Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Дата: 21.05.2016

		

Государственное
образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Российская
таможенная академия»

Ростовский
филиал

Кафедра
экономической теории

Курсовая
работа

по
дисциплине «Экономическая теория»

на
тему:

«Специфические
особенности малого и среднего бизнеса и их место
в развитии рыночных отношений»

Выполнил:
студент 1 курса

Факультета
таможенного дела

Димогло
Н.В.

Руководитель:
к.э.н., доцент

Рябошапка
А.И.

Ростов-на-Дону, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Предпринимательство:
сущность, функции и виды

1.1 Понятие
предпринимательство и его основные мотивы и цели

1.2 Предпринимательство
— стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса

1.3 Основные виды
предпринимательской деятельности

2.Малый и средний
бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

2.1 Малые и средние
предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия

2.2 Классификация фирм
по размеру и юридической форме

2.3 Государственная
поддержка: мировой опыт и особенности в России

Заключение

Список использованных
источников

Приложение А — основные
виды предпринимательской деятельности

Приложение Б —
количественные характеристики (сводные данные)

Приложение В —
количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне
— крупные, средние и средне – малые

Приложение Г-
классификация фирм

Приложение Д
-классификация фирм по размеру в Германии

Введение

В настоящее время полным ходом идет развитие
рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили
необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности,
предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически
выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых
рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса
национальной валюты, а также это приносит реальные деньги. Развитие малого
бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так
как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как
для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие
малого и среднего бизнеса введет к устойчивому развитию экономики, а также
обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее
актуальной в нашей современной жизни.

Также, говоря о роли малого бизнеса в современных
условиях, следует подчеркнуть, что он органично включается в хозяйственную
структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль
его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт
развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат
стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых
предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести
отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть
мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную, через
систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании
являются клиентами малых фирм, а последние поставщиками для больших. Наконец,
многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять
особые нужды клиентов.

Степень изученности данной темы
достаточно высока, так как многие исследователи и ученые, как отечественные,
так и зарубежные, в настоящее время видят необходимость более детального и
глубокого ее рассмотрения. Исследованием малого и среднего предпринимательства,
занимались такие ученые, как: Адам Смит, А. Маршал, К.
Бодо, Ф. Найт, Кантильон и др.

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить
специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.

Задачи курсовой работы:

1. 
Характеристика
предпринимательской деятельности.

2. 
Исследование
специфики малого и среднего бизнеса.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка источников, а также приложений. В первой главе работы
я предлагаю рассмотреть процесс предпринимательства, а также выделить его
основные формы и цели. Во второй части ознакомиться с развитием и сущностью малого
и среднего бизнеса и отметить роль государства в их развитии. В заключении
даются выводы, обобщаются факты.

1.Предпринимательство:
сущность, функции и виды

1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы
и цели

В римском праве «предпринимательство»
рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под
предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное
строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в
нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней
торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло,
путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь
в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком)
на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя
выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был
вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также
относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это
понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и
строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь
руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему
финансовые, материальные и торговые ресурсы.

В качестве научного термина понятие
«предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII
века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а
под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с
тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают
по определенной цене, а продают по неизвестной[5,c.102][1].

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает,
что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной
информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что
предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и
капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль –
цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание
уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый
желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

На сегодняшний день предпринимательство — это
инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск
наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью
извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство
неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство
хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь
дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не
является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда
превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство
для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Являясь общественной по своему характеру,
предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных
потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из
благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес —
побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в
виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает
таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования
факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на
капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В
реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме
экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации
предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

Целью предпринимательской активности является
производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и
который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над
расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского
решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого
предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение прибыли свойственно не только
предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи
важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как
предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от
инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов
организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под
предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход,
доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его
природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать
факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь
идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке)
складывается как бы из двух элементов:

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью
делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве
предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения
за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.[12, c.117][2]

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя
максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно
подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением
иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных
признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса.
Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон,
участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в
терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не
реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной
ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит
к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры,
будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение
лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

1.2 Предпринимательство
— стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса

Современные экономисты практически отождествляют
понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою
очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни
базирующееся на иных принципах организации дела.

Одним из важнейших стратегических факторов
устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня
жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного
предпринимательства во всех сферах и отраслях производства, на каждом
предприятии и в их объединениях.

В странах рыночной экономики предпринимательство
получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм
организаций. Основную часть предпринимательства составляет малый и средний
бизнес. В США, например, их насчитывается свыше 16
млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года.
Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность,
некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно
превышает число прекративших свою деятельность.[11.c.526][3]

Мелким и средним предприятиям
свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и
быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс
мелких предприятий — простота управления. Мелкие предприятия социально защищены
своеобразным «семейным» климатом.

Но у мелких предприятий есть и свои
проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для
финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие
стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры.
К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких
предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные
льготы работникам. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

Основной задачей предпринимателя является управление
предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов,
организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также
ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает
не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном
хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие
предпринимательству функциональные признаки.

Итак, современное предпринимательство —
это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует
«скелет» всей производственной системы, а мелкое производство — «мягкие и
гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.

Для экономического развития необходимо наличие массы
предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями,
профессионализмом, соответствующим опытом. Именно предпринимательский доход
является важнейшим внутренним источником развития экономики, и вследствие этого
подлинные предприниматели являются той производительной силой, которая
превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.

1.3 Основные виды предпринимательской деятельности

В зависимости от содержания и направленности
предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения
конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными
стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства
(приложение А):

производственное;

коммерческо-торговое;

финансово-кредитное;

посредническое;

страховое.

Производственное предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным,
если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве
факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы,
информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи)
потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство включает выпуск
промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического
назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и
пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство
информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова
производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта,
необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или
обмененным на другие товары.

Между тем, именно производственное
предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечить
стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному,
устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное
предпринимательство.

Коммерческое (торговое)
предпринимательство.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в
сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на
другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое
предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства
несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает
непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные
им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового
предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и
розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство охватывает все виды
деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на
деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого
предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем
оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в
производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Сфера официального коммерческого предпринимательства
— магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые
базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых
предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого
предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое
дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство — это особая форма
коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи
выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные
бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или
предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько
продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая
сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и
обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги,
иностранную валюту, ценные бумаги.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит
в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в
виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за
определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные
денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную
сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате
чего образуется предпринимательская прибыль.

 Посредническое предпринимательство.

Посредничеством называют предпринимательство, в
котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в
роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-
денежных операциях.

Посредник — это лицо (юридическое или физическое),
представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не
являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность
самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей
или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на
рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры,
дистрибьютеры, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные
организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в
значительной мере рисковой, поэтому предприниматель — посредник устанавливает в
договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических
операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника
— соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть
основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из
этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход,
прибыль.

 Страховое предпринимательство.

Страховое предпринимательство заключается в том, что
предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует
страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери
имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную
плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что
предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при
определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких
обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский
доход.

Страховое предпринимательство является одной из
наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой
предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям
(организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную
компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из
условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

2.Малый и средний
бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и
«нишевая» стратегия

Малые и средние предприятия —
это не организационно-правовая форма, термин «малое» или «среднее»
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым или средним являются численность работающих и доля государственной,
муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном
капитале этих предприятий.

В ряде научных работ под малым бизнесом
понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на
основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число
показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого
предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми
критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах
определяющим критерием является численность работников за отчетный период. В
последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно
менялись в соответствии с принятием новых законов о малом
предпринимательстве.[11,c.456][4]

В РФ такие изменения были в 1990 г., в
1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,
субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных
фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим
лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых
средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных
уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на
транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно
технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной
торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и
при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Термины «среднее предпринимательство» и «среднее
предприятие» часто встречаются в экономической литературе, выступлениях
представителей всех политических партий, в публикациях СМИ.

С ростом интереса к малому и среднему
предпринимательству появляются исследования, изучающие среду СП. И первая
проблема, с которой сталкиваются исследователи, критерии, определяющие средний
бизнес и отделяющие его от малого. Различие подходов к определению СП приводит
к тому, что полученные данные носят фрагментарный характер и не могут быть
объединены и изучены в едином ключе.

В итоге для выделения среднего бизнеса используются
два подхода: количественный (строго формализованный) и качественный
(построенный на неформализуемых, но значимых параметрах). В целях более
строгого анализа мы, прежде всего, ориентируемся на количественные данные
(приложения Б, В).

Количественные критерии используются для проведения
статических замеров, разработки государственных программ поддержки малых и
средних компаний, определения уровня налогообложения, проведения сравнительных
исследований по отраслям. В Европе реализуется проект по выработке единой
системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализа
на межрегиональном и международном уровнях. Тем не менее, в странах ЕС и в США
параллельно используются собственные национальные подходы к определению СП. Под
компаниями среднего бизнеса понимаются компании, имеющие численность занятых до
500 человек с годовым доходом от 10 до 80 млн. долл. США.

Среднее компании рассматриваются в качестве
генераторов инновационных решений, которые могут быть отработаны на небольшом
по масштабам производстве, после чего будут востребованы крупными корпорациями.
Подчеркивается ключевая роль среднего и малого бизнеса в решении комплекса
социальных проблем, в том числе борьбе с бедностью.

Средние предприятия и их «нишевая» стратегия.

Оставаясь небольшой по
размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной
продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Смысл этой стратегии,
используемой не только средними компаниями, состоит в сосредоточении усилий на
пользующейся именно ограниченным спросом продукции.

Если бы рынок соответствующих
товаров был значительным, все преимущества оказались бы на стороне крупнейших
производителей. Небольшую же рыночную нишу способна заполнить товарами в
масштабах страны, а то и всего мира даже скромная по размерам фирма.

Средняя американская компания
«Грейт лейк кемикалз» является крупнейшим в мире производителем брома. А мелкая
норвежская фирма КаМеВа удовлетворяет 30% мировой потребности в гребных винтах
для роенных кораблей. Подобных примеров можно привести очень много. Не каждая
патентная фирма является мировым лидером, но любая имеет весьма
специализированный конек, сферу, в которой ее позиции очень сильна.

Что заставляет патентов столь
узко ограничивать свою производственную программу?

Прежде всего, конечно,
стремление уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями своей
отрасли. Борьба с гигантами в производстве стандартной продукции заведомо
обречена на провал: именно о выпуске массовых товаров эффективно крупное
производство. Однако в учете специальных запросов потребителя преимущества на
стороне той фирмы, которая посвятила свою деятельность их изучению и
удовлетворению. И здесь роли меняются.

Трудно представить себе,
скажем, металлургический или металлообрабатывающий концерн, который бы активно
занимался поиском наилучшего варианта режущих цепей для электропил. Ясно, что в
общем оборот концерна на эти цепи придутся лишь тысячные, если не миллионные,
доли процента. Между тем средняя фирма «Омарк» (США) только режущими цепями и
занимается, являясь всемирно пригнанным лидером в этой области. Не надо быть
экспертом, чтобы понять, чьей продукции отдадут предпочтение лесорубы при
поиске наилучших орудий для тяжелого и опасного труда на лесоповале.

Найти (или создать)
собственную нишу весьма трудно. Несложные изделия попутно производятся фирмами
общего профиля. Особые запросы отдельных групп потребителей учитываются с
помощью модификаций серийной продукции. Слишком специфические заказы (своего
рода прихоти отдельных клиентов) не создают устойчивого рынка. Вот почему
формирование ниши представляет собой целое искусство.

Следует привести советы,
которые дает Р. Кан владельцам средних фирм:

«Сегментируй рынок.
Подразделяй его по отдельным товарам, потребителям, ценам, качеству, маркам,
способам сбыта, географии, сервису и т. д. Обязательно сделай что-нибудь, чтобы
сегментировать его!

Отличайся от других. Сделай
свою фирму совершенно непохожей на конкурентов. Стремись к оригинальности.
Добивайся различий в каждом функциональном аспекте, влияющем на покупателя».

По мере того как фирма
накапливает опыт и концентрирует ресурсы в „избранной» узкой области, ниша
все более надежно защищает ее от вторжения конкурентов. Однако параллельно
нарастает опасность другого рода. Патенты, технология, специализированная
сбытовая сеть — все это и многое другое, чем владеет компания, имеет цену лишь
до тех пор, пока существует та особая рыночная потребность, на удовлетворение
которой они ориентированы.

Патиент становится заложником
рыночной ниши, которую занял или сам создал. До тех пор пока она существует, он
обладает массой преимуществ. Стоит ей исчезнуть — и для патиента это окончится
катастрофой. Слишком много средств вложено в узкую область, а изменение
производственного профиля почти невозможно.

Если взглянуть на эту ситуацию
с более широких общеэкономических позиций, то видна связь функций
специализированных фирм на рынке и их судьбы. Своим возникновением они обязаны
сложности и многообразию экономических потребностей, в том числе существованию
редких и нетипичных, но от этого не менее важных. Приспособившиеся к их
удовлетворению фирмы процветают, но одновременно теряют гибкость и способность
менять род деятельности.

Примером удачной нишевой
специализации может служить западногерманский электротехнический концерн
«Роберт Бош». Его бурный рост в послевоенный период практически не встретил
противодействия лидеров отрасли, поскольку он производил не электротехнику
вообще, а электротехнику для автомобилей. Такая специализация и первоначально
небольшие размеры рынка служили концерну надежной защитой.[3, c.218][5]

2.2 Классификация фирм по
размеру и юридической форме

Фирмы различаются по размерам, географии
деятельности, числу стадий производственного процесса, в которых они участвуют,
степени дифференциации и характеру собственности, видам деятельности и
организационным формам (приложение Г). Далее речь пойдет о видах фирм по
размеру и по организационно-правовой форме.

Виды фирм по размеру.

Размер фирмы может оцениваться по оному или
нескольким критериям: численности работников, объему используемого капитала,
величине активов, масштабам продаж.

В соответствии с критерием численности США, например
,выделяют четыре категории фирм: очень мелкие – до 20 человек, мелкие – 20-99,
средние – 100-499, крупные – 500 человек и более. Показатель варьируется по
отраслям: в розничной торговле к мелкому бизнесу относятся фирмы с числом занятых
до 100 человек, в обрабатывающей отрасли до 500 человек. В России в сфере услуг
и торговли малым считается предприятие с численностью работающих до 25 человек,
в области науки – до 100 человек, в промышленности и строительстве – до 200
человек.

В Германии используется несколько критериев,
представленных в виде таблицы (приложение Д).

Виды фирм по организационно-правовой форме.

С правовой точки зрения под фирмой подразумевается
самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который соединяет
под своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд – для
производства товаров и услуг.

Правовая форма – это комплекс правовых норм,
определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.

Основные организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности:

Единоличная (частнопредпринимательская) фирма.

Партнерство (товарищество).

Корпорация (акционерное общество).

Государственное предприятие.

1. Единоличная (частнопредпринимательская) фирма –
это фирма, принадлежащая одному лицу, которое владеет всеми ее активами и несет
персональную ответственность по всем ее обязательствам (является субъектом
неограниченной ответственности).

Собственник классической частнопредпринимательской
фирмы – центральная фигура (принципал), с которой владельцы всех остальных
факторов производства заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным
(специфическим) ресурсом. Таким ресурсом могут быть особые интеллектуальные,
предпринимательские и тому подобные способности. Цель частнопредпринимательской
фирмы – получение остаточного дохода, остающегося после осуществления всех
платежей владельцам привлекаемых факторов.

2. Товарищество (партнерство) – это организационная
форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и
формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или
более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и
несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и
места, занимаемого в структуре управления таким товариществом.

Товарищество как форма организации бизнеса в большей
или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной
частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков
индивидуального предпринимательства.

Таким образом, хозяйственное товарищество – это
коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным
имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.

Товарищество может создаваться:

1) индивидуальными лицами;

2) индивидуальными лицами и коммерческими
организациями;

3) коммерческими организациями.

3. Корпорация – это организационно-правовая форма
бизнеса, отличающаяся и ограниченная от конкретных лиц, владеющих ею. Такая
структура, имеющая статус юридического лица, вправе приобретать ресурсы,
владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг,
предоставлять кредиты, предъявлять иск выступать ответчиком в суде, а также
выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого
типа.

Сущность регистрации корпорации не является чересчур
сложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бывают
довольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что они
имеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобы
компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число
людей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы является
создание искусственного лица, существующего только юридически. Такое
юридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения в
бизнес людей с минимальным для них риском.

4. Государственные предприятия.

Государственное предприятие представляет собой
производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.

Первая заключается в том, что имущество такого
предприятия и управление им полностью или частично находится в руках
государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо
владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями
распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными
предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.

Вторая касается мотивов функционирования
государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не
только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить
общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или
вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных предприятий следует отличать
государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы,
школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Государственные и муниципальные предприятия,
согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.

Унитарное предприятие — это
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за
ней имущество.

Унитарные предприятия имеют ряд особенностей,
отличающих их от других коммерческих организаций:

• если в форму хозяйствования унитарной организации
заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не
организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций —
принцип корпоративности;

• имущество унитарного предприятия является
неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям
и паям, в том числе и между работниками предприятия;

• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем,
назначенным собственником.

В зависимости от того, кому принадлежит
собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или
муниципальными.

Такие предприятия в зависимости от прав,
предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:

• с правом хозяйственного ведения;

• с правом оперативного управления.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного
управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного
ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и
особенности в России

Мировой опыт.

В мировой практике считается нормой государственное
поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится
к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам
финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу
любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и
экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только
удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах
Юго-Восточной Азии и Латинской Америки —мелкое и среднее предпринимательство
находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с
переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого
бизнеса.

Поддержка малого бизнеса в странах Европейского
Союза.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство
стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными
целями которой являются:

развитие международной конкурентоспособности
национальных малых предприятий;

создание новых рабочих мест;

экономический рост малых предприятий;

привлечение иностранных инвестиций; инновационная
деятельность;

трансферт (передача) технологий.

В большинстве стран — членов ЕС определение
национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства
является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются
на уровне регионов.

Очевидно, что политика федеральных и региональных
властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать
конкурентоспособности предприятий.

Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего
бизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности и
торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего
бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в
Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого
предпринимательства.

Что же касается программ развития малого и среднего
бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких
министерств, что опять-таки требует координации усилий.

Суммируя опыт государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных
направлений.

Помощь в создании малых предприятий.

Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении
числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать
различные программы поощрения начинающих предпринимателей.

В Великобритании сложилась целая сеть организаций,
предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и
рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди
них — служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда,
коммунальные объединения и инициативные группы.

Финансирование малого бизнеса.

Все государства ЕС помогают малому и среднему
бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом
различные рычаги.

Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.)
в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.

Например, в 1988-1989 гг. по программе
«Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на
общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число
заемщиков увеличилось почти вполовину.

Однако большинство держав создают особые резервы для
поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот
на инвестиции, льготных займов или дотаций.

Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в
основные фонды малого и среднего предпринимательства.

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и
др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового
капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию
возможных убытков венчурных фондов.

Предоставление налоговых льгот.

 Все государства ЕС так или иначе смягчают налоговое
бремя для малого и среднего предпринимательства.

Создание новых рабочих мест.

Как уже указывалось малый и средний бизнес является
основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают
финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи.
Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало
высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще
в 1960-е гг.

Региональное оздоровление.

В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливо
усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон.

Так, в Великобритании принята программа «Действия
для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных
центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках
создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют
государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие
льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и
прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа
оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для
субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его
существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на
общую сумму 650 млн ф. ст.

Поощрение инноваций.

Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане
государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и
конкурентоспособности.

Особенно показательны германские инициативы. В 1989
г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований,
проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения
гос.закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем
страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования.
Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и
средним фирмам научно-технические общества.

Россия.

Для активизации
производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий
усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

концентрацию
ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве
современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного
секторов;

упрощение налогообложения
малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы
бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

формирование
благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру
поддержки малого предпринимательства;

создание
нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных
проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и
использование для этих целей иностранных кредитов.

Серьезное внимание
уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних
предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего
потенциала экономического роста.

Важное место в
реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции
позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для
перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых,
перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики,
расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной
деятельности.

В рамках
реализации Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки
малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской
Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в
специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в
наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении
дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и
строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых
предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.

Политика государственной
поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя
еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства,
информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков,
налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и
субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Соответственно, одним из важных инструментов
государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая
помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,
предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и
льготного налогообложения.[13,c.21][6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести
некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса,
было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в
условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых
немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять
ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без
которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в
занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и
научно-производственных разработках.

Важность малых предприятий еще и в том,
что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно
развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать
надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в
количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль
доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою
очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск
промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников,
телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных
услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные
монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать
разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно
дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной
фирмы.

Таким образом, малое и
среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются
открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное
экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует
освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную
ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание
в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех
отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов
кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных
условий для скорого подъема промышленности.

Список использованных
источников

1. 
Нуреев
Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — 2-е изд., изм.-М.: Издательство
НОРМА, 2005. — 575 с.

2. 
Олейник
А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 230
с.

3. 
Рей
А.
Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии
// Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — с. 46—51.

4. 
Седов
В.В./ Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб.
пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.

5. 
Чечевицина
Л.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицина,
И.Н. Чуев-Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с. — (Высшее образование.)

6. 
Экономика
и статистика фирм: Учебник/ В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Ситотина и др.;
Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Иленковой — М.: Финансы и статистика,
2005. — 240 с.

7. 
Экономическая
стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова, 3-е изд. СПб.: СпецЛит, 2006. — 84 с.

8. 
Экономическая
теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.:
Инфра-М, 2006. – 127 с.

9. 
Экономика:
Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2007. — 246 с.

10. 
Экономика
фирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 528с.

11. 
Развитие
малого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва:Дено,
2007,130-133с.

12. 
Микроэкономика:
Учебник/Под ред.В.П. Попкова:Питер 2007, 26с.

13. 
Стратегии бизнеса: Аналитический справочник/ Клейнер Г.Б.,
Москва: «КОНСЭКО», 1998, 206c.

14. 
Основы
предпринимательства: Учебное пособие/ Шувалова Г, Краснодар, КубГТУ 2000, 106
с.

Приложения

Приложение А — состав
основных видов предпринимательской деятельности

Виды предпринимательства
Производственное Коммерческое Финансовое Консультативное
Инновационное Торговое Банковское Общее управление
Научно-технические Торгово-закупочное Страховое Администрирование
Производство товаров Торгово-посреднические Аудиторское Финансовое управление
Оказание услуг Товарные биржи Лизинговое Управление кадрами
Производственное
потребление товаров и услуг
Фондовые биржи Маркетинг
Информационное

 

Приложение Б — количественные характеристики
(сводные данные)

Бизнес (по размеру) Объем суммарного
годового оборота
Число занятых Балансовая стоимость
активов
Малый 16-500 тыс. евро До 100 Менее 2 млн. евро
Средний 0,5-50 млн. евро 100-250 2-8 млн. евро
Крупный 50-500 млн. евро Свыше 250 Свыше 8 млн.евро

Приложение В —
количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне
— крупные, средние и средне – малые

Тип компании Средний оборот на
одну компанию, млн. долл. в год
Совокупный оборот
компаний данного типа, млрд. долл.
Приблизительная доля
на рынке компаний данного типа, %
Средне — крупные 86 150 3-6
Средние 25 200 1,5-3
Средне — малые 7 250 0,6-1,4

Приложение Г-
классификация фирм

малый средний бизнес
предпринимательство

Классификационный
признак
Виды
фирм (их продукция)
1.
Вид деятельности

Производство
товаров личного и производственного назначения

Услуги
производственного характера

Научно-исследовательские
работы

Услуги
бытового назначения

Транспортные
перевозки грузов и населения

Торговля
(оптовая, розничная)

Услуги
связи

Финансово-кредитные
услуги

Посреднические
и другие услуги

2.
Форма собственности

Государственная

Муниципальная

Собственность
общественных объединений (организаций)

Частная

Прочие
формы собственности

3.
Размер

Крупные

Средние

Мелкие

4.
Уровень регулирования деятельности

Объекты
федерального значения

Объекты
регионального значения

Объекты
местного значения

5.
Организационно- правовые формы

Хозяйственные
товарищества и общества

Производственные
кооперативы

Унитарные
предприятия

Приложение Д -классификация фирм по размеру в
Германии

Вид фирмы Занятость, человек Капитал, млн. марок Товарооборот, млн.
марок
Малое предприятие До 50 До 3,9 До 8
Среднее предприятие 51-250 3,9-15 8-32
Крупное предприятие Свыше 250 Свыше 15 Свыше 32


[1] 5. Седов В.В./
Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб.
пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.

[2] 12. Развитие малого
предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва:Дено, 2007,130-133с.

[3] 11. Экономика фирмы:
Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 528с.

[4] 11. Экономика фирмы:
Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. — М.:ИНФРА-М, 2008. — 528с.

[5] 3.Олейник А.Н.
Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 230 с.

[6] 13.
Микроэкономика: Учебник/Под ред.В.П. Попкова:Питер 2007, 26с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий