Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника

Дата: 21.05.2016

		

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное
образовательное учреждение высшего

профессионального
образования

«Воронежский
государственный технический университет»

Кафедра
инженерной экономики

КУРСОВАЯ
РАБОТА

Тема:
«Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного
приемника »

Расчетно-пояснительная
записка

Выполнил студент гр.
РТ — 041 А.Ю.Иванов___

Руководитель доцент
кафедры      _______________ В.И.Попов______

Члены комиссии

_______________________________

_______________________________

Нормоконтроллер

 _______________
В.И.Попов______

Защищена ___________________
Оценка________________________

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника Воронеж 2008

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

Кафедра инженерной экономики

ЗАДАНИЕ

на курсовую
работу

Тема работы: Технико-экономический
анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного
приемника

Студент группы РТ — 041 ФИО
Иванов Антон Юрьевич

Общая формулировка задания.
Дать ответ о возможности превращения замысла, результата НИОКР, в реальную
конструкцию товара, воплощающие основные технические параметры, надежность и
безопасность у потребителя, запланированные издержки производства и
эксплуатации.

Параметры радиовещательного
приемника:

1) Диапазон частот приема
0.1 – 1299.995 МГц;

2) Модуляция АМ, FM, WFM;

3) Номинальное напряжение
Постоянное 3.6 – 6 Вольт;

5) При приеме:
приблизительно 75 мA;

6) Размеры          56х102х23
мм;

7) Вес         145 грамм, включая антенну и батарею;

8) Количество каналов памяти
700;

Объём работы и вопросы,
подлежащие проработке:

1) Характеристики
разрабатываемого товара;

2) Выбор и обоснование
товара конкурента;

3) Анализ технической
прогрессивности новой конструкции товара;

4) Анализ изменения
функциональных возможностей новой РЭА;

5) Анализ соответствия
новой конструкции РЭА нормативам;

6) Выводы о технической,
функциональной, нормативной конкурентоспособности нового товара;

7) Образование цены
товара-конкурента;

8) Расчет годовых
издержек потребителя РЭА в условиях эксплуатации;

9) Расчет полезного
эффекта новой РЭА в эксплуатации;

10) Образование цены
новой конструкции товара;

11) Образование цены
потребителя;

12) Обоснование уровня
качества нового товара;

13) Выводы по результатам
технико-экономического анализа. Условия выхода на рынок разрабатываемого
товара.

14) Технико-экономической оценки результатов проектирования;

15) Оформление расчетно-пояснительной записи.

Срок защиты курсовой
работы – ________________________________

Руководитель канд. техн.
наук, доцент кафедры ИЭ _______ В.И.Попов

Задание принял студент ____________ ___________ ________________

дата подпись И.О.Ф.

Замечания руководителя

Содержание

товар конкурент
профессиональный приемник

1 Характеристика разрабатываемого товара

2 Выбор и обоснование товара-конкурента

3 Анализ технической прогрессивности новой конструкции
профессионального приемника

4 Анализ изменений функциональных возможностей

5 Анализ соответствия новой конструкции нормативам

6 Образование цены товара конкурента

7 Расчет годовых издержек на электроэнергию
потребителя профессионального радиоприемника в условиях эксплуатации

8 Расчет полезного эффекта профессионального приемника
в эксплуатации

9 Образование цены нового товара

10 Образование цены потребления и установление
коммерческой конкурентоспособности

11 Обоснование уровня качества нового товара

12 Выводы по результатам технико-экономического
анализа. Условия выхода на рынок разработанного профессионального приемника

Список литературы

1 Характеристика разрабатываемого товара

Современные портативные
профессиональные приемники широко используются для решения задач радиоразведки
и радиоконтроля, а также поиска несанкционированных средств перехвата
информации, использующих для передачи информации радиоканал.

Профессиональные приемники
можно разделить на две группы: переносимые сканирующие приемники и перевозимые
портативные сканирующие приемники. К переносимым относятся малогабаритные
сканирующие приемники весом 150…350 г. Они имеют автономные аккумуляторы и
свободно умещаются во внутреннем кармане пиджака.

Несмотря на малые размеры
и вес, подобные приемники позволяют вести разведку и контроль в диапазоне
частот от 100…500 кГц до 3000 МГц.

Они обеспечивают прием с
амплитудной (АМ), узкополосной (NFM) и широкополосной (WFM) частотной
модуляцией, а также SBB и CW. При этом чувствительность
приемников при отношении сигнал/шум равном 10 дБ (относительно 1 мкВ) составляет:
при приеме сигналов с NFM модуляцией — 0,35…1 мкВ, с WFM модуляцией — 1…6
мкВ. Избирательность на уровне минус 6 дБ составляет 12…15 и 150…180 кГц
соответственно.

Портативные профессиональные
приемники имеют от 100 до 1000 каналов памяти и обеспечивают скорость
сканирования от 20 до 30 каналов за секунду при шаге перестройки от 50…500 Гц
до 50…1000 кГц.

Слуховой контроль
обнаруженных сигналов может осуществляться оператором через головные телефоны
или встроенный громкоговоритель. Выбором нужного вида детектора (NFM, WFM и
т.д.) обеспечивается оптимальная демодуляция принимаемых сигналов.

Разрабатываемое товар –
профессиональный радиоприемник, должен удовлетворять всем вышеперечисленные
требования. Данный продукт должен заинтересовать широкий круг потребителей, в
том числе радиолюбителей, поскольку возможно его универсальное использование.

2 Выбор и обоснование товара-конкурента

В качестве товара –
конкурента выберем приемник «ICOM IC-R5», выпускаемый японской фирмой ICOM, являющимся одним из самых
распространенным приемником этого класса. Характеристики приемника-конкурента:

1) Диапазон частот приема
0,150-1309,995 МГц;

2) Модуляция АМ,FM, WFM;

3) Номинальное напряжение 6 В (от источника питания CP — 18A/E;

2 х
АА (R6) NiCd аккумуляторы либо алколиновые батареи);

4)
При приеме: приблизительно 170 мА;

5) Рабочая
температура       — 10 C …+ 60C;

6) Размеры 58 х 86 х 27 мм;

7) Вес 185 грамм, включая антенну и батарею;

8) Количество
каналов памяти 1250.

Непосредственное
сопоставление характеристик товара-конкурента и разрабатываемого
профессионально приемника позволяет сделать следующие выводы: товар-конкурент имеет
большее потребление электроэнергии, больший объём банков памяти, а больший вес.
Следовательно, новая модель будет обладать наиболее высокими эксплуатационными
данными.

3 Анализ технической прогрессивности новой конструкции профессионального
приемника

Техническая прогрессивность электронной аппаратуры в
значительной мере определяет её конкурентоспособность. Она является
предпосылкой размера издержек производства и потребления и может быть
установлена только при сравнении товаров между собой по группам технических
параметров. Техническая прогрессивность измеряемых параметров характеризуется
коэффициентом эквивалентности (Кэк) /1, с. 5/.Результаты расчёта представлены в
таблице 1.

Таблица 1 – Расчет коэффициента эквивалентности новой конструкции
профессионального приемника

Наименование параметра

“Вес” параметра,

В

Значение
параметра

Пб

—-

Пэ

Пн

—-

Пэ

Пб В—-

Пэ

Пн В—-

Пэ

Пб Пн Пэ
Количество каналов памяти 0.20 1250 700 5000 0,25 0,14 0,05 0,028
Чувствительность 0,40 7,1 3 1 0,14 0,33 0,056 0,132
Потребляемая мощность, Вт 0,20 1,02 0,45 0,4 0,39 0,89 0,078 0,178
Масса, кг 0,20 0,185 0,145 0,1 0,54 0,68 0,108 0,136
Итого 1.00 0,292 0,474

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (1)

где Ктн и Ктб
коэффициенты технического уровня базового и нового изделия.

В итоге получили Кэк = 1,623,
что говорит о достаточно высоком техническом уровне разрабатываемого изделия.

4 Анализ изменений функциональных возможностей

Сравним параметры нового изделия и товара-конкурента, которые
не могут быть измерены и устанавливаются экспертами. Оценка каждого параметра
ведется в баллах. Общая сумма баллов товара-конкурента принимается равной 10.
Изменение функциональных возможностей нового изделия характеризуется
коэффициентом изменения функциональных возможностей КФВ /1, с. 6/.

Результаты чего отражены в таблице 2.

Таблица 2 — Расчет изменения функциональных возможностей профессионального
приемника.

Перечень неизмеримых параметров Характеристика параметра Балльная оценка
Товар-конкурент Товар-новинка Товар-конкурент Товар- новинка
1 Поиск «Жучков» Нет Есть 1 3
2 Декодер CTCSS и DTCS Есть Нет 3 1
3 Автоматическое шумоподавление Есть Есть 1 3
4 Функция входного аттенюатора Есть Есть 1 4
5 Функция прослушивания приоритетного канала Есть Есть 3 5
Итого 10 16

На основе результатов таблицы 2 рассчитаем коэффициент изменения
функциональных возможностей новой конструкции.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (2)

где Пфв – общая сумма
баллов неизмеримых параметров новой РЭА.

Кфв=1.6. Из расчетов, новый товар превосходит по
функциональным возможностям товар-конкурент.

5 Анализ соответствия новой конструкции нормативам

Для оценки соответствия
нормам новой конструкции используется единичный показатель. Учитывая, что в
составе профессионального приемника используются стандартные технические
компоненты и типовые технологические процессы применены при его производстве,
то можно сделать вывод, что разрабатываемое устройство соответствует стандартам
и нормам, поэтому все единичные показатели равны единице, а значит, групповой
параметр Кн равен единице /1, с. 6/.

Таким образом, новый
товар с тоски зрения соответствия нормативам может поступать на рынок.

6 Образование цены товара конкурента

Для расчета цены товара-конкурента необходимо определить его
полную себестоимость. Для определения полной себестоимости (Сп) воспользуемся
методом удельных весов, то есть установим ее исходя из расчета стоимости
покупных изделий и полуфабрикатов и доли этих расходов в общих затратах
/1,с.8/.

Расчёт себестоимости покупных изделий и полуфабрикатов
конструкции-конкурента представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Расчёт себестоимости покупных изделий и
полуфабрикатов

Наименование покупных изделий и
полуфабрикатов, материалов
Количество Цена за ед., р. Сумма, р.
Резисторы 300 2 600
Конденсаторы 120 3 360
Диоды 17 5 85
Стабилитроны 7 10 70
Разъемы 4 5 20
Транзисторы 20 50 1000
Трансформаторы 1 200 200
Интегральные микросхемы 8 2000 1600
Микроконтроллер 1 1500 1500
ЖКИ экран 1 350 350
Итого 5785
Транспортно-заготовительные расходы 1715
Всего 7500

Зная Сп, можно определить полную себестоимость и оптовую цену
товара-конкурента.

Расчёт приведён в таблице 4.

Таблица 4 — Определение полной себестоимости и оптовой цены
товара-конкурента.

Наименование расходов Удельный вес, % Сумма, р.
Основные материалы 5.0 781
Покупные изделия и полуфабрикаты 48.0 7500
Зарплата производственных рабочих 14.0 2187

Общепроизводственные расходы

1 Расходы по содержанию и эксплуатации

2 Цеховые расходы

20.0

8.0

12.0

3125

1250

1875

Общехозяйственные расходы 10.0 1562
Прочие производственные расходы 2.7 422
Производственная себестоимость 99.7 15578
Внепроизводственные расходы 0.3 47
Полная себестоимость 100.0 15625
Прибыль 20,0
Оптовая цена 18750

7 Расчет годовых издержек на электроэнергию потребителя профессионального
радиоприемника в условиях эксплуатации

Для того чтобы обосновать конкурентоспособность новой конструкции
профессионального радиоприемника необходимо дать сравнительную характеристику
экономических условий эксплуатации товара-конкурента и нового товара.

В данном случае расходы на эксплуатацию профессионального
приемника у потребителя равны расходам на электроэнергию и расходами на
материалы(аккумуляторы) /1,с.8/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (3)

где р – потребляемая мощность, кВт ;

Физ – число часов работы РЭА за год;

Сэ – стоимость 1-го кВт*ч, р.

Uэ.н.=0.00045´1.96´2000=1,76 р.,

Uэ.к.=0.001´1.96´2000=3,92 р.,

Число часов работы принимаем для каждого профессионального
приемника Физ=2000 ч., цена 1 кВт-ч Сэ=1.96 р. Мощность потребляемая от сети
товаром-конкурентом Р=1 Вт и новым товаром Р=0.45 Вт.

Расходными материалами служат никель-кадмиевые аккумуляторы.
Срок службы такого аккумулятор – 1 год. В товаре-конкуренте используется 4
аналогичных аккумулятора. В новом товаре 3. Стоимость одного аккумулятора – 150
рублей.

Результаты расчёта представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Расчёт
годовых эксплуатационных издержек потребителя профессионального приемника в рублях

Наименование расходов Сумма
Товар-конкурент Новый товар
Расходы на потребляемую электроэнергию 3,92 1,76
Расходы на материалы, используемые
при эксплуатации
600 450
Всего 604 452

Как видно из расчётов расходы на электроэнергию нового товара
меньше, следовательно, он более конкурентоспособен.

Проведённый расчёт годовых издержек показывает, что новая
модель профессионального приемника экономичнее товара-конкурента, каждый год
покупатель будет экономить 152 р.

8 Расчет полезного эффекта профессионального приемника в
эксплуатации

Полезный эффект (Эп) новой конструкции профессионального
приемника в эксплуатации представляет собой стоимостную оценку изменения
потребительских свойств, оказывающих влияние на показатели технической
прогрессивности и долговечности применяемого изделия /2,с.11/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (4)

где Цб – цена базового изделия;

Кэк – коэффициент эквивалентности;

Кд – коэффициент учета изменения срока службы нового изделия
по сравнению с базовым:

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (5)

где Т1 и Т2 – сроки службы базовой и новой РЭА;

Ен – поправочный коэффициент,

Кд =1, ΔИ – изменение текущих издержек потребителя:

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника , (6)

Изменение текущих
издержек потребителя равно ΔИ =608.

Полезный эффект Эп=11680.

9 Образование цены нового товара

Расчет стоимости покупных
радиодеталей и материалов для нового профессионального приемника представлен в
таблице 6.

Таблица 6 – Расчет
стоимости радиодеталей нового профессионального приемника

Наименование покупных изделий и
полуфабрикатов, материалов
Количество Цена за ед., р. Сумма, р.
Резисторы 200 2 200
Конденсаторы 100 3 300
Диоды 14 5 70
Стабилитроны 5 10 50
Разъемы 4 5 48
Транзисторы 10 50 500
Трансформаторы 1 200 200
Интегральные микросхемы 7 2000 1400
Микроконтроллер 1 2000 2000
ЖКИ экран 1 350 350
Итого 5118
Транспортно-заготовительные расходы 1382
Всего 6500

Зная стоимость покупных
радиодеталей можно рассчитать полную себестоимость. Расчеты приведены в таблице
9.2.

Таблица 7 – Расчет
себестоимости нового профессионального приемника

Наименование расходов Удельный вес, % Сумма, р.
Основные материалы 5.0 677
Покупные изделия и полуфабрикаты 48.0 6500
Зарплата производственных рабочих 14.0 1895

Общепроизводственные расходы

1 Расходы по содержанию и эксплуатации

2 Цеховые расходы

20.0

8.0

12.0

2708

1083

1625

Общехозяйственные расходы 10.0 1000
Прочие производственные расходы 2.7 1354
Производственная себестоимость 99.7 13501
Внепроизводственные расходы 0.3 41
Полная себестоимость 100.0 13541
Прибыль 20,0
Оптовая цена 16250

Для выбора стратегии ценообразования необходимо рассчитать
нижний и верхний пределы цены нового профессионально приемника. Верхний предел
цены устанавливается на основе стоимостной оценки улучшения потребительских
свойств товара /1,с.14/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (7)

где Эп – полезный эффект от применения нового товара, р;

Кэ – поправочный коэффициент.

Верхний предел цены равен 24426. Нижний предел цены на новый
товар берется исходя из полной себестоимости изделия и уровня рентабельности,
который устанавливается предприятием изготовителем /1,с.14/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (8)

где Сп – полная себестоимость изделия, р;

Ур – уровень рентабельности.

Нижний предел равен 16250. Таким образом между нижней и
верхней границей существует “поле игры”. В нашем случае верхний предел сильно
отличается от нижнего. “Поле игры” довольно широко, и в этом случае выход на
рынок не должен вызвать особого риска.

Для установления продажной цены необходимо учитывать факторы,
приведенные в таблице 8.

Таблица 8 – Основные соображения при назначении цены на новый
товар

Показатель

Значение

показателя

1 Полная себестоимость нового
товара, р.
13541
2 Нижний предел цены нового товара,
р.
16250
3 Верхний предел цены нового
товара, р.
24426
4 Цена товара конкурента, р. 18750
5 Прогнозный запрос покупателя в
новом товаре на конкретном рынке, шт.
1000
6 Продажная цена на новый товар, р. 20000

Целесообразно выбрать политику “защиты позиций на рынке” для
ценообразования на новый профессиональный приемник, так как возможно улучшить
данную модель за счет выпуска новой элементной базы и конструктивной
проработки. Цена на новый профессиональный приемник устанавливается в зависимости
от технического уровня и других качественных характеристик, объёма и качества
сервиса, рекламы, цен на товары-конкуренты.

10 Образование цены потребления и установление коммерческой
конкурентоспособности

Одной из главных характеристик нового товара является цена
потребления. Наиболее конкурентоспособен на рынке тот товар, у которого ниже
цена потребления, а не продажная цена /2,с.15/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (9)

где Ц – продажная цена;

И – годовые эксплуатационные издержки потребителя;

Тн – нормативный срок эксплуатации в годах.

Цптк = 18750+ 653 ´ 10 = 25280 р.,

Цпн = 20000 + 401 ´ 10 = 24010 р.,

Расчет цены потребления для товара-конкурента и нового товара
приведен в таблице 9.

Таблица 9 – Расчет цены потребления

Наименование затрат Сумма
Товар-конкурент Новый товар
1 Продажная цена, р. 18750 20000
2 Годовые эксплуатационные издержки
потребителя
653 401
3 Нормативный срок эксплуатации
новой РЭА в годах
10 10
Цена потребления 25280 24010

Относительным параметром конкурентоспособности является
коэффициент цены потребления /2,с.18/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (10)

Кц =0,95, а значит новый товар имеет более низкую цену
потребления, значит он более конкурентоспособен, чем товар-конкурент.

 

11
Обоснование уровня качества нового товара

Уровень качества нового товара определяет его
конкурентоспособность.

Для оценки конкурентоспособности профессионального приемника
по отношению к старому воспользуемся интегральным коэффициентом (Кин).
Интегральный коэффициент конкурентоспособности товара представляет собой
численную характеристику и является отношением группового показателя по
техническим, функциональным, нормативным параметрам к групповому коммерческому
показателю /1, с.16/.

Технико-экономический анализ и обоснование рыночного уровня новизны нового радиовещательного приемника  (11)

Кин равен 2,73 и он больше единицы, следовательно, новый профессиональный
приемник обладает более высокой конкурентоспособностью.

12 Выводы по результатам технико-экономического анализа.
Условия выхода на рынок разработанного профессионального
приемника

В заключении, сделаем окончательные выводы об уровне новизны
разрабатываемой конструкции профессионального приемника.

Итоги проделанных расчетов представлены в таблице 10.

Таблица 10 — Показатели рыночного уровня новизны
разрабатываемой конструкции профессионального приемника

Показатели Товар
Конкурент Новый
1 Технические
 1.1 Срок службы от аккумулятора, ч. 10 30
 1.2 Скорость сканирование каналов,
каналов/сек.
30 40
 1.3 Количество банков памяти 1250 700
 1.4 Заполняемый объём, см3 135 132
 1.5 Масса, кг. 0.185 0.145
2 Экономические
 2.1 Оптовая цена, р. 18750 16250
 2.2 Годовые издержки потребителя,
р.
653 401
 2.3 Полезный эффект, р. 152
 2.4 Цена потребления, р. 25280 24010
 2.5 Интегральный коэффициент
конкурентоспособности
1 2,68

По результатам
технико-экономического анализа можно сделать вывод, что новый профессиональный
приемник превосходит старую модель по техническим параметрам, следствием чего
является его коммерческая конкурентоспособность.

Реализовывать товар
необходимо сразу же после производства первой партии, иначе можно проиграть
время, и тем самым быть вытесненным с рынка. В дальнейшем, анализируя темпы
продаж необходимо сделать заключение о перспективности увеличения объема
производства и в случае положительного результата не дожидаясь полного сбыта
приступить к выпуску новой партии. Если товар будет иметь успех у покупателя,
то наращивать производство по мере поступления заказов.

Реализовать новый товар
следует везде параллельно с товаром конкурентом. Скорее всего, на нашу
разработку отреагируют покупатели со средним достатком.

Для сбыта продукции нужно
создать специальные дилерские сети, с соответствующими скидками на различные
объемы покупок (от 1% до 3%).

Производственный анализ
является неотъемлемой частью любой разработки, представляемой непосредственному
заказчику, поэтому корректность результатов имеет особое значение и говорит об
успехе своего коллектива разработчиков.

Список литературы

1 Методические указания по выполнению
курсовой работы конструкторского и прикладного исследовательского характера по
курсу “Организация производства и менеджмент” для студентов специальности
210302 “Радиотехника” очной, очно-заочной и заочной форм обучения / ВГТУ; сост.
В.И.Попов, Б.Г. Преображенский, Воронеж, 2004 – 29с.

2 СТП ВГТУ 62-2007. Курсовое
проектирование. Организация, порядок, оформление расчетно-пояснительной записки
и графической части.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий