Средства физической подготовки и спорта в профилактике наркомании

Дата: 13.02.2016

		

Содержание

Введение

1. Социально-педагогические подходы к профилактике
подростковой наркомании средствами физической
культуры и спорта

2. Использование средств физической культуры и спорта в профилактике
наркомании

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция
к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических
веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи.

Темпы роста наркотизации российского общества и
преступности, связанной с наркотиками, справедливо рассматриваются как одна из
реальных угроз национальной безопасности страны.

За последние пять лет количество потребителей наркотиков
увеличилось более чем в 3 раза. Распространяющаяся в молодежной среде мода на
наркотики и психотропные вещества, рост незаконного ввоза в страну этих средств
также способствуют дальнейшей наркотизации общества. Быстрыми темпами растет
смертность от употребления наркотиков. Так, количество смертей среди лиц,
состоявших на наркологическом учете, возросло за последние 5 лет на 31%, в том
числе на 47% от передозировки.

Высокие темпы роста наркомании и связанной с ней
подростковой преступностью наглядно показывают, что подростки составляют
наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает
основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны,
если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики злоупотребления
наркотиками.

В то же время существующая система предупреждения
распространения психоактивных веществ, включая различные виды воспитательного
воздействия, уже давно стала отставать от тех явлений и процессов, которые
происходят в молодежной среде, и как следствие этого утратила в полной мере
готовность противостоять различным негативным явлениям. Поэтому в сложившейся
ситуации поиски новых моделей, форм, методов и средств профилактики наркомании
нужно рассматривать как необходимое условие выхода из общего кризиса.

1. Социально-педагогические
подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и
спорта

Сложившиеся условия определяют необходимость нахождения
путей противостояния наркомании среди детей, подростков и молодежи, используя
все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную
сферу деятельности, как физическая культура и спорт (ФКС), которая как
социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся
личности и обеспечивает ее успешную социализацию.

Одним из важнейших направлений в профилактике наркомании и
преступности среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы
по месту жительства.

В последние десятилетия при ЖЭКах, школах, ПТУ стали
создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности
заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные
секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими
упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и
методов ФКС.

Однако по данным социологических исследований, более 3 млн
детей отлучены от занятий физической культурой в школе, а в спортивных секциях
занимаются не более 20% учащихся. Весьма примечателен тот факт, что в ряде
регионов, где профилактическая работа строится в основном с акцентом на
проведении физкультурно-массовых мероприятий, рост числа наркоманов среди
несовершеннолетних из года в год не увеличивается.

К основным причинам, сдерживающим использование ФКС в
профилактике наркомании, следует отнести:

— отсутствие должного финансирования;

— нехватку спортивных баз;

— недооценивание возможностей спортивной деятельности со
стороны госструктур вне сферы ФКС;

— недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;

— снижение вклада научных и образовательных учреждений в
развитие спорта и переподготовку специалистов;

— отсутствие целенаправленной работы по физическому
воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;

— низкие темпы развития клубной системы занятий ФКС с учетом
потребностей и возможностей населения;

— недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их
материального обеспечения.

Программа профилактики наркомании должна состоять из трех
взаимосвязанных блоков: психолого -педагогической диагностики особенностей
личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям
ФКС и блока дифференцированного применения ФКС для коррекции
психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и
функционального состояния организма.

Изучение личностных особенностей требует подбора методик,
позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить
причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор
диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения
подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в
семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического
развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно — спортивной
деятельности и приоритетных видов этой деятельности.

Методика физического воспитания педагогически запущенных и
склонных к употреблению психоактивных веществ подростков имеет свои
специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и
повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального
состояния и нравственной сферы личности.

Важным этапом профилактической работы следует считать
вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий
в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.

В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного
процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из
интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при
формировании группы занимающихся:

— учебный материал должен быть понятен и доступен
подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в
противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;

— усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются
постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;

— важно своевременно применять методы принуждения,
наказания, поощрения;

— в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за
выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом,
посещаемостью.

Важное значение в учебно-воспитательном и
учебно-тренировочном процессах, направленных на профилактику приема
психоактивных веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей
и подростков, используя для этого следующие методические приемы:

— создание педагогических условий, в которых тревожные
подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха
(облегченные условия выполнения упражнений);

— при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов
выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;

— предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при
проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;

— извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения
упражнения агрессивными подростками;

— проведение групповых бесед, акцентируя внимание на
положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы,
самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в
физкультурно-спортивную деятельность являются:

— на начальном (побуждающем) этапе — беседы, убеждения,
просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов
спорта;

— на этапе формирования устойчивого интереса к ФКС — беседы,
контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной,
выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и
т.д.;

— на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям
физической культурой или виду спорта — контроль тренера и педагогов за
деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях,
ходатайство о снятии с учета в органах милиции.

Любые задачи профилактики наркомании средствами ФКС решаются
тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных
служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.

Концепция профилактики наркомании среди молодежи средствами
ФКС должна опираться на государственную Концепцию развития физической культуры
и спорта в Российской Федерации, предусматривающую пути, средства и методы
«формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных
занятиях физической культуры и спортом, навыков здорового образа жизни, моды на
спорт, особенно среди подрастающего поколения».

Среди первоочередных задач профилактики наркомании
средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

— повышение ответственности родителей за здоровье детей и
уровень их образования в области ФКС;

— наделение должным статусом системы физического воспитания
в детских садах и яслях;

— физическую культуру как образовательную область и учебный
предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;

— объем двигательной активности на всех возрастных этапах (
он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен
предусматривать:

— урочные формы занятий в образовательных учреждениях,
начиная с яслей и заканчивая вузами;

— дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях,
спортивных клубах и т.п.;

— спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные
мероприятия (туризм, спартианские игры, спартакиады школьников и др.).

Следует развивать систему пропаганды ФКС через средства
массовой информации, и особенно телевидение, поскольку для большинства детей и
подростков именно оно — основной источник информации. Целесообразно увеличить
время, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости,
ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой
путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия ФКС.

При формировании программ профилактики наркомании средствами
ФКС необходимо шире использовать достижения науки.

В настоящее время уже доказано, что при интенсивных
физических нагрузках увеличивается производство эндогенных опиатов в организме,
и в особенности при занятиях экстремальными видами двигательной активности, что
в конечном итоге выполняет функцию профилактики состояний фрустрации. Вместе с
тем нельзя не учитывать отношение учащихся к различным видам двигательной
активности и определенным видам спорта.

2. Использование средств
физической культуры и спорта в профилактике наркомании

Федеральный закон РФ «О внесении изменений в статью 1
Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 25
октября 2006 года № 170-ФЗ дает юридическое определение профилактике наркомании
и антинаркотической пропаганде:

— профилактика наркомании –
совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального,
медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного
характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения
наркомании;

— антинаркотическая пропаганда – пропаганда здорового
образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на
формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Как видно из этого закона, основной положительный вектор
антинаркотической пропаганды направлен на формирование у наших сограждан
здорового образа жизни, ядром которого и является оптимальная физическая
активность человека, а отрицательный – на формирование негативного
отношения к наркомании, сложнейшей и многограннейшей проблемы, решение которой
невозможно без комплексной и скоординированной системы мероприятий различного
характера.

Данный факт со всей очевидностью демонстрирует огромный
потенциал средств физической культуры и спорта как в профилактике наркоманий,
так и особенно в антинаркотической пропаганде.

Анализ многочисленных публикаций позволяет выделить три
уровня наркопрофилактического использования средств физической культуры и
спорта:

— первый уровень предполагает
применение различных средств, методов, форм занятий по физической культуре и
спорту с молодежью с целью ее отвлечения от «вредных привычек», уменьшения
вероятности приобщения к ним за счет целесообразной организации досуга,
заполнения «вакуума» свободного времени, формирования социально одобряемой
активности и установок, повышения стресссоустойчивости, формирования
оптимистического взгляда на жизнь;

— второй уровень выражается в установках на
оздоровление и приобщение к здоровому образу жизни;

— третий уровень предусматривает формирование и
коррекцию основных свойств личности молодежи в процессе занятий физическими
упражнениями (профилактическая работа строится на основе учета сформировавшейся
ценностной концепции жизни каждого молодого человека и предполагает возможности
коррекции этой концепции, тех или иных свойств личности – черт характера,
направленности, мировоззрения, самосознания, эмоционально-волевой сферы и
т.д.).

Спортивно-массовые мероприятия (куда относятся и
физкультурно-оздоровительные) являются, пожалуй, основным направлением
профилактики негативных социальных явлений и антинаркотической пропаганды в
сфере физической культуры и спорта. Это и понятно, поскольку соревновательность
– основополагающее качество спортивной деятельности, а спорт по своей сути есть
не что иное как официальное систематически возобновляющееся соревнование,
организованное в соответствии с принципом «честного соперничества» или «честной
игры».

Современные детальные этиолого-антропологические
исследования показали, что элементы соперничества являются универсальным
компонентом антропологии человека, что соревнования в духовной,
интеллектуальной и физической культуре имеют универсальный характер и являются
одним из наиболее важных социальных и этиологических принципов человечества.

Напомним, что соревнования, сопоставления себя с другими на
основе правил «честной игры» являются сердцевиной сознательной способности
человека, его базисного сущностного свойства.

Таким образом, спортивно-массовые и
физкультурно-оздоровительные мероприятия – важнейшее направление профилактики
негативных социальных явлений и, в частности, антинаркотической пропаганды –
может принести положительный эффект только в случае их системности,
периодической повторяемости и методической обеспеченности.

При этом основная цель методики проведения любых
соревнований должна состоять в том, чтобы сопоставление своих способностей со
способностями других формировало мотивацию к самосовершенствованию участников
состязаний.

Информационно-образовательные модели
антинаркотической профилактики и пропаганды нацелены на организацию учебной
деятельности школьников и учащейся молодежи с целью освоения ими знаний о
негативных последствиях опасных экспериментов со своим здоровьем, а также
формирования умений и навыков корректировки своего психоэмоционального и
физического состояния и, вообще, удовлетворения своих базисных потребностей в
социально приемлемых формах (потребностей в самоактуализации, приобретения
значимого социального статуса, профессионального самоопределения и др.).

Агитационно-пропагандистские акции – это технологии,
напрямую реализующие содержание антинаркотической пропаганды и являющиеся
важным компонентом любого профилактического мероприятия
физкультурно-спортивного характера.

Анализ международного опыта профилактики наркоманий и
других негативных социальных явлений с помощью средств физической культуры и
спорта показал, что используемые в различных странах технологии и модели во
многом схожи с российскими и могут быть также классифицированы.

Однако механизмы их реализации, безусловно, крайне
разнообразны и предопределены своеобразным сочетанием политических,
экономических, правовых, социальных и целым рядом других факторов, характерных
для каждой конкретной страны. Поэтому перенести опыт той или иной страны в деле
профилактики наркоманий и антинаркотической пропаганды в условиях России весьма
затруднительно.

Совершенно очевидно, что в нашей стране необходимо
разработать свою, национальную систему профилактики и пропаганды.

Главная идея повышения эффективности использования средств
физической культуры и спорта в профилактике наркоманий и антинаркотической
пропаганде состоит в создании постоянно действующей системы такой работы,
внедрении ее во все учреждения и организации, где представлена физическая
культура и спорт: общеобразовательные учреждения; учреждения начального,
среднего и высшего профессионального образования; учреждения дополнительного
образования, спортивные клубы и федерации; места отдыха и проведения досуга, в
первую очередь детей, подростков и молодежи и др.

При этом такая система должна состоять из обязательной для
всех субъектов РФ части и вариативной, учитывающей реальную наркоситуацию в
регионе. При этом обязательная часть должна финансироваться бюджетами различных
уровней, а вариативная – целевыми программами.

Внедрение подобной системы профилактики и пропаганды
невозможно без координации действий государственных органов управления
физической культурой и спортом, образованием, здравоохранением, культурой.

В содержательном плане информационно-образовательные
антинаркотические программы должны быть комплексными и включать в себя
объективные сведения о наркотических ядах и их влиянии на человека
(приблизительно 20 %) и о возможности удовлетворения глубинных базовых
потребностей личности, коррекции своего психоэмоционального состояния с помощью
средств физической культуры и спорта.

Другими словами, профилактические и пропагандистские
программы и технологии должны быть заполнены не только и даже не столько запугивающей
информацией, но и прежде всего конкретными предложениями по
самосовершенствованию и самоактуализации в социально приемлемых формах.


Заключение

Формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни,
здоровая состязательность и свободный творческий поиск, удовлетворение
естественного стремления человека к экспериментированию и двигательной
активности, поиску новых необычных ощущений и переживаний делают занятия
физической культурой и спортом реальной альтернативой миру наркотиков.

Огромный образовательный и воспитательный потенциал
физической культуры и спорта не может быть эффективно реализован без создания
социальных условий и использования новейших педагогических технологий,
определения содержания, форм физкультурно-спортивной работы, направленных на
социализацию детей и подростков, профилактику их возможного асоциального
поведения: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков.

Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде,
потеря интереса к познанию мира, характерные для многих современных людей,
вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к поиску
«острых» ощущений, выходу «за рамки дозволенного».

С этих позиций представляется очевидным, что приобщить
подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям, открыть для него
мир спорта — значит предупредить возможность развития у него девиантного
поведения, уберечь от правонарушительных действий.

В этой связи решение специфических социально-педагогических
задач антинаркотической направленности средствами физической культуры и спорта,
 будет наиболее эффективным на основе реализации идей личностно-ориентированного
образования и воспитания, выбора видов спорта, определения содержания занятий
по интересам.

Личностно — ориентированные двигательные программы формируют
у детей подростков потребность в занятиях физической культурой и спортом, нацеливают
на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, обеспечивают готовность
подростка противостоять факторам риска.


Библиографический список литературы

1.   
Ахромова А.Г. Медико-биологические, социальные и правовые аспекты
наркомании: Учебное пособие – Краснодар: Издательство Кубанской ГАФК, 2001.

2.   
Ахромова А.Г., Погребной А.И. Рекомендации
для родителей по профилактике подростковой наркомании
.
Краснодар: КГУФКСТ, 2003.

3.   
Гордиенко Н.Г., Погребной А.И. Технология применения спартианских
игр в профилактике наркомании среди молодежи: Учебное пособие. – Краснодар:
КГУФКСТ, 2003.

4.   
Кабачков В.А., Тюленьков С.Ю., Куренцов В.А. Социально-педагоги-ческие
подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и
спорта.//Физическая культура. — 2003.-№3.

5.   
Основные направления использования физической культуры и спорта в
профилактике потребления наркотиков и асоциального поведения учащейся молодежи
// Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и
спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: Материалы Международной
научно-практической конференции. – Волгоград: ВГСХА, 2006.

6.   
Физическая культура и спорт – эффективное направление профилактики
наркомании подростков и молодежи // Вестник Волгоградского государственного
медицинского университет.  —  2006. — № 4 (20) .

7.   
Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности
среди молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности
среди молодежи» (22-24 мая 2002 г., г. Краснодар) / Под ред. В.А.
Якобашвили и А.И. Погребного. – Краснодар: КубГАФК, 2002.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий