Состояние и перспективы развития инновационного бизнеса в Республике Беларусь

Дата: 21.05.2016

		

Белорусский Государственный Университет

Экономический факультет

Кафедра теоретической и
институциональной экономики

Курсовая работа

Состояние
и
перспективы развития инновационного бизнеса в Республике Беларусь

Студентка 1 курса

Пожитко Ольга Евгеньевна

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук, доцент

Хвесеня Наталья Павловна

Минск – 2009

Содержание

Введение

1.
Инновации и эффективность их использования

1.1
Сущность, основные свойства и функции инноваций

1.2
Инновационная инфраструктура

1.3
Национальная инновационная структура Республики Беларусь

1.4
Государственные инновационные программы

2.
Пятилетка инноваций

2.1
Инновации: состояние и перспективы

2.2
Шесть уровней модернизации

2.3
Через инновации – к повышению конкурентоспособности

3.
Что в Беларуси мешает инновациям воплощаться в жизнь

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Основным
условием обеспечения высокой конкурентоспособности белорусской экономики
являются инновации, постоянное технологическое совершенствование всех сфер
деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в
соответствии с инновационной стратегией, формируемой на всех уровнях управления
и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и
маркетинга и ориентированной на опережение возможных конкурентов в расширении
действующих и создании новых рынков товаров и услуг.

Переход на инновационный
путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в
силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые
экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно
лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной
инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического
потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере
при обязательном учете собственных особенностей и интересов.

инновация комплекс
государственный белорусь

Глава 1. Инновации и эффективность их
использования

1.1
Сущность, основные свойства и функции инноваций

В
современных условиях функционирования субъектов хозяйствования все более
очевидно, что инновации превращаются в движущую силу, которая может определять
их стратегическое будущее.

Инновация
(от лат. innovate — обновление,
улучшение; англ. innovation
— нововведение) — комплексный процесс создания, распространения и использования
новшеств для удовлетворения человеческих потребностей. Инновации предполагают
коммерческое применение новшеств, приносящее социально-экономический или
экологический результат.

Основные
свойства инноваций:

· 
научно-техническая
новизна;

· 
возможность
практического применения;

· 
коммерческая
реализация;

· 
социальная
значимость;

· 
экономическая
или экологическая эффективность;

· 
удовлетворение
существующего и создание нового рыночного спроса;

· 
высокая
степень риска.

Основные
функции, выполняемые инновациями:

· 
повышение
наукоемкости производственно-хозяйственной деятельности субъектов
хозяйствования;

· 
рост
и удовлетворение потребностей;

· 
снижение
ресурсоемкости производства;

· 
оптимизация
процесса воспроизводства ресурсов.[1]

1.2 Инновационная
инфраструктура

Специализированные
инновационные комплексы и организации по распространению инноваций составляют
основу инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность
экономических субъектов, непосредственно не участвующих в инновационной
деятельности, но обеспечивающих условия для ее эффективной реализации.

Инновационная инфраструктура
как важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы Республики
Беларусь активно развивается. В нашей стране функционируют десять организаций,
относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканский
центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы.
В качестве головной организации, осуществляющей научно-организационное
обеспечение и мониторинг реализации инновационных программных мероприятий,
определено государственное учреждение «Белорусский институт системного анализа
и информационного обеспечения научно-технической сферы» (далее — БелИСА).

1.3 Национальная
инновационная система Республики Беларусь

Системная взаимосвязь
законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих
развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь, представляет собой
Национальную инновационную систему.

Управление Национальной
инновационной системой Республики Беларусь осуществляется Президентом
Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими
органами государственного управления, НАН Беларуси, другими государственными
организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в
соответствии с их полномочиями.

Управление Национальной
инновационной системой Республики Беларусь осуществляется на основе
программно-целевого метода — через формирование, утверждение и обеспечение
выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.

Порядок формирования и
выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется
Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики
Беларусь.

Финансирование научной,
научно-технической, инновационной и иной деятельности осуществляется из
следующих источников:

•  средства республиканского и (или) местных бюджетов;

•  собственные средства организаций;

•  заемные средства;

•  инновационные фонды;

•  иностранные инвестиции;

•  республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки;

•  другие средства в соответствии с законодательством.

1.4 Государственные
инновационные программы

Инновационная программа —
основная форма реализации наиболее важных технических, экономических,
социальных и иных проблем по приоритетным направлениям научно-технической
деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного
комплексов в указанных направлениях и ускорения на этой основе развития
наукоемких отраслей хозяйства республики и социальной сферы.

Программа — комплекс
взаимоувязанных ресурсами, исполнителями и сроками научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, мероприятий по
подготовке производства, разработок организационно-экономического характера,
направленных на решение единой социально-экономической и научно-технической
проблемы.

Программа разрабатывается на
период, необходимый для полного достижения поставленных в ней целей, но не
более чем на 5 лет.

Цели реализации программы —
создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, что
способствует выходу отечественного производства на международный уровень,
решению первоочередных задач развития охраны здоровья, национальной культуры и
других отраслей социальной и экономической сферы. В основу проекта
Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на
2007-2010 годы положены такие документы стратегического характера, как
Программа социально-экономического развития страны, Национальная стратегия
устойчивого социально-экономического развития, Комплексный прогноз научно-технического
прогресса республики, решения третьего Всебелорусского народного собрания и
Концепция Национальной инновационной системы Беларуси, одобренная
правительством. Государственными заказчиками выступают 40 органов
госуправления, облисполкомы, Мингорисполком и администрация Парка высоких
технологий.[2]

Стратегической целью данной
программы является создание инновационной, конкурентоспособной на мировом
рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально
ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое
развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа, а также
построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как
эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения
в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества. Отсюда
вытекают и основные задачи: формирование благоприятной для инноваций
экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизация
материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и
высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в
отраслях экономики; повышение уровня высокотехнологического экспорта,
импортозамещения, экономической и энергетической безопасности; развитие
интеллектуального потенциала и творческой активности населения.

Чего же мы можем ждать от
реализации этого документа, имеющего, без преувеличения, стратегическое
значение для дальнейшего развития страны? Прежде всего создания базовых
компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы
Беларуси, укреплений связи науки, образования, производства и рынка в
инновационном процессе. Речь также идет о формировании рынка научно-технической
продукции, налаживании механизмов коммерциализации нововведений, включая
объекты интеллектуальной собственности, об усилении инновационной конкуренции и
роли инноваций как основного катализатора инвестиций.

В результате реализации Государственной
программы инновационного развития страны на 2007-2010 годы будет создано 50
тыс. новых рабочих мест.

Не менее важные
прогнозируемые результаты реализации программы — обеспечение концентрации
финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного
развития отраслей и регионов, удовлетворение спроса реального сектора экономики
на инновации, активизация инновационного развития национальной экономики,
концентрация усилий на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видов
продукции, новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий,
эффективных форм организации производства и труда, расширение инфраструктуры
инновационной деятельности. В частности, ожидается увеличение финансовых затрат
на исследования и разработки за счет всех источников в 2,5-3 раза. Кроме того,
будет проведена модернизация отечественной экономики на основе технологических
инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков,
завершены расширение и реконструкция, реструктуризация важнейших экспортно
ориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно
важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных
технологий и техники, созданы новые прогрессивные производства по выпуску
наукоемкой продукции.

Основные направления и
мероприятия Государственной программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2007 — 2010 годы:

в области фундаментальных
исследований — углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество
которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также
потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь по
утвержденным приоритетным направлениям;

в области прикладных
исследований и разработок — создание передовых технологий и новой
конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования
исследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики;
повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных,
государственных научно-технических программ и инновационных проектов;

в производственной сфере — приоритетное
внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве
передовых технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств;
инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение
инновационной активности и восприимчивости производств; внедрение в
производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды;
усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования
отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых
импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание
условий для технологического обновления производства с использованием
отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными,
прикладными, исследованиями и разработками и реальным сектором экономики;

в аграрном секторе —
разработка ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий,
технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для
производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе
воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и
импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства
новых продуктов питания;

в области охраны и
использования объектов интеллектуальной собственности — создание эффективной
многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой
инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях
недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма
стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности
посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и
смежных прав;

в области инновационной
деятельности — ускоренные разработка и освоение наукоемкой продукции и
передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм
инновационной деятельности (создание центров конкурентоспособности), развитие
научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в
саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий;

в сфере государственного
управления наукой и инновациями — обоснование долгосрочной стратегии развития
научно-инновационной сферы, основанной на использовании эффективных форм
интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на
решение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработок
государственного значения и совершенствование механизма их отбора;
первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках
государственных народнохозяйственных и государственных научно-технических
программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение,
ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных
производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная
наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной
региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

2. Пятилетка инноваций

2.1 Инновации: состояние и
перспективы

Успешное решение стратегических задач
ускорения экономического и социального развития Республики Беларусь, перевода
экономики на инновационный путь напрямую зависит от эффективности процессов
трансформации научных знаний в инновации и их коммерциализации, от степени
инновационной восприимчивости основных отраслей хозяйственного комплекса
страны.

На семинаре руководящих работников
республиканских и местных государственных органов по проблемам инновационного
развития страны, состоявшемся в июне 2004 г., Президент Республики Беларусь
А.Г. Лукашенко основной задачей реализации инновационной политики определил
«…создание национального инновационного механизма как системы
организационно-экономических и правовых мер и реализация конкретных
инновационных проектов. Они должны обеспечивать процесс производства новых
знаний, оперативное внедрение результатов исследований в реальном секторе
экономики».

Беларусь не имеет больших запасов
полезных ископаемых. Структура ее экономики в основном сложилась в период
дешевых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и огромного рынка сбыта
всего Советского Союза. В таких условиях, чтобы двигаться вперед, необходимо в
максимальной степени использовать и развивать интеллектуальный потенциал.

Для этого в Беларуси существуют неплохие
предпосылки.

Прежде всего, это кадры ученых и
специалистов. Численность работников, выполнявших научные исследования и
разработки, составляла на конец 2005 г. 29,9 тыс. человек или в среднем 30
человек на 10 000 жителей республики. Число специалистов высшей квалификации
(докторов и кандидатов наук) — 4130 человек или 14,5% от общей численности
работников, выполнявших научные исследования и разработки.

По доле населения с высшим и средним
специальным образованием, занятого в экономике (40,7%), Беларусь превосходит
среднеевропейский уровень почти в два раза (21,2% для стран ЕС). Сохранены
многие научные школы, достаточно высокий уровень имеет сегодняшняя система
подготовки кадров, прежде всего система высшего образования.

Кроме того, в республике накоплен опыт
программно-целевого решения задач развития экономики и ее важнейших отраслей,
выбора приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности
и концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материальных и финансовых
ресурсов.

Эти предпосылки служат основой для
ускорения инновационных процессов и формирования национальной инновационной
системы. Основными ее элементами являются:

– соответствующее законодательство;

– генерация и распространение знаний;

– производство наукоемкой продукции и
услуг;

– образование и профессиональная
подготовка кадров;

– инновационная инфраструктура, включая
механизмы финансового обеспечения.[3]

Важным шагом к переходу экономики на
инновационный путь развития явилось определение приоритетов научно-технической
деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. При их выборе учитывались
положения таких программных документов, как «Национальная стратегия устойчивого
развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурной
перестройки и повышения конкурентоспособности экономики до 2010 г.», «Комплексный
прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005–2020 г.»[4].
В качестве национальных приоритетных направлений научно-технической
деятельности определены следующие:

– ресурсосберегающие и энергоэффективные
технологии производства конкурентоспособной продукции;

– новые материалы и новые источники
энергии;

– медицина и фармация;

– информационные и телекоммуникационные
технологии;

– технологии производства, переработки и
хранения сельскохозяйственной продукции;

– промышленные биотехнологии;

– экология и рациональное
природопользование.

Определены также 27 приоритетных
макротехнологий, которые должны обеспечить производственную специализацию
Беларуси в системе мировых хозяйственных связей и конкурентоспособность
отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это прежде всего
машиностроительная и сельскохозяйственная продукция, электронная,
вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические,
тонкие химические, информационные технологии.

В республике созданы основы нормативной
правовой базы, регулирующей отношения в сфере инновационной деятельности. В
течение последних нескольких лет принято более 50 нормативных правовых актов,
регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационной
деятельности, ее финансового обеспечения, создания, охраны и использования
объектов интеллектуальной собственности.

Завершается доработка проекта Закона
Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях
инновационной деятельности в Республике Беларусь». Впервые в Беларуси на
законодательном уровне закрепляются такие понятия, как «государственная
инновационная политика», «реализация инноваций», «субъекты инновационной
деятельности», «венчурная организация» и другие. Принятие указанного закона и
реализация его положений будут способствовать активизации инновационной
деятельности, усовершенствованию экономических механизмов ее стимулирования.

Все это свидетельствует о достаточно интенсивной
работе над созданием правового поля, необходимого для активизации инновационных
процессов. Однако еще рано говорить о том, что научные организации и
инновационные предприятия чувствуют себя комфортно в действующей на сегодняшний
день правовой среде республики и что основные проблемы формирования
национальной инновационной системы уже решены.

В Беларуси сохраняется низкий уровень
наукоемкости ВВП, который по предварительной оценке составил в 2004 г. всего
0,87%, в то время как в развитых странах этот показатель — 2–3%. Снижается доля
малых инновационных предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание»: с
2,8% в 1997 г. до 1,0% в 2003 г. Низкий уровень наукоемкости белорусской
экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции, доля
которой в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%,
что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России. Если для
Беларуси данный показатель является относительно стабильным, то индустриально
развитые страны с 2003 по 2007 г. его удвоили.

Таким образом, хотя рамочные условия
функционирования инновационной системы в законодательстве очерчены достаточно
четко, конкретные направления правового поля инновационной деятельности,
включающие налоговое регулирование, меры государственной поддержки и
стимулирования, условия рыночного оборота прав интеллектуальной собственности,
нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

В первую очередь требует
совершенствования налоговое законодательство. Действующая в Беларуси система
налогообложения построена таким образом, что, несмотря на имеющиеся льготы для
научной и инновационной деятельности, налоговая нагрузка в отрасли «Наука и
научное обслуживание» на 3,5–5,5 процентных пункта выше, чем в промышленности и
народном хозяйстве в целом.

Фактически из сферы науки (за
исключением бюджетных организаций) в виде налогов и платежей в последние годы
изымались средства, равные 60–70% выделяемых на научно-техническую и
инновационную деятельность бюджетных ассигнований, при этом доля налоговых поступлений
от этой сферы составляет около 0,7% всех налоговых сборов.

Такая система не стимулирует активизацию
и повышение эффективности инновационной деятельности, экономики, вложение
средств в исследования, разработки, развитие инновационного предпринимательства,
не препятствует оттоку квалифицированных кадров, в первую очередь, из сферы
отраслевой науки.

Использование программно-целевых методов
управления научно-технической сферой страны потребовало новых подходов и к
организации ее бюджетного финансирования. При ограниченных финансовых
возможностях республиканского бюджета государство будет направлять денежные
средства только на те исследования и разработки, которые соответствуют
выбранным приоритетам, востребованы реальным сектором экономики и обеспечивают
его научно-технологическое развитие.. Таким образом, почти половина всех
бюджетных средств, выделяемых на науку, направляется на финансирование
разработок конкретной научно-технической продукции, предполагающей ее
последующее освоение в различных сферах хозяйственного комплекса республики.

Наряду с непосредственным
финансированием исследований и разработок за счет средств республиканского
бюджета, в республике действует также механизм бюджетной поддержки
инновационных проектов на возвратной основе. На эти цели направляется до 1,5%
от общего объема средств, выделяемых на выполнение научно-технических программ
и инновационных проектов.

Как
показал опыт работы Белорусского инновационного фонда, такой механизм
финансирования инновационных проектов достаточно эффективен и востребован
разработчиками научно-технической продукции. Его привлекательность состоит в
длительном сроке использования заемных средств, более льготных условиях их
возврата по сравнению с банковскими, отсутствии необходимости предоставления залогов
и страхования при выделении финансовой поддержки. Вместе с тем, на сегодняшний
день такая поддержка в соответствии с действующим порядком может быть оказана
только на этапе выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской
(технологической) части инновационных проектов, что ограничивает возможности
Белинфонда по поддержке инновационной деятельности. В ближайшее время будут
приняты решения о расширении направлений использования средств фонда, в том
числе на финансовую поддержку работ по организации и освоению в производстве
научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных
проектов и заданий научно-технических программ различного уровня, на
технологическое переоснащение предприятий и приобретение современного высокотехнологического
оборудования (в размере до 50% его стоимости), осуществление гарантийных
обязательств предприятий перед банками по погашению кредитов, выданных для
освоения в производстве разработанной научно-технической продукции, а также на
поддержку создания новых инновационных предприятий.

Совершенствование
механизмов финансирования инновационной деятельности предполагает существенный
рост средств, направляемых на исследования, разработки и освоение выпуска новой
продукции, прежде всего, из фондов специального назначения и иных внебюджетных
источников. Правительством поручено обеспечить повышение уровня затрат на
указанные цели в 2005 г. из всех источников не менее чем в 2 раза по сравнению
с 2000 г.

В
соответствии с действующим законодательством республиканским органам
государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным
Правительству Республики Беларусь, разрешено образовывать отраслевые
инновационные фонды путем отчислений 0,25% от себестоимости товаров (работ,
услуг). Решением Правительства не менее 30% средств инновационных фондов должны
направляться на финансирование работ по созданию новых видов наукоемкой
конкурентоспособной продукции и ее освоению в производстве.

Хотя
этот показатель в целом и не соответствует установленным параметрам,
складывается положительная динамика увеличения доли отраслевых инновационных
фондов, направляемых на создание инноваций и их продвижение на рынки.

Одной
из важнейших форм государственного регулирования инновационной деятельности
является участие государства в формировании инновационной инфраструктуры.

К
настоящему времени Министерством экономики Республики Беларусь при содействии
Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, центральных органов
управления, местных исполнительных и распорядительных органов зарегистрировано
42 Центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого
предпринимательства, которые осуществляют сервисное обслуживание и
предоставляют на определенных условиях и на определенное время специально
оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого
предпринимательства. Государственный комитет по науке и технологиям Республики
Беларусь присвоил статус технопарка двум организациям из пяти работающих
структур подобного типа.[5]

Часто
научные организации, нуждающиеся в услугах по трансферу технологий, должны
срочно удовлетворить спрос в тех сферах, в которых с условиями и ситуацией на
рынке они не знакомы. Поэтому Министерством образования Республики Беларусь при
поддержке государства созданы агентства, центры трансфера технологий по
направлениям — при технических вузах, а при классических университетах —
региональные маркетинговые, инновационные и бизнес-центры. Для организации
изучения потребностей предприятий и организаций Беларуси в использовании
научных разработок созданы при высших учебных учреждениях (ВУУ) маркетинговые
службы. Сформирована постоянно действующая система сбора и обработки
маркетинговой информации Центральное место в системе трансфера технологий в
Республике Беларусь начинает занимать Республиканский центр трансфера
технологий (РЦТТ), который активно взаимодействует с разработчиками новых
технологий, с их потенциальными потребителями, с учреждениями инфраструктуры
инновационного предпринимательства, а также с зарубежными фирмами и научными
организациями, центрами трансфера технологий и инноваций. РЦТТ создан в мае
2003 г. для организации работ по трансферу технологий в регионах, где
сконцентрировано множество малых предприятий, особенно нуждающихся в
квалифицированной помощи и поддержке РЦТТ, и формирования региональных
филиалов. Открыты четыре региональных отделения РЦТТ.

В
Могилеве впервые в Беларуси реализован проект создания научно-технологического
парка, который комплексно решает вопросы трансфера технологий и их
коммерческого использования в экономике региона. ЗАО «Технологический парк
Могилев» открыт 10 декабря 1998 г. и выполняет взаимодополняющие функции
инкубатора малого предпринимательства, бизнес-инновационного центра, центра
трансфера технологий и является современным механизмом трансфера технологий в
экономику региона и сопровождения инновационных и инвестиционных проектов.
Основные учредители технопарка — городской и областной исполкомы, вузы города.
На 36 предприятиях технопарка работает свыше 250 человек.

В
соответствии с Государственной программой совершенствования системы высшего
технического образования создан университетский научно-технологический парк на
базе инновационных предприятий Белорусского национального технического
университета. В технопарке активно разрабатываются и осваиваются ресурсосберегающие
и экологически чистые процессы, оборудование в области металлургии, сварки,
литейного производства, обработки материалов давлением, порошковой металлургии,
термического и химического воздействия на металлы. Налажен выпуск новых
конструкционных, электротехнических и инструментальных материалов и изделий на
их основе, применяемых в машиностроении, электротехнике, теплотехнике,
металлургии, строительстве и др. Планируется к концу этого года создать
дополнительно к существующим технопаркам, инновационным центрам, центрам
трансфера технологий не менее 7 новых субъектов инновационной инфраструктуры, в
первую очередь в регионах республики.

Особое
место среди них должен занять Парк высоких технологий, создание которого
инициировано Главой государства, что позволит обеспечить благоприятные
социально-экономические условия для развития высокотехнологичных производств,
увеличения доли наукоемкой продукции в ВВП, привлечения дополнительных
инвестиций в конкурентоспособные отрасли экономики. В качестве приоритетного
направления деятельности Парка на начальном этапе выбрано развитие сектора
информационно-коммуникационных технологий и экспортно-ориентированного
программирования. Установление особого правового режима для резидентов Парка
высоких технологий, целого ряда налоговых, таможенных и социальных льгот наряду
с другими мерами стимулирования инновационной деятельности, будет
способствовать увеличению годового объема выполняемых организациями-резидентами
работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий как минимум в
1,5 раза. Целевая поддержка ускоренного развития конкурентоспособных отраслей
экономики позволит в течение 10–15 лет довести оборот от производства и
экспорта информационных технологий, программного обеспечения и сопутствующих услуг
до 3–4 млрд долларов США и в перспективе выдвинуть Республику Беларусь в первую
десятку стран, занимающих лидирующие позиции в построении глобального
информационного общества.

Наряду
с формированием новых институциональных объектов инновационной сферы необходимо
существенно повысить инновационную восприимчивость и активность действующих
предприятий путем создания с их участием корпоративных структур, отраслевых
научно-технических центров.

Подобные
структуры созданы по разработке и выпуску автомобильной техники, тракторов и
агрегатируемой с ними сельскохозяйственной техники. Завершается работа по
созданию корпоративных структур в области кормоуборочной и зерноуборочной
техники, а также в станкостроении.

В
целях ускорения обновления технической базы производства, повышения
наукоемкости и конкурентоспособности выпускаемой продукции создаются
научно-технические центры дизельного двигателестроения, грузовых автомобилей и
пассажирских автобусов, средств телекоммуникаций, микроэлектроники и
телевидения.

Учеными
и специалистами Республики Беларусь сделан ряд важных в научном и практическом
отношении открытий, отвечающих мировому или лучшему в СНГ уровню.

Так,
Институтом физики им. Б.И. Степанова впервые в мире получена непрерывная
генерация лазера на вынужденном комбинационном рассеянии и кристаллических
рассеивающих средах. Доказана возможность создания компактных, полностью
твердотельных источников непрерывного излучения, работающих в ранее недоступных
спектральных диапазонах. В Институте создана совместная лаборатория НАН
Беларуси и Фраунгоферовского общества Германии для проведения исследований в
области оптики, диагностики и неразрушающего контроля. Это первая совместная с
Германией научная лаборатория на территории СНГ.

Завершена
реализация программы Союзного государства «СКИФ», в рамках которой изготовлен
суперкомпьютер кластерного уровня «СКИФ К–1000». В списке 500 самых
производительных компьютерных систем в мире он занимает 98 позицию, а в
рейтинге 50 суперкомпьютеров России и СНГ — первую.

Инновационную
политику формируют и проводят профессионалы. Поэтому важнейшей задачей
обеспечения инновационного развития республики является подготовка кадров.

В
республике разработаны и реализуются межвузовская программа «Инновации»,
программа подготовки кадров в области инновационной деятельности в Академии
управления при Президенте Республики Беларусь, ведущих университетах нашей
страны.

Наряду
с совершенствованием высшего образования принимаются и иные меры для того,
чтобы сфера науки и инноваций стала привлекательной для молодежи. Ведется
последовательная работа по развитию системы государственной поддержки
инновационной деятельности студентов, аспирантов и докторантов в зависимости от
результативности их работы, повышению уровня экономической и социальной
защищенности ученых, формированию в обществе нового отношения к науке как
одному из самых престижных видов деятельности.

Объединение
усилий всех участников инновационного процесса на выделенных ключевых
направлениях позволит в ближайшие годы создать в Республике Беларусь
национальную инновационную систему как целостный комплекс правовых,
организационных, экономических, морально-психологических норм и рычагов.

2.2 Шесть уровней
модернизации

В основу стратегии
модернизации белорусской экономики на основе технологических инноваций в
соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков заложен принцип
6-уровневой системы модернизации.

Уровни системы модернизации
экономики Беларуси:

I уровень — новые предприятия и важнейшие производства,
обеспечивающие значительный прирост ВВП и выпуска новой продукции, экспорт и
импортозамещение, которых всего по стране к 2010 году будет создано 100.

IIуровень — новые производства (с освоением новых технологий) на
действующих предприятиях.

IIIуровень – модернизация 609 действующих производств на основе
внедрения 888 передовых(новых и высоких) технологий.

IVуровень  —  выполнение отраслевых программ инновационного
развития.

Vуровень — выполнение региональных (областных и г. Минска) программ
инновационного развития.

VI уровень — реализация мероприятий по выполнению инновационных
разделов бизнес-планов, программ развития производственных,
сельскохозяйственных и других предприятий, организаций.[6]

Такая система обеспечит участие
в инновационном развитии практически всех предприятий и организаций отраслей
экономики и регионов страны. За пять лет фактически все они должны выйти на
новый технологический уровень в рамках выполнения мероприятий по
государственным, отраслевым, региональным инновационным программам и
инновационным разделам собственных бизнес-планов. По предварительным расчетам,
на эти цели потребуется 16,8 трлн. рублей с финансированием из всех источников.

Важно при этом отметить, что
инновационное развитие национальной экономики будет в основном базироваться на
отечественных научных разработках и технологиях, созданных в отраслевых НИИ и
КБ, учреждениях Национальной академии наук Беларуси, Министерства образования
и др.

В результате выполнения
мероприятий программы в республике значительно возрастет доля
конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов, будет создано
около 50 тыс. новых рабочих мест. К 2010 году увеличится в два раза выпуск
новой промышленной продукции (ее доля составит 19 %), возрастет количество
инновационно активных предприятий (25 % от общего количества к а удельный вес
сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции составит
более 70 %. Будут достигнуты высокие показатели по глубокой переработке нефти,
лесных ресурсов. На белорусском рынке появятся новые виды автомобильного
топлива (биодизель, этанол), новые виды лекарств, электронных услуг.

В частности, к концу текущей
пятилетки в системе Минпрома доля инновационно активных предприятий возрастет до
49,5 %, доля инновационной продукции — до 19,6 % и сертифицированной — до 70,0
%; в системе Минсельхозпрода аналогичные показатели составят — 16,1 ::
18,2 % и 62,0 %; в системе концерна «Белнефтехим» — 95,0 %, 38,0 : и
76,3 %; в системе Минобразования доля инновационно активных предприятий
состави — 70,4 %, доля инновационной щ:: дукции — 54,1 %.

Понятно, что за обобщенными
цифрами стоят конкретные  объекты  инновационного развития экономики Беларуси. В
числе важнейших из них можно назвать, например, производство бесшовных
горячекатаных труб на РУП «БМЗ», субмикронных интегральных микросхем з НПО
«Интеграл», автоматических стиральных машин в ЗАО Атлант», трактора
«Беларус — 921» на РУП «Сморгонский агрегатный завод» и трактора «МТЗ — 320» на РУП
«Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», газовых плит в ЗАО «Атлант»
и ОАО «Электроаппаратура», смесевого дизельного биотоплива в ОАО «Гродно Азот»,
нефтяного парафина в ОАО «Завод горного воска», цельнометаллокордных шин для
карьерной техники в ОАО «Белшина».

Разумеется, значимые
инновационные объекты есть не только в промышленности. В такой приоритетной для
страны отрасли, как энергетика, к ним с полным правом можно отнести
проектирование и начало строительства АЭС, возведение Гродненской ГЭС, Полоцкой
ГЭС и Могилев-ской «ДнепроГЭС».

В системе Минстройархитектуры
— это горно-обогатительный комбинат на базе месторождения Ситницкое,
Минсельхозпрода — производство упаковки для пищевых продуктов на РУП
«Березатара» и 70 новых ветеринарных препаратов на УП «Витебская биофабрика», а
в системе Минздрава — создание НИИ трансплантологии и клеточных биотехнологий
на базе 9-й клиники в Минске. Безусловно, этот список можно продолжить. Потому
что планы в инновационной сфере намечаются действительно амбициозные.

При этом следует отметить,
что проблема активизации инновационного развития является многофакторной и
должна решаться по многим направлениям одновременно. В ряду этих факторов
инновации — единственный способ осуществлять глубокую реструктуризацию
производства. Однако сегодня задача заключается не в том, чтобы дать
возможность этому процессу следовать за экономическим ростом, а в том, чтобы с
помощью активной государственной политики превратить инновации в один из
основных факторов экономического роста.

2.3 Через инновации –к
повышению конкурентоспособности

Движение к
конкурентоспособной экономике должно обеспечиваться по двум основным
направлениям.

Первое из них — это
расширение рыночных ниш за счет активного импортозамещения. Реализация этого
направления должна осуществляться наименее капиталоемким путем модернизации
производственных звеньев и отдельных технологий в отраслях промышленности, увеличения
загрузки существующих производств при одновременном повышении их технического
уровня, усиления технического контроля и внедрения современных систем качества,
сертификации продукции и производств, максимально эффективного задействования
организационно-экономических механизмов. Это направление должно быть
ориентировано на использование в первую очередь уже имеющихся научных разработок
с высоким потенциалом реализации, увеличение объемов освоения имеющихся
прогрессивных технологических решений.

Второе направление —
обеспечение конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей в тех
секторах рынка, в которых они не были ранее представлены, а также формирование
новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная продукция играла
бы доминирующую роль. В рамках данного направления должны формироваться
перспективные научно-технологические заделы, на основе которых осуществляется
технологическое перевооружение производства.

С точки зрения повышения
конкурентоспособности отраслей наиболее значимые результаты от использования
инновационных технологий, по мнению разработчиков программы, должны быть
получены по нескольким приоритетным направлениям.

Во-первых, это
ресурсосбережение. Безусловно, важнейшим фактором низкой конкурентоспособности
отечественных производств в абсолютном большинстве отраслей промышленности
являются высокие издержки производства и в первую очередь затраты топлива и
энергии.[7]
Следовательно, ресурсосбережение должно рассматриваться как важнейшее
проявление влияния новых технологий на конкурентоспособность производства, а
ресурсосберегающая эффективность становится главным критерием выбора
приоритетов в инновационной сфере.

Во-вторых, увеличение доли
продукции высокой степени переработки. Изменение структуры производства в этом
направлении рассматривается как одна из ключевых задач промышленной политики.
Поэтому особое значение приобретает освоение новейших технологий конечных
переделов (при использовании которых, главным образом, формируются высокие
потребительские свойства продукции и создается основная часть добавленной
стоимости), а также технологий, позволяющих повысить глубину переработки сырья
и степень технологической готовности продукции к последующей переработке
(например, металлопродукции с высоким качеством поверхности или минимальными
припусками для обработки).

Наконец, в-третьих, это
обеспечение гибкости производства. Высокие темпы обновления продукции как условие
сохранения конкурентных позиций на рынке предъявляют повышенные требования к
технологической структуре производств, которая должна обеспечить их адекватную
реакцию на изменения рыночной конъюнктуры. Проблема гибкости производства, его
способности к быстрому обновлению номенклатуры продукции во многом
обусловливает выбор перспективных технологий в ряде отраслей. Решение этой
проблемы может осуществляться несколькими путями: разработкой и освоением
многофункционального легкоперестраиваемого оборудования, в том числе на основе
применения GALS-технологий, АСУТП (легкая, пищевая, медицинская промышленность,
отдельные отрасли лесопромышленного комплекса), разработкой и широким
использованием многоцелевых обрабатывающих центров (машиностроение,
деревообрабатывающая промышленность), внедрением модульных технологий
(металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность).

Государственное воздействие
на развитие реального сектора экономики, и в первую очередь промышленности,
целесообразно осуществлять с использованием программно-целевых методов,
позволяющих сконцентрировать средства в интересах ее технологического развития.
Здесь можно выделить следующие основные задачи:

—  создание научно-технического задела по важнейшим направлениям
развития науки и техники, непосредственно ориентированных на решение конкретных
социально-экономических задачи  технологическое  обновление производственного
аппарата промышленности. Это исследования в области физики, химии, наук о жизни
и Земле, информатики. Их главным итогом будет получение  новых  знаний,  которые
могут служить основой прикладных разработок, направленных на создание
принципиально новых классов технологий, материалов и систем машин;

—  формирование возможностей технологического развития страны на
долгосрочную перспективу, новых поколений конкурентоспособной наукоемкой
продукции с качественно более высокими функциональными  возможностями. Речь
идет прежде всего о развитии базовых макротехнологий: технологий новых
материалов, нано- и микроэлектронных, оптоэлектронных, радио- и
акустоэлектронных, уникальных ядерных технологий, технологий тепловых
двигателей, энергетики и энергосбережения, химии и катализа, технологий
подготовки кадров для национальной технологической базы. Это позволит
обеспечить базу для создания конкурентоспособной высокотехнологичной наукоемкой
продукции в области важнейших технических систем (транспорта, связи и
коммуникаций, машиностроительного, медицинского оборудования и других), создать
научные и технологические основы для кардинального изменения структуры
экспорта, обеспечить устойчивую работу крупнейших предприятий промышленности;

— создание финансовых и
организационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций
отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет
реализации инновационного потенциала промышленности. Значимость проблемы
вытекает из того факта, что повышение конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей — это ключевая проблема экономики, от решения которой
определяющим образом зависит подъем не только промышленности, но и практически
всех отраслей материального производства, а частично и непроизводственной сферы
и удовлетворение социальных запросов населения.

В заключение подчеркну, что только комплексный подход к
инновационному развитию реального сектора экономики позволит гарантировать
экономическую и энергетическую безопасность страны.

3. Что в Беларуси мешает инновациям воплащаться в жизнь

Исторически на земле сложились два типа цивилизационного прогресса
– западный и восточный. Западный основан на рыночной экономике, уважении прав и
свобод личности и лежит в основе современной техногенной цивилизации,
сформированной в течение 17-20 столетий. Именно за счет реализации потенциала
свободной личности, поощрения частного предпринимательства во всех сферах
жизнедеятельности в странах Запада был достигнут высокий уровень
технологического развития, а также высокие стандарты потребления основной массы
населения. Восточный тип цивилизационного прогресса, характеризующийся
абсолютным всевластием государства, сложился в таких регионах планеты, где
природно-климатические условия требовали концентрации власти и мобилизации
населения для решения проблем выживания и защиты от внешних угроз. Таким
образом, если на Западе здравая инициатива личности приветствуется и
поощряется, то в рамках восточной традиции она должна санкционироваться
государством – и лишь тогда имеет право воплотиться в жизнь. В чистом виде ни
тот, ни другой тип прогресса нигде в мире не встречается, однако страны,
расположенные на территории СНГ, исторически тяготеют к восточному пути
развития .Именно в этом контексте имеет смысл говорить об инновационном
потенциале Беларуси. Уровень инновационной активности производственных
предприятий страны в 2006 году составил 13,6% — что в четыре раза меньше, чем в
странах Евросоюза.[8]
Удельный вес осваиваемой новой продукции не превышает 3% при его пороговом
значении 6%. Из-за отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси
постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с
1997 года оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275.Численность их сотрудников
составляет всего 0,6% от общей численности работающих в малых предприятиях. Сложившаяся
в Беларуси в послевоенный период индустриальная модель экономики до сих пор
себя оправдывает, она на пике своих возможностей. И вряд ли в ближайшие
пять-семь лет следует ждать больших перемен. Комплексная модернизация Беларуси
неизбежна. Ее генератором должно стать государство, опирающееся на инициативу
частного бизнеса (через систему частно-государственного партнерства), иного
пути просто нет. С подачи известного российского экономиста С.Ю.Глазьева в
широкий оборот вошло понятие «технологический уклад». Третий техноуклад-
технологии электроэнергетики (1880-1930 гг.) – основывается на использовании в
промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения,
электротехнической промышленности. Внедряется радио и телеграф, развивается
автомобиле- и самолетостроение. Четвертый техноуклад – нефтехимические
технологии и энергетика двигателей внутреннего сгорания (1930-1980 гг.) –
базируется на развитии энергетики, основанной на использовании нефти и
нефтепродуктов, газа, средств связи; появлении и применении синтетических
материалов. Получают распространение компьютеры и программное обеспечение для
них. Пятый техноуклад – технологии информатики и микроэлектроники (начало
1980-х – по настоящее время) – этап информационных и коммуникационных
технологий, биотехнологий, новых видов энергии, роботостроения, систем
оптоволоконной и космической связи, новых поколений военной техники,
плазменных, мембранных и малоотходных технологий. Западные страны уже стоят на
пороге шестого технологического уклада, основанного на генной инженерии, фотонике,
наноэлектроннике. В Беларуси же удельный вес третьего и четвертого техноукладов
Беларуси достигает 80% , а на пятый техноуклад пока приходится всего 7-8%.
Оставшиеся 12-13% составляют реликтовые уклады. Нам нужно форсировать свое
развитие. По данным известного российского исследователя В. Иноземцева, уже к
началу 90-х годов прошлого века семь ведущих постиндустриальных держав обладали
80,4% мировой компьютерной техники, контролировали 87% зарегистрированных в
мире патентов и обеспечивали 90,5% высокотехнологичного производства.

Многие жители Беларуси не испытывают особого дискомфорта от
осознания того, что их страна отстает от передовых держав. Но вскоре их
заставит изменить свое мнение Китай, который сегодня форсирует свое развитие и
наступает нам на пятки. Если в XIX веке фабрикой мира была Англия, то в XXI – ею без сомнения стал
Китай. К 2015 году технологический уровень китайской экономики, и прежде всего
промышленности, сравняется с технологическим уровнем Беларуси. А что это
означает в условиях, когда китайская швея с радостью готова работать за $50 в
месяц, в то время как белорусской работнице уже мало и $200? Лишь то, что
многие отечественные производители рискуют остаться не у дел. Чтобы сохранить
конкурентоспособность на мировом рынке, Беларуси необходимо срочно ставить свои
предприятия на инновационные рельсы, а также целенаправленно формировать
высокотехнологические отрасли, которые могут стать локомативами экономики.
Беларусь – маленькая страна, и мы можем делать ставку всего на две-три
высокотехнологичных отрасли, которыми могли бы стать информационные и
биотехнологии. В этой связи, вполне символично решение о создании Парка высоких
технологий.

На пути инновационного развития существуют институциональные и
законодательные барьеры. С 1995 года закон запрещает вносить в уставный капитал
результаты интеллектуальной деятельности. Предположим, у изобретателя есть
идея. Он даже довел ее до стадии опытного образца, хочет создать предприятие,
внести в его уставной фонд свою разработку в качестве неденежного вклада и не
может этого сделать. Продать же интеллектуальную собственность за достойную
сумму внутри страны весьма проблематично. В итоге у новатора остается
единственный путь – продать свое изобретение за рубежом , за единовременную
сумму либо регулярные отчисления в рамках лицензированного договора. Так,
недавно в ООО «ДЕКК Интернешнл» за помощью в поисках покупателя обратился
белорусский ученый, создавший опытный образец электрокультиватора – по всем
показателям лучшего в мире на сегодняшний день. Что характерно, производство
этого культиватора потребует минимальных издержек, поскольку все необходимые
комплектующие уже производятся на мировом рынке: ноу-хау заключается в
конструкции культиватора. К сожалению, хотя в Беларуси, в принципе, можно найти
предприятия для запуска подобных разработок в производство – изобретателю
сложно рассчитывать на достойное вознаграждение. Вторая важнейшая проблема
белорусского рынка инноваций – отсутствие достаточного количества технологических
парков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов. По статистике, из сотни
бизнес-идей до стадии реализации доходит лишь восемь. С одной стороны, далеко
не все инноваторы обладают способностями , необходимыми для воплощения своей
идеи: как известно, к предпринимательской деятельности склонно лишь 10%
населения. С другой стороны, современная экономика сильно усложнилась. Время
универсалов прошло. В XIX веке каждый мог запантентовать свое изобретение и
самостоятельно открыть производство. Сегодня открытие любого предприятия, не
только инновационного, требует участия множества узких специалистов: мало кто
из бизнесменов сочетает в себе навыки маркетолога, финансиста,
производственника и т.д. В развитых странах эта проблема решается с помощью
бизнес-инкубаторов, с которыми инноваторы заключают договоры, получают за
символическую плату услуги в области бухгалтерского учета, рекламы,
плантрования и т.д., а также доступ к базам данных потенциальных инвесторов и
бизнес-ангелов.

Нужно также разделять понятия идеи и проекта: на идеи у
белорусского бизнеса спроса нет, на проекты – есть. Идея в голом виде, без
технологии ее реализации, мертва. Технически можно реализовать многое – по
крайней мере, все, что не противоречит законам природы. Но окупится ли эта
инновация, принесет ли прибыль? Есть множество идей, которые внешне кажутся
весьма перспективными. Но когда автор пытается воплотить идею в натуре или хотя
бы положить ее на бумагу, нередко обнаруживаются непреодолимые препятствия для
ее воплощения, либо выясняется, что идея опережает свое время. Например, в
1960-х годах во Франции был создан автомобиль, в котором в качестве несущей
части использовалась не рама, а днище. По сравнению с прежними технологиями
новинка была во всех отношениях прогрессивной. Однако автомобилестроители и потребители
были психологически не готовы к ее внедрению. Фирма-инноватор разорилась. Лишь
через десятилетие эту задумку реализовали другие компании, которые получили
прибыль. Также на пути идей нередко встают интересы действующих рыночных
игроков. Например, в автомобилестроении уже созданы технологии, позволяющие
снизить расход топлива до 2-3 литров на 100 километров – вместо нынешних 7
литров и выше. К сожалению, патенты на экономичные двигатели на корню скупаются
нефтяными компаниями, заинтересованными в высоком потреблении топлива. Можно не
сомневаться, что эти патенты будут извлечены лишь тогда, когда с
энергоресурсами на планете станет совсем туго и автомобиль вновь станет
роскошью, а не средством передвижения…Чтобы идею стали обсуждать потенциальные
инвесторы, как минимум необходимо подготовить соответствующее
технико-экономическое обоснование или, еще лучше, бизнес-план, а как максимум –
подобрать команду опытных специалистов для реализации этого проекта. К
сожалению, большинство идей белорусских инноваторов не подкреплено ни
экономическим и маркетинговым анализом, ни командой единомышленников. Впрочем,
в Беларуси уже появилось некоторое количество состоявшихся бизнесменов, которые
пробуют силы в роли бизнес-ангелов – правда, пока не афишируют себя в этом
качестве. За исключением, пожалуй, Вадима Карпова (компания «Открытый контакт
»).

На какие инвестиции со стороны отечественных бизнес-ангелов может
рассчитывать инноватор? Максимум на суммы до $300 тысяч, в среднем – на $100
тысяч. Иными словами, если вы хотите получить от проекта солидную финансовую
отдачу, он должен обладать большим потенциалом роста. Для сравнения: в России
ваш проект не станут рассматривать, если начальные вложения составляют менее
$0,5 млн.

Сейчас идет строительный бум. Поэтому повышенный интерес у
потенциальных инвесторов вызывает все, что связано с производством строительных
и конструкционных материалов, от новых марок цемента до внедрения на рынок
новых видов лакокрасочной продукции. Вторая перспективная ниша – строительство
и недвижимость. Третья ниша – потребительский сектор (производство и реализация
потребительских товаров и услуг).

Остается нерешенной проблема по подготовке инновационных
менеджеров, владеющих навыками управления инновационными проектами и
современными креативными технологиями. Сегодня имеются единичные примеры
эффективных инновационных менеджеров, таких, например, как гендиректор
Белорусского металлургического завода Николай Андрианов. БМЗ давно был всем
известен как одно из самых успешных белорусских предприятий. Тем не менее
Андрианов, обосновав необходимость создания на базе БМЗ производства бесшовных
труб, продвинул проект стоимостью $180 млн – и с успехом реализовал его. Для
воплащения инновационного сценария развития страны такие менеджеры –
компетентные и энергичные – нужны республике в больших количествах. Общая их
потребность, по официальным данным, составляет около 7 тыс. человек. Реально же
в Беларуси ежегодно выпускают лишь 30-50 специалистов данного профиля.

Заключение

Современные экономические преобразования, осуществляемые в
Республике Беларусь, обусловили превращение инновационного фактора развития в
один из важных элементов структурной перестройки, ориентированной на
использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологических производств.
Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывному
совершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научных
знаниях.

Инновационная способность экономики определяется возможностью
распространять во все сферы новые продукты и технологии, завоевывать
соответствующие рынки. Она зависит от экономического уклада, уровня
научно-технического и производственного потенциала, организационной структуры,
в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.

Отсутствие единой экономической точки зрения на инновационный
процесс свидетельствует о необходимости комплексного исследования теории,
методологии и практики инноваций, способствующего анализу перспектив,
разработке новых предложений и рекомендаций. Для этого целесообразно
исследование опыта инновационной деятельности развитых стран с целью исключения
дублирования их ошибок.

Для инновационных преобразований необходимо формирование
привлекательной инновационной среды, состоящей из инновационного климата и
потенциала. Это позволит создать эффективную инновационную сферу,
способствующую привлечению инвестиций, без которых развитие инновационной
деятельности не реально.

Задача заключается в разработке направлений совершенствования
инновационной деятельности Республики Беларусь на современном этапе экономического
развития по следующим направлениям:

·  исследование теоретических подходов в области инноватики;

·  оценка воздействия инновационных изменений на деятельность
белорусских субъектов хозяйствования;

·  определение критериев оценки эффективности инноваций, анализ
показателей инновационной эффективности;

·  анализ развития организационно-правовой базы, регулирующей
инновационную деятельность;

·  изучение опыта развитых зарубежных стран;

·  выявление основных тенденций развития инновационного потенциала
Республики Беларусь;

·  разработка предложений по совершенствованию управления
инновационной деятельностью;

·  поощрение спроса на инновации, развитие импорта и экспорта
инноваций;

·  развитие законодательной базы налоговой, кредитной и другой
политики;

·  помощь в подготовке, повышении квалификации инновационных кадров;

·  формирование механизма перелива финансового капитала в
инновационные структуры;

·  финансирование фундаментальной науки как основы для инноваций;

·  привлечение инвестиций в инновационную сферу.

Литература

1. 
Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб.
пособие /Н.А. Алексеенко , И.Н. Гурова. — Минск: Изд-во Гревцова,2009. — 264 с. :
ил.

2. 
«Бизнес-ревю». Ежемесячный деловой журнал.- Минск: ЧУП «Деловая
печать» №8(63) сентябрь 2008 г., — 88 с..

3. 
Государственная
программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: утв.
Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г., № 136 //Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007.-№79,1/8435

4. 
Дадалко
С.В., Кадинова Е.Р. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. – М.
«Армита-Маркетинг, Менеджмент»: 2000. – 88 с. (Серия «Реформирование
экономики»).

5. 
 Ермасов,
С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / C.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова.-М.:
Высшее образование,2007.С.66-70.

6. 
.
Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости
Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации
основных производственных фондов белорусской энергетической системы,
энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных
топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах: утв.Указом Президента
Республики Беларусь от 25.08.2005 г.,№399 // Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь. — 2005.-№137,1/6735.

7. 
 Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: утв. Указом
Президента Республики Беларусь от 12.06.2006г.,№384 //Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. — 2006-№92, 1/7667.

8. 
«Экономика
Беларуси.Economy
of Belarus».
– Минск: Министерство экономики Республики Беларусь.№1 (10)/2007г. – 128 с.

9. 
«Экономика
Беларуси.Economy
of Belarus».
— Минск: Министерство экономики Республики Беларусь.№8 (18)/2008 г. – 124 с.


[1]
См.: Алексеенко, Н.А., Гурова И.Н. Экономика промышленного предприятия. 2009
г.С.199.

[2] См.: Государственная программа
инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: утв. Указом
Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г., № 136 //Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. — 2007.-№79,1/8435.

[3]
См.: Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / C.В.Ермасов,
Н.Б.Ермасова.-М.: Высшее образование,2007.С.66-70.

[4]
См.: «Экономика Беларуси.Economy of Belarus»..№1(18)/2008
г.С.22-28.

[5]
См.:  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на
2006-2010 годы: утв.Указом Президента Республики Беларусь от 12.06.2006г.,№384
// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2006-№92, 1/7667.

[6]
См.: «Экономика Беларуси.Economy of Belarus»..№1(10)/2007г.С.69-70.

[7]
См.: Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической
независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа
модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической
системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике
собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах: утв.Указом
Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г.,№399 // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь. — 2005.-№137,1/6735.

[8]
См.: «Бизнес-ревю».№8(63) сентябрь 2008 г.С.52-56.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий