Туристский потенциал Амурской области

Дата: 13.02.2016

		

ВВЕДЕНИЕ.

ОБЩИЕ
СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Туристский потенциал Амурской области

Амурская область знаменита богатством природных ресурсов.
Горные ландшафты и полноводные дальневосточные реки придают региону свой
неповторимый колорит. Это место удивительно по своей красоте и чистоте, сюда
стремятся путешественники, предпочитающие экологический туризм и полноценный
отдых.

В междуречье рек Селемджа и Нора расположен Государственный
природный заповедник «Норский».  Амурско-Зейская равнина сочетается
здесь с южными отрогами хребта Джагды. В заповеднике сохраняется флора и
фауна низкогорных систем Северного Приамурья. Здесь гнездятся дальневосточный
и черный аисты, орлан-белохвост, черный и японский журавли.

На берегу Зейского водохранилища, на восточной оконечности
хребта Тукурингра находится Зейский государственный природный заповедник. Он
создавался с целью охраны участка горных ландшафтов северо-западного
Приамурья и изучения влияния Зейского водохранилища на окружающую природу.

В месте, где террасовые равнины среднего Амура впадают в
предгорья Малого Хингана лежит Хинганский государственный природный
заповедник. Здесь сохранаются типичные нетронутые человеком амурские
ландшафты. В заповеднике можно увидеть живописные степные и лесостепные
ландшафты, встретить гнезда даурского и уссурийского журавлей.

Амурская область обладает развитой транспортной системой.
Особенно интересны теплоходные путешествия по реке Амур. Сейчас на
центральной водной артерии региона действует множество самых разнообразных
маршрутов.

Интересно и путешествие по Амурской области на поезде.
Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали знамениты и за пределами России.
Такая поездка принесет вам незабываемые впечатления: из окон поезда
открываются великолепные дальневосточные пейзажи.

Регион богат археологическими находками. Одной из интереснейших
достопримечательностей Амурской области является так называемое кладбище
динозавров в Кундуре. Его открыли в 1990 году при строительстве нового
участка дороги. Здесь найдено более тысячи костей динозавров. Самая
интересная находка – третий шейный позвонок неизвестной ранее формы хищных
тираннозавров (одной из самых крупных рептилий мелового периода). Это
привлекает сюда многих любителей культурного туризма

Огромное кладбище динозавров было найдено также близ
райцентра Облучье. Здесь обнаружен неизвестный ранее вид ящера, который
получил название амурзавра.

Юг Дальнего Востока в районе Амурской области богат еще и
природными месторождениями. Целебными свойствами обладают местные минеральные
источники. Они гармонично сочетаются с экологически чистой природой региона.

Климатические условия области контрастны. Холодная сухая
зима привлекает сюда любителей экстремального и экзотического отдыха, а
жаркое лето на юге края создает идеальные условия для классического отдыха на
пляжах.

Амурская область привлекательна для охотников и рыболовов.
Около 60% ее площади занимают леса. Здесь водятся бурый и черный медведи,
кабаны, зайцы, лоси и многие другие животные. Среди речной рыбы встречаются
амурский осетр, белый амур, налим, толстолобик и др.

Область – еще и ведущий сельскохозяйственный регион
Дальнего Востока. Встречаются обширные поля картофеля, сои, кормовых культур.
На севере области развито оленеводство, что придает этим местам свой яркий
колорит.

Приезжайте в Амурскую область, и она откроет перед вами все
богатство своей роскошной природы. Горы и долины, реки и леса – все здесь
поражает спокойным величием. Это место удивительно по своей красоте и
чистоте, сюда стремятся путешественники, предпочитающие экологический
туризм. Здесь хорошее место для культурного туризма и отдыха,
здесь вы прочувствуете все очарование небольших городов России.

Амурская
область-регион будущего.

РЕСУРСНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ.

По историческим меркам
Амурская область как самостоятельная административно-территориальная единица
Российского государства сравнительно молода. Она была образована в декабре 1858
года по высочайшему повелению Александра II. Это важнейшее для России событие
стало итогом более чем 300-летней героической эпопеи открытия и освоения
дальневосточных земель русскими людьми. Воссоединение Приамурья с Россией,
ставшее, по словам А.И. Герцена, «одним из крупных шагов
цивилизации», пришлось на переломный момент в история страны. Наступала
эпоха капитализма. Он стал единственной непосредственной перспективой
экономического развития Приамурья. Такая перспектива в сочетании с богатыми
природными ресурсами, «угожими землями», близостью к внешним рынкам
обусловливала возможности более быстрого, чем во многих других регионах страны,
роста производительных сил.

«Исключительная моя теперь забота, — отмечал генерал-губернатор Восточной
Сибири Н.Н. Муравьев, — чтобы заселять Амур, развивать на нем судоходство и
торговлю, учредить города,..».

Амурский заводчик С.С.
Шадрин пожертвовал крупные средства на сооружение Свято-Троицкого
собора
, бывшего архитектурного шедевра Благовещенска.

Так, трудами и заботами
наших предприимчивых земляков, формировался облик области. Шаг за шагом
Приамурье превращалось в край развивающейся промышленности и земледелия,
золотодобычи и судоходства, самобытной культуры. Только за годы трех последних
советских пятилеток было создано более 50 современных крупных промышленных
предприятий -это почти половина всего промышленного потенциала области. Практически
удвоился жилищный фонд. Значительными вехами в истории области останутся
сооружение Зсйской ГЭС и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Все эти
преобразования в Приамурье вовсе не случайны. Исторически сложилось так, что
экономика области на всех этапах ее развития строилась с учетом геополитических
интересов государства. Так было в дореволюционное время, когда действовала
система государственных поощрительных мер, стимулировавшая хозяйственную жизнь
и заселение области. Так было и в советский период, когда осуществлялись
крупные проекты, превращавшие область и весь Дальний Восток в надежное звено во
взаимоотношениях страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.  За
2000 год рост промышленного производства составил 10,4% — это один из лучших
показателей среди дальневосточных регионов. Заметными сдвигами отмечена работа
базовых отраслей экономики. Сейчас главная задача — закрепить позитивные
тенденции, сделать их необратимыми. Область располагает серьезными
возможностями для поступательного развития уже в ближайшей перспективе.
Важнейшая из них — это природоресурсный потенциал Приамурья. По авторитетным
оценкам, стоимость разведанного здесь минерального сырья эквивалентна 400 млрд
долларов. Значительная часть месторождений находится в непосредственной
близости от важнейших транспортных артерий, прежде всего от Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали. В первую очередь нужно сказать о золотых резервах.
По россыпным месторождениям область является одной из ведущих золотоносных
провинций России. А если добавить к этому ресурсный потенциал рудного золота,
то становится вполне очевидной огромная значимость этого фактора для будущего
экономики не только области, но и всей страны. Приамурье — одна из
перспективных территорий Российской Федерации по запасам титаносодержащего
сырья. Самым крупным титаноносным узлом является Каларский с предварительно
оцененными месторождениями «Куранахское» и «Большой Сейим».
Последнее расположено в Тындинском районе, в 15 км от трассы БАМа. Его
железо-титано-ванадиевые руды можно перерабатывать без обогащения, что делает
это месторождение объектом особого народнохозяйственного значения.

В области есть все
необходимое сырье для создания собственной надежной базы черной металлургии:
солидные запасы не требующей обогащения железной руды, известняки, формовочные
пески, кварциты, огнеупорные глины и т.д. Добавим к этому и поистине
неисчерпаемые запасы природных энергоносителей. К примеру, ресурсный потенциал
углей составляет около 73 млрд тонн, что сопоставимо с суммарными ресурсами
Хабаровского и Приморского краев, Читинской области и Сахалина.

ТУРИСТСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ
.

За последние семь лет,
начиная с 1998 года, объем реализации туристских услуг на Дальнем Востоке
увеличился в 6 раз

 В 2004 году объем
реализации туристских услуг в целом по Дальнему Востоку составил 1384,1 млн.
рублей, при этом налоговые поступления в бюджеты всех уровней составили 231,43
млн. рублей.

Что касается Амурской
области, здесь объем реализации туристских услуг в 2004 году составил 90,8 млн.
рублей. В 2003 году турфирмами Амурской области обслужено 63199 чел. 59
% поездок носили въездной характер.

При этом налоговые
поступления от туристской отрасли составили 20,5 млн. рублей. Основным
направлением деятельности туристских предприятий области по прежнему остается
обмен группами с КНР на безвизовой основе. Амурская область названа в числе
лидеров по развитию въездного туризма на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Прекрасная русская
природа, красивейшие места для отдыха, природные и климатические условия края,
а также развитая транспортная система располагает к развитию в этих местах
санаторно-курортных учреждений. Множество туристических маршрутов с рыбной
ловлей, посещением уникальных природных памятников могут предложить
туристические организации области

БЛАГОВЕЩЕНСК-
ЦЕНТР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. ИНФОРМАЦИЯ О ГОРОДЕ.

Благовещенск — столица
области с 1858 г. и наиболее интересный город этой территории. Еще в XVII в.
Е.П. Хабаров основал здесь острог, но только в середине XIX в., когда
генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым были предприняты
энергичные усилия для возвращения амурской территории России, в 1856 г. на
левом берегу Амура, невдалеке от устья р. Зеи, был основан Усть-Зейский пост. В
начале мая 1858 г. В Усть-Зейскую станицу прибыли генерал- губернатор Н.Н.
Муравьев и архиепископ Святитель Иннокентий (Вениаминов). 9(21) мая в
Усть-Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а
станица была переименована в Благовещенскую.

8 (20) декабря 1858 г.
высочайшим повелением была образована Амурская область. Благовещенск был
утвержден ее административным центром. Железнодорожное сообщение связало
Благовещенск с центром России в декабре 1913 г., когда была сдана в
эксплуатацию железнодорожная ветка до Великой транссибирской магистрали. Украшением
города стали величественные храмы: СвятоТроицкая церковь (Шадринский собор),
Вознесенский и Никольский собор. Благовещенский кафедральный собор,
Михайло-Архангельская, Пророко-Ильинская церкви и др. В 1980 году город посетил
проездом на Сахалин А.П. Чехов. Сохранились в Благовещенске кварталы деревянных
домов с приусадебными участками (конец XIX века), интересные кирпичные здания
начала ХХ века.

Украшением города стали
величественные храмы: СвятоТроицкая церковь (Шадринский собор), Вознесенский и
Никольский собор. Благовещенский кафедральный собор, Михайло-Архангельская,
Пророко-Ильинская церкви и др. В 1980 году город посетил проездом на Сахалин
А.П. Чехов. Сохранились в Благовещенске кварталы деревянных домов с приусадебными
участками (конец XIX века), интересные кирпичные здания начала ХХ века.

В Благовещенске был
административный центр Амурского казачьего войска. Собственно название
«Амурских» казаки получили только в 1858 году, и дал им это название не кто
иной, как генерал – губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич
Муравьев-Амурский. Территория их расселения – левобережье Амура, от устья Зеи
до устья Уссури.

Казаки – амурцы участвовали практически во всех крупных сражениях на
Маньчжурском театре. За подвиги в русско-японской войне в 1911 году были
удостоены знаков отличия на головные уборы «За отличия в войну с Японией в 1904
и 1905 годах» Амурскому казачьему полку, которому за два года до этого было
присвоено имя генерал-адъютанта графа Н.Н.Муравьева – Амурского – «в
ознаменование доблестной деятельности первого устроителя Приамурья и для
вечного сохранения его имени».

Всю свою историю
Благовещенск был и остается одним из крупнейших промышленно-культурных центров
Дальнего Востока. Это современный город с промышленными предприятиями, высшими
и среднеспециальными учебными заведениями, профессиональными училищами, с
театрами, музеями, благоустроенными улицами и площадями, скверами и парками.

КАРТА
ТУРИСТА

(ТУРИСТСКИЕ
МАРШРУТЫ)

Речной маршрут по реке Амур (проходящий по территории нескольких субъектов
федерации)

Маршрут начинается в
Благовещенске (центр Амурской области) – далее поселок Амурзет (на территории
Еврейской автономной области, откуда можно совершить выезд в Биробиджан) –
Хабаровск (осмотр местных музеев, достопримечательностей и окрестностей города)
– Комсомольск-на-Амуре (новый социалистический город) – Николаевск-на-Амуре
(исторический город недалеко у впадения Амура в Охотское море. Маршрут действует
с конца мая по октябрь.

Центр Амурской области – Благовещенск
– может стать началом речного маршрута по Амуру. Отсюда возможны также
радиальные маршруты:

— Благовещенск –
Албазино,- Благовещенск – Тында (к трассе Байкало-Амурской магистрали).

СЕЛО АЛБАЗИНО

Село Албазино основано
на месте бывшего города-крепости Албазин (которая была заложена в 1651 г.
землепроходцем Хабаровым и была в то время единственным русским пунктом в
Приамурье). Албазину были присвоены герб и особая печать, он стал главным
укреплением и базой в постоянных стычках с местным китайским и маньчжурским
населением.

Мужской монастырь в честь Архистратига Божия Гавриила и прочих небесных
сил бесплотных.

Предшественниками
монастыря почитается Спасов монастырь в урочище Брусяной камень, основанный
иеромонахом Гермогеном в 1667 году и просуществовавшим до 1689 года, когда был
сожжен при оставлении русскими Албазино и всех амурских поселений в
соответствии с Нерченским договором. С 1905 года по тридцатые, действовал
Усть-Будуинский Свято-Успенкий монастырь в 18 верстах от Благовещенска. После
ликвидации большевиками остались строения деревянной церкви и каменного
братского корпуса, занятые в настоящее время под квартиры.
Гавриило-Архангелский монастырь преобразован из прихода «Благовещения Божией
Матери» (бывший кафедральный сбор), храм которого стал монастырским. Монахами
монастыря являются монашествующие священники епархии, служащие на разных
приходах.На духовном соборе монастыря 8 июля 2003 года под председательством
его священноархимандрита Архиепископа Гавриила был избран духовный совет и
избран духовник монастыря, благочинный и эконом.

Амур-батюшка

Великая река,
бурная и своенравная у истоков, величаво течет в своем среднем и нижнем
течениях. Она раскинулась от степей Монголии до лесотундры Охотского моря.
Вбирая в себя все реки южной и средней частей Дальнего Востока, она разливается
вширь на несколько километров. Собственно Амур образуется от слияния Шилки и
Аргуни в Читинской области. От этого места и до Амурского лимана 2824 километра.
От истока Аргуни в отрогах хребта Большой Хинган протяженность составляет уже
4440 километров. Вместе со своими главными притоками — Зея, Бурея и Амгунь
слева, Сунгари и Уссури справа — Амур (Хара-Мурэн по-монгольски и Хэйлунцзян
по-китайски) входит в десятку крупнейших рек планеты.

В ХVI и ХVII
веках за Байкалом на берегах речек с бурятскими названиями Ингода, Шилка, Онон,
Аргунь, Чита селились крестьянские семьи с берегов Волги, Десны, Днепра, Донца,
Оби, Камы в поисках богатых и свободных земель. Первопроходцами были уральские
и сибирские казаки, они женились на местных бурятках, а их дети становились
гуранами. Местные лесостепи были богаты дичью, а воды рыбой. Казаки создавали
посты и остроги, охраняли дальние рубежи Руси.

Дальнейший их
путь на восток был неразрывно связан с Амуром. Вначале беглые люди, а потом
разведывательные отряды уходили вдоль реки или сплавлялись по ней. Иван
Москвитин, Ерофей Хабаров и сотни других безвестных людей изучали и осваивали
Приамурье.

В 1854-1855
годах, выполняя императорскую волю, генерал-губернатор Восточной Сибири Николай
Муравьев отправил на плотах и весельных лодках вниз по реке вслед за казаками
первые строевые подразделения. В местах слияния с притоками образовывались
новые посты. Впоследствии некоторые из них разрослись и стали основой для
российских городов Благовещенска, Поярково, Хабаровска, Троицкого. Муравьев
подписал Айгуньский договор с Китаем, тем самым закрепив за Россией всю
огромную территорию на север от Амура до самого Тихого океана и Приморья. С той
поры Амур и Уссури стали навечно приграничными реками. За ту дипломатическую
деятельность Николай Николаевич получил графский титул и приставку Амурский.

Одновременно
военный моряк и исследователь Геннадий Невельской в ходе изучения Сахалина и
побережья Охотского моря доказал, что первый является островом, и открыл устье
великой реки. Он основал пост Николаевск. В честь отважного капитана, а потом и
адмирала названы залив и поселок на Сахалине, пролив между Амурским лиманом и
Татарским проливом.

Позднее изучением
Амурского края занимались выдающиеся российские исследователи, ученые и
писатели М. Пржевальский, Ф. Буссе, С. Максимов, В. Арсеньев.

Амур, Аргунь
и Уссури являются реками пограничными. И это остается яблоком раздора между
Россией и Китаем. Борьба за судоходное русло, за протоки с нерестящейся рыбой,
острова с сенокосными угодьями ведется с переменным успехом. Помимо пограничной
функции (вдоль северного и восточного берегов расположены заставы, а также
имеется несколько бригад речных катеров, вертолетных полков) Амур выполняет
роль крупнейшей естественной транспортной артерии региона с запада на восток.

Амур
судоходен почти шесть месяцев на протяжении 1,5 тысячи километров. Навигация
полного цикла от Благовещенска и Дальнереченска до Амурского лимана открывается
после ледохода в первой декаде мая. Последние суда возвращаются в затоны в
октябре.

С Амура до
сих пор кормятся малые народности, населяющие низовья реки. Вдоль реки, проток
и впадающих речушек стоят поселения нивхов, орочей, нанайцев и других
народностей. Если не считать народные промыслы и лесозаготовку, то главным
занятием остается рыбная ловля. В бассейне реки обитает свыше 130 видов
пресноводных рыб. Именно здесь все еще встречается крупнейший осетр мира,
эндемик Амура, калуга, вес которой может превышать тонну.

Амур уникален
и неповторим. О нем снимают документальные фильмы и выпускают фотоальбомы, сюда
приезжают отдыхать богатые иностранцы, чтобы насладиться дикой красотой, его
искренне любят дальневосточники, называя Амур-батюшкой.

Бурейская
гидроэлектростанция.

Бурейская ГЭС расположена
в Амурской области на реке Бурея, что на языке эвенков означает
«большая». Река берет свое начало в горах на высоте 1700 м в стыке
хребтов Эзоп и Дуссе-Алинь. Уникальный по своим размерам и сложности Бурейский
гидроузел, включающий в себя плотину и шесть гидроагрегатов, можно считать
самым крупным энергетическим проектом за минувшее десятилетие.

В мае 2003 года первый
гидроагрегат станции был успешно испытан на холостом ходу, 30 июня был
осуществлен его официальный запуск. Мощность агрегата составляет сейчас 185
мВт. К концу года планируется ввести в строй второй. По мере завершения
строительства всех шести гидроагрегатов (пуск последнего намечен на декабрь
2006 года) мощность каждого из них возрастет, и к 2008 году мощность Бурейской
ГЭС достигнет 2000 мВт при среднегодовой выработке электроэнергии 7,1 млрд.
кВт/ч.

Еще в начале 30-х годов экспедицией ленинградского института
«Гидропроект» был составлен документ «Гипотеза использования
реки Бурея». Однако только 29 августа 1973 года комиссия Министерства
энергетики и электрификации СССР утвердила выбор места для строительства
Бурейской ГЭС — Талаканский створ как сочетающий в себе наилучшие
инженерно-геологические и энерго-экономические показатели. В марте 1976 года на
берег реки высадился первый десант строителей, и начались подготовительные
работы по возведению станции. Государственное финансирование проекта было
открыто только в феврале 1982 года. Первый бетон в плотину Бурейской ГЭС
гидростроители уложили 21 февраля 1985 года. Однако с началом перестройки стали
возникать перебои в финансировании и, соответственно, сбои в строительстве ГЭС,
которое в 1993 было полностью прекращено.  В 1999 году РАО «ЕЭС
России» включило строительство станции в список неотложных дел
энергохолдинга, а в 2000 году выделило из собственных средств 609,7 млн.
рублей. К 2003 году инвестиции в проект составили в общей сложности 7 млрд.
рублей. В октябре 2000 года по поручению президента РФ Владимира Путина была
разработана программа «Мероприятия по обеспечению строительства Бурейского
гидротехнического комплекса на период до 2010 года». Сооружение станции
включено в государственную программу экономического и социального развития
Дальнего Востока на 1996-2005 годы и в федеральную целевую программу
«Топливо и энергия». Возобновление строительства позволило создать 10
тыс. рабочих мест.

В 2002 году темпы
строительства на Бурейской ГЭС почти в два раза превысили темпы работ на
стройках гидростанций советского периода, при этом на строительстве станции
было задействовано в полтора раза меньше рабочих. Здесь впервые был использован
ряд новейших технологий строительства крупных гидроэнергетических объектов.
Так, в феврале 2002 года была успешно осуществлена уникальная операция по
доставке самолетом «Руслан» двух турбин (весом 85 тонн каждая) на
военный аэродром Завитинск (Амурская область). Впервые в России груз такого
веса перевозился самолетом. Транспортировка турбин морским путем стоила бы
значительно дороже и заняла бы несколько месяцев.  После перекрытия реки Бурея
15 апреля 2003 года началось наполнение водохранилища водой. Этот процесс будет
продолжаться до 2008 года.  Бурейская ГЭС строится не только с применением
новейших технологий, но и с соблюдением экологических норм. Впервые весь период
эксплуатации станции будет сопровождаться глобальным экологическим мониторингом
со стороны институтов Российской Академии наук.  С вводом станции использование
гидроресурсов на Дальнем Востоке увеличится на 6 %, при этом общее производство
электроэнергии в регионе увеличится на 20 % и превысит 45 млрд. кВт/ч в год.
ГЭС призвана решить все энергетические проблемы дальневосточного края,
обеспечить нормальное энергоснабжение его ключевых промышленно развитых
регионов — Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, а также создать
потенциальную возможность экспорта электроэнергии. Гидроузел будет
способствовать предотвращению наводнений в поймах реки Буреи и среднего Амура,
откроет возможности для вовлечения в оборот дополнительно 15 тыс. га сельскохозяйственных
угодий. Бурейская ГЭС призвана, прежде всего, обеспечить регионы Дальнего
Востока недостающими объемами электроэнергии, повысить надежность
электроснабжения и обеспечить покрытие неравномерной части графиков
электрической нагрузки ОЭС Востока. Ввод в эксплуатацию этой крупнейшей на
Дальнем Востоке гидроэлектростанции должен сократить на 5 млн. т завоз
органического топлива для тепловых электростанций, улучшить социальные и
экономические условия жизни населения, обеспечить предотвращение наводнений в
поймах рек Буреи и среднего Амура и создать потенциальную возможность экспорта
электроэнергии в соседний Китай. По оценке специалистов, Бурейская ГЭС — это в
будущем уникальный по своим размерам и сложности гидроузел, который после
завершения всех строительных работ будет включать в себя плотину и шесть
гидроагрегатов, установленной мощностью 2000 МВт. С пуском всех шести
энергоблоков ГЭС Дальний Восток получит дополнительно 7 млрд. кВт/ч
электроэнергии в год к тем 38 млрд., что вырабатывают сегодня все
электростанции в округе. Это тем более актуально, что с весны 1999 г. в
объединенной энергосистеме Востока наметился рост электропотребления в среднем
на 10-12% в год.

Вероятно, ввод станции в
строй был возможен и в более ранние сроки, так как история проекта начиналась
еще в 1976 году, когда в поселок Талакан приехали первые гидростроители. Однако
первые строительно-монтажные работы на основных сооружениях будущей Бурейской
ГЭС относятся только к 1985 году, т. е. фактически спустя почти десять лет. Именно
тогда был уложен первый бетон в основание гидроузла, спустя еще два года было
заложено здание самой ГЭС. Но началась перестройка, и строительство вновь
замерло. Специалисты разбежались, а те, кто остался, жили фактически без
зарплаты. Кардинально положение изменилось только в последние три года, когда
строительство взяло на себя РАО «ЕЭС России». В настоящее время
строительство Бурейской ГЭС ведется в рамках президентской Федеральной целевой
программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Весь этап строительства предусмотрен до 2009 г., хотя основные строительные
работы предполагается завершить в 2007 г. На сооружение Бурейской ГЭС съехались
высококлассные специалисты со всей страны, обеспечивая уникальность этой
стройки. По словам заместителя главного инженера ОАО «БуреяГЭСстрой»,
основного подрядчика на строительстве ГЭС Вадима ВАСИЛЕВСКОГО, Бурейская ГЭС
практически спасла российскую гидротехническую инженерную школу: «Еще
четыре-пять лет, и последние специалисты разъехались бы или ушли в другие
отрасли». Уникальность станции еще и в том, что при ее возведении
применяются новейшие мировые технологии. Генеральный директор ОАО
«Буреягидроэлектромонтаж» Валерий ВАСИЛЬЕВ отмечает, что в работе
наладчиков за эти годы произошла в буквальном смысле революция. Применяемое
здесь оборудование практически перевернуло привычную пусконаладочную концепцию,
достигнув высочайшего уровня компьютеризации.

«Здесь, на Бурее, у
нас ключевой объект — ОРУ, открытое распределительное устройство, — говорит
Васильев. — Это небольшая площадка на вершине сопки, над самой плотиной. Отсюда
энергия будет подаваться уже по главным направлениям. На пульте управления ОРУ
— панель, при открытии которой на экране появляется электрическая схема всей
станции. Одним нажатием кнопки можно отключить или включить любой агрегат,
механизм, отдельный тумблер. Специализированная программа управления для ОРУ —
была создана в Чебоксарах совместно с мировой компанией IBB. Использованы
оптико-волоконные связи, обеспечивающие высокую скорость обработки параметров
для контроля защиты блока генераторов и главного пульта управления ГЭС. Недавно
был установлен французский выключатель для первого генератора. Прежняя
технология — это огромный масляный выключатель, 27 тонн масла, неизбежные
протечки, очистка масла после каждой остановки. Там же токи идут сумасшедшие,
возбуждение электромагнитное такое, что пробивает даже масло. А французская
камера, наполненная эле газом, шести фтористой серой, даже внешне смотрится
элегантно, словно из медицины. Гарантию французы дают 15 лет!» Но и на
этом уникальность работ на станции не исчерпывается. Рабочие колеса гидротурбин
весом по 100 тонн доставлялись самолетом «Руслан» на военный
аэродром, который расположен в 80 километрах от станции и предназначен для
приема многоразового космического корабля «Буран». Казалось бы,
неоспоримы аргументы, доказывающие важность и значимость Бурейской ГЭС для
экономики Дальневосточного региона. И все же есть повод говорить и о возможных
негативных последствиях строительства гидроузла на Бурее. Основные проблемы
лежат в экологической области. Бурейский гидроузел — это фактически два
самостоятельных объекта: система объектов, вырабатывающих электроэнергию, —
собственность РАО ЕЭС, и водохранилище — федеральная собственность. У каждого
объекта свое влияние на окружающую среду. Влияние ГЭС, связанное с накоплением
и сбросом воды, распространяется в основном на нижний бьеф. Требования к
водохранилищу, как к государственной собственности, иные. Так, по оценкам некоторых
экологов, пуск гидростанции и затопление водохранилища могут нанести большой
урон природе, где расположены природоохранные зоны и заповедники. По мнению
экологов, Амур будет меньше получать воды. А это повлияет на воспроизводство
рыбы, изменятся условия пойменной экосистемы, понесет убытки судоходство. Ввод
Бурейской ГЭС вызовет понижение уровня реки Бурея, отразится на состоянии озер
и болот в Хинганском заповеднике. По проекту среднегодовой уровень реки в
нижнем бьефе понизится на метр. Это будет катастрофой для озер, глубина которых
чуть больше метра. То есть судьба уникального лотоса, произрастающего на
озере Долгое на территории заповедника, предрешена. Однако обстоятельные
исследования по этой проблеме не велись, и утверждать что-либо и делать выводы
пока рано. А выводы такие сделаны на примере Зейской ГЭС, которая изменила гидрологический
режим на реке. Хотя есть и иная точка зрения. В частности, у руководства ГЭС,
которое ведет экологический аудит зоны затопления водохранилища. РАО ЕЭС
поддержало программу социально-экологического мониторинга, разработанную
институтом «Ленгидропроект» и рассчитанную на период до 2017 г.
Мониторингом занимается группа сотрудников Института водных проблем РАН и
Хинганского заповедника. Цель ученых — обследовать побережье заполняемого ложа
Бурейского водохранилища на участке Талакан — Чеугда. Программа включает
комплекс наблюдений по сейсмике, метеорологии, гидрологии, ихтиологии, зоологии
и пр. Ее реализация обойдется энергетикам в 34 млн. рублей. Исследования
экосистем бассейна реки Буреи в последние годы велись специалистами Института
водных и экологических проблем ДВО РАН и отделения региональной геологии и
гидрогеологии Амурского научного центра ДВО РАН. Их прогнозы влияния Бурейской
ГЭС на окружающую среду благоприятны. Гидростроительство не создаст
экологической опасности для реки и участков ее долины. Зона влияния ГЭС
включает участок реки Бурея от впадения в нее реки Ургал до устья
протяженностью 400 км. За пределами этого участка влияние ГЭС ничтожно мало и
не может быть выявлено. Пока остается напряженной экологическая обстановка в
заповедниках. Одна из причин — недостаточное финансирование. Хотя ресурсы для
таких работ должны быть, ведь водохранилища платят водный налог. Согласно
Водному кодексу РФ, часть этих средств должна идти на работы по обеспечению
приемлемых экологических условий в зоне влияния водохранилищ. Но пока это
положение Водного кодекса на территории Амурской области практически не
применяется. Окончательную точку в разрешении экологических проблем ставить
рано. Достоверную информацию может дать долговременный мониторинг. Есть
программа интенсивного использования гидроресурсов Дальневосточного региона.
Вопрос скорого будущего — строительство Нижне — Бурейской ГЭС, поэтому
необходимо конструктивное сотрудничество гидростроителей и экологов, населения.
Закладываемая сейчас система мониторинга может позитивно влиять на дальнейшее
освоение гидроресурсов Амурской области. Бурейская ГЭС войдет в историю и как
объект надежды — мы еще способны возводить подобные сооружения, есть на это
средства, есть специалисты, создающие новейшие технологии, есть действующая
каста гидростроевцев, готовы заступить на новые рабочие места и
эксплуатационники.

Байкало-амурская
магистраль.

В начале октября 1984 г.
«золотым звеном» на станции Куанда замкнулась гигантская стальная лента
Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Фантастическая идея построить
паровозный путь чуть ли не к берегам Аляски, дать свободный выход России к ее
крайним восточным рубежам появилась еще в прошлом веке. В 30-е гг. эту идею
пытались осуществить, но лишь на исходе уходящего века фантастика благодаря
самоотверженному труду многих тысяч людей стала реальностью. Россия получила «второй
Транссиб», новый, более короткий выход к Тихому океану. Ложем новой дороги
стали суровые территории Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. С момента
высадки в тайге первых комсомольских десантов и до торжественной стыковки в
Куанде, за пятнадцать неполных лет уложено свыше 5 тыс. км главных и
станционных железнодорожных путей, из них почти половина — в Амурской области.
Построены более 4 тыс. искусственных сооружений, сотни километров притрассовых
автомобильных дорог. Вдоль магистрали на ранее малообжитых землях выросли новые
города и поселки, чтобы дать жизнь огромному региону, поставить на службу
стране его природные богатства.

Такая масштабная стройка
была под силу только великой державе, с ее колоссальной экономической мощью и
ресурсами. В обеспечении стройки всем необходимым участвовали 60 отраслей
народного хозяйства, сотни предприятий-поставщиков, проектных и научных
организаций в Ленинграде и Челябинске, Новосибирске и Ростове, Никополе и
Благовещенске. БАМ справедливо называют трассой дружбы и братства. Ее строили
представители 70 национальностей СССР. Была разработана Генеральная схема
районной планировки зоны влияния БАМа, учитывающая региональные особенности
трассы, специфические факторы хозяйственного освоения прилегающих к ней
территорий, а также многонациональные особенности архитектурно-планировочных
решений, строительного искусства всех республик, участвующих в обустройстве
магистрали. Тында, Нерюнгри, Северобайкальск — крупнейшие города вдоль трассы —
строились именно по генеральным планам. В результате у каждого появился свой
облик, свои особые архитектурные «акценты». Однако, как и всякое новое дело,
Байкало-Амурская магистраль вызвала интерес к экологическим проблемам.
Девственная природа требовала бережного к себе отношения. Ведь тонкий природный
организм, сбалансированный тысячелетиями, особенно хрупок в условиях вечной
мерзлоты, высокой сейсмичности и низких температур. Было важно могучую технику,
стоящую на вооружении строителей, применять разумно, бережно и умело, чтобы
индустриальная мощь БАМа органически сочеталась с природным ландшафтом,
чистотой воздуха, прозрачностью рек и озер. Экстремальные условия трассы
потребовали новых научно-технических и инженерно-производственных решений.
Здесь впервые в мировой практике была создана принципиально новая конструкция
фундаментов опор мостов, реализован ряд новых идей в тоннелестроении,
отработаны технологии отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ в условиях
вечной мерзлоты, появились современные методы борьбы с наледями. Магистраль
прошла по территории области в северных, богатых природными ресурсами районах.
Вблизи ее разведано и передано под освоение Свободненское месторождение бурых
углей. В Зейском и Тындинском районах — богатые золотоносные россыпи, на базе
которых работают десятки мощных драг. На миллионах гектаров раскинулись леса,
общие эксплуатационные запасы которых превышают один миллиард кубометров. Освоению
всех природных ресурсов и служит Байкало-Амурская магистраль. Там, куда раньше
добирался лишь кочующий эвенк-охотник на своих оленях, куда только изредка на
вертолетах прилетали геологи, разбудил тайгу гудок тепловоза, выросли жилые
поселки. Раньше южные районы Амурской области связывала с Севером автомобильная
дорога АЯМ (Амуро-Якутская магистраль), идущая от Большого Невера на Транссибе
к Чульману. И вот этот тонкий транспортный ручеек сменила «полноводная река» по
имени БАМ. Ушел в историю и стал достоянием музеев далекий сентябрь 1972 г.,
когда в торжественной обстановке были уложены первые звенья новой трассы на территории
Амурской области в Тындинском (тогда еще Джел-тулакском) районе. Прижились на
новых местах и пустили крепкие семейные корни многие первостроители. Героями
Социалистического Труда стали Юрий Бочаров, трудившийся на Шимановском
комбинате стройиндустрии БАМа, бригадир путеукладчиков Иван Варшавский,
бригадир строителей железнодорожной станции Моют Владимир Новик, начальник
ГлавБАМстроя Константин Владимирович Мохортов и другие их соратники. «Иных уж
нет, а те далече…», как сказал поэт. Комиссар отряда имени XVII съезда ВЛКСМ
Владимир Мучицын, выросший от бригадира домостроителей до начальника
строительно-монтажного поезда, ныне стал почетным членом Академии
педагогических наук, проректором ДальГАУ. Ушли из жизни, оставив о себе вечную
память, Бочаров и Мохортов, разъехались по родным местам другие. Но осталось
дело их рук — стальная магистраль. Задача настоящих и грядущих поколений —
активно включать богатства Прибамья в единый народнохозяйственный комплекс
страны. А это — территория в полтора млн. кв. км, значительная часть которых
приходится на Амурскую область. Важно не растерять потенциал, сложившихся на
трассе строительных коллективов, использовать богатейший опыт возведения
объектов в сложных климатических и инженерно-геологических условиях Севера, В
перспективе БАМ XXI века устремится далеко на север Якутии. Дорога поможет
развить агропромышленный комплекс Приамурья, привлечь отечественных и
иностранных инвесторов для активного освоения и развития богатых российских
земель за Байкалом. Сегодня БАМ переживает нелегкую пору в своей истории. Он
оказался невостребованным нынешним российским государством. Администрация
Амурской области, как и другие субъекты Федерации, стремится поддержать
строителей и эксплуатационников БАМа, решая в меру своих сил и возможностей
проблемы жилья, продовольственного, топливного и другого обеспечения районов
магистрали. В настоящее время на государственном уровне предпринимаются усилия
по приданию территории Прибамья статуса особой экономической зоны. От успешного
продвижения в этом направлении зависит будущее не только БАМа и сотен тысяч
людей, связавших с ним свою судьбу, но и завтрашней России.

Туристский потенциал Амурской области Лотос Комарова.

ЛОТОС (Nelumbo) — редкое,
красиво цветущее водное и околоводное растение из семейства лотосовых.
Травянистый многолетник с толстым корневищем, запасающим питательные вещества.
Цветки до 30 см в диаметре, душистые, у лотоса орехоносного (N. nucifera) —
розовые, у лотоса желтого (N. lutea) — желтые.

Большие
розовые цветки очень красивы. В древности лотос считали священным растением
из-за его гелиотропизма — способности цветков поворачиваться за солнцем.
Существовала легенда о счастливой стране лотофагов, жители которой, отведав
лепестков лотоса, теряют память. Ископаемые остатки лотоса встречаются в меловых
и более поздних отложениях. Из двух современных видов, лотос орехоносный широко
распространен в Южной Азии (Индия, Китай, Малайзия, Филиппины) и на
северо-западе Австралии, у нас — в дельтах Волги, Кубани, в Закавказье,
бассейне Амура, по р. Зея, Уссури, Большая Уссурка, на оз. Ханка. Не исключено,
что его распространение в ряде районов (в частности, в Прикаспии), связано с
деятельностью человека. В нескольких озерах-старицах Амура на юге области
встречаютмя древние растения — лотос Комарова. Некоторые из крупных, до 50-60
см в диаметре, листьев лотоса плавают, но большинство возвышается над водой. В
нашей области — самое северное в мире место произрастания лотоса, поэтому его
надо тщательно охранять.

Уссурийский
тигр.

Уссурийский или амурский
тигр размерами превосходит бенгальского. В отдельных случаях добытые экземпляры
(самцы) весили 384 кг при длине в 290 см. На Дальнем Востоке тигры обитают в
южной части Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. В Амурской
области они встречаются в Хингано-Архаринском районе – в глухой горной тайге и
смешанных лесах, в камышовых зарослях, растущих по берегам лесных рек.

Амурский тигр – обитатель
широколиственных и кедрово-широколиственных лесов. Но более всего он любит
участки этих лесов со скальными обнажениями, россыпями крупных камней, крутыми
и высокими утесами, с нишами и пещерами. Здесь зверь находит себе логово, с
высоких точек обозревает местность, здесь же, в уединении, самка выращивает
свое полосатое потомство.

№ DV280159

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница АМУРСКИЙ МЕТАЛЛИСТ

Амурская область, Благовещенск, Горького ул., 26

Тел.: (4162) 44-24-25

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280158

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница АМУР»

Амурская область, Благовещенск, ул. Ленина,122

Тел.: (4162) 42-11-13, 42-59-40,

Факс: (4162) 44-79-90

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280160

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница АТИК

Амурская область, Благовещенск, ул. Пионерская, 45/1

Тел.: (4162) 35-43-52, 44-36-49,

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280161

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ГЛОБУС

Амурская область, Благовещенск, ул. Чайковского, 1

Тел.: (4162) 42-44-01

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280162

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ДИНАМО

Амурская область, Благовещенск, ул.Ленина, 194

Тел.: (41622) 42-11-87, 42-11-83

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280163

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ДРУЖБА Туристский потенциал Амурской области

Амурская область, Благовещенск, ул. Кузнечная, 1

Тел.: (4162) 49-99-40, 49-99-33,

Факс: (4162) 42-31-22, 49-98-77,

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280164

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ЗЕЯ

Амурская область, Благовещенск, ул. Калинина, 8

Тел.: (4162) 42-11-04, 42-11-00,

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280165

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ЗОЛОТОЙ ДРАКОН

Амурская область, Благовещенск, Игнатьевское ш., 4км

Тел.: (4162) 47-82-32, 47-82-42,

Туристский потенциал Амурской области

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280166

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница КИОКУШИНКАЙ-КАН

Амурская область, Благовещенск, ул. Краснофлотская, 152

Тел.: (4162) 42-85-40

Туристский потенциал Амурской области

№ DV280167

Туристский потенциал Амурской области

Гостиница ОРБИТА

Амурская область, Благовещенск, ул. Б. Хмельницкого, 42

Тел.: (4162) 44-75-84

Факс: (4162) 44-67-38

Туристский потенциал Амурской области

Отель «Чуринъ»

Отель «Чуринъ» расположен в самом центре города, вблизи
набережной реки Амур (200 м.) и центральной площади города. Клиентам
предоставляется прекрасная возможность…

Учреждения культуры

Амурская областная детская библиотека (АОДБ)

Создана 1 июля 1964 года

Амурская областная научная библиотека им. Н. Н.
Муравьева-Амурского (АОНБ им. Н. Н. Муравьева-Амурского)

Создана в декабре 1859 года.

Амурский государственный театр драмы

В Амурском государственном театре драмы работают 49 человек
худо-жественно-артистического персонала. Ведущие исполнители: Матвеев
Владимир Гаврилович – народный артист России Васильева Любовь…

Амурский областной краеведческий музей

Экспозиция музея расположена в 26 залах и раскрывает темы:
природа, растительный и животный мир Приамурья, далекое прошлое.

Амурский областной театр кукол «Амурчонок»

В Амурском областном театре кукол работают 35 человек
художественно-артистического персонала. Ведущие исполнители: Елизов Сергей
Иванович – заслуженный артист России.

Государственное учреждение культуры Амурская областная
филармония

Государственное учреждение культуры Амурская областная
филармония было образовано в декабре 1960 года, а первый концерт состоялся 12
апреля 1961 года.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий