Российский Государственный Университет Физической
Культуры, спорта и туризма.Кафедра теории и методики физической культуры и
спорта.курсовая работа
на тему:
Специфические функции физической культуры в обществе.
Заочного отделения
Москва 2005г
ПЛАН:
Введение.
Социальная
сущность физической культуры.
Главная часть
Общая
характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация.
Специфические
функции физической культуры в обществе.
- Специфические
образовательные функции. - Специфические
прикладные функции. - «Спортивные
функции». - Рекреативные
функции. - Оздоровительно-реабилитационные
функции.
Заключение.
Социальная
сущность физической культуры
Физическая культура является, по своей сущности социальным
явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими
сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую
структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как
одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется
непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм
жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в
качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих
трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).
Воздействуя на физическую природу человека, физическая
культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в
свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном
итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя
сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению
организма это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей
роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения» (В. П.
Тугаринов, 1965).
Физическая культура явление исторически обусловленное. Её
возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в
целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе
труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою
собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к
труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила
возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
Характеристика
понятий «функция» и «форма» и их классификация.
Первым шагом для
оценки любого явления, предмета является определение его функциональной стороны
и структурной. Философия учит, что все предметы имеют содержание и форму. Для
того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся
понятия: «функция» и «форма». Термин «функция» в общественных науках связан с
понятием «функционировать» действовать, воздействовать.
Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства
воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать
определённые потребности личности и общества» (Л. П. Матвеев, 1983). Функции
физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным
образом через активную деятельность человека, направленную на использование
соответствующих культурных ценностей.
Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе
которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что «структурно отличает
виды и разновидности физической культуры, т.е. их структурную определенность
оформленность» (Л.П. Матвеев, 1983). Под видами подразумеваются крупные
сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями менее крупные
формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры
необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не существуют
независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга.
Формы