Рыночная экономика и ее характерные черты

Дата: 21.05.2016

		

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Заочный факультет экономики и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность: Маркетинг.

Дисциплина: Экономическая теория.

Тема: Рыночная экономика и ее характерные черты.

Москва 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Рынок и его характеристика

1.1 Понятие рынка и условия его возникновения

1.2 Сущность и структура рынка

1.3 Роль рынка в общественном производстве

1.4 Структура и инфраструктура рынка

Глава 2. Основные черты рыночной экономики

2.1 Конкуренция

2.2 Система рынков и цен

2.3 Частный тип собственности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на
частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные
интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде
всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке
товаров и услуг. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой
экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для
производителей — максимизация прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Рынокэто особая форма взаимоотношений между
отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между
покупателями и продавцами. Хозяйственные связи, как показывает практика, могут быть
двух типов: натуральные; товарные, базирующихся на меновых отношениях, эквивалентном
обмене, свободной купле-продаже товаров и услуг.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.
Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических
проблем.

Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные
формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех
странах мира, что и создает актуальность настоящей работы.

Целью работы является изучение современной рыночной
экономики, ее характерных особенностей.

Задачи работы:

· 
Изучение понятия и сущности рыночной экономики

· 
Рассмотрение структуры рыночной экономики.

· 
Изучение цен и конкуренции в условиях рыночной экономики

Объектом работы выступает рынок и рыночная экономика

Предметом работы являются характерные черты рыночной
экономики


Глава 1. Рынок и его характеристика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения

Основная проблема экономической жизни общества — распределение
ресурсов, ограниченных по сравнению с постоянно растущими потребностями, — может
решаться по-разному. Однако исторический опыт показал, что наиболее эффективно эта
проблема решается через рынок, который хотя и не лишен ряда недостатков, все-таки
позволяет наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы общества в соответствии
с его потребностями.

Товарное производство — условие и предпосылка существования
рынка.

В самом общем виде рынок можно определить как социально-экономический
институт, позволяющий устанавливать непосредственные связи между производителями
(продавцами) и потребителями (покупателями); это механизм координации действий покупателя
и продавца, главным инструментом которого выступают цены.

Наряду с этим определением существует множество других,
подчеркивающих ту или иную сторону рынка. Однако при всем многообразии трактовок
сущности рынка незыблемым остается то, что основными участниками его являются покупатели
и продавцы, вступающие в отношения обмена. Отсюда следует, что необходимой и безусловной
предпосылкой существования рынка является товарный характер производства — производство
для обмена.

Хозяйственная практика знает два основных типа производства:
натуральное и товарное.

Натуральное производство — производство, в котором
блага создаются для внутрихозяйственного потребления, для удовлетворения личных
потребностей самого производителя. Для натурального производства характерны: замкнутость,
ограниченность, традиционность и разобщенность хозяйств, рутинная техника и медленное
развитие.

Товарное производство — производство, в котором
блага создаются для обмена, продажи. Товарное производство может базироваться на
труде самого собственника вещественных факторов производства (например, фермерское
хозяйство производит продукты для продажи, но собственниками хозяйства и работниками
на нем являются члены одной семьи), а может функционировать на основе наемного труда.

Конечно, в современном мире абсолютно преобладает производство
на основе наемного труда.

Результатом товарного производства является товар
— продукт, предназначенный для продажи.

Однако товарами могут быть не только продукты производства,
но и любые ограниченные блага, если они выступают объектами обмена между людьми
(продукты природы, интеллектуальные способности, деньги и т.п.). Таким образом,
товар — это любое экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи.

Рыночная экономика и ее характерные черты

Товар обладает двумя свойствами: полезностью
(потребительной стоимостью) — способностью удовлетворять какую-либо потребность
людей и ценой, характеризующей в денежном выражении ценность блага; пропорцию
обмена данного товара на другой товар (деньги).

Отличительной особенностью товаров является то, что
они удовлетворяют потребности не тех людей, которые их произвели, а потребности
других людей, к которым товар поступил в результате обмена.

Товарное производство — результат длительного исторического
развития человеческого общества. Его возникновение и существование связано с появлением
и наличием трех основных условий.

Первым условием возникновения и существования
товарного производства, а следовательно и рынка, является общественное разделение
труда —
обособление различных видов трудовой деятельности.

Общественное производство состоит из разнородных единиц,
каждая из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Современная,
чрезвычайно дробная специализация производства является результатом длительного
исторического процесса углубления разделения труда.

В основе разделения труда, специализации производителей
лежит принцип сравнительных преимуществ — способность хозяйствующего субъекта
производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами
альтернативными издержками.

Разберем следующий пример.

Предположим, что две фирмы (А и Б) могут
производить и шоколадные конфеты, и карамель. На фирме А производство 10 кг шоколадных конфет занимает 1,8 часа, а производство 10 кг карамели — 1,4 часа. На фирме Б на производство 10 кг шоколадных конфет требуется 1 час, а на производство
10 кг карамели — 1,2 часа.

Альтернативные издержки производства 10 кг шоколадных конфет на фирме А — 1,3 кг карамели, а на фирме Б — 0,83 кг. (Если бы фирма А отказалась от производства 10 кг шоколадных конфет, то за 1,8 часа можно было бы произвести 13 кг карамели, а если бы фирма Б отказалась от
производства шоколадных конфет, то за 1 час можно было бы произвести 8,3 кг карамели.)

В то же время альтернативные издержки производства
10 кг карамели для фирмы А составляют 0,78 часа, а для фирмы Б
1,2 часа. (Если бы фирмы отказались от производства карамели, то на фирме А
за 1,4 часа можно было бы произвести 7,8 кг шоколадных конфет, а на фирме Б за 1, 2 часа — 12 кг шоколадных конфет.)

Сведем альтернативные издержки производства двух фирм
в таблицу 1.

Таблица 1

Рыночная экономика и ее характерные черты

Очевидно, что фирма А обладает сравнительными
преимуществами в производстве карамели (альтернативные издержки ее производства
ниже, чем альтернативные издержки производства шоколадных конфет), фирма Б
— в производстве шоколадных конфет (альтернативные издержки их производства ниже,
чем альтернативные издержки производства карамели). Следовательно, фирма А
должна специализироваться на производстве карамели, а фирма Б — на производстве
шоколадных конфет.

Специализация, разделение труда неразрывно связаны
с его производительностью. Именно разделение труда, его специализация дает мощный
толчок росту продуктивности труда, порождая возможность и необходимость обмена.

Рыночная экономика и ее характерные черты

Эффективность специализации и ее влияние на производительность
труда в современном мире наглядно иллюстрирует конвейерное производство.

Общественное разделение труда — необходимое, но недостаточное
условие существования товарного производства. (Разделение труда возможно и в условиях
натурального хозяйства — первобытная община, сельские общины в ряде государств).

Второе условие возникновения и существования
товарного производства — это экономическая (хозяйственная) самостоятельность
производителей
, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу
того, что, как и для кого производить. Такую самостоятельность дает частная собственность.

Общественное разделение труда служит формой материальной
связи между людьми: каждый член общества, специализируясь на производстве
определенного товара, производит его для других членов общества, но, в свою очередь,
нуждается в товарах и услугах, производимых другими.

Специализация на производстве определенного продукта
и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами.

Таким образом, третьим условием существования
товарного производства является обмен как форма связи между специализированными
и обособленными производителями.

Потребитель получает большинство необходимых ему благ
в результате обмена, купли-продажи. Если такой обмен осуществляется по взаимному
желанию двух сторон, без принуждения, то между производителями и потребителями возникают
отношения свободного обмена. А это и есть рынок.

Рыночная экономика и ее характерные черты

Первоначально обмен имел натуральный характер, происходил
в форме бартера — один товар обменивался на другой (обмен происходил по формуле:
«товар-товар»).

Такая форма обмена порождает множество трудностей:

· 
необходимо совпадение потребностей участников обмена;

· 
количество участников такого обмена ограничено;

· 
беспрепятственно обмен может осуществляться в отношении относительно
небольшого набора товаров и др.

По мере расширения хозяйственных связей натуральный
обмен становится тормозом развития торговли и производства.

Ограниченность натурального обмена преодолевается с
появлением денег, которые облегчают и ускоряют обмен, заменяя обмен по формуле
«товар-товар», обменом по формуле «товар-деньги-товар».

1.2 Сущность и структура рынка

Сущность находит свое выражение в главных его экономических
функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих её сущность.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы
производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев
— посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда
и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не
сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция — самая важная. Предполагает:
воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства
и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения
по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами,
сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? Для
кого производить? как производить?

Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая
конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности
труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция
путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики,
стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание
конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования в странах
с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение
спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена — это сигнал к сокращению
производства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей
приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука»,
о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный
интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой
направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные
интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда,
когда сознательно стремится служить им»[1]

В современных условиях экономика управляется не только
«невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая
роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного
хозяйства.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей
к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением
достаточной прибыли, стимулировании научно — технического прогресса и на его основе
— интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение
рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления
рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а
наиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате
произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция
— это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок
сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным
эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством
определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает
лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая функция рынка выполняет роль
главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой
мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров
и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу
экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами
труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного
разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та
или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного
производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией
потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества
продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров).
В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего
покупателя.

Информационная функция дает участниками рынка
через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом
количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на
рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий
и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные
данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет
каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями
рынка.

Санирующая функция — рыночный механизм — это
не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное
расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает
общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных
единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате
этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети
до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех
лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает 6 лет.1 Нередко
гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации
производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все
же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько,
чтобы «естественный отбор» прекратился.

Функция экономичности предполагает сокращение
издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и
соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов
обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом:
«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…»1

Экономический интерес продавцов состоит в получении
большого дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами.
Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность
рыночной сделки.

1.3 Роль рынка в общественном производстве

Из сущности
рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.
Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой.
Функция и роль — это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса.
Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая
ей соответствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных
«первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать
сбалансированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии
с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию
неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической
категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации,
но одновременно это сложное социально — философское понятие. Оно вовсе не ограничивается
экономической сферой. Как результат естественно — исторического развития человеческого
общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические
особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций
совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности
современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех
цивилизациях, но его роль в них значительно различается.

1.4 Структура и инфраструктура рынка

Характеристику рынка как совокупности или арены купли
— продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение,
порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

· 
тесная связь между ее элементами;

· 
определенная устойчивость этих связей;

· 
целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные
элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной
структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики
структуры и системы рынка.

Структура рынка:

По объектам рынка

· 
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта
сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой
семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса
и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное
воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления.
В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок
товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется
на:

· 
рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

· 
рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной
группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи
и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов
и многое другое;

· 
рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения,
коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

· 
рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных
товаров:

· 
рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

· 
особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в
данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства,
строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на
рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии,
и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур.
Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей — продажей земли, а лишь
с передачей земли на определенный срок в аренду.

· 
рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических
ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные
факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и
промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка
факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов
производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

· 
рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства)
это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей
и свободный наем работников.

· 
важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется
спрос и предложение рабочей силы.

· 
рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) —
к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения
или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения
потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины,
технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей
общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных
связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений
между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного
производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации
и управления хозяйственными и социально — экономическими процессами. Это тот рынок,
для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные
инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска,
особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли — продажи
— патенты, лицензии.

· 
денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд
финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена
за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения.
Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду
деньги.

· 
рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет
реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях.
На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами:
фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков,
и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых
эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации
прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив
капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их
вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

· 
рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический
продукт — информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно
возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком
смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной
и иной информации.

· 
рынок инноваций — это специфическая область купли — продажи, в которой
объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские
предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий — здесь объектом купли — продажи
служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического
опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

По субъектам:

· 
рынок покупателей — предложение должно превышать спрос, тогда покупатель
сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому
или иному товару.

· 
рынок продавцов — значительное превышение спроса над предложением.
Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

· 
рынок государственных учреждений — совокупность актов купли — продажи
государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов
власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных
функций по отправлению власти.

· 
рынок промежуточных продавцов — совокупность экономических отношений
лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим
потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда:

· 
Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими
районами страны;

· 
Региональный рынок

· 
Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

· 
Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По уровню насыщения:

· 
Равновесный рынок — спрос и предложение примерно совпадают;

· 
Дефицитный рынок — спрос превышает предложение;

· 
Избыточный рынок — предложение превышает спрос;

По степени зрелости:

· 
Неразвитый рынок;

· 
Развитый рынок;

· 
Формирующийся рынок;

По степени ограниченности конкуренции:

· 
Свободный рынок — регулируется на основе свободной конкуренции независимых
товаропроизводителей;

· 
Монополистический рынок — условия производства и обращений определяет
группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

· 
Олигополистический рынок — это такой рынок, на котором большая часть
выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно
велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

· 
Смешанный рынок;

По соответствию действующему законодательству:

· 
Легальный рынок (открытый, узаконенный);

· 
Нелегальный рынок («черный» и «серый») — возникает
чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых
запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми
товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте,
при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

По организации рыночного обмена:

· 
Оптовый рынок;

· 
Розничный рынок;

· 
Экспортный рынок;

· 
Импортный рынок;

С учетом ассортимента товаров:

· 
Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

· 
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

· 
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных
между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между
собой потребностей;

· 
Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные
между собой;

По отраслям

· 
Автомобильный

· 
Нефтяной

· 
И др.

По характеру продаж

· 
Оптовый

· 
Розничный


Глава 2. Основные черты рыночной экономики

Как уже отмечалось, рыночная экономика — это экономика, базирующаяся
на частной собственности, которая обеспечивает экономическую свободу субъектов экономических
отношений, и на рыночном механизме координации их действий.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты принимают решения
самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует
эти решения, посредством рынка бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения
учитываются, суммируются, взаимно уравновешиваются и направляются на удовлетворение
общественных потребностей.

Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в
виду содействовать общественной пользе. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес.
преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели,
которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы,
он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно
стремится к этому».

В качестве такой «невидимой руки» и выступает рыночный
механизм.

Основные черты рыночной экономики

Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности,
обеспечивающих экономическую самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
Экономическая свобода дает производителю возможность выбора видов и форм деятельности
и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме, а для потребителя
— возможность в пределах своих денежных доходов для удовлетворения своих потребностей
покупать те товары и услуги, которые они считают необходимыми. Свобода потребительского
выбора имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства
производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает
суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должно производиться.

Рынок представляет собой многосложную систему, посредством которой
бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются
и взаимно уравновешиваются.

· 
Саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает
самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования;

· 
Всеобщность рынка — проникновение рыночных отношений во все сферы
общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются
земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д.
Однако в любой рыночной экономике есть сферы, на которые рыночные отношения не распространяются
и которые централизованно регулируются государством;

· 
Контрактные (договорные) отношения между взаимодействующими экономическими
субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами,
программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов,
соглашений. При этом договор — это не только юридически оформленный документ, но
практически любое экономическое действие (покупка товара в розничном магазине —
это контракт между продавцом, который должен предоставить товар, и покупателем,
который должен его оплатить). Контракт — это любой акт экономического взаимодействия,
который в явном или неявном виде предполагает соблюдение сторонами определенных
условий. Именно через договоры, контракты независимые субъекты рынка реализуют свои
интересы. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности
их соблюдения;

· 
Экономическая ответственность. В условиях рыночной экономики всякое
предприятие функционирует на началах самофинансирования, самообеспечения и, естественно,
само отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, денежными активами.
В рыночной экономике ответственность возникает и становится действительной в силу
господства частной собственности;

· 
Конкуренция, состязательность, объективно порождаемая свободой предпринимательства,
свободой выбора и личным интересом. Именно конкуренция между покупателями и продавцами,
стремящимися добиться своих целей за счет конкурентов, и конечное соглашение между
ними приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет
их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их
наиболее эффективным способом;

· 
Свободное ценообразование. В рыночной системе цены никем не устанавливаются,
они являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Цена в рыночной экономике
— это важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных
ресурсов общества в соответствии с его потребностями.

Все эти особенности рыночного хозяйства и предопределяют
характер ответов на основные вопросы экономики:

«Что производить?» — решает покупатель
(потребитель), который предъявляет спрос, а производитель стремится удовлетворить
желание потребителя.

«Как производить?» — на этот вопрос
отвечает производитель: «так, чтобы максимизировать прибыль».

«Для кого производить?» — для того,
кто предъявил спрос, кто может купить.

Исторический опыт доказал, что рыночная организация
экономики оказалась наиболее эффективной экономической системой, прежде всего потому,
что она требует наименьших издержек при решении основных вопросов экономики.

Если сравнивать рыночную систему с командно-административной
(централизованно-управляемой), то к преимуществам рыночной экономики следует отнести:

· 
высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей
людей, повышению качества товаров и услуг;

· 
свободу выбора и действий потребителей и производителей;

· 
эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями
общества;

· 
гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

· 
максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического
прогресса;

· 
невозможность хронического товарного дефицита. Неудовлетворенный спрос
ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного
продукта, тем самым снимая проблему дефицита;

· 
создание стимулов к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка
— это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать.

· 
Однако при всех достоинствах рынка надо помнить о том, что он имеет
свои пределы в возможностях оптимально распределять ресурсы и целый ряд имманентно
(внутренне) присущих ему недостатков 1

2.1 Конкуренция

Совершенная конкуренция это
соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы
идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

· 
наличие большого числа фирм, производящих
один и тот же вид товара, множество покупателей

· 
возможность свободного доступа
товаропроизводителей к различным производственным секретам;

· 
однородность продукции, производимой
различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из
множества фирм;

· 
хорошее знание рынка покупателями
и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение
на товары.

· 
полную мобильность всех ресурсов

В реальной действительности существуют обстоятельства,
значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в
несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция,
как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами
и, в конечном счете, уровнем экономического развития.

Совершенная, или
свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX
в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их
объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства
на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от
совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько
моделей несовершенной конкуренции.

Одна из моделей
монополия, олигополия,

Методы конкурентной
борьбы
. В современных условиях используются
силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы,
как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание
цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д.
Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов,
шпионаж, государственные перевороты и т.д.

Во всех странах
применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно
высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных
местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы
неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы:
конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по
продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска
продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же
цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов
консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по
условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей
к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию,
Льготы при покупке для постоянных покупателей.

Особыми методами
неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает
пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е.
долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного
назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге
строятся на условиях договора купли-продажи.

Классики марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс
определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском
обществе войны всех против всех.1Закон капиталистической конкуренции, по Марксу,
основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал
две формы капиталистической конкуренции: внутри — и межотраслевую.

Внутриотраслевая
конкуренция —
конкуренция между предпринимателями,
производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение
сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые
образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается
в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс назвал рыночной
стоимостью.
Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней
оказывает влияние спрос к предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная
цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит
различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает
неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.
Стимулируя технический прогресс н повышение производительности труда на предприятиях,
она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую
тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные
цели.

Межотраслевая
конкуренция —
это конкуренция между
предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения
капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные
факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель
независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль
не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из
одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются
вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный
капитал, называется средней прибылью.

Схематично рыночная организация экономики может быть
представлена моделью кругооборота товара и денег — моделью, характеризующей
взаимосвязь рынков товаров и рынков ресурсов, фирм и домашних хозяйств (рис.1).

Кругооборот товара и денег. Виды рынков

Рыночная экономика и ее характерные черты

Рис.1. Кругооборот товара и денег

При построении этой модели делается ряд допущений:

· 
в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние
хозяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект — государство;

· 
не учитываются внешнеэкономические связи;

· 
игнорируются взаимные расчеты между фирмами;

· 
не рассматривается рынок денежных средств;

· 
принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платежеспособный
спрос. Рассмотрим отдельные составляющие модели.


2.2 Система рынков и цен

Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства
и фирмы. На этом рынке домашние хозяйства выступают как покупатели, фирмы — в качестве
продавцов произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают
в качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства — в роли их продавцов.

Домашние хозяйства, продавая принадлежащие им
на правах частной собственности факторы производства, получают доход. На полученные
доходы, состоящие из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства
приобретают необходимые им товары и услуги.

Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних
хозяйств труд, землю, капитал, производят товары, которые продают на рынке товаров
в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый
доходами, полученными домашними хозяйствами.

Внутренний контур показывает физическое движение
товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами.
Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам (в нижней части внутреннего
контура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении
— от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).

Внешний контур показывает потоки платежей в
денежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижней
части контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющий
собой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхней
части контура)

Предприятия через рынок факторов производства покупают
у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги
(7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки
фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают
на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4).

В более полной модели кругооборота
мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений.

Рыночная экономика и ее характерные черты

Рис.2. Полная модель кругооборота доходов

Государственные расходы
(9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные
этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение
доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств

Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать
ряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:

· 
оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств,
фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

· 
для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый
домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

· 
величина общего объема произведенной продукции в денежном выражении
равна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного
количества, типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.
Исходя из этих различий, все рынки можно объединить в отдельные группы.

Группировка рынков на основе их разнообразных признаков
представлена в таблице 1.

Таблица 1. Виды рынков

Рыночная экономика и ее характерные черты

Необходимым условием нормального функционирования рынков
является наличие рыночной инфраструктуры — совокупности отраслей, систем, фирм,
опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

· 
биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

· 
аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

· 
кредитная система и коммерческие банки;

· 
государственные и негосударственные службы занятости;

· 
информационные технологии и средства деловой коммуникации;

· 
рекламные агентства;

· 
торговые палаты;

· 
аудиторские компании и т.д.

Цены.

На выбор фирмой ценовой стратегии влияет размер
фирмы. Бесспорными ценовыми лидерами являются крупные фирмы. Малые предприятия
ввиду ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии
часто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции по
качеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Цена
является более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем для
фирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны,
разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в области
цен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства,
профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степени
взаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.

Роль цены в обеспечении рыночного успеха зависит
от того, в какой рыночной ситуации реализуется та или иная ценовая стратегия.
Любая фирма находится и действует в конкретных рыночных ситуациях, среди
которых можно назвать четыре наиболее важные.

Первая ситуация. Фирма должна установить цену на
товар впервые. Это случается тогда, когда фирма или вводит свой новый товар
впервые на внутренний рынок, или вводит традиционный товар на внешний рынок,
или использует новый канал распределения или новый сегмент рынка.

Вторая ситуация. Конкурент изменяет цену своего
товара. Эта ситуация вынуждает фирму отреагировать на такой шаг конкурента и
принять соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:

· 
ответить ли также изменением цены своего товара;

· 
если да, то, на каком уровне установить свою цену;

· 
ввести ли в действие вместо новой цены (или параллельно с ней)
какую-либо неценовую стратегию, что могло бы нейтрализовать последствия
изменения цены конкурентом.

рыночная экономика цена рынок

В условиях сильной конкуренции реакция фирмы па
изменение цепы конкурентом должна быть быстрой. Поэтому фирмы должны
располагать заранее подготовленными программами принятия ценовых решений.

Третья ситуация. Фирма сомневается, что текущая
цена на ее товар находится на правильном уровне или со стороны спроса, или со
стороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного цикла
изделия, под давлением сильной инфляции, под давлением политических факторов и т.д.).

Четвертая ситуация. Фирма производит товар,
который дифференцируется по показателям качества (например, копировальные
машины малой, средней, высокой скорости). Между этими товарами имеется связь и
по спросу, и по издержкам производства. Здесь возникает проблема определения
таких оптимальных цен для каждого вида товара, чтобы каждый из них продавался,
приносил прибыль, а покупатели не переключались с менее совершенных на более
совершенные изделия.

Для формирования ценовой политики и принятия
решений по ценам необходима обширная маркетинговая информация следующего
содержания.

1. Какова емкость рынка? Каковы перспективы
продаж? Каковы сегменты рынка, на котором продастся товар; каким образом они
взаимодействуют друг с другом? Каковы критерии сегментирования рынка? Как
осуществляется большинство сделок — прямо или косвенно? Какие формы
посреднических соглашений типичны на этом рынке? Какие формы торговли
используются? Кто является покупателями на конкретном рынке, их типы, группы?

2. Каковы требования покупателей к товару и
соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению услуг? Кто основные
конкуренты? Какие конкурирующие товары продаются? Какова доля рынка товара
фирмы и товаров конкурентов? Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? Каково
финансовое положение конкурентов? Каковы предполагаемые действия конкурентов в
случае изменения условий рынка? Каковы возможности для изменения цен?

3. Какова оценка покупателем цены товара фирмы,
цен товаров-конкурентов, цен товаров-заменителей? Каковы цепы конкурентных
товаров? Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене? Какова
эластичность спроса по цене? Каковы особенности рынка в отношении цен и их
структуры: скидки, возможности предоставления кредита, мероприятия по
стимулированию сбыта?

4. Каковы объемы производства и складские запасы
фирмы в настоящее время? Какие издержки соответствуют этим уровням производства
и складских запасов? Какое влияние изменение объема производства и складских
запасов окажут на уже сложившиеся затраты? Какие затраты имеют отношение к
принятию решений по ценам? Если методы определения структуры затрат не являются
подходящими для принятия решений по цепам, возможно ли получить другую
информацию, удовлетворяющую требованиям?

5. Каково соотношение между выручкой от продажи,
прибылью, затратами и его влияние на другие товары? Каково влияние объема
производства на выручку от продажи и прибыль? Какое влияние на выручку от
продажи и прибыль оказывают расходы по стимулированию сбыта? Какова у фирмы
доля прибыли в цепе единицы товара, отличается ли она от аналогичного
показателя у конкурентов?

6. Какое влияние на рынок в целом, на отдельные
фирмы оказывает правительство? Какие фирмы являются основными поставщиками
правительственных организаций?

2.3 Частный тип собственности

В зависимости от того, кто является субъектом собственности,
выделяются ее виды и формы (см. рис). В Российской Федерации носителями прав государственной
собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые
соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав
муниципальной собственности являются органы местного самоуправления.

Таблица 2

Структура видов и форм собственности в РФ

Вид

собственности

Государственная Муниципальная Частная Общественных организаций

Форма

собственности

Федеральная,

Субъектов федерации

Районная, городская,

поселковая, и т.д.

Граждан

Общественных организаций,

партий, церкви и т.д.

Основой современной рыночной экономики, в том числе
и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие
форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических
отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.
В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие
типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность
(лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное
частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму,
акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной
или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных
потребностей и более полно отражает их.

Выводы:

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее,
обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

· 
эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности
ресурсов;

· 
возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной
информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);

· 
гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка
неравновесия;

· 
оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную
прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство
новейшие технологии);

· 
регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е.
свобода выбора и действий экономических субъектов;

· 
способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению
качества товаров и услуг.

Вместе с тем рынок имеет и существенные недостатки:

· 
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· 
не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы
законодательные акты);

· 
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного
пользования (образование, здравоохранение, оборона);

· 
не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право
на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;

· 
не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

· 
не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы
и спады, инфляция, безработица и т.д.).


Заключение

В самом общем виде рынок — это система экономических отношений,
которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров,
а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного
производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты,
которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных
связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет
сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства
и потребления.

Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими
перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны
быть предложены потребителям?

2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует
применить?

3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть
кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через
которые он решает центральные проблемы экономики.

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется
не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются
способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от
продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных
процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства,
а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной,
так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет
многообразную структуру.

Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие
«инфраструктура». Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных
операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность
и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие
от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям
и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный
процесс.

Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству — что, в каком объеме,
и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос
и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного
спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает»
устаревшее производство.

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем,
насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил
покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем
в конкурентной борьбе.

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны,
вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой — порождает социальное
расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне
необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов,
а также необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный
механизм, но не вело его к деформации.


Список использованной литературы

1. 
Березин И.С., Практика исследования рынков: Как? Кому? Когда? Зачем? Сколько?
— М.: Бератор — Пресс, 2003.

2. 
Интервью с Полом Самуэльсоном. О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскими
лауреатами / Под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009

3. 
Микроэкономика: учеб. / Яковлева Е.Б. и др. — 6-е изд. — М.; СПб.: Поиск,
2003.

4. 
Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов., М.: ВЛАДОС. 1999г.

5. 
Петти В. Смит А. Рикардо. Антология экономической классики / Д. Т.1., М.:
Эконов, 1993.

6. 
Полтавченко Г.С. и др. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. М.:
Олма-Пресс: ИПИ, 2003.

7. 
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1997

8. 
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз,
1962

9. 
Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. / Под
редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. — М.: БЕК, 1995.


[1]
Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов. М.,1962, с. 25

1 Петти
В., Смит А., Рикардо Д., Антология экономической классики.Т. 1., М., 1993, с.
91

1
Е.Б. Яковлева и др. Микроэкономика: учеб.; — 6-е изд. — М.; СПб.: Поиск, 200,
пункт 6. 3.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий