Исторические достопримечательности Поволжья

Дата: 13.02.2016

		

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ
ФИЛИАЛ

Факультет
социально-культурного сервиса и туризма

Контрольная работа

по
туристическому регионоведению

на тему: «ИСТОРИЧЕСКИЕ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОВОЛЖЬЯ»

План.

Введение

1. О некоторых исторических
достопримечательностях Верхнего Поволжья

2. Нижний – родина моя. Памятники и
легенды

3. Из истории «кармана России»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Поволжский
район один из самых крупных в России. Он включает Астраханскую, Волгоградскую,
Куйбышевскую, Пензенскую, Саратовскую, Ульяновскую области, Калмыкию,
Татарстан. Поволжье – территория, прилегающая к среднему и нижнему течению
Волги и экономически тяготеющая к ней. Выделяются приподнятое правобережье (с
Приволжской возвышенности) и низменное левобережье (так называемое Заволжье. В
природном отношении к Поволжью иногда относят также районы, находящиеся в
верхнем течении Волги. С древнейших времен Волга была и остается важным водным
путем, который связывает не только промышленные районы, но и культурные центры.
Для регионоведения важно все – от памятника культуры до новейших оригинальных
технологий. Разумеется, в реферате невозможно подробно рассмотреть даже
основные исторические достопримечательности Поволжья. Здесь работали, например,
великие писатели А.Н. Островский, Н.А.Некрасов, А.М.Горький, художник И.Левитан
и многие другие творческие личности, именно в волжском городе появился первый в
России театр.

Цель
представленной работы:

1.Изучить основные памятники Верхнего
Поволжья.

2.Исследовать ряд исторических аспектов
Нижегородской ярмарки.

3.Глубже познакомиться с памятниками и
легендами Нижнего Новгорода.

Эти вопросы
для изучения я выбрала, потому что убеждена: каждый из нас должен знать историю
страны и особенно своей малой родины.

В.О.
Ключевский очень точно заметил: «Предмет истории – то в прошедшем, что не
проходит как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон».
Эту мысль знаменитого ученого смело можно отнести и к регионоведению.

1. О
некоторых исторических достопримечательностях Верхнего Поволжья

Углич —
город царевича Дмитрия.
Небольшой тихий старинный русский город Углич находится в Ярославской
области. Он расположен на берегу реки Волги, как раз в том месте, где она
делает крутой изгиб, который когда-то назывался «Угилец» или
«Углич». Может быть, поэтому город носит такое название. Согласно
другой версии, на этом месте в древности выжигали уголь.

Звук имени
города вызывает воспоминания о трагической истории XVI века, связанной с
убийством сына Ивана Грозного – царевича Димитрия, воспроизведенной А. С.
Пушкиным в драме «Борис Годунов».

Свидетели
больших исторических событий и перемен – памятники архитектуры XVII-XVIII в.,
сохранившиеся до наших дней, — могут поведать нам о далеком прошлом города.
Это, прежде всего, Угличский Кремль, находящийся в центре города, территория
которого с севера ограничена Волгой, а с востока и запада Каменным ручьем и
рекой Щелковкой. Здесь стоят «Палаты царевича Димитрия» (XV век);
церковь Димитрия на «крови» (XVII век) — на месте его гибели;
Спасо-Преображенский собор (XVIII век) и другие сооружения.

Уникальные
памятники зодчества можно увидеть и в других районах города. Недалеко от центра
Углича привлекает внимание силуэтом своих красивых высоких шатров
«Дивная» Успенская церковь Алексеевского монастыря (XVII век).

Вообще, в
Угличе и его окрестностях сохранилось очень много монастырей и церквей. Самой
высокой точкой города является Красноармейский бульвар, с которого открывается
величественная панорама Заволжья и замечательной красоты виды Угличского
кремля, Воскресенского монастыря.

Ярославль
– сокровищница русской культуры.
В драгоценном ожерелье древнерусских городов Ярославль сияет
особенно ярким, немеркнущим светом. Город был основан в 1010 ростовским князем
Ярославом Мудрым на месте селения Медвежий угол при слиянии рек Которосли и
Волги и имел задачей охрану пути от Волги к Ростову Великому — главному городу
Залесья. В летописи Ярославль впервые упоминается под 1071 годом. В начале XIII
века благодаря выгодному географическому положению Ярославль превратился в один
из крупных городов ростовской земли и вскоре стал столицей самостоятельного княжества.

К XVIII веку
Ярославль — крупный торговый и ремесленный центр, где ведется каменное
строительство, складываются самобытные школы каменного зодчества, настенных
росписей, процветают ремесла, развивается мануфактурная промышленность.

Пожалуй, ни в
одном другом городе не представлена так ярко архитектура XVII века, ставшего
«золотым веком» Ярославля: церковь Ильи Пророка, Богоявленская
церковь, постройки Спасо-Преображенского монастыря (основана в конце XII века)
и др.

Современный
Ярославль — областной центр России, порт на реке Волге. Население — 630 тыс.
жителей. На российском товарном рынке хорошо известны ярославские автошины,
дизельные двигатели, синтетический каучук, лаки и краски. В городе 5 вузов, 3
театра, цирк, филармония, Историко-архитектурный музей-заповедник,
Художественный музей, певца Л.В. Собинова.

Кострома –
колыбель династии Романовых.
Проезжая длинный новый мост над ней, невольно ощущаешь себя
поэтом : «О, Волга! Колыбель моя…». С моста открывается панорама
Костромы с её знаменитыми Торговыми рядами. Главками церквей и колоколен. А вот
и пристань, куда причаливала «Ласточка» героя Никиты Михалкова в
фильме «Жестокий романс». Вдали – золотые купола собора Ипатьевского
монастыря, а рядом с мостом – зеленые главки дивной церкви Воскресения на
Дебре.

В Костроме
все необычно: центральную площадь местные жители называют
«Сковородкой», стоит на ней первый в России памятник
крестьянину-герою Ивану Сусанину, а памятник Ленину на волжском откосе — на
величественном постаменте Романовых. Глядя на пожарную каланчу, какой по всей
России не сыщешь, с невольной улыбкой думаешь, как относился город к своим
брандмейстерам, коль воздвигнута была эта нарядная каланча, как ампирный храм,
дворец.

Когда
знакомишься с памятниками города, оживают известные имена — Иван Сусанин,
Михаил Романов, Борис Годунов, литературные персонажи А.Островского. В музее
природы представлена уникальная коллекция красивейших бабочек и жучков со всей
планеты, поражающих невероятными расцветками и размерами.

Костромские
Торговые ряды, в отличие от суздальских, ярославских, владимирских, отражает
истинный размах русского купечества, которому посвятил своё творчество А.Н.
Островский.

Но особое
значение Костромы для истории России — это призвание на царство из Ипатьевского
монастыря Михаила Романова, положившего начало новой династии российских
монархов.

Плес –
милый сердцу городок.
Плесом называют участок русла реки, более глубокий по сравнению с выше и
ниже расположенными. Благодаря особенному рельефу, город Плес был основан как
пограничный форпост Московского княжества в 1410 году князем Василием — сыном
Дмитрия Донского. Судьба Плеса была трудной. Безжалостно разоряли его
завоеватели, дотла сгорал он в пожары. Но вновь отстраивался и радовал людей
своим сказочным видом. Во времена Ивана Грозного город долгое время числился
крупным поставщиком рыбы для царского двора, а к концу XVIII века Плес уже слыл
как известная пристань, «прекрасно устроенная самой природой».

Город известен
благодаря произведениям русского художника И.И. Левитана, который жил в Плесе в
1888-89 годах. Рядом с Музеем И.И. Левитана на берегу Волги установлен памятник
художнику (скульптор Н.В. Дыдыкин). По сюжетам, найденным во время поездок
художника в Плес, Левитан написал около сорока картин. Назовем самые известные
полотна: «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес»,
«Тихая обитель», «Вечерний звон» и др.

В 20-е годы
XX века Плес превратился в город-здравницу. Сейчас здесь находятся дома отдыха,
пансионаты, туристские базы. Единство природы и скромной архитектуры XIX века
поражает своей целостностью, поэтичностью и неповторимостью. В этот городок
влюбляются с первого взгляда и навсегда.

2. Нижний
– родина моя. Памятники и легенды

Нижний Новгород смело можно
назвать городом легенд и преданий. Они связаны со многими событиями
нижегородской истории. Вот какую легенду рассказывает о возникновении Нижнего
наш земляк – писатель П.И.Мельников-Печерский в «Очерках мордвы»:

«Из-за Кудьмы-реки
мордвин Абрамка пришел на устье Оки и поселился на Дятловых горах, поросших
дремучим лесом. Было у него четырнадцать сыновей и три дочери, и построил
Абрамка семнадцать домов, там, указывает местный рассказ, где находится теперь
архиерейский дом. Это мордовское селение называлось «Абрамовым», и
Абрамка был «панком», то есть правителем соседней Мордвы (терюхан).
Когда русские стали готовиться к первому походу на Мордву, Абрамка укрепил свой
городок, обнес его тыном и валами; в нем было тогда до пятисот человек. В
городке своем Абрамка устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие, с
дубовыми растворами, и завалил их землей; другие — Тайницкие, у Коровьего
взвоза, на север, из которых ходили за водой на Волгу.

Русские подошли к
Абрамову городку в числе четырнадцати тысяч и стали переговариваться с
Абрамкой:

— Уйди ты от устья Оки и
давай князю нашему дань».

— Я не князь мордовский,
а только выборный «панок», — отвечал Абрамка. — меня мордва не
послушает, а вот я соберу весь мордовский народ, поговорю с ним и уговорю всю
Мордву покориться русскому князю; только дай мне сроку четыре года.

— Не дам тебе четыре
года, — отвечал русский «мурза», — а даю сроку четыре дня.

Абрамка согласился,
оповестил ближайшую мордву, и в две ночи через Тайницкие ворота набралось в его
городок пять тысяч мордвы. На четвертый день условленного срока Абрамка велел
раскопать засыпанные землей ворота, и ударила мордва на русскую рать. Но
русские одолели, завладели городком, сожгли его, разграбили, а жителей, которых
побили, которых в полон взяли. Сам Абрамка был убит.

Поставили русские свой
городок не на том месте, где было Абрамово городище, а выше по течению Оки, на
месте, которое приходится теперь супротив ярмарочного моста. Мордва, узнав о
гибели панка Абрамки, и что город его в устье Оки занят русскими,
заволновалась, и шесть тысяч мордовских ратников собрались отмстить за смерть
своего «панка» и выгнать русских из земли своей. Русских было только
тысяча человек. Узнав о приближении Мордвы, они вышли навстречу и бились с нею
около деревни Новой, иначе Щербинка, пробились через мордовские полчища и через
Березполье уехали во Владимир. Русские были на конях, а мордва пешая, оттого
она и не могла достичь бежавших русских. Узнав об этом, русский великий князь
сам двинулся на Мордву и, завладев их прибрежными местами, основал Нижний
Новгород».

Несколько известных
легенд связано с Нижегородским кремлем. Ряд его башен имеют названия, данные по
преданиям. Например, Коромысловая башня. Эта круглая башня расположена на
крутом повороте кремлевской стены над пересечением Зеленского съезда
(«трубы» ) с Почаинским оврагом. Отсюда начинался заметный и сегодня
пологий спуск к реке Почайне, по дорожке вдоль косогора нижегородки носили на
коромыслах воду. Да и сама башня с примыкающими пряслами напоминает, если
смотреть с противоположного берега Почаинского оврага, крепкую молодуху с
коромыслами на плечах. Не потому ли и башня называется Коромысловой.

Правда,
легенды нам предлагают другие варианты происхождения названия башни. В 1520
году казанский царь Саип-Гирей после трехдневной осады Нижнего Новгорода, как
гласит древняя летопись, «ничтоже сотворише, стыде вспять», другими
словами, после безуспешного наступления отступил. Крепость кремлевских стен,
как и не раз до этого, спасла город.

Осадила
Нижний Новгород несметная вражья сила. День за днем отбивали нижегородцы
тяжелые приступы врага, и начали таять их силы. В городе кончались запасы
продовольствия, а главное — не хватало воды. Начали думать защитники о том, что
придется сдаваться на милость победителя. Среди осажденных нашлась одна храбрая
девушка. Она вызвалась принести воду из речки Почайны. Рано утром под покровом
тумана спустили ее со стены. Осторожно миновала она татарские патрули,
спустилась к Почайне, напилась сама, набрала полные ведра воды и стала подниматься
с ними в крутую гору. И были уже близко дружеские руки, готовые подхватить ее,
как появился татарский патруль. Враг поднял тревогу. Между татарами и девушкой
завязалась ожесточенная схватка, в которой она оборонялась своим коромыслом.
Девушка убила им несколько татар, но и сама была убита. Храбрость девушки
смутила врагов. Они рассуждали: «Если в этой крепости такие храбрые
женщины, что одна из них без оружия убила несколько наших воинов, то каковы же
должны быть мужчины?» Осада была снята. Убитую девушку с почестями
похоронили подбашней, положив с ней и ведра с коромыслом. С тех пор и зовется
та башня Коромысловой».

Содержание
другого наиболее известного варианта легенды сводится к следующему: «В
Нижнем Новгороде начали каменщики строить кремль. На следующий день утром
пришли и увидели, что все сделанное ими развалилось. Удивились каменщики,
покачали головами, но продолжили работу. А на другой день увидели снова все
развалившимся. Решили каменщики обратиться к старикам за советом. И старики
сказали: чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила,
надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого
существа.

Неподалеку от
места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена —
красавица Алена, которая ждала ребенка. В то утро вышла Алена рано утром по
воду на речку Почайну. Взяла она ведра и коромысло, спустилась к речке, набрала
полные ведра и стала подниматься с ними на крутую гору, И увидела Алена, что
около места постройки кремля стоят люди и чего-то ждут. Подошла Алена к
строителям. Взмахнул рукой седобородый боярин. Схватили Алену и замуровали ее
живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С
тех пор и стала называться башня Коромысловой. А муж Алены. узнав о страшной
смерти жены, покончил с собой — бросился в Волгу».

А вот какое
предание существует о Северной башне Нижегородского кремля. Еще одно имя было у башни — Ильинская, по церкви
ветхозаветного пророка Илии, построенной, по преданию, на том месте, где был
убит мурза Ногайский, татарский князь: на противоположной кремлю стороне
Почаинского оврага.

В сентябре
1505 года полчища татар и ногайцев числом около шестидесяти тысяч осадили
Нижегородский кремль.

Нижегородский
воевода Хабар Симский имел в своем распоряжении и пушки и порох, но не было у
него умельцев — пушкарей из местных воинов. А в городских темницах в это время
томились пленные литовцы — огненные стрельцы. В плен они были взяты в 1500 году
после поражения в битве при речке Ведроша, что впадает в Днепр близ Дорогобужа.
Вместе с пленными в Нижний были доставлены и трофейные пушки. Воевода пообещал
пленным свободу, если они помогут отстоять Нижний. Первым пушечным выстрелом
легендарный Федя Литвич поразил мурзу Ногайского, и татары в смятении отступили.
В летописи сказано, что литовцы огненным стрелянием своим и град от взятия
удержаша, и народ от меча и плена избавиша. Хабар Симский свое слово сдержал и
не только отпустил, но и богато одарил литовских стрельцов, многие из которых
так и остались в Нижнем по своей воле.

И еще одна
кремлевская легенда – о Георгиевской башне.

По библейским
сказаниям, молодой военачальник Георгий при гонении римского императора
Диоклетиана на христиан (III – IV в.) стал исповедовать христианство, за что и
был обезглавлен. На Руси святого Георгия почитают с первых лет крещения Руси,
его имя давали членам великокняжеских семейств, Георгиевский крест – почетная
награда многих поколений русских воинов. Георгием звали и великого князя –
основателя Нижнего Новгорода.

А вот какая
легенда существует о Козьме Минине. В
«Книге о чудесах пр. Сергия», написанной старцем Симоном Азарьиным,
находится поведание «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о
собрании ратных людей на очищение государства».

В
горькую пору смуты «муж бяше благочестив Нижнего Новгорода именем Козьма
Минин… Явися ему чудотворец Сергий, повелевая ему казну собирати и воинских
людей наделяти и идти на очищение Московского Государства».

Кузьма
Минин был небогатый человек, занимавшийся мелкой торговлей мясом и рыбой
«убогою куплею», «муж родом не славен, — говорит о нем летописец,
— но смыслом мудр». Пользуясь большою популярностью в народе и отличаясь
исключительной честностью, Минин 1 сентября 1611 г. был избран нижегородскими
посадскими людьми земским старостой. Нижегородские жители единодушно доверили
Минину судить и разбирать их споры, руководить ими, решать их общественные,
мирские дела. Вспомним знаменитую картину К.Маковского «Воззвание Минина к
нижегородцам», которая хранится в Нижегородском художественном музее.

3. Из
истории «кармана России»

Нижегородцам хорошо
известна эта мудрая поговорка: «Петербург – голова России, Москва – ее
сердце, а Нижний – ее карман». Метко подмечено народом то основное, чем
была насыщена жизнь крупного провинциального города – концентрировать в
относительно небольшом пространстве немалые капиталы, заработанные российскими
купцами благодаря поддержке царского правительства и городских властей Нижнего
Новгорода. Всемирную известность получило такое своеобразное явление русской истории,
как Нижегородская ярмарка – широкое торжище отечественного купечества с
приглашением иноземных гостей.

В течение более двухсот
лет население Нижнего Новгорода оставалось почти неизменным и насчитывало к
рубежу XIX столетия 7678 жителей. На рост и дальнейшее развитие города весьма
существенно повлияло перенесение сюда ярмарки, собиравшейся у стен
Макарьевского монастыря, что стоял в 100 км ниже по течению Волги. Неудобства,
вызванные скоплением многих тысяч людей у поселка с ничтожным числом постоянных
жителей, заставили еще на рубеже XIX столетия поставить вопрос о переводе
ярмарки в лучший по географическому положению Нижний Новгород. Тогдашний
министр торговли Н.П.Румянцев выступил с таким предложением в 1805 г. Однако
реальностью оно стало только после пожара в августе 1816 г., дотла
уничтожившего незадолго до того построенный ярмарочный Гостиный двор в
Макарьеве.

В 1817 г. ярмарку открыли
уже в Нижнем Новгороде, сперва в виде опыта. В следующем, 1818 г. было принято
окончательное решение о переводе ярмарки в Нижний и тогда же утверждены
проекты и начата постройка каменных корпусов Гостиного двора, завершенных в
основном к 1822 г. Строительство всего комплекса продолжалось до 1828 г.

Получившая мировую
известность Нижегородская Макарьевская ярмарка придавала специфический характер
всей жизни волжского города на протяжении целого столетия. В период ее расцвета
ежегодно на один летний месяц в Нижний собиралось от ста до двухсот тысяч
человек, более чем в два-три раза увеличивая население города. Караваны барж
стояли на много километров вверх и вниз по Оке и Волге, оставляя посередине рек
только неширокий проход для движения судов. После 1917 года ярмарка
возобновлялась на несколько лет в период нэпа и последний раз функционировала в
1929 г.

Наиболее подходящий
участок, свободный от застройки и находившийся рядом с городом, был найден на
левом, низком берегу Оки, между Канавинской слободой и Баранцевым и Мещерским
озерами на Стрелке (месте слияния Оки с Волгой). Он хотя и затапливался почти
ежегодно весенними паводковыми водами, но своей непосредственной близостью к
пристаням и рейду был удобен для ярмарки. Этот участок имел форму
прямоугольника, вытянутого в глубину от берега. Такое его расположение и
конфигурация, по существу, предопределили основную композицию комплекса с осью
симметрии, перпендикулярной реке. Необходимый из-за расположения в низине
осушительный канал был запроектирован подковообразной формы и замыкал
территорию с запада. Таким образом, этот как бы законченный в себе
архитектурный организм раскрывался в сторону города. Чтобы подчеркнуть значение
главных строений ярмарки, размещенных вблизи берега, перед ними была устроена
площадь, окруженная торговыми корпусами. На противоположном конце центральной
оси, где благодаря небольшому повышению рельефа опасность весеннего затопления
была меньше, отводилось место для главной ярмарочной церкви. В таком виде и
было осуществлено строительство основного комплекса ярмарки.

Крупные комплексы,
проектирование и строительство которых длится годами, почти всегда являются
результатом коллективного труда и подчас сложно бывает определить границы
авторства отдельных людей. Когда А.А.Бетанкур, председатель Комитета строений и
гидравлических работ, был назначен руководителем проектирования и строительства
Нижегородской ярмарки, он выбрал для нее участок на левом берегу Оки. И это
естественным образом заставило принять ту схему планировки, какую подсказывал
приведенный здесь анализ местных условий, поскольку такая схема вполне разумно
удовлетворяла всем необходимым требованиям этого крупного строительства. В
качестве руководителя работ А.А.Бетанкур, крупнейший инженер того
времени в России, сказался как нельзя более на своем месте:
инженерно-утилитарные вопросы имели для создания этого комплекса весьма
существенное, если не решающее, значение. Для связи ярмарки с городом был
построен почти 600-метровый плавучий плашкоутный мост. Подковообразный
Бетанкуровский канал, получивший имя строителя ярмарки, имел свою систему
шлюзов и наполнялся водой посредством двух других каналов, один из которых
начинался за 20 км на реке Пыре около Балахны. Основным назначением канала было
осушение участка и создание противопожарной зоны, кроме того, предполагалось
использовать его для подвоза товаров непосредственно к торговым корпусам. Было
широко задумано и остроумно решено обеспечение санитарно-гигиенического
состояния территории: вдоль берегов канала проложили две подземные галереи с
размещенными в них санитарными узлами.

Обратимся к книге
А.П.Мельникова «Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки
(1817-1917)», где подробно рассказывается о различных сторонах торжища:
«Бетанкур был один из трех французских инженеров, которых Наполеон I подарил императору Александру
Павловичу в 1806 году. Бетанкур привез с собой в Россию целую колонию иностранцев,
преимущественно, как говорят, испанцев. Жил Бетанкур широко… Устроив однажды
гулянье на лодках по Волге, Бетанкур привез своих гостей на очаровательный
остров с прелестным парком и цветниками, где и устроились танцы. Оказалось, что
парк был разведен из срубленных только накануне на этот случай деревьев… Бетанкур
не окончил работ по ярмарке, потому что попал под суд. Кстати, заметим, под суд
попал и губернатор Быховец, как говорят, будто бы оклеветанный. Существовало
поверье, что несчастье постигало всех, кто принимал участие в переводе ярмарки
от Макарьевского монастыря и вообще так или иначе, волею или неволею,
способствовал запустению древней обители».

После смерти в 1824 г.
А.А.Бетанкура руководство строительством ярмарки перешло к инженеру Р.Р.Бауса.
Ансамбль получил завершение – по главной его оси за собором поднялась
колокольня с жилым корпусом при ней (1826, архитектор А.Л.Леер). В 1828 г. на
линии, поперечной к основной композиционной оси, по ту и другую стороны
Бетанкуровского канала А.Л.Леером были построены татарская мечеть и армянская
церковь: комплекс Гостиного двора теперь был связан с окружающей его не слишком
упорядоченной деревянной застройкой — лавками, балаганами, гостиницами и
постоялыми дворами, среди которых возвышался объем ярмарочного театра. Дома
стояли вдоль улиц, разбитых параллельно осям ансамбля Гостиного двора, который
раскрывался к реке и был ориентирован на старый город, раскинувшийся на
противоположном, высоком берегу Оки. Таким образом, Нижний Новгород как бы
перекинулся за реку и теперь, впервые в его истории, наметилась архитектурная
согласованность застройки обоих берегов широкой реки.

В начале XIX в. некоторые
государственные деятели России считали, что после перевода ярмарки в Нижний
Новгород «сей город оною возведен будет на степень третьей Государственной
столицы». Это предсказание отчасти оправдалось — город стал развиваться
ускоренными темпами, в основном сохранявшимися на протяжении всего столетия.
Уже к 1825 г. население его удвоилось, достигнув 16 тысяч жителей, а к 1841 г.
снова выросло вдвое—до 32 тысяч. В 1824 г. утвержден новый план Нижнего
Новгорода, в который была включена Канавинская слобода и территория ярмарки. В
плане, подписанном архитектором В.И.Гесте, учтены результаты перепланировочных
работ и изменений, внесенных в проект 1770 г. при его осуществлении. Новый
проект предусматривал увеличение территории города, в нем больше учитывались
особенности рельефа, что значительно сокращало работы по засыпке оврагов и
осушению прудов. Сетка улиц нагорной части города, закрепленная проектом
планировки 1824 г., в значительной степени сохранилась до наших дней. Конечно,
с ростом города план его время от времени уточнялся и изменялся, застройка
уплотнялась, а границы города расширялись.

По-новому организуется ансамбль
ярмарки. Стремление продолжить и переосмыслить традиции русской архитектуры
выразилось в формах и деталях нового здания Главного ярмарочного дома.
Победителями конкурса на его проект стали архитекторы К.В.Трейман, А.М. фон
Гоген и А.Г.Трамбицкий, а руководил постройкой, законченной к 1890 г.,
архитектор Н.П.Иванов.

В 1881 году был сооружен
собор Александра Невского. Соединение пяти шатров в одном здании было основной
идеей проекта губернского архитектора Р.Я.Килевейна, выполненного им в 1865
году. При утверждении проекта по требованию петербургской Комиссии он был
весьма существенно переработан. События собора, заложенного в 1868 г., вел тот
же Килевейн (при участии Л.А.Даля).

И сегодня поражают
масштабы ярмарки. Для нее было отведено около 150 гектаров. В середине XIX века она представляла собой как бы
самостоятельный город с восемью площадями и тридцатью хорошо спланированными
замощенными улицами. Главный ярмарочный дом окружали 60 двухэтажных каменных
корпусов, в которых размещалось 2500 лавок. Помимо вокруг корпусов ежегодно
строились деревянные помещения, в которых насчитывалось еще 2800 лавок.

В торгах участвовало до
15 тысяч купцов, а численность обслуживающего персонала достигала 105 тысяч
человек. Таким образом, вместе с членами семей население этого торгового
«города» составляло около 120 тысяч человек. В то время как в самом
Нижнем Новгороде проживало, к примеру, в 1877 году 50 тысяч, а в 1897 – 90
тысяч человек.

Торговля начиналась
практически с 15 июля после торжественного молебна и подъема флагов ярмарки, а
заканчивалась после 10 сентября, когда закрывались лавки, разбирались
деревянные балаганы – ярмарка пустела до будущего года.

Велик был объем продажи
товаров. Привоз на Нижегородскую ярмарку в середине XIX века составлял половину всего ярмарочного оборота
России, приближаясь к торговым оборотам Москвы. Среди российских товаров
главное место занимали ткани, металлы, изделия из них, пушнина и изделия из
нее, кожаные вещи, хлеб, рыба, соль. Из Европы на ярмарку везли инструменты,
часы, сукна, вина, кофе, орехи, сухофрукты.

Обширен и разнообразен
был торг с купцами из Закавказья и Персии, стран Средней Азии, из других
азиатских стран. Из Средней Азии, например, привозили, привозили шелковые и
хлопчатобумажные ткани, пушнину, бирюзу, хлопок и пряжу из него, а среди
китайских товаров особенно ценились чай, шелковые ткани, жемчуг, фарфор.
Нижегородскую ярмарку называли меновым двором Европы и Азии. Она была и
выставкой товаров, и всероссийской биржей, которая устанавливала на целый год
цены на важнейшие предметы потребления, учитывала спрос и предложение.

У Нижегородской ярмарки
богатейшая история. В 1890 году в первый раз прибыли на ярмарку афганские купцы
после только что завязавшихся торговых отношений. Вот как рассказывает об этом
А.П.Мельников: «Закупив товару на крупную сумму, они погрузили его на
баржу у Сибирской пристани, но еще не успели застраховать, как над ярмаркой
разразилась страшная гроза. Молния ударила в баржу с погруженным афганцами
товаром и товар вместе с баржой погиб в пламени. Баранов принял в них участие;
он сумел повлиять на ярмарочное купечество, выставив доводы, что такое
прискорбное начало торговых сношений с Афганистаном может отнять у России
крупный рынок для сбыта. «Купечество ярмарочное с Коншиным во главе, — читаем
мы в ярмарочной газете, — по предложению Баранова, решило оказать настоящий
подвиг великодушия. Русские мануфактуристы вознаградили целиком всю громадную
потерю афганцев и бесплатно выдали им товара на те же 250.000 рублей». Это
был, пожалуй, действительно подвиг. Поддержать престиж русских торговцев в
глазах новых восточных покупателей было особенно важно в ту пору ввиду особенно
обострившихся стремлений Англии завладеть рынками востока на правах монополии».

Заключение

Исторические достопримечательности Поволжья – на мой взгляд, тема
неисчерпаемая, очень интересная. История – по сути, каждый минувший день.
Обращение к истокам обогащает, из событий вчерашнего дня так или иначе каждый
из нас извлекает уроки.

В представленной работе я рассмотрела ряд достопримечательностей Углича,
Ярославля, Костромы, Плеса, Нижнего Новгорода. По моему убеждению, в период
рыночных реформ особое значение имеет изучение истории Нижегородской ярмарки,
которая сегодня переживает свое второе рождение.

За долгий период
существования ярмарки нижегородское купечество выработало своеобразный кодекс
торговой чести, главный постулат которого гласил: «Прибыль превыше всего,
но честь превыше прибыли». В наши дни происходит возрождение Нижнего
Новгорода как одного из деловых и финансовых центров России. В мае 1990 года
состоялся «Пролог» возрождающейся Нижегородской ярмарки. В сентябре
того же года образовалось Всероссийское акционерное общество
«Нижегородская ярмарка». Его цель – развитие рыночных отношений,
интеграция города и области в российскую и мировую экономические системы и
создание в Нижнем Новгороде выставочного центра международного уровня.

Лучшие товары, новейшие
технологии и технологическое оборудование – вот далеко не полный перечень того,
что представляет в своих павильонах и на выставочных площадях
«Нижегородская ярмарка». Среди ее экспонентов – фирмы, лидирующие в
мировом и отечественном производстве, поэтому в дни тематических выставок
Главный ярмарочный дом – то же самое здание, которое было в центре ярмарки в дореволюционное
время, — становится местом деловых встреч видных российских и зарубежных
предпринимателей.

Достижение истинного успеха в возрождении Нижегородской ярмарки, нашего
города как «кармана России» возможно при гармоничном сочетании
прошлого и настоящего, в том числе и углубления работы по регионоведению.


Использованная
литература

1.            
Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. Издательство
«Искусство», М., 1987

2.            
Агафонов С.Л. Каменная летопись города. Волго-Вятское книжное издательство.
Горький, 1971

3.            
Борисов Н.С. Окрестности Ярославля. Издательство «Искусство»,
М., 1984

4.            
Герчук Ю., Домшлак М. Художественные памятники Верхней Волги.
Издательство «Искусство», М., 1976.

5.            
Дурылин. С. Нестеров в жизни и творчестве. Издательство «Молодая
гвардия», М., 1965

6.            
Ермолаев В. Плес – жемчужина Волги. Ярославль, Верхне-Волжское книжное
издательство, 1987

7.            
Званцев М.П. Заволжье. Издательство «Искусство», М., 1972

8.            
Знакомьтесь, город Горький! Волго-Вятское книжное издательство, 1989

9.            
Кострома. Путеводитель. Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль,
1983

10.         
Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917).
Второе издание. Издательство АО «Нижегородский компьютерный центр пользователей»,
Нижний Новгород, 1993

11.         
Мельников-Печерский П.И. Очерки мордвы. Электронный вариант

12.         
Памятники истории и культуры Горьковской области. Составитель и научный
редактор – проф. В.П.Фадеев. Волго-Вятское книжное издательство, 1980

13.         
Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. Хроника Смутного времени. Издательство
«Молодая гвардия», М., 1981

14.         
Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М.Прохоров.
Издание четвертое. «Советская энциклопедия». М., 1989

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий