Еміграція українців у кінці ХІХ–початку ХХ століття

Дата: 12.01.2016

		

Министерство образования и науки Украины

Международный университет развития Человека «Украина»

Тема контрольной работы:

«Эмиграция украинцев в конце XIX — начале ХХ ст.»

Сарны 2006


План

1. Причины и характер эмиграции.

2. Направление эмиграции и ее последствия.

3. Экономическая деятельность украинских эмигрантов.

1. Причины и характер эмиграции

В истории формирования современной украинской диаспоры прослеживаются четыре волны массового переселенческого движения с Украины. Первая волна эмиграции из Украины, хронологические рамки которого охватывают период с последней четверти XIX века до начала Первой мировой войны, была обусловлена преимущественно социально-экономическими причинами. Второй массовый отток части населения за пределы своей родины приходится на период между двумя мировыми войнами и был вызван как социально-экономическими, так и политическими обстоятельствами. Вторая мировая война и ее последствия вызвали третью волну массовой украинской эмиграции, почти исключительно политическую. Четвертая волна миграции приходится на конец ХХ в. и должен, прежде всего, социально-экономический характер. В течение последних лет эмиграционное поток из Украины в ряде стран (в частности, Канады, США) изменяется качественно: все растет доля научно-технической интеллигенции (как правило, это специалисты в таких областях как системный анализ, программирование, физика, новые материалы, компьютеризация).

С распадом СССР и образованием на его просторах новых суверенных государств, украинские этнические меньшинства, которые сформировались в этих странах в результате перемещения трудовых ресурсов, что практиковались тоталитарным режимом, перешли на положение иностранных. Возникло, по сути, новое социальное явление — восточная украинская диаспора.

Вследствие межгосударственных территориальных делений ХХ века часть украинского этноса оказалась за пределами Украины. Эта категория иностранных украинцев принадлежит к автохтонных национальных меньшинств ряда стран Европы (Польша, Словакия, Беларусь, Румыния, Приднестровский регион Молдовы, пограничные области Российской Федерации).

В настоящее время число лиц украинского происхождения, которые проживают за пределами Украины, по приблизительным подсчетам, составляет от 16 до 20 миллионов.

Больше всего зарубежных украинцев проживает в Российской Федерации. По результатам Всероссийской переписи 2002 года их численность составляет 2 943 471 человек — граждан РФ, которые идентифицируют себя как этнические украинцы. Однако, согласно неофициальной статистике, численность украинского меньшинства в России составляет более 10 млн. человек. Так, еще несколько лет назад российские демографы публично декларировали факт проживания в стране около 8-10 млн. российских граждан украинского происхождения.

Более 1 миллиона 27 тысяч граждан украинского происхождения проживает в Канаде, согласно переписи населения в этой стране в 2001 году.

Численность лиц украинского происхождения в США, по результатам переписи населения в 2002 г., достигает около 900 тысяч. Однако некоторые американские демографы считают, что реальное число представителей украинского этноса в США составляет от 1,5 до 2 миллионов человек.

Среди стран проживания крупнейших украинских общин зарубежья — Молдова (660 тысяч человек), Казахстан (550 тысяч), Бразилия (500 тысяч), Аргентина (300-350 тысяч), Беларусь (237 тысяч; по утверждениям руководителей украинской общины в этой стране, только в Брестской области — прежнему этнографическом регионе Украины — Берестейщина проживает около полумиллиона этнических украинцев), Узбекистан (более 100 тысяч).

Многочисленные украинские общины проживают также в Румынии (свыше 61 тысячи), Латвии (около 60 тысяч), Кыргызстане (до 46 тысяч), Польши (около 40 тысяч по официальной статистике, по неофициальной — более 200 тысяч), Словакии (около 35 тысяч), Грузии (около 35 тысяч), Австралии (более 34 тысячи), Великобритании (около 30 тысяч), Франции (около 30 тысяч), Германии (30 тысяч), Азербайджане (29 тысяч), Эстонии (28 тысяч), Чехии (более 22 тыс.), Литве (22 тысячи), Сербии и Черногории (свыше 20 тысяч), Туркменистане (17 тысяч), Венгрии (свыше 6 тысяч), Боснии и Герцеговине (около 5 тысяч), Хорватии (4,3 тыс.), Таджикистане (4 тысячи), Австрии (3 тысячи), Армении (более 2 тысяч), Болгарии (около 1,5 тысячи).

В то же время большое количество украинских граждан — представителей украинской временной трудовой миграции сосредоточена в таких странах как Испания (свыше 80 тысяч), Португалия (около 60 тысяч), Греция (более 30 тысяч), а также других государствах. Правительство Украины прилагает усилия для обеспечения законных прав и интересов граждан Украины, которые работают в странах Европы. Важное внимание уделяется налаживанию механизмов легального трудоустройства украинских граждан в этих странах, усилению их социальной защиты, расширяется соответствующее двустороннее нормативно-правовая база.

По сравнению с другими мировыми диаспорами, украинские общины имеют наибольшее количество различных общественных объединений (по приблизительным подсчетам — около 3 тысяч). Больше всего их в Канаде — почти тысяча ячеек — политических, культурно-образовательных, профессиональных (объединение врачей, учителей, инженеров, адвокатов и т.п.), женских, молодежных и т.д.

Международной украинской организацией является Всемирный конгресс Украинцев (ВКУ), который объединяет около 50 крупных организаций — представителей почти из 30 государств. В целом все объединения охватывают в каждой из стран проживания от 20 до 30 процентов всей численности каждой из украинских общин.

В ряде государств Восточной и частично Центральной Европы, а также в странах Балтии политико-правовой статус украинской общины закреплено законодательно как национального меньшинства. Это обеспечивает существенную государственную поддержку усилий местных украинских общин по сохранению своей национальной самобытности, получение образования и информации на родном языке и т.д. В странах, где украинская община не имеет статуса национального меньшинства, обеспечения ее национально-культурных потребностей является делом желание и организационных усилий этнических украинцев, проживающих в этих странах.

Вопрос удовлетворения национально-культурных потребностей украинцев за рубежом является предметом двусторонних межгосударственных переговоров на всех уровнях. Увеличивается число двусторонних соглашений, предусматривающих реализацию культурно-образовательных и других запросов украинской диаспоры. Создаются двусторонние смешанные межправительственные комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств.

Государственная политика относительно отношений с зарубежным украинством базируется на таких нормативно-правовых актах: Конституция Украины, Указ Президента Украины „О Национальной программе „Заграничное украинство” на период до 2005 года” от 24 сентября 2001 года, Закон Украины „О правовом статусе зарубежных украинцев”, принятый Верховной Радой Украины 4 марта 2004 года. Кроме того, завершается работа над проектами законов Украины „О концепции национальной политики в отношении зарубежного украинства” и „О концепции государственной этнонациональной политики”.

2. Направление эмиграции и ее последствия

Вторая половина XIX — начало XX века были отмечены массовой миграцией украинских крестьян, которые находились в составе Российской империи. Поселялись они преимущественно на ее окрестностях: на Кавказе, в Средней Азии, Новороссии, на Дальнем Востоке и в Сибири. Так в конце XIX в. далеко за пределами Украины появляются украинские названия поселений: Полтавское, Черниговское, Украинское, Ново-Киевское и другие.

Большинство крестьян вынуждена была покинуть родные места через отсутствие земли или необходимых средств для существования. Хотя стоит отметить, что среди эмигрантов были и богатые, но по свидетельству исторических источников таких было очень мало.

Российское правительство за помощью переселения пытался освоить целинные земли окраин империи и вместе с тем хоть в некоторой степени уменьшить “земельный голод”, найти применение “лишним” рабочим рукам. Большое значение придавалось росту и укреплению российского населения, особенно в количественно незначительных местностях.

Не была исключением в этом плане и Украина. Крестьяне, которые намеревались поселиться в необжитых окраинах империи, получали определенные льготы. Главные из них: освобождение от налогов, в частности в Сибири на 3 года. На это же время освобождались от службы в армии лица призывного возраста. Переселенцам предоставлялся земельный надел. Они еще имели право на льготный проезд, кредиты, но не все нуждающиеся могли их получить. Например, в Томской губернии за период с 1 октября по 1 января 1898 года с 2115 просьб от семей кредит был предоставлен 1064 семьям. Переселялись прежде всего те, кто имел сбережения. “Нужными и полезными для Сибири” были те семьи, которые имели достаточно средств и не “обременены большим количеством детей или родственниками преклонного возраста”.

С начала XX в. эмиграция украинских крестьян приобретает больший размах. Способствовала этому также официальная политика правительства, в частности, законы 1904 и 1906 годов, которые фактически стимулировали переселенческое движение. В целом в европейской части территория компактного проживания украинцев значительно преобладала территории, где компактно проживали русские. Царское правительство понимая, что работа в области демографической селекции значительно “запущена”, принимает беспрецедентную по размерам программу переселения. По этой программе, в течение 1896-1914 гг. из девяти украинских губерний в Сибирь и на Дальний Восток переселилось свыше 1 млн. 619 тыс. украинцев.

Сибирь стал второй родиной” украинцев. Заселение Сибири украинцами, которое активно началось со второй половины XIX века., резко интенсифицировалось после сооружение Транссибирской магистрали (1895-1905 гг.). С того времени украинцы селились вблизи этой железной дороги, преимущественно в селах, и занимались земледелием и животноводством. Уже в начале XX ст. Западная Сибирь, в основном заселена украинцами южная его часть, стал важным районом производства товарного зерна, а впоследствии и высококачественной молочно-мясной продукции.

По данным переписи 1989 г. во всех республиках бывшего СССР проживало 6,8 млн. украинцев. Еще до недавнего времени представление украинской общественности о существовании вне Украиной на бескрайних просторах 1/6 части суши миллионов единокровных братьев стоял на нулевой отметке. Знание факта переселение на восток украинцев оставалось на периферии сознания общества.

СССР строго хранил тайны о сотни лагерей, переполненных бесправными узниками, об ужасных голодоморы, о выселении на чужбину целых народов. И среди заключенных и тех, кто находился в ссылке, украинская община была едва ли не самой многочисленной — около 40%.

В восточной диаспоре украинцы довольно быстро ассимилировались, сначала становились так называемым “русскоязычным населением”, а впоследствии переписывались на россиян.

Украинской диаспоре в республиках бывшего СССР выпала очень тяжелая судьба. На нее осуществлялся грубый авторитарный давление со стороны руководящих управленческих структур, господствовала политика повсеместной деукраинизации, что постоянно велась на государственном уровне, и неуклонная русификация.

Украинская диаспора в Российской империи была почти полностью крестьянский. Оставаясь в территориальных границах царской России, а затем Советского Союза, украинцы восточной диаспоры не были эмигрантами в традиционном понимании этого слова. С конца XIX в. переселение из Украины направлялись на Урал, а дальше — в Западной Сибири. Украинские поселенцы на востоке не создали организованного собственной жизни на новой территории. Связи Украины с этими поселениями были ограниченными, собственных организаций там не было. Царизм проводил откровенную асиміляторську политику.

Для развития Российской империи украинский грунт был едва ли не самый благоприятный. Она набирала отсюда человеческие ресурсы, разнообразное сырье и продовольствие, таланты и интеллектуальные ресурсы. Тем временем миллионы наших земляков погибли в тюрьмах, казематах, на безграничных просторах Сибири и Крайнего Севера. В 20-х годах XX ст. вместо добровольного индивидуального началось коллективное “организованное” переселение с широким привлечением демобилизованных красноармейцев. За 1924-1928 гг. из Украины было выслано 142 тысячи человек, которые поселились за ее пределами, преимущественно в восточных районах бывшего СССР. Это составило 24% от всех эмигрантов Советского Союза.

Исполинские депортации украинцев было осуществлено в советские концлагеря. 3 1920 по 1923 гг. в Сибирь ссылали украинских повстанцев, воинов Красной Украинской Галицкой Армии, махновцев, годом позже — священников УАПЦ, петлюровцев, деятелей вчерашних правительственных структур. Далее пришла очередь “нэпманов”, предпринимателей, членов украинских политических партий, “кулаков”. В 1928-1934 гг. украинцев приняли Соловки. Их массово уничтожали на строительстве Біломорсько-Балтийского канала. Они гибли на строительстве железных дорог Котлас-Ухта и Байкало-Амурськ. Перед войной в Гулаге насчитывалось 10-12 млн. связанных с Украиной узников.

Подробная информация о жизни и судьбе заключенных украинцев в Сибирь мало освещена в литературе. Но украинский писатель XX ст. Иван Багряный, который вынужден был последние годы своей жизни скитаться вдали от родины, в эмиграции написал роман “Тигролови” — едва ли не самую первую рассказ о сталинских концлагерях. В произведении встречается информация о причинах появления украинцев в Сибирь: “…профессор истории… преподавал историческую справку о первых каторжников Сибири, о первых политических ссыльных, что сложили здесь свои кости, и именно в этом Забайкалье, в этом строжайшем и найпонурішому закоулке Восточной Сибири… их было двое тех пионеров: первым был — бунтарь и “ізмєннік” — “малороссийский” гетман Демьян Многогрешный. Сумасшедший протопоп Аввакум… — этот раскольник был вторым… Это они были відкривателями и зачинателями той ужасной страницы… в эпопее невыразимых человеческих страданий на этой земле…” Также рассказывается о потомков Сера в советском Сибири: “Приехали сюда, какая страшная и дикая пуща была здесь! Чужая чужбина… А вишь, оббулися… И смотри — зажили же как потом! И пуще одолели, и край покорили, еще и залюднили. И привыкли, полюбили. А новые дети родились — это уже их родина… Теперь это городок Киевом называется… Во всех наших селах здешних, дома белены зокола, как на Украине. С нас за это все здесь смеялись, что, мол, сколько леса, а “хохлы” дома из глины лепят и белят. Здесь дома совсем такие, как на Украине, не раз и лучше, потому что на дощанім помосте и крытые в основном цинковой крышей. Прежде, до революции, здорово жили здесь наши люди… Здесь край труд любит и щедро вознаграждает ее. А народ наш рабочий… Трудились искренне, то и имели: хлеб сеяли, промышляли зверя, ходили с фурами в Маньчжурию и в Китай, копали золото, ловили рыбу, ловили зверя живьем… Это была наша вторая Украина, новая Украина, но счастливее. И названия наши люди подавали здесь свои, тоскуя иногда по родному краю: Киев, Черниговка, Украина, Катеринославка, Переяславка и т.п… Люди наши осели более рекам Уссури и Амур, где можно сеять хлеб… А потом пошло все кувырком… Пришла советская власть и все перевернула. “Старый Мороз разворачивал ужасающие картины… О колонны истощенных узников феврале на морозе… О обречен на медленную смерть люд, а особенно о силе-много “своих людей” земляков из той далекой Украины злополучной… О сверхчеловеческое терпение и труд каторжный… честных тружеников полтавских, екатеринославских, херсонских “кулаков”, “государственных воров”, судимых “за колоски”, да и всяких “врагов” — ученых, учителей, крестьян, рабочих…”

По данным переписи 1897 г. в Сибири проживало 223,3 тыс. украинцев. В 1926 г. украинская диаспора Сибири насчитывала 828 тыс. чел., то есть 9,5% от всех жителей данного региона.

Количество украинцев увеличивается в Сибири, особенно после сталинского “великого перелома”. На гибель туда их вывозили сотнями тысяч — от Урала и до Магадана. Значительное количество депортированы из Западной Украины, так называемых “бандеровцев” после 1944 г. Не все из них после отбытия 25-летних сроков вернулись домой: завели там семьи, приросли. А еще наши ребята ехали строить БАМ, осваивать месторождения полезных ископаемых в Тюмени, Якутии, Норильске.

В 1989 г. в Сибири жило свыше 860 тыс. украинцев, в Западной Сибири — 583,8 тыс. и в Восточной Сибири — 279,4 тыс. человек. Доля украинцев, которые считали родным языком украинский, составляла в 1989 г. в Западной Сибири — 52%, в Восточном — 48,5%. В местах, где украинские переселенцы появились относительно недавно (Тюменская обл., северные районы Красноярского края), эти показатели значительно выше и составляют 54-68%.

На значительной территории южной части Западной Сибири от юго-восточного Предуралье на западе и до предгорья Алтая на востоке расположен один из крупнейших в восточной диаспоре район расселения украинцев, который получил название Серого Клина. В его состав входят Омская, Томская и Новосибирская области и Алтайский край России. Здесь на площади 450 тыс. кв. км (данные 1989 г.) жило около 750 тыс. украинцев. По данным переписи 1926 г. украинцы составляли большинство этого населения. Этот район в послереволюционное время долго хранил украинские традиции.

Сотни тысяч украинцев проживает на территории современного Серого Клина. В частности, в Алтайском крае, самой восточной части Серого Клина, где в 1989 г. проживало 77 тысяч украинцев (3% от всего населения края).

Выбор за объект исследований населения Алтая объясняется рядом причин. Алтай, начиная с 1865 года, когда сюда было разрешено переселение крестьян из других губерний и до начала Первой мировой войны, был одним из основных регионов Сибири для поселения крестьян-переселенцев. Максимальных размеров эти переселения достигли в годы столыпинской аграрной реформы.

До отмены в 1861 году крепостного права Алтай был наиболее значительным промышленным районом Сибири. Это определяло и особенности состава населения. Большая часть его так или иначе обслуживала потребности кабінетського горнозаводского комплекса — ведущего центра по выработке серебра и свинца. Но после 1861 г. начался кризис горной промышленности, что привело к сокращению численности работников на рудниках и заводах, а также и к переориентации крестьян на аграрные занятия. Стоит отнести и волну крестьян-переселенцев. Из промышленного района, которым был Алтай в XVIII — первой половине XIX в. он эволюционировал в пореформенное время в аграрный.

Доля нездешних жителей на Алтае была очень высокой. Основная часть переселенцев из числа тех, что шли в Томскую губернию, направлялась туда как раз через Алтай. Следует отметить, что миграционные потоки шли в Томскую губернию с черноземных губерний Центральной России, включая Левобережной Украины (Харьковская и Черниговская губернии).

Стоит рассмотреть и национальный состав населения. На Алтае большинство составляли восточные славяне, то есть россияне, а также украинцы и белорусы, объединенные под общим названием в группе “русские”. Они составляли 92% от всего населения.

Очень трудно удалось выделить из состава “российских” украинцев. Алтай, особенно Барнаульский округ, к концу XIX в. стал одним из основных районов поселения украинцев в Сибирь. На 1897 г. украинская диаспора Сибири насчитывала 223274 чел., или 4,8 % от общего числа “русских”. Из них 50310 чел. проживало в Барнаульському округе (22,5% украинской диаспоры и 8,6% населения этого округа), 19250 чел. — в Зміїногорському округе (8,6% украинской диаспоры и 7,9% населения указанного округа). То есть более 30% украинцев Сибири проживало в двух округах Алтайского края. После россиян украинцы на Алтае по численности занимали вторую позицию.

В 20-х годах на территории Кулундинського степи преобладали украинцы. По данным переписи 1926 г. в Славгородському округе Алтайского края украинцы составили 203 тыс. чел. (50%), и 3/4 из них считали своим родным языком украинский. В Родинском районе в 20-е годы украинцев насчитывалось 65%.

Длительное направления союзного национальной политики к “новой исторической общности людей советского народа” привело к тому, что сибирские украинцы, лишенные церкви и школы, ассимилировались: среди 80 национальностей Алтая 28% украинцев назвали родным язык своей национальности.

Исследователи положения украинцев Алтая отмечают, что в Кулудинському, Благовещенском и других районах слышно украинский язык (только в государственных учреждениях, школах общаются на русском языке). Но никто не называет себя украинцем, а своим родным языком украинский.

Для большинства изданий по этнографии, истории, краеведения характерно, что о украинцев не пишут ничего. В “Сибирской Советской Энциклопедии”, увидевшей свет в 1929 г., сказано кратко: “Население Алтая делится на коренное — туземне и прийшле — российское”. Эта традиция — считать украинцев русскими — идет от дореволюционных времен, когда украинские земли называли “югом России”, а поселенцы из Полтавской, Черниговской, Харьковской и других Малороссийских губерний именовались в Сибири “рассейскими”, фактически служа интересам политики, в которой идеология имперской великодержавности была отредактирована на идеологию “новой исторической общности”.

Главным источником информации о внешнем мире в селах Алтая, да и для многих городских жителей, является телевидение. В 1991 г. прессу из Украины почти никто не выписывал, разве что “Перец”, “Малютка” и “Барвинок”. В сельских библиотеках де-не-де была одна украинская книга — “Кобзарь”, а то и ее не было, газет из Украины — никакой.

Нетрудно представить себе, что ждало украинцев восточной диаспоры, если бы не был провозглашен “Акт о независимости Украины” без заметных антагонизмов исчезновения. Ведь замалчивания и искажение украинской истории и культуры, школы, языка приобретало все более быстрых темпов.

Особенно украинизированной является Тюменская область. Здесь постоянно проживает более 600 тыс. наших земляков (по официальной статистике 260 тыс.), которые решающим образом влияют на развитие региона. Большое количество наших вахтовиков летала в Западной Сибири. Только в Новом Уренгое и его окрестностях проживает более 100 тыс. украинцев.

Среди 100-тысячного населения Ноябрьская 35% в настоящее время составляют украинцы. Построили город украинцы. Решением украинского правительства Сумской, Кременчугский и Купянский житлобудівні комбинаты были переоборудованы на изготовление жилищ для условий Севера. Освоение Тюменщини осуществляли тресты Укртюменьжитлбуд и Укртюменьшляхбуд.

Есть в Ноябрську Киевский микрорайон, дом культуры “Днепр”, кафе “Славутич”. Название магазина “Галич”, сооруженного галичанами, показалась националистической тогдашним местным чиновникам и ее сняли.

Медперсонал на месторождения Ноябрьская тоже прибыл с Украины и был сформирован на базе 4-й Харьковской больницы. В поезде строителей на Тюменщину из Украины прибыла библиотека.

Без украинских нефтяников и газовиков добыча топлива в Тюмени сократился бы по меньшей мере вдвое. Главным образом благодаря помощи и компетентности сыновей Украины, представители которой развязывали, в частности, проблемы глубокого бурения в сложных условиях. Россия может перекачивать топливо через нашу территорию за валюту на Запад в таких больших объемах. Именно украинские мастера добрались до тех горизонтов, где нефть и газ залегают на глубине более 5000метрів.

Для многих украинцев, которые переселились на Сибирские просторы из Донецкой, Хмельницкой, Ивано-франковской области и других областей, новую жизнь началось с такого письма: “… Комсомольская путевка. Товарищ такой-то, откликнувшись на призыв Коммунистической партии и советского правительства, изъявил желание принять участие в важной стройке пятилетки Тюменской области…”

Тюменская область в 70-х годах ХХ в. для большинства украинцев стала второй родиной. Именно тогда началась эйфория советской власти по освоению нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Большое количество украинских специалистов отправлялась на далекие земли в поисках лучшего заработка.

Город Сургут на первый взгляд ничем не отличается от типичного постсоветского города. Выделяется из всего сургутське населения. Новая история города начинается с тех времен, когда сюда начали прибывать на добычу нефти и газа работники со всего Советского Союза. По неофициальной статистике первое место по численности среди них занимают именно украинцы.

Об национальный подъем украинцев в городе помнят фактически все украинские жители Сургута. Произошло это в начале 90-х годов, когда на сцену местного концертного зала вышли львовские артисты в форме Украинской повстанческой армии. Зрители выкрикивали: “Бандеровцы приехали! Что сейчас будет!” Зазвучали песни, о которых испокон веков и до этого времени в советских краях ничего не знали. По окончанию выступления над головами сургутян начал развеиваться желто-голубой флаг. Тогда же и прозвучал призыв объединиться в организацию. Таким образом, в 1991 году в Сургуте был создан культурно-просветительское общество “Украинская семья”. Уже 10 лет в городе действует воскресная школа по изучению русского языка: около ста детей изучают основы украинской культуры.

По местному телевидению Сургута показывают украинскую телевизионную программу “Родовид”, ведущей которой является Олеся Пухальская.

В г. Новый Уренгой почти половина населения — украинцы. В этом городе есть акционерное общество “Полярная геофизическая экспедиция”. Большинство сотрудников этого общества — украинцы. Они занимаются исследованием новых газовых залежей, а начали приезжать сюда на заработки еще с 80-х годов. Геофизическая экспедиция — фактически настоящий город со своей кухней, баней, своим врачом. Работники живут в маленьких вагончиках, даже хлеб имеют испеченный здешними куховарами из Украины.

Это одно из тех городов, в котором немалую часть украинцев составляют потомки репрессированных в советские времена. Отправлять зажиточных крестьян, священников, представителей интеллигенции на эти земли начали сразу после 1917 года на строительство железной дороги Чум-Салехард-Игарка. Железную дорогу так и не достроили, однако на ее строительство отправляли десятки тысяч людей.

В 50-х годах принудительные репрессии прекратились и началось, инициированное советской властью, приглашение граждан на освоение Сибири. Каждый пятый житель Надыма в 45-тысячном городе — украинец. Более двух тысяч из них здесь работают вахтовым методом и до ныне.

Интересным для изучения и исследования являются быт, хозяйство и культура украинцев Западной Сибири. Украинцы, что переселялись в Сибири в основном из районов, где веками было развито земледелие во всех его формах, рассеивались в схожих по типу местностях. Украинцы, особенно с южноукраинских губерний, накопили ценный опыт выращивания и обработки разнообразных сортов пшеницы. Другими, кроме пшеницы и ржи, зерновыми культурами, которые играют значительную роль в жизни украинцев-сибиряков, были ячмень, овес, гречиха и горох. Большое значение в культуре украинских переселенцев имели традиционные для них технические культуры — лен и конопля, что давали техническую и пищевое масло, волокна. Выращивание подсолнечника и приготовления из них масла не приобрело масштабы, характерных для Украины, однако оно позволяло обеспечить потребности региона в этом продукте.

Важнейшим продуктом питания с конца XIX в. становится картофель. Производство этой культуры украинцами Сибири в этот период не вступило промышленного значения, но кроме пищевого использования картофеля, значительным достижением было ее применение в качестве основы свиноводства. То же касается технического свеклы. Украинское садоводство в данный период не получило должного развития.

Второй составляющей хозяйства сибирских украинцев было животноводство. Практически каждое хозяйство удерживало крупный рогатый скот и свиней, домашнюю птицу. В местах поселения украинцев рыболовство и охота не развилось до уровня крупных хозяйственных занятий. Огромные пространства, занятые цветущими злаками, своим видом побудили к развитию пчеловодства. Этот вид хозяйственной деятельности имел вспомогательное значение.

Поселения украинцев Западной Сибири мало, в основном, уличную застройку в отношении устойчивых форм. Дом (дом) — сначала однокамерное, потом двухкамерное и больше помещения относился вдоль улицы с обязательным размещением садика перед ним. Собственно дом имел каркасную конструкцию. Крыша — иногда покрывался соломой или тростником. Стены, потолок и печь — білилися, а печь, стены возле дверей и окон покрывались росписью. Двор имел Г-подобную (иногда — П-подобную форму, открытую сзади на огороды. Важным элементом двора была летняя кухня, обычно под легкой кровлей.

Следующим элементом культуры украинцев является одежда. Украинский традиционный костюм конечно был перенесен на Сибирскую землю. Основным обувью крестьян были кожаные постолы, более состоятельные носили сапоги и низкое кожаную обувь. Верхний крестьянскую одежду украинцы шили из домотканого сукна. Зимой носили кожухи. Шили одежду из тканей домашнего производства. Комплекс одежды включал рубашку и брюки — у мужчин, юбку и рубашку — у женщин. Рубашка или верхнюю одежду підперізувалась поясами, ткаными на специальных станках. Головные уборы мужчин — традиционные смушеві шапки и папахи. В середине 60-х годов XX в. на смену традиционным женским головным уборам пришли платки и шали. Меньше всего претерпела изменений традиционная украинская кухня. Основой пищевого рациона украинцев в Сибирь были крупы, а также разнообразные мучные блюда. Ведущую роль в нем играла и картофель. Большое значение украинские крестьяне предоставляли салу. Его солили, причем с добавлением большого количества чеснока. Соленое сало и жир использовали как приправу для борщей, каш, картофеля и других блюд. Мясо солили редко, потому что сибирский климат позволял длительное время сохранять его замороженным. Мясо и колбасы коптили, но копчености были исключительно праздничным продуктом. Из молочных продуктов производили сыр и сливочное масло. Продажи масла, экспортируемого из Сибири в Европейскую Россию и за рубеж, был выгодным делом. Среди многочисленных напитков, изготавливаемых украинцами, необходимо отметить кисель, разнообразные квасы, ягодно-травяные настои, отвары. Из хмельных — пиво и медовуху.

Настоящим культурным праздником для Сургута стало открытие Украинского культурного центра. Уют вместе с украинской самобытностью встречает фактически с порога помещения Центра, где стоит памятник украинскому варенику. Приятной неожиданностью для гостей Сургута станет украинская “Кофейня”. Здесь вас угостит вкусным кофе с пирожками хозяйка в украинском наряде. В городе Надым при местном Доме культуры работает украинский клуб “Источник”, где на праздники собирается полсотни наших земляков. Они организуют творческие вечера, поют родные песни, читают украинскую поэзию.

В последние годы, когда национальное самосознание украинского народа начала возрождаться, а историческая память его восстанавливается, заметно возрос интерес у широкого круга нашего государства к жизни украинцев за рубежом, их общественно-политической деятельности, достижений в области экономики, науки, культуры, искусства, литературы, образования. В то же время значительно расширяются взаимные культурные, научные, деловые, а также туристические контакты жителей Украины с ее зарубежными сыновьями и дочерьми. Все больший акцент делается на приоритете в связях с зарубежными украинцами, с украинскими гражданами на территории бывшего СССР. Все свидетельствует о том, что Украина повернулась лицом к своим детям за рубежом. Сейчас, как никогда, украинцам во всех уголках земного шара необходимо укреплять национальные связи. Ведь только вместе возможно построить богатую, процветающую, развитое государство, которое займет должное место среди ведущих стран мира.

3. Экономическая деятельность украинских эмигрантов

Феномен украинской диаспоры как части мирового украинства является уникальным явлением нашей культуры, нашей истории. Массовые переселения украинцев за границу начинаются во второй половине — конце XIX ст. Принято выделять 4 волны украинской эмиграции.

Первая волна начинается с последней четверти XIX в. и продолжается до начала Первой мировой войны. Массовая трудовая эмиграция в США началась в 1877 году, в Бразилии — в 1880-е годы, в Канаду — с 1891 года, в Российской Сибири — после революции 1905-1907 гг. Выезжали и до Аргентины, Австралии, Новой Зеландии, на Гавайские острова. Эту эмиграцию повлекли аграрная перенаселенность некоторых украинских территорий, тиски экономических и социальных и политических гонений, национальный гнет со стороны австро-венгерской и российской монархии.

Вторая волна эмиграции украинцев охватывала период между 1 и 2 мировыми войнами в ХХ в. и была вызвана сочетанием социально-экономических и политических причин. Эмигрировали в основном те украинцы, которые с оружием в руках боролись против советской власти, поддерживали Центральную Раду, Директорию, Гетманат. Это были крупные и средние землевладельцы, торговцы, служащие, священнослужители, интеллигенция, солдаты и казаки украинских военных соединений. Они выезжали в Польше, Чехословакии, Австрии, Румынии, Болгарии, Германии, Франции, США и Канады.

Третья волна эмиграции вызвана главным образом политическими мотивами и началась в конце Второй мировой войны. В большей степени это репатрианты из английской, американской, французской оккупационных зон. Самыми многочисленными среди них были бывшие военнопленные, которых сталінсько-беріївський режим считал предателями. Существенную часть перемещенных лиц составляли люди, силой забраны на работы в Германию. Были здесь также, конечно, и те, кто откровенно исповедовал антисоветские взгляды. Большинство эмигрантов этой волны осела в США, Великобритании, Австралии, Бразилии, Аргентине, Франции.

Четвертая волна — так называемая «заробитчанская» — началась в 1990-х годах. Ее главные причины — экономическая трудности переходного периода в Украине. Некоторые исследователи отмечают умышленном создании безработицы, главным образом — в Западной Украине. В результате этого на временную работу в страны Европы, Америки и в Россию выехало около 7-8 млн. человек. Часть из них, наверное, уже не вернется в Украину.

Вот такая краткая история формирования нашего зарубежного украинства. По оценке директора Института исследований диаспоры (Киев) Игоря Винниченко на 2001 г. за пределами Украины проживало 10-13 млн. украинцев.

Вследствие того, что за пределы собственной страны вынуждена была выезжать под давлением экономических, политических и военных обстоятельств активная часть нации, а также вследствие отсутствия полноценного Украинского государства на этнических землях украинцев, в новых странах поселения за рубежом украинство продолжал и развивал национальные государственные (УНР), политические (практически весь спектр политических партий в диаспоре), общественные, культурные, научные, духовные институты. Для украинской диаспоры одной из самых высоких социокультурных ценностей стала цель восстановления полноценного Украинского государства.

Украинская диаспора Америки чрезвычайно сильно организована. С 1893 г. в США выходит одна из «старейших» газет — «Свобода» (ныне — еженедельник). Сегодня в США работают многочисленные украинские СМИ, издательства, музеи, архивы, церкви, школы украиноведения.

В 1915 г. создана Федерация Украинцев Америки, которая уже в 1916 г. была принята в Конгрессе и президентом США. Здесь действует ряд известных организаций украинцев зарубежья, в частности «Украинский Народный Союз», «Украинский Конгрессовый Комитет Америки», «Злучений Украинско-Американский Допомоговий Комитет», «Научное Общество им. Шевченко в Америке», «Украинская Свободная Академия Наук», молодежные, ветеранские, профессиональные (напр., врачей, инженеров, историков) организации.

В 1964 г. в столице США м. Вашингтон открыто памятник Т. Шевченко. Открыл монумент президент Д. Айзенгауер. Ряд университетов в США имеют кафедры украинского языка, украиноведения: Гарвардский, Пенсильванский, Колумбийский, Калифорнийский, Иллинойский (Урбана-Шампейн) и 20 колледжей страны.

Процессы украинского национально-культурного возрождения, которые активно начались в 1988-89 гг. в Украине, стали для зарубежного украинства долгожданным моментом реализации самых высоких мечтаний. В настоящее время по всему миру в странах пребывания украинцев активизируются уже давно существующие и возникают новые общественные организации, которые ставят своей целью поддержку и развитие демократических процессов на старой Родине-Украине.

В США действует украинская организация — Общество Украинского Языка Чикаго (ТУМ-Чикаго), 15 лет деятельности которого мы отметили в 2005 году.

Использованная литература:

1.         Беба П. Привет от украинцев Тюмени // Правительственный курьер. — 2000. — 20 мая. — С. 6-7.

2.         Зубалій О., Лановик Бы. История украинской диаспоры. — К., 1998. — 148 с.

3.         Ковальчук В. “Переселение крестьян украинских губерний Российской империи (вторая пол. XIX — нач. XX вв.)” Киев-Чикаго. — 1992. — С. 30-32.

4.         Поклад Н. Конференция украинских земляков Сибири // Народное творчество и этнография. — 1992. — № 4. — С. 82-83.

5.         Сашук А. Украинцы в Тюмени. Ростки ивовой ветки // Правительственный курьер — 2000 — 19 февраля. — С. 8-9.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий