Управление затратами на малом предприятии

Дата: 21.05.2016

		

Управление
затратами на малом предприятии

План

Введение

1.      Теоретические основы управления затратами на малых
предприятиях

1.1    Малые предприятия и их роль в экономике

1.2    Порядок формирования учетной политики затрат на малом
предприятии

1.3    Краткая экономическая характеристика объекта
исследования

2.      Управление затратами на малом предприятии

2.1    Планирование затрат на малом предприятии

2.2    Учет затрат на малом предприятии5

2.3    Контроль и анализ затрат на малом предприятии

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

На этапе
перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную
поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы
выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и
сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях
самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения
прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса. Основным
условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства
и сбыта продукции, в частности себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому
вопросы управления затратами являются весьма актуальными для предприятий.

Целью данной
курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность
управления затратами на малом предприятии.

Достижение
поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

— установить
критерии малого предприятия;

— определить
затраты малого предприятия как управляемую экономическую категорию;

— рассмотреть
концептуальные основы управления затратами;

— изучить
основные приемы и методы управления затратами предприятия;

Объектом
данного исследования являются затраты предприятия на производство хлебобулочных
изделий.

Предметом
исследования является процесс управления затратами.

На
предприятии ООО «Контакт» осуществляется только планирование затрат и общий их
учет через распределение по элементам затрат. Поэтому новизна рассматриваемой
работы заключается в попытке практического применения таких важных элементов
системы управления затратами, как анализ затрат, их учет и контроль за их
уровнем.

Работа
состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной
литературы и приложений.

При написании
работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных
и зарубежных авторов, посвященные дисциплинам «Финансовый менеджмент». Так,
учебником Е. Стояновой рассматриваются основные принципы операционного анализа.
Раицкий К.А. в своем издании «Экономика предприятия» показывает управление
затратами как многоступенчатый процесс, Быков С.В. в статье «Операционный
финансовый менеджмент» демонстрирует различные методы оптимизации ассортимента
продукции предприятия.

В данной курсовой работе
сделана попытка систематизации и комплексного представления изученного
материала по рассматриваемой теме.

1.Теоретические основы
управления затратами на малых предприятиях

1.1 Малые предприятия и
их роль в экономике

Малые предприятия являются
неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных
странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе
государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в
некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и
стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса
возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в
недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют
роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта
функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной
экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом
других.

Другая важнейшая функция
мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью,
гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют
заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение
несложных научно-технических достижений.

Развитие сферы малого
предпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем
– создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной
структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Чем больше
сектор гибких и подвижных малых предприятий, и чем выше количество занятых в
малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

Выделяют некоторые
подходы к определению малого предприятия. В определениях, основанных на
количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа
критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость
активов.

В нашей стране понятие
малого предприятия определяется Федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с
этим законом, для того, чтобы предприятие считалось малым, должны одновременно
выполняться нижеперечисленные условия.

К субъектам малого
предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр
юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за
исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также
физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства,
соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц —
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических
лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов
акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать
пять процентов;

2) средняя численность
работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значение
средней численности работников:

— до ста человек включительно
для малых предприятий;

— среди малых предприятий
выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации
товаров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость
активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за
предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения:

— малые предприятия — 400
млн. рублей;

— микропредприятия — 60
млн. рублей;

Вновь созданные
организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и
крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они
зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего
предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки
от реализации товаров или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости
основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их
государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность
работников предприятия за календарный год определяется с учетом всех его
работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам
или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников
представительств, филиалов и других обособленных подразделений предприятия.

Роль малого
бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать
самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии
малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого
предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное
меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что
дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства
уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы
и социальной нестабильности.

1.2 Порядок формирования учетной
политики затрат на малом предприятии

Учетная
политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета
затрат, выбранных организацией для использования. Методы установлены
положениями по бухгалтерскому учету, и организация, в том числе малое
предприятие, должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять.
Если для каких либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета затрат
в законодательстве не установлены, организация может разработать их
самостоятельно.

Учетная
политика малого предприятия составляется главным бухгалтером и утверждается
руководителем организации. Только, что созданная организация должна оформить
учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90
дней со дня государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить
учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить в указанные
сроки.

Согласно п.
16 ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в следующих случаях:

— когда
изменилось законодательство Российской Федерации или нормативные документы по
бухгалтерскому учету;

— когда
организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета (более
точные или менее трудоемкие; или в связи с изменениями в законодательстве);

— когда
изменились условия деятельности организации (произошла реорганизация, смена
собственников, изменились виды деятельности).

Если у малого
предприятия возникли операции по учету затрат, схема учета которых не была
установлена, то учетную политику следует дополнить. Все дополнения утверждаются
приказом руководителя. Вносить их можно в течении всего года.

Учетной
политикой определяются способы ведения бухгалтерского учёта затрат, которые
существенно влияют на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской
отчётности. К ним относится определение затрат от реализации продукции,
товаров, работ или услуг и варианты ведения учёта этих затрат.

Учёт таких затрат
можно осуществлять по-разному:

1. 
За видами
продукции;

2. 
За элементами
затрат (затраты на оплату труда, материалы, амортизация и т.п.);

3. 
В разрезе
производственных или торговых отделов;

Основными
задачами бухгалтерского учета затрат на малом предприятии являются:

1.
Своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат,
связанных с производством и сбытом продукции, а также не производительных
расходов и потерь, допускаемых на отдельных участках производства;

2. Контроль
за эффективным использованием сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива,
энергии, фонда оплаты труда, за соблюдением смет расходов на обслуживание и
управление производством.

3. Выявление
результатов деятельности структурных подразделений предприятия по снижению
себестоимости продукции

4. Выявление
резервов снижения себестоимости продукции.

Сведения о
затратах группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Так,
расход материалов отражается на кредите сч.10 «Материалы» с указанием
корреспондирующих с ним дебетуемых счетов, что и позволяет распределить расход
материалов между хозяйственными процессами, а расходы на оплату труда – на
кредите сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в разрезе
корреспондирующих счетов.

Сумма
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды показывается на
счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», а сумма
амортизации основных средств на кредите сч.02 «Износ основных средств»
распределяется между хозяйственными процессами по корреспондирующим счетам, сумма
прочих расходов определяется по данным кредитовых оборотов счетов 50 «Касса»,
51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с
подотчетными лицами» и др.

Таким
образом, система счетов бухгалтерского учета, разработанная в учетной политике
малого предприятия обеспечивает учет затрат по экономическим элементам и их
распределение между хозяйственными процессами. Однако, для контроля над
составом затрат по местам их совершения и для исчисления себестоимости
необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на
какие цели (куда, на что) эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по
направлениям, по их отношению к технологическому процессу.

1.3 Краткая экономическая
характеристика объекта исследования

Объектом исследования
является производственное малое предприятие «Контакт». Организационно-правовая
форма собственности данного предприятия — частная. Основной вид деятельности ООО
«Контакт» — производство хлеба и хлебобулочных изделий. Это предприятие недавно
появилось на рынке и функционирует с ноября 2003 г. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением
под руководством главного бухгалтера.

Общество
открытого типа «Контакт» — одно из перспективных малых предприятий. Продукция
предприятия реализуется во всех районах города Тюмени, через розничные
магазины, универсамы, рынки, а также отпускается прямо с предприятия
юридическим лицам и предпринимателям по предварительным заявкам.

В организации применяется
простой (попроцессный) метод учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции. Затраты на производство собираются за весь процесс
производства без деления его на технологические переделы. Далее собранные затраты
подразделяются на прямые (затраты на сырье и основные материалы) и расходы по
обслуживанию производства и управлению.

Материальные затраты
списываются прямо на себестоимость конкретных видов продукции, а накладные
распределятся пропорционально прямым материальным затратам.

На предприятии сводный
учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному варианту.
Затраты учитываются по месту их возникновения до выпуска продукции в целом по
цеху, фактическая себестоимость полуфабрикатов не исчисляется.

Технология производства
хлебобулочных изделий состоит из следующих этапов: подготовки сырья и основных
материалов, замеса теста, формовки, расстойки и выпечки изделий.

Каждый вид производимой
продукции состоит из 7 и более компонентов сырья и основных материалов. Прямые
материальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырья
на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на
счет основного производства (вид деятельности — производство), а итоговая сумма
расходов на управление производством списывается прямо на себестоимость
реализованной продукции.

2.Управление затратами на
малом предприятии

2.1 Планирование затрат
на малом предприятии

Для
планирования, учета и анализа затраты малого предприятия ООО «Контакт» объединяются
в однородные группы по многим признакам.

1. По видам
расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и
включает в себя две классификации:

— по
экономическим элементам затрат

— по
калькуляционным статьям расходов.

Первая из них
(по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на
предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

— материальные
затраты;

— затраты на
оплату труда;

— отчисления
на социальные нужды;

— амортизация
основных фондов;

— прочие
затраты.

Вторая группа
затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций
(расчет себестоимости единицы продукции, позволяющих определить, во что
обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных
видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет
себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в
связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение
затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы
продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции на
любом уровне.

2. По
характеру участия в создании продукции. Выделяют основные расходы,
непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности,
затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии,
заработную плату рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по
управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские,
внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.

3. По
изменяемости в зависимости от объемов хозяйствования. Затраты, которые
изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема
продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными,
и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют
условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании
производства, а также при анализе финансово- хозяйственной деятельности
предприятия.

4. По способу
отнесения на себестоимость. Очень часто при калькулировании себестоимости
продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты
могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты
предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно
отнесены на данный вид продукции , и косвенные, которые связаны с производством
многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

При планировании
себестоимости (затрат) важное значение имеет правильность стоимостной оценки
приобретенных материальных ценностей и порядок списания их на себестоимость
затрат. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по
элементу “Материальные затраты” формируется исходя из цен их приобретения (без
учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости
услуг брокерам, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые
сторонними организациями.

Однако существует
особенность планирования материальных затрат для предприятий-производителей
продукции , которая освобождена от уплаты НДС. В этом случае НДС учитывается в
стоимости материалов и в дальнейшем списывается на себестоимость продукции.
Подобный механизм формирования стоимости материальных затрат требует
раздельного учета по продукции, освобожденных от НДС, и продукции , которая от
НДС не освобождена.

2.2 Учет затрат на малом
предприятии

ООО «Контакт»
является субъектом малого предпринимательства и ведет учет по упрощенной форме.
Но, кроме того, на предприятии имеется укомплектованная ПЭВМ (монитор,
системный блок, принтер и т.д.), и поэтому бухгалтерский учет ведется с
использованием компьютера.

Учет затрат
хозяйственной деятельности осуществляется с использованием только балансового
счета №20 «Основное производство». Однако, торговые предприятия все свои
затраты могут собирать на счете №44 «Издержки обращения».

Затраты в
бухгалтерском учете группируют по экономическому содержанию. Их принято
подразделять на следующие:

1)
материальные затраты, которые можно представить, например бухгалтерскими
проводками:

Д20,44-К 10,
21, где: счет 10 «Материалы», счет 21 «Полуфабрикаты собственного
производства»,

2) трудовые
затраты, которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующих
проводок:

Д 20, 44 — К
70, где: счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

3) отчисления
в фонды социального страхования и обеспечения, которые можно представить в
бухгалтерском учете следующими проводками:

Д 20, 44 — К
69, где: счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

4)
амортизационные отчисления на основные фонды, которые можно представить в
бухгалтерском учете с помощью проводок:

Д 20, 44 — К
02, где: счет 02 «Износ основных средств».

5) прочие,
которые можно представить в бухгалтерском учете в виде следующих проводок:

Д 20,44 — К
05, 69, 68, где: счет 05 «Амортизация нематериальных активов», счет 69 «Расчеты
по внебюджетным платежам»; счет 68 «Расчеты с бюджетом».

На
предприятии ведется в течение месяца раздельный учет затрат на производство
продукции (прямых материальных затрат) по видам продукции и на управление
производством (накладных расходов) в разрезе статей затрат.

Прямые
материальные затраты по окончании месяца на основании отчета о списании сырья
на отдельные виды продукции списываются на соответствующий вид продукции на
счет основного производства (вид деятельности — производство). Это отражается в
учете бухгалтерской записью: Д-т сч. 20; К-т сч. 43

При сдаче
продукции из производства на склад в учете отражается бухгалтерская запись:Д-т
сч. 43 ;К-т сч. 20

Далее при
реализации данные суммы списываются в Д сч 90 «Реализация» субсчета 2
«Себестоимость реализованной продукции».

Косвенные
затраты, к которым относятся общехозяйственные расходы, учитываются в
оборотно-сальдовой ведомости по счету: 20 в разрезе статей затрат. Номенклатура
статей косвенных затрат складывается из статей общехозяйственных расходов.

По окончании
месяца итоговая сумма расходов на управление производством списывается в себестоимость
реализованной продукции, что отражается проводкой:

Д-т сч. 90
«Реализация» субсчет 2 «Себестоимость реализованной продукции»

К-т сч. 20
«Основное производство»

Так из
кредитовых оборотов по счетам 20 и 43 формируется себестоимость реализованной продукции.

С 1 января 2002 года для
исчисления налога на прибыль налогоплательщики уменьшают полученные доходы на
сумму произведенных расходов. Следовательно, для того чтобы исчислить прибыль,
необходимо определить порядок учета расходов, принимаемых в соответствии с
налоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемых доходов. Состав
расходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, определен
статьями 252- — 269 НК РФ.

Согласно Главе 25
Налогового Кодекса РФ, расходы, связанные с производством и реализацией
включают в себя:

— расходы, связанные с
изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, — — выполнением
работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ,
услуг, имущественных прав);

— расходы на содержание и
эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного
имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

— расходы на освоение
природных ресурсов;

— расходы на научные
исследования и опытно-конструкторские разработки;

— расходы на обязательное
и добровольное страхование;

— прочие расходы,
связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с
производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату
труда;

3) суммы начисленной
амортизации;

4) прочие расходы.

Сравнение основных
элементов затрат в бухгалтерском и налоговом учете приводится в приложении 1.

2.3 Контроль и анализ
затрат на малом предприятии

В условиях
различных форм развития экономики себестоимость затрат продукции является
важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В
себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с
производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных
работников и руководства в целом.

Управление
себестоимостью продукции — это контролируемый процесс формирования затрат на
производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий; проверка за
выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявления резервов
этого снижения.

Эффективность
системы управления и контроля за затратами во многом зависит от организации их
анализа.

Объектами
анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

1) абсолютная
сумма затрат в целом и по элементам;

2) затраты на
рубль продукции (издержкоемкость продукции);

3)
себестоимость продукции в целом и в разрезе калькуляционных статей;

4)
себестоимость отдельных изделий.

Источники
информации для анализа затрат на производство и себестоимости продукции: бизнес-план;
данные бухгалтерского учета по соответствующим счетам учета затрат; плановые и
отчетные калькуляции важнейших изделий; первичные документы в необходимых
случаях; плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции и
отдельных изделий.

Анализ
структуры затрат на производство ООО «Контакт» начинается с определения
удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и
их изменения за отчетный период. Для наглядности такого анализа используется
аналитическая таблица 1 (Приложение 2), в которой перечисляются элементы затрат
и отражается их величина в процентах к итогу. Эти данные показываются отдельно:
базовые (прошлого отчетного периода, плановые), фактические и изменение этих
показателей за анализируемый период.

Показатели
свидетельствуют о том, что значительную долю в отчетном году занимали
материальные и трудовые затраты. Материальные затраты уменьшились на 4 705,6
тыс. руб., а их доля в общей сумме затрат снизилась на 3,66 %. Расходы на
оплату труда рабочих увеличились на 2 520,1 тыс. руб., однако удельный вес их
снизился на 0,48 %. Доля амортизации основных средств и нематериальных активов
не изменилась несмотря на то, что амортизационные отчисления увеличились на 60
тыс. руб. Отчисления на социальные нужды увеличились на 677,2 тыс. руб., однако
удельный вес их снизился на 0,24 %. Наиболее значительно увеличились прочие
затраты — на 34 214,7 тыс. руб., что привело к увеличению их доли в общей сумме
затрат на 4,38 %. Из вышесказанного следует, что важнейшими резервами снижения
себестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат, а
также снижение доли прочих затрат.

Наиболее
обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с
прибылью, является уровень затрат на рубль продукции.

Затраты на
рубль продукции определяются по формуле:

Z=C/V,

где C —
полная себестоимость произведенной продукции;

V — стоимость
или объем произведенной продукции.

Этот
показатель рассчитывается в копейках. Он обладает и достоинствами, и
недостатками. Среди достоинств можно выделить следующие: может рассчитываться
во всех отраслях народного хозяйства; визуальная связь с прибылью и
рентабельностью: например, цена единицы изделия — 1 000 руб., себестоимость —
800 руб., следовательно, прибыль, которую можно получить от продажи единицы
изделия — 1000-800=200 руб., а рентабельность единицы изделия — 200/800*100=25
%. (Приложение 3)

На этот
синтетический показатель оказывает влияние множество факторов, связанных с формированием,
как числителя, так и знаменателя.

Непосредственное
влияние на изменение уровня затрат на рубль продукции оказывают три фактора,
которые находятся с ним в прямой функциональной связи, или факторы первого
порядка связи с этим результативным показателем:

-изменение
структуры продукции;

-изменение
уровня затрат на отдельные изделия (себестоимости отдельных изделий);

-изменение
цен на продукцию. Для анализа влияния факторов рекомендуется использовать прием
цепных подстановок.

На основании
данных таблицы 3 (приложение 4) рассчитаем уровень влияния вышеназванных
факторов на затраты на рубль продукции. Методика определения размера влияния
представлена в таблице 4 (приложение 4).

На
сверхплановое снижение затрат на рубль продукции оказали влияние увеличение цен
на отдельные изделия, что привело к снижению анализируемого показателя на 1,4
коп., и структурные сдвиги в выпуске продукции (в результате затраты снизились
на 0,9 коп.) Структурные сдвиги выразились в том, что снизился удельный вес
наиболее затратоемкой продукции, а менее — увеличился. Однако увеличение
себестоимости отдельных видов продукции привело к увеличению уровня затрат на 2
коп. Таким образом, в результате влияния вышеуказанных факторов уровень затрат
на рубль продукции снизился на 0,3 коп. ( — 1,4-0,9+2).

Для полного
вывода о возможности изыскания резервов снижения затрат на производство
необходимо изучить затраты по их функциональной роли в производственном
процессе. По этому признаку они группируются по калькуляционным статьям
расходов в зависимости от связи с производством, его организацией,
обслуживанием, управлением и сбытом.

На ООО «Контакт»
применяется состав калькуляционных статей, который представлен в таблице 5
(приложение 5). Затраты по статьям себестоимости отличаются от затрат по ее
элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и
реализацией продукции за данный отчетный период. Затраты же по элементам
показывают все произведенные предприятием расходы ресурсов за отчетный период,
включая расходы и на рост остатков незавершенного производства, затраты,
отнесенные на счет расходов будущих периодов и т.п.

Группировка
затрат по статьям расходов позволяет характеризовать связь затрат с
результатами, их роль в технологическом процессе, управлении и обслуживании, во
внутрихозяйственном расчете, выделить прямые и косвенные, переменные и
постоянные расходы и тем самым полнее вскрыть резервы их экономии. Анализ
затрат по статьям себестоимости начинается с определения отклонения фактической
суммы затрат от плановой, рассчитанной исходя из плановых норм расхода на
фактический объем и фактическую структуру продукции в целом по всей продукции и
в разрезе отдельных статей расходов. Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяются
и отклонения в процентах.

Анализ
себестоимости по статьям калькуляции позволяет определять, по каким именно
статьям имел место перерасход, а по каким статьям получена экономия.

Показатели
таблицы 5 свидетельствуют о том, что по сравнению с планом снизился удельный
вес сырья и материалов в себестоимости продукции отчетного года. Это произошло,
скорее всего, не вследствие более рационального использования сырья и
материалов, а из-за того, что увеличился уровень электроэнергии, транспортных
расходов, услуг банка и прочих услуг. Следовательно, следует выявить резервы
снижения затрат за счет рационального использования сырья и материалов и
снижения доли перечисленных выше расходов. Данные результаты лишь подтверждают
выводы, сделанные выше по данным таблицы 1.

В процессе
дальнейшего анализа в первую очередь уделяется внимание тем статьям, по которым
образовались большие перерасходы, непроизводительные затраты и потери, а также
занимающим большой удельный вес в себестоимости продукции. Как было отмечено в работе,
в учете предприятия имеется одна особенность, обусловленная массовым характером
выпуска продукции. Затраты на производство распределяются между видами
продукции вне системы «1С: Бухгалтерия». Поэтому учет затрат на производство по
отдельным видам продукции в бухгалтерской программе не ведется. За год затраты
на производство каждого выпущенного изделия не собираются. Следовательно,
анализ прямых и косвенных затрат в себестоимости продукции следует производить
по данным за отдельный месяц, в данном случае декабрь 2007г.( Приложение 6)

Значительное
место в себестоимости продукции занимают материальные и трудовые затраты,
которые в зависимости от объема продукции подразделяются на прямые
(условно-переменные) и косвенные (условно-постоянные). К прямым расходам
относятся расходы, размер которых зависит от объема и ассортимента продукции. К
условно-постоянным относятся расходы, абсолютная сметная величина которых в
основном остается постоянной. С изменением объема и структуры продукции
изменяется только их величина в себестоимости единицы продукции.

На ООО «Контакт»
к прямым затратам относятся лишь материальные затраты (сырье и основные
материалы). Остальные расходы представляют собой косвенные затраты.(Приложение
7)

Размер прямых
материальных затрат зависит от влияния многих факторов, которые в итоге
синтезируются непосредственно в трех основных факторах: изменение объема
продукции,изменение структуры продукции,зменение уровня материальных затрат в
себестоимости отдельных изделий (удельная материалоемкость). Для анализа
влияния этих факторов целесообразно использовать прием цепных подстановок.

Следует
учесть, что показатель 129,73 % в таблице 8 (Приложение 8) — это процент
выполнения плана по объему продукции, который находится как отношение
фактического выпуска продукции к плановому соответственно в процентах:

31441962/24236031*100%=129,73
% .

На основании
данных таблицы 8 рассчитаем уровень влияния вышеназванных факторов на прямые
материальные затраты. Методика определения размера влияния с помощью такого приема
элиминирования, как метод цепных подстановок, представлена в таблице 9(Приложение
9).

Общая
экономия материальных затрат составила 214 067 руб. Данная экономия обусловлена
влиянием двух факторов:

1) вследствие
повышения уровня материальных затрат на отдельные изделия, т.е. удельной
материалоемкости, затраты снизились на 4 193 548 руб.;

2) за счет
структурных сдвигов в выпуске продукции, т.е. увеличения удельного веса
продукции с меньшей материалоемкостью и соответствующего снижения доли с
большей, затраты уменьшились на 35 999 руб.

Однако
вследствие увеличения объема продукции был получен значительный перерасход
материальных ресурсов в размере 4 015 480 руб. Таким образом, в результате
влияния факторов первого порядка прямые материальные затраты снизились на 214
067 руб. ( — 4193548-35999+4015480).

К косвенным
затратам относятся те виды расходов предприятия, которые не включаются прямо в
себестоимость отдельных видов продукции, а для этого используются определенные
коэффициенты. Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и
управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. К накладным
расходам на ООО «Контакт» относятся все расходы, кроме затрат сырья и основных
материалов. По окончании месяца и подсчета всех затрат итоговая сумма косвенных
затрат полностью списывается на затраты реализованной продукции.

Выявление и
мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление
производится путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, а
также обоснованности их распределения между отдельными видами продукции.

Показатели таблицы 10 (Приложение 10) свидетельствуют о том, что по всем
статьям условно-постоянных расходов был получен перерасход, кроме транспортных
расходов. По ним достигнута экономия в размере 59188 руб. Наибольший перерасход
был получен по статье «прочие расходы» — в размере 3 538 557 руб.

В рыночных
условиях хозяйствования актуальным остается исчисление фактической
себестоимости единицы каждого вида продукции и ее анализ с целью реальной
оценки их рентабельности и изыскания дополнительных резервов снижения затрат.

В качестве
базы сравнения берутся калькуляции, рассчитанные по технико-обоснованным
нормативам, среднеплановым нормам, договорным и другим условиям. При этом
расчеты ведутся отдельно по переменным и постоянным расходам. Последние (с
учетом их постатейной, хотя и слабой, связи с производством и реализацией
продукции) прибавляются к переменным по определенным признакам или базам их
распределения по видам продукции. На ООО «Контакт» такой базой распределения
являются прямые материальные расходы.

Правильный
выбор базы распределения постоянных расходов по видам продукции и ее
обязательное использование при фактическом калькулированиии оказывает
существенное влияние на определение степени рентабельности отдельных видов
изделий, учитывая, что в современных условиях продажная цена устанавливается
рынком, а налоги – государством (приложение 11).

При анализе
отчетных (фактических) калькуляций изделий, прежде всего, выявляются
постатейные отклонения от плана.

Фактическая
себестоимость изделия снизилась по сравнению с планом на 1162,8 руб.
Значительное влияние на экономию себестоимости оказала экономия сырья и
материалов в размере 1388 руб., менее значительное — тепла и электроэнергии
(93,6 руб.).

В процессе
анализа себестоимости отдельных изделий используется дифференцированный подход
к анализу прямых и косвенных расходов.

Анализ прямых
материальных затрат осуществляется с использованием информации из расшифровки к
статье калькуляции «материалы» (приложение 12).

Данные
таблицы 12 свидетельствуют о том, что на предприятии имела место экономия
материалов на производство изделия в размере 1388 руб. (2894,8-1506,8).

На величину
материальных затрат в себестоимости отдельных изделий оказывают влияние следующие
факторы первого порядка:

-изменение
количества материалов;

-изменение
цен на сырье и материалы;

-замена
одного материала другим.

Для расчета
влияния первых двух факторов используется факторная модель мультипликативного
типа:

М=К*Ц, где М
— стоимость определенного вида материала,

К —
количество материалов,

Ц — цена
материала.

Экономия
материальных затрат на изделие обусловлена рациональным использованием сырья и
материалов, в частности, маргарина «Суперцехблок» и дрожжей х/б
(2258,22+54,25=2312,47руб.). Однако вследствие повышения потребления яиц
куриных, сахара-песка и конфитюра был получен перерасход материальных ресурсов
(483,47+92,8+8,19=584,46 руб.) Таким образом, за счет изменения количества
используемых в процессе производства материалов была получена экономия
себестоимости в размере 1728,01 руб. (2312,47-584,46).(Приложение 13)

Вследствие
повышения цен на отдельные материальные ресурсы, такие как улучшитель, яйца
куриные, жир фритюрный, маргарин «Суперцехблок», дрожжи х/б и сахар-песок, был
достигнут перерасход себестоимости в размере 413,73 руб.
(2,4+1,56+20,61+366,18+17,5+5,48).

Однако на
отдельные ресурсы цены понизились (мука пшеничная в/с, конфитюр, сахарная
пудра), поэтому была получена экономия себестоимости в сумме 73,72 руб.
(34,54+38,8+0,38). Следовательно, из-за изменения цен на ресурсы перерасход
себестоимости составил 340,01 руб. (413,73-73,72).

Таким
образом, в результате влияния двух названных выше факторов была получена
экономия себестоимости изделия в сумме 1388 руб. (1728,01-340,01).

Косвенные
расходы в себестоимости единицы изделия могут отклоняться от плановой величины
вследствие изменения объема выпуска изделия и отклонения фактических затрат от
сметы. Для анализа используются данные плановых и отчетных калькуляций изделий.
Расчет размера влияния факторов на косвенные расходы и, соответственно, на
себестоимость производится с помощью приема цепных подстановок.

Исходная информация для
анализа берется из плановых и отчетных калькуляций (таблица 11). При этом
условный показатель рассчитывается по плановым нормам расхода на одно
фактически выпущенное изделие (приложение 14).

Результаты анализа
косвенных расходов в себестоимости единицы изделия показывают, что имел место
перерасход в размере 225,21 руб. Этот перерасход целиком обусловлен отклонением
расходов от сметы затрат на 1436,76 руб. Однако вследствие увеличения выпуска
изделий на 568,92 кг косвенные затраты снизились на 1211,55 руб. Поэтому общий
перерасход в результате влияния двух факторов составил 225,21 руб.
(1436,76-1211,55).(Приложение 15)

Таким
образом, себестоимость является одной из составных частей хозяйственной
деятельности и соответственно одним из важнейших элементов контроля и управления
затратами на предприятии. Анализ и контроль, выполняя одну из основных
управленческих функций, входят в управляющую подсистему, и недостаточное его
функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы
управления затратами и себестоимостью в целом.

Заключение

Становление и развитие
малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране и
за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных
вопросов. Среди них важными являются вопросы управления затратами.

На основании проведенного
исследования можно сделать следующие выводы. На малом производственном
предприятии «Контакт» применяется упрощенная форма учета затрат с
использованием ПЭВМ. В организации применяется простой (попроцессный) метод
учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, сводный
учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному варианту.

Каждый вид производимой
продукции состоит из 7 и более компонентов сырья и основных материалов. Поэтому
для облегчения управлением материальных затрат на предприятии ведется в течение
месяца раздельный учет затрат на производство продукции (прямых материальных
затрат) по видам продукции и на управление производством (накладных расходов) в
разрезе статей затрат.

На ООО «Контакт», как было
выявлено в процессе анализа, важнейшими резервами снижения затрат и
себестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат.

Можно выделить одну
особенность — затраты на производство распределяются между видами продукции вне
системы «1С: Бухгалтерия». Поэтому учет затрат по отдельным видам продукции в
бухгалтерской программе не ведется. За год затраты на производство каждого
выпущенного изделия не собираются.

Компьютеризация учета
является основным инструментом эффективной обработки экономической информации.
В условиях реформирования налогового законодательства, методик расчета и учета по
всем направлениям учетной деятельности все более актуальным становится
внедрения программы класса бухгалтерского конструктора, в которые включаются инструментальные
средства самостоятельной корректировки и изменения заложенной учетной схемы.
Поэтому на исследуемом предприятии необходимо внедрить бухгалтерскую программу
«1С: Бухгалтерия», которая относится к таким программам автоматической
обработки учетно-экономической информации о затратах.

Для совершенствования
управления затратами можно предложить разделить бухгалтерский учет на
финансовый и управленческий, внедрить метод определения конечного финансового
результата «затраты-выпуск».

Список литературы

1. Анализ хозяйственной деятельности
в промышленности: Учеб./ В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; Под
общ. ред. В.И. Стражева. Мн.: Выш. школа, 2003. 480 с.

2. Ананькина Е.А., Данилочкина
Н.Г.Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.

3. Бугаев А. Формирование учетной
политики на 2007 г. // Налоговый вестник. 2004. № 5. С. 58-76.

4. Быкова Е.В.Операционный финансовый
менеджмент // Финансы. – 1997. — №12.- с.10.

5. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет на
предприятиях малого и среднего бизнеса. М.: Бизнес-карта, 2001. 124 с.

6. Глаголев П. Учет затрат и
контроль. // Риск. 2000. № 1-2. С. 31-34.

7. Зайцев Н.Л.Экономика промышленного
предприятия. – М.: Инфра-М. – 2000. – 335с.

8. Карпова Т.П.Управленческий учет:
Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.

9. Керимов В.Э, Комарова
Н.Н.Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» //Аудит и
финансовый анализ, — 2001. — №2. – с.90-91.

10. Козлова Е.П. Калькулирование
себестоимости способом суммирования затрат //Главбух. – 1998. – с.11-24.

11. Кондратова И.Г.Основы
управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. –144с.

12. Кожевникова Т. С. Отнесение
материальных затрат на себестоимость продукции и для целей исчисления
налогооблагаемой прибыли. // Экономика. Финансы. Управление. 2006. № 6. С.
71-75.

13. Колесников С. Н. Многомерная
себестоимость. // Экономика. Финансы. Управление. 2003. № 6. С. 63-72.

14. Кондратова И. Г. Основы
управленческого учета. // Современное управление. 2000. № 6. С. 79-103.

15. Крейнина М.Н.Финансовый
менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. – 304с.

16. Ларионов А.Д.Бухгалтерский учет:
Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.

17. Ладутько Н. И., Борисевский П.
Е., Крупнова А. В. Бухгалтерский учет. Мн.: ФУАинформ, 2004. 728 с.

18. Мюллендорф Р., Карренбауэр
М.Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их
рациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.

19. Новиков В.Г.Анализ соотношения
«затраты – объем — прибыль» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. — №4.
– с.120-137.

20. Практикум по финансовому
менеджменту учебно-деловые ситуации, задачи и решения. / Под ред. Академика
АМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива 1997г.

21. Раицкий К.А.Экономика предприятия:
Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.:Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг», 2000. – 696с.

22. Реформирование учета,
совершенствование анализа и планирование затрат на производство продукции.
Полоцк:Приор, 2003,124 с.

23. Русель А. Л. Анализ влияния на
себестоимость трудовых затрат. // Экономика. Финансы. Управление. 2003. № 10.
С. 86-91.

24. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной
деятельности предприятия: 3-Е изд. – Мн.: ИП «Экоперспектива», «Новое знание»,
2003 – 498с.

25. Сивак Т. Н., Осейко П. П.
Бухгалтерский учет с помощью персонального компьютера. Мн.: Мисанта, 2003. 104
с.

26. Стражева Н. С., Стражев А. В.
Бухгалтерский учет. Мн.: Книжный дом, 2004. 229 с.

27. Танашева О. Г., Рябова Т. С.
Контроль и анализ в системе управления затратами. // Экономический анализ:
теория и практика. 2004. № 8. С. 39-46.

28. Уткин Э.А.Финансовый менеджмент.
Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – 272с.

29. Финансовый менеджмент –
руководство по технике эффективного менеджмента. – М.: «Трансполитиздат»,2002
–292с.

30. Финансовый менеджмент: теория и
практика. Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:
Изд-во «Перспектива»,2000. – 574с.

Приложение 1

Сравнение
элементов затрат бухгалтерского и налогового учета

Элементы Налоговый учет Бухгалтерский учет
1 2 3
Расходы

Ст. 252: К расходам относятся:

1. Расходы, связанные с производством
и реализацией:

— материальные расходы (ст. 254 НК
РФ);

— расходы на оплату труда (ст.255
НК РФ);

— суммы начисленной амортизации
(ст.256-259 НК РФ);

— прочие расходы (ст. 260, 264 НК
РФ).

2. Внереализационные расходы.

Порядок определения суммы расходов
на производство и реализацию определен в ст. 318 НК РФ.

1. Расходы по обычным видам
деятельности:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальные нужды;

— амортизация;

— прочие затраты.

2. Прочие расходы;

3. Внереализационные расходы.

Признание расходов

Расходы признаются:

— методом начисления (ст. 272 НК
РФ);

— кассовым методом (ст. 273 НК РФ).

При методе начисления расходы
признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо
от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты.
Отдельно рассматриваются условия признания расходов, связанных с реализацией
и с внереализационными доходами. При кассовом методе расходами признаются
затраты после их фактической оплаты.

В соответствии с ПБУ 10/99,
признание расходов осуществляется организацией в том отчетном периоде, в котором
эти расходы имели место независимо от факта их оплаты.В соответствии с
Письмом МНС РФ № ВГ — 6-02/442 от 09.06.2000 г.

Приложение
2

Таблица
1. Анализ структуры затрат на производство в разрезе элементов

Элементы затрат По плану За отчетный период Изменение

сумма,

тыс. руб.

удельный вес,

%

сумма,

 тыс. руб.

удельный вес, %

сумма,

 тыс. руб.

удельного веса, %
1.Материальные затраты 420000 63,20 415294,40 59,54 4705,6 3,66
2.Расходы на оплату
труда рабочих
120000 18,05 122520,10 17,57 2520,1 0,48
3.Отчисления на
социальные нужды
48 000 7,22 48 677,20 6,98 677,20 0,24
4.Амортизация основных
средств и нематериальных активов
1 700 0,25 1 760,00 0,25 60,00 0,00
5.Прочие затраты 75 000 11,28 109214,70 15,66  34214,7 4,38
Итого затрат 664700 100,00 697466,40 100,00 611716,01

Приложение 3

Таблица 2.
Расчет затрат на рубль продукции

Показатели За отчетный год Отклонения от плана
по плану  фактически абсолютное в %
1.Полная себестоимость
продукции, тыс. руб.
664 700 697 466,4 32 766,4 4,93
2.Объем продукции, тыс.
руб.
774 710 815 644,6 40 934,6 5,28
3. Затраты на рубль
продукции, коп.
85,8 85,5 — 0,3 — 0,35

Приложение 4

Таблица 3.
Исходная информация для анализа влияния факторов на уровень затрат на рубль
продукции.

Затраты на рубль
продукции
Расчет Уровень затрат, коп.
1. По плану 664 700/774 710 85,8
2. По плану на
фактический выпуск продукции
681 300/802 530 84,9
3. Фактически при
плановых ценах
697 466/802 530 86,9
4. Фактически 697466,4/815644,6 85,5

Таблица 4.
Факторный анализ затрат на рубль продукции.

Факторы Расчет влияния Размер влияния, коп.
1. Изменение структуры
выпущенной продукции
84,9-85,8 — 0,9
2. Изменение
себестоимости отдельных изделий
86,9-84,9 2
3. Изменение цен на
продукцию
85,5-86,9 — 1,4
Итого 85,5-85,8 — 0,3

Приложение 5

Таблица 5.
Анализ себестоимости продукции по статьям затрат

Статьи
затрат
Себестоимость
фактически выпущенной продукции
Отклонения
фактической себестоимости от плановой, %

плановая

тыс.
руб.

Фактическая,
тыс.руб
план факт отк
1.
Сырье и материалы
421
500
417041,48 63,41 59,64 3,77
2.
Амортизация основных средств и нематериальных активов
1
700
1
760,04
0,25 0,25 0
3.
Заработная плата
120
000
122
520,07
18,05 17,52 0,53
4.
Расходы на отопление помещений
1
250
1
271,71
0,18 0,18 0
5.
Налоги, включаемые в состав себестоимости
46
300
49
568,41
6,97 7,09 0,12
6.
Услуги банка
2090 6
495,51
0,31 0,93 0,62
7.
Транспортные расходы
30
000
29
266,04
4,51 4,19 0,32
8.
Электроэнергия
27
740
33
836,22
4,17 4,84 0,67
9.
Аренда помещений
13
800
17
403,17
2,60 2,49 0,11
10.
Информационные услуги
275 423,84 0,04 0,06 0,02
11.
Услуги связи
0 486,88 0,00 0,07 0,07
12.
Прочие услуги
0 19
140,10
0,00 2,74 2,74
Итого 664
700
699
213,49
100,00 100,00

Приложение 6

Таблица 6. Анализ себестоимости продукции
по статьям затрат за декабрь 2007

Статьи затрат Себестоимость
фактически выпущенной продукции
Отклонения фактической
себестоимости от плановой, %

базовая

тыс. руб.

Фактическая

тыс. руб

1. Сырье и материалы 58 250,41 417041,48 68,34 59,64 8,70
2. Амортизация ОС и НМА 0,00 1 760,04 0,00 0,00 0,00
3. Заработная плата 14 498,25 122 520,07 17,01 17,52 0,51
4. Расходы на отопление
помещений
219,40 1 271,71 0,26 0,18 0,08
5. Налоги, включаемые в
состав себестоимости
5 804,10 49 568,41 6,81 7,09 0,28
6. Услуги банка 343,86 6 495,51 0,40 0,93 0,53
7. Транспортные расходы 2 739,12 29 266,04 3,21 4,19 0,97
8. Электроэнергия 24,71 33 836,22 0,03 4,84 4,81
9. Аренда помещений 2 216,03 17 403,17 2,60 2,49 0,11
10. Информационные
услуги
63,84 423,84 0,07 0,06 0,01
11. Услуги связи 0 486,88 0,00 0,00 0,00
12. Прочие услуги 1074,2 19 140,10 1,26 2,74 1,48
Итого 85 233,91 699 213,49 100,00 100,00

Приложение 7

Таблица 7.
Исходная информация для анализа прямых материальных затрат

Наименование изделий Количество изделий, кг Норма расхода сырья,
руб.
Расход сырья за месяц,
руб.
плановое фактическое плановая фактическая по плану по план.нормам на
факт.выпуск продук
фактический
1. Основа для пиццы 800 605,28 1226 1080,7 980 800 742 073 654 126
2. Булочка
«Бутербродная»
1800 2369,6 1302,4 1116,1 2 344 320 3 086 167 2 644 711
3. Рулет
«Сластена»
800 361,32 1770,3 1772,2 1 416 240 639 645 640 331
4. Багет
«Французский»
1000 97,8 1450,9 833,3 1 450 900 141 898 81 497
5. Хала 1500 2874 1003,2 789,5 1 504 800 2883197 2269023
6. Рулет маковый 1000 1036,8 1482,2 1090,5 1482200 1 536 745 1 130 630
7. Булка для
гамбургеров
1000 2058,2 1001,7 708,5 1 001 700 2 061 699 1 458 235
8. Пирог «Маковая
слоенка»
800 1056,72 2103,6 1650,7 1 682 880 2 222 916 1 744 328
9. Булка
«Берлинер» с фруктовой начинкой
150 718,92 2894,8 1506,8 434 220 2 081 130 1 083 269
10. Круассан с начинкой 120 368,2 2533,6 2269,3 304 032 932 872 835 556
11. Сдоба
«Изюминка»
500 640 1808,8 1173 904 400 1 157 632 750720
Итого 9470 12186,84 13 506 492 17 485 973 13 292 425

Приложение 8

Таблица 8.
Показатели для расчета влияния факторов на прямые материальные затраты.

Прямые материальные
затраты
Исходные данные
1. По плану, руб. 13 506 492
2. По плановым нормам
на фактический выпуск продукции по плановой структуре, руб.
13506492*129,73%=17521972
3. По плановым нормам
на фактический выпуск продукции, руб.
17 485 973
4. Фактические, руб. 13 292 425

Приложение 9

Таблица 9.
Факторный анализ прямых материальных затрат.

Факторы Расчет влияния Размер влияния, руб.
1. Изменение объема
продукции
17521972-13506492 4 015 480
2. Изменение структуры
продукции
17485973-17521972 — 35 999
3. Изменение удельной
материалоемкости
13292425-17485973 — 4 193 548
Итого 13292425-13506492 214 067

Приложение 10

Таблица 10. Анализ условно-постоянных
расходов, руб.

Наименования статей Согласно смете Фактически Отклонения от сметы
1. Транспортные расходы 1 400 000 1 340 812 — 59 188
2. Тепло и
электроэнергия
900 000 1 395 440 495 440
3. Арендная плата 1 080 000 1 313 919 233 919
4. Фонд заработной
платы основных рабочих
2 330 000 3 015 107 685 107
5. Отчисления от фонда
заработной платы (40,7 %)
932 000 1 196 997 264 997
6. Прочие расходы 864 362 4 402 919 3 538 557
Итого накладные расходы 7 506 362 12 665 194 5 158 832

Приложение 11

Таблица 11.
Выписка из плановой и отчетной калькуляций изделия «Булочка «Берлинер» с
фруктовой начинкой», руб.

Наименования статей Плановая калькуляция Отчетная калькуляция Отклонения от плана
1. Сырье и материалы 2894,8 1506,8 — 1388
2. Транспортные расходы 141,8 152,1 10,3
3. Тепло и
электроэнергия
251,8 158,2 — 93,6
4. Арендная плата 136,1 148,9 12,8
5. Фонд заработной
платы основных рабочих
416 468 52
6. Отчисления от фонда
заработной платы (40,7 %)
169,3 185,8 16,5
7. Прочие расходы 416 643,2 227,2
Итого полная
себестоимость
4425,8 3263 — 1162,8
Количество изделий 150 718,92 568,92

Приложение 12

Таблица 12.
Расшифровка к статье калькуляции «материалы» по изделию «Булочка «Берлинер» с
фруктовой начинкой»

Наименование материалов По плановой калькуляции По отчетной калькуляции
количество, кг цена, руб. стоимость руб. количество, кг цена, руб. стоимость, руб.
1. Мука пшеничная в/с 0,514 807,42 415 0,514 740 380,36
2. Дрожжи х/б 0,041 1550 63,6 0,006 1950 11,8
3. Смесь
«Хефиквик»
0,103 8305,08 855,4 0 0 0
4. Сахар-песок 0,026 1024,19 26,6 0,034 1070 36,38
5. Маргарин
«Суперцехблок»
0,062 3702 229,5 0,01 4250 42,5
6. Улучшитель 0,001 800 8 0,001 21410 21,41
7. Яйцо куриное 0,129 2948 380,3 0,293 120 35,16
8. Жир фритюрный
(пальмовое масло)
0,103 2415 248,7 0,1 2590 259
9. Ароматизатор 0,0013 34235 44,5 0 0 0
10. Конфитюр 0,165 3200 528 0,194 3000 582
11. Сахарная пудра 0,093 1024,19 95,2 0,091 1020 92,82
12. Соль 0 0 0 0,005 140 0,7
13. Маргарин люкс 0 0 0 0,017 2630 44,7
Итого 2894,8 1506,8

Приложение 13

Таблица 13.
Факторный анализ прямых материальных затрат в себестоимости изделия «Булочка
«Берлинер» с фруктовой начинкой»

Факторы Алгоритм расчета Результат влияния, руб.
1. Изменение количества
дрожжей х/б (0,006-0,041)*1550 — 54,25
сахара-песка (0,034-0,026)*1024,19 8,19
маргарина
«Суперцехблок»
(0,01-0,062)*3702 — 2258,22
яиц куриных (0,293-0,129)*2948 483,47
конфитюра (0,194-0,165)*3200 92,8
Итого изменение
количества
— 1728,01
2. Изменение цены
муки пшеничной в/с (740-807,2)*0,514 — 34,54
дрожжей х/б (1950-1550)*0,006 2,4
сахара-песка (1070-1024,19)*0,034 1,56
маргарина
«Суперцехблок»
(4250-3702)*0,01 5,48
улучшителя (21410-800)*0,001 20,61
яиц куриных (4198-2948)*0,293 366,18
жира фритюрного (2590-2415)*0,1 17,5
конфитюра (3000-3200)*0,194 — 38,8
сахарной пудры (1020-1024,19)*0,091 — 0,38
Итого изменение цен 340,01
Итого 340,01-1728,01 — 1388

Приложение 14

малый
предприятие затрата

Таблица 14. Исходная
информация для анализа косвенных расходов в себестоимости изделия «Булочка
«Берлинер» с фруктовой начинкой»

Наименование расходов Плановые расходы на единицу
продукции, руб.
Фактические расходы на единицу,
руб.
Условный показатель
алгоритм результат
1. Транспортные расходы 141,8 152,1 141,8*150/718,92 29,59
2. Тепло и электроэнергия 251,8 158,2 251,8*150/718,92 52,54
3. Арендная плата 136,1 148,9 136,1*150/718,92 28,40
4. Фонд заработной платы основных
рабочих
416 468 416*150/718,92 86,80
5. Отчисления от фонда заработной
платы
169,3 185,8 169,3*150/718,92 35,32
6. Прочие расходы 416 643,2 416*150/718,92 86,80
Итого 1531 1756,2 319,44
Количество изделий 150 718,92

Приложение 15

Таблица 15. Факторный
анализ косвенных расходов в себестоимости изделия «Булочка «Берлинер» с
фруктовой начинкой»

Факторы Расчет Результат влияния, руб.
1. Изменение количества выпущенных
изделий:
по транспортным расходам 29,59-141,8 — 112,21
по теплу и электроэнергии 52,54-251,8 — 199,26
по арендной плате 28,40-136,1 — 107,7
по фонду заработной платы основных
рабочих
86,80-416 — 329,2
по отчислениям от фонда заработной
платы
35,32-169,3 — 133,98
по прочим расходам 86,80-416 — 329,2
Итого по косвенным расходам 319,44-1531 — 1211,55
2. Изменение за счет отклонения от
сметы затрат
по транспортным расходам 152,1-29,59 122,51
по теплу и электроэнергии 158,2-52,54 105,66
по арендной плате 148,9-28,40 120,5
по фонду заработной платы основных
рабочих
468-86,80 381,2
по отчислениям от фонда заработной
платы
185,8-35,32 150,48
по прочим расходам 643,2-86,80 556,4
Итого по косвенным расходам 1756,2-319,44 1436,76
Общее изменение 1436,76-1211,55 225,21

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий