Стендаль. Биография и творчество. Красное и черное

Дата: 12.01.2016

		

«Красное
и черное»

Блистательным
намеченных
творческих
установок стал
роман Стендаля
«Красное и
черное» (1830). В
своем вымысле
писатель шел
от самой жизни
– случая из
судебной хроники,
на который он
однажды натолкнулся,
просматривая
газету; заметка
и послужила
основой для
события канвы
стендалевской
«хроники XIX
века», как уведомлял
подзаголовок
книги. Приведя
юношу Жюльена
Сореля, сына
плотника –
вчерашнего
крестьянина,
во враждебное
соприкосновение
с хозяевами
жизни монархической
Франции, однажды
уже сметенной
волной революции
и снова ухитрившейся
продлить свои
дни в виде режима
Реставрации,
Стендаль создал
повествование,
трагедийность
которого –
трагедийность
самой тогдашней
истории.

Дом
главы провинциального
городка, семинария,
особняк парижского
вельможи – три
ступеньки
карьеры одаренного
честолюбивого
простолюдина
в «Красном и
черном» и вместе
с тем три пласта
власть имущих.

Обитатели
захолустного
Верьера, откуда
Сорель родом,
поклоняются
одному всемогущему
кумиру – денежному
мешку. Нажиться
– чаще всего
путями неправедными
– спешат все:
от тюремщика,
вымогающего
«на чай», до
«отцов города»,
обирающих
округу. Отбросив
сословную
спесь, местные
дворяне, наподобие
господина де
Реналя, мэра
и владельца
гвоздильного
завода, извлекают
доходы из источников,
которыми прежде
брезговали.
А на смену этим
«владельцам
замков», соперничающим
в пошлости с
заправскими
мещанами, уже
идет делец иной
закваски –
оборотистый
безродный
мошенник и
продувная
бестия Вально,
не гнушающийся
тем, чтобы
обкрадывать
бедняков из
дома призрения.
Царство беззастенчивых
хапуг, пресмыкающихся
перед королевской
властью до тех
пор, пока она
подкармливает
их подачками,
— такова насквозь
обуржуазившаяся
провинция у
Стендаля.

В
семинарии, куда
попадает затем
Сорель, готовятся
духовные пастыри
этого стада
рвачей. Здесь
шпионство
считается
доблестью,
отречение от
самостоятельной
мысли – мудростью,
рабская услужливость
и бездумное
послушание
– высшей доблестью.
Обещая своим
ученикам, спасение
на небесах и
вдобавок сытость
на земле, иезуиты
готовят слепых
в своем рвении
служителей
церкви, призванных
внушать почтение
к «святости»
трона и существующего
жизнеустройства.

После
выучки в семинарских
кельях Сорель
волею случая
заброшен в
высший парижский
свет. В аристократических
салонах не
принято подсчитывать
в слух прибыль
и разглагольствовать
о плотном обеде.
Зато тут столь
же непререкаемое
царит почитание
издавна заведенных,
уже утративших
свой смысл
обычаев и мнений.
В глазах завсегдатаев
особняка маркиза
де Ла-Моль
вольнодумство
опасно, сила
характера
опасна, наблюдение
светских приличий
опасно; опасно
все, что выглядит
посягательством
на окаменевшие
традиции, привилегии,
ветхий иерархический
распорядок.
Среди пожилых
аристократов
– у них за плечами
нелегкие годы
изгнания из
Франции – еще
встречаются
люди неглупые,
предприимчивые,
по-своему
значительные,
вроде самого
маркиза де
Ла-Моль. Однако
когда историческая
судьба хочет
кого-нибудь
покарать, она
лишает его
достойного
потомства:
лощенная светская
молодежь вежлива,
элегантна,
порой остра
на язык, но при
этом совершено,
безмозгла и
безлика.

Правда,
когда речь
заходит о защите
касты, среди
вельможных
посредственностей
находятся
такие, чья злоба
и подлость
может оказаться
угрозой для
всей страны.
На собрании
аристократов
заговорщиков,
где Сорель
присутствует
в качестве
секретаря
своего покровителя,
разрабатываются
планы иностранного
вторжения во
Францию, поддержанного
изнутри наемниками
дворян-землевладельцев.
Цель этой затей
окончательно
принудить к
молчанию всех
несогласных,
«подрывателей»
устоев и «подстрекателей»,
заткнуть рот
печати, искоренить
остатки «якобинства»
в умах, сделать
все население
поголовно
благомыслящим
и покорным.
Стендаль как
бы увенчивает
государственную
пирамиду верхушкой
рьяных охранителей
монархии, у
которых корысть
с предательством
родины.

Пресмыкательство
перед вышестоящими
и разнузданное
стяжательство
в провинции,
воспитание
полчища священников
в духе воинствующего
мракобесия
как один из
залогов прочности
режима, стертость
умов и душ «наверху»
как следствие
испуга перед
недовольными
«низами», чужие
войска как
орудие расправы
перед инакомыслящими
– такова эта
монархия-пережиток,
с хроникальной
точностью
запечатленная
на страницах
«Красного и
черного».

И
как бы подчеркивая
черные тени
этой картины
еще рельефнее,
Стендаль бросает
на нее багряно-красные
отсветы былого
– памятных
грозовых времен
революции и
наполеоновских
побед. Для писателя,
как и для его
Сореля, прошлое
– героический
миф, в котором
рядовые французы,
затравленные
белым террором
и доносом святош,
черпают подкрепление
своему чувству
достоинства,
внутреннему
протесту и
хрупкой надежде.
Так обозначаются
масштабы философски
исторического
раздумья в
«Красном и
черном»: Почти
полувековые
судьбы Франции,
прослеженные
в их преизбыточной
разветвленности
на многих тысячах
страниц «Человеческой
комедии» Бальзака,
получают в
резком столкновении
эпох, исподволь
пронизывающем
книгу Стендаля,
памфлетно
острое и предельно
сжатое выражение.

Стендаль

(1783
– 1842)

Один
из самых выдающихся
французских
писателей XIX
века, Анри Бейль,
писавший под
псевдонимом
«Стендаль»,
при жизни не
пользовался
ни признанием
у критики, ни
успехом у широкого
читателя. Почти
все его многочисленные
произведения
художественного,
исторического
и критического
характера
прошли незамеченными,
лишь изредка
вызывая рецензии,
далеко не всегда
благоприятные.
Тем не менее
Мериме, испытавший
на себе влияние
Стендаля, высоко
ценил его, Бальзак
им восхищался,
Гете и Пушкин
с удовольствием
читали его
роман «Красное
и Черное».

Уделом
Стендаля была
посмертная
слава. Его друг
и душеприказчик
Ромен Коломб
в 1850-е годы предпринял
полное издание
его произведений,
включая журнальные
статьи и переписку.
С этого времени
Стендаль вошел
во французскую
литературу
как один из
самых крупных
ее представителей.

Школа
французских
реалистов 50-х
годов признала
его вместе с
Бальзаком своим
учителем; И.
Тэн, один из
вдохновителей
французского
натурализма,
написал о нем
восторженную
статью (1864); Э. Золя
считал его
представителем
нового романа,
в котором человек
изучен в глубокой
связи его с
общественной
средой. Началось
научное изучение
Стендаля, главным
образом его
биографии. В
1880-егоды появляются
в свет его
автобиографические
произведения,
черновые наброски,
незаконченные
повести, которые
Р. Коломб не
включил в свое
издание. Уже
в XIX
веке его романы
переводятся
на многие языки.

В России
Стендаля оценили
очень рано,
раньше, чем на
его родине. На
«Красное и
черное» обратили
внимание А. С.
Пушкин и некоторые
его современники.
Весьма положительно
отозвался о
нем Лев Толстой,
которого особенно
поразили военные
сцены «Пармского
монастыря».
Горький считал
его одним из
крупнейших
мастеров европейского
романа. В Советской
России были
переведены
на русский язык
все произведения
Стендаля, вплоть
до незаконченных
отрывков, а его
романы и новеллы
переиздавались
десятки раз.
Основные его
произведения
переведены
на многие другие
языки стран
бывшего СССР.
Стендаль у нас,
несомненно,
является одним
из самых любимых
иностранных
писателей.

1.

Мари
– Анри Бейль
родился на юге
Франции, в городе
Гренобле. Отец
Стендаля, Шерюбен
Бейль, адвокат
при местном
парламенте,
и дед, Анри Ганьон,
врач и общественный
деятель, как
и большая часть
французской
интеллигенции
XVIII
века, были увлечены
идеями Просвещения.
Отец имел в
своей библиотеке
«большую энциклопедию
наук и искусств»
составленную
Дидро и Д-Аламбером,
и увлекался
Жан – Жаком
Руссо. Дед был
поклонником
Вольтера и
убежденным
вольтерьянцем.
Но с началом
Французской
революции
(1789) их взгляды
сильно изменились.
Семья обладала
достатком, и
углубления
революции
испугало ее.
Отцу Стендаля
пришлось даже
скрываться,
и он оказался
на стороне
старого режима.

После
смерти матери
Стендаля семья
надолго облеклась
в траур. Отец
и дед впали в
набожность,
и воспитание
мальчика было
передано священнику,
скрывавшемуся
от под гостеприимной
кровлей Бейлей.
Этот священник,
аббат Ральян,
о котором Стендаль
с возмущением
вспоминал в
своих мемуарах,
тщетно старался
привить своему
воспитаннику
религиозные
взгляды.

В 1796 году
Стендаль поступил
в открывшуюся
в Гренобле
Центральную
школу. Задачей
этих школ,
учрежденных
в некоторых
провинциальных
городах, было
ввести в республике
государственное
и светское
обучение, чтобы
заменить им
прежнее – частное
и религиозное.
Они должны были
вооружить
молодое поколение
полезными
знаниями и
идеологией,
соответствующей
интересам
складывающегося
буржуазного
государства.
В Центральной
школе Стендаль
увлекся математикой
и по окончании
курса бал отправлен
в Париж для
поступления
в Политехническую
школу, готовившую
военных инженеров
и артиллерийских
офицеров.

Но в
Политехническую
школу он так
и не поступил.
Он приехал в
Париж через
несколько дней
после переворота
18 брюмера, когда
молодой генерал
Бонапарт захватил
власть в свои
руки и объявил
себя первым
консулом. Тотчас
же начались
приготовления
к походу в Италию,
где вновь
восторжествовала
реакция и
установилось
австрийское
владычество.
Стендаль был
зачислен
сублейтенантом
в драгунский
полк и отправился
к месту службы
в Италию. В армии
он прослужил
больше двух
лет, однако,
ему не пришлось
участвовать
ни в одном сражении.
Затем он подал
в отставку и
1802 году вернулся
в Париж с тайным
намерением
стать писателем.

Почти
три года Стендаль
прожил в Париже,
упорно изучая
философию,
литературу
и Английский
язык. В сущности,
только здесь
он получает
свое первое
настоящее
образование.
Он знакомится
с современной
французской
сенсуалистической
и материалистической
философией
и становится
убежденным
врагом церкви
и всякой мистике
вообще. В то
время когда
Бонапарт готовил
себе императорский
престол, Стендаль
на всю жизнь
возненавидел
монархию. В
1799 году, во время
переворота
18 брюмера, он
был доволен
тем, что генерал
Бонапарт «стал
королем Франции»;
в 1804 году коронация
Наполеона, ради
которой в Париж
прибыл папа
римский, кажется
Стендалю очевидным
«союзом всех
обманщиков».

Между
тем приходилось
думать о заработке.
Множество
начатых Стендалем
комедий остались
незаконченными,
и он решил добывать
средства к
существованию
коммерцией.
Прослужив около
года в каком-то
торговом предприятии
в Марселе и
почувствовав
навсегда отвращение
к торговле, он
решил вернуться
на военную
службу. В 1805 году
опять начались
непрерывные
войны с европейской
коалицией, и
Стендаль был
зачислен в
интендантство.
С этого времени
он непрерывно
разъезжает
по Европе вслед
за армией Наполеона.
В 1806 году он вступает
вместе с французскими
войсками в
Берлин, в 1809-м –
в Вену. В
1811 году он проводит
отпуск в Италии,
где задумывает
свою книгу
«История живописи
в Италии».

В 1812 году Стендаль
по собственному
желанию отправляется
в армию, уже
вторгшуюся
в Россию, вступает
в Москву, видит
пожар древней
русской столицы
и бежит вместе
с остатками
войска во Францию,
надолго сохранив
воспоминания
о героическом
сопротивлении
русских войск
и доблести
русского народа.
1814 году он присутствует
при занятиях
русскими войсками
Парижа и, получив
отставку, уезжает
в Италию, находившуюся
тогда под австрийским
гнетом.

Он поселяется
в Милане, в городе,
полюбившемся
еще в 1800 году, и
живет здесь
почти безвыездно
около семи лет.
Как наполеоновский
офицер в отставке,
получает половинную
пенсию, которая
позволяет ему
кое-как просуществовать
в Милане, но
недостаточна
для жизни в
Париже.

В
Италии Стендаль
печатает свое
первое произведение
– три биографии:
«Жизнеописание
Гайдна, Моцарта
и Метастазио»
(1814)

В 1814
году Стендаль
впервые знакомится
с романтическим
движением в
Германии, главным
образом по
книге А. В. Шлегеля
«Курс драматической
литературы»,
только что
переведенной
на французский
язык. Принимая
мысль Шлегеля
о необходимости
решительной
литературной
реформы и борьбы
с классицизмом
ради более
свободного
и более современного
искусства, он,
однако, не
сочувствует
религиозно
– мистическим
тенденциям
немецкого
романтизма
и не может
согласиться
со Шлегелем
в его критике
всей французской
литературы
и просвещения.
Уже с1816 года
Стендаль увлекается
поемами Байрона,
в которых видит
выражение
современных
общественных
интересов и
социального
протеста. Итальянский
романтизм,
возникающий
приблизительно
в это же время
и тесно связанный
с итальянским
национально
– освободительным
движением,
вызывает его
горячие симпатии.
Все
это получило
сое отражение
в следующей
книге Стендаля
– «История
живописи в
Италии» (1817)
,
в которой он
наиболее полно
изложил свои
эстетические
взгляды.

Одновременно
Стендаль печатает
книгу «Рим,
Неаполь и Флоренция»
(1817)
, в
которой пытается
характеризовать
Италию, ее
политическое
положение,
нравы, культуру
и итальянский
национальный
характер. Чтобы
сделать эту
картину целой
страны яркой
и убедительной,
он набрасывает
живые сценки
современного
быта и пересказывает
исторические
эпизоды, обнаруживая
блестящий
талант повествователя.

С 1820 года
начались
преследование
итальянских
карбонариев.
Некоторые
итальянские
знакомые Стендаля
были арестованы
и заключены
в австрийские
тюрьмы. В Милане
царил террор.
Стендаль решил
вернуться в
Париж. В июне
1821 года он прибил
на родину и
сразу погрузился
в атмосферу
бурной политической
и литературной
борьбы.

2.

В это
время во Франции
вновь с необычайной
силой началась
реакция. Преданное
королю министерство
Виллеля проводило
мероприятия,
глубоко возмущавшие
либералов.
Пользуясь
куцыми «свободами»,
представляемыми
конституцией,
либералы вели
борьбу в палатах,
в печатях, на
сценах театров.
В оппозицию
переходили
деятели и органы
печати, еще
недавно верные
королю. В 1827 году
после выборов,
давших большинство
либералам,
правительство
Виллеля ушло
в отставку. Но
Карл X
не хотел уступать
и решил совершить
государственный
переворот,
чтобы полностью
восстановить
абсолютизм.
В результате
чего в Париже
вспыхнула
революция,
сбросившая
за три дня старую
монархию.

Стендаль
остро интересовался
происходившей
во Франции
политической
борьбой. Реставрация
Бурбонов вызвала
его негодование.
Приехав в Париж,
он открыто
принял участие
в борьбе либералов
с реакцией.

В Париже
жизнь была
дороже, чем в
Милане, и Стендаль
должен был раде
заработка
заниматься
поденной литературой:
писать мелкие
статьи для
французских
и английских
журналов. Он
едва находил
время для того,
чтобы писать
роман.

Первым
его произведением,
напечатанным
после возвращения
в Париж, была
книга «О любви»
(1822)
. Книга
эта представляет
собою психологический
трактат, в котором
Стендаль пытался
характеризовать
различные виды
любви, распространенные
в тех или иных
классах общества
и в различные
исторические
эпохи.

Во время
реставрации
во Франции шел
спор между
классиками
и романтиками.
Стендаль принимал
участие в этих
спорах, напечатав
две брошюры
«Расин и Шекспир»
(1823 и 1825). Брошюры
обратили на
себя внимание
литературных
кругов и сыграли
свою роль в
борьбе двух
литературных
направлений.

В 1826 году
Стендаль писал
свой первый
роман – «Арманс»(1827)
где изображает
современную
Францию, ее
«высший свет»,
праздную,
ограниченную
в интересах,
думающую только
о своих выгодах
аристократию.
Однако и это
произведение
Стендаля несмотря
на свои художественные
достоинства,
не привлекло
внимание читателей.

То был
один из самых
трудных периодов
в жизни Стендаля.
Политическое
состояние
страны повергло
его в уныние,
материальное
положение
весьма трудное:
работа в английских
журналах
прекратилась,
а книги не давали
почти никакого
заработка.
Личные дела
приводили его
в отчаяние. В
это время ему
предложили
составить
путеводитель
по Риму. Стендаль
с радостью
согласился
и за короткий
срок написал
книгу «Прогулки
по Риму» (1829) – в
форме рассказа
о путешествии
в Италию небольшой
группы французских
туристов.

Впечатления
от современного
Рима легли в
основу повести
Стендаля «Ванина
Ванини, или
некоторые
подробности
относительно
последней венты
карбонариев,
раскрытой в
Папской области».
Повесть вышла
в свет в 1829 году.

В
том же году
Стендаль начал
писать свой
роман «Красное
и черное», который
сделал его имя
бессмертным.

Роман вышел
в свет в ноябре
1830 года с датой
«1831». В это время
Стендаля уже
не было во Франции.

В среде
зажиточной
буржуазии
господствует
корысть и желание
подражать
высшим классам,
— самобытные
и политические
нравы можно
найти только
среди народа.
Страсти можно
заметить, только
когда они прорываются
в каком либо
поступке, караемом
законом. Вот
почему в глазах
Стендаля «Судебная
газета» является
важным документом
для изучения
современного
общества.
Интересующую
его проблему
он нашел в этой
газете. Так
возникло одно
из лучших
произведений
Стендаля: «Красное
и черное». В
подзаголовке
романа стоит
«Хроника XIX
века».
Под этим «веком»
следует понимать
период Реставрации,
так как роман
был начат и в
основном написан
до Июльской
революции.
Термин «Хроника»
обозначает
здесь правдивое
повествование
об обществе
эпохи Реставрации.

Замечательно
характеризовал
этот роман М.
Горький: «Стендаль
был первым
литератором,
который почти
на другой день
после победы
буржуазии начал
проницательно
и ярко изображать
признаки неизбежности
внутреннего
социального
разложения
буржуазии и
ее туповатую
близорукость».

28 июля
1830 года, в день
Июльской революции,
Стендаль с
восторгом
увидел на улицах
Парижа трехцветное
знамя. В истории
Франции наступила
новая эра: к
власти пришла
крупная финансовая
буржуазия.
Стендаль быстро
разгадал в
новом короле
Луи – Филиппе
обманщика и
душителя свободы,
а прежних либералов
примкнувшим
к Июльской
монархии, считал
ренегатами.
Тем не менее,
он стал хлопотать
государственной
службе и вскоре
стал консулом
Франции в Италии,
сперва в Триест,
а потом в Чивита-Веккию,
морской порт
поблизости
с Римом. В этой
должности
Стендаль оставался
вплоть до своей
смерти. Большую
часть года он
проводил в Риме
и часто уезжал
в Париж.

В
1832 году он начал
свои мемуары
о пребывании
в Париже с 1821 по
1830 год – «Воспоминание
эготиста», в
1835 – 1836-м – обширную
автобиографию,
доведенную
только до 1800 года
– «Жизнь Анри
Брюлара». В
1834 году Стендаль
написал несколько
глав романа
«Люсьен Левен»,
который также
остался незаконченным.
В это же время
он заинтересовался
случайно найденными
им старыми
итальянским
хрониками,
которые решил
обработать
в небольшие
повести. Но и
этот замысел
получил осуществление
только через
несколько лет:
первая хроника
«Виттория
Аккорамбони»,
появилась в
1837 году.

Во время
длительного
отпуска в Париже
Стендаль напечатал
«Записки туриста»
– книгу о своих
путешествия
по Франции, а
еще через год
вышел в свет
роман «Пармский
монастырь»,
в котором отразилось
его великолепное
знание Италии
(1839). Это было последнее
напечатанное
им произведение.
Роман, над которым
он работал
последние годы
своей жизни,
«Ламьель»,
остался незаконченным
и был издан
через много
лет после его
смерти.

III

Мировоззрение
Стендаля.

Мировоззрение
Стендаля в
общих своих
чертах сложилось
уже в 1802 –1805 годы,
когда он с великим
увлечением
читал французских
философов XVIII
века – Гельвеция,
Гольбаха, Монтескье,
а также их более
или менее
последовательных
преемников
– философа
Дестюта де
Траси, создателя
науки о происхождении
понятий, и Кабаниса,
врача, доказывавшего,
что психические
процессы зависят
от процессов
физиологических.

Стендаль
не верит в
существование
бога, в религиозные
запреты и в
загробную
жизнь, отвергает
аскетическую
мораль и мораль
покорности.
Он стремится
каждое понятие,
которое встречает
в жизни и в книгах,
проверять
данными опыта,
личным анализом.
На основе
сенсуалистической
философии он
строит и свою
этику, вернее,
он заимствует
ее у Гальвенция.
Если существует
лишь один источник
познания – наши
ощущения, то
следует отвергнуть
всякую мораль,
не связанную
с ощущением,
не выросшую
из него. Желание
славы, заслуженного
одобрения
других, по мнению
Стендаля, — один
из самых сильных
стимулов поведения
человека.

Впоследствии
взгляды Стендаля
эволюционировали:
некоторое
безразличие
к общественным
вопросам, характерное
для него в эпоху
Империи, сменилось
пылким интересом
к ним. Под влиянием
политических
событий и либеральных
теорий во время
Реставрации
Стендаль стал
думать, что
конституционная
монархия является
неизбежным
этапом на пути
от деспотизма
Империи к Республике
и т.д. Но при всем
том политические
взгляды Стендаля
оставались
неизменными.

Характерная
особенность
современного
французского
общества, полагал
Стендаль, —
лицемерие. В
этом вина
правительства.
Это оно принуждает
французов к
лицемерию.
Никто во Франции
уже не верит
в догмы католицизма,
но всякий должен
принимать вид
верующего.
Никто не сочувствует
реакционной
политике Бурбонов,
но все должны
ее приветствовать.
Со школьной
скамьи приучается
лицемерить
и видит в этом
единственное
средство
существования
и единственную
возможность
спокойно заниматься
своим делом.

Стендаль
был страстным
ненавистником
религии и особенно
духовенства.
Власть церкви
над умами ему
казалось самой
страшной формой
деспотизма.
В своем романе
«Красное и
черное» он
изобразил
духовенство
как общественную
силу, борющуюся
на стороне
реакции. Он
показал, как
воспитывают
будущих священников
в семинарии,
прививая им
грубо утилитарные
и эгоистические
идеи и всеми
средствами
привлекая их
на сторону
правительства.

*

Воздействие
творчества
Стендаля на
дальнейшее
развитие литературы
было широко
и много образно.
Причина этой
мировой славы
заключается
в том, что Стендаль
с необычайным
проникновением
вскрыл основные,
ведущие черты
современности,
раздирающие
его противоречия,
борющиеся в
ней силы, психологию
сложного и
беспокойного
XIX
столетия, все
те особенности
взаимоотношений
человека и
общества, которые
были характерны
не для одной
только Франции.

С глубокой
правдивостью,
делающей его
одним из крупнейших
реалистов, он
показал движение
своей эпохи,
освобождающейся
от уз феодализма,
от господства
капиталистической
верхушки,
пробивающейся
к еще смутным,
но неизбежно
влекущим
демократическим
идеалам. С каждым
романом возрастал
размах его
изображений,
и общественные
противоречия
представали
в большой сложности
и непримиримости.

Излюбленные
герои Стендаля
не могут принять
те формы жизни,
которые сложились
в XIX
веке в результате
революции,
приведшей к
господству
буржуазии. Они
не могут примирится
с тем обществом,
в котором феодальные
традиции уродливо
сосчитались
с восторжествовавшим
«чистоганом».
Проповедь
независимости
мысли, энергии,
отвергающей
нелепые запреты
и традиции,
героического
начала, которое
пытается пробиться
к действию в
косной и грубой
среде, скрыто
присутствует
в этом революционном
по своей природе,
захватывающе
правдивом
творчестве.

Вот
почему и теперь,
через столько
лет после смерти
Стендаля, его
произведения
читают во всех
странах миллионы
людей, которым
он помогает
понимать жизнь,
ценить правду
и бороться за
лучшее будущее.
Вот почему и
нашим читателем
он признан как
один из крупнейших
художников
XIX
века, внесшим
неоценимый
вклад в мировую
литературу.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий