Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

Дата: 12.01.2016

		

Министерство
образования и науки РФ

ГОУ ВПО Тульский государственный
педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Курсовая работа

«Влияние
психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность
спортсмена (на примере футбола)»

Проверила:

Зайцева Л.А.

Тула – 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические
особенности личности тренера

1. Структура личности тренера

2. Ролевые позиции тренера

3. Зависимость эффекта воздействия от
авторитета тренера

4. Педагогические особенности личности
тренера по футболу

5. Готовность к деятельности и
психическое состояние тренера

6. Комплекс требований к личности
тренера по футболу

7. Воздействие личности тренера на результативность
футболиста

Глава 2. Портрет тренера, эффективно
осуществляющего свою профессиональную деятельность

1. Характеристика особенностей личности
тренера, влияющих на результативность спортсмена

2. Диагностика психолого-педагогических
особенностей личности «успешного» тренера по футболу

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Методика многофакторного
исследования личности Кеттела

Приложение 2. Методика диагностики
межличностных отношений Лири

Введение

Особенности
деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, —
достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате
многолетней тренировки. Чтобы понять психологические особенности успешной спортивной
деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее
факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и
грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов,
находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторых
случаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими
моральными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений,
подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера и
воспитать стойкость деятельности.

Спортсмен любого уровня
– от новичка до мастера высокого класса – совершенствует свои навыки и
тренированность в условиях перегрузки нервной и физиологических систем. Высокий
уровень физической подготовленности можно достичь только при условии полного
понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.

Некоторые авторы и
исследователи предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующие
вопросы: Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают
личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен
обладать тренер успешного спортсмена?

Изучение личности
тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный
вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии англичанин Хендри
пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и
опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали
особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли
такие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и
ряд других зарубежных ученых-психологов.

Разработкой данного
вопроса активно занимались также и отечественные ученые. С 50-х годов 20 века
отечественные специалисты внесли немалый вклад в изучение личности тренера.
Следует отметить работу таких психологов как Р.Л. Кричевский, А.Н. Леонтьев,
Г.М. Андреева, И.П. Волков, Ю.А. Коломейцев, И.Н. Решетень.

Целью нашего
исследования является выявление психолого-педагогических особенностей личности
тренера влияющих на улучшение результативности спортсмена – футболиста.

Объект исследования –
структура личности тренера.

Предмет –
психолого-педагогические особенности личности тренера, влияющие на
результативность спортсмена – футболиста.

Задачи исследования:

анализ
психолого-педагогической литературы по теме исследования;

подбор методик для
диагностического определения степени влияния некоторых психолого-педагогических
особенностей личности тренера на результативность спортсмена-футболиста;

проведение диагностики влияния
психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность
спортсмена-футболиста.

Глава
1. Психолого-педагогические особенности личности тренера

Мастерство тренера во
многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые придают
своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту, степень овладения им
различными умениями, условия для формирования позитивных межличностных
отношений в команде, возможности избегания конфликта или выхода из него, условия
для создания такого социально-психологического климата, который способствовал
бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить
предельные нагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Психолого-педагогические
особенности личности тренера и пути формирования личностных качеств,
обеспечивающих успех спортсмена, представляются нам особенно интересными.

1.
Структура личности тренера

Структуру личности
тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно
которой в личности можно выделить четыре подструктуры.

В первую подструктуру
входят мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие
мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое
желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт
спортивной деятельности.

Во второй подструктуре
выделяются приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества
тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые
качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так,
к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и
владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания,
организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость,
принципиальность, объективность.

В третьей подструктуре
выделяются индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление,
чувство сопереживания, воля, эмоции.. В число эмоционально-волевых качеств,
например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость,
решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).

Последняя, четвертая,
подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера:
возрастом, полом, темпераментом и др.

Такой подход позволяет
понять общие и специфические черты личности тренера. Чтобы установить,
соответствует ли тренер требованиям воспитательной деятельности, надо выявить у
него определенные свойства (черты) личности, удовлетворяющие этим требованиям.
Но это должен быть не просто набор свойств, а некоторая их структура,
свидетельствующая о ведущих качествах тренера.

При исследовании
мастерства тренера мы обнаружили следующее. Доминирующими качествами тренера
для детей было то, что он: 1) учит любить спорт; 2) любит детей; 3) помогает в
трудную минуту; 4) не жалеет свободного времени; 5) помогает в становлении
личности; 6) контролирует успеваемость в школе; 7) помогает в решении жизненно
важных вопросов.

Естественно, этот
перечень качеств не окончателен.

Однако и полученные
данные могут быть положены в основу практической работы тренеров.

Достаточно большое
внимание исследованиям качеств тренера уделяют зарубежные ученые. Так, Д.Вуден
и многие другие считают, что работа тренера адекватна работе учителя на всех
уровнях, включая как учебную, так и внешкольную работу. Они установили, что: I)
овладение фактическим материалом зависит от ясности и выразительности
изложения, от умения преподавателя преподносить материал обучаемым; 2) степень
понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры
изложения материала; 3) доброжелательная атмосфера в группе зависит от
поведения учителя, который должен умеренно контролировать обучаемых и допускать
известную свободу их действий.

Эти же исследователи
выделили целый ряд личностных характеристик, которые тренер должен внимательно
проанализировать в свете собственных возможностей и особенностей поведения: 1)
дозволенность — контроль; 3) пассивность — энергичность; 3) агрессивность—поддержка;
4) расплывчатость — ясность; 5) поощрение—безразличие к активному участию
учащихся в процессе обучения; 6) сдержанность — яркость (образность); 7)
поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; 8) доброжелательность, теплота — холодность,
сдержанность все это позволяет предположить, что «идеальный» тренер энергичен,
разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален.

2.
Ролевые позиции тренера

Анализ литературы,
посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные
ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.

Tpенеp — теоретик и
практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и
строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего
дела.

Структуру знаний
тренера составляют общественно-политические, психолого-педагогические,
медико-биологические и специальные знания.

Общественно
политические знания составляют теоретическую основу мировоззрения тренера, методологическую
базу для профессиональных знаний. Психолого-педагогические знания определяют сущность
профессиональной подготовки тренера. Чтобы управлять поведением юного
спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний
мир ребенка, что невозможно без знания психологии личности (Л.И.Божович,
А.А.Бодалев, К.К.Платонов).

Знание предметов
медико-биологического цикла: анатомия, биомеханики, физиология, гигиены,
врачебного контроля и лечебной физкультуры — составляет специфическую
особенность структуры знаний тренера. Знания в этой области позволяют ему
грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы
организма учащихся с учетом их возрастных и половых дифференциаций.

Тренер — психолог. К.
Д. Ушинский писал: «Каждый педагог — психолог». Тренеры-мастера в процессе
воспитания юных спортсменов выявляют комплекс их психических качеств и
особенностей, от которых зависят усвоение нравственных принципов и норм
поведения, принятых в нашем обществе, индивидуальные проявления этих качеств и
особенностей; содействуют выработке правильного психологического отношения к
внешним факторам, воздействующим на формирование личности и процесс воспитания
(учитывая индивидуальные и социально-психологические особенности). Они
разрабатывают нравственную модель юного спортсмена, основными составляющими
которой являются нравственные качества и особенности, присущие советскому
образу жизни, советскому характеру.

Тренер — организатор.
Организаторская деятельность тренера является реализацией на практике его
проектов, методических планов и условием более целенаправленного и реального
проектирования собственно педагогических и функциональных задач. Решение
собственно педагогических задач ведет к изменению личности юных спортсменов, их
спортивной умелости. Функциональные задачи связаны с созданием инструментария
педагогического воздействия, целостной системы спортивно-массовой работы по
месту жительства.

Нередко неопытные или
опытные, но не знающие педагогической теории тренеры первый тип задач подменяют
вторым. Однако не всегда эффектно организованные и проведенные «мероприятия»
дают положительный результат и, наоборот, внешне ничем не привлекательные
мероприятия приводят к положительным изменениям в личности воспитанников и
сплочению детского коллектива, формированию у подростков спортивных умений.

3.
Зависимость эффекта воздействия от авторитета тренера

Тренер по футболу может
завоевать авторитет только тогда, когда его поведение естественно и вытекает из
его мировоззрения и убеждений, когда слово и дело у него не расходятся.
Педагогический авторитет тренера основывается на глубоком знании им своего
дела, бескомпромиссной требовательности к себе, увлеченности своей работой.

Кроме того, личностный
авторитет зависит от умения тренера по футболу устанавливать правильные
принципиальные отношения как с воспитываемыми, так и с коллегами, родителями.

Авторитет тренера в
значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его
организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер
взаимодействия тренера по футболу с воспитанниками в процессе организации
спортивной игры.

Шкала наблюдения за
взаимодействием тренера и подростков в процессе организации и проведения
спортивно-массовой работы включает следующие показателя: 1) стратегия и тактика
организации спортивной игры по месту жительства; 2) количество элементов
спортивной игры, показанное юными спортсменами тренеру в начале, середине,
конце игры; 3) количество и характер (положительный и отрицательный)
самостоятельных действий юных спортсменов в процессе игры в трех частях
занятия; 4) замечания всему коллективу; 5) замечания отдельным спортсменам; в)
элементы ролевых игр в занятиях; 7) обобщение отдельных элементов стратегий и
тактики игры лучших юных спортсменов тренером; 8) обобщение стратегии и тактики
спортивной игры самими спортсменами; 9) количество контактов тренера с сильными
спортсменами; 10) то же, со слабыми; 11) количество проявлений согласия и
несогласия юных спортсменов между собой; 12) то же, с тренером.

Характер
взаимоотношений между тренером по футболу и юными спортсменами во многом
зависит от субъективной оценки последними личности и деятельности тренера, от
сплоченности детского спортивного коллектива и его роли в формировании интереса
у детей к спорту.

Авторитет тренера по
футболу основывается на следующих основных принципах поведения:

любить и понимать
воспитанника;

защищать его интересы;

быть заботливым,
держать связь с родителями;

быть выдержанным;

развивать самообладание,
способность внимательно и терпеливо выслушивать юного спортсмена в любой
ситуации;

вырабатывать в себе
чувство юмора, умение разряжать напряженную обстановку шутливой репликой,
добродушным замечанием;

прощать несущественные
ошибки, которые допущены бессознательно, без злого умысла;

никогда не повышать
голоса.

Это принесет двойную
пользу: тренеру поможет «сохранить» нервы, юному спортсмену — выработать
привычку к корректному поведению даже в конфликтной ситуации; воздерживаться от
резкой критики подростка в присутствии товарищей; уметь признаваться в ошибке,
если она допущена, и извиняться, если вы виноваты. Признание ошибки лишь
укрепляет уважение юных спортсменов к тренеру и приучает к самокритике,
честности.

Авторитет тренера
детского спортивного коллектива имеет огромное педагогическое значение. Чем
авторитетнее тренер, тем большее влияние оказывает он и на своих воспитанников,
и на тех ребят, которые только присматриваются к занятиям. То, что говорит
авторитетный тренер, оценивается как важное, а потому и гораздо лучше
воспринимается. Для многих ребят, нашедших свое призвание в занятиях спортом,
уважаемый, авторитетный тренер выступает в качестве идеала, которому они
стремятся следовать в жизни.

Таким образом, во
взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит
тренеру. Уровень развития положительных личностных, качеств тренера — важнейшее
условие нормализация взаимоотношений с юными спортсменами, а следовательно, и
повышение эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Юные спортсмены очень
ценят у тренера по футболу энергичность. Энергичны те тренеры, которые активно
участвуют во всем комплексе дел спортивной команды, используя при этом личное
спортивное мастерство, находчивость, организаторские способности.

Наряду с этим юные
спортсмены к числу наиболее важных качеств, определяющих взаимоотношения между
ними и тренерами, относят твердость характера, принципиальность. Необходимыми
они считают качества, определяющие отношение самого тренера к ним: понимание их
психологии, тактичность, доброжелательность, внимательность, терпеливость.

4.
Педагогические особенности личности тренера по футболу

Высокое педагогическое
мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности — т.е. на
совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной
педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не
только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту
тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и
умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение
педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают
педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе
общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера
отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом —
личностью юного спортсмена.

В структуру
педагогических способностей входят следующие их виды (по Н.В. Кузьминой и Ф.Н. Гоноболину,
А.А. Деркачу, А.А. Исаеву, и др.):

Перцептивные
способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во
внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть
тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и
максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и
склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их
влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание
позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым
поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую
тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля
зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать
фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные
способности являются условием успешного проектирования и формирования личности
в коллективе юных спортсменов. Благодаря им, тренер способен предвидеть
результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в
педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное
воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают
тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в
каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические
способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал,
соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности
воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание,
преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности
помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным
спортсменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с
педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с
помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться
внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая
дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и
грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика
оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен
разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные
способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее
благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко
проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юными
спортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место
занимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживания
других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с
юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной
работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские
способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, их
учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в
установлении деловых внутриколлективных связей и отношений. Они включают
способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения.
Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств
тренера (быстроты и гибкости мышления. решительности, выдержки, настойчивости,
требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т. п.).

Академические
способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта)
необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и
педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов
работы.

Специальные
способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера
связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у
тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в
свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет
диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры
обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная
одаренность и педагогические способности составляют единое целое.

Авторитарные
способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способность
к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую
роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и
заинтересованность в её результатах.

Личностные способности
или педагогический такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать
чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении
требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о
спортсменах. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.

Формирование и
компенсация способностей. Многообразие педагогических способностей и связь их с
другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и
содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт
показывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические
способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют
мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо
компенсированы.

Практически
неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти
полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание
считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых
людей, а достигается в результате формирования и совершенствования
педагогических способностей.

Личность выражается,
прежде всего, в мотивах ее деятельности. Профессионально значимыми мотивами
деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре,
склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному
совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой
общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и
ответственности за качество своей работы.

5.
Готовность к деятельности и психическое состояние тренера

Психическая готовность
тренера — это существенная предпосылка эффективности его деятельности.
Состояние готовности помогает тренеру успешно выполнять свои обязанности, правильно
использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при
возникновении непредвиденных препятствий. Готовность — решающее условие быстрой
адаптации к условиям труда, профессионального совершенствования и повышения
уровня мастерства тренера. Готовность как психическое состояние личности — это
внутренняя настроенность тренера на определенное поведение при решении
спортивных и педагогических задач, установка на активные и целесообразные
действия.

Состояние готовности
включает (по М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович): а) познавательные
компоненты (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение
способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); б)
эмоциональные компоненты (чувство профессиональной чести и ответственности,
уверенность в успехе, воодушевление); в) мотивационные компоненты (потребность
успешно решать задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться
успеха и показать себя с лучшей стороны); г) волевые компоненты (мобилизация сил,
преодолевав сомнения и т. д.).

К числу важнейших
элементов, формирующих состояние готовности, по мнению тренеров-мастеров,
относятся: осознание задач учебно-воспитательной работы с юными спортсменами;
определение содержания деятельности в соответствии с заданной целью.

Главные общие условия
формирования готовности тренера к творческому труду: а) самостоятельное и
критическое усвоение накопленной человечеством культуры; б) активное участие в
решении общественно значимых задач; в) специальное развитие творческого
арсенала личности — ее психических процессов.

6.
Комплекс требований к личности тренера по футболу

Профессия тренера как
педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой,
Ф.Д. Забугину):

1. к физическим
качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической
сферы, достаточно звучный выносливый голос.

2. к нервно-психической
сфере: распределенность внимания (одновременная установка на несколько как
внутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания(способность
сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления), устойчивость (способность
не ослаблять внимания под влиянием внешних впечатлений), наблюдательность,
память (точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота
воспоминания по первому требованию), мышление (сочетание синтетического и
аналитического типов мышления, самостоятельность, точность и тонкость суждений,
находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой
работе), воображение (способность быстро, ярко и точно представлять тот или
иной объект, способность восстанавливать неполные впечатления и представления,
активная фантазия, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная
чуткость, восприимчивость к красоте).

3. к волевым качествам:
целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способность
владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность.

Кроме свойств личности
результативность педагогической деятельности, а следовательно творческую
готовность тренера определяет развитие специальных педагогических, спортивных и
общих способностей,

К структурным
компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены:
догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения
спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий);
дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к
обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе,
творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении
различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и
гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса;
использование разнообразных методических приемов обучения и способов
педагогического воздействия.

Анализ характеристик
специальных педагогических и спортивных способностей тренеров по футболу
разного уровня мастерства показал следующее.

Тренеров высокого
уровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видов
изучаемых способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие более
специальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическая
направленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладеть
психолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должной
самокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Как
правило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.

Тренеров среднего
уровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видов
способностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющие
аналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясь
должной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям,
тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками и
коллегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооценивают
достижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.

Тренеров низкого уровня
мастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Так,
уровень проективных способностей значимо ниже уровня двух других групп, уровень
рефлексивных и спортивных способностей значимо ниже уровня этих способностей у
тренеров-мастеров не отличается от уровня этих способностей у тренеров средней
группы.

Тренеры низкого уровня
мастерства с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достижения
психолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовь
к делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивной
деятельности. Постоянно конфликтуют с юными спортсменами, родителями и
руководством школы, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат,
ссылаются на трудности в своей работе.

7. Воздействие личности тренера на результативность футболиста

Футболу как социальной
деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение
максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста.
При современном развитии футбола эти тенденции могут вступать в противоречие
между собой. Данное противоречие является причиной формирования различных
личностных установок у тренеров по футболу и требованием общественности.

По статистическим
данным встречаются два типа тренеров по футболу: тренеры с установкой только на
достижение спортивного результата и тренеры с профессионально-педагогической
установкой.

Наличие различных установок
в деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футбола
как вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена.

В группах тренеров по
футболу с установкой только на спортивный результат процесс социализации
личности спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как между
тренером и спортсменами так и между самими спортсменами. У спортсменов-футболистов,
занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечается
неадекватная самооценка, доминирование лично — престижных и материальных
мотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля,
уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении.

В группах тренеров по
футболу с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений
«тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствует
восстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе и
формированию гармоничной личности.

Ведущими мотивами у
спортсменов — футболистов являются мотивы самосовершенствования и социальные
мотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формирование
уверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности.

В группах тренеров по
футболу с профессионально-педагогической установкой спортсмены психологически
более устойчивы и выступают достаточно стабильно.

Результаты
исследования, проведённого Л.Н. Рогалёвой и В.Р. Малкиным (2003г.),
подтверждают, что в группах тренеров с узкоспортивной установкой (только на
результат) у спортсменов преобладает неадекватная самооценка, порождающая
внутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокую
тревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. С
ростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивации
занятий спортом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной и
материальной ориентации, при этом снижается интерес к спорту как таковому и
стремление к самосовершенствованию в нем.

У спортсменов,
занимающихся у тренеров с профессионально — педагогической установкой
(ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания спортсменов) не
обнаружено приведённой выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующими
мотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствования
и социально – значимые мотивы. Профессионально – педагогическая установка в
работе тренера способствует становлению таких личностных качеств спортсменов-футболистов,
которые могут обеспечить их психическую стабильность в экстремальных условиях
спортивной деятельности и как следствие – улучшение результативности.

Активное включение
тренером своих чувств, переживаний, всего личностного опыта в воспитательный
процесс – важнейшее условие персонализации педагогического взаимодействия. Как
утверждал В.А. Петровский: «За профессиональной ролью «воспитатель»
вырисовывается…универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в
том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия
жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представленность в жизни другого».

Во второй главе мы
более подробно рассмотрим влияние рассмотренных психолого-педагогических
особенностей личности тренера на результативность спортсмена на примере
футбола.

Глава 2. Портрет
тренера, эффективно осуществляющего свою профессиональную деятельность

1. Характеристика
особенностей личности тренера, влияющих на результативность спортсмена

В конце 60-х годов в
Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера. С помощью
16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который
обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты
опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень
схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная
устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность,
напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального
тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть
открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это
нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более
того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты
чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен
быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный,
предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что
тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных
соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может
организовать и контролировать деятельность спортсменов.

В процессе исследования
были обнаружены интересные различия при сравнении действительных личностных
профилей высококвалифицированных тренеров с идеальными профилями, построенными
по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения
между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным,
что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались
достаточно существенно.

Только по двум факторам
– доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных
различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их
собственному представлению, должны играть, и действительными личностными
особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании обнаружено,
что хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным
и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие
предъявляют к ним высокие требования.

В продолжение
исследования была предпринята попытка установить, какую роль играют
определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста
Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных».
Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось.

Существует
предположение о том, что все же есть определенное сочетание личностных качеств,
которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви
указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером,
достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами,
болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров,
работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви,
характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и
реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют
владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как
представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале
авторитарности.

Анализируя вышеизложенное,
нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у
спортсменов-футболистов, так и у тренеров-футболистов. Однако успех тренерской
работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со
спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри,
способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в
сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать
некоторые его недостатки.

Наблюдаемые
авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно
поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся
исследований подтверждают авторитарность тренеров-футболистов по сравнению с
представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих
объяснение тому, что большинство тренеров — футболистов авторитарны в своей
деятельности.

1. Особенность
восприятия тренером по футболу своей роли основана на авторитете и поведении,
отражающем авторитарность.

2. Высокая потребность
управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную
деятельность (футбол) для удовлетворения этой потребности.

3. Лидерство и
руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности,
требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением футболистов.

4. Некоторые спортсмены-футболисты,
привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера по футболу доминирующего
поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить
потребности спортсменов.

Можно отметить
следующие преимущества доминирующего поведения тренера по футболу:

1. Неуверенный в себе футболист
будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.

2. Агрессивность,
вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками
или способствует более активным действиям футболиста (быстрее бежит).

3. Авторитарное
поведение тренера по футболу может действительно соответствовать потребностям
спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Однако среди тренеров
по футболу, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения.
Они добиваются успеха по следующим причинам.

1. Менее авторитарный
тренер более доступен футболистам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с
ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях,
проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в
команде.

2. Футболисты имеют
возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной
независимости в стрессовых ситуациях.

3. Если тренеру удается
передать часть ответственности за принимаемые решения футболистам, и они
начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них
более эмоционально зрелого поведения.

4. Футболисты, действия
которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более
гибкие тактичные решения.

5. Более гибкий тренер,
в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со
стороны других.

6. Авторитарного
тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов
принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные
и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся
проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили
несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со
стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях,
требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М.
Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят».
Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых
решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует
предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когда
начать тренировку, сколько времени тренироваться и т.д. Он считает, что в этом
случае ученики более активны на тренировках по футболу, чем когда эти указания
даются учителем. Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон
рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для
этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с
тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения
упражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять
индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику
можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон
рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым
самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы
открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию
мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание
групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику
быстрого прорыва.

Сравнительные
исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании
показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако
при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет
понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более
гибкими.

2. Диагностика
психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по футболу

Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые
авторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на
следующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Как
воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными
чертами должен обладать тренер как педагог? Выяснить, какие особенности
личности тренера наиболее связаны с успешностью деятельности, какие
качественные и количественные характеристики качеств должны быть у работника
высокого мастерства, какие взаимоотношения у качеств со способностями, с одной
стороны, и со знаниями, умениями и навыками — с другой.

Показатель
эффективности деятельности тренера по футболу — успешное достижение цели при
наиболее рациональном использовании сил и средств [5]. Другими словами,
эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики
тренера структуре и динамике его деятельности.

Мастерство тренера по
футболу во многом определяется имеющимися у него личностными качествами,
которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и
степень овладения им различными умениями. В таком виде спорта как футбол
наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в
команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой
социально-психологический климат, который способствовал бы успешному
формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные
нагрузки и стремление к достижению высоких результатов. Профессионально важные
качества личности тренера по футболу и пути формирования этих качеств
представляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этой
проблемы исследования.

Исследование
проводилось на базе Тульской областной федерации по футболу (г.Тула,
ул.Тимирязева, 101). В исследовании приняли участие 25 футболистов, в возрасте
18-23 года, и 12 человек — тренеров по футболу.

Для изучения личностных
свойств, которые должны быть присущи эффективному тренеру, мы использовали 16 —
факторный опросник Р. Кеттела (форма С) (приложение 1). По результатам опроса
был построен личностный профиль эффективного тренера.

На основании полученных
данных можно описать качества личности эффективного тренера:

направленность
характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+)
показывает, что эффективный тренер по футболу должен быть открытым,
общительным, готовым к сотрудничеству, внимательным по отношению к окружающим;

по фактору В
направленность к отрицательному полюсу (В -). Это свидетельствует о конкретном
характере мышления. При анализе этого фактора мы встречаемся со спецификой
данного вида спорта, в котором для решения спортивных задач необходима такая
разновидность мышления, как оперативное мышление, позволяющее решать задачи
«здесь и сейчас»;

направленность характерологических
особенностей по фактору С (сила «Я» — слабость «Я») к положительному полюсу
(С+) предполагает, что эффективный тренер по футболу должен управлять своими
эмоциями, настроением, уметь находить им адекватное объяснение и реалистическое
выражение;

по факторам Е
(5,67±1,63), F (5,32±1,42), G (5,05±1,37) получены средние значения. Это
говорит о том, что по этим факторам, качества, проявляемые тренером по футболу,
зависят от сложившейся ситуации. В одних случаях тренер может быть тактичным и
дипломатичным. В других может проявлять доминирование, властность, напористость
(фактор Е). В одних ситуациях он должен демонстрировать сдержанность, в других,
напротив, экспрессивность характера (фактор F). С одной стороны — должен
соблюдать моральные стандарты и правила, а с другой, может и пожертвовать ими
во благо спортсмена или победы (фактор G);

высокие показатели по
фактору Н характеризуют эффективного тренера по футболу как человека смелого,
эмоционально активного, способного выдерживать большие нагрузки при работе с
людьми. Такие люди достаточно легко вступают в контакты, практически не
испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными
обстоятельствами.

по факторам I, L, M, N
также получены средние значения, что говорит об их ситуативном характере. Быть
ли тренеру суровым или мягким (фактор I); доверчивым или демонстрировать
подозрительность (фактор L); быть ли практическим реалистом или проявлять
творческий потенциал (фактор М); демонстрировать ли проницательность или,
наоборот, наивность и простоту (фактор N) — все это должно зависеть от
сложившейся ситуации, от цели, которую преследует тренер;

направленность фактора
О к положительному полюсу (0+) показывает, что у эффективного тренера сильно
развито чувство долга;

анализ результатов по
фактору Q1 показал, что для эффективного тренера должны быть характерны
разнообразные интеллектуальные интересы, развито стремление к получению новой
информации по различным областям знаний, склонность к экспериментированию.

направленность
характерологических особенностей по фактору Q2 к отрицательному полюсу (Q2-)
свидетельствует, что эффективный тренер должен быть ориентирован на социальное
одобрение и при принятии решений учитывать мнение других людей, т. е. должен
быть ориентирован на интересы коллектива;

высокие показатели по
фактору Q3 характеризуют выраженность лидерских качеств тренера, а также его
ярко выраженные волевые качества (самоконтроль, целеустремленность) и умение
доводить начатое дело до конца.

заниженные показатели
по фактору Q4 придают характеру эффективного тренера такие качества как
сдержанность и невозмутимость;

Таким образом, для
эффективного тренера по футболу характерны следующие
индивидуально-типологические особенности: открытость, готовность к
сотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие,
самоуверенность, выраженные лидерские и волевые качества.

Для исследования
особенностей межличностных отношений нами использовалась методика диагностики
межличностных отношений Т. Лири.

Исходя из полученных
данных, личность эффективного тренера имеет следующие особенности.

Эффективному тренеру
присущи ярко выраженные черты авторитетного лидера, энергичного, компетентного,
успешного в делах человека. Проанализировав показатели по этому критерию
отдельно у тренеров по футболу и спортсменов-футболистов, нами были обнаружены
значимые различия. Это свидетельствует о том, что сами тренеры отмечают
необходимость развитости лидерских качеств у эффективного тренера.

Эгоистический тип
представлен умеренными показателями, что свидетельствует о том, что у
эффективного тренера должны быть минимально выражены эгоистические черты.
Тренер должен быть ориентирован не на себя и не на решение своих проблем, а на
коллектив спортсменов.

Агрессивный тип
отношения имеет низкие балы. Это показывает, что эффективный тренер не должен
быть жестким и враждебным по отношению к окружающим людям.

Подозрительный тип
также получил низкие балы, а значит, в характере эффективного тренера должны
отсутствовать подозрительность, обидчивость, злопамятность, замкнутость,
скрытность, разочарование в людях.

Подчиняемый тип
характеризуется низкими баллами, что свидетельствует о присущей эффективному
тренеру эмоциональной сдержанности, умения ответственно и честно относиться к
своим профессиональным обязанностям.

Зависимый тип также
характеризуется низкими балами, что говорит о зависимости в работе тренера,
прежде всего от социального одобрения.

Высокие баллы по типу
Дружелюбность характеризуют эффективного тренера по футболу как человека
склонного к сотрудничеству, кооперации, гибкого и компромиссного при решении
проблем и в конфликтных ситуациях, стремящегося помогать, решать проблемы
окружающих людей, ориентированного на принятие и социальное одобрение.

По восьмой шкале
(альтруистичность) показатели также высокие. Это позволяет говорить о
гиперответственности, умении принимать на себя ответственность за других людей.
По этому показателю были установлены значимые различия между представлениями
тренеров и спортсменов, т. е. тренеры придают гораздо большее значение
необходимости развития таких качеств у эффективного тренера.

Стилевые особенности
проявляются в том, каким образом человек планирует и программирует достижение
жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает
результаты и корректирует свою активность для достижения результатов.

Индивидуальный стиль
характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики, к которому
относятся планирование, программирование, моделирование и оценивание
результатов, а также регуляторно-личностными свойствами, такими как
самостоятельность, надежность, гибкость и т. д.

Шкала «Планирование»
характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, а
также уровень сформированности осознанного планирования действительности.

Достаточно высокие
показатели по этой шкале позволяют утверждать, что у эффективного тренера по
футболу должна быть сформирована потребность в сознательном планировании
деятельности. Его планы должны быть реалистичны, детализированы, действенны и
устойчивы.

По шкале
«Моделирование», позволяющей диагностировать развитость представлений о системе
внешних и внутренних значимых условий, получены достаточно высокие баллы. Это
позволяет характеризовать эффективного тренера по футболу как человека,
способного выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации,
так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий
планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.
Полученные результаты так же позволяют говорить о том, что эффективный тренер
должен быть способен в условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, гибко
изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий.

По шкале
«Программирование», при помощи которой можно диагностировать развитость
осознанного планирования человеком своих действий, показатели высокие. Это
позволяет утверждать, что эффективный тренер по футболу должен иметь
сформировавшуюся потребность продумывать способы своих действий и поведения для
достижения намеченных целей. Должен уметь самостоятельно разрабатывать
детализированные и развернутые программы действий и гибко изменять их в новых
обстоятельствах.

По шкале «0ценивание
результатов», показывающей развитость и адекватность оценки себя и результатов
своей деятельности и поведения, полученные данные позволяют сделать следующие
выводы. У эффективного тренера должна быть развита адекватная самооценка,
сформированы и устойчивы субъективные критерии оценки успешности достижения
результатов. 0н должен уметь адекватно оценивать как сам факт рассогласования
полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины,
гибко адаптироваться к изменению условий.

Шкала «Гибкость»
позволяет диагностировать способность перестраивать систему саморегуляции в
связи с изменением внутренних и внешних условий. Полученные данные позволяют
говорить о том, что эффективный тренер должен демонстрировать пластичность всех
регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств он
должен уметь легко перестраивать планы и программы исполнительских действий и
поведения, быть способен быстро оценить изменение значимых условий и
перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных
результатов с принятой целью своевременно оценивать факт рассогласования и
вносить коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно
реагировать на быстрые изменения событий и успешно решать поставленную задачу в
ситуации риска.

По шкале
«Самостоятельность», которая характеризует развитость регуляторной автономии,
результаты средние. Это свидетельствует о том, что эффективный тренер по
футболу, с одной стороны, может самостоятельно планировать деятельность и
поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать
ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные
результаты деятельности. С другой стороны, для тренера характерна зависимость
от социального одобрения, мнений и оценок окружающих людей.

0просник в целом
работает как единая шкала «0бщий уровень саморегуляции» и позволяет
охарактеризовать общий уровень сформированности индивидуальной системы
осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Полученные
результаты (70 %) позволяют сделать вывод о том, что для эффективного тренера
должна быть характерна осознанность индивидуальной регуляции поведения и
деятельности. 0ни самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение
условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанно. При
высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль
саморегуляции, который позволит им компенсировать влияние личностных,
характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше
общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми
видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомой ситуации, тем
стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Существует несколько
форм активности человека: общение, поведение, деятельность и переживания.
Исследуя психолого-педагогические особенности личности тренера по футболу, были
проанализированы качества личности, входящие в эти четыре категории.

По категории
«Межличностные отношения, общение» получены следующие результаты.

Наиболее важными для
эффективного тренера по футболу свойствами в этой категории оказались:
коллективизм (100 %); отзывчивость (100 %); тактичность (100 %); обязательность
(100 %); ответственность (100 %); справедливость (100 %). 95 % и выше набрали
такие свойства как — терпимость, общительность и требовательность. Менее 50 % —
радушие.

По категории
«Поведение» получены следующие результаты. 100 % опрошенных отметили следующие
качества: активность и твердость. 95 % и более получили — смелость,
уверенность, энергичность, добросовестность, настойчивость, решительность,
самостоятельность и целеустремленность.

Эти данные показывают,
что эффективный тренер по футболу должен проявлять заинтересованное отношение к
окружающему миру и самому себе, к делам коллектива. 0н должен обладать умением
настоять на своем, не поддаваться давлению других людей или возникших
обстоятельств, способен принимать и осуществлять свои решения без страха. Ему
должна быть присуща прямота, искренность в отношениях и поступках, вера в их
правильность.

Результаты, полученные
по категории «Деятельность» свидетельствуют, что 100 % опрошенных отметили
такие качества как: исполнительность и работоспособность. Это позволяет
охарактеризовать эффективного тренера по футболу как человека, который может
много и продуктивно работать, причем, не просто работать, а работать старательно
и хорошо.

Более 95 % респондентов
отметили следующие качества: мастерство, понятливость, собранность,
увлеченность, внимательность.

По категории
«Переживания, чувства» результаты выглядят следующим образом: 100 % опрошенных
отметили следующие качества: бодрость и оптимистичность. Это позволяет говорить
об идеальном тренере как о человеке, имеющем жизнерадостное мироощущение, веру
в успех, пребывающем в бодром, полном сил, деятельности и энергии состоянии.

Полученные результаты
исследования позволяют составить следующий психологический портрет эффективного
тренера:

знает структуру
спортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности (от низшего
до высшего звена, а главное — все взаимосвязи между ними);

имеет отработанный и
разнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия на
воспитанников, как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее;

делает свое дело
уверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себя
ответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастер
своего дела;

технологичен. Четко
знает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия,
обеспечивающие качественный тренировочный процесс;

постоянно
совершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения, навыки;

свои достоинства
совершенствует, а недостатки стремится исправить;

находит время наблюдать
и осваивать опыт успешных коллег и конкурентов;

умеет творчески
управлять своим временем, не разменивается на мелочи;

видит главное,
анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никому
уводить себя с этого пути;

умеет ладить с людьми.
Понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции;

получает удовольствие
не только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т. е. от
самореализации;

когда требует ситуация,
работает много, напряженно, с полной отдачей сил, нередко самоотверженно;

проявляет необходимую
для успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, с
надеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку за
свое нестандартное поведение;

верит в себя, в своих
учеников, в успех.

Заключение

Современный футбол —
это не только успех, повышенное внимание, аплодисменты, материальные блага, это
еще и изнурительный ежедневный труд, связанный с риском для здоровья, жизнью в
одном коллективе с его непростыми особенностями. Это длительная жизнь вне
семьи, с постоянными расставаниями и короткими встречами, это травмы,
больничные палаты и снова игры и тренировки. Тренер должен пройти через эти
испытания вместе со своим учеником, и поэтому его роль в жизни отдельного
футболиста и команды в целом — огромна. По словам В. Леви: «Роль учителя —
ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей
скрытых, неявных, к какому множеству других имеет сродство, тяготение».

Футбольный тренер —
одно из главных действующих лиц многоликой пьесы под названием
«Футбол». О его ответственности за выполняемую работу сказано уже
очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а
проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор,
администратор, педагог, психолог, воспитатель. Поэтому часто говорят: «…в
футболе, как только случаются неудачи, сразу начинают искать виноватых, и
первыми среди них оказываются тренеры».

Великий тренер
современности Карлос Альберто Перейра говорит о своем нелегком труде, что это
каторжный труд. Это вообще не работа, а смерть. Удовольствия никакого, разве
что выиграть чемпионат мира (он приводил сборную Бразилии к званию чемпионов
мира). Естественно, наставник имел в виду организацию команды и, конечно,
основное в футболе — учебно-тренировочный процесс.

Список
использованной литературы

1. 
Бишаева
А.А. Физическая культура. Изд-во: Academia, 2010.

2. 
Васильков
А.А. Теория и методика спорта. Изд-во: Феникс, 2008.

3. 
Горбунов
Г.Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта. Изд-во: Академия,
2009.

4. 
Ильин
Е.П. Психология спорта. Серия: Мастера психологии. Изд-во: Питер, 2008.

5. 
Кайнова
Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта. Изд — ва: Форум, Инфра-М,
2007.

6. 
Капустина
А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001.

7. 
Кузнецов
В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Изд-во:
Academia, 2009.

8. 
Максименко
А. Теория и методика физической культуры: учебник. Изд-во: Физическая культура,
2006.

9. 
Матвеев
Л. Теория и методика физической культуры. Изд-во: Физкультура и спорт , 2008.

10. 
Неверкович
С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. Педагогика физической культуры и спорта.
Изд-во: Academia, 2010.

11. 
Рабочая
книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с
персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М., 2002.

12. 
Решетников
Н. В., Кислицын Ю. Л. И др. Физическая культура. Изд-во: Academia, 2010.

13. 
Родионов
А.В., Сопов В.Ф., Непопалов В.Н. Психология физической культуры и спорта.
Изд-во: Academia, 2010.

Приложение
1

Методика многофакторного
исследования личности Кеттела

Текст опросника (форма
C)

1. Я думаю, что моя
память сейчас лучше, чем была раньше.

a) да b) трудно сказать
c) нет

2. Я бы вполне мог жить
один, вдали от людей.

a) да b) иногда c) нет

3. Если бы я сказал,
что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать
преступника:

a) бандитом b) святым
c) тучей

4. Когда я ложусь
спать, я:

a) засыпаю быстро b)
нечто среднее c) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину
по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

a) пропустить вперед
большинство машин

b) не знаю c) обогнать
все идущие впереди машины

6. В компании я
предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

a) да b) иногда c) нет

7. Мне важно, чтобы во
всем, что меня окружает, не было беспорядка.

a) верно b) трудно
сказать c) неверно

8. Большинство людей, с
которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

a) да b) иногда c) нет

9. Я бы скорее
занимался:

a) фехтованием и
танцами

b) затрудняюсь сказать

c) борьбой и
баскетболом

10. Меня забавляет, что
то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об
этом.

a) да b) иногда c) нет

11. Читая о каком-либо
происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

a) всегда b) иногда c)
редко

12. Когда друзья
подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

a) верно b) не знаю c)
неверно

13. Если мне кто-нибудь
нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

a) верно b) не знаю c)
неверно

14. Мне больше нравится
придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться
испытанных приемов.

a) верно b) не знаю c)
неверно

15. Когда я планирую
что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

a) верно b) иногда c)
нет

16. Я думаю, что я
менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.

a) верно b) затрудняюсь
ответить c) неверно

17. Меня раздражают
люди, которые не могут быстро принимать решения.

a) верно b) не знаю c)
неверно

18. Иногда, хотя и
кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по от ношению к моим
родителям.

a) да b) не знаю c) нет

19. Я скорее раскрыл бы
свои сокровенные мысли:

a) моим хорошим друзьям
b) не знаю c) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово,
противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» — это:

a) небрежный b)
тщательный c) приблизительный

21. У меня всегда
хватает энергии, когда мне это необходимо.

a) да b) трудно сказать
c) нет

22. Меня больше
раздражают люди, которые:

a) своими грубыми
шутками вгоняют людей в краску

b) затрудняюсь ответить

c) создают неудобства
для меня, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится
приглашать гостей и развлекать их.

a) верно b) не знаю c)
неверно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать
одинаково тщательно

b) затрудняюсь ответить

c) любую работу следует
выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда
приходится преодолевать смущение.

a) да b) возможно c)
нет

26. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной

b) делают то и другое
поровну

c) дают мне советы

27. Если приятель
обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил
этого, чем разоблачить его.

a) да b) иногда c) нет

28. Мне нравится друг:

a) интересы которого
имеют деловой и практический характер

b) не знаю

c) который отличается
глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу
равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в
которые я твердо верю.

a) верно b) затрудняюсь
ответить c) неверно

30. Меня волнуют мои
прошлые поступки и ошибки.

a) да b) не знаю c) нет

31. Если бы я одинаково
хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

a) играть в шахматы

b) трудно сказать

c) играть в городки

32. Мне нравятся
общительные, компанейские люди.

a) да b) не знаю c) нет

33. Я настолько
осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей,
чем с другими людьми.

a) да b) трудно сказать
c) нет

34. Я могу забыть о
своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

a) да b) иногда c) нет

35. Мне бывает трудно
признать, что я неправ.

a) да b) иногда c) нет

36. На предприятии мне
было бы интереснее:

a) работать с машинами
и механизмами и участвовать в основном производстве

b) трудно сказать

c) беседовать с людьми,
занимаясь общественной работой

37. Какое слово не
связано с двумя другими?

a) кошка b) близко c)
солнце

38. То, что в некоторой
степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня

b) нечто среднее

c) не беспокоит меня
совершенно

39. Если бы у меня было
много денег, то я:

a) позаботился бы о
том, чтобы не вызвать к себе зависти

b) не знаю

c) жил бы, не стесняя
себя ни в чем

40. Худшее наказание
для меня:

a) тяжелая работа

b) не знаю

c) быть запертым в
одиночестве

41. Люди должны больше,
чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

a) да b) иногда c) нет

42. Мне говорили, что
ребенком я был:

a) спокойным и любил
оставаться один

b) не знаю

c) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы
практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

a) да b) не знаю c) нет

44. Я думаю, что
большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

a) да b) трудно сказать
c) нет

45. Иногда я не решаюсь
проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

a) верно b) затрудняюсь
ответить c) неверно

46. Я стараюсь смеяться
над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

a) верно b) не знаю c)
неверно

47. Я никогда не
чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

a) верно b) не знаю c)
неверно

48. В музыке я
наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении
военных оркестров

b) не знаю

c) скрипичными соло

49. Я бы скорее
предпочел провести два летних месяца:

a) в деревне с одним
или двумя друзьями

b) затрудняюсь сказать

c) возглавляя группу в
туристском лагере

50. Усилия, затраченные
на составление планов:

a) никогда не лишние

b) трудно сказать

c) не стоят этого

51. Необдуманные
поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают
меня.

a) верно b) не знаю c)
неверно

52. Когда мне все
удается, я нахожу эти дела легкими.

a) всегда b) иногда c)
редко

53. Я предпочел бы
скорее работать:

a) в учреждении, где
мне пришлось бы руководить людьми и все время

быть среди них

b) затрудняюсь ответить

c) архитектором,
который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к
комнате, как дерево к:

a) лесу b) растению c)
листу

55. То, что я делаю, у
меня не получается:

a) редко b) иногда c)
часто

56. В большинстве дел
я:

a) предпочитаю рискнуть

b) не знаю

c) предпочитаю
действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые
люди считают, что я слишком много говорю.

a) скорее это так

b) не знаю

c) думаю, что нет

58. Мне больше нравится
человек:

a) большого ума, будь
он даже ненадежен и непостоянен

b) трудно сказать

c) со средними
способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем многие
люди

b) не знаю

c) медленнее, чем
большинство людей

60. На меня большее
впечатление производят:

a) мастерство и
изящество

b) трудно сказать

c) сила и мощь

61. Я считаю, что я
человек, склонный к сотрудничеству.

a) да b) нечто среднее
c) нет

62. Мне больше нравится
разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и
прямолинейными.

a) да b) не знаю c) нет

63. Я предпочитаю:

a) решать вопросы,
касающиеся лично меня, сам

b) затрудняюсь ответить

c) советоваться с моими
друзьями

64. Если человек не
отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что,
должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

a) верно b) не знаю c)
неверно

65. В школьные годы я
больше всего получил знаний

a) на уроках b) трудно
сказать c) читая книги

66. Я избегаю общественной
работы и связанной с этим ответственности.

a) верно b) иногда c)
неверно

67. Когда вопрос,
который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим
вопросом

b) затрудняюсь ответить

c) еще раз попытаться
решить этот вопрос

68. У меня возникают
сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. — казалось бы, без
определенной причины.

a) да b) иногда c) нет

69. Иногда я соображаю
хуже, чем обычно.

a) верно b) не знаю c)
неверно

70. Мне приятно сделать
человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для
него, даже если это немного неудобно для меня.

a) да b) иногда c) нет

71. Я думаю, что в ряде
1, 2, 3, 6, 5, … следующим числом будет:

a) 10 b) 5 c) 7

72. Иногда у меня
бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной
причины.

a) да b) не знаю c) нет

73. Я предпочитаю
скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке
лишнее беспокойство.

a) да b) иногда c) нет

74. Я живу сегодняшним
днем в большей степени, чем другие люди.

a) верно b) трудно
сказать c) неверно

75. На вечеринке мне
нравится:

a) принимать участие в
интересной беседе

b) затрудняюсь ответить

c) смотреть, как люди
отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое
мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.

a) да b) иногда c) нет

77. Если бы я мог
перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

a) Колумбом b) не знаю
c) Пушкиным

78. Я вынужден
удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

a) да b) иногда c) нет

79. Работая в магазине,
я предпочел бы:

a) оформлять витрины

b) не знаю

c) быть кассиром

80. Если люди плохо обо
мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю
нужным.

a) да b) трудно_сказать
c) нет

81. Если я вижу, что
мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

a) сразу же думаю:
«У него плохое настроение»

b) не знаю

c) беспокоюсь о том,
какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья
происходят из-за людей:

a) которые стараются во
все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения
этих вопросов

b) не знаю

c) которые отвергают
новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое
удовольствие, рассказывая местные новости.

a) да b) иногда c) нет

84. Аккуратные,
требовательные люди не уживаются со мной.

a) верно b) иногда c)
неверно

85. Мне кажется, что я
менее раздражительный, чем большинство людей.

a) верно b) не знаю c)
неверно

86. Я могу легче не
считаться с другими людьми, чем они со мной.

a) верно b) иногда c)
неверно

87. Бывает, что все
утро я не хочу ни с кем разговаривать.

a) часто b) иногда c)
никогда

88. Если стрелки часов
встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти
часы:

a) отстают b) идут
правильно c) спешат

89. Мне бывает скучно:

a) часто b) иногда c)
редко

90. Люди говорят, что
мне нравится делать все своим оригинальным способом.

a) верно b) иногда c)
неверно

91. Я считаю, что нужно
избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

a) да b) иногда c) нет

92. Дома, в свободное
время, я:

a) болтаю и отдыхаю

b) затрудняюсь ответить

c) занимаюсь
интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно
отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

a) да b) иногда c) нет

94. Я считаю, что то,
что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.

a) да b) иногда c) нет

95. Я подозреваю, что
люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношения, могут оказаться отнюдь не
друзьями за моей спиной.

a) да, в большинстве
случаев

b) иногда

c) нет, редко

96. Я думаю, что даже
самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких
следов.

a) да b) иногда c) нет

97. Я думаю, что было
бы интереснее быть:

a) натуралистом и
работать с растениями

b) не знаю

c) страховым агентом

98. Я подвержен беспричинному
страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным
животным, местам и т.д.

a) да b) иногда c) нет

99. Я люблю размышлять
о том, как можно было бы улучшить мир.

a) да b) трудно сказать
c) нет

100. Я предпочитаю
игры:

a) где надо играть в
команде или иметь партнера b) не знаю c) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся
фантастические или нелепые сны.

a) да b) иногда c) нет

102. Если я остаюсь в
доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

a) да b) иногда c) нет

103. Я могу своим
дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не
нравятся.

a) да b) иногда c) нет

104. Какое слово не
принадлежит к двум другим?

a) думать b) видеть c)
слышать

105. Если мать Марии
является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу
Марии?

a) двоюродным братом b)
племянником c) дядей

Методика
многофакторного исследования личности Кеттела/Бланк ответов (форма C)

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

педагогический
личность тренер футбол психический

Приложение
2

Методика диагностики
межличностных отношений Лири

Текст опросника

Инструкция: Вам
предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и
решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует,
то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не
ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть
искренними.

Другие думают о нем
благосклонно

Производит впечатление
на окружающих

Умеет распоряжаться,
приказывать

Умеет настоять на своем

Обладает чувством
достоинства

Независимый

Способен сам
позаботиться о себе

Может проявлять
безразличие

Способен быть суровым

Строгий, но
справедливый

Может быть искренним

Критичен к другим

Любит поплакаться

Часто печален

Способен проявлять
недоверие

Часто разочаровывается

Способен быть критичным
к себе

Способен признать свою
неправоту

Охотно подчиняется

Уступчивый

Благодарный

Восхищающийся, склонный
к подражанию

Уважительный

Ищущий одобрения

Способный к
сотрудничеству, взаимопомощи

Стремится ужиться с
другими

Дружелюбный,
доброжелательный

Внимательный, ласковый

Деликатный

Ободряющий

Отзывчивый на призывы о
помощи

Бескорыстный

Способен вызывать
восхищение

Пользуется у других
уважением

Обладает талантом
руководителя

Любит ответственность

Уверен в себе

Самоуверен, напорист

Деловитый, практичный

Любит соревноваться

Стойкий и упорный, где
надо

Неумолимый, но
беспристрастный

Раздражительный

Открытый, прямолинейный

Не терпит, чтобы им
командовали

Скептичен

На него трудно
произвести впечатление

Обидчивый, щепетильный

Легко смущается

Не уверенный в себе

Уступчивый

Скромный

Часто прибегает к
помощи других

Очень почитает
авторитеты

Охотно принимает советы

Доверчив и стремится
радовать других

Всегда любезен в
обхождении

Дорожит мнением
окружающих

Общительный, уживчивый

Добросердечный

Добрый, вселяющий
уверенность

Нежный, мягкосердечный

Любит заботиться о
других

Бескорыстный, щедрый

Любит давать советы

Производит впечатление
значительного человека

Начальственно
повелительный

Властный

Хвастливый

Надменный и
самодовольный

Думает только о себе

Хитрый, расчетливый

Нетерпим к ошибкам
других

Корыстный

Откровенный

Часто недружелюбен

Озлобленный

Жалобщик

Ревнивый

Долго помнит свои обиды

Самобичующийся

Застенчивый

Безынициативный

Кроткий

Зависимый,
несамостоятельный

Любит подчиняться

Предоставляет другим
принимать решения

Легко попадает впросак

Легко поддается влиянию
друзей

Готов довериться любому

Благорасположен ко всем
без разбора

Всем симпатизирует

Прощает все

Переполнен чрезмерным
сочувствием

Великодушен, терпим к
недостаткам

Стремится
покровительствовать

Стремится к успеху

Ожидает восхищения от
каждого

Распоряжается другими

Деспотичный

Сноб, судит о людях
лишь по рангу и достатку

Тщеславный

Эгоистичный

Холодный, черствый

Язвительный,
насмешливый

Злой, жестокий

Часто гневлив

Бесчувственный,
равнодушный

Злопамятный

Проникнут духом
противоречия

Упрямый

Недоверчивый,
подозрительный

Робкий

Стыдливый

Отличается чрезмерной
готовностью подчиняться

Мягкотелый

Почти никогда никому не
возражает

Навязчивый

Любит, чтобы его
опекали

Чрезмерно доверчив

Стремится сыскать
расположение каждого

Со всеми соглашается

Всегда дружелюбен

Любит всех

Слишком снисходителен к
окружающим

Старается утешить
каждого

Заботится о других в
ущерб себе

Портит людей чрезмерной
добротой

Регистрационный бланк

Ф.И.О.______________________________________________________

Возраст ____________ Должность
______________________________

1 33 65 97
2 34 66 98
3 35 67 99
4 36 68 100
5 37 69 101
6 38 70 102
7 39 71 103
8 40 72 104
9 41 73 105
10 42 74 106
11 43 75 107
12 44 76 108
13 45 77 109
14 46 78 110
15 47 79 111
16 48 80 112
17 49 81 113
18 50 82 114
19 51 83 115
20 52 84 116
21 53 85 117
22 54 86 118
23 55 87 119
24 56 88 120
25 57 89 121
26 58 90 122
27 59 91 123
28 60 92 124
29 61 93 125
30 62 94 126
31 63 95 127
32 64 96 128

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий