Вариант 5
План
Введение
1. Роль особенности нервной системы и темперамента в
формировании психологического состава личности спортсмена2.
Особенности психологической
напряженности во время соревнований и методы регуляции уровня возбуждения у
спортсменов3.
Методы
исследования в психологии спортаЗаключение
Список использованной литературы
Введение
Основные цели психологии спорта – изучение психологических закономерностей
формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств,
необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически
обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников),
1987). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:1.
Изучение влияния
спортивной деятельности на психику спортсменов:— а) психологический анализ
соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);— б) выявление характера влияния
соревнований на спортсменов;— в) определение требований,
предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;— г) определение (совместно с
представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и
других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного
выступления на соревнованиях;— д) психологический анализ условий
тренировочной деятельности и спортивного быта.2.
Разработка
психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок.
Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности
совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний,
умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных
действий спортсменов.Все это требует от психологов:
— а) психологического обоснования
существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;— б) определения путей для
максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет
развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов
тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);— в) разработки методов
психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов
психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и
психологического климата команды;— г) разработки научно обоснованных
методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.3.
Разработка
психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее
время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной
подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже
недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности.
Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают
значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий.
Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть
различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических
факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в
соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных
функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:— а) изучение закономерностей
функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения
устойчивости и надежности соревновательной деятельности;— б) исследование психических
состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;— в) развитие психопрофилактики,
формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов,
повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.4.
Изучение
социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта
изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает
характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение
этой задачи предполагает:— а) изучение истоков и механизмов
формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок,
традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания
благоприятного психологического климата в спортивных командах;— б) изучение психологических аспектов
и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку
критериев психологической совместимости спортсменов;— в) выявление
социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;— г) изучение влияния личности тренера
и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной
команды.1. Роль особенности нервной системы и
темперамента в формировании психологического состава личности спортсменаЛичность – понятие многогранное и глобальное. Чаще всего
личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных
качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более
или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя
его значимые для людей поступки.Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют
нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и
окружающих.Структуру личности составляют: способности, темперамент,
характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.Способности – индивидуальные устойчивые свойства человека,
определяющие его успехи в различных видах деятельности.Темперамент – качества, от которых зависят реакции человека
на других людей и социальные обстоятельства.Характер – качества, определяющие поступки человека в
отношении других людей.Волевые качества – специальные личностные свойства, влияющие
на стремление человека к достижению поставленных целей.Эмоции и мотивация – переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки – убеждения и отношения людей.
Психология личности, как известно, соотносится с учением о
способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их
формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у
человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека,
психологической теории мотивации и мотивах деятельности.Что же такое личность в спорте?
Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и
решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и
практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности
спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности
человека в целом.Личность – продукт социально-исторического развития и
собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных
качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других
видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность.
Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных
особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе
специфического технико-тактического стиля его деятельности.Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена,
можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.Личность характеризуется определенной системностью, единством
и устойчивостью своих качеств.К.К. Платонов (СНОСКА: См.: Платонов К.К. Личностный подход
как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.
– М, 1969.), анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее
особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:1.
социально-обусловленные
особенности (направленность, моральные качества);2.
биологически
обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие
потребности);3.
опыт (объем и
качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);4.
индивидуальные
особенности различных психических процессов.Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные
ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, – все это качества
личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную
направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств
личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой
себе) реализуется в поведении, образует характер.В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые
свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с
другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие
свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно
выделить:— направленность;
— особенности взаимодействия с
окружающим миром;— уровень активности и устойчивости при
выполнении различных видов деятельности;— эмоционально-волевую динамику;
— уровень интеграции различных свойств
личности.Характер человека приобретает свою социальную направленность
в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.Социальная направленность личности находит свое выражение в
отношении:1.
к другим людям
(доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);2.
к своим видам деятельности
(добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);3.
к своей Родине
(патриотизм, героизм, преданность идеалам);4.
к самому себе
(достоинство, гордость, скромность, самолюбие);5.
к природе, вещам,
различным явлениям (бережливость, аккуратность).Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной
целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и
воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт
характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с
помощью этих черт характера.В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на
достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка
на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка.
Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более
осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания
личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера
заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы
действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные
особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в
процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в
систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований
спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без
длительного размышления и колебаний.2. Особенности психологической напряженности во время
соревнований и методы регуляции уровня возбуждения у спортсменовПсихическая напряженность — это психическое состояние,
обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий.
Оно сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха,
однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией,
действовать в ней определенным образом.Спортсмены очень часто испытывают состояние психической
напряженности. От того, какого качества или степени будет эта напряженность, а
также какими мотивами она сопровождается, во многом зависит успех или поражение
спортсмена на соревнованиях. Успехи и неудачи спортсмена перекладываются на
повседневную жизнь и влекут за собой социальную адаптацию или дезадаптацию.
Именно поэтому состояние психической напряженности у спортсменов необходимо
рассматривать в контексте профилактики .Психическая напряженность и ситуативная тревога подвергаются
общепсихологическому и методологическому анализу, имеются различные точки
зрения и принципиальные подходы в понимании психических состояний и свойств
личности в спорте. В последнее время положение c этой проблемой несколько
изменилось. Решением вопроса психического напряжения в спорте занимаются многие
ученые. В экспериментальных исследованиях по теории методике лыжного спорта
проблеме оценки психической напряженности и управления психическим состоянием
спортсменов высокой квалификации уделяется недостаточно внимания. По всей
видимости, проблема психической напряженности будет актуальна и в ХХI веке.Актуальность рассматриваемой темы исследования определяется
совокупностью следующих противоречий, имеющих место в подготовке спортсменов к
соревнованиям. Из предложенных противоречий рассмотрим следующие: во-первых, в
современном спорте высших достижений большое значение имеет оптимальное
психическое напряжение (до и после соревнований); во-вторых, выявлены трудности
в оценке психической напряженности у лыжников в соревновательном периоде
подготовки; в-третьих, недостаточно изучена динамика психической напряженности,
в этом случае в психологической подготовке больше сформулировано вопросов, чем
решено педагогических задач. И наконец, многие вопросы психического напряжения
в лыжном спорте остаются неисследованными, это и явилось основанием для их
изучения.В проблеме исследования и обоснования темы представляется
целесообразным кратко рассмотреть определения тревоги, тревожности, которые
непосредственно участвуют в проявлении психической напряженности (стресса). В
психологическом энциклопедическом словаре (1990, 2000) тревога определяется как
«эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неблагополучного развития
событий«. Тревожности дается следующее определение: »Склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризирующаяся низким порогом
возникновения реакций тревоги». Из анализа понятий отмечаем, что тревога и
тревожность сопровождают проявления в развитии психической напряженности,
возникающие в ответ на результат эмоционального неблагополучия в соревнованиях,
и могут порождать устойчивую тревожность, распространяющуюся на другие виды
подготовленности лыжников. Вышеизложенное позволяет заключить, что психическое
напряжение в определенных ситуациях затрудняет деятельность спортсменов. Тем не
менее необходимо отметить, что на ее оптимальном уровне можно успешно решать
любые задачи, поставленные в соревнованиях.Методы регуляции возбуждения у спортсменов
При современном уровне результатов и всевозрастающей
конкуренции, когда техническая и физическая подготовленность ведущих
спортсменов достаточно высока и примерно одинакова, победу одерживает тот
спортсмен, который может четко и осмысленно управлять своим состоянием на этапе
непосредственной подготовки к соревнованиям и во время выступления на них.
Класс спортсмена во многом определяется тем, как он умеет провести последние
дни и часы перед ответственными соревнованиями. Этот этап подготовки во многом
определяет успех или поражение в предстоящих соревнованиях. Задачей этапа
является сохранение положительных факторов, приобретенных за многолетнюю
тренировочную и соревновательную деятельность, и создание оптимального
эмоционального тонуса на время соревнований. Для одних спортсменов соревнование
стимул для повышения активности ряда функций организма.Другие, несмотря на регулярное участие в соревнованиях самого
различного ранга, подвержены сильнейшему стрессу, способному вызвать
дезорганизацию различных систем организма.Успех выступления в соревнованиях во многом зависит от
оптимального функционирования организма непосредственно перед участием в
соревнованиях.Существующая методика подготовки к выступлению в
ответственных соревнованиях по пулевой стрельбе строится на основе управления
деятельностью спортсмена. Однако тренер, рекомендуя спортсмену те или иные
методы, не всегда знает, вызывают ли они желаемые сдвиги в организме
спортсмена. По мнению Н. А. Худадова, в зависимости от того, как происходит
управление н самоуправление психическим состоянием, во многом зависит спортивное
совершенствование и успех выступлений в соревнованиях, а умело организованное
воздействие на психическое состояние спортсмена является одним из путей
формирования его личности. Проблема изучения предстартового состояния на этапе
непосредственной подготовки к соревнованиям и методика его регуляции в
экстремальных условиях на сегодняшний день одна из актуальных.Влияние обстановки соревнования сказывается обычно на
состоянии спортсмена еще до старта. Предстартовое состояние сопровождается
учащением и углублением дыхания, повышением газообмена, учащением сокращений
сердца, повышением артериального давления и т. д. Эти и многие другие изменения
давно известны и описаны во многих литературных источниках.Физиологи в развитии предстартового состояния выделяют три
стадии:1.
Раннее
предстартовое, возникающее за несколько дней и даже недель до соревнований.2.
Собственно
предстартовое, проявляющееся в последние часы перед выступлением.3.
Стартовое
состояние, наступающее за несколько минут до начала выступления.Исходя из этого, целесообразно и средства регуляции разделить
на три раздела: средства регуляции раннего предстартового состояния; средства
регуляции собственно предстартового состояния; средства регуляции стартового
состояния.Для оптимизации предстартового состояния мы предлагаем
средства и методы, описанные в литературе и имеющие широкое применение в других
видах спорта, а также специфические, присущие только пулевой стрельбе. Средства
регуляции раннего предстартового состояния. В последние недели и дни перед
соревнованиями режим дня необходимо построить в соответствии со спецификой
выступления в предстоящих соревнованиях.Немаловажное значение имеет местоположение спортивной базы,
где осуществляется подготовка к соревнованиям.Хорошо, если она находится в парке, в лесу. Прогулки на
местности необходимы каждому спортсмену, общение с природой оказывает
благоприятное воздействие на нервную систему. Для удачного выступления
необходимо заранее знать календарь соревнований, спланировать время приема
пищи, вид отдыха между сериями и положениями.Смена режима в дни, предшествующие соревнованию, может
явиться дополнительным раздражителем. Уровень возбуждения не должен резко
подниматься в день соревнований. Необходим его постепенный подъем при индивидуальной
дозировке тренировочной нагрузки в предсоревновательные дни. Большую помощь в
оптимизации предстартового состояния могут оказать отвлекающие факторы — чтение
книг, игра в шахматы, беседы на отвлеченные темы и т. д., что помогает снизить
возбудимость в дни, предшествующие соревнованию.Как средство оптимизации предстартового состояния применяют
массаж. Его роль двояка: во-первых, он способствует скорейшему отдыху мышц
после нагрузки, и во-вторых, оказывает благоприятное влияние на нервную
систему.С каждым годом все большую популярность завоевывает
психорегулирующая тренировка (ПРТ). В основе метода лежит принцип тренировки
нервных процессов. Овладев методикой ПРТ, спортсмен сможет достаточно
эффективно управлять своим психическим состоянием. В предстартовом периоде
определенный эффект могут дать фармакологические средства. Но чтобы применять
их, необходима консультация с врачом.Средства регуляции собственно предстартового состояния.
Регуляция состояния с помощью физических упражнений и специальной разминки с
оружием эффективна при использовании специальных комплексов, цель которых либо
повысить эмоциональное возбуждение (А), либо снизить его (Б).Комплекс А:
1.
Легкий бег.2.
Гимнастические
упражнения.3.
Легкие прыжки
вверх на месте.4.
Резкие движения
руками и туловищем.Комплекс можно выполнять под ритмичную музыку.
Комплекс Б:
1.
Медленная ходьба
с плавными движениями руками.2.
Плавные наклоны
вперед и в стороны.3.
Очень плавные
вращения туловищем и головой.4.
Плавные движения
руками.Большую роль в регуляции собственно предстартового состояния
могут сыграть наставления тренера, он помогает спортсмену «войти» в необходимое
состояние. Как и при регуляции раннего предстартового состояния, можно
использовать массаж. В связи с тем, что каждое стрельбище имеет только ему
присущие особенности, необходимо провести хотя бы одну тренировку на месте
будущих соревнований. Если такой возможности нет, то следует проанализировать
направление и силу ветра, качество работы установок при скоростной стрельбе и
т. д. Для выведения спортсмена из состояния «стартовой лихорадки» рекомендуется
отвлечь его мысли от предстоящей соревновательной борьбы. В дни соревнований
хороший эффект может дать применение укороченного варианта ПРТ, внушения,
самовнушения, самоприказа.Регуляция стартового состояния. После выхода стрелка на
огневой рубеж его контакт с тренером нарушается, поэтому необходимо заранее
смоделировать возможные варианты состояния спортсмена и научить его управлять
ими. В основе регуляции стартового состояния спортсмена лежит анализ и
коррекция его действий. Постоянный анализ это уже регуляция.Методы исследования в психологии спорта
Многообразие методов научного
психологического исследования можно разделить на четыре группы:·
организационные·
эмпирические·
количественно –
качественного анализа научных фактов·
интерпретационные.1. Организационные методы – определяют стратегию исследования.
К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод используется для изучения
психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и
личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной
специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания,
спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего
прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние
занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных
качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для
совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом
применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на
формирование личности спортсменов.Комплексный метод заключается в многостороннем изучении
одного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества
частных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсмена
может быть использован комплекс методик, направленных на изучение
познавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристик
спортсмена.2. Эмпирические методы: объективное наблюдение,
самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.Объективное наблюдение – используется для изучения
психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в
естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.).
Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной,
стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона,
видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по
заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки
зарегистрированных фактов.Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и
выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные
стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений,
действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что
чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях
самосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в плане
развития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя как
личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто
непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.3. Экспериментальный метод – лабораторный
и естественный эксперимент.Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях
– лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного
типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и
вычислительными средствами).Естественный эксперимент – констатирующий, формирующий или
преобразующий – психолого-педагогический.В лабораторном и естественном эксперименте иногда
используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные
условия, в которых протекает деятельность спортсменов.4. Психодиагностические методы.
Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития,
специальных способностей к конкретным видам спорта, психических,
(предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний
спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию,
состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в
сборные команды. Широко используются различные инструментальные и бланковые
методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных,
эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.5. Методы количественно – качественного
анализаИспользуются для обработки фактического материала
исследований.Количественные методы – математико-статистические
методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды
анализа).Количественные методы заключаются в анализе
материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических
явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п.
Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на
овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной
системой фактический материал требует следующей дифференцировки:·
во-первых,
разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;·
во-вторых,
выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в
зависимости от указанной выше мотивации.Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные
варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиций
системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического,
информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.Заключение
Психология спорта изучает закономерности психической
деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.Психология спорта принадлежит к числу очень молодых
прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые
появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр
современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели
описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии
спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в
Лозанне, она получила свое «крещение».Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили
стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их
изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако
глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй
мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем
мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на
олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.В настоящее время научная разработка психологии спорта
ведется в большинстве стран мира.В истории отечественной психологии временем рождения
психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет
первых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненные
проф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы на
процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам
физической культуры») и Т.Р. Никитиным («Значение внушения и подражания в деле
физического воспитания»).Список использованной литературы
1.
Байкова И.А.,
Головач А., Тарасевич Е.В., Порахонько С.А., Чистов А.В. Психотерапия в спорте
20062.
Гогунов Е.Н.,
Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. –
288с.3.
Дубровский В.И. Реабилитация
в спорте 19914.
Козин А.П.
Психогигиена спортивной деятельности. Киев:
Здоров’я, 1985. 128 с.5.
Рубштейн Н. Что
нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта 20026.
Стоунс Э.
Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика,
1984. 472 с.