Психологическая подготовка спортсмена к соревновательному процессу
Министерство спорта, туризма и
молодежной политикиКрасноярского края
Красноярский техникум
физической культурыКонтрольная работа
Тема:
«Психологическая
подготовка спортсмена к соревновательному процессу»Красноярск 2010
Содержание
Введение
1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов
2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов
3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов
к соревнованиям
4. Личный пример
психологической подготовки спортсмена к соревновательному процессуСписок использованной литературы
Введение
Давно
доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от
высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности
спортсмена, но и от его психологической готовности.Действительно,
чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические
способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как
обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически
готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические
особенности соревнований, закономерности, причины и динамика
предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике
спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и
тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты,
а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует
помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный
и обязательный элемент обучения и тренировки.Психика,
сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются
в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности
человека, который может осуществляться только при определенных условиях:
соревнования должны быть соревнованиями.Естественно,
что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в
соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности
спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного
нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и
духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных
результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании
спортивного мастерства спортсмена.Следовательно,
организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена
на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми
всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее
целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям,
совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на
специфичные экстремальные условия деятельности.В спорте
существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их
разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования,
классификационные, отборочные, предварительные и т.п.Уровень
соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою
очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на
практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к
соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.Общая
психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со
спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности,
воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть
включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера.
Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях,
где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в
тренировочном процессе.Основные
критерии спортивного характера:§
стабильность выступлений на соревнованиях;§
улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;§
более высокие результаты в период соревнований по сравнению с
тренировочными;§
лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.Психологическая
готовность спортсмена к соревнованиям определяется:§
спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях,
что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям
деятельности);§
уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон
отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий,
помехоустойчивость;§
боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату
деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению
соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.Единство
этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой
уверенности.
1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов
Общим
принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие
как на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия
должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение
человека.1.
Лекции и беседы направлены на психологическое образование
спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей
психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам,
поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на
сознание спортсмена является убеждение.2.
Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно
направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное
внушение.3.
Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии
расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы
самовнушения.4.
Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии
полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В
состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не
противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение,
воздействие на сознательный и подсознательный уровни.5.
Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости
спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод –
императивное внушение.6.
Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование
заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого
расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование
механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.7.
Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения,
но только методом самоубеждения.Комплексное
использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В
последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных
механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов
Процесс
воспитания будет мало эффективным, если спортсмен не занимается
самовоспитанием.Побуждение
к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые
из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный
момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение.
Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним,
которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате
создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах
внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее
объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы
спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле,
далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции
базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является
отражение) окружающего материального мира.Существуют
способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в
наибольшей мере насыщены специальными приемами.1. Контроль
и регуляция тонуса мимических мышц.Этот прием
требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе
овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных
жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции
является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного
напряжения).2. Контроль
и регуляция мышечной системы спортсменов.Психическая
напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в
расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов,
самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах
мышц.3. Контроль
и регуляция темпа движений и речи.Эмоциональная
напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении
привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться,
беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к
стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности,
исключить необходимость спешки.4.
Специальные дыхательные упражнения.Спокойное,
ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо
закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом
саморегуляции эмоционального напряжения.5.
Разрядка. Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием
саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки
(выполнение определенного упражнения в полную силу).Наиболее
эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я»
(направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы.1.
Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений.Уметь
воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением
спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных
состояний.2.
Самовнушение.В процессе
спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы,
обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит
принцип использования словесных формул).3
Самоубеждение.Это
своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с
самим собой или с кем-то другим.Следует
выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом
своего социального «Я». Для них характерны два приема.1.
Регулирование цели.Это умение
вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями,
отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь
актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с
многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на
соревнованиях.2. Ритуал
предсоревновательного поведения. В его основе лежат определенные стереотипы,
вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно,
так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.
3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям
Действенную
помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных
упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.Действительно,
самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению
в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту
противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в
учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно
часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как
при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче
специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях
подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные
игры в баскетболе, футболе и т.д.[1]Кроме того,
необходимо использовать следующие способы психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям:1) сбор
достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в
особенности о противниках;2)
пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена
или команды к началу соревнования;3)
правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;4)
формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;5)
вероятное программирование соревновательной деятельности;6)
специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной
степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;7)
предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних
состояний;8) отбор и
использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу
соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.Мы
рассмотрим лишь некоторые моменты этой подготовки.Перед
соревнованием в организме спортсмена происходят сложные изменения, выделяется 3
основные формы предстартовых реакций.
Готовность к борьбе | Стартовая лихорадка | Стартовая апатия (эаторможенность) | |
Физиологические показатели | Все физиологические процессы протекают нормально |
Сильное возбуждение, острые вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях) |
Вялые, сильно заторможенные движения, зевота |
Психические показатели | Легкое возбуждение, нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации, самообладание в поведении, ощущение силы |
Сильная нервозность, не контролируемые движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение, торопливость, необоснованная суетливость |
Вялость, медлительность, робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость, неспособность начать работу |
Действия во время соревнования | Организованное, согласованное с тактическим планом включение в соревнование, ясная ориентация, четкий контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся в действие, ожидавшийся соревновательный результат достигается или превышается |
Деятельность спортсмена частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию, чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная скованность |
Не ведется энергичная борьба, акгивность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать силы; после соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все действия выполнялись на недостаточно качественном уровне |
Спортсмен
должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы
овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на
формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни
и непосредственно перед соревнованиями.
Раннее
предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии
в данном соревновании. Признаки волнения появляются в зависимости от важности
старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться
бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей.
Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние
дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои
силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература,
любимое дело).
Предстартовое
состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в
пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с
момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом
дистанции.
Регулированию
предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной
«предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка
необходима для склонных к апатии.
Спортсмен,
знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться
улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты
последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря
небольшому возбуждению». Такое самовнушение достигается сравнительно просто.
Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с
основами психорегулирующей тренировки, разработанной советскими специалистами[2].
Завершающим
этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная
подготовка к выполнению соревновательных упражнений:
1.
Контрольные мероприятия.
Проводятся
в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые
соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической
напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе,
соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.
Важно, что
присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья
спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия
в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного
вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.
2.
Товарищеские встречи.
Проводятся
в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов
из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии
других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой
значимости мероприятия для спортсменов-участников.
3.
Психофизические упражнения.
Эти упражнения
характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии
физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только
адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию
его волевых и физических качеств.
Использование
психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной
тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для
решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится
тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем
темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный
пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности
спортсмена).
4.
Психотехнические упражнения.
В их основе
лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной
точности технических действий соревновательного характера.
Осуществление
этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в
зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2)
использования для решения поставленной задачи основных технических
соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить
определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции
спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или
боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при
этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.
5.
Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических действий).
Этот прием
требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические
описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом
за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего
обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность,
оптимальность предполагаемых действий).[3]
4. Личный пример
психологической подготовки спортсмена к соревновательному процессу
Спортом,
которым я занималась, был спортивное ориентирование. Спорти́вное ориенти́рование— виды спорта, в котором участники при помощи карты и компаса
должны пройти заданное число контрольных пунктов (сокращенно — КП), расположенных
на местности, а результаты определяются по времени прохождения дистанции (в
определенных случаях с учетом штрафного времени) или по количеству набранных
баллов. Психологическая подготовка к соревнованию для меня начиналась того
момента, когда я узнавала о возможности или необходимости своего участия в этом
соревновании, а кончалось последним выступлением в нем — финалом.
Сначала я
определяла цель данного участия, либо это был опыт, либо повышение разряда,
либо только призовые места. И понимая, что психологическая подготовка очень
важна, начинала готовиться к предстоящим стартом. Для меньшего волнения тренер
подготавливал для нас контрольные старты имитацию соревнования. С помощью,
которых формировалась уверенность в высокой вероятности достижения цели.
Перед самым
стартом необходимо было внимательно за день просмотреть стартовые протоколы.
Ведь от стартовой минуты зависит многое, если ты стартуешь в начале протокола нужно
начать спокойно, чтобы не допустить ошибки на контрольных пунктах., если за
тобой стартует сильный спортсмен, то иногда нужно было его подождать и бежать
всю дистанцию за ним, и тогда ты можешь быть на вершине пьедестала. Если твоя
стартовая минута в конце, то тебе нужно не теряя силы быстро сосредоточиться и
начать движение со средней скоростью, догоняя спортсменов. Также за день до
старта выдается полная информация о карте, трассе, количестве участников.
Продумываешь экипировку, проверяя все снаряжение: компас, шиповки, чип, беговая
одежда.
Перед самым
стартом для меня необходимо сделать разминку в тишине, пробежав с картой
аналогичной местности, посоветоваться с тренером.
На
дистанции также очень важна психологическая подготовка, я стараюсь не
реагировать на спортсменов, бегущих рядом по дистанции. Конечно, это не всегда
получается, поэтому нужна тщательно психологически подготавливаться.
Список использованной литературы
1.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000. – 288с.
2.
Пуни А.Ц. Психология М.: ФиС, 1984 – 330 с.
3.
Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.:
Питер Принт, 2002. – 380 с.
4.
Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический
журнал, – 1982.– №4.
5.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 1999 – 672 с.
6.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической
культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.
[1]
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 288с.
[2] Пуни А.Ц.
Психология М.: ФиС, 1984 – 330 с.
[3] Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы
психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.
– 335 с.