Эмпирическое
познание это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос
«как». Теоретическое же познание сущностное познание, отвечающее на
вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в
конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями,
ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также
предсказывать принципиально новые факты.Как
эмпирическая, так и теоретическая формы познания тесно связаны с таким
гносеологическим явлением, как факт. В методологии науки факт понимается как
особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание. А в разговорной речи
факт это синоним события, результата и истины. И наша разговорная речь часто
очень неплохо фиксирует диалектичность бытия и его познания. В самом деле, быть
просто событием далеко не то же самое, что быть истиной. И тем не менее, факт
и то и другое. Тысячи лет человек знал, что сухое дерево способно гореть. Но
факт горения оставался всего лишь событием (и результатом) загорания до тех
пор, пока люди не открыли кислород и не поняли, что горение есть процесс
окисления, сопровождающийся выделением тепла.Поэтому
правы и те, кто утверждает, что факт основа теории, и тот, кто полагает, что
по настоящему факт можно увидеть только через призму, через «очки»
определенной теории.Эмпирическое
познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также ив
первую очередь в содержательной. Эмпирическое знание принципиально
необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно
основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что
переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно,
де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое
качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из
эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением,
перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана
прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.Идея
как форма познания прежде всего есть единство объективного и субъективного.
Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно
достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. «Идея
это есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока
лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой
ситуации за рамки существующего положения вещей и выражающих его
понятий» .Ярко
«увиденный» с помощью интуиции выход, как мы уже говорили, это до
поры до времени только «возможный выход». Поэтому идеи бывают
разные абстрактные, конкретные, истинные, ложные. Возможный выход из
противоречивой ситуации становится действительным только после проверки на
практике. Так что и в исходном пункте, и в конце своего формирования идея
действительно есть единство субъективного и объективного. А по отношению к
теории она ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и
теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого
мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и
методом их теоретической и практической деятельности.Гипотеза.
Развитие идеи вначале с необходимостью принимает форму гипотезы. Человек
движется от одного уровня освоения действительности к другому, и противоречие
между этими уровнями заставляет искать все новые и новые идеи, пытаться их
обосновать, систематизировать. И именно это противоречие и придает гипотезе
объективный и совершенно необходимый характер. Иными словами, гипотеза
принципиально неустранима из процесса развития познания. Так, физика Эйнштейна
пришла на смену физике Ньютона как теоретическое обобщение взаимодействия
человека с такой принципиально новой предметностью, как микромир и системы
космических тел, их пространство и время.Гипотеза
содержит в себе и достоверные и недостоверные, доказанные и недоказанные моменты.
Этим она отличается от теории, которая носит достоверный, научно-доказанный
характер.Теория.
Отмечая такие важные признаки теории, как системность, полнота, достоверность,
формальная непротиворечивость, наличие совокупности выводов и т. д, важно подчеркнуть
наличие в ней исходных понятий, на которых базируется все ее развитие,
развертывание в некое единство многообразного, выявление всеобщих условий
духовно воспроизводимой ею конкретной целостности.И
все же самое глубинное отличие теории от гипотезы и эмпирического обобщения
заключено в особенности практики, лежащей в ее основе, задающей ей
направленность развития и проверяющей ее выводы.Конечно,
практика и теория в своем развитии обусловливают и поддерживают друг друга,
взаимодействуют друг с другом, однако не всякая практика порождает потребность
в теории, а только практика, достигшая состояния целостной предметной
деятельности, ориентированной не просто на преобразование вещей, естественных
форм предметов, а на преобразование процессов, внутренних взаимосвязей систем
этих предметов. Такая практика исторически формируется со времени возникновения
капиталистического производства, а с ней возникает и наука как особая форма
общественного сознания .Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/