Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Сигнал"

Дата: 21.05.2016

		

Оглавление

Глава 1. Аналитическая
записка

Список используемых источников и литературы

Годовая отчетность для выполнения
курсовой работы

Аналитическая записка по
комплексному экономическому анализу финансово – хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Сигнал».

Задание 1. На основании данных «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2) и
таблицы № 1 проанализировать влияние на объём продаж экстенсивность и
интенсивность использования производственного потенциала (трудовых, материальных
ресурсов и основных средств). Результаты расчетов оформить в таблице 1.

Таблица 1

Расчет влияния на изменение объёма продаж экстенсивности и интенсивности
использования производственных ресурсов

Показатель

Единица

измерения

Прошлый

год

Отчетный

год

Изменения

Темпы

роста

1 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг. т.р. 144500 180625 36125 125
2 Численность производственного персонала чел. 1415 1538 123 109
3 Среднегодовая стоимость основных производственных средств. т.р. 137670 155780 18110 113
4 Материальные ресурсы (исходя из затрат) т.р. 53500 66430 12930 124
5 Среднегодовая выработка одного работающего (рассчитать
самостоятельно)
руб. 102,12 117,441 15,321 115
6 Фондоотдача основных производственных средств (рассчитать
самостоятельно)
руб. 1,0496 1,159 0,109 110
7 Материалоотдача, исходя из материальных затрат (рассчитать
самостоятельно)
руб. 2,7 2,719 0,018 101
8

Влияние на изменение объёма продаж за счет:

а)трудовых ресурсов:

— 
изменения
численности работающих (экстенсивный фактор);

— 
среднегодовой
выработки (интенсивный фактор);

т.р.

.т.р.

Х

Х

36125

12560

23565

б)использования основных производственных средств:

— 
изменения
среднегодовой стоимости производственных средств (экстенсивный фактор);

— 
фондоотдачи
основных производственных средств (интенсивный фактор);

т.р.

т.р.

Х

Х

36125

19007

17118

в)использования материальных ресурсов:

— 
изменение
стоимости израсходованных материалов (экстенсивный фактор);

материалоотдачи (интенсивный фактор)

т.р.

т.р.

Х

Х

36125

34861

1264

Аналитическая записка: На изменение объема выпуска и объема реализации
влияют различные факторы по использованию производственного потенциала
организации, в основном это трудовые факторы, использование основных средств,
оборотных средств, использование материальных затрат, а также любых других
затрат входящих в состав себестоимости. Среди этих факторов различают:
экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы — это численность стоимость
основных средств, стоимость материальных затрат и т.п., они отражают
использование размеров факторов. Интенсивные факторы – это производительность
труда, фондоотдача, материалоотдача, они отражают ресурсоотдачу.

Для анализа используются факторные модели и способы факторного анализа,
такие как способ цепных подстановок, способ абсолютных разниц.

Определим влияние на изменение объема продаж за счет:

— трудовых ресурсов;

Строим факторные модели для трех видов ресурсов.

Для трудовых ресурсов используем формулу среднегодовой выработки:

ОП/ЧПП

ОП=ЧПП*ПТ

Это двухфакторная мультипликативная модель выражает прямопропорциональную
зависимость результативного показателя объема продаж и факторов экстенсивного:
численности, интенсивного: среднегодовой выработки одного рабочего.

где, ОП – объем продаж;

ЧПП – численность производственного персонала;

ПТ – среднегодовая выработка одного работающего;

ОА — объект анализа.

Объект анализа – это изменение объема продаж.

ОА = 36125 т.р.

Влияние фактора определяем способом цепных подстановок.

Пересчеты:

ОП1=ЧПП0*ПТ0=1415*102,12=144500 т.р.

ОП2=ЧПП1*ПТ0=1538*102,12=157060 т.р.

ОП3=ЧПП1*ПТ1=1538*117,441=180625 т.р.

Определение влияния фактора:

ОП2-ОП1=157060-144500=12560 т.р.

ОП3-ОП2=180625-157060=23565 т.р.

Проверка:

12560+23565=36125 т.р.

Вывод: В отчетном году объем продаж увеличился на 36125 т.р. На это изменение
положительно повлияли оба фактора по использованию ресурсов. Численность
производственного персонала увеличилась в отчетном году на 123 человека, что
увеличило объем продаж на 12560 т.р. Среднегодовая выработка одного рабочего
увеличилась на 15,321 т.р., и это увеличивает объем продаж на 23565 т.р.

-использования основных производственных средств;

Фотд.=ОП/С

где, Фотд — фондоотдача;

С — среднегодовая стоимость основных средств;

ОП=С*Фотд

Влияние фактора определяем способом цепных подстановок.

Пересчеты:

ОП1=С0*Фотд0=144500 т.р.

ОП1=С1*Фотд0=163507 т.р.

ОП1=С1*Фотд1=180625 т.р.

Определение влияния фактора:

ОП2-ОП1=163507-144500=19007 т.р.

ОП3-ОП2=180625-163507=17118 т.р.

Проверка:

19007+17118=36125 т.р.

Вывод: В отчетном году объем продаж увеличился на 36125 т.р. На это изменение
положительно повлияли оба фактора по использованию основных производственных
средств. Средняя стоимость производственных средств в отчетном году увеличилась
на 18110 т.р., что увеличило объем продаж на 19007 т.р. Фондоотдача основных
производственных средств увеличилась на 0,109 т.р., что увеличило объем продаж
на 17118т.р.

-использование материальных ресурсов:

Мо=ОП/МЗ

ОП=МЗ*МО

Где, Мо — материалоотдача,

МЗ — материальные запасы

Влияние фактора определяем способом цепных подстановок.

Пересчеты:

ОП1=МЗ0*Мо0=144500 т.р.

ОП2=МЗ1*Мо0=66430*2,7=179361 т.р.

ОП3=МЗ1*Мо1=180625 т.р.

Определение влияния фактора:

ОП2-ОП1=179361-144500=34861 т.р.

ОП3-ОП2=180625-179361=1264

Проверка:

34861+1264=36125 т.р.

Вывод: В отчетном году объем продаж увеличился на 36125 т.р. На это изменение
положительно повлияли оба фактора по использованию материальных ресурсов. Стоимость
израсходованных материалов в отчетном году увеличилась на 12980 т.р., что
увеличило объем продаж на 34861 т.р. Материалоотдача увеличилась на 170,019
т.р., что увеличило объем продаж на 1264 т.р.

Задание 2. Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2)
рассчитать средний уровень рентабельности продаж (исходя из прибыли от продаж),
измерить влияние основных факторов на динамику рентабельности продукции. Результаты
оформить в таблице 2.

Таблица 2

Расчет и факторный анализ рентабельности продаж исходя из прибыли от
продаж

Показатель Обозначения

Едини-ца

измерения

Прошлый

год

Отчетный

год

Измене-ние
1 Выручка (нетто) от продаж товаров,
продукции, работ, услуг.
N т.р. 144500 180625 36125
2 Себестоимость проданных товаров, продукции,
работ, услуг.
3v т.р. 100300 126400 26100
3 Коммерческие расходы Кр т.р. 6100 7990 1890
4 Управленческие расходы. Ур т.р. 20300 22835 2535
5 Прибыль от продаж. Рn т.р. 17800 23400 5600
6 Рентабельность продаж. Rn % 12,31 12,96 0,65
7 Рентабельность продаж, исходя из объёма
продаж отчетного периода при сохранении прибыли прошлого года
% Х Х 9,85
8

Изменение рентабельности продаж за счет
изменения:

объёма продаж-

прибыли от продаж-

в том числе за счет:

себестоимости

коммерческих расходов

управленческих расходов

цен на продукцию.

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

— 2,46

3,11

14,45

1,05

1,40

25

Справочно:

Алгоритмы расчета влияния факторов на рентабельность продаж:

— 
объема продаж ΔRNn= Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал» х100%

— 
себестоимости ΔRCn= Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%

— 
коммерческих расходов Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%

— 
управленческих расходов
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%

— 
цен на продукцию Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%

Аналитическая записка:

Rпр = Р0/N1*100%,
где Р — прибыль;

N — выручка.

Rпр =
17800/180625*100%=9,85

В таблице отражен скрытый метод цепных подстановок, т.к. сделаны необходимые
пересчеты для определения влияния двух факторов (объема продаж и прибыль от
продаж) на изменение рентабельности продаж в строках 6, 7.

Объект анализа — отклонение рентабельности продукции

ОА Rпр= +0,65%

Пересчеты:

Rпр1=Р0/ N0=12,31%

Rпр2=Р0/ N1=9,85%

Rпр3=Р1/ N1=12,96%

Себестоимость: ΔRCn= Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100% =
(126400-100300) /180625*100%= 14,45

Коммерческие расходы: Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%=
(7990-6100) /180625*100%= 1,05

Управленческие расходы Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%=(22835-20300)/180625*100%=
1,40

Цен на продукцию Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал»  х100%= (180625-144500)/144500*100%=25

Вывод: В отчетном году по сравнению с прошлым годом выручка от продаж
товаров, продукции, работ, услуг увеличилась на 36125 т.р. , положительно сказывается
на деятельности организации.

По данным таблицы видно, что показатель рентабельности продаж увеличился
в отчетном году на 0,65, также увеличились коммерческие расходы на 1890 т.р. и
управленческие расходы на 2535 т.р.

Из данных таблицы видно, что происходит рост затрат (как производственных,
так и связанных с реализацией), увеличение себестоимости на 26100 т.р., что
отрицательно сказывается на деятельности организации.

При росте прибыли показатель рентабельности также увеличился. Это
свидетельствует о том, что повышается эффективность, как основной деятельности,
так и прочих хозяйственных операций, что положительно отражается на рентабельности
капитала.

Задание 3. На основании результатов анализа использования производственных
ресурсов (таблица 1) и рентабельности продаж (таблица 2) произвести комплексную
оценку экстенсивности и интенсивности производственного потенциала и доходности
продаж. Результаты оформить в таблице 3.

Таблица 3

Комплексная оценка использования производственных ресурсов с учетом
доходности продаж

Показатель Обозначение

Едини-ца

измерения

Прошлый

год

Отчетный

год

Темпы роста

экстенсивности коэффиц.

Темпы роста

Интенсивно-сти

1 Среднесписочная численность производственного
персонала.
Чп чел. 1415 1538 1,09 Х
2 Среднегодовая стоимость основных
производственных средств.
F т.р. 137670 155780 1,13 Х
3 Материальные затраты. Мз т.р. 53500 66430 1,24 Х
4 Прибыль от продаж. Рn т.р. 17800 23400 1,31 Х
5 Среднегодовая выработка 1 работающего. Вп руб. 102,12 117,441 Х 1,015
6 Фондоотдача. Fo руб. 1,0496 1,159 Х 1,10
7 Материалоотдача. Mo руб. 2,7 2,719 Х 1,01
8 Рентабельность продаж. Rn % 12,31 12,96 Х 1,05
9 Комплексная итоговая оценка. Ккр 1,189 1,077

Аналитическая записка: расчет комплексной итоговой оценки производят
методом среднегеометрической

Х= Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сигнал» ;

Х= t1 * t2 * t3 * tn = Ко

где t — темпы роста показателей;

Ко – комплексная оценка.

Комплексная оценка по экстенсивным показателям:

К экст. = t1экст. * t2экст. * t3экст. * tn
экст.

К экст. = 1,09*1,13*1,24*1,31 = 1,189

Комплексная оценка по интенсивным показателям:

К инт.= t1инт. * t2инт. * t3инт. * tn
инт.

К инт.= 1,15*1,10*1,01*1,05 = 1,077

Общая комплексная оценка:

Кобщ.= К экст.* К инт.

Кобщ.= 1,189*1,077=1,281

Вывод: По данным таблицы можно сделать вывод о том, что все темпы роста
больше 1, значит, предприятие в течение года развивалось эффективно.

Фондоотдача является важнейшим показателем эффективности использования основных
производственных средств. Этот показатель показывает, сколько продукции в
стоимостном выражении приходится в среднем на 1 рубль среднегодовой стоимости основных
производственных средств. В нашем случае на каждый рубль стоимости основных производственных
средств предприятие за отчетный год в среднем получило 1,159 рублей.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли от реализации получило
предприятие на каждый рубль выручки. В отчетном году рентабельность продаж увеличилась
на 1,05%, т.е. на каждый рубль выручки предприятие получило 1,05 копеек прибыли
от реализации продукции.

Экстенсивная комплексная оценка и интенсивная комплексная оценка
использовались эффективно, но более высоким темпом роста обладают экстенсивные показатели,
которые составили 1,189, это значение больше интенсивных показателей на 0,112.

Задание 4. Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2) и таблицы
4 рассчитать и проанализировать затраты на 1 рубль продаж, исчислив влияние
отдельных факторов на изменение их уровня.

Таблица 4

Расчет влияния факторов на себестоимость продукции в расчете на 1 рубль выручки
от продаж ОАО «Сигнал»

Показатель Обозначения

Едини-ца

измерения

Преды-дущий

год

Отчет-ный

год

Измене-ние
1 Объём реализации в натуральных
измерителях
К шт. 1700 2000 300
2 Выручка (нетто) от продаж товаров,
продукции, работ, услуг.
N т.р. 144500 180625 36125
3 Средняя цена за единицу продукции. Це руб. 85 90,317 5,317
4 Себестоимость товаров, продукции, работ,
услуг.
3v т.р. 100300 126400 26100
5 Переменные расходы на единицу продукции. 3ve руб. 59 63,2 4,2
6 Условно- постоянные расходы. 3c т.р. 26400 30825 4425
7 Полная себестоимость товаров, продукции,
работ, услуг.
3vc т.р. 126700 157225 30525
8 Полные затраты на 1 рубль продаж.

3

коп. 87,68 87,04 — 0,64
9

Влияние на изменение затрат на 1 рубль
продаж -всего:

в том числе:

а) количества реализованной продукции Х Х — 2,74
б) средней цены за единицу продукции Х Х — 5,44
в) переменных расходов на единицу
продукции
Х Х +4,94
г) условно-постоянных расходов Х Х +2,6

Вывод:

По данным таблицы можно сделать следующий вывод о том, что, за счет того,
что объем реализации в натуральных измерениях увеличился на 300 шт. и составил
2000 шт. общая сумма затрат тоже увеличилась. Переменные затраты за отчетный
год увеличились на 4,2руб. и составили 63,2 руб., что говорит об изменении
объема продукции. Условно-постоянные затраты по сравнению с предыдущим годом
увеличились на 4425 тысяч рублей и составили 30825 тысяч рублей. Полные затраты
на 1 рубль продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом уменьшились
на 0,64 копейки. Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг за год увеличилась
на 36125 тысяч рублей и составила 180625 тысяч рублей, это свидетельствует о
том, что предприятие выпускало менее затратную продукцию, и эффективность
работы предприятия в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличилась.
За счет увеличения выше перечисленных показателей увеличилась цена за единицу
продукции на 5,317 рублей и составила 90,317 рублей. Себестоимость является
важнейшим показателем работы предприятия, в которой находят отражение все
стороны работы предприятия (уровень организации производства, эффективность
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия).

Влияние на изменение затрат на 1 рубль продаж всего:

З на 1руб. пр. = S пол. / ОП=З пер. + З пост. =З пер.на 1руб. пр. * К
ед. + З пост.

                           К ед. * Ц             1
ед.прод.                К ед. * Ц              1 ед.прод.

З 1 р.1 = ЗVе0 * К0 + Зс0 *100 = 59*1700+26400* 100 = 126700
= 87,68

                    К0 * Це0                                 1700*85
              144500

З 1 р.2 = ЗVе1 * К0 + Зс0 *100 = 63,2*1700+26400 * 100=
133840 = 92,62

                      К0 * Це0                            1700*85
                  144500

З 1 р.3 = ЗVе1 * К1 + Зс0 *100 = 63,2*2000+26400 * 100=
152800 = 89,88

                      К1 * Це0                            2000*85
                     170000

З 1 р.4 = ЗVе1 * К1 + Зс1 *100 = 63,2*2000+30825 * 100=
157225 = 92,48

                           К1 * Це0                       2000*85
                   170000

З 1 р.5= ЗVе1 * К1 + Зс1 *100 = 87,04

                     К1 * Це1

В том числе:

— средней цены за единицу продукции

З1 р5 – З1 р4 = 87,04 –
92,48 = — 5,44

— условно-постоянных расходов

З1 р4 – З1 р3 = 92,48 — 89,88
= 2,6

— количества реализованной продукции

З1 р3 – З1 р2 = 89,88 –
92,62 = — 2,74

— переменных расходов на единицу продукции

З1 р2 – З1 р1 = 92,62 –
87,68 = 4,94

Задание 5. Используя данные «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2) и
приведенные в таблице 5, исчислить влияние основных факторов на изменение
прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Рассчитать показатели
рентабельности продаж и рентабельности полных затрат, оценить их динамику.

Таблица 5

Исходные данные для проведения факторного анализа изменения прибыли от
реализации и рентабельности продаж

Показатель Предыду-щий год Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года Отчетный год
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. 144500 148835 180625
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг,
руб.
100300 110205 126400
3. Коммерческие расходы, руб. 6100 6600 7990
4. Управленческие расходы, руб. 20300 20500 22835
5. Прибыль (убыток) от реализации товаров, работ, услуг, руб. 17800 11530 23400
6. Чистая прибыль, руб. 14050 Х 17480
7. Рентабельность продаж, исходя из прибыли от реализации, % 12,32 Х 12,96
8. Рентабельность продаж, исходя из чистой прибыли, % 9,72 Х 9,68
9. Рентабельность полных затрат, исходя из прибыли от реализации,
%
14,05 Х 14,88
10. Рентабельность полных затрат, исходя из чистой прибыли, % 11,09 Х 11,12

Аналитическая записка:

Объект анализа: 23400-17800=5600 т.р.

Темп роста: 148835/144500*100%=103%

103% — 100%=3%

Влияние фактора объема продаж: 17800*103%/100%=18334 т.р.

Сравнение двух сумм прибыли: 11530-17800= — 6270 т.р.

Влияние полной себестоимости: 126400-110205= — 16195 т.р.

Влияние уровня цен: 180625-148835=31790 т.р.

Коммерческие расходы: 7990-6600= — 1390 т.р.

Управленческие расходы: 22835-20500= — 2335 т.р.

Проверка: 31790-16195-6270-1390-2335=5600 т.р.

Вывод:

Одной из основных задач промышленного предприятия является наиболее
полное удовлетворение спроса населения и производство наиболее качественной
продукции. От темпа роста производства и качества продукции зависят затраты
предприятия, выручка от реализации, прибыль и рентабельность.

Одним из основных показателей деятельности организации является прибыль
от продаж. На основании факторного анализа изменения прибыли от реализации
можно сделать вывод о том, что уровень цен и объем продаж увеличились, что
положительно сказывается на деятельности организации, т.е. приносит дополнительную
прибыль.

По данным таблицы видно, что происходит рост затрат (как производственных,
так и связанных с реализацией), увеличение себестоимости что отрицательно сказывается
на деятельности организации.

При посте всех видов прибыли показатели рентабельности повышаются. Это
свидетельствует о повышении эффективности, как основной деятельности, так и
прочих хозяйственных операций, что положительно отражается на рентабельности
капитала. Так как рентабельность продаж, исходя из чистой прибыли,
незначительно уменьшилась, организации необходимо разработать основные пути
повышения рентабельности, тем самым увеличить прибыль. Это может быть снижение
себестоимости производства продукции, увеличение объема выпуска продукции,
повышение качества продукции, за счет этого увеличится цена на продукцию,
ускорение оборачиваемости оборотных средств и т.д.

Задание 6. Используя показатели, представленные в таблицах 6 и 7, бухгалтерского
баланса и «Отчета о прибылях и убытках» (форма 2) оценить динамику
рентабельности всех активов и собственного капитала. Построить модель и
рассчитать влияние основных факторов на изменение уровня рентабельности активов
и собственного капитала. Результаты расчетов оформить в таблицах 6 и 7.

Таблица 6

Факторный анализ рентабельности активов ОАО «Сигнал»

Показатель Прошлый год Отчетный год Изменение (+,-)
1. Чистая прибыль (после налогообложения), тыс. руб. 14050 17480 3430
2. Средние остатки всех активов, тыс. руб. 178511 251113 72602
3. Средние остатки собственного капитала, тыс. руб. 132175 143480 11305
4. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, тыс.
руб.
144500 180625 36125
5. Рентабельность активов, % 7.87 6.96 — 0.91
6. Рентабельность продаж, % 9.72 9.68 — 0.04
7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 1.09 1.26 0.17
8. Коэффициент автономии 0.74 0.57 — 0.17
9. Влияние на изменение рентабельности активов факторов:
а) коэффициента автономии, % Х 6,04 — 0.02
б) коэффициента оборачиваемости собственного капитала, % Х 6,98 0.94
в) рентабельности продаж, % Х 6,96 — 1.083
10. Баланс отклонений, % Х 6,96 — 0.91

Аналитическая записка:

Средние остатки всех активов =

=

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий