Пути и проблемы увеличения занимающихся массовым спортом в Российской Федерации и Республике Татарстан

Дата: 13.02.2016

		

РЕФЕРАТ

по
курсу «Физическая культура»

Тема: «Пути и проблемы увеличения
занимающихся массовым спортом в Российской Федерации и Республике Татарстан
»

Содержание

Введение

1. Общие положения

2. Основные направления развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации

3. Проблемы массового спорта

4. Информационно-пропагандистская работа по
привлечению людей в массовый спорт

5. Основные направления развития массового спорта

6. Государственная программа развития массового
спорта

Список литературы.

Введение

Все
больше и больше мы слышим о том, что надо укреплять здоровье нации, необходимо
возрождать массовый спорт.

Что
делать, ослабление социального и нравственного иммунитета населения в
постоянной борьбе за выживание действительно стало государственной проблемой
номер один. Причем теперь уже каждому понятно, что захлестнувшую страну волну
бродяжничества, наркомании и преступности никак невозможно остановить
командно-административными методами или лозунгами с высоких трибун. Спасти
ситуацию на деле, а не на бумаге способно лишь массовое спортивное движение,
призванное не только оздоровить нацию, но и объединить общество.

Идея хорошая,
но до самого последнего времени она что-то никак не воплощалась. Мешали
множественные просчеты, неправильные подходы и многое, многое другое – что
греха таить, у нас могут «заговорить» самое благое начинание.

Но вот,
кажется, возрождение массового спорта получило шанс перейти из разряда идей в
стадию реально действующего государственного проекта. И трамплином для этого
перехода в иное качество становится культивирование спортивного досуга, который
отвечает потребностям всех и каждого и при этом никого и ни в чем не
ограничивает, а, напротив, помогает человеку развиваться как многосторонней
личности. Именно поэтому спортивный досуг способен возродить массовый спорт и
вернуть общество к здоровому образу жизни.

Несомненно,
для воплощения этой идеи нужны проводники, и такие проводники есть. Это
спортивные клубы: сильное и развитое клубное движение, под которым
подразумевается отнюдь не фитнес-центры для избранных, а клубы по месту
жительства, по интересам, доступные каждому, независимо от объема кошелька.
Клубы, объединяющие всех сторонников спорта, где люди могут не просто
заниматься спортом, но и общаться. Спорт для всех, спорт без ограничений по возрасту,
физическим возможностям или чему-то еще, спорт, который объединяет и помогает –
вот принцип, заложенный Москомспортом в основу программы развития спортивного
клубного движения. По мнению Председателя Москомспорта Сергея Короля, именно
такие клубы станут каналом продвижения здорового образа жизни в каждый дом, в
каждую квартиру. При этом московский опыт проведения этой программы может
послужить хорошим примером для прочих регионов страны.

Впрочем,
регионам и сейчас есть, что перенять у столицы. В Москве уже действуют тысячи
спортклубов, из которых 2 000 – муниципальных. Среди них можно выделить те, что
работают как раз по принципу «спорт для всех». Спортивный клуб «Южный»,
например, предоставляет свою базу Региональной общественной организации развития
детского и юношеского спорта, которая начинает создавать в средних школах
бесплатные спортивные центры. По аналогичным схемам работает клуб «ИМА» и еще
многие другие. Уже в этом году планируется открыть 40 детских спортшкол.
Генеральная схема сооружения спортивных объектов подвергается исправлениям с
учетом потребностей москвичей. Так вот, по этой схеме дополнительно к 2010 году
в городе построят около 300 спортивных объектов, возведение которых начнется в
самое ближайшее время. К примеру, в Северном административном округе начинается
строительство Центра физической культуры и спорта, способного вдвое увеличить в
округе количество любителей активного досуга. На перечисленные цели уже сейчас
выделяется 16 миллиардов рублей.

1. Общие положения

Одно из самых больших
достижений в области физической культуры и спорта — это всемирное признание
занятий физическими упражнениями и оздоровительными видами спорта в качестве
превентивного средства поддержания и укрепления здоровья и как
профилактического средства против различных неинфекционных заболеваний
(сердечно-сосудистых, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), вредных привычек
(алкоголизма, курения, наркомании и т.д.) и девиантного поведения.

В последние годы многие
города России, в том числе Казань, столкнулись с проблемой демографического
кризиса и ухудшения здоровья населения. Сегодня для изменения сложившейся
ситуации необходимы самые эффективные меры.

Роль и значимость
физической культуры и спорта в решении вышеуказанной проблемы неоспоримы.
Пришло понимание, что для широкого привлечения населения города к занятиям
физическими упражнениями и спортом помимо желания горожан требуется создание
необходимых условий.

В одном из ежегодных
посланий Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан
М.Ш.Шаймиев определил основные направления развития массовой физической
культуры и спорта: «Массовый спорт позволяет человеку, независимо от возраста
сохранять здоровье, разнообразить досуг. В каждом микрорайоне должны быть
спортивные комплексы, включающие в себя баскетбольные, футбольные, волейбольные
площадки, хоккейные коробки. Необходимо, чтобы при сдаче жилых домов
обязательным условием стало обустройство современных комплексных спортплощадок
для массового занятия физкультурой и спортом».

Анализ состояния
материально-технического обеспечения спортивных баз в городе Казани показал,
что обеспеченность разными видами спортивных сооружений в пересчете на 10 тыс.
населения составляет:

— плоскостными
сооружениями по г.Казани — 32,35%, по Республике Татарстан – 74,6 %;

— спортивными залами по
г.Казани — 30,85%, по Республике Татарстан – 43,9 %;

— плавательными
бассейнами по г.Казани — 4 %, по Республике Татарстан — 7,7 %.

В то же время имеющиеся
спортивные сооружения недостаточно эффективны в использовании ввиду
несоответствия многих из них современным требованиям и потребностям горожан.

Наряду с проблемами
содержания спортивных баз и их материально-технического обеспечения существуют
проблемы социальной поддержки физкультурных работников, особенно педагогических
кадров в области физической культуры и спорта. Остаётся низким уровень
заработной платы, увеличивается количество нуждающихся в жилье, происходит
отток молодых специалистов в другие сферы и старение преподавательского
состава.

Использование в неполной
мере возможностей физической культуры и спорта можно наблюдать при решении
проблем наркомании, алкоголизма и правонарушений, хотя доказано, что нет более
эффективного средства, чем физическая культура и массовый спорт в борьбе с этим
социальным недугом. Здоровье подрастающего поколения находится в опасности, так
как отсутствует физически активная среда, отвечающая потребностям всего
населения города и принципам непрерывного развития. К сожалению, сегодня для
детей и подростков занятия физкультурой в школе – практически единственная
форма развития и проявления физической активности. Возможность удовлетворить
эту потребность для горожан старше школьного возраста сведена до минимума.

Для решения проблемы
оздоровления населения города необходимо создать условия для удовлетворения
потребностей в двигательной активности и расширения возможностей реализации
спортивных интересов и спортивного досуга по месту жительства. Занятия
оздоровительными массовыми видами спорта вблизи от места проживания будут
способствовать пропаганде здорового образа жизни среди казанцев.

2. Основные
направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Основными направлениями перестройки и оптимизации
процесса физического воспитания являются:

1. Совершенствование дошкольного и школьного
базового содержания занятий физической культурой, обеспечивающих укрепление
здоровья, разностороннее развитие двигательных способностей и необходимый и
возможный уровень физической дееспособности.

2. Совершенствование внешкольных форм организации
физической культуры, дополняющих содержание фундаментальной части школьных
уроков, разработка современных вариантов тренирующих программ для младших групп
населения.

3. Совершенствование систем внеклассных и внеурочных
занятий с учащейся и студенческой молодежью, поддержка творческой инициативы,
самостоятельности и самодеятельности в выборе средств активного отдыха. Учет
физиологических особенностей развития подростков, введение раздельного обучения
для мальчиков и девочек, начиная с 5 класса. Выполнение студенческой и учащейся
молодежью объема двигательной активности 8-10 часов в неделю.

4. Внедрение физической культуры и спорта в систему
организации труда и отдыха граждан, усиление оздоровительного содержания
занятий по производственной гимнастике, лечебной физкультуре, учет
профессиональных, возрастных, образовательных особенностей трудящихся в целях
рационального использования физических упражнений для продления сроков трудовой
активности.

Обеспечение условий для выполнения объемов двигательной
активности в нерабочее время 3-4,5 часа в неделю.

5. Развитие профессионально-прикладных видов спорта
в целях профориентационной подготовки молодежи и подготовки юношей к службе в
армии.

6. Разработка и внедрение в систему современного
физического воспитания основ национальных традиций, связанных с физической
культурой формами активного отдыха, приближая их содержание к требованиям
традиционной физической культуры.

7. Разработка мер по эффективному использованию
средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима лиц
пожилого и пенсионного возрастов, с целью стимулирования активного долголетия,
привлечения нетрудоспособных граждан к занятиям физической культурой.

8. Создание учебно-методических центров
(объединений, служб) для изучения и апробации новаторских идей в области
физической культуры и спорта, распространения новых форм организации работы.

9. Создание широкой сети центров здоровья,
физкультурно-оздоровительных групп, секций, диспансерных и консультативных
служб, лечебно-профилактических кабинетов для оказания платных услуг населению.

3. Проблемы массового
спорта

Для успешного решения проблем массового спорта
необходимо обеспечить:

1. Потребность отрасли в научных кадрах, с учетом
введения новых специальностей.

2. Потребность отдельных экономических регионов в
кадрах спортивных работников и их подготовку на специальных семинарах, в том
числе на хозрасчетной основе.

3. Перестройку системы курсовой подготовки и
переподготовки в соответствии с современными требованиями, с учетом развития
национальных, нетрадиционных и спортивно-технических видов спорта.

4.
Информационно-пропагандистская работа по привлечению людей в массовый спорт

1. Информационно-пропагандистская работа должна быть
направлена на:

приобщение граждан к здоровому образу жизни;

совершенствование физических и моральных качеств,
знаний, навыков;

искоренение вредных привычек и выработку
положительных мотивов для занятий физической культурой и спортом;

профилактику заболеваний, трудовую реабилитацию,
активное долголетие.

2. Работа по информированию населения должна
строится на доказательстве престижности разносторонней физической подготовки,
иметь научное обоснование; разъяснять населению основы гигиенических,
физиологических, психологических и социальных воздействий при занятиях спортом.

3. Популяризацию занятий физической культурой и
спортом необходимо осуществлять, привлекая к работе с населением известных
спортсменов, рекордсменов, заслуженных мастеров и тренеров-педагогов.

4. Необходимо предусмотреть выпуск популярных
печатных изданий, методических пособий, других наглядных материалов,
способствующих повышению самообразования граждан, формированию интереса к
систематическим занятиям спортом.


5. Основные
направления развития массового спорта

1. Особенность проблемы внедрения физической
культуры и спорта в повседневный быт населения Российской Федерации состоит в
том, что необходимо первоначально сформировать у граждан, особенно в детском
возрасте, осознанную потребность в физическом совершенстве.

Культурная привычка к ежедневным
физкультурно-спортивным занятиям, являющаяся основой здорового образа жизни,
должна вырабатывается в раннем дошкольном возрасте, и закрепляться в школе,
других учебных заведениях. Решение этой проблемы требует проведения занятий с
детьми в эмоционально-игровой форме, как правило, на открытом воздухе,
постоянного обновления их содержания.

В основе занятий физическими упражнениями в
дошкольных учреждениях и учебных заведениях должна быть разносторонняя
физическая подготовка, оказывающая тренирующее воздействие, повышающая
функциональные возможности организма, гармонически развивающая все основные
физические качества организма.

2. Необходимо обеспечить постепенный переход с
учебной на внеучебную работу, с учетом интересов школьников к видам спорта и
системам физических упражнений, превратить школьные уроки физкультуры в уроки
физического образования, воспитать устойчивую потребность в физическом
совершенстве и здоровом образе жизни. В этих целях необходимо:

научить на уроках рационально использовать факторы
природы, сочетать труд и отдых;

правильно двигаться, дышать, питаться, закаливаться;

научить основам физической тренировки, сочетанию
объемов и интенсивности, правильному выполнению упражнений и их
последовательности;

дать необходимый объем теоретических знаний о
функциональных возможностях организма, гигиене занятий физическими
упражнениями, основах самомассажа и технике безопасности.

3. Анализ состояния инфраструктуры спорта показал,
что функционирующие физкультурно-спортивные базы и сооружения при их
максимальном заполнении и бесперебойной работе могут обеспечить занятия лишь 20
процентов населения, а возможности заниматься под руководством специалистов
физической культуры всего — 12-15 процентов.

Поэтому наиболее реальным и доступным является
приобщение населения к систематическим самостоятельным занятиям физической
культурой и спортом посредством создания необходимых условий и предпосылок для
физкультурно-спортивных занятий, повышения личной физической культуры каждого
гражданина России.

4. С этой целью необходимо разработать и внедрить в
практику работы систему социально-экономического стимулирования рабочих и
служащих организаций, которые добиваются высоких производственных показателей,
систематически занимаются физической культурой и спортом, укрепляют свое
здоровье и снижают уровень заболеваемости; развивать национальные виды спорта,
добиться органичного соединения фестивалей фольклора и национальных видов
спорта на всех этапах их проведения.

6. Государственная программа развития массового
спорта

Государственная программа развития массового спорта
в России содержит основные принципиальные положения, являющиеся исходными в
разработке отдельных программ физического воспитания для различных регионов и
социально-демографических групп населения.

Программа предусматривает преемственность
физического воспитания для следующих социально-демографических групп населения:

детей дошкольного возраста;

учащихся общеобразовательных,
профессионально-технических школ и колледжей;

студентов высших учебных заведений;

юношей призывного и допризывного возраста;

трудящихся;

граждан пожилого возраста;

лиц с физическими и умственными недостатками
развития.

Государственная программа развития массового спорта
в Российская Федерация на 1996-2000 годы предусматривает:

совершенствование системы управления
физкультурно-спортивным движением;

развитие сети физкультурно-оздоровительных и
спортивных объектов;

обеспечение товарами физкультурно-спортивного
назначения;

подготовку и обеспечение отрасли профессиональными
кадрами;

совершенствование проведения физкультурно-спортивных
мероприятий;

организационное научно-методическое и медицинское
обеспечение;

пропаганду физической культуры и спорта среди
населения;

решение вопросов подготовки спортсменов высокой
квалификации и спортивного резерва.

Ожидаемые результаты

Важнейшим результатом реализации
Программы станут: удовлетворение потребности горожан в занятиях физической
культурой и спортом, внедрение новых методов физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы, укрепление и совершенствование материально-технической базы
физической культуры и спорта, обеспечение условий для эффективной работы
спортивных сооружений, создание условий для профилактики наркомании,
алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков и молодёжи.

Список литературы

1. Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. //»Российская
Газета» — Федеральный выпуск N4539 от 8 декабря 2007 г.

2. Федеральная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (утв.
постановлением Правительства РФ от 11 января 2006г. №7).

3. Послание президента РФ Федеральному собранию.
Опубликовано 05.11.2008г. Документ: http://www.regnum.ru/news/ 1079115.html

4. Жильцов Е. Н., Казаков В. Н.; Экономика
социальных отраслей сферы услуг: Учебное пособие / М.: Экономический факультет
МГУ; ТЕИС, 2007г.

5. Гостев Р.Г. Государственное регулирование
развития сети физкультурно-спортивных сооружений. — Спортивная отрасль России.
Ежегодник, выпуск второй: Москва, 2007 г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий