Воображение как психический процесс

Дата: 12.01.2016

		

Отражение человеком мира есть активный, творческий
процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства
не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различные
комбинации.

«Представьте себе, «вообразите», «мысленно перенеситесь» – такими
словами мы вызываем соответствующие образы и представления. Они возникают и
другими способами – через чтение книг, просмотр кинофильмов, рассматривание
картин, слушание рассказов, объяснений. Они могут появиться и по ассоциации с
какими либо предметами или явлениями.

Представления относятся к числу
вторичных образов, которые в отличие от первичных (ощущение, восприятие)
возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей.

Под представлением понимают психический процесс отражающей действительности
в форме обобщенных наглядных образов.

Воображение психический процесс,
заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала
восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученный
восприятием и сохраненным памятью. Сущность воображения состоит в
комбинировании образов-представлений.

Но в отличие от представления воображение – более творческий
процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную
линию.

Воображение как своеобразная форма отражения
действительности:

– осуществляет мысленный отход за пределы
непосредственно воспринимаемого;

– способствует предвосхищение будущего;

– «отживляет» то, что было ранее.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая
деятельность мозга, в процессе которой происходят образование новых систем
временных связей на основе ранее формированных. Важную роль в создании новых
временных связей играет слово.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется
в следующих формах:

• агглютинация («склеивание» различных в повседневной жизни
несоединимых качеств, связей);

• гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, изменение
отдельных частей);

• схематизация (отдельные представления сливаются, различия
сглаживаются, а черты сходства выступают четко);

• типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных
образах);

• заострение (подчеркивание каких-либо отдельных
признаков).

Обрезы воображения различаются между собой по степени яркости и по
соотношению образов с действительностью. Выделяется на основе
вышеназванного образы:

а) реалистическое воображение (отражает действительность,
предвосхищает события);

б) фантастическое воображение («отлетает» от
действительности).

Степень контроля со стороны человека за образами своего
воображения сильно изменяется. Поэтому различают воображение произвольное (активное)
и непроизвольное (пассивное). Степень произвольности образов плавно меняется от
одних форм воображения к другим. Наименьшая степень произвольности воображения
у сновидений и галлюцинаций, грез, в наибольшая – у творчества.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение
характеризуется наличием задачи на создание образа в волевое усилие при
осуществлении этой задачи. Например, человек, недостаточно владеющий нотной
грамотой. У него есть ноты и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попытка
воссоздать на инструменте иле голосам включенный в нотах мотив проходят с
большими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергий, чтобы ноты
«зазвучали» мелодией, Проделываемая работа и есть преднамеренное воображение.

По способам создания образов различают воссоздающее (репродуктивное)
и творческое воображение.

Репродуктивное воображение – создание образа, предмета по его
описанию. Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой
знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной я т.д. Воссоздавая,
человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается
вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.
(Например, мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей,
ситуаций. Эта умственная работа вторична в сопоставлений с той, которая
проделана писателем). На уроках физической культуры в усвоении упражнений
большое значение имеет воссоздающее воображение. Задача учителя накапливать у учащихся
образы, с тем, чтобы, опираясь на них, они могли воссоздать
соответствующие действительности ситуации, упражнения.

Творческое воображение – вид воображения, направленного на
создание новых оригинальных образов, ценностей.

Различают объективно и субъективно новые образы. Объективно новое –
это образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованное, ни в
идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее. Оно оригинально.
Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять
существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как
оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез
(соединение) накопленных человеком знаний. Элементы, из которых строятся образ,
занимают иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В
новом сочетаний элементов и возникает новый образ.

В структуре воображения особое место занимает места – вид
творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Мечтает человек о том, что привлекает и доставляет радость, что
удовлетворяет сокровенные желания и потребности. О неприятном и безрадостном
человек не мечтает.

Мечта может быть реальной и нереальной. В реальной мечте человек
отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Реальная мечта – начало
прогноза и планирования важных дел, значимых для человека и для общества.
Примеров реальной мечты может служить мечта Циолковского К.Э. о полетах в
космос, полете человека на Луну.

В нереальной мечте есть содержание, но нет путей ее реализации, и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах. Нереальная мечта
рассматривается в двух вариантах;

человек верит в содержание и ему кажется, что мечта сбудется, но
он не знает как и когда это произойдет, он переоценивает свои возможности,
усилия, прилагаемые для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. В
данном случае ми говорим «о разбитых мечтах».

Человек с самого начала осознает ее таковой, но все-таки отдается
во власть мечты. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится
главным смыслом жизни.

Примером нереальной мечты являются фантазии героя поэмы Гоголя Н.В,
«Мертвые души» – Манилова.

Мечтание, фантазирование могут ослаблять внутренне эмоциональное
напряжение личности и создавать его. Оно (мечтание) помогает человеку легче
перенести свое отступление от цели и в то же время закрепляет в его сознании
эту цель. Мечтая, человек стремится к одному – доставить себе удовольствие. Но
объективно его мечтание сказывается на его поведении, восприятии
жизненных явлении.

В детском и подростковом возрасте предмет мечтаний бывает
настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели.
Это мечты-игры. Ребенок прибегает к таким мечтам ради самоуправления или
самоуслаждения. Эти мечты следует отличать от более рациональной их формы – мечты
плана.

Говоря о мечтах ребенка, надо их ни принимать в расчет не
столько их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения к
окружающему.

Например, если ребенок мечтает о том, что он изобретет лекарство,
которое избавит людей от всех болезней, – это продуктивная мечта, несмотря не
ее наивно-фантастический характер.

Образы воображения, наиболее часто возникающие в сознании ребенка,
приобретает побудительную силу за счет предвосхищения определенных переживаний,
т.е. становятся мотивами. Частое сочетание воображаемого объекта с
определенными переживаниями, (страхом, горем, унижением, радостью,
удовольствием) приводит к тому, что сам образ становится источников
переживания, непроизвольно вызывая воспоминания представления о былых
переживаниях и чувствах.

Например, если не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски,
учащийся представляет себе эту ситуацию еще раз, то испытывает те же самые
чувства, а при повторений подобной ситуации один только образ доски, учителя,
даже ученика, будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливают
переживания, так как в воображении образ может бить более ярким, чем в
действительности.

Но воображение – прекрасная основе для произвольного обучения. Чем
ярче будут эмоциональные образы, тем скорее они будут выстукать в качестве
собственных мотивов поведения. Представления о самом себе играют немаловажную
рожь в процессе становления самосознания личности и таких его подструктур, как
уровень притязаний, самооценка, критичность.

Воображение принимает участие в процессах порождения потребностей,
стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов,
целесообразования, формирует «я» человека.

В учебной деятельности учителю физической культуру и тренеру
следует учитывать следующее:

– поскольку всякий вторичный образ строится на основе
восприятия, то того, насколько умело и правильно было организовано восприятия,
зависит, насколько точным и полным будет представление. С возрастом объем восприятия
увеличивается, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы.
Поскольку в единицу времени уже может быть воспринято большее количество
объектов или их свойств, то и большее количество будет отражено в сознание в
форме образов представлений и воображения. Это позволяет добиваться большей
насыщенности урока ФК и тренировки;

– в процессе обучения я тренировок учащимся предстоит усвоить
определенное число абстрактных понятий, формированию абстрактно – логических
представлений способствуют различные аналогии, которые позволяют добиться
необходимой наглядности. Однако нельзя допускать, чтобы в сознании учащихся и
тренирующихся аналогия подменяла сущность изучаемого явления или процесса как в
примере. Некий ученик утверждал, что строение Земли подобно строению яйца, где
скорлупа – литосфера, белок – мантия, желток – ядро. Сформированное у
него представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущерб
обобщенности. Задача учителя и тренера состоит в том, чтобы использовать различные
средства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобы
формируемые у школьников образы представления и воображения не страдали
чрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но не теряли
присущей им наглядности.

– воображение существует в различных формах. Ряд форм
активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития
ребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступна
дошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то в
младшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем она
постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачок
в развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношеского
возраста, когда на первый план выступает более или менее реалистические
мечтания;

– особую трудность для школьников составляет представление
движений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю и
граверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представление
восприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к
их объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейших
средств объективация детыми своих представлений и образов воображения является
речь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточно
отчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, а
при повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет к
повышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика.
Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагать
свои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальной
технологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи и
способность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речи
не означает слабости представлений и воображения.

Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса.
Творчество – процесс, существующий как синтез познавательной,
эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями
(добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью,
сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической
активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим
открытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой
деятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можно
разделить не 4 этапа:

1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется в
творческом акте.

2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к
данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, перебор
вариантов, озарение.

4-й этап – проверка и доработка.

Виды творчества: научное, литературное, художественное,
музыкальное.

Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный,
всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личность
творца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют черты
характера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научном
творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы
элементов.

Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натуру
композитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песен и музыка к опереттам И. Дунаевского
– его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричность
и поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человека
сильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.

Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельности
учителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть
близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение
ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать
развитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображение
ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключается
в том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина не
обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов к
тому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции
ученика, а также его поведение в ближайшей будущем.

творческий
воображение антиципирование воспитательный


Литература

1. 
Психология под ред. В.В. Боголовского. М.: Просвещение, 1981.
С. 271–292. 2. Атлас по психологии под ред. М.В. Гамезо, И.А. Демашенко.
М.: Просвещение, 1986. – С. 176, 189–190.

2. 
Психологический справочник учителя под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной.
М.: Просвещение, 1991. – С. 86–90.

3. 
Познавательные процессы в способности в обучении под ред. В.Д. Шадрикова.
М.: Просвещение, 1990. С. 80–99.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий