Система дзен-буддизм

Дата: 13.02.2016

		

Дзен-буддизм
– одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является
уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности
духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания,
тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его
значение и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в
кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм
не основан на логическом анализе, не учит, а только указывает путь духовного
развития личности Целью его является приобретение внутреннего духовного опыта,
просветление личности посредством проникновения в истинную природу ума,
ставшего своим собственным господином, и достижение свободы от всех
неестественных помех и условностей. Работа в системе дзен-буддизма означает
прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим
внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала
субъектной психической активности личности в процессе систематической
тренировки ума.

Согласно
дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции человека раскрываются тогда,
когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными
нормами, природно-спонтанным, естественным, «самонеосознанным».
Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и
озабоченностью ею, а «наитием», т. н. периферийным зрением сознания,
степенью его развития и способностью «чувствовать» ситуацию. Эти
качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно
управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта
способность в результате систематической практики «Дхьяна-дзен», что
означает «сидеть в медитации», которая, в отличие от др. ее видов, не
имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как «облако,
кочующее в небе« и выражается в форме »недействия«, »незанятости»,
что является не просто «спокойствием ума», а особого рода
«несхватыванием ума». В дзен-буддизме считается, что совершенный
человек пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего
не отвергает, воспринимает, но не хранит.

Спонтанность
мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в
памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или
оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного и пассивного
сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где
ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни
удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику
никакой определенной направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается
к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении
дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика ставят перед дилеммой
мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за
хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.

В
целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный восточный ум с присущим ему
спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с
праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной
«бездонной пропасти», «тишиной грома», в которой исчезают
все контрасты и условности. Считается, что человек, следующий путем
дзен-буддизма, достигает гармонии личности через раскрытие истины, заключенной
в глубине человеческой природы.

Список литературы

Л.
А. Лепихова. Система дзен-буддизм

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий