Эмпирическое и теоретическое

Дата: 13.02.2016

		

Эмпирическое
познание — это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос
«как». Теоретическое же познание — сущностное познание, отвечающее на
вопрос «почему», на вопрос о внутренних причинах явлений, что в
конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями,
ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также
предсказывать принципиально новые факты.

Как
эмпирическая, так и теоретическая формы познания тесно связаны с таким
гносеологическим явлением, как факт. В методологии науки факт понимается как
особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание. А в разговорной речи
факт — это синоним события, результата и истины. И наша разговорная речь часто
очень неплохо фиксирует диалектичность бытия и его познания. В самом деле, быть
просто событием далеко не то же самое, что быть истиной. И тем не менее, факт —
и то и другое. Тысячи лет человек знал, что сухое дерево способно гореть. Но
факт горения оставался всего лишь событием (и результатом) загорания до тех
пор, пока люди не открыли кислород и не поняли, что горение есть процесс
окисления, сопровождающийся выделением тепла.

Поэтому
правы и те, кто утверждает, что факт — основа теории, и тот, кто полагает, что
по настоящему факт можно увидеть только через призму, через «очки»
определенной теории.

Эмпирическое
познание в большей мере нуждается в формальной логике, теоретическое также — ив
первую очередь — в содержательной. Эмпирическое знание принципиально
необходимо, так как теоретический, категориальный анализ должен обязательно
основываться на эмпирическом знании. Однако нельзя представлять себе, что
переход от эмпирических знаний к теоретическим прост и формален: достаточно,
де, накопить нужное количество эмпирических фактов и одно это обеспечит новое
качество знания. Дело в том, что теоретическое знание не выводится из
эмпирического знания формально-логическим путем, оно выводится диалектическим мышлением,
перерабатывающим эмпирическое знание в теоретическое. И переработка эта связана
прежде всего с нахождением сущности, с возникновением по этому поводу идеи.

Идея
как форма познания прежде всего есть единство объективного и субъективного.
Объективная реальность не просто отражается в идее, но и как бы мысленно
достраивается в ней, а именно: сущее достраивается до должного. «Идея —
это есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока
лишь в сознании), возможный выход за пределы сложившейся противоречивой
ситуации — за рамки существующего положения вещей и выражающих его
понятий» .

Ярко
«увиденный» с помощью интуиции выход, как мы уже говорили, это до
поры до времени — только «возможный выход». Поэтому идеи бывают
разные — абстрактные, конкретные, истинные, ложные. Возможный выход из
противоречивой ситуации становится действительным только после проверки на
практике. Так что и в исходном пункте, и в конце своего формирования идея
действительно есть единство субъективного и объективного. А по отношению к
теории она — ее зародыш и своеобразный мостик между эмпирическим и
теоретическим. Идея выражает творческий, преобразующий характер человеческого
мышления. Выражая потребности и интересы людей, она выступает программой и
методом их теоретической и практической деятельности.

Гипотеза.
Развитие идеи вначале с необходимостью принимает форму гипотезы. Человек
движется от одного уровня освоения действительности к другому, и противоречие
между этими уровнями заставляет искать все новые и новые идеи, пытаться их
обосновать, систематизировать. И именно это противоречие и придает гипотезе
объективный и совершенно необходимый характер. Иными словами, гипотеза
принципиально неустранима из процесса развития познания. Так, физика Эйнштейна
пришла на смену физике Ньютона как теоретическое обобщение взаимодействия
человека с такой принципиально новой предметностью, как микромир и системы
космических тел, их пространство и время.

Гипотеза
содержит в себе и достоверные и недостоверные, доказанные и недоказанные моменты.
Этим она отличается от теории, которая носит достоверный, научно-доказанный
характер.

Теория.
Отмечая такие важные признаки теории, как системность, полнота, достоверность,
формальная непротиворечивость, наличие совокупности выводов и т. д, важно подчеркнуть
наличие в ней исходных понятий, на которых базируется все ее развитие,
развертывание в некое единство многообразного, выявление всеобщих условий
духовно воспроизводимой ею конкретной целостности.

И
все же самое глубинное отличие теории от гипотезы и эмпирического обобщения
заключено в особенности практики, лежащей в ее основе, задающей ей
направленность развития и проверяющей ее выводы.

Конечно,
практика и теория в своем развитии обусловливают и поддерживают друг друга,
взаимодействуют друг с другом, однако не всякая практика порождает потребность
в теории, а только практика, достигшая состояния целостной предметной
деятельности, ориентированной не просто на преобразование вещей, естественных
форм предметов, а на преобразование процессов, внутренних взаимосвязей систем
этих предметов. Такая практика исторически формируется со времени возникновения
капиталистического производства, а с ней возникает и наука как особая форма
общественного сознания .

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий