Исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста

Дата: 13.02.2016

		

Департамент образования Вологодской области

ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Выпускная
квалификационная работа

по физической
культуре и туризму

Исследование
влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного
возраста

Тотьма

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ
ТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1
Физическое развитие детей среднего школьного возраста

1.2 Влияние
туризма на организм школьника

1.3
Выносливость и способности её развития

ГЛАВА 2. Исследование
влияния туризма на уровень развития общей выносливости детей среднего школьного
возраста

2.1
Организация исследования

2.2
Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Сначала
«путешествия» были названы необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы
«путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем. Затем в путешествиях
стал преобладать научный характер – добывания знаний, открытие новых земель, всестороннее
изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными
узкому кругу профессионалов[12, с. 5]. Именно в них начинается формирование
туриста – человека, разностороннего и гармонично развитого, настоящего
гражданина и патриота своей родины. Свойственные туризму значительные, но
равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют
укреплению здоровье туриста, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные
навыки и умения[23, с.3]. Туризм как форма активного и дополнительного
образования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать полезен, он
необходим каждой развивающейся личности, ибо как сказал Гёте: «Без странствий
не создается ни одна индивидуальность»[13, с. 24].

Мы считаем, что данная тема в настоящий момент является актуальной, так
как большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполнении
различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнять
их без особых мышечных напряжений, т.е. технично. Длительное, технически
правильное решение туристических задач определяет выносливость туриста. Она не
может развиваться без общей выносливости – составной части всестороннего
развития любого спортсмена.

Объект: уровень развития общей выносливости детей среднего школьного возраста.

Предмет: влияние туризма на уровень развития общей выносливости детей
среднего школьного возраста.

Цель: исследование влияния туризма на уровень развития общей выносливости
детей среднего школьного возраста.

Задачи:

1. Изучить научную, научно – методическую и другие источники информации
по проблеме исследования.

2. Изучить влияние туризма на развитие общей выносливости детей среднего
школьного возраста.

3. Доказать возможности туризма, как средства развития общей выносливости
детей среднего школьного возраста.

Для этого будут использованы следующие методы:

ü  
Анализ научно –
методической литературы

ü  
Анкетирование

ü  
Тестирование

ü  
Сравнительный
анализ результатов

Гипотеза: мы предполагаем, что при занятии туризмом можно повысить
уровень общей выносливости детей среднего школьного возраста

База исследования: Областной центр детского юношеского туризма и
экскурсий (г. Вологда), Муниципальное образовательное учреждение «средняя
общеобразовательная школа №3» (г. Тотьма).

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Физическое развитие важный показатель здоровья и социального
благополучия. Основными показателями физического развития являются: длинна
тела, масса и окружность грудной клетки и др. Однако, оценивая физическое
развитие ребенка, руководствуясь не только этими соматическими величинами (coma
– тело), а используя такие результаты физиометрических изменений (сила сжатия
кисти руки, становая сила) и саматоскопические показатели (развитие косно –
мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные
отклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этих
показателей, можно установить уровень физического развития ребенка [27, с. 12].

Физическое развитие – показатель роста и формирование организма зависят
не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие
обследуемых является путем антропометрических и физиометрических изменений
роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложение жира,
уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основе полученных
данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастной
группы. Стандарт служит для индивидуальной оценки физического развития, которая
проводится на медицинских осмотрах.

Анатомо-физиологические особенности характеризуются завершением
созревания организма, продолжающим нарастанием массы тела, оформлением моторной
индивидуальности. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходит
оно неравномерно в различных частях. Сила мышц увеличивается в меньшей степени,
чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может привести к нарушению
осанки или деформации позвоночника. В то же время чрезмерные нагрузки способны
ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину. При
действии сверх сильных или монотонных раздражителе у подростков развивается
запредельное торможение, что обязывает разнообразить физические нагрузки в
процессе занятий. Половое созревание находит свое отражение и в состоянии
вегетативных функций – изменение ритма сердечной деятельности и дыхания, уровня
артериального давления и пр.

Растущий организм по сравнению с организмом взрослых отличается
повышенной чувствительностью, утомляемостью, недостаточной приспособляемостью к
воздействию физических нагрузок.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением
размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7см главным образом за
счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6кг. Наиболее
интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела
прибавляется за год на 7 – 9см. А у девочек происходит интенсивное увеличение
роста в 11 – 12 лет в среднем на 7см. В подростковом возрасте быстро растут
трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряя рост в высоту
позвоночника. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные
нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в
длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет
отмечается резкий скачек в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет
увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно
нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек в 11 – 12 лет. У подростков на
фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно сосудистая система, а
также продолжающего развития центральной нервной системы особенно заметно
выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и
координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные
возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности
значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения
реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и
функционального совершенства сердца достигает лишь к 20 годам. Объем легких в
возрасте с 11 – 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается
минутный объем дыхания и растет показатели жизненной емкости легких: у мальчиков
– с 1970мл(12 лет) до 2600мл(15 лет); у девочек – с 1900мл(12 лет) до 2500мл(15
лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективно, чем
взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14мл кислорода, в то же
время как взрослый – 20мл. Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать
дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у
взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст – это период продолжающего двигательного
совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии
двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем
школьном возрасте приведен в приложении 1, 2 [26, с. 193].

Физиологическое развитие

Размер тела у детей и подростков увеличивается неравномерно. Рост и
развитие происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Вес тела, как и рост,
возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в те
же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловлено
развитием двигательного аппарата и внутренних органов.

Двигательный аппарат. Развитие костей заканчивается относительно поздно.
Например, окостенение фаланг пальцев завершается к 9 – 11 годам, кости запястья
– к 10 – 13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей – лишь
к 15 – 25 годам. Физические упражнения способствуют развитию костного аппарата.
Однако если подросток выполняет чрезмерную, непосильную для его работу, то это
оказывает неблагоприятные воздействие: происходит преждевременное окостенение и
прекращение роста трубчатых костей. Связочный аппарат у подростков отличается
большей эластичностью. Поэтому они обладают гибкостью по сравнению со
взрослыми. Скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению общих
размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опережает развитие силы.

Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависти на только от
толщины мышц (её физиологического поперечника), но и от способности включать
одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц.
Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы
школьника не могут выполнять тяжелую работу. Развитие силы мышц обычно
заканчивается лишь к 20 – 25 годам. Её увеличению способствуют занятия
физическими упражнениями. Возбудимость мышц вполне достаточно для проявления скоростных
качеств уже у младших школьников. Развитие быстроты, если в дальнейшем не
совершенствовать её специально, заканчивается к 13 – 14 годам. В этом возрасте максимальная
частота движений достигает уровня взрослых. Однако, в тех случаях, быстрота
мышечного сокращения должна сочетаться с силовым напряжением (быстрый бег,
прыжки в длину и высоту с места), совершенствования движений продолжается и
более позднем возрасте.

Выносливость организма к продолжительной работе развивается позднее, чем
скоростные качества. Однако, при соответствующей тренировке скоростная
выносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте[5, с. 171].

Управление движениями. Этот процесс обусловлен сложной деятельностью
многих отделов мозга. Сравнение нервных клеток, участвующих в управлении
движениями, заканчиваются к 13 – 14 годам. Поэтому, начиная с данного возраста движения,
могут быть такими же координированными, как и у взрослых. В. С. Фарфель на основании
своих многочисленных наблюдений утверждает, что нет такой сложной двигательной
техники, которая не была бы доступна подросткам. Для управления движениями
необходима современная и точная информация об особенностях работы мышц, сухожилий,
суставных сумок и связок, и центры воспринимающие проприоцептивные импульсы,
называются двигательным анализатором. Его развитие заканчивается к 14 – 14
годам. Поэтому подростки могут тесно оценивать свои движения, что необходимо
при всех видах спортивной деятельности.

По мере развития двигательного анализатора у школьников совершенствуется
способности к ориентировке в пространстве и во времени. Это можно проследить,
наблюдая за выполнением ходьбы по прямой и более сложных по координации
движений школьниками разного возраста. У младших ошибки при выполнении заданных
движений очень велики, к13 – 14 годам движения становятся такими же точными,
как у взрослых[5, с. 172].

Центрально нервная система. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС
отличаются у детей небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С
возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышается.
Однако, у детей и подростков они все еще ниже по сравнению с взрослыми, что
необходимо учитывать при дозировке нагрузок. Важное значение имеют оптимальные
интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть
переутомление, что отрицательно влияет на развитие организма.

У школьников, процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными
процессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходит
широкая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работу
вовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно. С возрастом
способность к развитию торможения в центральной нервной системе повышается.

Преобладание возбудимых процессов у детей и подростков ярко проявляется в
предстартовые реакции. У них, как правило, очень сильно выражены предстартовые
реакции. Центральная нервная система у школьников характеризуется большой
пластичностью, т.е. способность к быстрому формированию условно-рефлекторных
связей. Этим обеспечивается быстрое усвоение новых движений[5, с. 172].

Органы кровообращения. Размеры и вес сердца увеличивается параллельно с
размерами и весом тела. Развитию сердечной мышцы способствует занятия
физическими упражнениями. При этом важнейшим условием является правильный выбор
объема и интенсивности нагрузок. Применение чрезмерных нагрузок может
сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.

По мере развития организма частота сердечных сокращений в состоянии покоя
уменьшается, а систолический и минутный объем крови возрастает. Если подростки
систематически занимаются спортом, то минутный объем крови у них увеличивается
медленнее, чем у не спортсменов. Это объяснено экономизацией тканевых
окислительных процессов при занятиях спортом. В качестве примера в приложении 3
приведены величины минутного объема крови у детей и подростков, с раннего возраста
систематически занимающихся плаванием, и у их сверстников – не спортсменов.
Артериальное давление у школьников с возрастом повышается (прил. 4), причем у
спортсменов – относительно быстрее, чем у не занимающихся спортом[5, с. 173].

Органы дыхания. Увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышц
способствует повышению как общей, так и жизненной емкости легких у боле старших
школьников. Занятия спортом, способствующие интенсивному развитию дыхательных
мышц, обеспечивающие более быстрое увеличение жизненной емкости легких.
Потребность кислорода, а следовательно, и легочная вентиляция в состоянии покоя
увеличиваются с возрастом параллельно нарастанием общей массы тела и развитию
скелетной мускулатуры.

Частота дыхания с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляции
при этом обеспечивает углублением дыхания. Потребление кислорода и легочная
вентиляция при выполнении одинаковой (стандартной) работы больше у младших. Благодаря
развитию сердца и легких у юных спортсменов показатели потребления кислорода
может достигать у них высоких величин. При работе предельной мощности, когда он
становится равным максимальной величине (МПК), у 13-летних же этот показатель
не повышает в среднем 2,5л/мин. Однако, если рассчитать потребляемый кислород
на 1кг веса тела, то разница между спортсменами различного возраста не столь
велика. Это говорит о том, что аэробная производительность организма при
систематических занятиях спортом может быть очень высокой уже в юном возрасте.
Максимальное потребление кислорода зависти от многих факторов. Большое значение
при этом имеют минутный объем крови, величина легочной вентиляции, кислородная
емкость крови. Судя по величине максимального потребления кислорода, можно считать,
что у юных спортсменов сердце и легкие уже достигли высокого функционального
развития.

Важным показателем, свидетельствующим о производительности сердца и
усвоении кислорода тканями, является, как отмечалось выше, кислородный пульс.
Он показывает, какое количество кислорода соответствует каждому сокращения
сердца. Кислородный пульс повышается при мышечной деятельности.

Для успешной спортивной деятельности (особенно при динамической
циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) большое значение имеет
не только аэробная, но и анаэробная производительность организма, т.е.
способность выполнять работу при недостаточном снижении кислорода. О степени
адаптации к таким условиям можно судить по времени произвольной задержки
дыхания. При этом окислительные реакции в тканях продолжаются, а в крови
становятся все менее и менее кислорода. Чем дольше человек способен задерживать
дыхание, тем, следовательно, лучше адаптированы ткани его организма к
недостатку кислорода. Дети по сравнению с взрослыми могут задерживать дыхание
менее время, значит, ткани их органов менее приспособлены к деятельности при
понижении содержания кислорода в крови. Систематически занятия спортом улучшают
эту способность[5, с 175].

Обмен веществ и энергии. Одной из важнейших особенностей подрастающего
организма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению с
взрослыми. Как уже отмечалось (расход энергии в состоянии полного мышечного
покоя, натощак, при температуре окружающее среды 20 – 22Сº) происходит тем
интенсивнее, чем моложе организм. Особенно ярко это выражено при вычислении
основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в
состоянии основного обмена на 1м поверхности тела у 10-летниз равен 49,5ккал, у
детей 14 – 15-летних – 46ккал, у 16 – 18-летних – 42ккал.

Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белки
являются отавными пластическим материалом, из которого состоят ткани организма[5,
с. 176].

Физиологические особенности детей, подростков учитываются при выборе
спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных
нагрузок. Эти данные подробно излагаются в специальных курсах физического
воспитания[27, с. 177].

1.2 Влияние туризма на организм школьника

Туризм – вид спорта, групповые походы, имеющие целью физическую закалку
организма[20, с 817].

Туризм – это путешествие в свободное время по всей стране и в другие
страны, когда отдых сочетается с элементами спорта и познавательными задачами [3,
с. 597].

Туризм — это вид активного отдыха – путешествия (поездки, походы),
совершаемые организованно или самодеятельно для отдыха, со спортивными или
познавательными целями[24, с. 627].

Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое
развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное
состояние многих физических систем. Оказывают заметное влияние на улучшение
физической подготовленности школьников. Естественное влияние двигательных
качеств на физическое развитие является физиологический, обусловленный и
наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций
организма[15, с. 6].

Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие.
Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении
объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых
показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных
походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо
положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма по –
разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличении силы мышц верхнего
плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышцы спины – пешие. Мощность
выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов –
в лыжных. Многолетние (4 – 5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают
положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую
подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем.
Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе, туризмом,
к 16 годам, увеличиваются по сравнению с их показателями 12 – летнего возраста
на 46,7%, то у регулярно занимающихся спортом – на 101,7%. У мальчиков
увеличение кистевой силы составляет соответственно 881,2%; 99,9% и 126,5%[15,
с. 7].

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на
улучшение физической подготовленности школьников. Естественное влияние
двигательных качеств на физическое развитие является физиологический
обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекания
физиологических функций организма. Вот почему у занимающихся туризмом имело
место, более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в
первую очередь показателей кардиореспираторной системы. Так, у занимающихся
туризмом имело более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками,
которые не занимались ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по
сравнении. Со спортсменами. Глубина дыхания 16-летниз девочек увеличилась по
сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 93,6%. У мальчиков глубина
дыхания увеличилась соответственно на 57,4; и 98,0%[19, с. 8].

Все более повышается оздоровительная роль современного туризма как
эффективного вида активного отдыха, восстановления организма занимающихся от
отрицательного воздействия промышленного труда и производства, учебной и другой
деятельности, и другой деятельности, и в профилактике влияния неблагоприятных
факторов и условий современной жизни. В походах и путешествиях развиваются
многие ценные физические качества человека – выносливость, сила, быстрота,
ловкость, увеличивается работоспособность и др. По данным В.С. Мятяжкова, при
использовании массовых форм самодеятельного туризма в сочетании с природой –
климатическими факторами значительно улучшаются показатели внешнего дыхания по
сравнению с исходными данными на 200мл, наблюдается урежение пульса с 76 до
68,2уд/мин, снижение показателей артериального давления со 130/80мм рт.ст. до
115/75мм.рт.ст. и др[22, с. 22].

Систематические занятия туризмом приводят к положительным сдвигам как
субъективных, так и объективных показателей: урежение сердечных сокращений (с
67 до 63уд/мин), снижение уровня артериального давления (с 126±до 115±0,2мм
рт.ст.), более быстрое восстановление частоты сердечных сокращений после
окончания работы.

Больше чем у половины занимающихся отмечено снижение веса тела: в среднем
на 4,8кг (в течении года) у имевших избыточный вес; на 2,8кг у лиц с нормальным
весом. Наряду с этим, у тех, кто имеет дефицит веса, он прибавляется. В случаях
же сочетании физических упражнений с малокалорийной диетой потеря веса
достигает 7 – 11кг[22, с. 40].

Основываясь на общих закономерностях
в онтогенеза двигательных способностей можно предположить, что наибольший
эффект от тренировки достигается в период бурного естественного развития
психофизических качеств (такие периоды получили название сенситивных).

Обобщая данные литературных
источников, можно констатировать, что чувствительный период развития быстроты от
7 — 16 лет, координационных способностей от 8 — 11 лет, скоростно-силовых качеств
от 9-18 лет. Интенсивный прирост силы происходит с 12 до 19 лет и выносливость
с 13 до 19 — 20 лет (рис. 1)[8, с. 21].

Выносливость

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий