Жизнь и деятельность Н.Я. Данилевского

Дата: 12.01.2016

		

Содержание

1 Краткая биография

2 О книге «Россия и Европа»

Список использованной литературы

1 Краткая
биография

Данилевский Николай
Яковлевич (1822-85), публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих
русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В
частности, его взгляды на культуру удивительно созвучны концепциям двух
виднейших мыслителей ХХ в. — немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби. Из
дворян. Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил
себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма. В
1842 окончил Царскосельский лицей, затем естественный факультет Петербургского
университета. В 1849 сдал экзамен на магистра ботаники. Летом того же года
увлечение Данилевского социалистическими идеями Ш.Фурье привело к его аресту (в
связи с делом петрашевцев). Данилевский провел сто дней в Петропавловской
крепости. Его политическая невиновность была доказана и последовало
освобождение от суда. Кратковременное увлечение фурьеризмом не сделало молодого
Данилевского радикалом. В дальнейшем он всегда критически относился к различным
вариантам российской леворадикальной идеологии. «Все различие между нашим
нигилизмом и нигилизмом заграничным, западным, — писал Данилевский в статье
«Происхождение нашего нигилизма», — заключается единственно в том, что там он
самобытен, а у нас подражателен, и потому тот имеет некоторое оправдание будучи
одним из неизбежных результатов исторической жизни Европы, а наш висит в
воздухе и… есть явление смешное, карикатурное»[1].
После освобождения из крепости Данилевский был выслан из Петербурга и работал
сначала в Вологде, а затем в Самаре.

В 1853 он отправился в свою
первую научную экспедицию под руководством знаменитого натуралиста Карла фон
Бэра для исследования рыболовства на Волге и Каспийском море, во время путешествия
встречался с Т.Г.Шевченко. Таких путешествий в дальнейшем он совершил
множество, проведя на берегах рек, озер и морей России большую часть жизни.
Данилевским было подготовлено законодательство о рыболовстве во всех водах
европейской части России. В 1860 он описал впервые в России филлоксеру,
представлявшую серьезную угрозу для российского виноградарства, и многое сделал
для борьбы с этой болезнью. В научных командировках и экспедициях объездил
значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд. В
последние годы жизни Данилевский работал над фундаментальным научным трудом
«Дарвинизм» (были опубликованы два первых тома). В «Дарвинизме» он критиковал
дарвинизм как теорию «упрощающую проблему видового многообразия жизненных форм».
Некоторые его критические замечания о теории естественного отбора представляют
большой интерес.

Данилевского считают
эпигоном славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он
был одним из наиболее типичных представителей панславизма. В книге «Россия и
Европа» Данилевский подробно развивает теорию «культурно-исторических типов»
человечества (до него эта теория развивалась немецким историком Рюкертом, а
после Данилевского стала темой работ Шпенглера). Книга оказала существенное влияние
на Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Н.Н.Страхова, К.Н.Бестужева-Рюмина.

Последние дни своей жизни Данилевский посвятил
работе над трудом, в котором он опровергал дарвинизм. Этот труд остался
незавершенным (в 1885 г. вышел в свет первый том в двух частях, и посмертно в
1889 г. была напечатана одна глава второго тома). Данилевский представлял эту
работу в Академию наук на конкурс, однако ему не присудили премию. В Академии
считали, что его книга является собранием уже известных в Европе
антидарвинистских теорий, что он только развил эти теории и проиллюстрировал их
новыми примерами.

Его «Россию и Европу»,
можно назвать катехизисом или кодексом славянофильства; так полно, точно и ясно
в ней изложено учение о славянском мире и его отношении к остальному человечеству.
В этом отношении заслуга так велика, что размеров ее мы еще и определить не
можем.

2 О книге «Россия и Европа»

«Россия и Европа» (1869) —
самое известное сочинение Данилевского, в котором изложена концепция
культурно-исторического процесса. В своем сочинении он выдвинул теорию
обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся
подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип.

В этой работе он подверг
критике европоцентризм, доминировавший в историографии 19 века и, в частности,
общепринятую схему деления мировой истории на периоды древней, средней и новой
истории. Данилевский считал, что подобное деление имеет лишь условное значение
и совершенно неоправданно «привязывает» к этапам европейской истории явления
совсем иного рода. Сам принцип рассмотрения истории с точки зрения «степени
развития» различных форм социальной и культурной жизни он полагал вполне
правомерным, но лишь тогда, когда этот принцип помогает, а не препятствует
решению главной задачи культурно-исторического исследования: определению и
изучению исторического многообразия «типов развития». «Главное должно состоять
в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных,
своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного,
политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития»[2].

Понятие
«культурно-исторических типов» — центральное в учении Данилевского. Согласно
его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует
всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или
группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным
задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов
(реализовавших себя в истории) следующие: египетский, китайский,
ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий,
аравийский и германо-романский (европейский). Некоторые из них завершили свое
существование, другие находятся в одной из фаз своего развития.

Уже в ближайшем будущем,
считал Данилевский, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической
общности — России и славянскому миру. При этом он не утверждал, что
историческая миссия России должна осуществиться с какой-то фатальной
необходимостью. Напротив, русско-славянский тип может как развиться и достичь
необычайно высоких результатов, так в равной мере и не реализовать себя,
превратившись в простой «этнографический материал».

Данилевский вообще не был
склонен к фатализму. Будучи человеком глубоко религиозным, он не ставил под
сомнение роль Провидения, но и не пытался связать ее непосредственно с
исторической деятельностью различных этносов. Он настаивал на том, что
«государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а
следовательно, только на требовании этого их временного существования могут
основываться законы их деятельности»[3].

По мнению Данилевского, общечеловеческой
цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь различные
культурно-исторические типы цивилизации, такие, как египетский, китайский,
ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной
истории Данилевский более всего уделяет внимания германо-романским и славянским
типам, последний из которых только еще начинает оформляться. Основы цивилизации
одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа.
Временами возможны лишь отдельные случаи выживания чуждых цивилизаций, и то в
ограниченной форме (это касается второстепенных черт цивилизации).

Период роста культурно-исторического типа
неопределенен. В то же время период его цветения и плодоношения краток.
Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы
культурно-исторического типа (гл. V). «Человечество», по мнению Данилевского, представляет
абстрактное понятие, не живое единое целое. «Человечество и народ (нация,
племя) относятся друг к другу, как родовое понятие к видовому. Человечество —
это абстрактное и тощее понятие, а народ — конкретная и существующая
действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что
каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое,
составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического
типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию».[4]

Главная суть «России и Европы» в том, что
Данилевский представил наиболее строгую теорию развития славянской расы в
самобытный культурно-исторический тип, который нашел для них общие и высшие
начала, начала новые, до него никем не указанные. Эта книга названа слишком
скромно. Она вовсе не ограничивается Россией и Европой или даже более широкими
предметами, миром славянским и миром германо-романским. Она содержит в себе
новый взгляд на всю историю человечества, новую теорию Всеобщей Истории. Он дал
новую формулу для построения истории, формулу гораздо более широкую, чем
прежние, и потому, без всякого сомнения, более справедливую, более научную,
более свободную уловить действительность предмета, чем прежние формулы. Именно
он отверг единую нить в развитии человечества, ту мысль, что история есть
прогресс некоторого общего разума, некоторой общей цивилизации. Такой
цивилизации нет, говорит Данилевский, а существуют только частные цивилизации,
существует развитие отдельных культурно-исторических

Оригинальная черта этого типа состоит в
следующем. Многие культурно-исторические типы имеют только одну основу (так,
еврейская культура — религиозную основу, греческая — художественную, тогда как
Рим развил высокую политическую культуру). Особое внимание Данилевский уделяет
романо-германскому (западноевропейскому) и славянскому типам. Последний еще
находится в стадии формирования.

Германо-романский тип имеет двойную основу и
отличается политической культурой, носящей научный и индустриальный характер.
Славянский же тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим
типом (гл. XVII): 1) религиозным, 2) научным, творческим в искусстве,
технологическим, индустриальным, 3) политическим, 4) экономическим и общинным.

На первых страницах своей книги особое внимание
Данилевский уделяет враждебному отношению Западной Европы к России. Он
опровергает мнение о том, что Россия является ненасытным завоевателем, и
показывает, что она никогда не совершила ни национального убийства, ни
национального увечья (гл. I и II).

Данилевский утверждает, что в процессе
дальнейшего развития европейской истории Австро-Венгрия распадется. На ее месте
возникнет всеславянская федерация, которая будет включать в себя и другие
расовые образования: Грецию, Румынию и Венгрию (гл. XIII).

Восточная проблема будет разрешена в результате
борьбы между романо-германским и славянским миром. Столицей всеславянского
союза станет Константинополь.

Историческую миссию России
он видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического
типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить
солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить,
подчинить или ассимилировать славян.

Рассматривая понятие
общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, Данилевский практически
исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом
развитии. Но различные формы воздействия одного культурного типа на другой не
только возможны, но и фактически неизбежны.

Главный вывод «России и Европы» столь же
самостоятелен и столь же поразителен своею простотою и трезвостью, как и вся
эта теория: славяне не предназначены обновить весь мир, найти для всего
человечества решение исторической задачи; они суть только особый
культурно-исторический тип, рядом с которым может иметь место существование и
развитие других типов. Вот решение, разом устраняющее многие затруднения,
полагающее предел иным несбыточным мечтаниям и сводящее нас на твердую почву
действительности.

Намеченная Данилевским циклическая модель
исторического процесса предвосхитила концепции, появившиеся в 20 в.

Список использованной литературы

1.        
Горшков А.В. Данилевский Н.Я. РОССИЯ И
ЕВРОПА: Архиконспект (сверхкраткое изложение книги и мнений критиков о ней) /
А.В. Горшков. – М.: ИНФРА, 2004.

2.        
Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.
Данилевский. — М.: Библиотека «Вехи», 2002.

3.        
Лосский Н.О. История русской философии.
Глава VI. Вырождение славянофильства: Н.Я. Данилевский. / Н.О. Лосский.
– М.: Библиотека «Вехи», 2002.

4.        
Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского
«Россия и Европа» / Н.Н.Страхов. – М.: Фонд
«Русская Цивилизация», 2004.


[1]Сборник политических и экономических статей. — СПб.,
1890. — С.246.

[2][2] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я.Данилевский. —
М.: Библиотека «Вехи», 2002. —
С.88.

[3] Там же. — С.32

[4] Там же. —
С.125.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий