Современная психопедагогика и спорт

Дата: 12.01.2016

		

Содержание:

Введение

1. Психопедагогика в физической культуре

1.1 Психология двигательных потребностей на примере
спортивно-боевых единоборств

1.2 Психическое напряжение спортсмена

2. Психологическое обеспечение спортивной деятельности

2.1 Спортивная психология как отдельная наука

2.2 Роль психологического обеспечения в современном
спорте

2.3 Методы психологического обеспечения

2.4 Роль спортивного психолога в психологическом
обеспечении

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Спортивная психология –
одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов
деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры,
педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психология
учителя). Место спортивной психологии в системе наук определяется двумя
характеристиками : ее местом как отрасли психологической науки и местом в
системе наук о спорте.

Как отрасль психологии
спортивная психология занимает срединное положение в системе естественных,
философских и социальных научных дисциплин, иногда формируя и собственные
научные направления. В естественнонаучном направлении происходят взаимные
обогащение и взаимопроверка спортивной психологии с физиологией,
психофизиологией, медициной, биологией, математикой, физикой. В философском
аспекте — как с общенаучными методологическими исследованиями (историзм, системный
подход, так к со специально-научными (деятельностный, личностный, комплексный)
подходами. В социальном направлении спортивная психология теснейшим образом
связана с педагогикой (обучение и воспитание спортсменов, психология тренера),
социологией (социальная психология спорта), культурологией (педагогика спорта,
социология спорта, психология физической культуры).

Как одна из наук о спорте
спортивная психологии более всего связана с теорией и методикой физического
воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта
(психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной
медициной, биомеханикой спорта, кинезиологией, спортивной метрологией и т.д.

Не следует забывать и о
том, что в спортивной психологии используется значительный арсенал вспомогательных
методов, реализующих достижения математики, статистики, кибернетики,
электроники, моделирования. Вместе с тем достижения спортивной психологии
находят применение в создании различной гоночной техники, в приборном и демонстрационном
обеспечении судейства соревнований, входят органичной составной частью в
многочисленные информационные формы (телевидение, радио, печать).

Современный уровень
спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе
человеческих возможностей, обусловливающих эти достижения. В условиях, когда
физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов высшей
квалификации достигла примерно одинакового уровня, результат спортивного
поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы
спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения в сложных
условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.

Спорт в общих чертах
предъявляет к спортсменам одинаковые требования, но каждый вид спорта, каждое
спортивное амплуа имеет свои особенности, в том числе и психологические.
Спортсмены обладают некоторыми общими характеристиками, и, тем не менее,
существенно отличаются друг от друга по своим поведенческим реакциям.

Спортивная деятельность –
это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные
качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного
вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить
те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие – развивает
только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в
своем виде спорта.

Таким образом,
определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию
специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких
спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная
деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии
спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы
спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности
того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те
требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим
качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в
структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего
выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и
способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

1. Психопедагогика
в физической культуре

Многие педагоги,
психологи, гигиенисты, физиологи, философы, врачи говорили о врожденном
характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности
для жизнедеятельности человека.

Естественная потребность
в движении имеет огромное значение для всех функций человеческого организма без
исключения, включая психическую функцию. Ориентируясь на исследования последних
лет, считается, что подавление потребности в движении у человека сказывается
отрицательно как в смысле его органической жизни, так и в смысле протекания
психических процессов, психических состояний, вплоть до проявления личности.
Повышение уровня двигательной активности находится в прямо пропорциональной
зависимости с некоторыми характеристиками интеллектуальной деятельности. В
процессе физического воспитания происходит коррекция психического состояния у
учащихся.

Основная задача
физического воспитания заключается в том, чтобы развить врожденную органическую
потребность в движении в потребность осознанную. Целенаправленное и осознанное
удовлетворение данной потребности в образовательной, соревновательной,
прикладной или рекреативно-реабилитационной деятельности приводит к
формированию физической культуры личности.

Известно, что по мере
роста физической нагрузки растет тренированность. Особенно это проявляется при
занятиях спортом, когда потребность в движении имеет тенденцию к возрастанию,
для чего требуется еще большая нагрузка. По мнению Н.И. Пономарева (1980):
«Одним из условий проявления активности личности являются двигательные
потребности. Двигательные потребности, превратившиеся в привычку, активизируют
все другие потребности личности«. Таким образом, »использование
движений и сопровождающих их физических напряжений в целях не только
физического, но и духовного совершенствования человека следует считать одной из
важнейших задач психогигиенической педагогики».

Весьма интересны
исследования влияния физических нагрузок на психическое здоровье,
рассматриваемых в свете трех классических категорий психологической науки:
процессы — состояния — свойства, проводимые многими исследователями и
показавшие разнонаправленность протекания психических процессов.

1.1 Психология двигательных потребностей на примере спортивно- боевых
единоборств

Особое место в сфере
двигательных потребностей занимают спортивно-боевые единоборства, в которых
деятельность зачастую сопряжена с риском для здоровья, а иногда и для жизни
занимающихся. Если такие осознанные потребности в занятиях СБЕ как обеспечение
личной безопасности или повышение функционального состояния организма вполне
понятны, то на неосознанную потребность в этом виде экстремальной деятельности
и ее характер обращали внимание немногие современные исследователи. Упоминание
о психическом характере этой потребности имеется в курсе лекций известного
специалиста по медитативным практикам Ошо (1996). Говорить о научных
исследованиях влияния на психофизические показатели тех или иных компонентов
СБЕ пока, тем более, не приходится.

Вместе с тем,
исследование динамики изменений времени реакций, показателей внимания, памяти,
мышления и информационного поиска под влиянием различных по объему и интенсивности
физических нагрузок, проведенное Г.Д. Горбуновым в 1966 — 1968 гг. в группе
пловцов и легкоатлетов различной квалификации, позволило исследователю
сформулировать практические рекомендации к занятиям физической культурой,
некоторые из которых с незначительными добавлениями могут быть рекомендованы
для использования в СБЕ:

—  В психогигиеническом плане утренние
тренировочные занятия (примерно через час после сна до завтрака) являются
нежелательными. Однако если все же они проводятся, то после них, перед учебным
процессом, требуется хотя бы кратковременный отдых (например короткий сеанс
аутогенной тренировки или медитации). При этом нельзя забывать, что утренняя
разминка с оптимальной физической нагрузкой оказывает на психическую сферу
положительное воздействие.

—  Дневные и вечерние тренировочные
занятия, сопровождаемые привычными нагрузками, способствуют повышению
продуктивности психической деятельности. Но, поскольку мнемические процессы
фактически не изменяются, а остальные психические процессы претерпевают
значительное улучшение, постольку в период последействия тренировочных нагрузок
наименее рациональной будет деятельность, направленная на запоминание
какого-либо материала.

Известно, что
соревновательная деятельность в СБЕ сопряжена со значительными физическими и
психическими нагрузками, а в профессиональном спорте — с очень большими
нагрузками (титульный бой за звание чемпиона мира по кикбоксингу длится 12
раундов). Известно также, что подойти к таким нагрузкам можно только при
адекватных тренировочных нагрузках, сбалансированных с отдыхом спортсмена.
Учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления функций организма,
можно с уверенностью утверждать, что баланс между нагрузкой и отдыхом является
основной проблемой спорта высших достижений.

Разновременность
восстановительных процессов проявляется в том, что после выполнения различных
нагрузок наблюдается неодинаковое возвращение различных показателей
(биохимических, физиологических, психических) к исходному уровню. После больших
тренировочных и соревновательных нагрузок наиболее длительным оказывается
восстановление психических функций спортсмена.

В связи с этим следует
отметить, что одним из важнейших факторов обеспечения эффективности
деятельности спортсмена является уровень психического напряжения. При этом в
целостном процессе психической регуляции деятельности личности можно наблюдать
три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Не
случайно в подготовке спортсменов высокой квалификации наряду с ее физическими,
техническими, тактическими компонентами значительное место занимают волевая и
психическая подготовка. Однако такое разделение в достаточной мере условно, так
как ни разум, ни чувства нельзя вычленить из целого. При этом, учитывая всю
важность интеллектуального компонента, принципиальное значение для
эффективности деятельности спортсмена имеют особенности взаимодействия и
взаимовлияния эмоционального и волевого компонентов.

1.2 Психическое напряжение спортсмена

Психическое напряжение проявляется
на тренировке и соревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано,
главным образом, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую
нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое
напряжение, диктуемое целью достижения определенного результата. Условно
напряжение в тренировке можно назвать процессуальным, а в соревновании —
результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с
той разницей, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед
тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнования.

Известно, что состояние
психического напряжения, также как и физического утомления, чередуемые с
отдыхом, являются средством достижения фазы суперкомпенсации, то есть — целью
спортивной тренировки. Однако те супернагрузки, которые используются в
современном спорте высших достижений могут привести к переутомлению,
психической напряженности, то есть к понижению функций организма, что может
рассматриваться как фактор отрицательный.

Как известно проблемами
противодействия физическому переутомлению при понижении функций занимается
физическая реабилитация, а при нарушении функций — медицинская реабилитация.
Что касается психического перенапряжения, то в спорте обычно принято эти
проблемы относить к психологической подготовке.

Естественно, что
психопедагогика спорта высших достижений в значительной мере отличается от
психопедагогики физического воспитания и массового спорта. При этом можно
выделить психопедагогику тренировочного процесса и психопедагогику
соревнования.

Если рассматривать
тренировочный процесс как педагогический процесс управления состояниями
спортсмена с замкнутой петлей обратной связи, то весьма важным компонентом
здесь является система контроля. При управлении психическим состоянием такой
контроль принято называть психодиагностикой. Исходя из того, что после больших
нагрузок психика спортсмена восстанавливается дольше других функций, на первый
план выходит знание тренером признаков психического перенапряжения. На основе
информации, полученной комплексными научными группами во время работы со
сборными командами СССР по плаванию и велотреку, и рассматриваемой сквозь
призму клиники невротических состояний, можно выделить три стадии психического
перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность и определить
общие и специфические для каждой стадии признаки.

Кроме психодиагностики
психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя:
психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, психологическую
подготовку тренера и спортсмена, а также ситуативное управление состоянием и
поведением спортсмена.

При этом предлагаются
следующие характеристики динамики предсоревновательного и соревновательного
психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ),
стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).

СБ означает, что
спортсмен достаточно спокоен и объясняется тем, что предстоящие соревнования не
представляют для него особой значимости, уровня его подготовленности вполне
достаточно для победы. Считается, что СБ не может способствовать проявлению
резервных возможностей организма, которые вскрываются только благодаря
экстраординарным психическим состояниям. Поэтому состояние СБ определяется как
неблагоприятное. Однако в профессиональном спорте и, в частности, в
профессиональном кикбоксинге наряду с весьма ответственными соревнованиями
планируются и чисто коммерческие бои, перед которыми такое состояние можно
рассматривать как желательное.

Состояние БГ является
оптимальным, так как обеспечивает гармонию всех функций организма, когда
возможно проявление его резервов. Понятно, что подведение спортсмена в таком
состоянии к моменту старта требует огромного психопедагогического мастерства
тренера. Но даже при филигранном подведении спортсмена к конкретному
соревнованию тренер должен быть готов к возникновению непрогнозируемых
отрицательных факторов, которые могут в значительной мере понизить состояние
БГ. Это могут быть различные организационные издержки, а также непосредственные
воздействия психологического плана.

Такие издержки, обусловленные,
как правило, низкой квалификацией специалистов, могут проявиться на любой
стадии подготовки спортсмена, но особенно они опасны на заключительном
предсоревновательном этапе подготовки и в процессе соревнований, то есть в
подводящем и соревновательном микроциклах.

спортсмен
соревнование единоборство психолог

2. Психологическое
обеспечение спортивной деятельности

Современный уровень
развития спорта, а соответственно и уровень спортивных результатов, ставит
перед всеми науками, в том числе и перед психологией, ряд проблем, требующих
отхода от устоявшихся представлений и стандартных решений. Одной из таких
проблем, требующей переосмысления, является проблема психологической
подготовки, которая до настоящего времени, в связи с запросом спортивной
практики, являлась основной для психологии в спорте.

2.1 Спортивная психология как отдельная наука

Впервые проблема
психологической подготовки спортсмена была выдвинута в советской психологии
спорта в 1956 г. на 1 Всесоюзном совещании по психологии спорта. Естественно, и
до этого в учебно-тренировочном процессе использовались отдельные разделы
психологической подготовки. Но именно с 1956 г. этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил
название психологической подготовки. Психологическая подготовка, введенная для
коррекции отдельных элементов психического уклада человека, например:
«воспитание воли» в рамках морально-волевой подготовки — к 80-м годам
расширила круг исследования проблем. Центр исследований сместился на изучение
проблем, связанных с оценкой особенностей личности спортсмена: характера,
темперамента, направленности личности, интересов, уровня притязаний в спорте;
максимальных возможностей спортсмена, его различных психических качеств,
которые непосредственным образом влияют на эффективность спортивной деятельности.
С развитием социальной психологии в поле интересов спортивных психологов
появились вопросы, связанные с социально-психологическими особенностями
личности и спортивной команды (психологический климат; формирование
межличностных отношений и т.д.). За последнее время круг интересов сместился на
оценку психических состояний спортсмена и их регуляции, а также на разработку
средств достижения максимальной или оптимальной психической работоспособности.
Это один из наиболее важных практических вопросов, над которым сейчас очень
интенсивно работают многие психологии, как в спорте, так и вне спорта. В связи
с постоянно увеличивающимися нагрузками ведется работа по обоснованию
применяемых средств реабилитации после большой тренировочной нагрузки,
ответственных соревнований, напряженного спортивного сезона.

Здесь перечислены не все,
но только основные исследования, в результате которых обозначилась роль и поле
деятельности психологов в спортивных командах. Стало понятно, что современный
спорт достиг такого уровня развития, где физическая, техническая и тактическая
подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне.
Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени
психологическими факторами, возможностями и резервами психики спортсмена. Чем
ответственнее соревнование, тем напряженнее спортивная борьба, тем большее
значение приобретает психическое состояние и особенности личности спортсмена. В
спорте имеется множество примеров, когда вопреки всем предсказаниям, основанным
на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той
или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда. Объясняют
это как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем,
желание победить, психологический настрой и т.д. — нередко приводят к победе
над более сильным соперником, который недооценил противника и вступил в борьбу
в состоянии меньшей психологической мобилизованности. В научно-методической
литературе (Н.А. Худадов, А.А. Лалаян, А.В. Родионов, Г.Д. Горбунов, В.М. Мельников,
И.М. Волков, О.В. Дашкевич, А.В. Алексеев, Ю.А. Коломейцев, С.Д. Неверкович,
А.Н. Романин, Н. Стамбулова, Е.Н. Калинин, Г.Б. Горская, Т.А. Королева, А.Я.
Корх, Б.Дж. Кретти, Р. Найдиффер, Э. Хан и др.) были проанализированы вопросы,
затрагивающие деятельность практического психолога работающего в области спорта
и отражающие содержание психологической подготовки. Таким образом, под
психологической подготовкой стали понимать процесс практического применения
четко определенных средств и методов, направленных на создание психологической
готовности спортсмена (Медведев В.В., 1989). Обобщая многочисленные работы В.В.
Медведев вносит в содержание психологической подготовленности такие компоненты:

а) свойства личности,
т.е. мотивация, притязания, черты характера, темперамента, обеспечивающие
высокий уровень работоспособности и стабильные выступления на соревнованиях;

б) психические процессы и
функции, способствующие совершенному овладению приемами техники и тактики;

в) стабильные
(положительные) психические состояния, проявляемые в трудных условиях
тренировки и соревнований.

2.2 Роль психологического обеспечения в современном спорте

Вместе с этим отметим
одну особенность современного развития представлений на психологическую
подготовку. Внутри этих исследований появляется новое представление и новый
подход — психологическое обеспечение, как наиболее общее и целостное видение
работы психолога в спорте. Выделим основные моменты нового представления, расширяющего
наше видение и открывающего новые перспективы развития практической спортивной
психологии. Термин «психологическое обеспечение» появился в лексике
спортивных специалистов относительно недавно (В.М. Мельников, В.Н. Непопалов,
1985; В.В. Медведев, 1989; Г.Б. Горская, 1995). Несмотря на то, что спорт к
этому времени качественно, содержательно и функционально изменился, большинство
спортивных специалистов по прежнему мыслило в категориях «подготовки
спортсменов». Поэтому и новый термин, в силу традиции и устоявшегося
способа мышления, был отнесен к процессу подготовки. Другими словами, речь шла
о психологическом обеспечении подготовки спортсмена, а не новой реальности и
открывающимся перспективам развития психологической науки в сфере практики
спорта. На наш взгляд, оценивая в целом, можно отметить, что даже такая
фиксация нового направления и связанное с этим появление понятия
«психологическое обеспечение подготовки спортсменов», отражает
изменение подхода к психологическим аспектам работы со спортсменами, которое, в
свою очередь, является следствием изменения подхода к процессу их подготовки в
целом. К числу особенностей современного спорта, оказывающих влияние на подходы
к работе со спортсменами, специалисты относят возросшую конкуренцию, которая отражает
высокую плотность результатов участников крупнейших международных соревнований,
когда победителей и призеров разделяют тысячные доли балла, тысячные доли
секунды; возросший объем тренировочных нагрузок, а вместе с этим расширился
диапазон влияния психогенных факторов. Поэтому утверждение новых принципов
подготовки спортсменов обусловлено, в первую очередь, современным уровнем
развития спорта и прежде всего спорта высших достижений.

Во-вторых, происходящие
изменения в мышлении и подходе к роли психологии в спорте, обусловлены
развитием теоретического и прикладного содержания в самой психологической
науке. В этом месте выделим две тенденции развития. Первая связана с
процессами, происходящим в таких прикладных отраслях психологии, как психология
труда и инженерная психология. Суть их в том, что по мере своего развития и
накопления научных данных они «перестают быть науками, способными лишь
корректировать отдельные звенья трудового процесса или комплекса рабочих
условий. В ходе своего развития они становятся науками, способными решать
задачи проектирования трудовой деятельности на основе учета совокупности
факторов разного рода и уровня, определяющих ее эффективность» (О.А.
Конопкин, 1980). Вторая — связана с осознанием значения деятельности для всех
сторон общественной жизни. «Теория деятельности с точки зрения ее
использования в различных областях социальной практики выступает как
инструментальная система проектирования и программирования» (В.В. Давыдов,
1995). При этом — отмечает В.В. Давыдов — принципиально то, что язык теории
деятельности позволяет не только описывать существующее, но и строить будущие
формы той или иной практики. Исходя из этих кардинальных изменений роли
психологии в социальной практики был осуществлен анализ многочисленных работ,
отражающие основные направления развития психологии в спорте. Поэтому можно
фиксировать необходимость перехода от решения частных задач, связанных с ее
отдельными сторонами, к базирующемуся на психологическом анализе деятельности,
проектированию всего процесса подготовки (А.В. Родионов, 1978, 1982; Д.А.
Аросьев, Р.И. Спектор, 1978; Д.А. Аросьев, П.Г. Нежнов, 1982; В.Л. Марищук,
Л.К.Серова, 1983, В.М. Мельников, 1985; В.В. Медведев, 1989; Г.Б. Горская,
1995, В.В. Давыдов, 1995).

Основываясь на анализе
современных тенденций и перехода от «психологической подготовки» к
«психологическому обеспечению» выделим следующие черты этого
переходного этапа. Задача этапа уже не сводится только к психологической
подготовке спортсменов к соревнованиям. Речь идет о психологически обоснованной
организации всего процесса подготовки, а конкретная психологическая подготовки
спортсменов к соревнованиям рассматривается как часть этой работы. Как
организованный процесс психологического обеспечения подготовки спортсменов, он
ориентирован не на ликвидацию неблагоприятных проявлений психики, а на
мобилизацию психических резервов повышения эффективности тренировочного
процесса, надежности и результативности соревновательной деятельности. К
необходимым условиям эффективности можно отнести планирование (или в широком
смысле — проектирование) психологического обеспечения подготовки спортсменов, в
основе которого положены требования конкретного вида спорта к психической
организации спортсменов. К достаточным условиям можно отнести изменение и формирование
новых форм социально-психологических отношений в системе
«спортсмен-тренер», где они полноправные и активные деятели
планирования и реализации программы подготовки. Отсюда требование к совместной
работе — сотрудничество тренера, спортсмена и психолога, их взаимопонимание,
основанное на достаточно глубоких знаниях тренера в области психологии, на
готовности психолога понять проблемы тренера и спортсмена, на открытости к
точке зрения партнера по совместной работе.

2.3 Методы психологического обеспечения

Исходя из анализа
теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое
обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий,
направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих
высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и
результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим
психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ
требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике
спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических
факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование
необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально
важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с
оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них
психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях;
программы психологического контроля.

Соглашаясь в целом с
таким представлением, а также сохраняя все положительное, что было накоплено за
десятилетия работы психологов в спорте, подведем предварительные итоги этого
этапа развития. Представления о психологической подготовке, как и сама
практическая работа психологов, постоянно обогащались и развивались. Следствием
этого явилось, во-первых, наметившая тенденция смены ориентиров в работе
психологов и выход на новый уровень видения психологической подготовки;
во-вторых, новым обобщением явилось представление о психологическом
обеспечении; в-третьих, назрел вопрос о создании межпредметной области —
спортивной психологии. Другими словами, речь идет не только об эпизодическом
участии психологов в спорте, не только об исследованиях проблем и не только о
консультативно-диагностических мероприятиях, а о непосредственной практической
работе психолога, а следовательно о создании новой предметно-прикладной
области. Обобщая целый цикл работ, кратно выделим главное.

1. Анализ работ по
психологической подготовке показал, с одной стороны, их необходимость, а с
другой — их недостаточность. Это связано с тем, что процесс подготовки и его
предмет — готовность, являются результатом и следствием воздействия многих
объективных и субъективных факторов, которые в конечном итоге оказывают влияние
на психику спортсмена, а следовательно являются психологическими по своему
содержанию. В связи с этим, требуется анализ всех переменных процесса
подготовки, а не только анализ одной составляющей — состояние спортсмена.

К основным недостаткам
такого представления можно отнести:

а) в содержательном плане
работа психолога была ограничена умением владеть психорегуляцией или другими
разновидностями (гипноз, внушение и т.д.). Конечно это положительный момент в
работе, но это лишь одно из средств в арсенале психологической деятельности.
Отвечая запросам спортивной практики, психология вынуждена была значительно
обеднить свою помощь и не реализовывать имеющиеся многочисленные средства;

б) объектом подготовки
являлся спортсмен. При этом, тренер, как главное управляющее звено всем
спортивно-педагогическим процессом, выпадал из процесса подготовки, и
следовательно из психологического рассмотрения. На наш взгляд, во-первых,
спортсмен является не объектом воздействия тренера или психолога, а
полноправным участником процесса подготовки, т.е. субъектом этого процесса;
во-вторых, сегодня психологическая подготовка требуется не только спортсмену,
но и тренеру, а также всем, задействованным в подготовке;

в) до сих подготовка была
ориентирована на отдельные структуры личности спортсмена (свойства, процессы,
функции), а не на целостную, системную психическую организацию внутреннего мира
человека-спортсмена;

г) подготовка как одна из
форм работы психолога была, в основном, обеспечена диагностическим методами, по
результатам которых предлагались частные рекомендации тренеру, который, в свою
очередь, волен был принимать или не принимать их. Психолог в этом процессе не
являлся организующим процесс и от него мало что зависело. Широкий набор средств
и методов, формирующих личность человека, разработанных в западной и
советско-российской психологии оказался до сих пор не востребованным.

2. Вследствие этого
деятельность психолога была малоэффективна. Анализ работы спортивных психологов
позволяет нам констатировать:

1) численность
специалистов такого рода не достаточна;

2) среди работающих
имеются как выпускники институтов физической культуры, так и выпускники
факультетов психологии;

3) эффективность их
работы зависит от того, насколько одни овладели психологическими знаниями и
умениями, а другие — спецификой того или вида спорта;

4) одни легко входят в
спортивный коллектив, но сводят психологическую подготовку к эмпирической
работе на уровне здравого смысла; другие с трудом входят в команду, пытаются
грамотно провести обследование, но их результаты и объяснения не находят
понимания среди практиков спорта;

5) основой не
эффективности работы «психологов» является не столько то, что они
говорят на «разных языках», сколько наличием двух, пока не
совместных, развитых научно практических инфраструктур: психологии и спорта.
Таким образом, можно фиксировать, с одной стороны, разрыв между потребностью
спорта в психологических средствах и отсутствием подготовки специалистов этой
межпредметной области, а с другой — разрыв между специалистами психологии и
спорта. Вместе с тем, психологическая наука настоятельно, после долгих
десятилетий пребывания на периферии общественной жизни, нуждается в выходе на
практику, а спортивная наука также настоятельно требует новых представлений и
техник подготовки.

Учитывая все эти
обстоятельства и тенденции современного этапа развития, необходимо исходить из
того, что спорт (как и физическая культура) есть одна из форм общественного
устройства, одна из форм жизнедеятельности человека, есть определенный образ
жизни, со всеми вытекающими следствиями. Заслуга ХХ век в том, что спорт стал
профессией, стал одной из форм «трудовой» деятельности. Спорт
представляет собой на настоящий момент развитую инфраструктуру, неотъемлемую
часть мировой культуры, отрасль производства материальных и духовных ценностей,
производящая и воспроизводящая психологический мир человека — личность
спортсмена и тренера. Исходя из этого, становится наглядно видно роль и необходимость
психолога в сфере спорта и физической культуры. Поэтому речь идет не о
психологическом обеспечении подготовки (Горская Г.Б., 1995), которая является
лишь отдельным компонентом более общей деятельности психолога, а о
психологическом обеспечении всего спортивного пространства, всей спортивной
культуры, участии психологической науки в «спортивном производстве
человека». Следовательно, к настоящему времени созданы все условия и
предпосылки для задания области, межпредметной по своему содержанию, которую можно
обозначить как спортивная психология.

Проделанный нами анализ
позволил выделить ряд узловых проблем, возникающих перед спортсменом и
тренером, и которые, в свою очередь, требуют психологического решения. Эти
проблемы возникают в связи с овладением, развитием, совершенствованием и
реализацией спортивной деятельности. Одни проблемы как бы концентрируются на
стороне спортсмена, другие на стороне тренера, третьи коренятся в системе
взаимоотношений «спортсмен — тренер». Можно констатировать, что
спортивная деятельность (как впрочем и любая другая культурно-историческая
форма деятельности) является источником порождения не только специфических
проблем спортсмена и тренера, но и психических новообразований личности.

2.4 Роль спортивного психолога в психологическом обеспечении

В рамках предлагаемой
системы психологического обеспечения практический психолог получает возможность
наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные
направления и проблемы. К основным проблема отнесем: разработка и дальнейшая
работа по исследованию личности спортсмена и тренера; психологическое
обеспечение организации систем «спортсмен-тренер», «спортсмен —
спортсмен«, »спортсмен-команда«, »спортсмен-семья»,
«спортсмен — карьера» и т.д., а также подготовки и соревнований;
разработка исследовательских программ по психологии управления спортивным
движением; совершенствование образовательных программ обучения и воспитания
занимающихся спортом (имеющих и не имеющих отклонения в физическом развитии) и
т.д.

К направлениям его
профессиональной деятельности можно отнести: организационно-методическую,
исследовательско-аналитическую, психотерапевтическую и консультационную работу,
а также совершенствование профессиональной компетентности и условий освоения и
совершенствовании спортивной деятельности. В совокупности они охватывают
вопросы психодиагностики, развития и психокоррекции, психологической
реабилитации, психогигиены, психопрофилактики, психологического сопровождения
труда и жизни социальных субъектов, психологического консультирования и
просвещения, и т.д.

В ходе аналитической
работы по изучению проблем спортивной деятельности, труда действующих
спортивных психологов, содержания и задач обучения, тренировочного процесса и
процесса подготовки было сформулированы основные требования к подготовке
практического психолога: методы, формы и содержание обучения должны строиться и
задаваться практическими задачами, возникающими в спорте и физической культуре,
и определяться теми функциональными компонентами (умениями, способностями),
которыми должен обладать психолог практик для эффективного обеспечения
спортивной деятельности.

Заключение

В заключение отметим, что
проблемы, которые мы поставили весьма актуальны. На наш взгляд, поднятые в этой
работе вопросы, как и развиваемые нами представления привлекут внимание
специалистов не только к обсуждению, но к совместной практической работе по
подготовке спортивных психологов. Несомненно, что введение в спортивную
практику спортивных психологов значительно обогатит арсенал средств
деятельности тренера, расширит кругозор спортсмена, содержательно углубит и
гуманизирует мировоззрение спортивных практиков, а в целом будет способствовать
повышению культуры и совершенствованию тренировочного процесса.

Когда есть спрос на
специалистов, то развивается вся отрасль. Прежде всего, конечно, надо
официально выделить психологию спорта в самостоятельную специальность, чтобы
можно было осуществлять целенаправленную подготовку кадров, проводить исследования,
защищать диссертации, не подстраивая содержание под наиболее близкую отрасль.
Это большая работа, но, по крайней мере, механизм этого процесса известен и
апробирован на других специальностях.

Следующий шаг — это
реальное внедрение спортивных психологов в различные звенья подготовки
спортсменов, так как, несмотря на внешнее согласие с важностью этого
направления, постоянной работы даже с ведущими клубами и спортсменами не
ведется. Необходимо, чтобы спортивный психолог наряду с тренером и врачом стал
обязательным специалистом во всех физкультурных заведениях, а в качестве
примерного ориентира можно использовать процесс внедрения психологов в среднюю
школу.

Естественно, что
деятельность спортивных психологов в различных организациях будет эффективной только
в условиях постоянного совершенствования, обмена опытом, взаимопомощью, что
предполагает активное функционирование централизованной структуры, создание
консультационной службы, регулярных собраний и специализированного печатного
издания.

Спортивная психология,
как и многое другое в спорте, держится за счет здорового фанатизма, внимания к
проблемам спортсменам и готовности их решать, искреннего патриотизма и желания
видеть представителей своей страны среди победителей различных соревнований.

Подводя итоги развития
спортивной психологии в 20 веке можно утверждать, что спортивная психология
утвердила себя как научная и практическая дисциплина в числе различных отраслей
психологии. Более того, в ряде областей человеческой деятельности, например,
деятельности в экстремальных условиях спортивная психология вышла на передовые
позиции, внеся много новых теоретических и практических знаний в
психологическую науку. Есть и еще ряд позиций, где спортивная психология
занимает ведущее место.

Так в актив спортивной психологии
можно отнести детально разработанную систему психодиагностики личности и
психических состояний спортсмена, позволяющей выявлять сильные и слабые стороны
спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях
тренировок и соревнований, что дает возможность вносить необходимые коррективы
в процесс их подготовки. В этот же актив можно занести разнообразные методы
психологических воздействий и управления психическим состоянием спортсменов
(методы психической регуляции и саморегуляции), показавшие свою достаточную
эффективность в регуляции психическим состоянием спортсменов в
стресс-соревновательных ситуациях.

Что же можно занести в
пассив спортивной психологии: спортивная психология еще не стала неотъемленой
частью тренировочно-соревновательного процесса подготовки спортсменов.
Большинство тренеров, спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы
основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета
психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала
практика, это им удается достаточно редко.

Список используемой литературы:

1.  Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов.
Энциклопедия физической подготовки. – М., 1994

2.  В.П. Зотов. Восстановление
работоспособности в спорте. – Киев: Здоровье, 1990.

3.  П.И Готовцев., Дубровский В.И.
Спортсменам о восстановлении. – М.: Физкультура и спорт, 1981

4.  Б.В. Петровский. М., Популярная
медицинская энциклопедия, 1981.

5.  Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. Книга о
здоровом образе жизни. – СПб., 1997.

6.  В.И. Ильинич. Физическая культура
студента. – М.: Гардарики, 2000

7.  П.А. Рудик. Психология и современный
спорт. – М., 1983г.

8.  Волков И.П. Задачи и формы
психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к
соревнованиям // Научные исследования и разработки в спорте. 1994, № 1, с. 5 –
10.

9.  Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.
— М.: ФиС, 1986. — 182 с.

10.  Некрасов В.П. Психорегуляция в
подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1985.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий