СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности
1.2 Инвестиционный климат в России
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные цели и задачи государственной инновационной
политики2.2 Сущность государственной инновационной политики в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
заключается в том, что инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и
наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь, благоприятно
сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового
национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.Следует отметить, что
современная российская деловая среда не является благоприятной для привлечения
инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между
регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах
и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть
перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать
инвестиционный потенциал.Именно инвестиционной
деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных
политических, экономических и социальных преобразований, направленных на
создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции
сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности
и улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.В экономике рыночного
типа, к которой в настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами
принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты
финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования
средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями
необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и
максимизация прибыли. К тому же технологические изменения в состоянии базовых
отраслей требуют больших капиталовложений.В инвестиционной сфере
России существует свой переходный период, характеризующийся определенными
особенностями, к числу которых относятся: снижение доли и объема
государственных инвестиций; формирование новой системы инвестиционных стимулов,
в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль
критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;
в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров
при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;
возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования.Инновационная политика
позволяет государству идти в ногу со временем. Она следит за появлением
модернизированного оборудования и новых товаров и старается ввести что-то новое
на рынок. Благодаря инновационной политике появляется возможность
совершенствовать производственный сектор, улучшать качество и
конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. НТП –
экономический инновационный процесс, благодаря нему государство улучшает
экономику страны. Американский экономист Джеймс Брайт заметил, что этот
инновационный процесс соединяет воедино управление, предпринимательскую
деятельность, экономику, технические условия.Инновационная политика
позволяет управлять новшествами, она может возникать не только в государстве,
но и в компаниях. Индивидуализация инновационной политики позволяет занять ей
роль и место в государственном регулировании. Все это связано с
материально-денежными отношениями.В основном инновациями
предпочитают заниматься частные компании, из-за возможности получения большой
прибыли. Однако, здесь от четкой регламентации способов ее осуществления,
результат инноваций сложно предсказуем. Все основывается на опыте, интуиции.
Большинство проектов умирает, так и не принеся прибыли. Однако предприниматели
особенно эффективно предпочитают заниматься этим. Государство проводит
наблюдательную политику в сфере инноваций.Целью данной курсовой
работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной
политики в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационной
политики в России.Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:—
рассмотреть
сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности
государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление
рациональных областей их использования;—
рассмотреть
состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу, инвестиционный процесс;—
определить
факторы, влияющие на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в
России;—
изучить основные
направления инновационной политики государства;—
проанализировать инновационную
политику в России.Курсовая работа состоит
из двух глав. В первой главе рассмотрены сущность, цели и задачи инвестиционной
политики государства, а также особенности инвестиционной политики РФ. Во
второй главе определены основные цели и задачи инновационной политики в целом и
в РФ, в частности; рассмотрены механизмы реализации инновационной политики.При написании курсовой
работы были использованы материалы отечественных и зарубежных авторов, таких
как Березова Е.А., Ионов М.А., Кушлин В.И., Орешин В.П., Твисс Б., Фабоцци Ф.,
Шахмалов С.Н. и др.ГЛАВА 1.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА1.1 Теоретические
аспекты инвестиционной деятельностиИнвестиционный процесс
представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного
процесса по наращиванию капитала нации. Это – явление сложное и многообразное,
поэтому целесообразно рассмотреть сущность самого понятия «инвестиции» и их
классификацию.Среди ученых-экономистов
нет единого мнения относительно самого понятия “инвестиции”. Если говорить
обобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, в
экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства
экономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, то
инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению
будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и
вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.Под инвестициями
понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые
в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения
прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных
инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия
различных отраслей экономики.В состав инвестиций
входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и
другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения,
оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и
других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических,
коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие
права и ценности.Совокупность практических
действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций
характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной
деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды,
оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.Инвестиционная сфера –
это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли
инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:—
сфера капитального
строительства;—
инновационная
сфера;—
сфера обращения
финансового капитала;—
сфера реализации
имущественных прав субъектов.Субъектами инвестиционной
деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи
объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные
компании, граждане государства и зарубежных стран.В зависимости от субъекта
инвестиционной деятельности выделяются:—
государственные
инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства
государственных предприятий);—
инвестиции
граждан;—
инвестиции
негосударственных предприятий;—
иностранные
инвестиции;—
совместные
инвестиции.В зависимости от
оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и
интеллектуальные.Реальные инвестиции
включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания,
оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы
(патенты, лицензии, «ноу-хау» и др.).Под финансовыми инвестициями
понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые
банковские вклады, депозиты и т.д.Интеллектуальные
инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты
интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и
патентного права.По характеру участия в
инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.Под прямыми инвестициями
понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и
вложении средств без посредников.Непрямые инвестиции – это
инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных
сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в
объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и
распределяет часть прибыли среди клиентов.Портфельные инвестиции –
это вложения капитала в различные ценные бумагиИнвестиции в
воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.
Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых,
техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных
фондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кроме
основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые
активы и отдельные виды нематериальных активов.Капитальные вложения
различаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению,
характеру воспроизводства, технологической структуре и по источникам
финансирования.Отраслевая структура
характеризуется распределением капитальных вложений между отраслями народного
хозяйства страны. Территориальная структура характеризует соотношение
капитальных вложений по регионам страны.Технологическая структура
– это соотношение доли капитальных вложений, направляемых на
строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательские
работы, прочие работы и затраты.Воспроизводственная
структура основных производственных фондов характеризует распределение
капитальных вложений между различными видами воспроизводства: новое
строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение
действующих предприятий.При директивном
планировании объемы и структура капитальных вложений формировались
централизованно. В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры инвестиций
– рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики и
социальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируются
государством.Источниками капитальных
вложений, а, следовательно, инвестиционной активности, являются ВВП (та часть,
которая используется на накопление), отечественные и зарубежные займы.
Указанные источники являются первичными. Посредством финансово-кредитной
системы страны ресурсы распределяются, перераспределяются и выступают в виде:
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов; заемных,
привлеченных средств инвесторов; бюджетных ассигнований; поступлений от
благотворительных мероприятий и денежных средств населения.Инвестиционную деятельность
можно определить как совокупность практических действий по реализации
всевозможных видов инвестиций.Инвестиционная политика
зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня
инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают
краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг
от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который
рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического
поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.В России, несмотря на
периодическое оживление инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых
годов ХХ века, продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования
отечественной экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и
продолжают оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали
достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни
бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому
при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении
промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения
технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика
испытывает значительные потребности в инвестициях.Для решения проблемы
привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная
инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных
подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования
инвестиций в сферах и отраслях экономики.Главной задачей
государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной
среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования
инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.Инвестиционная политика
должна быть ориентирована на:—
определение
целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:
отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам
собственности;—
выбор
приоритетов;—
повышение
эффективности инвестиций.Данное определение
обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более
широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс
взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и
структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли,
повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной
деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря,
инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на
изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их
использования.Цель инвестиционной
политики государства заключается в:—
обеспечении
структурной перестройки экономики;—
стимулировании
предпринимательства и частных инвестиций;—
создании
дополнительных рабочих мест;—
привлечении
инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные
инвестиции;—
стимулировании
создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений
населения на инвестиционные цели;—
создании правовых
условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;—
развитии лизинга
в инвестиционной деятельности;—
поддержке малого
и среднего предпринимательства;—
совершенствовании
системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;—
создании условий
для становления и развития венчурного инвестирования.Следует отметить, что
государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика не
однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь
направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное
регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых,
государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты,
не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.Государство регулирует
инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное
планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии,
льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для
государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание
рыночной свободы и государственного регулирования.Содержание государственного
регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед
государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми
располагает государство при проведении инвестиционной политики.Государственное
регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность
государственных подходов и решений, закрепленных законодательством,
организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою
деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными
инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых
льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных
кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в
обращение ценных бумаг, амортизационной политике.До недавнего времени
политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра,
принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении
инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и
регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный
уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению
методы стимулирования.К основным принципам
инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:—
снижение реальных
процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в
реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и
дальнейшего снижения инфляции;—
проведение
налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей
субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки
существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной
политики;осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их
инвестиционной привлекательности;—
формирование
организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью
стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних
инвесторов;—
повышение
эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их
конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования
приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по
частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым
использованием бюджетных средств.В условиях глобализации
экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом
инвестиционной политики государства является создание условий для
совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного
управления в отечественных компаниях к международным стандартам.Не меньшее значение на
современном этапе развития российской экономики приобрела региональная
инвестиционная политика.Инвестиционная политика и
страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный
процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного
процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности
многообразных участников осуществляются практические действия по реализации
всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и
краткосрочных; государственных, частных и иностранных.В инвестиционной
деятельности государство выступает в нескольких лицах:—
организатора
инвестиционно-финансового рынка;—
участника
инвестиционно-финансового рынка;—
менеджера
инвестиционных процессов.1.2
Инвестиционный климат в РоссииВ настоящее время
возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития
инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их
структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих
практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных
расчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс
изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в
будущем.Прогнозирование инвестиций
предполагает: осуществление количественного и качественного анализа тенденций
инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; альтернативное
предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных
объектов вложения капитала; оценку возможностей и последствий вложения средств
в ту или иную сферу экономики.Разрабатываются
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной
деятельности.Краткосрочный прогноз
служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в
краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния
кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний
на рынке инвестиций.Среднесрочный прогноз
предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и
обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты
реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.Долгосрочный прогноз
связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и
вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.С точки зрения
достоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне
страны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень),
отдельных предприятий (микроуровень). Процесс прогнозирования инвестиций можно
условно подразделить на три этапа: прогнозирование возможных инвестиционных
потоков; прогнозирование потребности в инвестициях; оценка экономической
эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.Анализируя международный
опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют
для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и
направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся
базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным
планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое
положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск;
защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов,
обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая
стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность);
инфраструктура и услуги.Помимо основных критериев
определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и
удельный вес каждого параметра в процентах (табл.1).Таблица 1.
Классификация инвестиционных рисков по параметрам[1]
№ | Параметр | Факторы, учитываемые параметром | Уд. вес, % |
1 | Политическая стабильность | Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность |
12 |
2 | Отношение к иностранным инвестициям и прибыли | Размеры расходов на социальные нужды | 6 |
3 | Национализация | Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям |
6 |
4 | Возможность девальвации | Влияние, а также действенность методов регулирования | 6 |
5 | Платежный баланс | Баланс общий | 6 |
6 | Бюрократические вопросы | Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций |
4 |
7 | Темпы экономического роста | Годовые фактические темпы роста валового национального продукта |
10 |
8 | Конвертируемость валюты | Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия |
10 |
9 | Возможность реализации договора | Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях |
6 |
10 | Расходы на зарплату и производительность труда | Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу |
8 |
11 | Возможность использования экспертов и услуг | Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ |
2 |
12 | Организация связи и транспорта | Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры |
4 |
13 | Местное управление и партнеры | Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления |
4 |
14 | Краткосрочные кредиты | Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования |
8 |
15 | Долгосрочный кредит и собственный капитал | Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте |
8 |
итого | 100 |
В России при планировании
инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный
климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет
активно дискутируется сущность данного понятия.
Но по смыслу все авторы
трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством
которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой
предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
Следует уточнить и
детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, по
нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности
социальных, правовых, экономических, организационных, политических,
исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг
и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий,
предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных
источников финансирования для реализации интересов и целей регионального
уровня.
Чтобы обеспечить
поступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе
необходим значительный инвестиционный потенциал.
Для возникновения
инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы
следующие условия:
—
существование
сбережений и способность населения делать текущие сбережения;
—
возможность
обслуживания долга;
—
иностранные займы
и инвестиции.
Масштабы и эффективность
реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности
инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих
основных факторов:
—
Геополитическое
положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение
региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том
числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских
портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его
привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной
стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных
издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести
особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации
товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой
капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что
делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов,
одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.
—
Производственный
и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более
привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие
развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой
квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами
на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и
товаров народного потребления.
—
Уровень развития
рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи,
оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые
компании, инвестиционные фонды и др. Наличие этих институтов способствует
формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых
ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих
субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов
банков.
—
Налоговая
политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают
широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования
условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения
инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных
инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания
на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего
благоприятствования.
—
Внешнеэкономические
риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений,
нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых
социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности
населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему
влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные
экономические факторы.
Существуют различные
методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить
состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и
целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику
страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую
характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.
Можно выделить три
наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый из подходов –
макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей,
таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства
промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции
накопления и потребления; состояние законодательного регулирования
инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том
числе фондового и денежного.
Второй подход –
факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на
инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика
экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной
среды в регионе; политические, социальные и социокультурные,
организационно-правовые, финансовые и другие факторы.
Третий подход – рисковый.
Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата
рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные
риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической
характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том
числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский
спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень
развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов
рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.
Инвестиционные риски
оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков
учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный,
экологический, криминальный и законодательный.
На основе большой группы
показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому
составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном
итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития
региональной общественной системы в целом.
Макроэкономический подход
привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его
можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных
системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской
деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств
через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационный
тип развития и экономической устойчивости.
Рисковый метод анализа и
оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для
стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность
территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому
объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе
ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов
инвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.
Преимущества факторного
метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также
иерархичности национальной экономической системы; использование статистических
данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход
к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной
привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование
всех возможных источников инвестиций.
Категория «инвестиционный
климат» достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнюю
инвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционный
процесс, в то время, как традиционные методы привлечения инвестиций основаны на
учете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развития
предприятия, региона, страны в целом.
Все формы государственного
воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой,
административный и экономический. То есть всю совокупность методов
регулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования в
рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной
деятельности со стороны государства; административно-правовые методы
воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В
зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность
методы можно разделить на пассивный и активный.
Пассивный метод связан с
ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов
инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же
метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением
государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере,
направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
При обосновании рационального
плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки
капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель
межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих
инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
Государство реализует
функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через
активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной
деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно
представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности
частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых
для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев
оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная
стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование
инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых
льгот.
Некоторая часть
инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся
во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных
инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их
эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.
Государственные
инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной
программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике,
как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития.
Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных
проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных
кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая
инвестиционной деятельности.
Инструменты воздействия
на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы:
макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе
относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций:
влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
Наиболее эффективными
среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры,
непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении
предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из
амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты
воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового
регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная
амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения
части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений
производственного и непроизводственного назначения.
Специальным инструментом
поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему
финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является
то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность
инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать
существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут
превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
Институциональные
инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов
координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с
государственными инвестиционными программами. Существует множество форм
институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или
переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание
финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и
реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная
информация и консультации между правительством и деловыми кругами.
Иностранные инвестиции
регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить
специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций
используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные
освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например,
создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное
закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.
ГЛАВА 2.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1
Основные цели и задачи государственной инновационной политики
Инновация (нововведение)
использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной
(научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса
деятельности или его результатов. Инновации могут относится к сферам
производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки,
культуры образования, другим сферам деятельности общества.
По уровню новизны
различают:
—
базисные
инновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов,
принципиально новой техники и технологии;
—
улучшающие
инновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколений
техники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей
материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;
—
псевдоинновации,
деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающая
эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.
Инновационная
деятельность процесс использования результатов научно-технической деятельности
(открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов,
проектов и т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента и
улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг), совершенствования
технологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процесс
освоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности
(информационные и иные услуги) и управления ею, а также научную и.
инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу.
Научно-технический
прогресс важный фактор роста экономики. Он часто сравнивается с инновациями.
Позволяет ввести нововведения в экономику. Инновационными явлениями можно
управлять. В зависимости от того, где они происходят, можно производить
управление отделами в корпорациях, а так же в государстве. Инновационная
политика приносит разные новшества, однако, она должна развивать
научно-технический потенциал государства. Инновационный процесс тесно
взаимосвязан с материальными и денежными отношениями. Это четко прослеживается
в условиях рыночной экономики. Инновациями в основном занимаются частные
компании. Они представляют собой путь разрешения задач компании в сфере
коммерции или производства. Частные компании добиваются получения высокой
прибыльности у других компаний. В данном случае инновации нужны только для
повышения прибыльности компаний. Инновации уже не так важны, как средство
науки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства.
Прежде чем ввести и
разработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так же
наличие свободных денежных средств. Вложения компаний связаны с возможностью их
лишения. Успех нового произведенного продукта неоднозначен, исход моет быть
разным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятность
мала и компании нередко боятся рискнуть. По статистике около одной идеи из 12
ждет успех и спрос потребителей.
По словам Твисса
американского ученого, 10% всех проектов может постичь успех, а неудача у
остальных 90%. Вложив капитал в инвестиционный процесс можно не просто не
получить отдачи от него, но и лишиться его навсегда. В этом деле гарантировать
ничего нельзя. Однако, если вложение пройдет успешно, капитал можно удвоить, а
то и утроить.
Прибыль от инноваций
может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно
большой, а в случае неудачи прибыль может быть утеряна полностью.
Инновационная политика в
государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта
политика является необходимой для объединения производства и науки.
Государство влияет на
инновационную политику в целом. Оно проводит меры по развития науки в качестве
ее финансирования, подготовки необходимых кадров для ее работы. Государство
является разработчиком множества программ для привлечения инновационной
активности в бизнес.
Государство помогает
развитию науки за счет совершения заказов на нововведения, которые в будущем
будут не заменимы и полезны в экономической сфере страны. Государство
поддерживает начальный спрос на новшества, которые в последствии начинают
пользоваться большим спросом.
Государство является
посредником между академической и прикладной наукой, стимулирует промышленные
инновации. Государство может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Та
или иная мера может быть использована государством в различных экономических
ситуациях. При спаде экономики важно применение кейнсианского подхода. В данном
случае государство контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжение
государства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия.
Инициативное
вмешательство в экономику государством осуществляется в Японии, Франции, чуть
меньшее вмешательство замечено в экономике Англии, США, остальные государства
предпочитают не столь активное вмешательство в экономику.
Государственное
регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного
аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе
согласования интересов правительства и бизнеса.
Основными механизмами, обеспечивающими
реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких
отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, механизмы, обусловленные
законодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования,
механизмы в сфере образования, экспорта и таможенного регулирования.
Механизмы
финансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основные
элементы:
—
создание
благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих
в рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целях
финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением
инновационной продукции;
—
применение
возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок,
имеющих высокую экономическую эффективность;
—
развитие
венчурного инвестирования;
—
разрешение
государственным предприятиям научным организациям, прошедшим государственную аккредитацию,
использовать полученные при продаже научно-технической продукции на основе
лицензионных соглашений средства (за вычетом прямых расходов и авторских
вознаграждений) на научно-технические цели (выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, закупка спецоборудования и т.д.) в качестве
целевого финансирования;
—
создание
механизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательским
организациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, оборонной
промышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственного
недофинансирования;
—
финансирование
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных
проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;
—
поддержка и стимулирование
инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство,
а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими
инноваций);
—
развитие лизинга
наукоемкого уникального оборудования и приборов;
—
введение
нелинейной амортизации для иностранных инвесторов (когда в первые годы после
приобретения основных средств списывается большая часть их стоимости), производящих
инновационную продукцию по международным коммерческим контрактам;
—
оказание
финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в
охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в странах СНГ и
за рубежом;
—
совершенствование
конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного
веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых
инновационных проектов;
—
оказание
содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных
программ и проектов за счет бюджетных средств.
Важным шагом в
обеспечении условий для перехода к инновационному варианту развития совместной деятельности
государств Содружества в научно-технологической сфере может стать создание Межгосударственного
фонда поддержки инновационной деятельности в научно-технологической сфере под
эгидой Экономического совета СНГ (далее Фонд), который мог бы выполнять
организационно-экономические функции, представлять на рассмотрение
Экономического совета СНГ крупные проекты, требующие государственной поддержки.
По рекомендации Фонда
должно осуществляться кредитование малых предприятий и венчурных фирм, участвующих
в реализации межгосударственных инновационных программ и проектов.
Отличительной
особенностью образования этого Фонда в качестве межправительственной
некоммерческой организации от ранее созданных в рамках Содружества структур
являются два следующих фактора. Во-первых, начальное формирование финансовых
средств, которое будет происходить за счет средств, предоставляемых
государствами-участниками Фонда на добровольной основе единовременно на возвратной
основе в форме долгосрочного целевого льготного кредита. Во-вторых,
расходование всех финансовых поступлений, которое будет осуществляться только на
реализацию межгосударственных программ и проектов под контролем Наблюдательного
совета Фонда.
В перспективе механизмы,
регулирующие инновационную деятельность, могут предусматривать налоговые
преференции.
В составе этих механизмов
должно быть также предусмотрено принятие законодательных и нормативно-правовых актов,
учитывающих особенности налогообложения и налоговые льготы для предприятий и организаций.
Необходимо также:
—
создание
благоприятных условий для инвестирования средств в целях осуществления инноваций
и развития инновационной деятельности (лизинг);
—
размещение государственного
заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
—
осуществление мер
по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитие
внешнеэкономической деятельности;
—
поддержка сбора и
распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической
и инновационной деятельности;
—
государственную
поддержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
осуществляющих инновационную деятельность.
В связи с развитием и расширением
рынка научно-технической продукции первоочередное значение приобретают механизмы
вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Для этого необходимо
на законодательном уровне в целях стимулирования создания, охраны и использования
интеллектуальной собственности при осуществлении инновационной деятельности
закрепить соответствующие положения, направленные на регулирование:
—
авторов и
работодателей;
—
налогообложения
физических и юридических лиц;
—
деятельности национальных
(государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
—
отношений в
области морального стимулирования.
Необходимы оценка
интеллектуальной собственности предприятий и ее инвентаризация с постановкой на
баланс в виде нематериальных активов, уточнение финансово-экономических механизмов
обращения и бухгалтерского учета, создание механизма управления
интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства. Формирование
рынка интеллектуальной собственности и вовлечение в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности требуют законодательного обеспечения. Следует разработать
механизмы использования интеллектуальной собственности в качестве вклада в совместно
создаваемые предприятия по производству новой продукции.
Институциональные
преобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных
производств в отраслях промышленности за счет:
—
объединения
узкоспециализированных научных и проектных организаций, ведущих научные
исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую
научно-промышленную структуру;
—
образования
центров науки и высоких технологий на основе крупных научных организаций,
занимающих лидирующее положение в соответствующих областях науки и техники;
—
реструктуризации
части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые
фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой
инфраструктурой;
—
формирования
совместно с вузами инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных
комплексов, технологических и научных парков, ориентированных на производство и
реализацию наукоемкой продукции с привлечением национальных и иностранных инвестиций
и использованием как национальной, так и зарубежной торговой сети;
—
создания
инфраструктуры малого бизнеса для обслуживания программ по реализации высоких технологий,
а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологических
центров передачи технологий для обеспечения связи малых предприятий с крупным производством;
—
развития
информационной сети для инновационной и инвестиционной деятельности, на базе
которой развить систему экспертизы технологий и ноу-хау на предмет патентной
чистоты и конкурентоспособности;
—
внешнеэкономической
поддержки, предусматривающей создание условий для формирования совместных с
иностранными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукции
и реализации ее на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения рекламы за рубежом,
совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности, вхождения в международные
информационные системы для обмена информацией по высоким технологиям;
—
учреждения
региональных венчурных инновационных фондов;
—
развития информационной
инфраструктуры, поддержания сети научно-технических библиотек,
—
оказания содействия
инновационным организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.
Механизмы в сфере
образования должны предусматривать:
—
широкое
использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование
научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки
специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной
деятельности;
—
на базе высших учебных
заведений подготовку и переподготовку кадров в области инновационной
деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию
результатов научных исследований, также развитие системы подготовки менеджеров
для инновационной деятельности в научно-технологической сфере и учреждений дополнительного
профессионального образования;
—
совершенствование
системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной
сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей
дополнительных внебюджетных финансовых средств;
—
участие
научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий,
в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении
конкурентоспособности производства.
Механизмы в сфере экспорта
призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих
отраслей промышленности машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких
изделий, услуг, в том числе за счет:
—
регулирования
вопросов кредитования с участием государства ориентированных на экспорт
проектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок
для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов,
комплектующих и запасных частей;
—
координации вопросов
тарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителей
стран СНГ, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранных
производителей.
Таможенные механизмы должны
обеспечивать функционирование гибкой системы таможенного регулирования, направленной
на защиту национального производителя готовой высокотехнологичной продукции стран
СНГ, включая:
—
обеспечение мер по
ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на
складах временного хранения и таможенных складах;
—
расширение
практики применения особого режима свободного таможенного склада для производств,
осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в целях привлечения
в эти производства иностранных инвестиций.
2.2
Сущность государственной инновационной политики в России
В настоящее время
инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с
тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись
государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации
заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы,
уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в
то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая
ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в
реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и
внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с
нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и
постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для
инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко
упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не
прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств
является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого
внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура
(страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя
обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие
проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей
которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за
счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также
расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика
государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является
важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет
цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных
проектов.
Главной проблемой в
настоящее время в российской экономике является то, что значительный физический
и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию
с западными производителями даже на внутреннем рынке.
Отсюда и появляется
необходимость в разработке и реализации инновационной политики государства,
главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в
кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве
интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Грамотно проводимая
инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью
которого государство в состоянии преодолеть спад в экономике, обеспечить ее
структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной
продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается
инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая
представляет собой комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный
по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий
эффективное решение задач по освоению и распространению новых видов продукции и
технологий.
Цели и направления
инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной
особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом
и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Все отрасли
народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня
конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы.
Первая группа отраслей
обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом
рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая
промышленность.
Отрасли второй группы
производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это
оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы
включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и
др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы
главным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика в
отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему
ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной
инновационной политики можно отнести:
—
разработку и
совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности,
механизмов ее стимулирования;
—
создание системы
поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения
конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
—
развитие
инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного
обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему
сертификации и продвижения разработок и т.д.;
—
развитие малого
инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для
функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на
начальном этапе деятельности;
—
совершенствование
конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в
отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных
проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит
поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в
них частных инвестиций;
—
реализацию
приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли
экономики страны и ее регионов;
—
использование
технологий двойного назначения, которые применяются как для производства
военной техники, так и для продукции гражданского назначения.
Государственная
инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное
освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических
достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение
имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без
исключения отраслях.
Для реализации
инновационной политики правительством разработаны конкретные методы, целью
которых является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.
Главными методами реализации инновационной политики являются:
—
формирование
законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в
законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых
актов;
—
государственная
поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое,
высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими
инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных
гарантий и кредитов;
—
совершенствование
налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной
деятельности;
—
создание условий
для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и
реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за
рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена
информацией по инновационным проектам;
—
обеспечение в
зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры,
закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии
государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства
новейшей продукции;
—
консолидация
усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на
организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
—
развитие лизинга
наукоемкого уникального оборудования;
—
участие
инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение
государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих
общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложность экономической и
финансовой ситуации в стране, серьезные деформации в российской экономике,
продолжающийся инвестиционный кризис подводят к необходимости переосмысления
направлений экономической реформы. Речь идет о росте экономики, основанном на
приоритете реальных инвестиций. Необходим как поиск новых инструментов
регулирования инвестиционной сферы, так и совершенствование управления
капиталовложениями.
Одна из наиболее
актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности
промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких
отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому
возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым
технологиям.
Теоретически существуют
два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные
технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой
путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере
невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более
перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда
финансовых и организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до
последнего времени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в
крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений
бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и
закономерностей самого инновационного процесса.
При этом инновационным
предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства.
То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми
приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом.
Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере,
наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной
поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Прежде всего, необходимо
поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры
(оборудование, стенды, установки и т.д.). Далее необходимо развитие
информационных систем, субсидирование затрат на пользование информационными
сетями и базами данных, импорт научной литературы. Приоритетами являются импорт
технологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшего
образования в соответствии с новыми потребностями. Кроме того, к концу периода
необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов
(технополисов).
Следующий этап
характеризуется внедрением инноваций в производство, чрезвычайно высокой долей
затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научных
специальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором,
созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных
лабораторий отделений российских компаний, государственным страхованием
широкомасштабных частных научных проектов.
Наконец, необходима
поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий). Следует перейти от
финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к
ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет
перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая
наиболее перспективные проекты.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аньшин В.М.
Инвестиционный анализ. – М.: Дело, 2006
2.
Балабанов И.
Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007
3.
Баркер А. Алхимия
инноваций. – М.: Дело, 2006
4.
Донцова Л.
Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки,
налоговое стимулирование.//Менеджмент в России и за рубежом, 2008. №3
5.
Зайцева О.А.,
Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.: Центр, 2006
6.
Игонина Л.Л.
Инвестиции. М.: Юристъ, 2006
7.
Кушлин В.И.,
Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика,
2006
8.
Орешин В.П.
Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Инфра-М, 2007
9.
Твисс Б.
Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 2006
10.
Шахмалов С.Н.
Государство и экономика. – М.: Экономика, 2006
11.
Фабоцци Ф.
Управление инвестициями. М.: Инфра-М, 2006
12.
Фатхутдинов Р.
Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006
13.
Харин А.
Управление инновациями. – М.: Экономика, 2006
14.
Чернов В.А.
Инвестиционная стратегия. – М.: Юнити Дана, 2006
15.
Яковец Ю.
Финансирование инновационных проектов и его законодательное
обеспечение.//Инновации, 2008. №2-3
16.
Янковский К.,
Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.:
Питер, 2007
[1] Игонина Л.Л. Инвестиции. – с.78.