Функции философии:
Регулятивные и организующие(методология)-определение способов достижения какой либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод-всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
Объяснителная(когнитив-ная)
Аксологическая(аксо-ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
Типы философствования:
Созерцательный (пассивный)
Умозрительный(творческая сущность познания)
Деятельностный(активный)
Мировоззрение состоит из различных элементов. Для их согласования человек рефлексирует(оценивает) их. Он философствует.
Мировоззрение-то, что зачастую принимается на веру. Философия-попытка его обосновать. Мировоззрение появилось, когда человек стал человеком. Взаимоотношение «Я» и «мир»-точка отсчета появления проведение.
Если философия-наука, то должна иметь предмет исследования. В центре материального, духовного и идеального-стоит человек; здесь надо искать предмет философии. Проблема человека-проблема сопоставления себя и природы.(Кант: «Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться?»-сводится к одному-«Что такое человек?»)
Вся проблематика вращается вокруг центра-человека.
Предмет философии-философия-наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии-рассматривает наиболее важные связи в системе «мир человек»
Назначение философии-поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Основными методами философии являются:
Диалектика-метод, при котором вещи, явления, рассматриваются целеустремленность, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика-метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статически(игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно(поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).
Догматизм-восприятие мира через призму догм-принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии.
Электрика-метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.
Софистика-метод, основанный на выведении ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок. Распространена в Древней Греции.
Герменевтика-метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями и методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.
Генезис философии, ее основные исторические типы.
Первая форма проведение-мифология. В мифах люди объясняли происхождение и устройство мира, явления природы, жизнь и смерть людей, испытания человека, его достижения(в ремеслах, земледелии, приручении животных). Миф не был художественным творчеством, он-руководство к действию первобытного человека, это вид проведение, представления о явлениях природы и жизни человека. В мифе сочетаются зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка.
Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе-генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил(книга Бытия). Миф совмещает 2 аспекта: диахронический(рассказ о прошлом) и синхронический(объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял. нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком.
Наряду с мифологией существовала и религия. На ранних этапах развития общества они составляли единое целое. Специфика религии-культовая система, т.е. обрядовые действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным. Основная функция религии-помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человечес-кому бытию, культивирует вечные ценности(любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-прак-тический характер. Оно было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы.
Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?
Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени( проблема различия «миф философское мышление»). Предфилософия-совокупность дискурсивных мыслей-каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретическая в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретическая.
Приблизительно в 6 в до н.э.-бытовые, семейные вопросы, 10 ,11-16 в до н.э.-вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.Греции, Индии и Китае.
Из чего? К источникам философии можно отнести:
народное творчество в целом(мифы и т.д.)
накапливающийся опыт
«Философия наблюдается в момент разложения мифологического проведение»(Гегель)
В основе философии-понятийно-логический язык в отличие от мифов(образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)-вначале были древние летописи.
Основные концепции происхождения Ф.:1. Мифогенная. 2.Гносеогенная. 3.Теологическая.-ряд разногласий между философами.
Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия-рационализация мифа(Гегель, Лосев, Коннфорд)
Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний(космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)
Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия-реализация человеком дара божьего.
Каждая концепция имеет «за» и «против».
Синтетический подход-философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.
Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.
Разделение труда(отделение умствен. вот физического).
Присущее человеку творчество духа(Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).
Пифагор: «Жизнь сходно игрищам: Иные приходят состязаться, иные-торговать, а самые счастливые смотреть».
Во всех философских системах есть: теория познания, методика, этика. Но решения этих проблем различны.
Различают европейскую, индийскую, китайскую философии. Но эти типы делятся на исторические ф. Различных народов(нация+религиозные особенности)-немецкая, иудейская и т.д.
Особая проблема-национальная философия(национализм, национальная идея)
История философии-история самосознания человеческой культуры(в теоретическом, категориальном отношении)
Критерии типологизации:
Гносеологический( истоки и традиции философских направлений; соотношение субъекта и объекта познания; отношение к логике, к разуму). Материализм-идеализм, рационализм-иррационализм.
Методологический( метафизика-диалектика). Метафизика вечность вещей и связей между ними, статичность мира. Диалектика-подвижность, текучесть мира.
Религиозный(отношение к религии). Атеистическая-сегодня философия.
Научный(отношение к науке). Сеитические-антисеитические.
Мировоззренческий и психологический(оптимистические и пессимистические)
По способа философствования.
Созерцательный(философ приходит вслед за событием и объясняет его; характеризует античную философию)
Умозрительный(восточная философия; ориентация на мистику, на иррациональное-«неоплатонизм»).
Социально-преобразовательный( деятельный марксизм)
По типу форм проведение.
Духовно-мистический эзотивизм(познание тайного, внутреннего)-Древний Восток.
Космоцентризм(античность)
Теоцентризм(средневековье)
Пантеизм, антропоцентризм(Возрождение)
Гносеоцентризм, механизм(Новое Время)
Просветительство(Франция)
Объективный Дух(Гегель, Шеллинг)
Человекобожие( 1 половина 19 века, Фейербах, русская сегодня философия )
Революционно-преобразовательная деятельность (Ленин)
Экологизм
Философия и мировоззрение. Философия и наука.
Мировоззрение-это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение-взгляд на мир-наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.
По характера проведение выделяют 2 уровня(пласта) проведение: жизненно-практический и теоретический.
Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Более высокий уровень проведение-теоретический, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
Мы воспринимаем только целостно(в логике-можно раздробить явление). Целостность-одна из особенностей проведение. Мировоззрение по содержанию может быть:
научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики-сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение-личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично, что он думает, но не безразлично, что он делает).
Структура М.: мировосприятие(мироощущение и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно-наглядном(эмоционально-образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине-опыт конкретного человека+практика всего общества.
Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия-теоретическое ядро проведение. Философия-это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия-система основополагающих идей в составе проведение человека и общества.
Основные компоненты философского проведение: научно-теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука-систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия-в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки-истина. Поскольку в философии эй уделяют первостепенное внимание, то философия наука( «философия»-любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.
Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий-это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия-наука особенная-проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась-то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.
Список литературы
Источник: http://www.shpori4all. narod.ru/