Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Дата: 21.05.2016

		

Оценка
экономической целесообразности выпуска конкретного изделия

(«Печатной
платы электронных часов»)

Пояснительная
записка к курсовой работе по дисциплине

«Экономика
отрасли»

Введение

В настоящее время в России наблюдается значительный интерес к
более глубокому изучению экономической жизни. Благополучие людей, их
собственность всем необходимым зависят от состояния экономики, правильного
ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой.
Экономическая ситуация непрерывно меняется. Изменяются научные представления об
экономических объектах, процессах отношения и управление ими со стороны
государства, общества, предприятий, граждан.

Любая фирма, начинающая свою финансово-хозяйственную
деятельность, или уже имеющая опыт работы, чтобы выжить в условиях рыночной
экономики, должна знать принципы формирования цен, что влияет на их уровень,
как правильно выбрать политику цен и разработать стратегию, для того, чтобы
выдержать конкурентную борьбу не только на внутреннем, но и внешнем рынке.

Для обеспечения положительного экономического развития
предприятия необходимо уметь принимать нужные решения для снижения убытков,
повышения рентабельности изделия и объема выпуска продукции.

Цель курсового проекта научится определять экономическую
целесообразность выпуска конкретного изделия, в данном случае – платы
электронных часов.

В ходе выполнения курсового проекта решаются такие задачи как
расчет себестоимости, рентабельности и цены выбранного на проект изделия, в
данном случае – электронных часов. А так же выполняется анализ полученных
результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части
работы (первая часть – теоретическая, в ней освещается понятие предприятия,
раскрываются его задачи, типы и формы, структура, производственный процесс и
цикл, виды производств, себестоимость и ценообразование; вторая расчетная, в ней рассчитываются цена, себестоимость и
рентабельность продукции, что играет немаловажную роль при выходе фирмы на
рынок), заключения, списка используемых источников, приложений и прайс-листа с
ценами на комплектующие и материалы.

1 Описательная часть

1.1 Понятие и
классификация предприятий

Предприятие — это
самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим
законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг
с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Важнейшими задачами
предприятия являются:

1.  получение дохода владельцем предприятия;

2.  обеспечение потребителей продукцией предприятия;

3.  обеспечение персонала предприятия заработной платой,
нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

4.  создание рабочих мест для населения, живущего в
окрестностях предприятия;

5.  охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного
бассейнов;

6.  недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки,
выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения
рентабельности производства).

Предприятия различных отраслей промышленности имеют свои специфические
особенности, вытекающие из характера производства, применяемой техники и
технологии, квалификации кадров. В то же время все они имеют и ряд общих
признаков, позволяющих классифицировать их по ряду направлений: формам
собственности, отраслевой принадлежности, уровню концентрации производства,
степени специализации, типу производства, уровню механизации и автоматизации.

Предприятия можно классифицировать по различным признакам:

• по назначению производимой продукции или работ, услуг;

• по особенностям технологического процесса,

• по организационным типам построения структуры управления;

• по характеру потребляемого сырья и способам его переработки;

• по уровню специализации;

• по формам собственности;

• по способу распределения прибыли и убытков;

• по источникам формирования имущества

• по размерам и т д.

По цели деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие. Коммерческие
предприятия (организации) ориентированы на получение прибыли и ее
распределение, в том числе между участниками создания или функционирования
предприятия. Коммерческие организации могут выступать в форме государственных и
муниципальных унитарных предприятий, частных унитарных предприятий,
хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных
кооперативов.

По формам собственности предприятия бывают государственными и частными.

Цель, для реализации которой создается предприятие (организация), во
многом влияет на выбор его организационно-правовой формы.
Организационно-правовые формы, которые выбираются для функционирования
предприятия, определяются его особенностями и действующим законодательством

По формам хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, унитарные предприятия. Многообразие
организационно-правовых форм позволяет выбрать наиболее соответствующую целям и
условиям функционирования предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.
Признаки отнесения предприятий к одной из этих подгрупп указываются в
законодательных или нормативных актах.

Малые предприятия с небольшой численностью персонала, прибылью или
продажами, как правило, имеют преимущества по сравнению с крупными в виде
налоговых льгот или других мотивационных механизмов, способствующих развитию и
укреплению малого предпринимательства.

По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на
совместные, зарубежные и иностранные.

Отраслевая принадлежность определяется рядом признаков: характером
воздействия на предмет труда, экономическим назначением продукции, характером
технологического процесса, временем работы в течение года. По отраслевому
признаку предприятия относятся к сфере материального (промышленность,
строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт) и нематериального
производства (здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и др.).

По подчиненности выделяются дочерние предприятия, филиалы и другие
структуры с расчетным счетом и обособленным балансом (или без), с правом (или
без) юридического лица.

По характеру
воздействия на предмет труда они делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей
промышленности.

По экономическому назначению продукции, т е. по ее роли в производстве
совокупного продукта, все предприятия делятся на производящие средства
производства и производящие предметы потребления.

По характеру технологических и производственных процессов предприятия
подразделяются на две группы: с прерывным и непрерывным производством.

По времени работы в течение года различают предприятия круглогодичного и
сезонного действия.

По уровню концентрации производства предприятия могут быть крупные,
средние и мелкие. Это зависит от размера выпуска продукции, численности
рабочих, стоимости основных фондов и энерговооруженности труда.

По степени специализации предприятия подразделяются на специализированные
(выпускающие однородную продукцию с ограниченной номенклатурой), универсальные
(выпускающие продукцию широкой номенклатуры или выполняющие множество различных
видов работ — инструментальные, ремонтные заводы) и смешанные.

По типу производства различают предприятия с массовым, серийным и
единичным производством.

По степени механизации и автоматизации выделяют предприятия с
автоматизированным, комплексно-механизированным и частично механизированным
производством.

Для создания эффективных форм организации производства предприятия на
договорных началах могут создавать консорциумы, концерны, межотраслевые
государственные объединения, ассоциации и другие крупные организационные
структуры.

1.2 Жизненный цикл предприятия

Жизненный цикл
организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период
своего функционирования: рождение, детство; юность, зрелость, старение,
возрождение.

Рождение любой
организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с
поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной
стадии – выживание. Характером для стадии рождения является
небольшое
количество партнеров.

Детство – стадия
высокорисковая, так как именно в этот период происходит несоизмеримый по
сравнению с изменением управленческого потенциала рост организации. На этой
стадии большинство организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности
управляющих. Основной задачей организации в этот период является укрепление
своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению ее
конкурентоспособности. А главная цель организации на этой стадии – обеспечение
бурного роста.

Юность – период
перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой
единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых
форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная задача организации
в данный период – обеспечение ускоренного роста и, как правило, полный захват
своей части рынка. Стадия юности характерна тем, что интуитивная оценка риска
руководством организации уже недостаточна, и это заставляет его прибегать к
математическим оценкам возможных потерь в результате действия риска. В данный
период развития организация нуждается в привлечении специалистов с
узкоспециализированными знаниями.

Зрелость – развитие
организации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе
устойчивой структуры и четкого управления. В этот период, как правило,
руководитель организации обеспечивает логичность и стройность системы
управления, что обеспечивает адаптацию организации к изменениям внешней среды,
а также к обновлению и децентрализации. Зрелость организации связана с ее
проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией,
однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Этап
зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания
завершенности движения вперед. Выделяются три стадии зрелости организации:
ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется
систематическим ростом организации, в период промежуточной зрелости происходит
сбалансированный рост, а окончательная зрелость – это период формирования
индивидуальности и высокого имиджа организации.

Стадия старения
характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых
идей в громоздких структурах управления. Главной задачей организации в данный
период становится борьба за выживание и стабильность.

В период возрождения в
организацию приходит новая команда управленцев, которые осуществляют внутреннюю
перестройку и меняют существовавшую до этого структуру управления. Главная цель
в этот период оживление деятельности организации.

1.3 Создание предприятия

Создание
предприятия базируется на определённых принципах, регулируемых гражданским
законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах, а
также в зависимости от формы собственности на имущество.

Создание
нового предприятия происходит, как правило, в несколько этапов:

1.
Возникновение идеи о создании нового предприятия, необходимого для производства
конкретных видов продукции (работ, услуг);

2. Изучение и
определения возможностей использования новых технологий, средств и предметов
труда.

3. Изучение
рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие.

4. Подбор
поставщиков необходимых факторов производства.

5. Подбор
соучредителей предприятия.

6.
Определение финансовых источников формирования уставного капитала.

7. Разработка
учредительных документов.

8.
Осуществление государственной регистрации предприятия.

9. Изготовление
печатей и штампов.

10.
Постановка на учёт в органах государственной налоговой службы.

Предприятия
могут создаваться на базе государственной, муниципальной собственности,
собственности граждан (физических и юридических лиц), на базе коллективной и
смешанной собственности. Количество учредителей создаваемого предприятия
законодательными актами не ограничивается, за исключением ЗАО и ООО, предел
численности учредителей которых установлен в количестве 50 человек.

Размер
уставного капитала создаваемого предприятия регламентируется Гражданским
кодексом РФ. Для ОАО и предприятий с участием иностранных инвестиций
минимальный порог устанавливается в 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО — 100 МРОТ.

1.4 Организационно-правовые формы хозяйствования и
структура: общая, производственная, организационная

Организационно-правовая
форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия,
которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

Современная экономика
РФ базируется на многообразии форм собственности, предполагает функционирование
предприятий различных организационно-правовых форм. Организационно-правовая
форма предприятия определяется рядом признаков:

а)  порядком
формирования и максимальной величиной уставного капитала

б)  ответственностью
по обязательствам предприятия

в)  перечнем
и правами учредителей и участников

Установлены следующие
организационно-правовые формы предприятий:

а) государственное
предприятие;

б) муниципальное
предприятие;

в) индивидуальное
(семейное) частное предприятие;

г) полное товарищество;

д) смешанное
товарищество;

е) общество с
ограниченной ответственностью;

ж) акционерное общество
закрытого типа;

з) акционерное общество
открытого типа.

Закон допускает также
создание филиалов и представительств с правами обособленных подразделений
предприятия. По законодательству РФ на добровольной основе могут создаваться
объединения предприятий (союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые,
региональные и другие объединения).

Полное товарищество –
это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным
между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени
товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им
имуществом.

Управление
предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему
согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества, как
правило, имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании.
Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность
своим имуществом по обязательствам товарищества. Т. е. фактически это
утверждение означает неограниченную ответственность товарищей.

Полные товарищества
распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они
представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность
контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере
(коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками,
осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и
отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными
товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов),
которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах
сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом
предпринимательской деятельности.

Данная
организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных
предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов
через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной
ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество,
уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными
документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не
отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью
общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал
общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников.
Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних
предприятий.

Общество с
дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами
общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными
документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную
ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех
кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами
общества.

 При
банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества
распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если
иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными
документами общества. Т.е. фактически общество с дополнительной
ответственностью представляет собой гибрид полного товарищества и общества с
ограниченной ответственностью.

Акционерное общество
(АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число
акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его
обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в
пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие
акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества
в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное
общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им
акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе
проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на
условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное
общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский
баланс, счет прибылей и убытков.

Закрытое акционерное
общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его
учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе
проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом
предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого
акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций,
продаваемых другими акционерами этого общества.

Учредительным
документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал
акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного
акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления
акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров
может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее
число акционеров превышает 50 человек.

Организационно-правовая
форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных
предприятий, т. е. среди тех предприятий, на которых существует большая
потребность в значительных финансовых ресурсах.

Структура предприятия —
это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему
связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Различают понятия
производственной, общей и организационной структур управления.

Совокупность
производственных подразделений (цехов, участков, обслуживающих хозяйств и
служб) прямо или косвенно участвующих в производственном процессе, их
количество и состав определяют производственную структуру предприятия.

К факторам, которые
влияют на производственную структуру предприятия, относят характер продукции и
технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации и его
кооперирования с другими предприятиями, а также степень специализации
производства внутри предприятия.

В зависимости от того,
какое подразделение является основной структурной производственной единицей
предприятия, различают цеховую, безцеховую, корпусную и комбинатскую
производственную структуру.

Цех – это обособленное
в технологическом и административном отношении звено предприятия, в котором
изготавливается полностью тот или иной продукт или выполняется определенная
законченная стадия по выработке продукта.

По характеру деятельности
цехи подразделяются на:

— основные,
вырабатывающие продукцию, определяющую основное назначение предприятия;

— вспомогательные
(энергетические, ремонтные, инструментальные и др.), обеспечивающие
бесперебойную и эффективную работу основных цехов;

— обслуживающие цехи и
хозяйства, выполняющие операции по транспортировке и хранению
материально-технических ресурсов и готовой продукции;

— побочные цехи,
изготавливающие продукцию из отходов основного производства или их
утилизирующие;

— экспериментальные (исследовательские)
цехи, занимающиеся подготовкой и испытанием новых изделий, разработкой новых
технологий.

Основные цехи делятся
на заготовительные (специализируются на производстве заготовок), обрабатывающие
(механообрабатывающие, деревообрабатывающие, термические и др.) и сборочные
(агрегатной и окончательной сборки изделий из деталей и узлов, изготовленных на
других предприятиях).

Известны три типа
производственной структуры предприятия: предметный, технологический и смешанный
(предметно-технологический).

Признаком предметной
структуры является специализация цехов на изготовлении определенного изделия
или группы однотипных изделий, узлов, деталей.

Признаком
технологической структуры является специализация цехов предприятия на
выполнении определенной части технологического процесса или отдельной стадии
производственного процесса.

На практике часто
встречается смешанная производственная структура, при которой часть цехов
специализирована технологично, а остальная – предметно.

На предприятиях с
простым производственным процессом применяется безцеховая производственная
структура, основой построения которой является производственный участок –
совокупность территориально обособленных рабочих мест, на которых выполняются
технологически однородные работы или изготавливается однотипная продукция.

При корпусной
производственной структуре основным производственным подразделением крупного
предприятия является корпус, в который объединены несколько однотипных цехов.

На предприятиях с
многостадийными процессами производства и комплексной переработкой сырья
(металлургическая, химическая, текстильная промышленность) используется
комбинатская производственная структура. Ее основу составляют подразделения,
изготавливающие технологически завершенную часть готового изделия.

Общую структуру
предприятия представляет совокупность всех производственных, непроизводственных
(по обслуживанию работников и членов их семей) и управленческий подразделений
предприятия.

Типовая общая структура
промышленного предприятия приведена на рисунке 1.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рисунок 1 Типовая общая
структура промышленного предприятия

Организационная
структура управления — это система управления, которая определяет состав,
взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Между элементами
системы управления существуют связи, которые можно подразделить на:

1) линейные связи
возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один
руководитель административно подчинен другому (директор — начальных цеха —
мастер);

2) функциональные связи
характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на
разных уровнях управления, между которыми не существует административного
подчинения (начальник планового отдела — начальник цеха);

3) межфункциональные
связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник
основного цеха — начальник транспортного цеха). Известны несколько типов организационных
структур управления.

Линейное управление —
наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только
одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного
руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит
работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются:
оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение
степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание
управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным
специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому
линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией
производства и в нижнем звене крупных предприятий — на уровне бригады
производственного участка.

Линейно-штабное
управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие
сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для
исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и
ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональное
управление предусматривает разделение функций управления между отдельными
подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить
административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным
кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между
функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность
работы, удлиняет сроки принятия решений.

Матричное управление
выделяет временные предметно-специализированные звенья — проектные группы,
которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом
они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над
проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества:
исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

В хозяйственной
практике часто встречается сложный вид управления — сочетание перечисленных
типов организационных структур управления на разных уровнях управления
предприятием.

1.5 Структура имущества предприятия: основной и
оборотный капитал, интеллектуальная собственность на предприятии

Имущество
– имеющиеся в наличии и контролируемые предприятием материальные
ценности (здания, сооружения, материальные ресурсы, готовая продукция и др.), нематериальные
имущественные ценности (права пользования природными ресурсами, объектами
промышленной и интеллектуальной собственности, патенты, ноу-хау, торговые марки
и др.) и денежные средства на счетах и кассе предприятия.

Капитал
– стоимостная оценка имущества предприятия.

По
характеру участия в обороте капитал делится на основной и оборотный.

К основному капиталу относятся
материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения,
машины, оборудование и т.п. Оборотный капитал расходуется на покупку средств
для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных
материалов и т.п.), а также на оплату труда. Основной капитал служит в течение
ряда лет, оборотный – полностью потребляется в течение одного цикла
производства.

Основной капитал в
большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами)
предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных
фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его
значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное
строительство и долгосрочные инвестиции – денежные средства, направленные на
прирост запаса капитала.

Интеллектуальный
капитал — это интеллектуальное богатство организации,
предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации
интеллектуальной и инновационной продукции. При этом ИК включает две основные
составляющие:

· кадровый капитал
(КК);

· интеллектуальная
собственность (ИС).

В свою очередь кадровый
капитал включает:

· человеческие активы
(ЧА);

· структурные активы
(СА).

Интеллектуальная
собственность состоит из объектов промышленной собственности (ОПС), объектов
авторского права (ОАП) и ноу-хау и распределяется по двум группам
нематериальных активов:

· производительные
интеллектуальные активы (ПИА);

· маркетинговые
интеллектуальные активы (МИА).

Человеческие активы
— это знания, опыт (навыки) и профессиональные качества сотрудников организации,
специалистов, которые наделены природой определенными способностями и
характером, получили то или иное воспитание и имеют соответствующий культурный
уровень. Именно эта часть интеллектуального капитала является его базовой
составляющей и представляет собой инструментарий, обеспечивающий создание
интеллектуальной собственности (второй составляющей ИК).

Структурные активы
предопределяют тот потенциал творческой активности коллектива сотрудников,
который обеспечивает успешное и полное использование человеческих активов
организации таким образом, что результат коллективной работы становится больше,
чем просто сумма результатов отдельных специалистов. При этом чем выше уровень
структурных активов, тем больше синергический эффект коллективной работы.

Эта составляющая
кадрового капитала определяется прежде всего корпоративной культурой, общей
культурой взаимодействий в коллективе и способствует накоплению знаний,
приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию
профессиональных качеств специалистов. Корпоративная культура существенно
влияет на все составляющие структурных активов:

· технологии
коллективной работы;

· принципы руководства
коллективом (мотивация, подбор специалистов, формирование команд для выполнения
заданий и т.п.);

· систему обучения
специалистов (переподготовка, повышение квалификации и т.п.);

· бизнес-технологии,
определяющие поведение организации на рынке товаров и услуг.

Интеллектуальная
собственность, являясь продуктом творческой деятельности
сотрудников организации, использования их знаний и опыта, относится к
нематериальным активам организации. С одной стороны, создаваемая в организации
интеллектуальная собственность становится товаром на рынке интеллектуальной
продукции и может приобретаться в собственность другой организацией, а с другой
стороны — это интеллектуальный инструментарий, который непосредственно
участвует в создании, производстве и реализации инновационной продукции,
овеществляется в этой продукции, во многом определяя ее потребительскую
ценность, а следовательно, и стоимость.

Следует акцентировать
внимание на трех объектах интеллектуальной собственности:

· объекты промышленной
собственности;

· объекты авторского
права;

· ноу-хау.

Объекты промышленной
собственности подразделяют на две подгруппы: ОПС — 1 и ОПС — 2. При
этом к объектам промышленной собственности первой подгруппы относятся:

· изобретения;

· полезные модели;

· промышленные образцы;

· селекционные
достижения.

Объектами промышленной
собственности второй подгруппы являются:

· фирменные
наименования;

· товарные знаки;

· знаки обслуживания;

· наименования мест
происхождения товаров.

Объектами авторского
права являются:

· произведения науки,
литературы, искусства;

· программы ЭВМ;

· базы данных;

· топологии интегральных
схем;

· объекты защиты
смежных прав (теле- и радиопостановки, исполнение художественных произведений и
т.п.).

Все объекты
промышленной собственности, авторского права и ноу-хау (в зависимости от того,
как они овеществляются в инновации) делятся на две группы: производительные и
маркетинговые активы.

Производительные
интеллектуальные активы (ПИА) овеществляются в процессе создания
и производства инновационной продукции, предопределяя ее потребительскую
ценность и технологическое совершенство. К ПИА относятся объекты промышленной
собственности первой подгруппы (ОПС — 1) и те объекты авторского права и ноу-хау,
которые играют активную роль в проработке технических решений при создании
инновации и технологии производства инновационной продукции.

Маркетинговые
интеллектуальные активы (МИА) овеществляются в процессе
реализации инновационной продукции непосредственно в товарах. К МИА относятся
объекты промышленной собственности второй подгруппы (ОПС — 2) и те объекты
авторского права и ноу-хау, которые используются при исследовании рынка и в
рекламных целях, предопределяя широкую известность новой продукции и ее
успешную реализацию в соответствующих нишах рынка.

1.6 Производственный процесс и цикл, виды производств

Производственный
процесс
— это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на
предприятии для изготовления продукции.

Структура
производственных процессов показана на рисунке 2.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рисунок 2. Структура
производственных процессов

Виды
производства — это категорийность производства продукта или
услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении
технологической структуры производства или структуры добавочной стоимости.

Основные
виды простых производств можно описать как:

·  линеарное
производство

·  расходящиеся
производство

·  сходящиеся
производство

·  смешанное
(из простых) производство

к
сложным видам производствам можно отнести:

·  цикличное
производство

·  смешанное
(из простых и сложных) производство

Реальное
производство является зачастую смешанным производством, но для оптимизации
производства или для расчёта расчётных цен необходимо понимание видов
производства (организации структуры производственных факторов).

1.7 Себестоимость и ценообразование

Себестоимость —
это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ,
услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных
фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Различают
следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая
себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством
продукции.

Производственная
себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и
общехозяйственные расходы.

Полная
себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции;
слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов
(расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают
индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная
себестоимость обуславливается конкретными условиями, в которых действует то или
иное предприятие.

Среднеотраслевая
себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует
средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к
общественно необходимым затратам труда.

Ценообразование
– процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый,
прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем
товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное
ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и
централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен
государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования
цены кладутся издержки производства и обращения.

Этапы ценообразования

· 
Постановка
целей ценообразования, выбор стратегии ценообразования.

· 
Определение
связи спроса и цены.

· 
Оценка
издержек.

· 
Анализ
цен и товаров конкурентов.

· 
Выбор
метода ценообразования и установление базовой цены.

· 
Установление
окончательной цены.

Различают следующие
стратегии ценообразования:


Стратегия
высоких цен.


Стратегия
конкурентных (средних рыночных ) цен.


Стратегия
низких цен.


Стратегия
возрастающих цен.


Стратегия
снижающихся цен.


Колеблющаяся
(гибкая) цена.

2
Расчетно-экономическая часть

2.1-2.2
Расчет норм штучного времени на каждую операцию технологического процесса и
трудоемкости производственной программы

Норма
времени —
это время, необходимое на изготовление единицы продукции в минутах

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                               (2.1)

где
Нвр — норма времени, мин;

Тп/з
— подготовительно-заключительное время, мин;

n
— количество деталей в партии, шт;

Тшт
— норма штучного времени, мин;

в
серийном производстве Тп/з=0, тогда Нвршт

Подготовительно-заключительное
время (Тп/з) — это время, необходимое для ознакомления с чертежами,
на инструктаж мастера или технолога, на получение приспособлений и
инструментов.

Норма
штучного времени — оперативное время (Топ), время основных и
вспомогательных приемов операции (Топоснвсп)
с учетом дополнительного времени (Тдопобсолн),
времени на обслуживание оборудования (Тобс) и отдых и личные
надобности (Толн).:

Тштопдоп
                                                                                                                                        
(2.2)

где
Топ — оперативное время, мин;

Тдоп
— дополнительное время, ин;

Тобс
— время обслуживания, 5% от Топ, мин;

Толн — время
на отдых и личные надобности, 3% от Топ, мин;

Тдопобсолн=8%
от Топ

Расчет
Тшт производим по каждому переходу операции:

Тштопдоп
                                                                                                                                        
(2.3)

Расчет
производится в таблице 1.

Рассчитываем
трудоемкость производства программы (T
N,час) по формуле:

TNшт*N                                                                                       (2.4)

где
TN — трудоемкость
операции на программу, в час;

N
— годовая программа выпуска, шт.

Расчет трудоемкости и
производственной программы производится также в таблице 1.

Таблица
1 — Расчет норм времени по операциям и трудоемкости производственной программы

№ операции № перехода Наименование операции
и перехода
Топ, Мин Тдоп мин Тшт N
штук
T
N час
мин час
0100 Контрольная 2,655 0,212 2,867 0,048 20000 960
0101 Распаковать элементы
и микросхемы
0,295
0102 Проверить целостность
элементов и отсутствие внешних повреждений
1,08
0103 Проверить
электрические параметры элементов и МС
0,8
0104 Уложить элементы в
техническую тару
0,48
0200 Подготовительная 1,42 0,114 1,534 0,026 20000 520
0201 Отмыть плату от флюса 0,17
0202 Сушить плату 0,15
0203 Предохранить
маркировку от смывания (радиоэлемента)
1,1
0300 Формовочная 20000
0301 Отформовать и
подрезать выводы МС в корпусе типа 3
0400 Лудильная 2,442 0,195 2,637 0,044 20000 880
0401 Облудить выводы
элементов
2,442
0402 Облудить выводы
разъема
0500 Формовочная 5,17 0,414 5,584 0,093 20000 1860
0501 Отформовать выводы
двухвыводных элементов
4,18
0502 Отформовать выводы
трехвыводных элементов
0,99
0600 Монтажная 4,478 0,358 4,836 0,081 20000 1620
0601 Установить элементы и
перемычки, подогнать и подрезать выводы
3,518
0602 Установить МС,
запаять два вывода
0,96
0700 Паяльная 7,002 0,56 7,562 0,126 20000 2520
0701 Запаять выводы
элементов
7,002
0800 Отмывочная 1,31 0,105 1,415 0,024 20000 480
0801 Отмыть узел от флюса 0,17
0802 Сушить узел 0,15
0803 Проконтролировать
качество отмывки
0,99
0804 Снять защитное
покрытие с маркировки
0900 Маркировочная 1,562 0,125 1,687 0,028 20000 560
0901 Маркировать по
чертежу МКЭУ
1,562
1000 Контрольная 2,31 1,185 3,495 0,058 20000 1160
1001 Проконтролировать ТЭЗ
на соответствие чертежу
1,155
1002 Проверить качество
монтажа и сборки ТЭЗа
1,155
1100 Лакировочная 1,916 0,153 2,069 0,034 20000 680
1101 Защитить выводы
разъема
0,07
1102 Покрыть узел лаком в
три слоя
0,396
1103 Сушить узел 0,45
1104 Проконтролировать
качество покрытия
0,99
1105 Удалить защитное
покрытие
0,01
1200 Проверочная 2,5 0,2 2,7 0,045 20000 900
1201 Произвести проверку
изделия на соответствие ТУ
2,5
1300 Контрольная 0,92 0,074 0,994 0,017 20000 340
1301 Провести
окончательный контроль качества изделия
0,92
1400 Упаковочная 0,05 0,004 0,054 0,0009 20000 18
1401 Упаковать изделие в
тару
0,05
Итого 37,434 0,6249 12498

Пример
расчета на 0700 операцию (паяльную):

0701
запаять выводы элементов – 7,002 мин.

Топ=7,002
мин

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

TNшт*N=0,126*20000=2520

2.3
Расчет количества рабочих мест и их нагрузки

В
случае, когда поточная линия не применяется, то расчет количества рабочих мест
определяется по формуле

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                       (2.5)

где,
Ср – расчетное количество мест;

N
– годовая программа в штуках;

Тшт
– норма штучного времени на операцию в часах;

Квн
– коэффициент выполнения норм выработки;

Фэф
– эффективный фонд времени работы станка (рабочего места) за плановый период в
1 смену; при работе в 1 смену определяется либо по соответствующей формуле,
либо берется с базового предприятия;

Фэф=m*(tсмр-tпрпр)*У                                                               (2.6)

где,
m – количество смен;

tсм
– продолжительность одной смены;

Др
– число рабочих дней в году;

Tпр
– время сокращения в предпраздничные дни;

Дпр
– число предпраздничных дней;

У
– коэффициент, учитывающий потери на ремонт;

у=1-α/100= Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Фэф=1*(249*8-1*5)*0,96=1987*1*0,96=1908
часов

Программа
выполняется за квартал

Фэф=1908/4=477
часов

Если
Ср получилось дробным, его округляют до целого числа и называют
количеством принятых рабочих мест (Спр).

Коэффициент
загрузки рабочих мест по операциям рассчитывается по формуле

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                           (2.7)

Средний
коэффициент загрузки рабочих мест рассчитывается по формуле

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                      (2.8)

где,
∑Ср – сумма расчетных рабочих мест;

∑Спр
– сумма принятых рабочих мест.

График
загрузки рабочих мест строится следующим образом: по оси Х откладываются
рабочие места по видам; по оси У – % загрузки рабочих мест.

Если
загрузка рабочего места небольшая менее 70%, то рабочие места загружаются другой
работой (присоединяют эту операцию к последующей или предыдущей операции). Если
загрузка более 120%, то на этом рабочем месте образуется «чужое место»,
необходимо пересмотреть технологию и организацию рабочего места. Для расчета
рабочих мест можно объединить некоторые операции, но в пределах разумного.
Данные расчета заносят в таблицу 2.

Таблица
2 – Расчет загрузки рабочих мест

№ операции Наименование операции

Ср шт.

Спр шт.

Кзагр, % по
операциям

Кзагр, ср %

0100 Контрольная 1,954 2 98
0200 Подготовительная 1,058 1 105
0400 Лудильная 1,791 2 90
0500 Формовочная 3,786 4 95
0600 Монтажная 3,297 3 110
0700 Паяльная 5,129 5 103
0800 Отмывочная 0,977 1 98
0900 Маркировочная 1,14 1 114
1000 Контрольная 2,361 3 79
1100 Лакировочная 1,384 2 70
1200 Проверочная 1,832 2 92
1300 Контрольная 0,692 1 73
1400 Упаковочная 0,037
Итого 25,438 27 94

Пример
расчета на 0700 операцию (паяльную)

Фэфвн=477*1,03=491,31

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  

Спр=5

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

На основе таблицы 2
строят график загрузки рабочих мест (рисунок 3).

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рисунок
3 – График загрузки рабочих мест

2.4
Расчет численности основных производственных рабочих

Численность
основных производственных рабочих по операции рассчитывается по формуле

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                          (2.9)

Где,
Чр – численность основных производственных рабочих;

Фд
– действительный фонд времени работы одного производственного рабочего в год.
Он рассчитан на основе баланса рабочего времени в таблице 3.

Таблица
3 – Баланс рабочего времени на 2010 год

Показатели Плановые дни
1 Календарный фонд
времени
365
Выходные и
праздничные дни
116
2 Номинальный фонд
времени
249
Не выходы на работу 223
2.1 Очередные и
дополнительные отпуска
16,7
2.2 Отпуска по
беременности и родам
4,4
2.3 Выполнение
государственных и обязанностей
1,0
2.4 Болезни 3,8
2.5 По разрешению
администрации
0,1
ИТОГО не выходы 26,0
3 Полезный (явочный)
фонд времени, одного рабочего
4 Потери рабочего
времени в связи с сокращением длительности рабочего дня
4.1 Перерывы для
кормящих матерей (часы)
0,03
4.2 Сокращенный день
подростков (часы)
0,02
ИТОГО потерь 0,05
5 Средняя
продолжительность рабочего дня (часы)
7,95
6

Действительный фонд
времени одного рабочего (часы) — Фд

1773

Фд=223*7,95=1773
ч

Расчеты
сводят в таблицу 4.

Таблица
4 – Расчет количества основных производственных рабочих

№ операции Наименование операции Разряд

Чр

Чпр

1 2 3 4 5
0100 Контрольная 2 2,1 2
0200 Подготовительная 2 1,14 1
0400 Лудильная 2 1,92 2
0500 Формовочная 2 4,07 4
0600 Монтажная 5 3,55 4
0700 Паяльная 6 5,52 6
0800 Отмывочная 3 1,05 1
0900 Маркировочная 4 1,23 1
1000 Контрольная 5 2,54 3
1100 Лакировочная 2 1,49 1
1200 Проверочная 6 1,97 2
1300 Контрольная 6 0,74 1
1400 Упаковочная 6 0,04
Итого 27,36 28

Пример
расчета на 0700 операции (паяльной):

Фдвн=1773*1,03=1826,19

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Чпр=
6

2.5
Расчет фонда заработной платы рабочих, среднемесячной зарплаты и отчислений

Заработная
плата – это часть валового общественного продукта в денежном выражении,
поступающая для культурных и материальных благ работников в соответствии с
затраченным трудом. Различают две формы оплаты труда: сдельная и повременная. В
основе повременной оплаты труда лежит тарифная ставка и отработанное время. В
основе сдельной оплаты труда лежит расценка на изделие и объем выполненной
работы. Формы оплаты труда имеют ряд систем оплаты труда: повременная простая
(прямая), повременно-премиальная, сдельная простая (прямая),
сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная, аккордная и др.

В
данной курсовой работе применяется сдельно-премиальная оплата труда. При
сдельно-премиальной форме оплаты труда заработок складывается по основным
сдельным расценкам, начисленным по фактической выработке и премии за выполнение
и перевыполнение установленных показателей премирования.

Расценка
сдельная – размер оплаты по установленным нормам за изготовление продукции
(детали, узлы, изделия и др.) или выполнение определенной производственной
операции. Расценки устанавливаются на определенную работу (операцию) исходя из
тарифной ставки, соответствующей разряду работы и норм выработки или нормы
времени на данную работу; могут быть исчислены по формулам 2.10 и 2.11

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                         (2.10)

где,
Рсд – сдельная расценка, руб.;

Тс
– часовая тарифная ставка, час;

Нвыр
– норма выработки – количество продукции, которая должна быть произведена в
единицу времени, шт.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                  (2.11)

Где,
Тшт – установленная норма времени в часах;

Тс
– тарифная ставка.

Сдельную
расценку рассчитываем по формуле 2.11 в таблице 6.

Тарифные
ставки для сдельной оплаты труда договорные приведены в таблице 5.

Примем,
Тс первого разряда равной 90 руб.

Таблица
5 – Тарифные ставки для сдельной оплаты труда

Разряд 1 2 3 4 5 6

Ткоэф.

1,0 1,21 1,31 1,5 1,71 2,04

Тс руб/час

90 108,90 117,90 135 153,90 183,60

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Таблица
6 – Определение сдельных расценок по операциям

№ операции Наименование операции Разряд Тс, руб.

Тшт (час)

Рсд (руб)

0100 Контрольная 2 108,90 0,048 5,23
0200 Подготовительная 2 108,90 0,026 2,83
0400 Лудильная 2 108,90 0,044 4,79
0500 Формовочная 2 108,90 0,093 10,13
0600 Монтажная 5 153,90 0,081 12,47
0700 Паяльная 6 183,60 0,126 23,13
0800 Отмывочная 3 117,90 0,024 2,83
0900 Маркировочная 4 135 0,028 3,78
1000 Контрольная 5 153,90 0,058 8,93
1100 Лакировочная 2 108,90 0,034 3,70
1200 Проверочная 6 183,60 0,045 8,26
1300 Контрольная 6 183,60 0,017 3,12
1400 Упаковочная 6 183,60 0,0009 0,17

Итого (∑) сумма
Рсд

89,37

Пример расчета на 0700
операцию (паяльную)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рассчитаем
прямую заработную плату по формуле 2.12:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                              (2.12)

ЗПпр=89,37*20000=1787400
руб.

где,
ЗПпр – прямая заработная плата;

∑Рсд
– сумма расценок сдельных;

N
– программа выпуска.

Рассчитаем
основную заработную плату производственных рабочих

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                   (2.13)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рассчитаем
дополнительную заработную плату

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рассчитаем
общий фонд заработной платы

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рассчитаем
среднемесячную заработную плату

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Где,
Чпр – принятое количество производственных рабочих;

n
– количество месяцев, за которое выполняется программа.

Рассчитаем
отчисления

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  (2.16)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия        (2.17)

Отчисления
распределяются так:

№п/п Показатели (%) На программу Руб. На изделиеРуб.
1 Фонд социального
страхования
64440,77 3,22
2 Пенсионный фонд 444419,14 22,22
3 Фонд медицинского
страхования
68884,97 3,44
4 Налог на травматизм и
проф. заболевания
4444,19 0,22
Итого: 582189,07 29,10

2.6
Расчет расходов по обслуживанию и управлению производством

К данным видам расходов
относятся: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы,
коммерческие расходы. Указанные виды расходов относятся к косвенным, включаются
в себестоимость изделия с помощью специальных расчетов. Общепроизводственные
расходы и общехозяйственные расходы пропорциональны основной заработной плате.
Коммерческие расходы пропорциональны производственной себестоимости.

Общепроизводственные
расходы включаются пропорционально основной заработной плате в себестоимость
изделия. Это расходы связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования, с
содержанием и ремонтом зданий, производственного помещения и т.д. (ОПР=70%,
согласно задания).

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  (2.19)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  (2.20)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Общехозяйственные
расходы включаются пропорционально основной заработной плате (зарплата
управленческого персонала, содержание зданий, сооружений непромышленного
назначения, канцелярские расходы, почтовые и телеграфные расходы и т.д.).
(ОХР=110%, согласно задания).

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                           (2.21)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                    (2.22)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Коммерческие
расходы – это расходы, связанные с реализацией продукции. Это затраты на тару,
упаковку, транспортировку, рекламу, на получение консультации от специалистов,
аудиторские услуги и т.д. (КР=17%, согласно задания).

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                               (2.23)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                              (2.24)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

2.7
Расчет стоимости материалов

Стоимость
материалов, необходимых для изготовления изделия определяется на основе норм
расхода материалов и цен на них из приложения Г по формуле 2.25:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                   (2.25)

где,
Смат – стоимость материалов;

Нр
– норма расхода материалов;

Ц
– цена материалов.

Расчет
стоимости материала приведен в таблице 7.

Таблица
7 – Расчет стоимости материала

№ п/п Наименование
материала
Норма на 1 пайку Норма на изделие (кг)
кол-во паек 71
Цена за 1 кг, руб. Стоимость, руб.
На изделие На программу
1 Припой ПОС — 61 ГОСТ
21931
0,00012 0,00852 198,80 1,69 33800
2 Флюс ФКСп
ТУ — 81-05-5176
0,00001 0,00071 52,40 0,04 800
3 Спирто-бензиновая
смесь
0,00005 0,00355 41,50 0,15 3000
4 Лак УР — 231 ТУ
6-10-863
0,0003 0,00213 247,17 0,53 10600
Итого 2,41 48200
ТЗР 14% 0,34 6748
Итого с учетом ТЗР 2,75 54948

Пример расчета на
спирто-бензиновой смеси

Норма на одну
пайку=0,00005 кг

Количество паек на
плате=71

Норма на изделие=0,00005
кг*71=0,00355 кг

Цена за кг=41,50 руб.

Стоимость на
изделие=0,00355*41,50 руб.=0,15 руб.

Стоимость на программу=0,15
руб.*20000=3000 руб.

2.8
Расчет стоимости комплектующих изделий (полуфабрикатов)

Расчет
стоимости комплектующих изделий определяется на основе применяемости
радиоэлементов на данное изделие и цен 2010 года из приложения Г.

Расчет
стоимости комплектующих изделий производится по формулам 2.26 и 2.27

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                    (2.26)

где,
Ск – стоимость комплектующих изделий;

Цк
– цена комплектующих изделий;

Нк
– количество комплектующих изделий.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                   (2.27)

где,
Скпр – стоимость комплектующих изделий на программу;

Ск
– стоимость комплектующих изделий на изделие;

N
– программа выпуска.

Например,
определим стоимость резистора МЛТ — 0.25-50 Ом ±10% ОЖО 467 С
59 ТУ:

Цена=1,50
руб.

Количество=7
шт.

Стоимость
на 1 изделие=10,50 руб.

Стоимость
на программу=10,50 руб.*20000=210000 руб.

Стоимость
других комплектующих изделий рассчитывается в таблице 8.

Таблица
8 – Расчет стоимости комплектующих изделий

п/п

Наименование
комплектующих изделий
Тип изделия Цена, руб. Кол-во шт. Стоимость
На 1 изд. На прогр.
1 Плата 20,00 1 20,00 400000
2 Конденсаторы
2.1

К56-16-20Вт 0,22МкФ

ОЖО 464.214 ТУ

1,50 1 1,50 30000
2.2

К10-11-16-0.1МкФ ±10%

ОЖО 464.214 ТУ

1,30 1 1,30 26000
2.3 NPO15pF
3% 50B
1,00 2 2,00 40000
3 Микроконтроллеры
3.1 PIC
16 F84
85,00 1 85,00 1700000
4 Резисторы
4.1

МЛТ — 0.25-150 Ом ±5%

ОЖО 467 С 59 ТУ

1,50 1 1,50 30000
4.2

МЛТ — 0.25-100 Ом ±5%

ОЖО 467 С 59 ТУ

1,50 2 3,00 60000
4.3

МЛТ — 0.25-50 Ом ±10%

ОЖО 467 С 59 ТУ

1,50 7 10,50 210000
4.4

МЛТ — 0.125-530 Ом ±5%

ОЖО 467 С 59 ТУ

1,50 4 6,00 120000
5 Транзисторы
5.1

КТ385А КТ385-АР

366.063 ТУ

4,20 3 12,60 252000
6 Кварцевый резонатор
РК — 85
6,00 1 6,00 120000
Итого: 24 149,40 2988000
Транспортно-заготовительные
расходы 14 %
20,92 418320
ИТОГО с учетом ТЗР 170,32 3406320

2.9
Расчет полной себестоимости и базовой цены изделия

Себестоимость
продукции представляет выражение в денежной форме текущие затраты предприятий
на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Различают следующие виды
себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая
себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством
продукции.

Производственная
себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и
общехозяйственные расходы.

Полная
себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции;
слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов
(расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). Для
исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия
группируются по статьям калькуляции.

Основными положениями
по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на
промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям
калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1.  Сырье
и материалы

2.  Возвратные
отходы

3.  Покупные
изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних
предприятий и организаций

4.  Топливо
и энергия на технологические цели

5.  Заработная
плата производственных рабочих

6.  Отчисления
на социальные нужды

7.  Расходы
на подготовку и освоение производства

8.  Общепроизводственные
расходы

9.  Общехозяйственные
расходы

10.  Прочие
производственные расходы

11.  Коммерческие
расходы

Итог
первых 10 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех
11 статей – полную себе стоимость продукции.

Расчет
себестоимости по статьям калькуляции и цены изделия представлен в таблице 9.

Таблица
9 – Расчет себестоимости и цены изделия (калькуляция стоимости)

№п/п СТАТЬИ ЗАТРАТ Затраты
На ед-цу, руб. На прогр., руб.
1 Основные материалы 3,94 78888,00
2 Покупные
полуфабрикаты и комплектующие изделия
170,32 3406320,00
3 Основная заработная
плата производственных рабочих
99,20 1984014,00
4 Дополнительная
заработная плата производственных рабочих
11,90 238081,68
5 Отчисления 29,11 582189,07
6 Общепроизводственные
расходы
69,44 1388809,80
7 Общехозяйственные
расходы
109,12 2182415,40
ИТОГО
производственная себестоимость
493,03 9860717,95
8 Коммерческие расходы 83,82 1676322,05
ИТОГО полная
себестоимость
576,85 11537040,00
Прибыль 23% 132,67 2653519,20
НДС 18% 127,71 2554300,66
ИТОГО цена изделия 837,23 16744859,86

Цена – это денежное
выражение стоимости. Она включает в себя полную себестоимость, установленный
размер прибыли, НДС.

Согласно задания,
прибыль составляет 23% от полной себестоимости.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

По
данным таблицы 9 построим структурные диаграммы:

а)
полной себестоимости (рисунок 4);

б)
цены изделия (рисунок 5).

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рисунок 4

Диаграмма полной себестоимости изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Рисунок 5 – Диаграмма
цены изделия

Несмотря на то, что
прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не
характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы
предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с
затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

Одним
из важнейших показателей эффективности работы предприятия является
рентабельность. Рентабельность – это относительная величина (комплексный
интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и
характеризующая эффективность применения в производстве (авансированных)
ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Предприятие,
осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении
максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в
производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за
определенный период времени (месяц, квартал, год), на одну денежную единицу
производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции)
инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной
деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают
показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота, рентабельности
производства и др. Их расчет обычно выполняют:

Рентабельность
изделия (Ри) можно определить по формуле 2.28

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                           (2.28)

Где,
Пр – прибыль от реализации продукции;

С/Спол – полная
себестоимость ее изготовления.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

2.10
Расчет экономической эффективности от совершенствования технологии

В
разработанном техпроцессе изготовления изделия предполагается на операции 0700
паяльная заменить ручные элементы операции применением автомата НТ — 1261.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Где,
Тшт руч. – норма штучного времени на выполнение операции
7,562 (берется из таблицы 1);

Т
шт авт. – время этой же операции исчисленное в таблице 10 с учетом
совершенствования технологий.

Таблица
10 – Определение Т шт авт.

№ операции № перехода Наименование операции
и перехода

Топ, мин

Тдоп, мин

Тшт

N
штук
T
N час
мин час
0700 Паяльная 1,89 0,151 2,041 0,034 20000 680
0701 Технологическое
обслуживание установки
0,5
0702 Наклеить
маску-трафарет
0,4
0703 Пайка на установке 0,72
0704 Снятие маски и
промывка
0,27

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Снижение
трудоемкости годовой программы составит:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  (2.30)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.1
Снижение трудоемкости обеспечивает экономию программ фонда заработной платы

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                          (2.31)

Где,
Тс – тарифная ставка операции, руб.

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.2
Экономия по заработной плате основной:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                      (2.32)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия  (2.33)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.3
Экономия заработной платы дополнительной:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                          (2.34)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.4 Экономия
отчислений:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                             (2.35)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.5
Экономия общепроизводственных расходов:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                           (2.36)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

10.6
Экономия общехозяйственных расходов:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                         (2.37)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Условно
годовая экономия составит

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                            (2.38)

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Снижение
трудоемкости обеспечивается увеличением производительности труда:

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                                 (2.39)

Где, ∆t%
– снижение трудоемкости

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия                                                                    (2.40)

Тшт
изд (мин) – берется из таблицы 1, итоговая строчка столбца № 6

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Оценка экономической целесообразности выпуска изделия

Итак,
снижение трудоемкости обеспечивает рост производительности труда на 14,75%.
Условно годовая экономия составит 1204989,94 руб.

предприятие
себестоимость изделие цена

Заключение

В этой работе я освятила
понятие предприятия, а также рассчитала себестоимость, цену и рентабельность
печатной платы электронных часов.

В первой части дается понятие предприятия. Раскрываются его
задачи, типы, формы и структура.

Во второй части рассчитываются цена, себестоимость и
рентабельность продукции, что играет немаловажную роль при выходе фирмы на
международный рынок.

Анализируя диаграмму полной себестоимости изделия,
построенную в результате расчетов можно сделать следующий вывод – изделия
материалоемкие, так как большую долю затрат (0,68%+29,53%) в структуре
себестоимости занимают материальные издержки. Для уменьшения издержек по этим
статьям предприятию рекомендовано закупать материалы и комплектующие оптом,
провести маркетинговые исследования по поставщикам материалов и заключить
договорные обязательства на поставку с теми поставщиками, которые находятся
ближе к предприятию.

Понизить основную заработную плату производственных рабочих
можно путем совершенствования технологии производства. Автоматизация
производства увеличит производительность труда, снизит трудоемкость и затраты
на производственных рабочих. Модернизацию технологии производства следует
начинать на участках с самыми трудоемкими операциями. В нашем производстве
таким участком является операция 0700 Паяльная. Так же на этом участке
производства следует назначить рабочих с самой высокой квалификацией, так как
от их работы зависит качество готового изделия. Автоматизация этой операции
позволила снизить трудоемкость пайки и привести к увеличению производительности
труда на 14,75%. Годовая экономия по сравнению с ручным производством
составляет 1204989,94 руб. Данную программу рекомендуется выполнять за более
короткий срок, иначе резко снижается производительность труда.

Список используемых
источников

1.  Баринов
В.А. «Бизнес-планирование: учебное пособие», 2-е издание, М:Форум:ИНФРА-М, 2007

2.  Волков
О.И. «Экономика предприятия» учебник, 2-е издание 2001;

3.  Выварец
А.Д. «Экономика предприятия», М: Юнит-Дана, 2007

4.  Гинзбург
А.И. «Экономический анализ», С-П: Питер, 2007

5.  Горемыкин
В.А. «Экономическая стратегия предприятия», М: «Альфа пресс»

6.  Горфинкеля
В.Я., Швандера В.А. «Экономика предприятия: учебник для вузов»,3-е издание,
2001

7.  Сергеев
И.В. «Экономика предприятия: учебник», 3-е издание, 2009

8.  Софронов
Н.А. «Экономика организации», М: Экономистъ, 2007

9.  Тертышник
М.И. «Экономика предприятия», изд.:Инрра – М,2008

10.  |Титов
В.И. «Экономика предприятия», М: «Эксмо», 2007

11.  Туровец
О.Г. «Организация производства на предприятии», 2002

12.  Черутова
М.И., Ковалевская О.С., Слинкова О.К. «Экономика предприятия», ГИОРД, 2008

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий