отсутствии собственного административного аппарата власти Киева в отдельных частях государства делилась с местными племенными князьями. Во взаимодействии с женой и племенной знатью ведущая роль принадлежала киевскому князю, но часто это была роль скорее военачальника, чем политика. Фигура Святослава Игоревича является ярким примером государя этого периода.

Процесс объединения всех древнерусских земель в одном государстве завершился в Х ст. Господствующим слоям было понятно, что только оружием можно было объединить различные плмена и удерживать их в повиновении. Поэтому эволюция государства шла в направлении розгалуженя системы наместников и их гарнизонов, а позже сюда примешалось и выполнения различных административных и судейских функций. Управление и суд становятся источником прибылей, а потому расширяются функции и растет количество лиц, которые их выполняют. Определенной завершенности эти процессы достигают при Владимире Великом, когда в 988 г. была проведена административная реформа. Она ликвидировала местные “племенные” княжение и ввела новый административный разделение Руси на области вокруг городов, куда киевский князь назначал наместников, прежде всего своих сыновей. Отсюда берет начало династический принцип, что развился позже.

Фактором, который способствовал объединению Киевской Руси и превращению ее в мощную феодальное государство было, бесспорно, введение христианства в 988 году (это был 3-й и последний этап христианизации Руси). Христианство, как мировоззрение и идеология, стало одним из решающих факторов укрепления политической власти князей, усиление роли государства, огосударствления местного этноса. Как отмечал М.грушевский, с христианизации начался процесс эволюции Киевской Руси от уборки государства путем вооруженной борьбы в легитимных государственных процессов, от господства князей-седоков к господству князей-правителей.

Религиозной реформой Владимира Русь была приобщена к христианской культуры, которая опиралась на величественный фундамент античного Средиземноморья; распространялись письменность, учительство, мощный импульс к развитию получили литература, изобразительное искусство, архитектура и строительство. Крещение Руси положительно повлияло и на международное положение Киевского государства, усиление равноправных родственных связей с господствующими династиями Европы.

Кроме административной и религиозной Владимир провел еще и военную и судебную реформы. Суть военной реформы князя заключалась в ликвидации племенных военных объединений и слиянии военной системы с системой феодального землевладения. Владимир раздавал земли с зобов'язнанням организации их обороны и военной службы. Это дало возможность достаточно быстро обеспечить охрану рубежей, создать надежное войско не только против внешних, но и против внутренних врагов. Система бенефиций (земельных и других вознаграждений за службу) способствовала созданию вокруг Владимира прослойки лично преданного ему знати.

Судебная реформа заключалась в создании и разграничении судов епископского и градского. В принятом “Уставе святого князя Владимира, крестившаго русскую землю, в церковных судех” было определено место церкви в государстве, источники ее материального существования, сферы юрисдикции. Материальное обеспечение устанавливалось в форме получения десятой части от прибылей.

Усилия Владимира по укреплению государства продолжил Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.). Как и отец, он заботился о безопасности границ: отвоевал у поляков западнорусские земли — Белз, Перемышль, Червен; создал мощную систему валов и городов-крепостей по г. Рось против кочевников, в 1036 г. одержал решающую победу над печенегами, змусивший их отойти за Дунай — на определенное время острота опасности из степи была снята. Однако главное внимание князь уделял внутренний развитии государства. С его именем связано создание первого письменного кодекса законов “Русской правды”, которая закрепляла и регламентировала феодальные отношения. Политика Ярослава способствовала успешному развитию ремесла, торговли, бурному росту экономической мощи и политического влияния городов. Так, например, площадь Киева по сравнению с временами Владимира увеличилась в семь раз. Возводились многочисленные монастыри и церкви, некоторые из них (как собор святой Софии, Киево-Печерская лавра) стали выдающимися осредками образования и культуры.

Внешнеполитическая деятельность великого киевского князя опиралась на возросшую мощь и стабильность государства и проводилась главным образом дипломатическими средствами. Важное место в ней занимал заключения выгодных союзов и соглашений путем династических браков. Для средневековья это было обычным явлением, но масштабы и направленность “семейной дипломатии” Ярослава свидетельствуют о незаурядную роль Руси в политической жизни тогдашней Европы: ведь только через браки своих сыновей и дочерей киевский князь стал родственником византийского и германского императоров, французского, польского, венгерского и норвежского королей.

Годы княжения Ярослава Мудрого, XI в. в целом стали временем культурно-хозяйственного расцвета и наивысшего подъема Древнерусского раннефеодального государства.

Становления феодальных отношений на Руси происходило в целом в европейских рамках, но имело свои особенности. Миновав рабовладельческий строй, восточнославянское общество сохранило сильные общинные связи и мало развитые традиции частной собственности. Кроме того, постоянно существовало значительное количество свободных, незанятых земель. Это обусловило:

1) медленнее, чем на Западе, темпы утверждение феодальной собственности на землю;

2) особую роль государства в этом процессе;

3) неоднородность социальной структуры общества.

К господствующего класса феодалов принадлежали князья, бояре и дружинники.

Феодальная собственность на землю должна была иерархический характер. Хозяева отдельных феодальных владений находились в вассальной зависимости от великого князя киевского. Имея в избытке нетронутые земельные угодья, он раздавал их жене за верную службу. Местные князья тоже имели своих дружинников, которым предоставляли землю в условное владение. Право условного владения землей означало, что в первую попавшуюся минуту непокорный вассал мог потерять надел. Такое положение до некоторой степени обеспечивало систему экономической подчиненности. С конца XIX в. все большее значение приобретает наследственное (вотчинное) землевладения.

Боярство делилось на земских (старинного местного происхождения) и княжих мужей — верхушку княжеской военной жены. Найпривілейованішою группой были земские бояре — члены боярской совета (думы), которые выполняли роль советников князя и занимали высокие должности в государстве. Слой бояр в Киевской Руси, однако, не была замкнутой кастой, как, например, шляхта на Западе: боярином могла стать и лицо небоярського происхождения, которая имела значительные заслуги перед князем (собственно — перед государством).

Духовенство делилось на “черное” и “белое”. Черное — монахи и монахини — состояло преимущественно из представителей высших слоев населения: князей, членов их рода, бояр. В среде белого духовенства наиболее привилегированным были митрополит, епископы, архимандриты.

Население городов складывалось:

а) из зажиточных горожан (городская аристократия): князья и высшее духовенство; бояре, которые жили в городах, сдавая в наем землю крестьянам, за что брали часть их продукции, которую продавали на рынке; крупные купцы, которые занимались международной торговлей; финансовая и чиновничья элита;

б) городских низов — “молодых людей”: — мелкие торговцы, лавочники, ремесленники, которые объединялись в ремесленные корпорации и образовывали территориальные объединения; рядовое духовенство, и т.п.;

в) “черни” — тех, кто ничего не имели и нанимались на любую черную работу.

Подавляющее большинство городского населения была лично свободной. “Молодые люди” платили в казну налоги.

Основной частью населения Киевской Руси были лично свободные крестьяне — общинники, или смерды. Они жили на общинній земле или на земле князя, платили дань, выполняли натуральные повинности, поставляли лошадей для княжеской дружины, а главное — сами принимали участие как “ной” в ополчении.

Группу напівзалежних людей составляли рядовичи, которые находились во временном феодальной зависимости на основании договора — “ряда”, и закупы — людей, которые попали в долговую кабалу и обязаны были своим трудом в хозяйстве феодала вернуть полученную в него ссуду (“кучу”). Закуп был существенно ограничен в своих правах, однако полностью не терял их. В незначительных делах он мог выступать свидетелем в суде, сам обращаться в суд с жалобой на хозяина, который имел право подвергнуть закупа телесному наказанию, но “за дело”.

Людей, которые по тем или иным причинам выбыли из одной категории населения и не попали в другой, называли изгоями. Они не имели средств к существованию и, как правило, находились под защитой церкви.

На низшей ступени социальной лестницы находились невольники — слуги и холопы. Это были рабы, которые не имели никаких прав и были живой собственностью феодала. Однако невільництво в Киевской Руси не получило широкого распространения.

Таким образом, население Киевской государства делилось на две большие категории: свободных и несвободных людей (к ним можно также отнести и полусвободных). Особенностью тогдашней социальной структуры было то, что любая слой населения не была полностью замкнутой, переход из одной в другую был возможным.

В сутки подъема Руси в конце Х — первой половине XIX в. формируется в отношении централизованная монархия: вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти все больше концентрируется в руках князя. В своей деятельности он опирался на военную поддержку жены и на местную администрацию (удельные князья, наместники, посадники и др.). Жена представляла собой постоянное войско, которое формировалось на основе вассалитета и состояло из старшей (бояре, “мужи”) и младшей (“отроки”, “дружина”, “дети боярские”) жен. За службу первые получали земли, вторые — часть военной добычи или плату.

Совещательным органом при князе была боярская совет (дума). В нее входили старшие дружинники, городская знать и высшие церковные иерархи. Совет обсуждал важные вопросы внутренней и внешней политики, в определенной степени влияла на действия великих киевских князей, однако положения полноценной государственной институции с определенными правами, так и не приобрела.

Важным фактором укрепления централизованной монархии была идеологическая поддержка церкви. Она освящала великокняжескую власть (византийская идея божественной основы императорской власти была приспособлена к местным условиям), сотрудничала с ней в разработке и обеспечении выполнения юридических норм (особенно в сфере семейного и уголовного законодательства), была самой последовательной защитницей единства русских земель. Митрополиты и епископы принимали заметное участие в политической жизни, часто выступали миротворцами в конфликтах между князьями, фактически выполняя посольские обязанности. Церковь имела большое влияние на общественное сознание, культуру, на международные связи (прежде всего с Византией).

Киевская Русь была раннефеодальной монархии с элементами федерализма. Как раннефеодальное монархия она была построена на принципах сюзеренітету-вассалитета. Отдельные историки (М.брайчевский) склонны считать, что Киевская государство не приобрела завершенный монархического строя и на протяжении всей своей истории тяготела к республиканских форм. Кроме того, она так и не смогла разработать убедительную систему наследования престола, что тяжело отразилось на общем внутреннем и внешнем положении страны, а особенно — на положении народных масс.

Характеризуя государственный строй Киевской Руси, надо иметь в виду: во-первых, что самодержавная власть великого князя была лишь в периоды централизованного государства (Х — начало XII в.), в частности, по правления Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха; во-вторых, с ослаблением киевского централизма и распадом государства на княжества и закреплением в них отдельных княжеских династий старшинство великого князя потеряло реальное значение. Его титул градоначальника всей страны стал лишь почетной исторической традицией; в-третьих, государственная организация тех времен не знала четкого распределения функций власти. Различные органы управления конкурировали между собой. Те функции, которые выполнял князь, имели также боярская совет и частично — вече.

Одновременно с политическим происходил и этнический развитие. В Среднем Поднепровье сложился территориальный этнический центр украинского народа. Он сформировался на политической основе. Кроме русов-праукраинцев, в этом процессе принимали участие также северные славяне, переселены на укрепление южных рубежей государства, а также поляки, скандинавы и тюркские народы. В разные времена Русь не только воевала с кочевниками, но и торговала, имела с ними мирные отношения.

Одним из основных показателей существования народности есть собственная речь. Большинство исследователей считают, что в период Киевской Руси сформировалась единая для всего населения страны древнерусская речь. Однако некоторые из них придерживались иной точки зрения. Так, академик А.крымский отстаивал существование праукраинской языка по крайней мере с XIX ст. По этому поводу он писал в начале ХХ ст., что “живая речь юга XIX в. стоит посреди восточного славянства вполне уже обособленно. Речь Приднепровья и Красной Руси XI ст. — это вполне рельефная, яркая индивидуальная лингвистическая единица. В ней очень легко узнать прямого предка современного русского языка…”. Такие выводы подтверждаются практикой этнополитического формирования Киевской земли. Территориальная, этническая и политическая консолидация середньодніпровських племен в единую историческую общность сопровождался аналогичными процессами и в языковой среде. Живой разговорный говор народа, возглавлявший консолидационные процессы, стал языковой основой древних русов-украинцев. Украинский язык формировалась на лингвистической базе говоры полян — русов, которая сначала синтезировала особенности языков близких, а потімі отдаленных племен. Подобное происходило и в других регионах Киевского государства. Лингвистический анализ новгородских берестяных грамот XI-XII ст. позволил отдельным ученым сделать вывод о обособленность давньоновгородського диалекта от других восточнославянских диалектов.

В XII в. в отношении украинских земель начинает употребляться название “Украина”. Впервые она встречается в Ипатьевской летописи” под 1187 г. Рассказывая о смерти переяславского князя Владимира Глебовича, летописец писал: “И плакашася по нем все переяславци.., о нем же Украина много постон”. До последнего времени слово “Украина” здесь трактовалось исследователями как окраина Киевской Руси, которой и было Переяславское княжество. Но летопись называет отдельно Переяслав и Украину, — те земли, которые больше всего страдали от нападений кочевников (Владимир Глебович прославился борьбой с половцами). Именно такими были Переяславская, Черниговская и Киевская земли. В 1189 г. в летописи записано о приезде князя Ростислава “ко Украйне Галичькой”. “Украиной” летописцы называли “Червенские города” Галицко-Волынского княжества в 1213 г. В целом в XII-XIII ст название “Украина” касалась земель от Среднего Подніпрів'я на востоке до Забужье включительно на западе. Под ней понимались как окраинные территории, так и “край”, “земля”, “страна”. Но основными и общеупотребительными еще долгое время продолжали оставаться названия “Русь” и “Русская земля”. Живучесть и утверждения каждой из названий зависели от многих факторов и в первую очередь от внутреннего и внешнеполитического положения украинских земель.

С середины XIX в. в государственной организации Руси намечаются изменения: односібна монархия постепенно перерастает в федеративную. Основной этой тенденции был бурное развитие феодализма, а ускорила ее проявление появление удельных князей. В свое время, стремясь предотвратить соперничеству сыновей за великокняжеский престол, Ярослав Мудрый ввел принцип сеньорату, то есть власти старшего в роде. Земли Руси были поделены по богатству и престижности и каждый из сыновей получил свою долю — «удел» в соответствии старшинству. Со смертью отца старший сын занимал его престол, а все другие — «поднимались» на ступеньку выше на пути к нему.

После смерти Ярослава Мудрого трое его старших сыновей заключили союз и совместно, триумвиратом, руководили государством почти 20 лет. Однако далее вспыхнули многочисленные междоусобицы, чем сразу же воспользовались кочевники. Задачей тогдашней политической власти стало, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а с другой — объединение всех на борьбу с внешними врагами, прежде всего с половцами. Никто из князей не действовал так четко и последовательно для осуществления этих целей и никто не достиг таких успехов, хотя бы и временных, как Владимир Мономах (1113-1125 гг.). По его инициативе и активном участии состоялось три съезды князей Киевской Руси — Любецкий (1097 г.), Витичевський (1100 г.) и Долобський (1103 г.), на которых была достигнута договоренность о прекращении вражды между князьями и организацию совместного отпора половцам. На Любецькому съезде был также отменен принцип сеньорату. Владимир Мономах немало сделал для внедрения в Киевский государстве уважения права, законов. Он созвал при себе Совет, состоявший из тысяцких людей своей жены, которая приняла ряд социально-экономических законов. (Важным был закон о холопах, за которым определились три случая, когда человек становился ним; запрещалось отдавать в холопы за долги). Была установлена юридическое равноправие между замужней женщиной и мужчиной, повышена роль княжеского суда. Важным политическим документом стало заключенное Владимиром Мономахом «Поучение детям», в котором изложены советы по управлению государством.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава (1132 г.) Древнерусское государство распалось на ряд отдельных княжеств: Киевское, Владимиро-Суздальское, Новгородское, Псковское, Галицко-Волынское, Рязанское, Смоленское, Полоцько-Пинске, Переяславское и другие. У них происходило развитие и укрепление местного государственного аппарата и вооруженных сил. Власть и управление в некоторых из них строились по принципу вассалитета. Во главе земли стоял князь, нередко титулованный великим князем. Он опирался на постоянную военную жену, с которой выходили военные слуги — “милостники”, которые вместе с городской верхушкой поддерживали своих князей в борьбе против оппозиции большого боярства. Княжества-земли, в свою очередь, делились на более мелкие княжества, или “волости”. Сюда великий князь назначал администраторов: посадников и тысяцких, верующих, тіунів. В отдельных землях — «уділах» — сидели меньшие князья — вассалы великого князя.

Для решения важных вопросов князь собирал боярскую совет; происходили также княжеские съезды своей земли — “снеми”.

В то же время на Руси хранилась монархия с номинальным центром в Киеве, а также единственная русская православная церковь с центром — митрополией в том же Киеве.

Ученые не случайно назвали раздробленность, что охватила Русь в середине XII в., феодальной. Она не наступила внезапно, как считали ее современники, а стала логичным и неизбежным следствием социально-экономического развития древнерусского общества. И не только древнерусского. Почти все европейские народы прошли через этот этап собственной эволюции.

Дело в том, что со второй половины XI — начала XII в. на Руси начинает вводиться большое индивидуальное земельное владение. Получив землю и зависимых крестьян, феодалы становятся не только экономической, но и политической силой. С тех пор они беспокоятся о собственные имения и судьбу того княжества, в котором живут, больше, чем о государстве в целом. И местные князья, вынуждены опираться на окружающую их боярство, послушно проводят политику, выгодную не Киевской Руси, а господам Черниговской, Галицкой или какой иной земли.

В свою очередь с победой принципа наследственного престолонаследии (вотчины) над системой старшинства Ярослава Мудрого княжеские роды все глубже пускали корни в своих родительских землях, для них все очевиднее становился тот факт, что их будущее связано с удельными владениями, а не с Киевом, за который шла непрерывная борьба.

Наряду с политическими проблемами существовали и хозяйственные. Расположение Киева на большом торговом пути “из варяг в греки” играло важную роль в его подъеме. С конца XIX в. значение этого пути стало уменьшаться. Это имело пагубные последствия для экономики Киева. Предприимчивые итальянские купцы, минуя Киев, установили прямые связи между Византией, Малой Азией и Ближним Востоком, с одной стороны, и Западной Європою — с другой. Кроме того, русским князьям, что воевали между собой, трудно было защитить путь по Днепру от набегов кочевников. В 1204 г. торговые связи Киева понесли нового удара, когда во время крестового похода было ограблено Константинополь. В то же время вступил в период стремительного упадка некогда цветущий Аббасидський халифат со столицей в Багдаде. Вследствие этого Киев потерял двух самых значительных партнеров в торговле. Эти экономические бедствия обострили и без того напряженные отношения между богатым и бедным населением города, часто приводя к социальных взрывов. Со всей очевидностью некогда величественная столица Руси политически, экономически и социально упадок.

Но и в эпоху раздробленности экономические связи между княжествами и землями не только не уменьшились, а неуклонно нарастали. На конец XII в. вырисовались четыре группы земель, внутри которых существовали особенно тесные экономические и политические отношения:

1. Новгородская, Псковская,Смоленская, Полоцка, Витебска;

2. Ростово-Суздальская, Рязанская, Устюзька, Муромська;

3. Киевская, Черниговская, Северска;

4. Галицкая и Волынская земли.

Упомянутые группы земель объединяла общность языка, культурных явлений, православной веры, быта, обычаев и др. В этом группировке, как отмечают историки, все больше намечается выделение территории великорусского и украинской и менее четко белорусской, то есть все заметнее становились локальные особенности.

Но в это же время набирали силы этнической, културної, экономической консолидации. Даже, когда в 60-80 гг. XII в. политически отделились две ячейки, в которых тяготели все русские земли — южный во главе с Киевом и Черниговом и северный с Владимиром-на-Клязьме, в государстве не прекращалась борьба за объединение. Эту борьбу часто справедливо связывали с необходимостью организации отпора половецким ханам и другим врагам. Однако нарастание объединительных процессов было нарушено страшной и разрушительной нашествием орд монгольского хана на русскую землю в 1237-1241 гг.

В 1240 г. хан Батый с войском подошел под Киев. Оборону города возглавил воевода Дмитрий, которого прислал сюда Даниил Галицкий, но после нескольких дней ожесточенных боев 7 декабря хан Батый взял Киев. Ордынская нашествие разорила страну, привела к крайнего упадка и фактически к гибели Киевской Руси.

Как одной из крупнейших и самых могущественных государств средневекового мира, Руси была присуща и богатая, своеобразная культура. Феномен культурного взлета Киевского государства нередко объясняют исключительно тесными контактами с Византией, Хозарією, странами Центральной и Западной Европы. Действительно, их влияние на культуру Руси был значительным, но далеко не определяющим. Чтобы зерна передовых цивилизаций, прежде всего византийской, могли дать обильные всходы в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву. Именно таким и оказался “культурный грунт” восточных славян, который вобрал в себя многовековые традиции местного развития, обогащенного влиянием соседей.

Разнообразным и богатым был духовный мир русов. Он формировался под влиянием древних языческих верований и христианских ценностей, которые постепенно укорінювалися в человеческом сознании. Талантливые певцы из поколения в поколение передавали устный народный эпос и тем самым поддерживали непрерывность и преемственность исторической памяти русов. Своим талантом и популярностью особенно выделялся певец Боян, который жил в XIX в. при дворе Святослава Ярославича. В IX-XII вв. появились профессиональные артисты-скоморохи. Они одновременно были и певцами и танцорами и музыкантами, и дрессировщиками и развлекали своим искусством как знать, так и простой люд.

Базой духовной культуры является образование и прежде всего ее основа — письменность. На Руси письменность появилась не позднее IX в. в виде неких “черт и резів”, о которых писал в начале Х века болгарский писатель Черноризец Храбр. На существование ранней славянской письменности указывают летописные данные о подписании договоров с Византией русами в 911 и 944 гг. греческом и другой, в данном случае русским языками. Современникам было также известно, что на случай своей смерти руси писали завещания местном языке. Только после массового внедрения христианства в 988 г. на Руси распространяется новая письменность, азбука которой была составлена братьями Кириллом и Мефодием и названа “кириллицей”. Ею написаны все известные нам произведения XI и последующих веков. Однако они — не единственные памятники, на основании которых можно составить представление о характере и уровень распространения письменности в Киевском государстве. Большой дополнительный материал дают также археологические находки: керамический и металлическая посуда, литейные формочки, плинфа (тонкая кирпич). Содержание надписей на них разный, но чаще всего они удостоверяют владельца вещи, иногда указывают на содержимое сосуда («Ярополче вино”), содержат пожелания (“благодатнеша полна корчага сия), увековечивают имя мастеров (“Людота”, “Константин”).

В Х-XII в. письменность перерастает в образовании. Забота об образовании со времени принятия христианства взяли на себя государство и церковь. За княжения Владимира Святославича в Киеве уже существовала государственная школа, где, как пишет летопись, “постигали книжное учение” дети ближайшего окружения князя. Аналогичные заведения открывали Ярослав Мудрый и другие князья. Анна Всеволодовна в 80-х годах XIX в. организовала при Андреевском монастыре ли не первую в Европе школу для девочек, где ученицы учились рукоделию, шитью и пению. Князья и немало бояр были высокообразованными людьми, знали по несколько языков. Умели читать, писать и считать купцов и ремесленников. Сотни сделанных ими надписей сохранились на стенах монастырей, церквей, на ремесленных изделиях. Светские вельможи и духовенство пользовались библиотеками, первую из которых основал в Киеве в 1037 г. Ярослав Мудрый. Монах Киевского Печерского монастыря Николай Святоша имел большое книжное собрание и подарил его монастырской библиотеке. Библиотеки были также в Белгороде, Чернигове, Переяславе и других городах.

Сначала в Софии Киевской, а впоследствии в каждом епископском городе, а также в больших монастырях возникли книгописні мастерские, которые вместе с библиотеками составили базу для развития древнерусского летописания — выдающегося явления в культурной жизни не только Руси, но и всей средневековой Европы. Кроме Киева, велось летописание в Новгороде, Чернигове, Переяславе, Галиче, Владимире-Волынском и других городах. До нас дошло полторы тысячи летописных списков. Почти все знания по истории, социально-политической жизни русов почерпнутые из летописей.

В XII-XIII вв. наряду с традиционными появляются новые формы исторических произведений: сказание, семейные и родовые хроники, военные повести, жизнеописания князей.

Оригинальное литература XI-XIII вв. представлена на сегодня небольшим количеством произведений — большинство их не дошла до наших дней. Однако и за сохранившимися памятниками можно сделать вывод о высоком уровне развития литературы в Киевской Руси. Речь идет, в частности, о выдающееся произведение митрополита — русича Илариона “Слово о законе и благодати”, агиографические произведения Нестора “Чтение о жизни и смерть… Бориса и Глеба” и “Житие Феодосия Печерского”, “Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово о Полку игореве” и др.

Научно-практические знания в Киевской Руси, как и в других странах средневековой Европы, находились под сильным влиянием трактатов византийского путешественника Козьмы Індикоплова. В его воображении Земля представляла собой четырехугольник, который омывается со всех сторон океаном, а внутри имеет два моря — Средиземное и Каспийское и две залива — Персидский и Аравийскую. За океаном также является земля, она окружена стеной, что переходит в небосвод.

С географического описания “Повести временных лет” можно сделать вывод: Нестору Земля представлялась иначе. Говоря о наследстве трех сыновей легендарного Ноя, он перечислил почти все страны Европы, Азии и Северной Африки, их моря, реки, острова. В детальном описании пути из “Варяг в Греки” он подчеркивает, что с Варяжского моря можно приплыть до Рима, а от Рима — в Понтийское (Черное) море, куда впадает Днепр. Последний системой рек и озер сочетается с тем же Варяжским морем.

Активная производственная деятельность, развитие ковальского, ювелирного, стекольного и других ремесел обусловили освоение русичами знаний в области физических и химических свойств материалов, а торговля, монументальное строительство, летоисчисление способствовали развитию математики и астрономии (согласно исследованиям Ю.К.Афанасьєва и Б.О.Рибакова, на Руси, например, хорошо знали формулу вычисления площади круга). Определенных успехов достигла также медицина, основанная на лечении травами. Находки пинцетов и специальных ножей удостоверяют применения хирургических операций. К тому же из летописи известно, что киевскому князю Святославу Ярославичу удаляли опухоль — »резанье желве» ( правда, эта операция была неудачной).

О развитии музыкально-театрального искусства на Руси можно судить из известных фресок Софии Киевской. На одной из них изображен оркестр из семи исполнителей, которые играют на флейте, трубе, лютни, гуслях, органе. Близкие по форме изображения музыкальных инструментов видим и на миниатюрах Радзивіллівського летописи, на серебряной чаши XII в. из Чернигова, киевских пластинчатых браслетах. После принятия христианства на Руси распространился хоровой, одно — и многоголосое пение. Знали здесь и нотную систему — так называемые крюкову и кондокарну нотации.

Внешний вид населенных пунктов Киевской Руси определялся прежде всего деревянными сооружениями. Выход Руси на международную арену, знакомство с византийской культурой, а затем и внедрения христианства обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Именно с ней киевские князья ассоциировали как государственную мощь, так и собственное величие.

Кроме Киева монументальное строительство в первой половине XIX века велась и в других городах государства. Перекрестная форма внутренних столбов, неизвестная в византийском зодчестве, становится типичным элементом древнерусской архитектуры.

С 30-х г. XII в. культовая архитектура Киевской Руси набирает новых рис. Одновременно с усилением политической роли удельных княжеств перестраивались и их столицы. В каждой из них развивалось монументальное строительство. Количество храмов росла, однако их размеры уменьшались, архитектура упрощалась, внутренняя отделка становилось менее изысканным.

В Южной Руси в XII в. значительно развились Киевская, Черниговская и Переяславская архитектурные школы, объединенные единым стилевим направлением. Характерными памятниками этого периода является церкви Богородицы Пирогощи (1132), Кирилловская (1146) и Васильевская (1183) в Киеве, Юрковский (1144) в Каневе, Борисоглебская (1128) и Успенская (40-годы XII ст.) в Чернигове. Галицкие монументальные здания вполне возводились из светло-серого известняка.

В конце XII — начале XIII в. монументальная архитектура Киевской Руси развивалась путем усложнения внешних форм. Здания этого периода имеют высотные композиции и напоминают башни. Новый архитектурный стиль наиболее отчетливо проявился в Черниговской Пятницкой церкви (начало XIII в.).

С культовой архитектурой тесно связаны такие виды древнерусского искусства, как живопись, художественная резьба, майолика. На раннем этапе развития монументальные сооружения объединяли в своем интерьере мозаики и фрески, позже воцарилось только фрескове отделки.

Особенностью древнерусского прикладного искусства является сосуществования элементов языческой и христианской символики. Они нередко мирно уживались на одном предмете. Так, на киевской золотой эмалевой диадеме XI-XII вв. с деісусним образом рядом с апостолами изображены девичьи головки и дерево жизни. Вполне возможно, что языческие сюжеты и символы на изделиях христианской эпохи — Х-XIII ст. — несли в себе не только декоративную, но и магическую охранную функцию.

Вообще изделия художественного ремесла Киевского государства отличались высоким уровнем технического, технологического и эстетического исполнения и охотно покупались за рубежом. Продукция мастерских Киева, Галича, Чернигова и других городов известная из археологических раскопок во многих европейских странах.

Итак, несмотря на все трудности общественной жизни XII-XIII ст., культура Руси неуклонно развивалась. По идейно-содержательным богатством и художественными качествами она принадлежала к передовых культур средневековой Европы.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий