Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Дата: 13.02.2016

		

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уфимский институт (филиал) российского государственного
торгово-экономического университета

Реферат по физкультуре

На тему: «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

Выполнила: студентка

Финансы и кредит 3.1

Гарифуллина С.А.

Уфа 2006

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Понятие «культура» можно определить как степень
раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельнос­ти.
Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности
человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных
ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей,
создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура и
спорт как социальные феномены

Физическая культура —
часть общечеловеческой культуры

Физическая культура — органическая часть
общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это
специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ
физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на
жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые
передаются генетически и развива­ются в процессе жизни под влиянием воспитания,
деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные
потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения
личности через социально активную полезную деятель­ность.

В своей основе физическая культура имеет
целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений,
позволяю­щих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности,
оптимизировать состояние здоровья и работоспо­собность.

Физическая
культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым
относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, меди­цинское обеспечение. К вторым можно отнести
информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы
физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в
процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах
физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады,
спортивно -показательные выступ­ления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре
является физи­ческая подготовленность и степень совершенства двигательных уме­ний
и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортив­ные достижения,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное раз­витие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и
личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере
организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура
проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое
и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального
течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по ис­пользованию,
распространению и приумножению ценностей физичес­кой культуры.

 Спорт — явление культурной жизни

Спорт — часть физической культуры. В нем человек
стре­мится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций,
порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрели­ще, действенное средство
воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность
и специаль­ная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам
поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких
результатов, требующих мобилизации физических, психичес­ких и нравственных
качеств человека. Поэтому часто говорят о спор­тивном характере людей, успешно
проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека,
занятия спортом стано­вятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Физическое
воспитание. Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с
дошкольных учреждений, оно характери­зует основу физической подготовленности
людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умении и навыков,
разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются
«школа» движении, система гимнастических упражнении и правила их выполнения, с
помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять
движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений
для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные
способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при
преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа»
мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс
становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств
организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной
клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила,
быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью
физических упраж­нений, различных видов спорта, рационального питания, режима
груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше
показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит
биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.
Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности,
которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот
препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического
развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться
в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и
возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста,
наи­высшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие
связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни
человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и
методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем
человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее
жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре
со­здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и
эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика,
физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание
и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их
применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской
службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая
культура. Она
связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств
лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или
утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее
разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий
комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и
другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других
нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные
изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий»,
«тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть
индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеничес­кую
физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя
гимнастика, прогулки, другие физические

упражнения в режиме дня, не связанные со значительными
нагрузками)г и рекреативную физическую культуру, средства которой используются
в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздорови­тельные развлечения).
Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее
функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию
благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать
как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­ивна в сочетании с
другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств
физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы
природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические
факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой
деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных
привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший
оздоровительный и развивающий эффект.

Физическая культура в
структуре профессионального образования

Физическая культура — основа
социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и
профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и
профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему
здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и
профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений,
ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное
качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего
специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует
свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах
жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для
нее наиболее, значимы.

Физическая культура
студента

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положи­тельное
эмоциональное отношение к физической культуре, сформиро­ванную потребность в
ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и
направляющих волевые усилия личнос­ти, познавательную и практическую
деятельность по овладению цен­ностями физической культуры, нацеленность на
здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры
определяют зна­ния. Их можно разделить на теоретические, методические и практи­ческие.
Теоретические знания охватывают историю развития физичес­кой культуры,
закономерности работы организма человека в двига­тельной деятельности и
выполнения двигательных действий, физичес­кого самовоспитания и
самосовершенствования. Эти знания необхо­димы для объяснения и связаны с вопросом
«почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на
вопрос: «как ис­пользовать теоретические знания на практике, как самообучаться,
саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической куль­туры?»
Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то
или иное физическое упражнение, двигатель­ное действие?»

Знания
необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной
деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя
как личности, осознанию своих ин­тересов, стремлений, переживаний. Переживание
различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и
обра­зует самооценку личности. Она имеет две стороны — содержательную (знания)
и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с
идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем
у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка — это
результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных
возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как
само­уважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций:
сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу);
регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоува­жение, иметь
душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е.
имеет определенный уровень притяза­ний, который должен быть адекватным его реальным
возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициати­ву
и активность личности в физическом совершенствований; завышенный уровень может
привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и
взглядов личнос­ти в сфере физической культуры, побуждают ее активность,
становят­ся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и
придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре — главная
побудительная, на­правляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют
широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении,
контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх,
развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут­верждении, укреплении
позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества
физкультурно-спортивных заня­тий, в комфорте и др. Потребности
тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощуще­ниями приятного и неприятного,
удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение
потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье),
неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек
обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет
удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система
мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на
проявле­ние активности. Можно выделить следующие мотивы:

♦ физического совершенствования, связанный
со стремлением ус­корить темпы собственного развития, занять достойное место в
своем окружении, добиться признания, уважения;

♦ дружеской солидарности, продиктованный
желанием быть вмес­те с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

♦ долженствования, связанный с
необходимостью посещать заня­тия по физической культуре, выполнять требования
учебной про­граммы;

♦ соперничества, характеризующий стремление
выделиться, само­утвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой
престиж, быть первым, достичь как можно большего;

♦ подражания, связанный со стремлением быть
похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной дея­тельности
или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате
занятий;

♦ спортивный,
определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

♦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено
не на ре­зультате деятельности, а на самом процессе занятий;

♦ игровой, выступающий средством
развлечения, нервной разряд­ки, отдыха;

♦ комфортности, определяющий желание
заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической
культурой и спор­том важны и интересы. Они отражают избирательное отношение че­ловека
к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной при­влекательностью. Когда
уровень осознания интереса невысок, преоб­ладает эмоциональная привлекательность.
Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В
интересе отра­жаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если по­требность
вызывает желание обладать предметом, то интерес — позна­комиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный
компонент, по­знавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что
человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо
чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удов­летворенность,
величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я
и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его
пригодности для удов­летворения потребностей, а также с поиском и подбором
средств, не­обходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показа­телями
могут быть: убежденность в необходимости занятий физичес­кой культурой и
спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень
знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются
мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности.
В за­висимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть
реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных
занятий свидетельствует о наличии у чело­века осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и
целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

♦ с удовлетворением процессом занятий
(динамичность, эмоцио­нальность, новизна, разнообразие, общение и др.);

♦ с
результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение
разнообразными двигательными действия­ми, испытание себя, улучшение результата и
др.);

♦ с перспективой занятий (физическое
совершенство и гармонич­ное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление
здоро­вья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в
физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию,
определяют социаль­ную и личностную значимость физической культуры в жизни.
Выде­ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе­рентное,
пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше­ния. При
активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная
заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей,
устойчивость интересов, регуляр­ность занятий, участие в соревнованиях,
активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных
мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается
расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не­устойчивостью
интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Индифферентное отношение — это без­различие и безучастность, мотивация в этом
случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности
отсутству­ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати­визмом
части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого
значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни,
откровенном сопротивлении за­нятиям физическими упражнениями, которые для таких
лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность
отношений лич­ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель­ности.

Эмоции —
важнейший компонент ценностных ориентации, наибо­лее глубоко характеризующий их
содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие,
удовлетворение, величина потреб­ности, оценка личной значимости,
удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную
степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их
проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци­ональные
состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и силь — 1 roe чувство, например к
спорту); аффект (быстро возникающее крат­ковременное эмоциональное состояние,
вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при
победе) эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при за­нятиях
физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и
деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми
решениями. Воле­вая активность определяется силой мотива: если я очень хочу
достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное во­левое
усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув­ством, нравственными
убеждениями. Физкультурно-спортивная дея­тельность развивает волевые качества:
упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость,
т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие
препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают сме­лость, как
способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха;
сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные,
малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как
способность концентрировать вни­мание на выполняемом задании несмотря на
возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность,
характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека
ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности
за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания
осуществляет­ся воздействие не только на биологическую основу личности, но и на
ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физи­ческой культуре
личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее
мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости
интересов, потребностей, убеж­дений.

 Физическая культура и спорт как средства
сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного
совершенствования

Владея и активно используя разнообразные
физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготов­ленность,
физически совершенствуется. Физическое совершенство от­ражает такую степень
физических возможное гей личности, ее пласти­ческой свободы, которые позволяют
ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в
необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель­ности,
усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.
Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно
представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым
качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более
совершен­ное качество.

Физическое совершенствование правомерно
рассматривать как ди­намическое состояние, характеризующее стремление личности
к це­лостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной
деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно
соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим
особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое
совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а не­обходимым
элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую
включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественно­го и
личного интересов, формирования общественно необходимых ин­дивидуальных
потребностей. Ее специфическим ядром являются от­ношения, развивающие
физическую и духовную сферу личности, обо­гащающие ее нормами, идеалами,
ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в
свойства личнос­ти и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целост­ный
характер такой деятельности делает ее мощным средством по­вышения социальной
активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в
трех основных на­правлениях.  Во-первых, определяет способность к саморазвитию,
отра­жает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социаль­ным и
духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству»,
самосовершенствованию. Во-вторых, физичес­кая культура — основа
самодеятельного, инициативного самовыраже­ния будущего специалиста, проявление
творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет
и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество
личнос­ти, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной,
общественной и профессиональной деятельности, т.е. на других». Чем богаче и
шире круг связей личности в этой деятельнос­ти, тем богаче становится
пространство ее субъективных проявлений.

Профессиональная
направленность физического воспитания

Профессиональная направленность физической
культуры — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о
сформированности физической культуры личности, выступают объективные и
субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и
меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

♦ степень сформированности потребности в
физической культуре и способы ее удовлетворения;

♦ интенсивность участия в физкультурно-спортивной
деятельнос­ти (затрачиваемое время, регулярность);

♦ характер сложности и творческий уровень
этой деятельности;

♦ выраженность эмоционально-волевых и
нравственных проявле­ний личности в физкультурно-спортивной деятельности (само­стоятельность,
настойчивость, целеустремленность, самооблада­ние, коллективизм, патриотизм,
трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

♦ степень удовлетворенности и отношение к
выполняемой деятель­ности;

♦ проявление самодеятельности,
самоорганизации, самообразова­ния, самовоспитания и самосовершенствования в
физической культуре;

♦ уровень физического совершенства и
отношение к нему;

♦ владение средствами, методами, умениями и
навыками, необхо­димыми для физического совершенствования;

♦ системность, глубина и гибкость усвоения
научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования
в практике физкультурно-спортивной деятельности;

♦ широта диапазона и регулярность
использования знаний, уме­ний, навыков и опыта физкультурно-спортивной
деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональ­ной
деятельности.

Таким образом, о сформированности физической
культуры лич­ности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме прояв­ляются
личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система
потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения
физической культуры общества и мера твор­ческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд
уровней прояв­ления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно.
Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовле­творенностью
предлагаемой педагогами программой, содержанием за­нятий и внеучебной
деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными
межличностными отношениями с педа­гогом. У студентов отсутствует потребность в
познавательной актив­ности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным
матери­алом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности
будущего специалиста и процессом его профессиональной под­готовки. В
мотивационной сфере доминирует негативная или индиф­ферентная установка. На
учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности
отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется
индифферентным отноше­нием студентов к физической культуре и спонтанным
использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной
группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или
киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в
укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения
ограничены простейшими элемента­ми — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные
виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты
этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной
деятельности репродуктивного характера по просьбе педа­гога. Уровень здоровья и
физической подготовленности таких студен­тов имеет широкий диапазон. В
послевузовском периоде они не про­являют инициативы в заботе о своем-здоровье,
физическом состоянии.

В основе потенциального уровня — положительно
осознанное отно­шение студентов к физической культуре в целях
самосовершенствова­ния и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые
зна­ния, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамот­но
выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и
при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная
активность проявляется как в сфере спортив­ных зрелищ, так и в освоении
научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают
эмоцио­нальному общению и самовыражению в процессе занятий. Использу­ют
частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют
активность в общественной физкультурной де­ятельности лишь при побуждении извне
(педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют
физкультурно-спортив­ную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в цен­ностной
значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и
реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний
по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического
самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования
средств физичес­кой культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных
нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую
культуру в профессиональную деятельность, в семей­ную жизнь. После окончания
вуза проявляют инициативу самодея­тельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они
свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является
несоответст­вие между современными требованиями к профессионально-личност­ному
развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей
силой развития его физической культуры.

Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Высокая социально-экономическая значимость
физичес­кой культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедея­тельности
законодательные основы. Президентом Российской Феде­рации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте».
Этот доку­мент направлен на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие чело­века,
утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и
нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами
физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной
подготовки, профилактики заболева­ний, вредных привычек и правонарушений.
Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том
числе спортом как профессией), объединяться в организации
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения.
Государство признает и поддерживает Олимпий­ское движение в России, его
деятельность координируется Олимпий­ским комитетом, который является
неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию
во всех мероприя­тиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система
физической культуры направлена на то, чтобы организо­вать физическое воспитание
населения с учетом интересов каждого человека, требований производства,
образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в
государственных и об­щественных формах деятельности. Физическое воспитание в
образо­вательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происхо­дит на
основе государственных образовательных программ (не менее пяти часов в неделю),
также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.
С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках
индивидуальной

программы реабилитации. В физическом воспитании
населения при­нимают участие учреждения дополнительного образования: спортив­ные
школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физ­культурно-оздоровительные
и спортивные организации.

Администрации учреждений, организаций,
предприятий и объеди­нений обязаны создавать работникам условия для реализации
их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные,
профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое
восстановление, профилактические занятия, спортивно-мас­совую работу,
спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для
занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха.
Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз
обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различ­ных
компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих,
профилактики и лечения заболеваний. Физическая под­готовка военнослужащих и
личного состава правоохранительных ор­ганов должна обеспечить выполнение ими
воинского долга и основ­ных служебных обязанностей. Командованием создаются
необходи­мые для этого условия. Развитие физической культуры и спорта среди
инвалидов направ­лено на повышение их двигательной активности. Это непременное
условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим снимаются
образовательные учреждения, учреждения здравоохране­ния, социального
обеспечения и организации физической культуры и спорта.

Органы управления здравоохранением
(государственные, на пред­приятиях, в учреждениях) используют физическую
культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют
врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в
том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку
и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты
оздоровления и реабилитации ( средствами физической культуры,
диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные
диспансеры.

Работники физической культуры и спорта обязаны
соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить пред
здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять
жестокости и насилия.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса,
создаются специализированные организации (государственные, муниципальные,
негосударственные, в том числе частные и
общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в
качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения
спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
регламентирующими документами, утвержденными спортив­ными организациями и
объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в
области физи­ческой культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ ус­тановленного
образца о профессиональном образовании по специаль­ности, выданный
образовательным учреждением, или разрешение, вы­данное государственным органом
управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в
области лечебной фи­зической культуры допускаются лица, имеющие
профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или
медицинское образование.

Физическая культура и
спорт в высшем учебном
заведении

В соответствии с государственным образовательным
стан­дартом высшего профессионального образования физическая культу­ра с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного об­разовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть
технократи­ческое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста,
воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чув­ством
социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и
целенаправленная гуманитарная подготовка и форми­руемая в ее процессе
личностная культура студента определяют свой­ства его адаптивности,
самообучаемости, самостоятельности и иници­ативности как будущего специалиста,
закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Гуманитарная значимость
физической культуры

Являясь по своей сути человековедческой
дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную лич­ность,
гармонизировать ее духовные и физические силы, активизиро­вать готовность
полноценно реализовать свои сущностные силы в здо­ровом и продуктивном стиле
жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой
социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом
образовательного пространст­ва вуза. Гуманитаризация образования в сфере
физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в
каче­стве главной ценности педагогического процесса.

Физическая культура прямо и опосредованно
охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей
развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и твор­ческого
действия, чувств и общения, физического и духовного, разре­шать противоречия
между природой и производством, трудом и отды­хом, физическим и духовным.
Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость,
продуктивную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный
слой прак­тики, направленной на освоение природных сил студентов и опосре­дованных
их культурным отношением к своим физическим возмож­ностям. Развитие физических
способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие
элементов культуры, осо­бых личностных качеств. Гуманитаризация
образовательного процес­са подчеркивает огромную роль образованности личности,
ее самоцен­ность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при ко­тором
становятся возможными и необходимыми социальные и инди­видуальные процессы саморазвития,
самовоспитания, самосовершен­ствования, самоуправления, самоопределения. Они
отражают наибо­лее действенные и долговременные результаты образования по физи­ческой
культуре.

Ценностные ориентации и
отношение студентов к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их
свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удов­летворения
потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и
отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления
студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных
удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического,
психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по
качественному крите­рию могут быть представлены как:


материальные (условия занятий, качество спортивной экипиров­ки, льготы со
стороны общества);

♦ физические (здоровье, телосложение,
двигательные умения и на­выки, физические качества, физическая подготовленность);

♦ социально-психологические (отдых,
развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства
долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа­ции,
рекорды, победы, традиции);

♦ психические (эмоциональные переживания,
черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

♦ культурные (познание, самоутверждение,
самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные
качест­ва, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются
как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их
значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятель­ности ценностные
ориентации тесно связаны с эмоциональными, по­знавательными и волевыми ее сторонами;
образующими содержа­тельную направленность личности. Характер же направленности
в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система
тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем
объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут
вызывать эмоциональную (чув­ственную), другие — познавательную, третьи —
поведенческую ак­тивность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три
ранга цен­ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель­ности.
Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов
регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на
привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и
деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное
несоответствие. Данные таблицы показывают, что ценности, связанные с физическим
Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием
деятельности (высокая подвижность, физические на­грузки, эмоциональные
переживания), с актуализацией (успех, само­выражение, самоутверждение), с
морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга,
составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим
ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориента­ция
на эту деятельность.

Основы организации
физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет следующие
соци­альные функции:

♦ преобразовательно-созидательную, что
обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития,
подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготов­ку
ее к профессиональной деятельности;

♦ интегративно-организационную,
характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы,
организа­ции, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятель­ности;

♦ проективно-творческую, определяющую
возможности физкуль­турно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются
модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его
творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения,
саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

♦ проективно-прогностическую, позволяющую
расширить эруди­цию студентов в сфере физической культуры, активно использо­вать
знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотно­сить эту деятельность с
профессиональными намерениями;

♦ ценностно-ориентационную. В процессе ее
реализации формиру­ются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их
использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное
самосовершенствование;

♦ коммуникативно-регулятивную, отражающую
процесс культур­ного поведения, общения, взаимодействия участников физкуль­турно-спортивной
деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на
коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и
эмоцио­нально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление
психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, ток­сикомании;

♦ социализации, в процессе которой
происходит включение инди­вида в систему общественных отношений для освоения
социо­культурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций физкультуры в вузе
позволит глуб­же понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура»,
зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с
государственным образовательным стандартом. Примерной она назва­на потому, что
отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и
дополнена с учетом регионально-терри­ториальных, социокультурных, климатических
факторов, а также осо­бенностей подготовки профессиональных кадров,
материально-техни­ческих условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания —
сформировать фи­зическую культуру личности, важно решить следующие воспитатель­ные,
образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

♦ понимать роль физической культуры в
развитии личности и под­готовке ее к профессиональной деятельности;

♦ знать научно-практические основы
физической культуры и здо­рового образа жизни;

♦ формировать мотивационно-ценностное
отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни,
физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных
занятиях физическими упражнениями и спортом;

♦ овладеть системой практических умений и
навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, психическое благопо­лучие,
развитие и совершенствование психофизических способ­ностей и свойств личности,
самоопределение в физической куль­туре;

♦ обеспечить общую и
профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую
психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

♦ приобрести   опыт   творческого использования
физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес­сиональных
целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая
культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых пред­усмотрено
тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

♦ физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов;

♦ социально-биологические основы физической
культуры;

♦ основы здорового образа и стиля жизни;

♦ оздоровительные системы и спорт (теория,
методика и практика);

♦ профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую
систему

научно-практических знаний и отношение студентов
к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и со­циальные
процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их
творчески использовать для профессиональ­но-личностного развития, самосовершенствования,
чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональ­ной
и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лек­ций представлено в
настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из
двух подраз­делов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый
подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и спо­собами
физкультурно-спортивной деятельности для достижения лич­ностью учебных,
профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:


методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

♦ методические основы занятий с
оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью;

♦ основы методики самомассажа;

♦ методику корригирующей гимнастики для
глаз;

♦ овладение методами оценки и коррекции
осанки и телосложения;

♦ методы самоконтроля состояния здоровья,
физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей
темати­ки лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования
этих методов — многократное воспроизведение в условиях учебных занятий, во
вне-учебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела
помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить
самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание заня­тий базируется
на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства
физической культуры, использовать спор­тивную и профессионально-прикладную
физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта
физкультур­но-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою
двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и
функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт
совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся
использовать средства физической культуры для организации активного отдыха,
профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма,
овла­девают средствами профессионально-прикладной физической подго­товки. В
процессе занятий создаются условия для активизации позна­вательной деятельности
студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой
активности в пропагандист­ской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает
оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения
теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического
развития, физической и профессионально-прикладной подготовлен­ности студентов.
Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела,
вида учебной работы. Текущий по­зволяет оценить степень освоения раздела, темы,
вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень
сформиро­ванное™ физической культуры студента и самоопределение в ней путем
комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации,
необходимо вы­полнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-

прикладной физической подготовке (не ниже оценки
«удовлетвори­тельно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения.

Аттестация проводится в форме устного опроса по
теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завер­шающий
обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

♦ понимать роль физической культуры в
развитии человека и под­готовке специалиста;

♦  знать основы физической культуры и
здорового образа жизни;

♦  иметь мотивационно-ценностное отношение
и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

Важны
физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных
занятиях физическими упражнениями и спортом.

При итоговой аттестации в окончательной оценке
учитывается уровень выполнения студентом практического раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая
культура» необхо­димо за 408 учебных часов, его можно дополнить элективными (по
вы­бору) и факультативными курсами различной направленности, учи­тывающими
индивидуальность студента, его мотивы, интересы, по­требности.

Для практических занятий студентов распределяют
по учебным от­делениям: основному, специальному, спортивному. Распределение
проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом
состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной
подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования,
к практическим учебным занятиям не до­пускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен
в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отде­ление
зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом
уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от
практических заня­тий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное
отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных
групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов ос­новной
медицинской группы, показавших хорошую общую физичес­кую и спортивную подготовленность
и проявивших желание углуб­ленно заниматься одним из видов спорта,
организованном в вузе. Сту­денты этого отделения, имеющие высокую спортивную
квалифика­цию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с
обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требо­ваний.

Перевести студента из одного учебного отделения в
другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учеб­ного
года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на ос­нове медицинского
заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на
длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематичес­кую
контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по
теоретическому разделу программы.

В физическом
воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных
занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся
в форме:

♦  теоретических, практических,
контрольных;

♦ элективных методико-практических и
учебно-тренировочных за­нятий;

♦индивидуальных и индивидуально-групповых
дополнительных занятий или консультаций;

♦ самостоятельных занятий по заданию и под
контролем препода­вателя;

Внеучебные занятия организуются в форме;

♦ выполнения физических упражнений и
рекреационных меро­приятий в режиме учебного дня;

♦ занятий в спортивных клубах, секциях,
группах по интересам;

♦ самодеятельных занятий физическими
упражнениями, спортом, туризмом;

♦ 
массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро­приятий.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий