Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации

Дата: 21.05.2016

		

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и
человека «Дубна»

Реферат

по дисциплине: Социология

тема: Стратегическая политика развития малого
бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации

Дубна, 2009

Введение

Данная
статья Н.М. Кузнецовой, а именно, «Стратегическая политика развития малого
бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской
Федерации», была опубликована в научно-образовательном издании
«Социально-гуманитарные знания» в 2007 году. В ней автор выявляет условия и
факторы развития предприятий малого бизнеса и разрабатывает механизма повышения
эффективности их функционирования в регионе и стране в целом. Для достижения
целей работы Кузнецова ставила перед собой следующие задачи:


выделить
систему факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на эффективное развитие
малых предприятий;


разработать методику анализа факторов, определяющих перспективы
развития малых предприятий в регионе, с учетом оценки
влияния внутренней и внешней среды;


предложить механизм эффективного взаимодействия органов региональной власти и
субъектов малого бизнеса в институционально благоприятных
условиях.

1.
Развитие малого бизнеса в России

В общем, современная Россия
достигла определенных успехов в развитии малого предпринимательства, но пока, к
сожалению, такой сектор экономики, как малый бизнес, не оказывает существенного
влияния на экономическое и социальное развитие общества. Во-первых, это связано
с тем, что «отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об
их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы
роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем
общества, неадекватна тем задачам, которые стоят перед экономикой страны» [c.172.].

В настоящее время определяющей
сферой приложения интересов малого бизнеса являются торговля и общественное
питание. Так, по данным Управления статистики по Волгоградской области, на ее
территории функционируют 13,8 тыс. малых предприятий, на которых трудятся 128
тыс. человек. Из них 6,8 тыс. предприятий – в торговле и общественном питании,
что составляет 49% от общего числа хозяйствующих субъектов малого бизнеса, и
соответственно 43,5 тыс. человек или 34% от всей численности работников малого
бизнеса.

«Экономический (объем услуг) и
социальный (занятость) эффект малых предприятий сферы торговли и общественного
питания в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу»
[с.172.]. Так в Волгоградской области объем произведенной продукции на одно
малое предприятие составил 1,7 млн. руб., а по предприятиям торговли – 0,8 млн.
руб., соответственно занятость по малому бизнесу в расчете на одно предприятие
составила 9,2 человека, а в торговле – 6,3 человека. Подобное положение
возникло вследствие того, что существует множество предприятий
непроизводственного профиля, что, в свою очередь, связано с более легким
получением прибыли, по сравнению с другими отраслями. Также причиной служит
высокий уровень конкуренции, которая вынуждает держать под жестким контролем
цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, которые специализируются на
торговле импортными продуктами, находятся в зависимости от динамики курса
доллара и евро по отношению к рублю.

В промышленности и строительстве
малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К примеру, в Волгоградской
области общее количество строительных и промышленных предприятий в 4 раза
меньше количества предприятий торговли и общественного питания. По числу
занятых их отставание меньше: в строительстве в 1,3 раза, а в промышленности в
2,1 раза; по доле в общем объеме произведенной продукции они превосходят
предприятия торговли и общественного питания: в строительстве – в 2,3 раза, а в
промышленности – в 1,1 раза. Экономический эффект на одно предприятие в
строительстве и промышленности выше, а социальный практически на том же уровне,
что и в торговле и общественном питании. Также необходимо отметить, что
отраслевая структура малого бизнеса, как в Волгоградской области, так и по
России в целом свидетельствует о его преимущественном развитии в торговле,
строительстве и общественном питании.

Что касается сферы материального
производства, в ней малый бизнес проявляется в пищевой промышленности
(например, производство полуфабрикатов, выпечка, фасовка и другие несложные в
технологическом плане производства), производстве бытовых приборов, узлов
(домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда, а также в
деревообработке и деревопроизводстве.

2. Инновационная
деятельность в малом бизнесе

Из-за конкуренции во всех областях
экономики на региональном рынке предприниматели проявляют большой интерес к
инновационной деятельности. Они понимают, что инновационный продукт очень важен
экономически, но роль малого бизнеса в финансировании разработок и исследований
пока, к сожалению, невелика. «Во многом это объясняется нестабильностью
социально-экономической ситуации в стране, деформированностью рыночных
отношении, несовершенством механизмов их регулирования, неразвитостью
механизмов взаимодействия государства и предпринимательства» [с.174.]. Также
важными проблемами являются отсутствие какой-либо защиты или поддержки
отечественного предпринимательства со стороны государства, серьезный разрыв в
доходах между сферой материального производства и финансовой сферой, а также
недостаточность страхования предпринимательских рисков.

Автор считает, что особым
направлением инновационной политики государства должна стать поддержка малого
инновационного бизнеса. К примеру, опыт США и других стран подтверждает
эффективность этой формы организации инновационной деятельности. По мнению В.Ж.
Келле[1],
такая форма может сыграть свою роль не только в распределении бюджетных
средств, но и в оценке и развитии различных организационных структур поддержки
малого инновационного бизнеса, которые получили большое распространение в мире.
К таким структурам, например, относятся ИТЦ, технопарки и технополисы, то есть
территории, на которых существуют специальные льготные условия для разработки и
реализации нововведений, а также для соединения научно-технической и
производственной сфер. Формирование и существование таких структур имеет
большое значение для создания в стране эффективно функционирующей инновационной
системы.

3. Проблема
гармонизации интересов в развитии малого бизнеса

малый бизнес
предпринимательство инновационный

Также не стоит забывать о
проблемах, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса. В первую
очередь, эффективность производственного малого бизнеса зависит от
согласованности интересов предпринимателей и власти. Для ее достижения
необходимо структурировать собственные интересы, выявить приоритеты и
согласовать свои действия друг с другом. В этом случае общая цель будет
достигнута.

Каждому из субъектов в рыночной
экономике присущи собственные интересы, как правило, не совпадающие с
интересами других хозяйствующих субъектов. «Проблема соотношения частных и
государственных экономических интересов наиболее сложна и предполагает
воздействие государства на регулирование экономических отношений» [с.175.].
Разные экономисты по-разному смотрят на взаимоотношения частных и
государственных экономических интересов. К примеру, А. Смит считал, что в
соответствие все частные и государственные интересы приводит рынок своей
«невидимой рукой». То есть каждый предприниматель сам принимает решение, что,
когда и для кого производить, но в результате, его экономическое поведение
контролирует рынок, не позволяющий возобладать частным интересам над
общественными. Также есть точка зрения, что государственные интересы являются
определяющими, но в то же время, они не противоречат частным интересам. Общим
для этих точек зрения является то, что ведущим интересом выступает
материальный, то есть получение денежного дохода обуславливает экономическое
поведение всех субъектов и определяет покупательную способность граждан.

Итак, в результате можно сказать,
что данная проблема гармонизации интересов предпринимателей, государства и
общества в России очень серьезна, и сложность ее решения заключается в
психологии человека и его приверженности либо к материальным ценностям, либо к
духовным. «Существует общность интересов государства и цивилизованных предпринимателей,
которая заключается в создании высокоэффективной экономики, в политической и
социальной стабильности общества, в укреплении позиций России в мировой
экономике. Объективной предпосылкой гармонизации интересов должно стать
взаимовыгодное сотрудничество государства и предпринимателей» [с.175.].

Данная проблема относится к числу
организационно-управленческих задач в сфере экономики. Поэтому пути ее решения
стоит искать в области управления экономикой. К сожалению, в наше время в
России нет эффективной системы планирования развития производственного
предпринимательства на макро-микро-мезоэкономическом уровне[2],
полной и точной информационной базы, стратегии развития сферы материального
производства. Однако без решения данной рассматриваемой проблемы гармонизации
повышение экономической эффективности предпринимательства невозможно.

В Конституции Российской Федерации
(ст.7) провозглашается, что Россия – социальное государство, а социальное
государство должно находить оптимальный баланс между возможностями рыночного
саморегулированием экономики и государственным воздействием на уровни
хозяйственной свободы.

4. Формирование
предпринимательской среды

Формирование предпринимательской
среды – один из важнейших факторов создания рыночных отношений. Эта среда
должна обеспечивать эффективное функционирование многоуровневой системы
предпринимательства. В результате их взаимодействия выполняется основная
функция предпринимательской системы, а именно производство и реализация товаров
и услуг, с увеличением при этом ВВП и укреплением экономики страны в целом.

Функционируя в структуре
предпринимательской системы, каждый предприниматель стремится максимизировать
свою прибыль, потому что его материальное состояние напрямую зависит от его
доходов. В то же время, получая прибыль для себя, он производит другие товары и
услуги, необходимые для общества, создает новые рынки, предоставляет новые и
поддерживает старые рабочие места, является покупателем товаров и услуг,
созданных другими предпринимателями, и платит соответствующие налоги. То есть
можно выявить такую зависимость: чем больше в стране предпринимателей, которые
стремятся извлечь выгоду и извлекают ее с помощью инноваций, тем богаче
общество.

5. Стратегическая
политика государства

Государственные органы должны
учитывать значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства и
проводить стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса,
опираясь при этом на мировой и российский опыт промышленного
предпринимательства. «Основами функционирования производственного малого
бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования;
непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных
предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая
повышение эффективности предпринимательской деятельности» [с.177.].

Под стратегической политикой
развития малого производственного бизнеса подразумевается осуществление
мероприятий по его поддержке и развитию на общегосударственном, региональном и
местном уровнях. Н.М. Кузнецова считает, что данные мероприятия должны включать
в себя анализ состояния внешней среды, оценки потенциала развития малого
бизнеса в сфере производства, выбор приоритетных целей развития и т.д.
Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует создания
благоприятных внешних условий для его функционирования в настоящее время и в
будущем , что предполагает достижение наилучших результатов в соответствии с
целями и задачами страны, регионов, а также малого и крупного бизнеса.

Методы достижения устойчивого
развития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектам
воздействия на следующие группы:


ресурсная база с целью расширения возможностей бизнеса;


формирование и активизация потенциального рынка товаров и услуг;


условия функционирования с целью снижения влияния негативных факторов;


создание инфраструктуры с целью обеспечения комплексности и эффективности.

«Выбор
средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его
реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием
ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и
местных органов власти» [с.177.]. Эффективное регулирование бизнеса должно
осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией подсистем.
На уровне государственного регулирования это:


установление приоритетных целей и задач;


распределение финансовых ресурсов между регионами;


создание благоприятных условий для развития малого бизнеса на всех уровнях
государственного управления.

Основные
параметры регулирования на региональном уровне следующие:


конкретизация общегосударственных целей относительно данного региона;


установление приоритетных целей и задач;


формирование потенциала развития производственного малого бизнеса с помощью
мобилизации всех ресурсов региона;


распределение ресурсов между предпринимательскими подсистемами;


создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов и
факторов, которые определяют эффективность функционирования производственных
структур малого бизнеса.

На
местном уровне регулирование имеет некоторые особенности, которые обусловлены
природой местного самоуправления, степенью урбанизации района и т.д. К такому
регулированию относятся:


установление приоритетны целей и задач развития муниципальной экономики в сфере
производственного малого бизнеса;


распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса;


стимулирование деловой и инвестиционной активности для развития муниципальных
предприятий и территориально-производственных комплексов;


создание благоприятных условий для развития структур производственного малого
бизнеса.

В
системе структур малого бизнеса происходят модернизация и различные
инновационные процессы. Они являются основой стратегии прогрессивной
промышленной политики, которая формируется на основе исторического опыта
индустриального развития. Исследование существующей системы малого бизнеса
позволяет оценить сложившиеся социально-экономические условия его
функционирования, что в свою очередь обеспечивает возможность формирования
стратегии развития структур малого бизнеса.

Заключение

Кузнецова
рассуждает о том, что существует общие интересы государства и цивилизованных
предпринимателей, которые заключаются в создании высокоэффективной экономики, и
действительно, государство нуждается в высокоразвитом цивилизованном
производственном предпринимательстве, способном обеспечить процветание России и
укрепить наше государство, а предприниматели нуждаются в сильном государстве,
способном создать благоприятную макросреду для эффективного функционирования
предпринимательских структур и наиболее полной реализации предпринимательских
способностей, защитить свободу предпринимательской деятельности, в том числе и
на мировом рынке.

Одним
из доминирующих факторов развития малого бизнеса является уровень его
инфраструктурного обеспечения, определяемый качеством финансовых, кредитных,
страховых, информационных и других деловых услуг. Повышение в них деловой
активности способствует переходу малого бизнеса в стране на интенсивный путь
развития, являющийся необходимым условием инновационного самообновления
экономики страны.

Формирование
механизма эффективного взаимодействия органов региональной власти и малого
бизнеса, направленного на стимулирование его развития, предполагает
моделирование эффективных структур организации малых предприятий, которые
позволяют им с меньшими затратами осваивать производство новых товаров и услуг,
оптимизировать издержки и успешно продвигать свою продукцию на рынок.

Реализация
данного подхода связана с достижением перспективных целей экономического
развития страны и улучшением качества жизни населения.

Теоретическая
и практическая значимость статьи определяется актуальностью поставленных в ней
задач и состоит в возможности применения выводов, сделанных в статье, при
выработке оптимальной экономической политики региона или страны,
совершенствования методов государственного регулирования и механизмов
саморазвития предприятий малого бизнеса.


[1] См.: Келле В.Ж. Инновационная
система России: формирование и функционирование. М, 2003, с. 106.

[2] См.: Иншаков О.В., О стратегии
развития Южного макрорегиона России (методологические и методологические
проблемы формирования). Волгоград, 2003, с. 96.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий