Специальные технологии обслуживания клиента в контактной зоне сервисного предприятия

Дата: 13.02.2016

		

Волгоградский филиал

Федеральное агентство по образованию

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

Курсовая работа

по дисциплине:

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

на тему:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕТА В КОНТАКТНОЙ ЗОНЕ
СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Выполнила: студентка 5 курса гр.5Тпз

Поминова А.В.

Научный руководитель: Косян С.Б.

Волгоград 2009г.

Содержание

Введение

Глава 1. Патологические особенности потребителя услуг

1.1 Характерные черты современного потребителя туруслуг

1.2 Психологические портреты клиентов и работников
контактной зоны

1.3 Виды организационных коммуникаций на предприятиях сферы
услуг

Глава 2. Особенности взаимодействия с клиентом

2.1 Взаимодействия с клиентом в гостинице

2.2 Характеристика профессионального и делового общения в
сфере туризма

2.3 Как вести себя с трудными людьми различных типов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение № 1


Введение

В настоящее время индустрия
туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового
хозяйства. В полной мере это относится к российскому туризму, который, активно
развиваясь, начинает включаться в конкурентную борьбу на мировом туристическом
рынке. В то же время имеется ряд факторов, негативно влияющих на
жизнедеятельность российских туристических организации. Одним из основных является
слабая профессиональная подготовка значительной части сотрудников,
проявляющаяся в их недостаточной компетентности, неумении осуществлять
эффективное профессиональное и деловое общение и, как следствие, низкой
результативности труда.

Работнику контактной зоны
необходимы такие специальные способности, как коммуникабельность (общительность),
наблюдательность, такт, понимание заказчика, предвидение результатов
обслуживание. Для развития специальных способностей работнику следует
сформировать у себя установку на овладение профессиональной этикой.

Способности находятся в тесной
связи с такими составляющими личности, как знания, навыки, умения. К примеру,
способности работника обслуживающей деятельности проявляются и в том, что он
быстро и хорошо владеет приемами профессионального поведения.

В данной курсовой работе мы
рассмотрим как надо правильно общаться с клиентами. Опишем психологические
портреты часто встречающихся людей.


Глава 1. Патологические особенности потребителя
услуг

1.1 Характерные черты современного потребителя
туруслуг

Однако кто он — современный
потребитель туруслуг? Каковы его характерные черты и поведенческие особенности?
Ответы на данные вопросы требуют выяснения общих тенденций развития спроса на
туруслуги в последние десятилетия. К таким мегатенденциям следует отнести
гедонизм, экстраверсию, стремление к удобству и комфорту, активность личности.

Гедонизм предполагает спрос на
удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает
процесс, а не объект получения удовольствия.

Экстраверсия означает «обращенность
во внешний мир»: общение с людьми, новые социальные контакты и знакомства.
Открытость общества предполагает терпимость к различным традициям, религиозным
и общественным течениям.

Наряду с новой ценностей
установкой на получение удовольствия от жизни важной чертой современного
потребителя туруслуг является экологизация мировоззрения: осознание хрупкости
окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.

К изменениям в психологии
современного типа потребителя туруслуг можно отнести:

Усложнение восприятия мира: мир
рассматривается теперь как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент
является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его
компонентов, которые взаимосвязаны между собой;

Голографические, комплексное
видение мира, когда проекция приобретает форму голограммы — динамического
процесса интерференционного восприятия явления, где информация о целом
рассредоточена по всему изображению, каждая точка которого содержит, в свою
очередь, часть информации о целом;

Переход в восприятии от
определенности к неопределенности: механическая модель мира предполагает его
предсказуемость, новое же видение мира предполагает, что абсолютно точные
предсказания и прогнозы принципиально невозможны;

Изменение представлений не такие
явления, как рост и преобразования, видевшиеся ранее в форме строительной
площадки, на которой шаг за шагом возводились новые здания по уже заранее
известному проекту. Теперь эти явления рассматриваются через диверсификацию,
открытость, комплексность, неопределенность и взаимообусловленность;

Переход к перспективной форме
мышления. Это значит, что из различных систем координат могут быть созданы
различные картины окружающего мира, но ни одна из них не является идеальной. Необходимо
учитывать все системы координат.

Следует также отметить, что
сегодняшнего потребителя туруслуг, наряду с названными особенностями восприятия
мира, отличают следующие психолого-поведенческие особенности:

информативность, высокий уровень
образованности;

высокая требовательность к
комфорту и качеству услуг;

индивидуализм;

экологизм сознания;

спонтанность решений;

мобильность;

физическая и умственная
активность на отдыхе;

стремление получить от жизни
калейдоскоп впечатлений. [1]

В соответствии с классификацией
А.П. Шарухина предлагается выделить следующие основные типы туристов:

Т-тип — типичный отпускник,
предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает
суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми;

А-тип (активный) — отпускник,
предпочитающий активный отдых. Данная группа подразделяется на две группы: АЛ -профессиональным
спортом не занимается, физическая активность на свежем воздухе независимо от
погоды — его кредо, на отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы;
АС — спортсмены, выдерживают длительные и высокие, вплоть до экстремальных
нагрузки. При выборе тура турцентра доминирует такой критерий, как «наличие
условий для занятий хобби«, критерии » ландшафт, культура, история»
— вторичны (например, страстный альпинист, летчик — любитель);

У-тип (удовольствия — турист,
предпочитающий поездки на дальние расстрояния, нуждается в калейдоскопе
удовольствий, впечатлений и флирте. Он будет проводить свой отпуск только там,
где что-то происходит, так как медленное прожаривание на пляже в кругу семьи
или одиночку не для него. Кредо такого туриста — «удовольствие, общество,
смена впечатлений»;

П-тип (любитель приключений) —
для таких туристов риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных
ситуациях, возможная опасность определяют выбор вида путешествия;

И-тип (интеллектуальный тип) —
люди этого типа рассматривают туризм как средство интеллектуального
саморазвития и самообразования — это любознательные туристы. Они подразделяются
на три группы:

«эксперты», коллекционирующие
посещаемые ими достопримечательности;

«обычные любители культуры
и природы»;

«специалисты», которые
углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.


1.2 Психологические портреты клиентов и работников
контактной зоны

Темперамент — это характеристика
индивидуально — психологических особенностей человека, выражающая динамику
протекания его психических процессов и поведения. Темперамент человека
накладывает отпечаток на всю его повседневную деятельность. Внешне темперамент
человека проявляется в силе и темпе движений, мимике, интонациях, тембре голоса.

Основоположником учения о
темпераменте и ведущей роли центральной нервной системы в особенностях
поведения является академик И.П. Павлов. Как известно, основные нервные
процессы — процессы возбуждения и торможения нервных клеток в центральной нервной
системе (головной мозг). У различный людей эти процессы кардинально отличаются
по трем показателям — силе, уравновешенности и подвижности:

Сила нервных процессов
выражается в их активности и эмоциональной устойчивости; слабость
характеризуется повышенной утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью;

Уравновешенность всегда
проявляется в ровном поведении, а неуравновешенность — в потере самоконтроля,
невыдержанности;

Подвижность выступает как
быстрота перехода нервных процессов из одного состояния в другое: из
возбуждения в торможение и наоборот.

В зависимости от определенного
сочетания этих трех показателей выделяют четыре типа темперамента: сангвинический,
холерический, флегматический и меланхолический.

Сильный, уравновешенный и
подвижный тип нервной деятельности соответствует темпераменту сангвиника. Павлов
назвал его «живым».

Холерический темперамент —
сильный, неуравновешенный, подвижный. Здесь явно преобладает процесс
возбуждения над относительно слабым торможением. Павлов считал этот тип «безудержным».

Темперамент флегматика имеет
основной сильный, уравновешенный и малоподвижный тип нервной системы. Этот тип
темперамента по Павлову — «спокойный».

Для темперамента меланхолика
свойственны слабость, неуравновешенность и малая подвижность. Павлов характеризовал
его как «слабый».

Надо отметить, что понятия
«тип нервной деятельности» и «темперамент» не синонимы, не
одно и то же. Первое физическое, второе — психологическое. Тип нервной системы
человека проявляется в его темпераменте.

Рассмотрим особенности поведения
человека, выступающего в роли клиента, в зависимости от его темперамента. Такой
разбор поможет работнику контактной зоны быстро и достаточно точно определит
индивидуально-психологические особенности покупателя (заказчика) и,
следовательно, выбрать рациональную тактику его обслуживания.

Сангвиник — живой, активный,
умеющий хорошо владеть собой. Общителен, легко и быстро откликается на
происходящее вокруг него. Стремится к частой смене впечатлений, сомнения для
него недолговременны. Решения зачастую принимают быстро.

При неблагоприятных условиях у
него наблюдается отсутствие сосредоточенности, поверхностность в контактах. По
его лицу нетрудно угадать его настроение, отношение к окружающим людям и
предполагаемой услуге. С ним несложно наладить продуктивные взаимоотношения. Его
движения выразительны, разнообразны, темп речи быстрый. Мимика богатая и живая.
Настроение обычно живое и жизнерадостное.

Холерик характеризуется высоким
уровнем психической активности, энергичностью действий резкостью. В поведении
зачастую неуравновешен. Предрасположен к вспыльчивости, раздражительности, не
умеет сдерживать себя, контролировать эмоции, особенно в конфликтной ситуации.

В общение вступает легко, свои
мнения высказывает смело. Его тяготит медленный и спокойный темп обслуживания. Мнителен,
обидчив, но обида быстро проходит. Принимает решения быстро, долго над ними не
раздумывая. Движения и жесты быстрые, резкие, мимика выразительная. Говорит
быстро, как бы захлебываясь словами, «проглатывая» окончания слов. Настроение
бодрое, но с резкими переходами, склонен к частой смене настроений.

Флегматик отличается
медлительностью, низким уровнем психической активности. Внешне слабо проявляет
свое эмоциональное состояние. В поведении обычно уравновешен. Отличается
выдержкой, терпеливостью, хорошим самообладанием. Его трудно вывести из себя.

Ему требуется определенное
время, чтобы принять решение. В меру общителен, но испытывать некоторые
трудности при вступлении в контакт.д.вижения однообразны, мимика бедная. Речь
неторопливая, невыразительная, спокойная. Настроение обычно ровное, устойчивое.

Меланхолик характеризуется
низким уровнем активности, замкнутостью, застенчивостью. Это эмоционально
ранимый человек, склонный глубоко переживать даже незначительные события. Внешне
вяло реагирует на окружающее, малообщителен. Зачастую бывает нерешительным и
даже пассивным. Долго колеблется, прежде чем принять то или иное решение.

Сильные воздействия выводят его
из равновесия, вызывают растерянность. Он крайне подозрителен и весьма робок. Впечатление
такое, что он постоянно ожидает чего-то неприятного и боится этого. Чувствует
себя нормально только в спокойной обстановке. Движения замедленные, мимика
невыразительная. Голос тихий. Настроение обычно грустное. [2]

Конечно, работнику контактной
зоны следует познать самого себя, то есть определить свой тип темперамента:

Работник — сангвиник успешно
обслуживает клиентов, но ему трудно выполнять монотонные, однообразные операции;

Работник — холерик незаменим при
обслуживании большого количества посетителей, но плохо владеет собой, особенно
в напряженных, конфликтных ситуациях;

Работник — флегматик выдержан,
уравновешен, но не может работать в быстром темпе, что вызывает раздражение у
клиентов;

Работник — меланхолик доброжелателен,
отзывчив, стремиться избегать конфликтов, но медлителен и обидчив.

Особенности проявления
темперамента у работника сферы обслуживания во многом определяются его общей
культурой. Например, некоторые работники не только не стараются сдержать себя,
а нарочно дают волю своим отрицательным чувствам: гневу, раздражительности,
безутешности и т.д.

Свою грубость, распущенность они
зачастую оправдывают особенностями своего темперамента. Но такое «оправдание»
не выдерживает элементарной критики. Работник обязан бережно и деликатно
относиться к посетителям, не допускать поступков, которые могут травмировать
клиентов или товарищей по труду.

Психологи утверждают, что такое
под силу каждому нормальному человеку. Для этого работнику надо выработать у
себя хладнокровие, сдержанность и научиться управлять своим поведением. Так,
работник-холерик в состоянии возбуждения должен взять себя в руки и не
допустить вспышки гнева. Работнику — меланхолику следует развивать у себя
чувство уверенности и не впадать в панику по любому поводу.

Надо подчеркнуть, что в жизни
редко встречаются люди с четко выраженными особенностями того или иного типа
темперамента. У многих людей в различных ситуациях наблюдаются черты двух или
более типов темперамента. Такой темперамент называется смешанным. Жизнерадостность
и отзывчивость сангвиника, энергия холерика, спокойствие и рассудительность
флегматика, глубина и устойчивость чувств меланхолика являются ценными
качествами различных темпераментов работников при обслуживании клиентов.

Особенности темперамента
обуславливают индивидуальное своеобразие личности. Темперамент не характеризует
содержательные черты личности, такие как направленность, ценностные ориентации,
мировоззрение. Он сам по себе не может быть ни хорошим, ни плохим.

Каждый тип имеет свои
положительные и отрицательные стороны. Положительному проявлению того или иного
типа темперамента клиента способствует грамотное психологическое воздействие на
него работника контактной зоны.

Так, продавцу необходимо
учитывать, что клиенты с холерическим типом темперамента часто сильно
возбуждаются. В этом случае лучше выждать, пока такой посетитель успокоится, и
затем тактично продолжить с ним разговор.

Неуравновешенность и горячность
холерика нередко может быть причиной конфликта на предприятиях сервиса. Поэтому
работник контактной зоны должен постоянно уметь резко снизить повышенную
возбудимость у холериков, создать уверенность в правильности заказа у
меланхоликов, снять заторможенность в высказывании своих пожеланий у
флегматиков, заострить внимание на предлагаемой услуге у сангвиника.

1.3 Виды организационных коммуникаций на
предприятиях сферы услуг

Термин «коммуникация» широко
используется в сфере информации и связи, и понимают под ним обмен или передачу
информации кому-либо. Психология вкладывает в этот термин более широкое
содержание — не просто передачу информации, а еще и особенности поведения людей
при передачи информации. [3]

Поэтому в психологии
профессионального и делового общения под организационными коммуникациями
следует понимать формальные каналы взаимосвязи между сотрудниками, сложившиеся
в ходе решения организационных задач и позволяющие работникам реализовать свои
профессиональные качества.

Структура делового и
профессионального общения в хозяйствующих организациях сферы услуг включает в
себя: потребность, вызвавшую необходимость общения; цель общения; форму общения
(сообщения); тему сообщения; код или язык общения.

При анализе профессионального и
делового общения следует помнить, что системообразующими являются его
потребность и цель. Именно они лежат в основе активности отправителей и
получателей сообщений, обладающих своими индивидуальными психологическими
особенностями и устремлениями.

Формы и средства общения
достаточно многообразны. При этом главным инструментом человеческого общения
является речь. Благодаря речи индивидуальное сознание работника, не
ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, обогащается
результатами общественного опыта.

Речь — это форма существования
сознания одного человека для другого, служащая средством общения между ними,
форма существования мышления.

Живая речь обычно выражает
неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в ней
выразительным моментам она выходит за пределы абстрактной системы значений. При
этом подлинный конкретный смысл речи раскрывается по большей мере через эти
выразительные моменты. Подлинное понимание речи достигается не одним лишь
знанием значения употребляемых в ней слов; существеннейшую роль в нем играют
истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих тот более
или менее сокровенный внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим.

Живая профессиональная и деловая
речь не является только « чистой» формой абстрактного мышления; она
не сводится лишь к совокупности значений. Речь обычно выражает эмоциональное
отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он
обращается.

В профессиональном и деловом
общении встречаются различные виды речи: речь (язык) жестов и звуковая речь,
письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.

Управление общением — это
многообразные формы и методы управления взаимодействием людей. При общении
происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, общение — вид
самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов.

Деловое общение выполняет
многообразные функции, главными из которых являются:

Организация совместной
деятельности;

Формирование и развитие
межличностных отношений;

Познание людьми друг друга.

Все это невозможно
коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым
главным критерием профессиональной пригодности работника в контактной зоне. Иными
словами, сотрудник фирмы, как профессионал, должен уметь:

Формировать цели и задачи
общения;

Организовывать общение;

Разбирать жалобы и заявления;

Владеть навыками и приемами,
тактикой и стратегией общения;

Вести переговоры, управлять
деловым совещанием;

Предупреждать конфликты и
разрешать их;

Доказывать и обосновывать,
аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию,
диалог, спор;

Осуществлять психотерапию,
снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

Существуют
социально-психологические методы управления общением: заражение, внушение,
подражание, убеждение, мода, принуждение.

Заражение — это бессознательное,
стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное
воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях
авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия
сопротивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство
одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т.п. другого
человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно
неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие
всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное
воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в
систему воззрения другого, является главными методом воздействия на
сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при
усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Существуют несколько видов
делового общения — менторский — поучительный, назидательный; одухотворяющий —
возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные
качества; конфронтационный — вызывающий у людей желание возражать, не
соглашаться; информационный — ориентированный на передачу слушателям
определенных сведений, восстановление в их памяти каких-то знаний.

Следует стремиться всячески
освободится от менторского общения, не должно быть позы, какого-либо проявления
своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакций на
излагаемый материал.

Современные люди сдержанно
относятся к информационному общению. Они хотят обмена мыслями, утверждения себя
в научном понимании реальных факторов, выработки собственных убеждений.

Выделяют следующими принципы
делового общения:

Принцип создания условий для
выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности;

Принцип полномочий и
ответственности;

Принцип поощрения и наказания;

Принцип рационального
использования рабочего времени.

Отношение проявляется и
воспринимается людьми как осознанно, так и бессознательно. Осознанно и очевидно
для всех участников общения оно выражается теми словами, которыми люди
обмениваются. Это вербальное (словесное) общение. Оно позволяет людям
обмениваться отчетливо осознаваемыми сообщениями. [4]

Но, кроме того, мы получаем
несколько сообщений по другим каналам. Эти сообщения обычно не осознаются, но
они достаточно сильно влияют на наше настроение и наши решения. Поскольку мы их
не сознаем, то не можем ими управлять: мы посылаем их вне нашего желания
разумно контролировать происходящее, это, так сказать, голос сердца, которому
не прикажешь.

Эти сообщения передаются в таких
формах, как паравербальное (околословесное) общение: выбор слов для общения,
темп речи и промежуток между вопросом и ответом, интонация, паузы, либо
невербальное общение: расстояние до говорящего, поза при ответе либо обращении,
взгляд, выражение лица (мимика), жесты, форма и характер одежды, организация
пространства общения.

Темп речи, промежуток между
вопросом и ответом. Нельзя задать в каких-то единицах оптимальный темп, но есть
универсальное правило: если вы действительно сосредоточены на клиенте, то есть
внимательны к нему, то темп вашей речи естественным образом подстраивается к
его реакции. Слишком быстрый темп воспринимается как нетерпение сотрудника
гостиницы, его желание закончить разговор. Кроме того, при этом клиент может не
расслышать часть сообщения и окажется перед малоприятной альтернативой: либо
переспрашивать, рискуя показаться глухим или несообразительным, или же вызвать
неодобрение у сотрудника гостиницы, либо сделать вид, что понял сказанное, и
переживать чувство вынужденного подчинения и бестолковости организации. Слишком
медленный темп воспринимается как показатель усталости или равнодушия и
незаинтересованности сотрудника.

Интонация и тембр речи. Звучание
голоса бывает совершенно особым «душевным» или «теплым», а
бывает жестким или холодным. Мы не очень хорошо осознаем смену своей интонации,
зато ее безошибочно различает наш слушатель. Вы можете проделать простой, но
надежный тест: переспросите что-либо у человека. Если интонация второго ответа
заметно отличается от первого, он не является лучшим приобретением для сферы
обслуживания или иной публичной службы.

Расстояние до говорящего. Обычно
инициатива общения на большой дистанции связана с более высоким
распорядительным статусом человека (право на отклик); с другой стороны,
вхождение в личное пространство человека (90-70 сантиметров) может
восприниматься либо как угроза, либо как неоправданная интимность в отношениях.
Ни то, ни другое не сохраняет чувства психологического комфорта. Как правило,
невербальная реакция (поворот головы, контакт глаз, улыбка, поворот корпуса) появляется
на достаточно большом удалении, речевое общение уместно на дистанции от одного
до трех метров между беседующими лицами.

Поза при ответе. Во многих
случаях внутренние правила фирмы предписывают стоять при общении с клиентом; во
всяком случае, общение предполагает позу внимания, а не скуки и расслабления
или случайности.

Мимика. С мимикой у большинства
работников сервиса уже должно быть все в порядке. Как-то улыбаться клиенту
научились все, хотя и не всегда.

Одежда. Внешний вид, особенно
специальным образом оформленный, является одним из наиболее мощных сигналов в
отношении с другими людьми. Поэтому аккуратный вид и состояние форменной одежды
персонала, особенно так называемых мелочей и аксессуаров, является совершенно
необходимым.

Оформление пространства общения.
Пространство общения должно быть организовано так, чтобы максимально облегчить
общение клиента с сотрудником фирмы. Рабочая зона обозначается так, чтобы она
была заметна и хорошо опознаваема издали. Чрезвычайно важно, чтобы она могла
быть хорошо обозрима клиентом, чтобы тот мог наблюдать и понимать действия
персонала. Обозначение границ рабочей зоны вполне уместно, но ровно настолько,
насколько это действительно нужно для удобства действий. Могут сказать, что это
общие принципы. Невозможно расписать решения для многообразия тех ситуаций, в
которых будет действовать персонал. Здесь даны общие подходы, требующие
конкретных пространственных решений зон общения с клиентом, предусмотренных
технологией обслуживания. Но можно сказать, чего не должно быть. Не должно быть
окошечек, к которым надо наклоняться или стоять в очереди, не должно быть
высоких барьеров и подиумов рабочей зоны, задающих клиенту взгляд снизу вверх,
не должно быть узких полочек барьеров и отсутствия кресел или столиков, если
клиенту необходимо что-либо заполнять.

Рабочее место — не личная зона. На
рабочем месте не должен быть виден включенный телевизор, а также одежда,
сумочки, чашки из-под кофе или иные личные вещи, обозначающие психологически
захват пространства и придание ему личного характера. Вхождение в личное
пространство или обращение к человеку, находящемуся в личном пространстве,
бессознательно воспримется клиентом как осуществляемое им вторжение и порождает
чувство смущения или неловкости, что ухудшает общее нерасчлененное ощущение от
взаимодействия с персоналом. Не стоит создавать в рабочей зоне атмосферы
напряженного взаимодействия персонала между собой, чтобы клиенту казалось, что
он собственной ничтожной персоной отвлекает занятых людей от чрезвычайно важных
дел. Максимальная концентрация процесса и интенсивность происходящего в зоне
обслуживания клиентов сосредотачивается на границе «клиент-персонал»,
а не «персонал-персонал». Вся остальная работа должна быть вынесена
за пределы видимости клиентов.

Незаметность персонала. Особой
проблемой является незаметность обслуживания. На самом деле гостю нет нужды
видеть, как устроен довольно сложный механизм его обслуживания. Персонал должен
появляться в поле зрения тогда, когда он нужен.

Телефон. Особым случаем является
вариант общения по телефону. Количество справок и вопросов, решаемых по
телефону, продолжает расти, и, возможно, телефонные звонки с заявками и
дистантные заявки станут в будущем основной формой работы с клиентами. Правила
разговора по телефону, отработанные десятилетиями, довольно просты. Мы
рассматриваем сейчас только звонок клиента в отдел размещения (Reception) [5].


Глава 2. Особенности взаимодействия с клиентом

2.1 Взаимодействия с клиентом в гостинице

Важнейшая потребность клиента — это
потребность в понимании происходящего и ощущении собственного контроля за
событиями на основе информации об окружающем мире гостиницы. При характеристике
процесса ее удовлетворения можно выделить две стороны взаимодействия с клиентом.
Первая — это информация и совместное выполнение какого-то действия: заполнение
формуляра, размен купюры, подъем в лифте. Вторая — это опять-таки проявление
отношения к клиенту.

Но начнем с проблем
информирования и взаимодействия. Здесь важным фактором уважения клиента
является максимальная простота процедур и минимальные затраты времени. Но это
не все. Процедуры должны быть понятны ему. При этом возможны два варианта:

а) все подробно расписано в
инструкции — пусть клиент читает;

б) на все вопросы клиента
отвечает сотрудник.

Первый вариант обеспечивает
понятность действий, но несколько напрягает клиента — ему необходимо
разобраться в правилах и действиях самому. В этом случае создается ощущение
бюрократического, казенного, бесстрастного отношения к посетителю (не очень
даже уместно называть его гостем).

Второй вариант заметно более
дружелюбен, он позволяет персоналу проявить теплое, уважительное отношение к
гостю. (Конечно, некоторую информацию о том, что гость здесь может найти, при
этом все же надо представить и в тексте!)

Однако надо иметь в виду, что
существует два типа людей. Одни предпочитают спросить другого, вместо того
чтобы разбираться в проблеме самому (или самой). Для них проще подойти к
незнакомому человеку и поговорить с ним, чем читать объявления и инструкции. Но
другие люди (и их тоже немало) стремятся разобраться в ситуации самостоятельно.
Для них инструкции и описания — желательный и важный элемент жизненной среды. Поскольку
вы ориентируетесь на всех клиентов, то создаваемая вами в гостинице
информационно-психологическая среда должна подходить всем.

Итак, гость должен иметь
достаточно информации в виде объявлений и указаний, чтобы без значительных
усилий и очень быстро ориентироваться в пространстве; но каждый сотрудник
гостиницы должен быть готов и способен дружелюбно и понятно ответить на любой
вопрос гостя.

Пример 1

Огромный квадрат гостиницы,
когда-то бывшей первой по статусу в стране, четыре входа, названные по сторонам
света. В вестибюле — окошки с указанием этажей и практически никакой информации.
Основной способ ориентации клиентов — экспериментирование. Необходимо ткнуться
в любое окошко, где тебя более или менее дружелюбно направят в нужную сторону…
в другой вестибюль. При этом то, что южный вход находится по вертикали на
уровень ниже, чем остальные, служащим гостиницы настолько очевидно, что об этом
даже не пытаются предупредить. В западном вестибюле, куда вы, естественно,
попадаете, прозевав в сумерках южный, дежурные администраторы некоторое время с
увлечением выясняют друг с другом, кто именно мог поселить вас на их стороне. Затем,
отдав вместе с администраторами должное странностям неизвестной вам Марьи
Ивановны и выяснив случайно, что ближний лифт завозит вас неизвестно куда, а
вам удобнее дальний, вы начинаете чувствовать себя почти местным жителем и
снисходительно смотрите на горемык, идущих по вашему следу…

Дружелюбные ответы персонала на
вопросы дают достаточно простора для создания психологически комфортной для
гостя атмосферы. Заметьте еще одну очевидную вещь: любой вопрос гостя должен
получить ответ. Если сотрудник не обладает необходимой информацией, то он
обязан разыскать ее через кого-то. Недопустимо отказывать клиенту в такой
манере: «Это не входит в мои обязанности» или: «Извините, я не знаю».
Даже ответ: «Подойдите, пожалуйста, к старшему по смене» не является
достаточно дружелюбным. Для интуитивной проверки на дружественность
представьте, например, что вы принимаете дома уважаемого вами старшего по
возрасту и по положению человека. Все ответы и действия, которые вы сочли бы
неуместными в ответ на его просьбу выяснить что-либо, не подходят и для общения
с клиентом.

2.2 Характеристика профессионального и делового
общения в сфере туризма

Функция обмена информацией
состоит в выработке общего смысла, единой точке зрения и согласия по поводу
различных аспектов обсуждаемой проблемы.

Существует несколько причин
неудачных деловых и профессиональных коммуникативных актов:

При передаче сообщений: невнятный
разговор, неразборчиво написанный текст, поздно отправленные письма, плохо
составленное сообщение;

При получении: не полностью
прочитанное сообщение, неправильно понятое сообщение, предвзятое отношение;

Индивидуальные психологические
особенности партнеров: невнимательность, поспешность, нервозность, предвзятость
и др.;

Особенности взаимоотношений в
коллективе: соперничество, недоверие к лидеру и друг к другу, чрезмерная
авторитарность, слишком большая зависимость от лидера и др.;

Недостатки организации самой
коммуникации: недостаточно развитая структура коммуникаций, структура
коммуникации неадекватна решаемой задаче.

Под функциональной готовностью
работника турорганизации к эффективному профессиональному и деловому общению
понимается: его настроенность на продуктивное установление и развитие
профессиональных и деловых контактов; нацеленность на результативный обмен
информацией и выработку единой стратегии взаимодействия; восприятие и понимание
собеседников, а также на оказание влияния на них знаковыми средствами в целях
формирования необходимого психического состояния, поведения и установок.

Она складывается:

Из мотивационной готовности
работника к продуктивному установлению и развитию профессиональных и деловых
контактов;

Нацеленности на результативный
обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия;

Профессионально-коммуникативной
компетентности работника;

Его волевого развития;

Оптимального протекания
интеллектуально-познавательных, эмоционально-чувственных и психомоторных
процессов.

Оценка потенциала готовности
работника турорганизации к эффективному профессиональному и деловому общению
осуществляется по продуктивности установленных и развиваемых профессиональных и
деловых контактов; результативности обмена информацией и выработанных стратегий
взаимодействия; адекватность восприятия и правильности понимания собеседников,
а также успешности оказания влияния на них знаковыми средствами в целях
формирования необходимого психического состояния, поведения и установок; профессионально-коммуникативной
компетентности работника; оптимальности протекания
интеллектуально-познавательных, эмоционально — чувственных и психомоторных
процессов в различных ситуациях профессионального и делового общения; самооценке.

Проведенные опросы руководителей
различных турорганизаций позволили определить модель поведения работника,
отличающегося высоким уровнем функциональной готовности к эффективному
профессиональному и деловому общению. Такой работник:

Является патриотом своей
организации;

Отличается способностью быстро
настраиваться на работу по обсуждению возникающих проблем и при необходимости
переключаться на другие темы;

Детально «выстраивает»
стратегию и тактику коммуникативных контактов;

Нацелен на достижение
максимально возможных результатов в ходе профессионального и делового общения;

Профессионально разбирается в
предмете обсуждаемых вопросов, всегда говорит по существу, выдвигает реальные и
перспективные предложения;

«тонко чувствует» и
объективно оценивает ситуацию, оперативно реагирует на ее изменения;

Обладает высоким уровнем
профессионально -коммуникативной компетентности, что позволяет ему находить
наиболее правильные решения в ходе обсуждения проблем;

Не теряет самообладания в
критических ситуациях;

Способен в течение длительного
времени вести плодотворное профессиональное и деловое общение в условиях
большого интеллектуального и эмоционального напряжения;

Быстро улавливает мысль,
понимает своих собеседников с полуслова;

Уважает себя, но при этом вполне
критически относится к своим высказываниям, поступкам, достижениям;

В ходе общения никогда не
переступает черту, за которой теряется чувство личного достоинства;

Старается не вступать в
вербальную перебранку, но в принципиальных вопросах отстаивает свою позицию до
конца, невзирая на лица;

Приятный собеседник, но в
навязчивости и надоедливости его упрекнуть нельзя;

Умеет хранить тайну и не
говорить ничего лишнего, что могло бы нанести вред организации или коллегам по
работе;

Обладает преимущественно хорошим
настроением, ему не свойственно жаловаться на жизнь или упрекать в своих
проблемах окружающих людей;

Человек с юмором, уверен в себе,
является незлопамятным и умеет прощать ошибки.

Понятие потребностей покупателей
и использование технологии процесса покупки — основа успешного обслуживания
клиентов турфирмы. Поэтому последовательность действий по обслуживанию клиентов
должна быть разработана в соответствии с процессом принятия решения покупателем.

Влияние на покупателя в ходе
коммуникации может быть осуществлено с помощью вербальных, паралингвистических
(интонации, паузы, покашливание, громкость речи и др.) и невербальных средств (поза,
мимика, перемещение, жесты, направление взгляда и др.).

Установлено, что при первой
встрече влияние различных средств на выработку установки — отношения к человеку
таково: 55% принадлежит невербальным сигналам другого человека; 38% — паралингвистическим
и лишь 7% приходится на содержание речи. Однако абсолютное большинство людей,
готовясь повлиять на чье-либо решение или отношении, думают прежде всего о
словах, которые они скажут.

В общении как средстве
самовыражения необходимо учитывать то обстоятельство, что работник (клиент) для
достижения поставленной цели (в частности, формирования благоприятного
впечатления о себе) может использовать информацию, характеризующую как реальные
стороны его бытия, так и вымышленные.

При организации взаимодействия
главная функция общения заключается в достижении взаимопонимания и
взаимосогласия по отношению к целям и способам действий, нормам поведения и
другим вопросам, обеспечивающим высокую эффективность труда. Однако во
множестве взаимодействий, в которые вступают люди, существует и другая сторона,
суть которой состоит в «расшатывании» совместной деятельности,
создании на ее пути преград (конкуренция, конфликты, оппозиция и т.п.).

Влияние в профессиональном и
деловом общении направлено прежде всего на удовлетворение возникших
потребностей с помощью других людей или через их посредство. Часто данная цель
скрывается под видом пользы для дела, общества и т.п.

Очень важно, чтобы клиент
испытывал на себе влияние турпредприятия на каждой стадии процесса покупки
турпродукта. Так, на готовящихся к отдыху отпускниках оно может проявиться в
нескольких формах.

Например, рекламные объявления
турфирмы, появляющиеся в наиболее популярных газетах, могут помочь получить
информацию о новых турах, специальных комплексных наборах услуг и авиатарифах
со скидкой.

Сотрудники турфирм
воспринимаются покупателями менее предубежденными в своих рекомендациях, чем,
скажем, поставщики услуг, которые продают лишь свою продукцию. Поэтому именно
сотрудники своими консультациями могут способствовать покупке клиентами туров.

На стадии выбора служащие
турфирмы могут помощь клиентам взвесить различные альтернативы составляющих
путешествия, а при приобретении туристической услуги выбрать наиболее приемлемый
вариант. После покупки конкретного тура путешественники, как правило, ищут
подтверждение тому, что они сделали правильный выбор. Для закрепления
долгосрочных взаимоотношений между клиентом и сотрудниками туристической фирмы
очень важно оказать послепродажные услуги. Именно деловые и доброжелательные
советы и послепродажные услуги, вызывающие чувство удовлетворения у клиентов,
формируют и имидж турфирмы, и полное доверие к ней.

Почти все крупные покупки
сопровождаются так называемым когнитивным диссонансом, т.е. дискомфортом,
вызванным послепокупочным конфликтом с самим собой: потребители жалеют, что
купили товар (услугу), в котором оказались недостатки, и не купили другой, в
котором было столько достоинств. Когнитивный диссонанс закономерен, потому что
идеальных товаров не бывает и в основе всякой покупки лежит компромисс. Тем не
менее многие покупатели не хотят мириться с диссонансом и предпринимают шаги,
чтобы уменьшить его. Довольно часто они возвращают купленный товар, требуя,
чтобы фирма вернула деньги или обменяла этот товар на другой. В туристическом
бизнесе клиенты могут подать в суд на туристическую фирму, если путешествие не
соответствовало их ожиданиям. Или они могут просто прекратить делать покупки в
этой фирме и отговорить всех родственников и знакомых иметь с ней какие-либо
отношения. В любом из этих случаев фирма несет убытки.

Занимаясь послепродажным
обслуживанием, необходимо предпринимать меры для снижения когнитивного
диссонанса клиентов и помогать им получать удовольствие от покупок. [6]

2.3 Как вести себя с трудными людьми различных
типов

Ключевой момент состоит в том,
чтобы сохранять гибкость, применять к конкретному человеку соответствующий
подход, учитывая его скрытые нужды и интересы, а также ваши собственные
приоритеты в сложившейся ситуации.

Тип «паровой каток»/»шермановский
танк». Это люди грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны
уступать им дорогу. Они могут вести себя так потому, что убеждены в своей
правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. В то же время, некоторые из
таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для «парового катка»
подрыв его имиджа — ужасная перспектива. Если предмет конфликта не особенно
важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги
или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же вы избрали
иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку «спустить
пар». Затем спокойно и уверенно выскажите собственную точку зрения, но
старайтесь не ставить под сомнение его правоту, поскольку в результате вы
неизбежно столкнетесь с враждебной реакцией. Определите свою роль как роль
миротворца, который стоит над конфликтом. Подавите ярость человека собственным
спокойствием; это поможет ему справиться со своей агрессивностью, и вы сможете
прийти к общему решению.

Тип «скрытый агрессор»/«снайпер».
Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям
неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых
проявлений агрессии. Обычно он полагает, что такое его поведение полностью
оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он выполняет роль тайного
мстителя, восстанавливая справедливость. Он может также вести себя таким образом
потому, что не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто.

Опять же, если вы решили, что
уклониться или терпеть такого человека — это не для вас, то наилучший способ
состоит в том, чтобы выявить конкретный факт причинения зла и затем выявить
скрытые причины. Дайте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого,
сказав что-нибудь наподобие: «Чего вы добиваетесь этим?» Если он
начнет отрицать факты, приведите доказательства. При этом вам следует сохранять
спокойствие, чтобы человеку не показалось, что вы агрессивно настроены по
отношению к нему, так как это может только привести к открытой стычке. Если вы
приведете еще несколько разоблачительных примеров, то человек поймет, что маска
с него сорвана. Теперь ему следует либо прекратить нападки на вас, либо открыто
признать их. Когда же все будет извлечено на поверхность, вы сможете выявить
истинные причины «трудности» человека и найти решение проблемы.

Тип «разгневанный ребенок»/»взрывной
человек». Человек, относящийся к этому типу людей, не является злым по
своей природе; он взрывается, как ребенок, у которого плохое настроение. Обычно
человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв
эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, муж
может взорваться, ревнуя свою жену, боясь потерять ее и опасаясь утратить
контроль; или начальник может вспылить, чувствуя, что подчиненные совсем
отбились от рук.

Если тирада взорвавшегося
человека обрушивается на вас, основной принцип, которому необходимо следовать
для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не уклоняться от
него совсем), заключается в том, чтобы дать человеку накричаться, дать выход
его эмоциям. Или убедить человека в том, что вы слушаете его. Необходимо дать
ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его. Затем,
когда он успокоится, ведите себя с ним, как с обычным, разумным человеком, как
будто и не было никакого взрыва с его стороны. Дипломатично и доброжелательно
предложите ему обсудить возникшую проблему. Вы можете обнаружить, что человек
несколько смущен после такой вспышки. Примите его извинения, если они
последуют, и он будет чувствовать себя лучше. Но еще лучше отвлечь внимание от
случившегося, и тогда человеку будет легче об этом забыть. Почувствовав, что он
снова контролирует ситуацию, такой человек снова будет казаться спокойным и
рассудительным.

«Жалобщик». В
действительности жалобщики бывают двух типов: реалистичные и параноидные,
которые жалуются на воображаемые обстоятельства. Жалобщики обоих типов часто
бывают охвачены некоторой идеей и обвиняют других — кого-то конкретно или весь
мир в целом — во всех грехах. В некоторых случаях вы можете столкнуться с
жалобщиком только как благодатный слушатель. В других — как предмет его жалоб и
обвинений.

Если жалобщик завел с вами
разговор о каком-то третьем лице, то лучше всего поддакивать ему. В ином
варианте вы можете возразить и сказать, что он не прав. Однако ни один из этих
подходов не поможет решить исходную проблему. В первом случае жалобщик найдет
еще один повод для сетований: ваше нежелание выслушать его. А во втором случае
он начнет защищаться, поскольку вы начали наступать на него, не согласившись с
обоснованностью его жалоб.

Вместо этого, начните с того,
чтобы выслушать жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть
услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен — он считает,
что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы
обычно возникают на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выслушивая
его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости и предоставляете
возможность выразить свои чувства.

Вам следует признать или оценить
этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это
иными словами. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо
искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему. Если человек
начнет повторяться, что характерно для жалобщиков, вам следует спокойно и
уважительно прервать его. Постарайтесь переключить его внимание на решение
проблемы. Что он собирается делать в сложившейся ситуации? Есть ли другие, кто
мог бы помочь разрешить конфликт? Если он обвиняет в чем-то вас, то что вы
могли бы сделать вместе для выработки удовлетворительного для обоих решения? Короче
говоря, вам следует признать сказанное этим человеком, а затем двигаться дальше.

Вы не обязаны, тем не менее, во
всех случаях признавать жалобу справедливой. Если она обоснована, разумеется,
согласитесь. Если же нет, то покажите, что вы поняли сказанное, и займите
нейтральную позицию. Сделайте ударение на том, что теперь, когда суть вопроса
ясна, необходимо определить, что же делать дальше. Вам может потребоваться не
один раз направлять разговор в сторону решения проблемы. А если вам удастся
прервать этот поток повторяющихся жалоб, то вы сможете заняться самим
конфликтом, обсуждая его, и подумать над тем, существуют ли реальные варианты
его разрешения. Если же этот человек обвиняет кого-то или что-то необоснованно,
вы можете помочь ему увидеть свою ошибку. Конечно, если вы чувствуете, что
поток жалоб превратился в непреодолимый замкнутый круг и разговор уже
невозможно направить в конструктивное русло, вы всегда можете махнуть рукой на
это. По крайней мере, вы сделали все, что могли.

Тип «молчун»/«тихоня».
Люди этого типа могут быть скрытными по многим причинам, и чем особенно
разочаровывает общение с ними, так это тем, что причины их скрытности вам
неизвестны. Ключом к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться
от него, является преодоление этой замкнутости. Вы можете иметь некоторые
предположения (например, этот человек расстроен чем-то, но не хочет
признаваться вам в этом), но исходить из них — это не лучший вариант. Если вы
ошибетесь, то это может только усложнить ситуацию.

Для того, чтобы вскрыть суть
проблемы, вам следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не
позволит выразить ответы только словами «да» или «нет» либо
просто кивком головы. Если вы не хотите получить односложные ответы, то
задавайте следующие вопросы: «Что вы думаете по этому поводу?» или
«Что послужило причиной вашей замкнутости?» При этом, если у вас есть
некоторые предположения, а человек не собирается давать вам информацию, вы
можете поделиться ими, чтобы узнать, правильны ли они (например: «Мне кажется,
вы избегаете моего общества, так как вам кажется, что я уделял вам
недостаточное внимание на прошлой вечеринке»). Перебирайте возможные
причины или побуждайте человека к разговору, признайте даже, что ему может быть
трудно поделиться своими чувствами (скажите, например: «Я знаю, что вам
может быть не по душе разговор на эту тему, но если бы мы могли обсудить эту
ситуацию открыто, то могли бы найти приемлемое для обоих решение»).

Покажите, что вы отнесетесь к
человеку сочувственно и доброжелательно, что бы он ни сказал. Часто такие люди
замыкаются в себе потому, что не хотят оскорбить чувства других, научены
горьким опытом не делиться ни с кем своими чувствами, хотят избежать
конфронтации, считают, что их мнение не принимают во внимание, или потому, что
они просто пугливы. Таким образом, особенно важно оценить, поддержать и
признать такого человека. Покажите, что бы он ни сказал, вы не будете
сердиться, обижаться, обвинять его и т.п.

С такими людьми легко потерять
терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Но если предмет
разговора важен для вас, доведите дело до конца. Замкнутый человек может и
раскрыться перед вами, как раковина, отдающая жемчуг. Когда это время придет,
окажите поддержку этому процессу. Покажите, что вы благодарны человеку за то,
что он разговаривает с вами, независимо от того, согласны вы с ним или нет. Если
он вдруг сделает паузу, не торопите его, дайте ему время выговориться. Если вы
начнете говорить сами, чтобы заполнить эту паузу, человек может опять
замкнуться. Сохраняйте напряженность ожидания его слов. Если в этом наблюдается
какой-то прогресс, поощряйте и побуждайте человека к продолжению разговора.

В то же время сохраняйте чувство
меры. Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется
вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и,
если это необходимо, попытайтесь договориться о новой встрече. Может быть, вам
не все удастся с первой попытки, но если вы добились какой-то открытости, то
процесс, по крайней мере, начался. В дальнейшем ваша настойчивость поможет
решить проблему в целом.

Тип «сверхпокладистый».
Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях и не создающими
трудностей в общении с ними, потому что они всегда уступают, чтобы помочь и тем
самым понравиться другим людям. Но время от времени они создают проблемы: вы
полагаетесь на такого человека, который соглашается с вами во всем, а потом
оказывается, что его слова расходятся с делом. Сотрудник берет на себя какую-то
работу — и не выполняет ее; друг соглашается сделать что-то для вас, но в
последнюю минуту находит причину для отказа.

Если вы считаете необходимым
продолжать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том,
чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на
том, что вы хотите знать, что в действительности думает этот человек, и хотите,
чтобы он сделал только то, что он в состоянии или что он хочет сделать. Сделайте
ударение на том, что вас беспокоит не то, согласится он с вами или нет, а его
непоследовательность.

Вы должны настаивать на том,
чтобы человек говорил правду, неважно — какую. Его следует убедить в том, что
ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всем с вами
соглашается, а тем, насколько он будет правдив с вами и насколько
последовательно он будет поступать в дальнейшем.

А как же быть с людьми других
различных типов? Как и во многих уже описанных ситуациях, ключ к решению
проблемы состоит в открытом обсуждении причин «трудного» поведения
человека. Самостоятельно или совместно постарайтесь выявить скрытые нужды и
интересы, обусловливающие такое поведение. После того, как они определены,
легче найти способ их удовлетворения и, таким образом, разрешения конфликта. В
идеале, вы сможете преодолевать проблему «трудного» поведения и
разрешать любые конфликты беспрепятственно. [7]


Заключение

Если мы обратимся к истории, то
роль делового общения в деятельности человека, его социальная природа и
социальные функции станут достаточно понятны.

Известно, что способы общения
совершенствовались по мере развития сознания первобытного человека и его
трудовой активности. Усложнение « отношения к природе», появление
новых форм трудовой деятельности, ее специализация вели к усложнению форм
взаимодействия людей, что в сою очередь требовало все большего разнообразия
способов общения. Первоначальные примитивные формы общения прошли долгий путь,
совершенствуясь в процессе развития общественного производства и сознания,
усложняясь и обогащаясь.

Структуру общения образуют
когнитивно-информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный,
социально-перцептивный компоненты. Когнитивно-информационый компонент связан с
процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом
вербальными и знаковыми средствами. Регуляционно-поведенческий компонент
характеризует общение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций
взаимной регуляции поведения и действий партнеров. Аффективно-эмпатийный
компанент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также
как регуляцию эмоциональных состояний партнеров. Социально-перцептивный
компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг
друга в процессе общения. [8]

Существуют различные правила,
приемы и техники конструктивного общения. Однако любой прием предполагает не
механическое его выполнение, а адекватность его использования «здесь и
сейчас». Есть правила, которые, конечно, нельзя менять, они как бы
являются универсальными, например проявление уважения к партнеру по общению. Но
все-таки важно помнить, что идентичных ситуаций не бывает. Сколько бы техник
общения мы бы ни знали, важно прежде всего помнит, что общение — особое, тонкое
мастерство. Человек может в точности выполнять все, чему его научили во время
тренингов по общению и тем не менее постоянно получать плохой результат. В
таких случаях причина неудачи очень часто коренится в формальном усвоении
правил общения и в неумении их применять адекватно реальной ситуации
взаимодействия и личности партнера.


Список использованной литературы

1.        
Батаршев А.В. Личность делового человека: Социально-психологический
аспект. — М.: Дело, 2003 г.

2.        
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб — 2004г.

3.        
Бороздина Г.В. Психология делового общения — М. Инфра-М, 1996г.

4.        
Власова Т.И., Шарухин А.П., Данилова М.М. Профессиональное и деловое
общение с сфере туризма. — М.: «Академия», 2007 г.

5.        
Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации. М. — 1997г.

6.        
Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМЕ, 1997 г.

7.        
Кибашов А.И. Этика деловых отношений. Учебник — М. — 2004г.

8.        
Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение.М., 1991
г.

9.        
Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М.: ИНФРА-М, 1997 г.

10.     
Кузнецов И.Н. Современный этикет — М.: «Дашков и Ко», 2006г.

11.     
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.
— М. 1996г.

12.     
Машков В.Н. Введение в психологию человека6 учеб. пособие для вузов. —
Спб, 2003г.

13.     
Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика — СПб, Питер,
2004г.

14.     
Скиннер Б. Технология поведения. М., 1994 г.

15.     
Федорцов В.Г. Культура сервиса. — М. 2005г.

16.     
Шадриков В.Д. психология деятельности и способности человека — М.: 1996г.


Приложение № 1

ФИРМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ЧАСТЬ
КОРПАРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОБЩЕНИЕ С КЛИЕНТАМИ.

Стандарты на разговор по
телефону.

Сотрудники должны говорить по
телефону по определенному стандарту, принятому в компании. Тем самым Вы
демонстрируете наличия профессионализма, корпоративной культуры, показываете
свою общительность и приверженность к одной компании.

Снимать трубку необходимо после
2-ого — максимум 3-ого звонка.

Продолжительность телефонного
разговора должна составлять не более 3-х минут (в исключительных случаях —
больше).

Разговорить по телефону нужно
как по видеотелефону. — Говорите с доброжелательной улыбкой. Хотя собеседник
Вас не видит, он чувствует, что Вы искренне интересуетесь его звонком. Также не
допустимо одновременное занятие еще чем-то либо: разговаривать с другими
клиентами, как лично, так и по мобильному телефону. Это обязательно почувствует
Ваш собеседник на другом конце провода.

Интонация во время общения по
телефону приобретает более важное значение, т.к мы не можем пользоваться
дополнительными выразительными средствами как в живом разговоре (жестами и
мимикой). Поэтому голос при телефонном общении должен быть сильнее интонирован
и выразительным.

Не вздыхайте в трубку, это может
быть расценено как внимательное отношение или/и как нежелание продолжать
разговор по непонятным причинам.

Подстраиваетесь под ритм клиента.

С медлительным собеседником
общайтесь неторопливо, четко выговаривая слова.

С шустрым — отвечайте быстро.

6. Не допускайте монолога. Желательно
больше слушать, чем говорить. Оптимально соотношения — 2 к 1. То есть в 2 раза
больше слушать чем говорить.

Выслушивать собеседника до конца.
Не перебивать.

Во-первых, это невежливо по
отношению к любому человеку. Тем более, таким поведением можно оттолкнуть
клиента, и он больше не обратиться в клинику.

Во-вторых, Вы можете не
дослушать его, не услышать чего-то важного. Т.о., Вы не сориентируетесь в
ситуации клиента и не поймет его запроса.

Стандарты на обслуживания
клиента.

Компания оплачивает рекламу и
пропаганду, тратит огромные средства на создание положительного имиджа
Компании, но достаточно одного пренебрежительного слова сотрудника в адрес
Клиента, и все усилия оказываются напрасными: Клиент для фирмы потерян
навсегда, будет распространять негативную информацию о лаборатории среди
знакомых и родственников.

Общаться с клиентом необходимо
приятным голосом, с соответствующей интонацией и улыбкой. Подстроится под ритм
клиента. Не допускайте монолога. Желательно больше слушать, чем говорить. Оптимально
соотношения — 2 к 1. То есть в 2 раза больше слушать чем говорить. Выслушивать
собеседника до конца. Не перебивать. Разговорить с клиентом так, как будто
кроме него никого больше не существует, т.е. все ваше внимание должно быть
обращено к клиенту.

Ситуация Действия Неверные действия и ответы Комментарии
Вы находитесь в клинике «Здравствуйте» Проходите молча Не зависимо от того, находитесь ли Вы на рабочем месте или просто
проходите по коридору, Вы обязаны с улыбкой поздороваться с каждым клиентом,
встреченный вами в лаборатории.
Клиент подходит к вам (окошко регистратуры) «Здравствуйте слушаю вас» Протягиваете руку, не поднимая головы.  Поднимите голову говорите с улыбкой.
Во время оформления Вы обязаны поинтересоваться выполнил ли
клиент правила и условия определённые сдачей анализов.
«Извините, Вас знакомили с правилами сдачи анализов? Вы
выполнили все условия»
Вопрос не задан. Только при положительном ответе на данный вопрос продолжить
оформление. Если не зададите этого вопроса, и невыполненные условия выявятся
позже, результат будет не достоверным, и мы потеряем доверие клиента.
Озвучивать итоговую сумму необходимо следующим образом: «Сто рублей, пожалуйста» «Сто рублей» Будьте вежливы
Когда Вы принимаете оплату за услугу, проговорите вслух: «Пожалуйста, Ваши пятьдесят рублей» Берете молча Это позволит вам избежать ошибок при работе с деньгами.
Протягивать чек и сдачу (при ее наличии) со словами: «Пожалуйста ваш чек и сдача пятьдесят рублей » Отдаете молча.
Если во время оформления Вам необходимо отлучиться или прервать
разговор.
«Пожалуйста одну минуту» «Сейчас», «Сейчас вернусь» Учитывайте тот факт, что клиент может быть ограничен по времени
пребывание в клиники.
В случае возникновения конфликтной ситуации. «Извините, я сейчас приглашу начальника руководителя. » Вы обязаны не вступать в споры или пререкания с клиентом.
В случае, если Вы проходите по коридору и ведете клиента, который
не может сориентироваться в клинике, спросите его
«Чем я могу вам помочь» Пройдете мимо Сориентируйте его, будьте внимательны к клиенту
Если обслуживание клиента затянулось более, чем на 5 минут «Еще несколько минут пожалуйста» Учитывайте тот факт, что клиент может быть ограничен по времени
пребывание в клиники.
При завершении оформления Вы обязаны сказать: «Пожалуйста, сейчас прямо по коридору и направо» «Спасибо»,
«Всего доброго» «Спасибо, всего доброго»
Ничего не говорите Вежливо сориентируйте клиента в помещение и попрощайтесь.
Если необходимо побуждение клиента к действию

Для вас имеет смысл…

Лучше всего было бы …

Вы должны…

Вы обязаны…

Вам надо…

Недопустимо употребления слов принуждения по отношению к клиентам

Клиент нам ничего не должен и не обязан. Такое некорректное
обращение может спровоцировать сопротивление и

негативную реакцию.

Клиент употребляет не принятые в Компании слова и выражения. (свою
терминологию), либо просторечные выражения, а так же просто неграмотно
выражается.
Недопустимо исправления клиента Исправляйте. Делаете замечания возможно с насмешкой или тоном
учителя.
Позиция выше клиента не допустима.

Стандарты на общения с
Клиентами, ведущим себя неадекватно, скандально, конфликтно.

Ситуация Действия Неверные действия и ответы Комментарии
Если вы находитесь на своем рабочем месте и в настоящий момент не
должны покидать его:
В случае возникновения конфликтной ситуации. «Извините, я сейчас приглашу начальника руководителя. » Спорите, пререкаетесь с клиентом, грубите Вы обязаны не вступать в споры или пререкания с клиентом.
Если вы находитесь вне рабочего места и случайно оказались в зоне
конфликта, и точно знаете, что Вашего руководителя сейчас нет поблизости:
В случае возникновения конфликтной ситуации.

В первую очередь Вы, доброжелательно настроившись, должны
приблизиться к нему на расстояние вытянутой руки (не слишком близко) и, со
спокойным выражением лица, но, не улыбаясь предложить ему присесть или отойти
в сторону (с целью выведения его из зоны с остальными клиентами) Так же
спокойно и участливо попросите его рассказать его, что случилось. Внимательно
выслушайте, не упуская деталей. Пока клиент будет рассказывать, он начнет
успокаиваться. После окончания его рассказа перескажите ему только что
выслушанную вами историю, для того, что бы уточнить, правильно ли вы его
поняли.

После этого, если решения данного конфликта в Вашей компетенции,
извинитесь перед клиентом и предложите ему вариант разрешения конфликта. Если
вам необходима помощь. Вашего руководителя, Вы должны сказать:

«Извините, пожалуйста, я сейчас приглашу начальника (руководителя,
старшего»

Спорите, пререкаетесь с клиентом, грубите.

Проходите мимо.

Другое.

Вы обязаны не вступать в споры или пререкания с клиентом.


[1]
Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма.

[2]
Федорцов В.Г. «Культура сервиса».

[3]
Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации. М. – 1997

[4]
Реан А. Психология и педагогика

[5]
Скиннер Б. Технология поведения. М., 1994 г

[6]
Шарухин А.П. Деловое общение в сфере туризма

7.[7]
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации . – М.
1996 г.

[8]
Кузнецов И.Н. Современный этикет

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий