Психологическая подготовка спортсмена к соревновательному процессу

Дата: 13.02.2016

		

Министерство спорта, туризма и
молодежной политики

Красноярского края

Красноярский техникум
физической культуры

Контрольная работа

Тема:

«Психологическая
подготовка спортсмена к соревновательному процессу»

Красноярск 2010

Содержание

Введение

1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов

2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов

3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки спортсменов
к соревнованиям

4. Личный пример
психологической подготовки спортсмена к соревновательному процессу

Список использованной литературы


Введение

Давно
доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от
высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности
спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно,
чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические
способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности как
обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически
готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические
особенности соревнований, закономерности, причины и динамика
предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике
спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и
тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты,
а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует
помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный
и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика,
сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются
в деятельности. Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности
человека, который может осуществляться только при определенных условиях:
соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно,
что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в
соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте – важнейший элемент надежности
спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного
нервно-психического потенциала и нередко причина значительных физических и
духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение определенных
результатов, подведение итогов конкретного этапа в совершенствовании
спортивного мастерства спортсмена.

Следовательно,
организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена
на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми
всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее
целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям,
совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на
специфичные экстремальные условия деятельности.

В спорте
существует понятие «классификация соревнований», которая предусматривает их
разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые соревнования,
классификационные, отборочные, предварительные и т.п.

Уровень
соревнований оказывает значительное влияние на психику спортсмена, что, в свою
очередь, требует определенной степени психологической готовности. Поэтому на
практике осуществляются два типа психологической подготовки спортсменов к
соревнованиям: общая и специальная к конкретному соревнованию.

Общая
психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со
спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности,
воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть
включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера.
Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях,
где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в
тренировочном процессе.

Основные
критерии спортивного характера:

§  
стабильность выступлений на соревнованиях;

§  
улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

§  
более высокие результаты в период соревнований по сравнению с
тренировочными;

§  
лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.

Психологическая
готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

§  
спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях,
что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям
деятельности);

§  
уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон
отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий,
помехоустойчивость;

§  
боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату
деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению
соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство
этих черт спортивного характера обусловливает состояние спокойной боевой
уверенности.


1. Процесс воспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов

Общим
принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие
как на сознание, так и на подсознание. Методы и психопедагогические мероприятия
должны использоваться с учетом уровней воздействия на организм и поведение
человека.

1.      
Лекции и беседы направлены на психологическое образование
спортсменов. Их содержание должно включать в себя: объяснение особенностей
психических состояний, характерных для спорта; обучение специфическим приемам,
поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что основным методом воздействия на
сознание спортсмена является убеждение.

2.        
Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно
направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия – косвенное
внушение.

3.        
Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии
расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные формулы
самовнушения.

4.        
Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии
полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах. В
состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и не
противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия – внушение,
воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

5.        
Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости
спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод –
императивное внушение.

6.        
Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование
заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого
расслабления. Целью является перевод внушений в самовнушения, совершенствование
механизмов саморегуляции. Метод -самовнушение.

7.        
Размышления и рассуждения. Это способы перевода внушений в самовнушения,
но только методом самоубеждения.

Комплексное
использование данных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В
последующем (в период соревнований) это облегчает работу саморегуляторных
механизмов сознания, так как снижается негативное влияние подсознания.

2. Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки
спортсменов

Процесс
воспитания будет мало эффективным, если спортсмен не занимается
самовоспитанием.

Побуждение
к самовоспитанию осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Некоторые
из приемов очень простые. Их необходимо просто запомнить и применять в нужный
момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и переключение.
Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и отношение к ним,
которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг уменьшается в результате
создания нового очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах
внешнего мира. Эффективность снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее
объект наблюдения. Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы
спортсмен осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле,
далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы саморегуляции
базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является
отражение) окружающего материального мира.

Существуют
способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в
наибольшей мере насыщены специальными приемами.

1. Контроль
и регуляция тонуса мимических мышц.

Этот прием
требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе
овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в разнообразных
жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим приемом саморегуляции
является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного
напряжения).

2. Контроль
и регуляция мышечной системы спортсменов.

Психическая
напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в
расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов,
самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных группах
мышц.

3. Контроль
и регуляция темпа движений и речи.

Эмоциональная
напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении
привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться,
беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится к
стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей деятельности,
исключить необходимость спешки.

4.
Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное,
ровное и глубокое дыхание способствует снижению напряжения. Усвоенное и хорошо
закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом
саморегуляции эмоционального напряжения.

5.
Разрядка. Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием
саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах разминки
(выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее
эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением своего духовного «Я»
(направление сознания на самого себя). Для них характерны разнообразные приемы.

1.
Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений.

Уметь
воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением
спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных
состояний.

2.
Самовнушение.

В процессе
спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы,
обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит
принцип использования словесных формул).

3
Самоубеждение.

Это
своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуществляется в разговорах с
самим собой или с кем-то другим.

Следует
выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом
своего социального «Я». Для них характерны два приема.

1.
Регулирование цели.

Это умение
вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями,
отодвинуть ее в состоянии эмоциональной напряженности, а потом вновь
актуализировать ее, когда придет время, что доступно только спортсмену с
многолетним спортивным стажем и значительным опытом выступлений на
соревнованиях.

2. Ритуал
предсоревновательного поведения. В его основе лежат определенные стереотипы,
вследствие чего нарушать его или изменять, особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно,
так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором.


3. Упражнения в структуре общей психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям

Действенную
помощь в осуществлении психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
оказывает такой прием, как использование в процессе тренировок специальных
упражнений, позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

Действительно,
самым эффективным способом психологической подготовки спортсмена к успешному выступлению
в соревнованиях является участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту
противоречивую задачу, необходимо реализовать соревновательные условия в
учебно-тренировочном процессе. Известно, что соревновательные упражнения достаточно
часто и эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как
при осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче
специальных знаний. Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях
подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности: учебные
игры в баскетболе, футболе и т.д.[1]

Кроме того,
необходимо использовать следующие способы психологической подготовки
спортсменов к соревнованиям:

1) сбор
достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в
особенности о противниках;

2)
пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена
или команды к началу соревнования;

3)
правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;

4)
формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;

5)
вероятное программирование соревновательной деятельности;

6)
специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной
степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;

7)
предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних
состояний;

8) отбор и
использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу
соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.

Мы
рассмотрим лишь некоторые моменты этой подготовки.

Перед
соревнованием в организме спортсмена происходят сложные изменения, выделяется 3
основные формы предстартовых реакций.

Готовность к борьбе Стартовая лихорадка Стартовая апатия (эаторможенность)
Физиологические показатели Все физиологические
процессы протекают нормально
Сильное возбуждение,
острые вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса, потение, позывы к
мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях)
Вялые, сильно
заторможенные движения, зевота
Психические показатели Легкое возбуждение,
нетерпеливое ожидание состязания, оптимальная способность к концентрации,
самообладание в поведении, ощущение силы
Сильная нервозность, не контролируемые
движения, рассеянность, забывчивость, неуверенное поведение, торопливость,
необоснованная суетливость
Вялость, медлительность,
робость, упадок настроения, желание отказаться от состязания, усталость,
неспособность начать работу
Действия во время соревнования Организованное,
согласованное с тактическим планом включение в соревнование, ясная
ориентация, четкий контроль ситуации, все силы тактически правильно вводятся
в действие, ожидавшийся соревновательный результат достигается или
превышается
Деятельность спортсмена
частично дезорганизована: он борется «безголовы», теряет тактическую линию,
чувство темпа, преждевременно выдыхается; не владеет двигательными
координациями, при высоких технических требованиях множатся ошибки; сильная
скованность
Не ведется энергичная
борьба, акгивность воли быстро падает, спортсмен не способен мобилизовать
силы; после соревнования остается неизрасходованный запас сил, поскольку все
действия выполнялись на недостаточно качественном уровне

Спортсмен
должен знать, что соревновательная лихорадка и связанные с ней симптомы
овладеют им. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на
формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни
и непосредственно перед соревнованиями.

Раннее
предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии
в данном соревновании. Признаки волнения появляются в зависимости от важности
старта. Даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться
бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей.
Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние
дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои
силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература,
любимое дело).

Предстартовое
состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям в
пути и по прибытии на место их проведения. Стартовое возбуждение начинается с
момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом
дистанции.

Регулированию
предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной
«предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно; резкая разминка
необходима для склонных к апатии.

Спортсмен,
знающий симптомы «предстартовой лихорадки», может взять себя в руки и добиться
улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты
последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря
небольшому возбуждению». Такое самовнушение достигается сравнительно просто.
Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с
основами психорегулирующей тренировки, разработанной советскими специалистами[2].

Завершающим
этапом всей психологической подготовки к соревнованиям служит непосредственная
подготовка к выполнению соревновательных упражнений:

1.
Контрольные мероприятия.

Проводятся
в виде соревнований в определенном спортивном коллективе (внутригрупповые
соревнования), для которых характерны следующие элементы психологической
напряженности: спортивная конкуренция, стремление каждого спортсмена к победе,
соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что
присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители, знакомые, друзья
спортсменов, руководители спортивной организации), что повышает значимость мероприятия
в глазах спортсменов-участников. Также следует соблюдать основные для данного
вида спорта традиционные ритуалы, правила ведения спортивной борьбы.

2.
Товарищеские встречи.

Проводятся
в виде соревнований в определенной спортивной группе с приглашением спортсменов
из других спортивных коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии
других людей и с соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой
значимости мероприятия для спортсменов-участников.

3.
Психофизические упражнения.

Эти упражнения
характеризуются выполнением определенных тактических задач при наличии
физической нагрузки и способствуют развитию и совершенствованию не только
адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и воспитанию
его волевых и физических качеств.

Использование
психофизических упражнений требует: 1) постановки и решения конкретной
тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в качестве «помехи» для
решения психологической задачи). Например, перед легкоатлетом ставится
тактическая задача, связанная с прохождением дистанции (1/2 – бежать в среднем
темпе, затем в максимальном), при этом на спортсмена одевается специальный
пояс, увеличивающий его вес (тяжесть пояса зависит от тренированности
спортсмена).

4.
Психотехнические упражнения.

В их основе
лежит выполнение определенных психологических задач в условиях максимальной
точности технических действий соревновательного характера.

Осуществление
этих упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в
зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2)
использования для решения поставленной задачи основных технических
соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера выполнить
определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и быстрота реакции
спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность технических действий. Или
боксер должен за 10 с нанести максимальное количество ударов, а оцениваться при
этом будут техническое исполнение, количество и сила ударов.

5.
Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических действий).

Этот прием
требует: 1) разработки специальных задач, включающих в себя теоретические
описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2) решение их спортсменом
за определенное время (срок зависит от опытности спортсмена); 3) последующего
обсуждения принятого спортсменом решения (эффективность, рациональность,
оптимальность предполагаемых действий).[3]

4. Личный пример
психологической подготовки спортсмена к соревновательному процессу

Спортом,
которым я занималась, был спортивное ориентирование. Спорти́вное ориенти́рование— виды спорта, в котором участники при помощи карты и компаса
должны пройти заданное число контрольных пунктов (сокращенно — КП), расположенных
на местности, а результаты определяются по времени прохождения дистанции (в
определенных случаях с учетом штрафного времени) или по количеству набранных
баллов. Психологическая подготовка к соревнованию для меня начиналась того
момента, когда я узнавала о возможности или необходимости своего участия в этом
соревновании, а кончалось последним выступлением в нем — финалом.

Сначала я
определяла цель данного участия, либо это был опыт, либо повышение разряда,
либо только призовые места. И понимая, что психологическая подготовка очень
важна, начинала готовиться к предстоящим стартом. Для меньшего волнения тренер
подготавливал для нас контрольные старты — имитацию соревнования. С помощью,
которых формировалась уверенность в высокой вероятности достижения цели.

Перед самым
стартом необходимо было внимательно за день просмотреть стартовые протоколы.
Ведь от стартовой минуты зависит многое, если ты стартуешь в начале протокола нужно
начать спокойно, чтобы не допустить ошибки на контрольных пунктах., если за
тобой стартует сильный спортсмен, то иногда нужно было его подождать и бежать
всю дистанцию за ним, и тогда ты можешь быть на вершине пьедестала. Если твоя
стартовая минута в конце, то тебе нужно не теряя силы быстро сосредоточиться и
начать движение со средней скоростью, догоняя спортсменов. Также за день до
старта выдается полная информация о карте, трассе, количестве участников.
Продумываешь экипировку, проверяя все снаряжение: компас, шиповки, чип, беговая
одежда.

Перед самым
стартом для меня необходимо сделать разминку в тишине, пробежав с картой
аналогичной местности, посоветоваться с тренером.

На
дистанции также очень важна психологическая подготовка, я стараюсь не
реагировать на спортсменов, бегущих рядом по дистанции. Конечно, это не всегда
получается, поэтому нужна тщательно психологически подготавливаться.


Список использованной литературы

1.        
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000. – 288с.

2.        
Пуни А.Ц. Психология — М.: ФиС, 1984 – 330 с.

3.        
Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.:
Питер Принт, 2002. – 380 с.

4.        
Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический
журнал, – 1982.– №4.

5.        
Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов на Дону. 1999 – 672 с.

6.        
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической
культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.


[1]
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 288с.

[2] Пуни А.Ц.
Психология — М.: ФиС, 1984 – 330 с.

[3] Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы
психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.
– 335 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий