Роль схемы в процессе реализации государственного стандарта (философия)

Дата: 13.02.2016

		

Кафедра
философии и социологии СЛИ Старший преподаватель философии Захарова Л.И.

УДК — 006

Сыктывкар 2001г.

Роль схемы в процессе
реализации государственного стандарта.

Государственный общеобразовательный стандарт
способствует формированию системных знаний, так как нередко знания бывают сис­тематичными, но не
системными, т.е. разрозненными, изолированными, несистематизированными. Наличие
системных знаний предполагает и сформированность умственной самостоятельности
студентов, так как осмыслить — это значит сделать познаваемый объект предметом мысли и реально осознать
его сущность, внутренние и внешние связи. Услови­ем успешного овладения системой
знаний является соблюдение прин­ципа системного подхода, характеризующего
следующими чертами:

• Познание анализируемого предмета как
целостности через анализ свойств элементов, его составляющих, и наоборот, анализ
свойств элементов, исходя из характеристики системы;

• Фиксация предмета
анализа в действии, в непрерывном изменении;

• Рассмотрение каждого компонента предмета анализа,
каждой его подсистемы, как системы, а самого анализируемого предмета как подсистемы
системного образования более высокого уровня иерар­хичности. В
преподавании системный подход решает следующие строго взаимосвязанные задачи:

—   осознание преподавателем своей системы деятельности по реали­зации 
стандарта, ведущей к систематизации знаний;

—  
выделение и отбор критериев для анализа измерения сформированности 
умственной самостоятельности студентов. На мой взгляд, наиболее эффективным приемом,
позволяющим решить вышеуказанные задачи, является использование схемы, которая играет роль
операционной основы, выступает и как прием преподава­ния, и как прием
учебного познания. Такой подход к характеристике схемы дает возможность использовать
ее и на уровне первоначального усвоения знаний, и на уровне овладения тематическими
знаниями и на завершающем уровне создания системы знаний, т.е. на различных уровнях
формирования системных знаний.

Поясним смысл сказанного, исходя из
практического опыта. Раз­работка системы деятельности преподавателя по
реализации государст­венного стандарта, представляющего сплав знаний и
умений, осуще­ствляется по формуле: цель — средства — показатели умственной само­стоятельности на
основе соблюдения принципа системного подхода.

Возникновение первоначального
образовательного уровня про­ходит в процессе лекционной работы преподавателя со
студентами. На этом этапе рассматриваются основные философские идеи, учения, да­ется количественная и
качественная характеристика сторон, свойств, особенностей философских понятий.
Механизм обобщения осуществ­ляет схема, которая позволяет найти такие понятия в
стандарте, кото­рые связаны наибольшим числом связей с другими понятиями. Напри­мер,
таким понятием при изучении являются: бытие, движение, про­странство, время.
Итак, схема помогает студенту в усвоении первона­чальных знаний по предмету,
формируя понимание понятий, как опре­деленное целостное образование, как
систему.

Но стандарт предусматривает не только
понимание отдельных по­нятий, но и требует от студентов умения находить,
сравнивать, обоб­щать в явлениях и процессах существенные признаки, обосновывать причинно-следственные
связи. Например, стандарт требует установле­ния и выявления более глубоких связей по
следующим темам: «Созна­ние и познание»; «Человек и природа» и т.д., поэтому и в
формирова­нии
тематического общеобразовательного уровня ведущая роль при­надлежит схеме,
которая делает развитие умственной самостоятельно­сти студентов
осознанным, планируемым процессом. Выполнение за­даний при подготовке к семинару типа:
1) составьте схему по следую­щему тексту с пояснением, 2) составьте схему с
пояснением по сле­дующим понятиям, обеспечивает более глубокое осознание студента­ми изучаемого
материала по темам, так как схема остается по-прежнему операционной основой,
помогающей установлению способа связей этих понятий на уровне
микроструктуры. Следовательно, схема в данном случае играет направляющую роль в
выявлении субордина­ционных отношений между понятиями микроструктуры по темам.

Велика роль схемы и в выявлении способа связей понятий, идей с внешней средой на
уровне макроструктуры. Это происходит при фор­мировании итогового
образовательного уровня, который является выс­шим уровнем мыслительной деятельности
студента. На этом уровне восстанавливаются системообразующие понятия, при
помощи которых формируются представления о материальном единстве мира, происхо­дит осознание их
иерархии. Приведенная в качестве образца схема по теме «Диалектика, ее
принципы и содержание» еще раз подтверждает, что она является важнейшим приемом
раскрытия системного подхода в процессе реализации стандарта и формирования умственной
деятель­ности
студентов.

Положение стандарта: «Человек, общество, культура»
требует систематизации
и углубления знаний студентов, поэтому вновь обра­щаемся к схеме, которая
выполняет роль связующего звена между сис­темой знаний, изложенных в стандарте и
практическим овладением этой системой. Таким образом, схема, с одной стороны,
формирует ум­ственную самостоятельность студентов, так как приучает их осуществ­лять анализ свойств,
сторон предмета, объекта в непрерывном измене­нии, исходя из характеристики системы.
С другой стороны, схема четко определяет рамки, границы этой сформированности, помогая
препода­вателю
решить проблему выделения критериев для определения уровня сформированности
умственной самостоятельности обучаемых.

Мною установлено, что широкое применение
схемы, как приема учебного познания на занятиях во-первых, содействует
рациональному запоминанию и обобщению материала, во-вторых, способствует приве­дению
знаний студентов в определенную систему, что важно по фило­софии, в-третьих,
побуждает обучаемых к творческой самостоятельной работе, повышает активность студентов
при проведении практических занятий, увеличивает число студентов, получивших на
экзамене «4» и «5».

Таким образом, ценность схемы как приема
раскрытия изучаемого материала заключается в ее практической направленности:
переносить знания в новые условия, обосновывать переходы от одной составной части к другой.

Обобщая сказанное, можно сказать, что схемы, основанные
на со­блюдении
принципа системного подхода, являются залогом успешного создания не только
системы знаний студентов, определяемых государ­ственным общеобразовательным
стандартом, но и системы собствен­ной деятельности преподавателя, т.е. схема
выступает как прием твор­ческого самовыражения преподавателя. Именно об этом
писал В. Сухомлинский: «В выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие
мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя».

Подпись Дата

Роль схемы в процессе реализации государственного стандарта (философия)

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий