1. Спорт – явление культурной жизни
Актуальность вопроса
«Спорт явление культурной жизни» обусловлена тем, что в настоящее
время жизненно необходимо рассмотрение деятельности человека как носителя
конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций. Занятия спортом
состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост
требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам
человека дает возможность человеку адаптироваться к сложным жизненным условиям.
Государственная поддержка физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных
организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности
осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и
спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством
Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других
физкультурно-спортивных организаций. Федеральный Закон РФ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые,
организационные, экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики
в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского
движения России.Безусловно, спорт —
явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих
возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт
— это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней.
Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется
стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации
физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят
о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.Здоровый
образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные
стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в
большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении
своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом
настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную
культуру жизнедеятельности. Состояние здоровья зависит от нормального
функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или
отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные
можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации). Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов
слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых
индивидуальных потребностей. Возможности физической культуры в укреплении
здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности,
психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Известно, что
физическое развитие человека как процесс изменения и становления
морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от
условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Таким
образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут
улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела. Моральное
удовлетворение приносят те занятия по физической культуре и соревнования, на
которых студенты достигают определенных результатов за счет систематических
тренировок и честной борьбы с соперником. Поэтому в спорте нетерпимы любые
проявления нечестности. Высокая социально-экономическая значимость физической
культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности
законодательные основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 2003 года
были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы обеспечить
всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать
потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для
занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации
профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных
привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой
и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,
физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы
и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в
России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию
во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом. Система
физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание
населения с учетом интересов каждого человека, требований производства,
образования и культуры народов Российской Федерации.1.1 Компоненты физической культуры
Включенное в систему
образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует
основу физической подготовленности людей приобретение фонда жизненно важных
двигательных умении и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются «школа» движении, система гимнастических
упражнении и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются
умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в
разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях
в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на
лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске
тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и
др.). Физическое развитие это биологический процесс становления, изменения
естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни
человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость
легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость,
гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие тесно связано со здоровьем
человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее
жизненное благополучие.Благодаря
профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного
овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На
производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки,
послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств
профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения
определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она
приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.1.2 Оздоровительно-реабилитационная
физическая культураОна связана с направленным
использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и
восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие
заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является
лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов
(лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных
с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение,
хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в
таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами
проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и
др.Фоновые виды физической
культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки
повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения
в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную
физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха
(туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура
оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа
жизни. Она особенно эффекивна в сочетании с другими компонентами физической
культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры
используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух
и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена
распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена
тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их
комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и
развивающий эффект.
2.
Социальные функции спорта2.1
Специфические функции спорта
Под функциями спорта
понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и
человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности
личности и общества.Функции спорта можно
условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому
явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и
эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют
функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция
личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная
функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и
социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.Соревновательно-эталонная
функция. Основу специфики спорта составляет собственно
соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном
выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных
человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или
достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в
соревновании. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших
достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том
числе массовому общедоступному через систему специально организованных
соревнований.Эвристически-достиженческая
функция . Для спорта характерна творческая поисковая
деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с
изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта
функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к
ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые
средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и
тактических решений ведения спортивной борьбы.2.2 Общие функции
спортаК социально-общественным
прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и
развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и
спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического,
интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие
требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие
возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств
человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении
воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько
от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом,
воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством
системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.
Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также
действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными
видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной
деятельности.Оздоровительно-рекреативная
функция проявляется в положительном влиянии спорта на
состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко
выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом
на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте
закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий
физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены.
Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует
психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает
познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации
отрицательных явлений гиподинамии у детей. Большая роль отводится спорту и в
работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от
неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него
резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.
Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха
и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится
цели достижения высоких спортивных результатов.Эмоционально-зрелищная
функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды)
несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и
духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане
привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и
художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота
человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное
настроение — все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность
спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия,
затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также
универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.Функция социальной
интеграции и социализации личности. Спорт является одним из
мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и
формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его
важная роль в процессе социализации личности. Специфические спортивные
отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе
вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта.
Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность,
усвоения ее социального опыта, как в сфере спорта, так и в более широком
масштабе.Коммуникативная
функция. Гуманизация общества в настоящий период развития
человечества делает спорт фактором развертывания международных связей,
взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.Экономическая функция.
Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства,
вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня
здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни
человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка
кадров — все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового
спорта и спорта высших достижений.Экономическое значение имеют
также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации
спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство
и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества
— это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.
Заключение
Спорт создал и новую
культурную, в том числе художественную, среду, ибо спортивные сооружения
стадионы, дворцы спорта, манежи, площадки, треки, бассейны и т.п. не только
стали важными объектами архитектуры, но и оказали существенное влияние на всю
организацию и планировку поселений. Большие надежды возлагались на спорт и в
плане нравственного совершенствования общества. Конечно, никто не ожидал от
спорта абсолютной чистоты и непогрешимости. Но были надежды, что дружеская
расположенность участников соревнований, бескорыстность борьбы и ее благородные
правила будут все в большей и большей мере определять спортивные отношения, а
через них распространяться в качестве общечеловеческих ценностей и норм
общения. Спортивная победа и ее творец рекордсмен воспринимались в качестве
национальных символов, и казалось, что они в наиболее чистом виде воплощают
нравственные ценности патриотизма, верности долгу и чести.[1]
Оставалось привить эти качества массовому сознанию, ориентированному на спорт,
внедрить их средствами воспитания. Тем самым, предполагалось, будут решены
многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда
спорта в этом направлении действовала очень старательно и далеко не всегда
безуспешно, что несомненно, следует поставить ей в заслугу. Но современный
спорт вырос на иной почве, нежели античный, и не обнаруживает тенденции к
потере своих функций, к исчезновению из пространства культуры как его древний
предшественник. Наоборот, основные линии и формы развития современного спорта
нашли в этом пространстве свое место и оказались весьма значительными в своем
гуманистическом и эстетическом содержании.Современный спорт
переживает кризис и довольно глубокий. Но в кризисном состоянии находятся вся
современная культура и цивилизация. Кризис спорта не есть его разрушение, а
лишь несоответствие и часто резкое сложившихся организационных форм,
методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным
структурам, новому спектру общественных и индивидуальных потребностей, новым
стандартам жизни.Список литературы
1.
Смирнов
Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном
российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995.2.
Виноградов
П.А. Основам Законодательства Российской Федерации «О физической культуре
и спорте» долгую жизнь // Теория и практика физической культуры, 1993, №
8.3.
Гибер
Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1990.4.
Кулинко
Н.Ф. История и организация физической культуры. М.: Просвещение. 1982.5.
Виноградов
П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа
жизни. Москва., 1996.6.
Виноградов
П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.7.
Визитей
Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.8.
Жолдак
В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I.
Москва.,1992.
[1]
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982. 11.