“Подруга дней моих суровых”

Дата: 12.01.2016

		

Лицей №1, 9 класс

Мой
реферат я назвала пушкинскими строками : “Подруга дней моих суровых “, так как речь
в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках) , которые стали
верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами — хранителями своих
воспитанников .

Пожалуй
такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем,
поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный
опыт, сердечную доброту.

Бабушкам
А.М. Горького из повести “Детство” — это единственный бескорыстно любивший в
его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого — не просто верная слуга,
это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин.

Эта
чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна — известна любому школьнику,
не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это
была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница
волшебной старины”.

О
ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:

“…
В вечерней тишине

Являлась
ты веселою старушкой

 И
надомной сидела в тишине,

 В
больших очках и с резвою гремушкой

Ты
детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленила

И
меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “

У
Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была
крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина , а затем потомков Абрама Петровича
Ганибала, прадеда великого поэта.

В
1781 году 23 — летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора
Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где
через 15 лет венчалась 20 — летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта
Сергеем Львовичем Пушкиным.

В
1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года — Александр,
будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила
Пушкиным.

В
1811 году вторая бабушка Пушкина , по линии матери , Мария Александровна
Ганибал , решила дать семье Арины Радионовны “вольную” , но она отказалась : -”
на что мне матушка вольная…”

Арина
Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным , когда его увезли в 1811
году в Петербург и определили в Царско — сельский лицей . Шесть лет она
находилась в дали от него.

Время
от времени они встречались , в короткий петербургский период жизни Пушкина, но
потом его сослали на юг , и няня не виделась с Александром в течении четырех
лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта.

В
Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:

“Наша
ветхая лачужка ,

И
печальна и темна,”


писал он.

Еще
до этого, работая над “Русланом и Людмилой” , поэт вспоминал:

“Времен
минувших небылица,

В
часы досугов золотых ,

Под
шепот старины болтливой ,

Рукою
верной я писал…”

“Шепот
старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о
былом…

Пушкин
записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для
“Сказки о царе Салтане”, другая — для “Сказки о попе и его работнике Балде”,
третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан
и Людмила”.

Кроме
сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни . Две из них “ О сыне Сеньке
Разине”.

“Родионовна
принадлежала к … благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф
А.С. Пушкина П.В.Аненков. — Соединение добродушия и ворчливости , нежного
расположения к молодости с притворной строгостью , оставили в сердце Пушкина неизгладимое
впечатление. Он любил ее родственной , неизменной любовью и в годы возмужалости
и славы беседовал с нею по целым часам”.

С
Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она
прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки
царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”…

Арина
Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине
, народных преданий и поверий , сказок и песен . Его интересовали и ее суждения
о написанном им . В “Евгении Онегине “ он говорил:

“Но
я плоды моих мечтаний

И
гармонических затей

Читаю
только старой няне,

Подруге
юности моей.”

Все
радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда
по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его
плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал:

“Подруга
дней моих суровых,

Голубка
дряхлая моя!

Одна
в глуши лесов сосновых

Давно,
давно ты ждешь меня.

Ты
под окном своей светлицы

Горюешь,
будто на часах,

И
медлят поминутно спицы.

В
твоих наморщенных руках.

Глядишь
в забытые вороты

На
черный, отдаленный путь:

Тоска,
предчувствия, заботы

Теснят
твою всечасно грудь…”

В
последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827
года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со
смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина.

Пушкин
и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в
Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме
того, что нет уж в нем няни моей,..”

И
тогда же. в стихотворении “…Вновь я посетил” писал:


Вот спальный домик,

Где
жил я с бедной нянею моей.

Уже
старушки нет — уж за стеною

Не
слышу я шагов ее тяжелых,

Ни
кропотливого ее надзора!”

В
этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот
черновой набросок:

“Бывало

Ее
простые речи и советы,

И
полные любви, укоризны

Усталое
мне сердце ободряли

Отрадой
тихой…”

Не
сохранилось ,к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических
произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват
Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами , как живая:

“Мастерица
ведь была

И
откуда что брала?

А
куда разумны шутки

Приговорки,
прибаутки,

Небылицы
ми былины

Православной
старины…

Слушать,
так душе отрадно.

И
не пил бы и не ел,

Все
бы слушал и сидел.

Кто
придумал их так ладно?”

В
убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта —
изгнанника и близким другом его друзей.

Таким
же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького


Детство” ,его бабушка. Мы видим , что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо
приятным светом”, что “ вся она — темная, но светится изнутри — через глаза —
неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые
цветы, а походка — движение ласкового зверя”.

Алешу
привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть
красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в
сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки
: Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо — то все!” — Горький вспоминает
как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”.

Первое
впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает
автор — рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование
отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу
моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру,
обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”.

Поражает
контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень
полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя
руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ).

Танец
бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в
движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила
бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное
рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру , о
душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой
личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа,
которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение
мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной , высокой , и уже
нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в
эти минуты чудесного возвращения к юности “.

От
эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной
любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве
красоты.

Бабушка
очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка
ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о
русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре
Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же
минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость,
на смешу им приходят собранность и решительность . Она говорит строгим, крепким
голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы
предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит
людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго
слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним
“крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится
о детях, о их безопасности.

И
после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую
боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы
утешить и поддержать других.

Бабушка
не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и
сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка
плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно
сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того
времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка
не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то,
что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.

Корни
оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее
способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в
постоянном ощущении счастья быть человеком.

Каждый
из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий,
самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не
как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании
Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся
любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не
своим, детям своих хозяев.

Всю
жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную,
кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как
оскорбление:”… должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора
гоните… что ж .я пойду!”

Но
все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев
Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.

С
благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом,
потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она
мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она
вкладывает в его сердце.

В
те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была”
до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни
выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья —
одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.

В
поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором
соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей
свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей
свысока:” … всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к
труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве
повинно безделье:” …вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь
человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:

  
“В беде- не сробеет — спасет:

  
Коня на скаку остановит,

  
В горящую избу войдет!”

Душевная
прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в
редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим
от сердца, искренним и добрым.

Но
важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое
большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.

То
что Дарья отправилась за иконой — свидетельствует о ее любви к мужу и ее
отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” — для этого
нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся
из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе
происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой,
вот она отворила дверь в избу:

 “Больной
уж безгласен лежал,

Одетый,
как в гроб ,причащенный,

Увидел
жену простонал

И
умер…”

Трагическая
история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим
крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в
проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:


Горда ты — ты плакать не хочешь,

Крепишься,
но холст гробовой

Слезами
невольно ты мочишь,

Сшивая
проворной иглой.”

Поэт
показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую
семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни
русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких
замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей .

Дарья
— из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят
в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют
глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато
искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.

Сон,
который видит Дарья . замерзая, — сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось,
лучшее, что было в ее жизни, — радость труда, любовь и согласие в семье, мечты
о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, — родные лица мужа, сына,
дочери, воз с золотыми снопами — обещание сытости и достатка: последнее, что
она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать
только в самом светлом сне:


В ней кроткая ласка участья,

Обеты
любви без конца…

Улыбка
довольства и счастья

У
Дарьи не сходит с лица.”

Героиня
Некрасова как бы “ уходит в сказку”.

Некрасов
воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее
прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там,
где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.

Песня,
которую слышит Дарья в своем сне — это печаль не угрюмая, не безнадежная, но
светлая, согретая мечтой о народном счастье.

Жизненному
оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию
и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.

Мы
благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним
всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:


Ты не умрешь в воспоминаньях

О
светлой юности моей

И
в поучительных преданьях

Про
жизнь поэтов наших дней.

.
. . . . . . . .

И
вот тебе поминовенье —

 На
гроб твой свежие цветы!

Я
отыщу тот крест смиренный,

Под
коим, меж чужих гробов,

Твой
прах улегся, изнуренный

Трудом
и бременем годов.

Пред
ним печальной головою

Склонюся:
много вспомню я —

И
умиленною мечтою

Душа
разнежится моя!”

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий