«Красное
и черное»
Блистательным
намеченных
творческих
установок стал
роман Стендаля
«Красное и
черное» (1830). В
своем вымысле
писатель шел
от самой жизни
– случая из
судебной хроники,
на который он
однажды натолкнулся,
просматривая
газету; заметка
и послужила
основой для
события канвы
стендалевской
«хроники XIX
века», как уведомлял
подзаголовок
книги. Приведя
юношу Жюльена
Сореля, сына
плотника –
вчерашнего
крестьянина,
во враждебное
соприкосновение
с хозяевами
жизни монархической
Франции, однажды
уже сметенной
волной революции
и снова ухитрившейся
продлить свои
дни в виде режима
Реставрации,
Стендаль создал
повествование,
трагедийность
которого –
трагедийность
самой тогдашней
истории.
Дом
главы провинциального
городка, семинария,
особняк парижского
вельможи – три
ступеньки
карьеры одаренного
честолюбивого
простолюдина
в «Красном и
черном» и вместе
с тем три пласта
власть имущих.
Обитатели
захолустного
Верьера, откуда
Сорель родом,
поклоняются
одному всемогущему
кумиру – денежному
мешку. Нажиться
– чаще всего
путями неправедными
– спешат все:
от тюремщика,
вымогающего
«на чай», до
«отцов города»,
обирающих
округу. Отбросив
сословную
спесь, местные
дворяне, наподобие
господина де
Реналя, мэра
и владельца
гвоздильного
завода, извлекают
доходы из источников,
которыми прежде
брезговали.
А на смену этим
«владельцам
замков», соперничающим
в пошлости с
заправскими
мещанами, уже
идет делец иной
закваски –
оборотистый
безродный
мошенник и
продувная
бестия Вально,
не гнушающийся
тем, чтобы
обкрадывать
бедняков из
дома призрения.
Царство беззастенчивых
хапуг, пресмыкающихся
перед королевской
властью до тех
пор, пока она
подкармливает
их подачками,
такова насквозь
обуржуазившаяся
провинция у
Стендаля.
В
семинарии, куда
попадает затем
Сорель, готовятся
духовные пастыри
этого стада
рвачей. Здесь
шпионство
считается
доблестью,
отречение от
самостоятельной
мысли – мудростью,
рабская услужливость
и бездумное
послушание
– высшей доблестью.
Обещая своим
ученикам, спасение
на небесах и
вдобавок сытость
на земле, иезуиты
готовят слепых
в своем рвении
служителей
церкви, призванных
внушать почтение
к «святости»
трона и существующего
жизнеустройства.
После
выучки в семинарских
кельях Сорель
волею случая
заброшен в
высший парижский
свет. В аристократических
салонах не
принято подсчитывать
в слух прибыль
и разглагольствовать
о плотном обеде.
Зато тут столь
же непререкаемое
царит почитание
издавна заведенных,
уже утративших
свой смысл
обычаев и мнений.
В глазах завсегдатаев
особняка маркиза
де Ла-Моль
вольнодумство
опасно, сила
характера
опасна, наблюдение
светских приличий
опасно; опасно
все, что выглядит
посягательством
на окаменевшие
традиции, привилегии,
ветхий иерархический
распорядок.
Среди пожилых
аристократов
– у них за плечами
нелегкие годы
изгнания из
Франции – еще
встречаются
люди неглупые,
предприимчивые,
по-своему
значительные,
вроде самого
маркиза де
Ла-Моль. Однако
когда историческая
судьба хочет
кого-нибудь
покарать, она
лишает его
достойного
потомства:
лощенная светская
молодежь вежлива,
элегантна,
порой остра
на язык, но при
этом совершено,
безмозгла и
безлика.
Правда,
когда речь
заходит о защите
касты, среди
вельможных
посредственностей
находятся
такие, чья злоба
и подлость
может оказаться
угрозой для
всей страны.
На собрании
аристократов
заговорщиков,
где Сорель
присутствует
в качестве
секретаря
своего покровителя,
разрабатываются
планы иностранного
вторжения во
Францию, поддержанного
изнутри наемниками
дворян-землевладельцев.
Цель этой затей
окончательно
принудить к
молчанию всех
несогласных,
«подрывателей»
устоев и «подстрекателей»,
заткнуть рот
печати, искоренить
остатки «якобинства»
в умах, сделать
все население
поголовно
благомыслящим
и покорным.
Стендаль как
бы увенчивает
государственную
пирамиду верхушкой
рьяных охранителей
монархии, у
которых корысть
с предательством
родины.
Пресмыкательство
перед вышестоящими
и разнузданное
стяжательство
в провинции,
воспитание
полчища священников
в духе воинствующего
мракобесия
как один из
залогов прочности
режима, стертость
умов и душ «наверху»
как следствие
испуга перед
недовольными
«низами», чужие
войска как
орудие расправы
перед инакомыслящими
– такова эта
монархия-пережиток,
с хроникальной
точностью
запечатленная
на страницах
«Красного и
черного».
И
как бы подчеркивая
черные тени
этой картины
еще рельефнее,
Стендаль бросает
на нее багряно-красные
отсветы былого
– памятных
грозовых времен
революции и
наполеоновских
побед. Для писателя,
как и для его
Сореля, прошлое
– героический
миф, в котором
рядовые французы,
затравленные
белым террором
и доносом святош,
черпают подкрепление
своему чувству
достоинства,
внутреннему
протесту и
хрупкой надежде.
Так обозначаются
масштабы философски
исторического
раздумья в
«Красном и
черном»: Почти
полувековые
судьбы Франции,
прослеженные
в их преизбыточной
разветвленности
на многих тысячах
страниц «Человеческой
комедии» Бальзака,
получают в
резком столкновении
эпох, исподволь
пронизывающем
книгу Стендаля,
памфлетно
острое и предельно
сжатое выражение.
Стендаль
(1783
– 1842)
Один
из самых выдающихся
французских
писателей XIX
века, Анри Бейль,
писавший под
псевдонимом
«Стендаль»,
при жизни не
пользовался
ни признанием
у критики, ни
успехом у широкого
читателя. Почти
все его многочисленные
произведения
художественного,
исторического
и критического
характера
прошли незамеченными,
лишь изредка
вызывая рецензии,
далеко не всегда
благоприятные.
Тем не менее
Мериме, испытавший
на себе влияние
Стендаля, высоко
ценил его, Бальзак
им восхищался,
Гете и Пушкин
с удовольствием
читали его
роман «Красное
и Черное».
Уделом
Стендаля была
посмертная
слава. Его друг
и душеприказчик
Ромен Коломб
в 1850-е годы предпринял
полное издание
его произведений,
включая журнальные
статьи и переписку.
С этого времени
Стендаль вошел
во французскую
литературу
как один из
самых крупных
ее представителей.
Школа
французских
реалистов 50-х
годов признала
его вместе с
Бальзаком своим
учителем; И.
Тэн, один из
вдохновителей
французского
натурализма,
написал о нем
восторженную
статью (1864); Э. Золя
считал его
представителем
нового романа,
в котором человек
изучен в глубокой
связи его с
общественной
средой. Началось
научное изучение
Стендаля, главным
образом его
биографии. В
1880-егоды появляются
в свет его
автобиографические
произведения,
черновые наброски,
незаконченные
повести, которые
Р. Коломб не
включил в свое
издание. Уже
в XIX
веке его романы
переводятся
на многие языки.
В России
Стендаля оценили
очень рано,
раньше, чем на
его родине. На
«Красное и
черное» обратили
внимание А. С.
Пушкин и некоторые
его современники.
Весьма положительно
отозвался о
нем Лев Толстой,
которого особенно
поразили военные
сцены «Пармского
монастыря».
Горький считал
его одним из
крупнейших
мастеров европейского
романа. В Советской
России были
переведены
на русский язык
все произведения
Стендаля, вплоть
до незаконченных
отрывков, а его
романы и новеллы
переиздавались
десятки раз.
Основные его
произведения
переведены
на многие другие
языки стран
бывшего СССР.
Стендаль у нас,
несомненно,
является одним
из самых любимых
иностранных
писателей.
1.
Мари
– Анри Бейль
родился на юге
Франции, в городе
Гренобле. Отец
Стендаля, Шерюбен
Бейль, адвокат
при местном
парламенте,
и дед, Анри Ганьон,
врач и общественный
деятель, как
и большая часть
французской
интеллигенции
XVIII
века, были увлечены
идеями Просвещения.
Отец имел в
своей библиотеке
«большую энциклопедию
наук и искусств»
составленную
Дидро и Д-Аламбером,
и увлекался
Жан – Жаком
Руссо. Дед был
поклонником
Вольтера и
убежденным
вольтерьянцем.
Но с началом
Французской
революции
(1789) их взгляды
сильно изменились.
Семья обладала
достатком, и
углубления
революции
испугало ее.
Отцу Стендаля
пришлось даже
скрываться,
и он оказался
на стороне
старого режима.
После
смерти матери
Стендаля семья
надолго облеклась
в траур. Отец
и дед впали в
набожность,
и воспитание
мальчика было
передано священнику,
скрывавшемуся
от под гостеприимной
кровлей Бейлей.
Этот священник,
аббат Ральян,
о котором Стендаль
с возмущением
вспоминал в
своих мемуарах,
тщетно старался
привить своему
воспитаннику
религиозные
взгляды.
В 1796 году
Стендаль поступил
в открывшуюся
в Гренобле
Центральную
школу. Задачей
этих школ,
учрежденных
в некоторых
провинциальных
городах, было
ввести в республике
государственное
и светское
обучение, чтобы
заменить им
прежнее – частное
и религиозное.
Они должны были
вооружить
молодое поколение
полезными
знаниями и
идеологией,
соответствующей
интересам
складывающегося
буржуазного
государства.
В Центральной
школе Стендаль
увлекся математикой
и по окончании
курса бал отправлен
в Париж для
поступления
в Политехническую
школу, готовившую
военных инженеров
и артиллерийских
офицеров.
Но в
Политехническую
школу он так
и не поступил.
Он приехал в
Париж через
несколько дней
после переворота
18 брюмера, когда
молодой генерал
Бонапарт захватил
власть в свои
руки и объявил
себя первым
консулом. Тотчас
же начались
приготовления
к походу в Италию,
где вновь
восторжествовала
реакция и
установилось
австрийское
владычество.
Стендаль был
зачислен
сублейтенантом
в драгунский
полк и отправился
к месту службы
в Италию. В армии
он прослужил
больше двух
лет, однако,
ему не пришлось
участвовать
ни в одном сражении.
Затем он подал
в отставку и
1802 году вернулся
в Париж с тайным
намерением
стать писателем.
Почти
три года Стендаль
прожил в Париже,
упорно изучая
философию,
литературу
и Английский
язык. В сущности,
только здесь
он получает
свое первое
настоящее
образование.
Он знакомится
с современной
французской
сенсуалистической
и материалистической
философией
и становится
убежденным
врагом церкви
и всякой мистике
вообще. В то
время когда
Бонапарт готовил
себе императорский
престол, Стендаль
на всю жизнь
возненавидел
монархию. В
1799 году, во время
переворота
18 брюмера, он
был доволен
тем, что генерал
Бонапарт «стал
королем Франции»;
в 1804 году коронация
Наполеона, ради
которой в Париж
прибыл папа
римский, кажется
Стендалю очевидным
«союзом всех
обманщиков».
Между
тем приходилось
думать о заработке.
Множество
начатых Стендалем
комедий остались
незаконченными,
и он решил добывать
средства к
существованию
коммерцией.
Прослужив около
года в каком-то
торговом предприятии
в Марселе и
почувствовав
навсегда отвращение
к торговле, он
решил вернуться
на военную
службу. В 1805 году
опять начались
непрерывные
войны с европейской
коалицией, и
Стендаль был
зачислен в
интендантство.
С этого времени
он непрерывно
разъезжает
по Европе вслед
за армией Наполеона.
В 1806 году он вступает
вместе с французскими
войсками в
Берлин, в 1809-м –
в Вену. В
1811 году он проводит
отпуск в Италии,
где задумывает
свою книгу
«История живописи
в Италии».
В 1812 году Стендаль
по собственному
желанию отправляется
в армию, уже
вторгшуюся
в Россию, вступает
в Москву, видит
пожар древней
русской столицы
и бежит вместе
с остатками
войска во Францию,
надолго сохранив
воспоминания
о героическом
сопротивлении
русских войск
и доблести
русского народа.
1814 году он присутствует
при занятиях
русскими войсками
Парижа и, получив
отставку, уезжает
в Италию, находившуюся
тогда под австрийским
гнетом.
Он поселяется
в Милане, в городе,
полюбившемся
еще в 1800 году, и
живет здесь
почти безвыездно
около семи лет.
Как наполеоновский
офицер в отставке,
получает половинную
пенсию, которая
позволяет ему
кое-как просуществовать
в Милане, но
недостаточна
для жизни в
Париже.
В
Италии Стендаль
печатает свое
первое произведение
– три биографии:
«Жизнеописание
Гайдна, Моцарта
и Метастазио»
(1814)
В 1814
году Стендаль
впервые знакомится
с романтическим
движением в
Германии, главным
образом по
книге А. В. Шлегеля
«Курс драматической
литературы»,
только что
переведенной
на французский
язык. Принимая
мысль Шлегеля
о необходимости
решительной
литературной
реформы и борьбы
с классицизмом
ради более
свободного
и более современного
искусства, он,
однако, не
сочувствует
религиозно
– мистическим
тенденциям
немецкого
романтизма
и не может
согласиться
со Шлегелем
в его критике
всей французской
литературы
и просвещения.
Уже с1816 года
Стендаль увлекается
поемами Байрона,
в которых видит
выражение
современных
общественных
интересов и
социального
протеста. Итальянский
романтизм,
возникающий
приблизительно
в это же время
и тесно связанный
с итальянским
национально
– освободительным
движением,
вызывает его
горячие симпатии.
Все
это получило
сое отражение
в следующей
книге Стендаля
– «История
живописи в
Италии» (1817),
в которой он
наиболее полно
изложил свои
эстетические
взгляды.
Одновременно
Стендаль печатает
книгу «Рим,
Неаполь и Флоренция»
(1817), в
которой пытается
характеризовать
Италию, ее
политическое
положение,
нравы, культуру
и итальянский
национальный
характер. Чтобы
сделать эту
картину целой
страны яркой
и убедительной,
он набрасывает
живые сценки
современного
быта и пересказывает
исторические
эпизоды, обнаруживая
блестящий
талант повествователя.
С 1820 года
начались
преследование
итальянских
карбонариев.
Некоторые
итальянские
знакомые Стендаля
были арестованы
и заключены
в австрийские
тюрьмы. В Милане
царил террор.
Стендаль решил
вернуться в
Париж. В июне
1821 года он прибил
на родину и
сразу погрузился
в атмосферу
бурной политической
и литературной
борьбы.
2.
В это
время во Франции
вновь с необычайной
силой началась
реакция. Преданное
королю министерство
Виллеля проводило
мероприятия,
глубоко возмущавшие
либералов.
Пользуясь
куцыми «свободами»,
представляемыми
конституцией,
либералы вели
борьбу в палатах,
в печатях, на
сценах театров.
В оппозицию
переходили
деятели и органы
печати, еще
недавно верные
королю. В 1827 году
после выборов,
давших большинство
либералам,
правительство
Виллеля ушло
в отставку. Но
Карл X
не хотел уступать
и решил совершить
государственный
переворот,
чтобы полностью
восстановить
абсолютизм.
В результате
чего в Париже
вспыхнула
революция,
сбросившая
за три дня старую
монархию.
Стендаль
остро интересовался
происходившей
во Франции
политической
борьбой. Реставрация
Бурбонов вызвала
его негодование.
Приехав в Париж,
он открыто
принял участие
в борьбе либералов
с реакцией.
В Париже
жизнь была
дороже, чем в
Милане, и Стендаль
должен был раде
заработка
заниматься
поденной литературой:
писать мелкие
статьи для
французских
и английских
журналов. Он
едва находил
время для того,
чтобы писать
роман.
Первым
его произведением,
напечатанным
после возвращения
в Париж, была
книга «О любви»
(1822). Книга
эта представляет
собою психологический
трактат, в котором
Стендаль пытался
характеризовать
различные виды
любви, распространенные
в тех или иных
классах общества
и в различные
исторические
эпохи.
Во время
реставрации
во Франции шел
спор между
классиками
и романтиками.
Стендаль принимал
участие в этих
спорах, напечатав
две брошюры
«Расин и Шекспир»
(1823 и 1825). Брошюры
обратили на
себя внимание
литературных
кругов и сыграли
свою роль в
борьбе двух
литературных
направлений.
В 1826 году
Стендаль писал
свой первый
роман – «Арманс»(1827)
где изображает
современную
Францию, ее
«высший свет»,
праздную,
ограниченную
в интересах,
думающую только
о своих выгодах
аристократию.
Однако и это
произведение
Стендаля несмотря
на свои художественные
достоинства,
не привлекло
внимание читателей.
То был
один из самых
трудных периодов
в жизни Стендаля.
Политическое
состояние
страны повергло
его в уныние,
материальное
положение
весьма трудное:
работа в английских
журналах
прекратилась,
а книги не давали
почти никакого
заработка.
Личные дела
приводили его
в отчаяние. В
это время ему
предложили
составить
путеводитель
по Риму. Стендаль
с радостью
согласился
и за короткий
срок написал
книгу «Прогулки
по Риму» (1829) – в
форме рассказа
о путешествии
в Италию небольшой
группы французских
туристов.
Впечатления
от современного
Рима легли в
основу повести
Стендаля «Ванина
Ванини, или
некоторые
подробности
относительно
последней венты
карбонариев,
раскрытой в
Папской области».
Повесть вышла
в свет в 1829 году.
В
том же году
Стендаль начал
писать свой
роман «Красное
и черное», который
сделал его имя
бессмертным.
Роман вышел
в свет в ноябре
1830 года с датой
«1831». В это время
Стендаля уже
не было во Франции.
В среде
зажиточной
буржуазии
господствует
корысть и желание
подражать
высшим классам,
самобытные
и политические
нравы можно
найти только
среди народа.
Страсти можно
заметить, только
когда они прорываются
в каком либо
поступке, караемом
законом. Вот
почему в глазах
Стендаля «Судебная
газета» является
важным документом
для изучения
современного
общества.
Интересующую
его проблему
он нашел в этой
газете. Так
возникло одно
из лучших
произведений
Стендаля: «Красное
и черное». В
подзаголовке
романа стоит
«Хроника XIX
века».
Под этим «веком»
следует понимать
период Реставрации,
так как роман
был начат и в
основном написан
до Июльской
революции.
Термин «Хроника»
обозначает
здесь правдивое
повествование
об обществе
эпохи Реставрации.
Замечательно
характеризовал
этот роман М.
Горький: «Стендаль
был первым
литератором,
который почти
на другой день
после победы
буржуазии начал
проницательно
и ярко изображать
признаки неизбежности
внутреннего
социального
разложения
буржуазии и
ее туповатую
близорукость».
28 июля
1830 года, в день
Июльской революции,
Стендаль с
восторгом
увидел на улицах
Парижа трехцветное
знамя. В истории
Франции наступила
новая эра: к
власти пришла
крупная финансовая
буржуазия.
Стендаль быстро
разгадал в
новом короле
Луи – Филиппе
обманщика и
душителя свободы,
а прежних либералов
примкнувшим
к Июльской
монархии, считал
ренегатами.
Тем не менее,
он стал хлопотать
государственной
службе и вскоре
стал консулом
Франции в Италии,
сперва в Триест,
а потом в Чивита-Веккию,
морской порт
поблизости
с Римом. В этой
должности
Стендаль оставался
вплоть до своей
смерти. Большую
часть года он
проводил в Риме
и часто уезжал
в Париж.
В
1832 году он начал
свои мемуары
о пребывании
в Париже с 1821 по
1830 год – «Воспоминание
эготиста», в
1835 – 1836-м – обширную
автобиографию,
доведенную
только до 1800 года
– «Жизнь Анри
Брюлара». В
1834 году Стендаль
написал несколько
глав романа
«Люсьен Левен»,
который также
остался незаконченным.
В это же время
он заинтересовался
случайно найденными
им старыми
итальянским
хрониками,
которые решил
обработать
в небольшие
повести. Но и
этот замысел
получил осуществление
только через
несколько лет:
первая хроника
«Виттория
Аккорамбони»,
появилась в
1837 году.
Во время
длительного
отпуска в Париже
Стендаль напечатал
«Записки туриста»
– книгу о своих
путешествия
по Франции, а
еще через год
вышел в свет
роман «Пармский
монастырь»,
в котором отразилось
его великолепное
знание Италии
(1839). Это было последнее
напечатанное
им произведение.
Роман, над которым
он работал
последние годы
своей жизни,
«Ламьель»,
остался незаконченным
и был издан
через много
лет после его
смерти.
III
Мировоззрение
Стендаля.
Мировоззрение
Стендаля в
общих своих
чертах сложилось
уже в 1802 –1805 годы,
когда он с великим
увлечением
читал французских
философов XVIII
века – Гельвеция,
Гольбаха, Монтескье,
а также их более
или менее
последовательных
преемников
– философа
Дестюта де
Траси, создателя
науки о происхождении
понятий, и Кабаниса,
врача, доказывавшего,
что психические
процессы зависят
от процессов
физиологических.
Стендаль
не верит в
существование
бога, в религиозные
запреты и в
загробную
жизнь, отвергает
аскетическую
мораль и мораль
покорности.
Он стремится
каждое понятие,
которое встречает
в жизни и в книгах,
проверять
данными опыта,
личным анализом.
На основе
сенсуалистической
философии он
строит и свою
этику, вернее,
он заимствует
ее у Гальвенция.
Если существует
лишь один источник
познания – наши
ощущения, то
следует отвергнуть
всякую мораль,
не связанную
с ощущением,
не выросшую
из него. Желание
славы, заслуженного
одобрения
других, по мнению
Стендаля, один
из самых сильных
стимулов поведения
человека.
Впоследствии
взгляды Стендаля
эволюционировали:
некоторое
безразличие
к общественным
вопросам, характерное
для него в эпоху
Империи, сменилось
пылким интересом
к ним. Под влиянием
политических
событий и либеральных
теорий во время
Реставрации
Стендаль стал
думать, что
конституционная
монархия является
неизбежным
этапом на пути
от деспотизма
Империи к Республике
и т.д. Но при всем
том политические
взгляды Стендаля
оставались
неизменными.
Характерная
особенность
современного
французского
общества, полагал
Стендаль,
лицемерие. В
этом вина
правительства.
Это оно принуждает
французов к
лицемерию.
Никто во Франции
уже не верит
в догмы католицизма,
но всякий должен
принимать вид
верующего.
Никто не сочувствует
реакционной
политике Бурбонов,
но все должны
ее приветствовать.
Со школьной
скамьи приучается
лицемерить
и видит в этом
единственное
средство
существования
и единственную
возможность
спокойно заниматься
своим делом.
Стендаль
был страстным
ненавистником
религии и особенно
духовенства.
Власть церкви
над умами ему
казалось самой
страшной формой
деспотизма.
В своем романе
«Красное и
черное» он
изобразил
духовенство
как общественную
силу, борющуюся
на стороне
реакции. Он
показал, как
воспитывают
будущих священников
в семинарии,
прививая им
грубо утилитарные
и эгоистические
идеи и всеми
средствами
привлекая их
на сторону
правительства.
*
Воздействие
творчества
Стендаля на
дальнейшее
развитие литературы
было широко
и много образно.
Причина этой
мировой славы
заключается
в том, что Стендаль
с необычайным
проникновением
вскрыл основные,
ведущие черты
современности,
раздирающие
его противоречия,
борющиеся в
ней силы, психологию
сложного и
беспокойного
XIX
столетия, все
те особенности
взаимоотношений
человека и
общества, которые
были характерны
не для одной
только Франции.
С глубокой
правдивостью,
делающей его
одним из крупнейших
реалистов, он
показал движение
своей эпохи,
освобождающейся
от уз феодализма,
от господства
капиталистической
верхушки,
пробивающейся
к еще смутным,
но неизбежно
влекущим
демократическим
идеалам. С каждым
романом возрастал
размах его
изображений,
и общественные
противоречия
представали
в большой сложности
и непримиримости.
Излюбленные
герои Стендаля
не могут принять
те формы жизни,
которые сложились
в XIX
веке в результате
революции,
приведшей к
господству
буржуазии. Они
не могут примирится
с тем обществом,
в котором феодальные
традиции уродливо
сосчитались
с восторжествовавшим
«чистоганом».
Проповедь
независимости
мысли, энергии,
отвергающей
нелепые запреты
и традиции,
героического
начала, которое
пытается пробиться
к действию в
косной и грубой
среде, скрыто
присутствует
в этом революционном
по своей природе,
захватывающе
правдивом
творчестве.
Вот
почему и теперь,
через столько
лет после смерти
Стендаля, его
произведения
читают во всех
странах миллионы
людей, которым
он помогает
понимать жизнь,
ценить правду
и бороться за
лучшее будущее.
Вот почему и
нашим читателем
он признан как
один из крупнейших
художников
XIX
века, внесшим
неоценимый
вклад в мировую
литературу.