РЕФЕРАТ
дисциплина:
Теория и
методика физической культурыТЕМА:
Физическая
культура в основной период трудовой деятельностиМинск 2009
План
1. Значение и задачи физического
воспитания в основной период трудовой деятельности2. Физическая культура в рамках
трудового процесса3. Физическая культура на
производстве вне рамок процесса труда4. Физическая культура в быту
трудящихсяЛитература
1. Значение и задачи
физического воспитания в основной период трудовой деятельностиС завершением общего и
профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой
деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов,
оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в
современном производстве.Связь физической культуры
с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.1. Любой трудовой процесс
имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности и
фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатывание,
замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют
более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и
мышечной энергии.2. Некоторые современные
виды труда характеризуются малой мышечной активностью или локальной нагрузкой
на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического
воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии,
возникающие в силу специфики данного труда.3. В современном
производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность
профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют
профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и
травм.Ряд видов труда требует
специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только
специфическими средствами и методами физической подготовки.Внедрение физической
культуры, таким образом, в научную организацию труда (НОТ) является
существенной необходимостью. НОТ предусматривает оптимальное взаимодействие
людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения
производительности труда, на базе укрепления здоровья и всестороннего
гармонического физического развития трудящихся.Данная цель
конкретизирована в следующих специфических задачах, решаемых средствами
физической культуры в процессе трудовой деятельности.1. На этапе обучения
профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить
необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной
трудовой деятельности.2. В процессе
непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня)
способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию
высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения).3. В послерабочее время
путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению
работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии
организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.От успешного решения этих
задач зависит здоровье человека, его творческое долголетие и
общественно-полезная активность. Эти задачи конкретизируются в зависимости от
содержания и характера труда, особенностей производственных условий, пола,
возраста трудящихся, уровня физической подготовленности, состояния здоровья.В системе НОТ выделяют
три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках
трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на
производстве), но вне его собственных рамок. 3) вне производства, но в связи с
его требованиями.
2. Физическая культура
в рамках трудового процессаНепосредственно в рамках трудового
процесса физическая культура представлена главным образом производственной
гимнастикой, которая в основном имеет три формы: вводная гимнастика, физкультурные
паузы и физкультминуты. Для понимания их сути и отличительных особенностей
требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной
работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной
гимнастики заключается прежде всего в оптимальном оперативном управлении
динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда
без ущерба для здоровья работающих. Оперативная работоспособность человека, как
показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего
дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. В типичном случае
– при достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и
продолжительности рабочего дня – показатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются
и в конце снижаются. При этом чередуется три периода (или фазы):·
период
врабатывания (примерно первые 0,5-1 ч работы), когда на основе «настраивания»
регуляторных процессов и активизации функций организма увеличиваются внешние
показатели работоспособности, растет производительность труда.·
период
стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности.o период относительного и
прогрессирующего снижения оперативной работоспособности (период утомления),
когда производительность труда уменьшается.Представленная динамика
оперативной работоспособности в различных условиях трудового процесса
видоизменяется. Нередко на фоне утомления (перед обеденным перерывом и в конце
рабочего дня) показатели труда временно повышаются. Это явление получило
название «конечного порыва» оно возникает в силу мобилизации работающих систем,
как своеобразная условно – рефлекторная реакция на момент окончания работы.Также динамика
работоспособности зависит от характера производственной деятельности,
психической нагрузки, гигиенических условий и т.п.Вводная гимнастика
организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических
упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания (содержание
см. лекция №14) .Физкультурная пауза –
выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения
срочного адаптивного отдыха.Физкультминуты –
представляют собой кратковременные перерывы в работе от 1 до 3 мин, когда выполняются
2-3 физических упражнения.3. Физическая культура
на производстве вне рамок трудаИз предыдущего видно, что
непосредственно в процессе труда существуют довольно жесткие ограничения для
использования всего многообразия факторов физической культуры. Гораздо большие
возможности в этом отношении имеются в дорабочее, послерабочее время и во время
обеденного перерыва, если он достаточно продолжителен.Ряд факторов физической
культуры, которые могут быть применены в дорабочее время с пользой для труда и
здоровья трудящихся, пока не получили широкого распространения, если не считать
вводной гимнастики. Это объясняется неразработанностью методики производственной
физической культуры. В принципе ясно, что целесообразно разработанные комплексы
общеподготовительных и специально подготовительных упражнений, более содержательные,
чем вводная гимнастика, выполняемые до начала работы могут повысить
эффективность физической культуры в системе НОТ.То же самое можно отнести
к использованию факторов физической культуры во время обеденного перерыва. При
его значительной продолжительности (около часа) и хорошо организованном обеде,
занимающем не более половины этого времени, с большой пользой может быть
применен ряд физических упражнений, направленных на активизацию восстановительных
процессов и общую оптимизацию состояния организма. С этой целью применяются
прогулочная ходьба, непродолжительные игры и развлечения спортивного характера,
не связанные с большой нагрузкой (настольный теннис, бадминтон) и ближе к концу
перерыва – гимнастические упражнения общего и специализированного воздействия.
Используются все шире компоненты физической культуры с восстанавливающей,
корригирующей, общеобразовательной направленности в послерабочее время.В целях ускорения
послерабочего восстановления применяют физические упражнения общего и
специализированного воздействия.4. Физическая культура
в быту трудящихсяК основным формам
использования трудящимися физической культуры в быту относятся— базово-пролонгирующая
физическая культура;— гигиеническая и
рекреативная физическая культура;—
оздоровительно-реабилитационная физическая культура;— базовый спорт.
Базово-пролонгирующая физическая культура: Направленность данной формы
заключается в том, чтобы пролонгировать ту базу общей физической подготовки,
которая была заложена в процессе физического воспитания в период обучения. Она
используется на основе индивидуальных запросов, интересов и потребностей
практически здоровыми людьми. Основными формами занятий физическими упражнениями
являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия.Секции ОФП создаются для
желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонность к
занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и
половому признакам в кол-ве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся 3
раза в неделю в среднем по 1,5-2 часа. Главная задача в секции состоит в
обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности,
гарантирующей сохранение здоровья и высокую работоспособность. Средствами
являются разнообразные физические упражнения из легкой атлетики, гимнастики,
спортивных игр и т.д. Удельный вес физической подготовки значительно больше,
чем технический. Методика занятий осуществляется в соответствии с методическими
принципами физического воспитания. Соблюдается трехступенчатое построение занятий.Самостоятельные занятия.
Они решают ряд задач – от простой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности
до достижения высокой физической подготовленности. Средства – оздоровительный
бег, атлетическая гимнастика, калланетика, стретчинг и др. Количество занятий в
неделю от 3 до 7 . Недельный объем от 2 до 10 часов.Занятия с периодичностью менее 3-х раз в неделю не оказывают
заметного положительного влияния на состояние организма.Гигиеническая и
рекреативная физическая культура: Основное назначение данного направления заключается в
оперативной оптимизации организма человека в рамках повседневного быта и
расширенного отдыха.Гигиеническую функцию в
этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с
восстановлением работоспособности после трудового дня – занятия различными
видами, такими, как туристические походы, водный туризм, лыжные прогулки и т.д.Утренняя гимнастика
является самой массовой формой занятий физическими упражнениями в быту
различных контингентов трудящихся. Ее основное назначение связано с переводом
организма от пассивного состояния к деятельному.Рекреативная форма
физической культуры используется в выходные и праздничные дни с целью снятия
кумулятивного утомления, восстановления работоспособности, укрепления здоровья,
организации культурно-развлекательного досуга. Наиболее массовыми видами физической
рекреации являются туризм, спортивные игры, купание, рыбная ловля, поход в лес
за грибами.Оздоровительно-реабилитационная
физическая культура:
Термин «реабилитация» по определению Всемирной организации здравоохранения,
означает помощь больному в достижении им социально-профессиональной
полноценности на которую он способен в рамках существующего заболевания.Оздоровительно-реабилитационное
направление представлено следующими основными формами: 1) группами ЛФК при
больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и т.д.; 2) группами
здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и
т.д.; 3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе
и методике.Занятия в группах ЛФК
осуществляется, как правило, специалистами физкультурно-медицинского профиля.Группы здоровья формируются с учетом состояния
здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность
занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 человек. Занятия носят
общеоздоровительный характер для людей не имеющих серьезных отклонений в
состоянии здоровья, и специально направленный лечебный характер с учетом
специфики заболевания.Основными средствами
являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания,
легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при
комплексном использовании разнообразных упражнений.Занятия проводятся обычно
3 раза в неделю по 45-90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока –
40-45%, в дальнейшем может постепенно увеличиваться до 60 %.В методике проведения
занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и
отдыха. Мера доступности определяется методистом, врачом и самим занимающимся.
Нагрузка считается доступной, если после занятий наблюдаются небольшая и приятная
усталость, чувство удовлетворения, небольшое потоотделение.Самостоятельные занятия
носят как общеобразовательно-профилактический, так и специально направленный
лечебный характер.Например, при
функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем
целесообразно применять циклические формы физических упражнений аэробного
характера.Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения
общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего
развития, укрепления здоровья.Занятия различными видами
спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры,
функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах
физической культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых
могут заниматься все желающие при наличии разрешения врача и хорошей физической
подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение
многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом
закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от
вида спорта и уровня спортивной квалификации.В возрасте 20-30 лет,
организм находится в стадии эволюционного развития, во многих видах спорта
(легкая атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть
хороших спортивных результатов. На рубеже 30-40 лет спортивная активность и
спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно заменяется
базово-пролонгирующей физической культурой, а в дальнейшем гигиенической и
рекреативной физической культурой.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика
физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. -М.:
Физкультура и спорт, 1991.2. Теория и методика физического
воспитания / Под. ред. Б.А. Ашмарина.-М.: Просвещение, 1990.3. Теория и методика физического
воспитания /Под. ред. Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1979.4. Фурманов А. Г., Юспа М. Б.
Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов.- Мн.:
Тесей,2003.5.
Холодов М.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд. испр. и доп.-М.:
Академия, 2001.6. Чермит К.Д. Теория и методика
физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. –М.: Советский спорт,
2005.