Лицей №1, 9 класс
Мой
реферат я назвала пушкинскими строками : “Подруга дней моих суровых “, так как речь
в нем пойдет о замечательных русских женщинах (нянях, бабушках) , которые стали
верными подругами, мудрыми наставницами, ангелами хранителями своих
воспитанников .Пожалуй
такого явления нет ни в одной зарубежной литературе: когда рядом с великим писателем,
поэтом часто оказывалась умудренная годами женщина, передающая ему весь свой жизненный
опыт, сердечную доброту.Бабушкам
А.М. Горького из повести “Детство” это единственный бескорыстно любивший в
его жизни человек Наталья Савина из трилогии Толстого не просто верная слуга,
это член семьи. Безгранично любил сою няню Пушкин.Эта
чудесная русская женина, чье имя Арина Радионовна известна любому школьнику,
не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену, а не к перу. Это
была “старушка бедная “ с богатой душой, первая муза поэта”, наперсница
волшебной старины”.О
ней Пушкин писал, вспоминая свои детские годы:“…
В вечерней тишинеЯвлялась
ты веселою старушкойИ
надомной сидела в тишине,В
больших очках и с резвою гремушкойТы
детскую качала колыбель, Мой юный слух напевами пленилаИ
меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила “У
Арины Радионовны была своя молодость. Она родилась 10 апреля 1758 года и была
крепостной сначала графа Ф.А. Апраксина , а затем потомков Абрама Петровича
Ганибала, прадеда великого поэта.В
1781 году 23 — летняя Арина Радионовна вышла замуж за крепостного Федора
Матвеева. Они венчались в той же церкви, села Суйди Петербургской губернии, где
через 15 лет венчалась 20 — летняя Надежда Осиповна Ганибал с отцом поэта
Сергеем Львовичем Пушкиным.В
1797 году у Пушкиных родилась дочь Ольга, а через полтора года Александр,
будущий поэт. Арину Радионовну взяли к ним няней, и всю свою жизнь она посвятила
Пушкиным.В
1811 году вторая бабушка Пушкина , по линии матери , Мария Александровна
Ганибал , решила дать семье Арины Радионовны “вольную” , но она отказалась : -”
на что мне матушка вольная…”Арина
Радионовна надолго расставалась с маленьким Пушкиным , когда его увезли в 1811
году в Петербург и определили в Царско сельский лицей . Шесть лет она
находилась в дали от него.Время
от времени они встречались , в короткий петербургский период жизни Пушкина, но
потом его сослали на юг , и няня не виделась с Александром в течении четырех
лет. Сблизили же их годы михайловской ссылки поэта.В
Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:“Наша
ветхая лачужка ,И
печальна и темна,”—
писал он.Еще
до этого, работая над “Русланом и Людмилой” , поэт вспоминал:“Времен
минувших небылица,В
часы досугов золотых ,Под
шепот старины болтливой ,Рукою
верной я писал…”“Шепот
старины болтливой “,- так Пушкин, шутя называл нянины сказки и рассказы о
былом…Пушкин
записал со слов няни семь сказок. Одна из ни х послужила поэту материалом для
“Сказки о царе Салтане”, другая для “Сказки о попе и его работнике Балде”,
третья для ”Сказки о мертвой царевне”, четвертая для вступления к поэме “Руслан
и Людмила”.Кроме
сказок Пушкин записал со слов няни четыре песни . Две из них “ О сыне Сеньке
Разине”.“Родионовна
принадлежала к … благороднейшим типам русского мира,- писал первый биограф
А.С. Пушкина П.В.Аненков. Соединение добродушия и ворчливости , нежного
расположения к молодости с притворной строгостью , оставили в сердце Пушкина неизгладимое
впечатление. Он любил ее родственной , неизменной любовью и в годы возмужалости
и славы беседовал с нею по целым часам”.С
Ариной Радионовной мы встречаемся и на страницах произведений поэта: она
прообраз Филиповны, няни Татьяны в “Евгении Онегине”, она же прообраз мамки
царевны Ксении в “Борисе Годунове”, мамки княгине в “Руслане”…Арина
Радионовна была для поэта не только неиссякаемым источником рассказов о старине
, народных преданий и поверий , сказок и песен . Его интересовали и ее суждения
о написанном им . В “Евгении Онегине “ он говорил:“Но
я плоды моих мечтанийИ
гармонических затейЧитаю
только старой няне,Подруге
юности моей.”Все
радости и печали своего питомца Арина Радионвна переживала вместе с ним. Когда
по приказу Николая I за ним приехал из Москвы фельдъегерь, няня провожая его
плакала навзрыд. Пушкин волнуясь о ее здоровье писал:“Подруга
дней моих суровых,Голубка
дряхлая моя!Одна
в глуши лесов сосновыхДавно,
давно ты ждешь меня.Ты
под окном своей светлицыГорюешь,
будто на часах,И
медлят поминутно спицы.В
твоих наморщенных руках.Глядишь
в забытые воротыНа
черный, отдаленный путь:Тоска,
предчувствия, заботыТеснят
твою всечасно грудь…”В
последний раз Пушкин видел свою няню приехав в Михайловское в сентябре 1827
года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась. Со
смертью няни перевернулась еще одна страница в жизни Пушкина.Пушкин
и друзья его с большой грустью восприняли смерть няни. Приехав в 1835 году в
Михайловское, Пушкин писал жене:” В Михайловском нашел я все по-старому, кроме
того, что нет уж в нем няни моей,..”И
тогда же. в стихотворении “…Вновь я посетил” писал:“
Вот спальный домик,Где
жил я с бедной нянею моей.Уже
старушки нет уж за стеноюНе
слышу я шагов ее тяжелых,Ни
кропотливого ее надзора!”В
этом стихотворении слышится глубокая печаль Пушкина по поводу утраты няни, Вот
черновой набросок:“Бывало
Ее
простые речи и советы,И
полные любви, укоризныУсталое
мне сердце ободрялиОтрадой
тихой…”Не
сохранилось ,к сожалению, ни одного портрета Арины Радионовны, но в поэтических
произведениях Пушкина отражен живой образ его няни. В стихотворении “ Сват
Иван, как пить мы станем Арина Радионовна предстает перед нами , как живая:“Мастерица
ведь былаИ
откуда что брала?А
куда разумны шуткиПриговорки,
прибаутки,Небылицы
ми былиныПравославной
старины…Слушать,
так душе отрадно.И
не пил бы и не ел,Все
бы слушал и сидел.Кто
придумал их так ладно?”В
убогом сельском уединении няня была первым и самым верным другом поэта
изгнанника и близким другом его друзей.Таким
же другом стала для Алеши, из произведения А.М. Горького”
Детство” ,его бабушка. Мы видим , что глаза у нее вспыхивают “ невыразимо
приятным светом”, что “ вся она темная, но светится изнутри через глаза
неугасимым, веселым и теплым светом”, что “ слова ее напоминают “ласковые
цветы, а походка движение ласкового зверя”.Алешу
привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть
красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в
сердце мальчика силу, приподнимая его. Не случайно часто звучащие слова бабушки
: Как хорошо все! Нет, вы гляньте, как хорошо то все!” — Горький вспоминает
как “ крик ее сердца, лозунг всей ее жизни”.Первое
впечатление на мальчика усиливается благодаря той высокой оценке, которую дает
автор рассказчик бабушке, характеризуя ее решающее влияние на формирование
отношения Алеши к миру:” Сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу
моему, самым понятным и дорогим человеком, это ее бескорыстная любовь к миру,
обогатила меня, насытив силой для трудной жизни”.Поражает
контраст между внешними данными бабушки ( она сутула, почти горбата, очень
полная ) и ее действиями (она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя
руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами ).Танец
бабушки, который она танцует в третьей главе, особый, Это скорее рассказ в
движениях, жестах. мимике о той сложной, многотрудной жизни, которую прожила
бабушка, о тех горестях и радостях, которые выпали на ее долю, а главное
рассказ о ней самой, о ее душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру , о
душевной стойкости и светлом оптимизме, вере в лучшие стороны человеческой
личности. Вдохновение бабушки. ее молодой задор, чистая, прекрасная душа,
которая светится в каждой черточке,- все вызывает восторженное отношение
мальчика. он откровенно любуется ею. Она кажется ему стройной , высокой , и уже
нельзя было отвести глаз от нее- “ так буйно красива и мила становилась она в
эти минуты чудесного возвращения к юности “.От
эпизода к эпизоду мы узнаем об удивительной человечности Акулины Ивановны, ее бескорыстной
любви к людям, самоотверженной помощи нуждающимся, тонко развитом чувстве
красоты.Бабушка
очень самоотверженная и смелая ( вспомним эпизод во время пожара). Бабушка
ведет себя как настоящая героиня, и к ней вполне подойдут слова Некрасова о
русских женщинах:” Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. На пожаре
Акулина Ивановна, единственная в семье не теряет самообладания. С первых же
минут бабушка словно преображается: исчезает привычная мягкость и уступчивость,
на смешу им приходят собранность и решительность . Она говорит строгим, крепким
голосом, дает четкие и нужные распоряжения, бросается в огонь чтобы
предотвратить взрыв и уберечь от гибели растерянных домочадцев. Бабушка просит
людей о помощи сердечно и рассудительно, безгранично верит в силу доброго
слова, поэтому смело бросается под ноги взвившемуся коню, встает перед ним
“крестом”, своим спокойствием и лаской воздействует на животное. Она заботится
о детях, о их безопасности.И
после пожара, вся обожженная, бабушка прежде всего чувствует не свою, а чужую
боль. От нее не слышат ни одной жалобы, наоборот, она находит силы, чтобы
утешить и поддержать других.Бабушка
не отчаивается разорению, а остается все такой же человеколюбивой, щедрой и
сострадательной. Алеша видел, как, обычно веселая и жизнерадостная, бабушка
плакала втихомолку, глядя на заработанные внуком пятаки. Всегда покорно
сносившая побои и издевательства деда, соответствовало представлениям того
времени о полной зависимости жены от мужа, хозяина, старшего в семье. бабушка
не склоняет головы перед трудностями жизни, наоборот, внушает Алеше веру в то,
что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями.Корни
оптимизма Акулины Ивановны лежат в ее бескорыстной любви к миру, человеку, в ее
способности радоваться человеческим радостям и сострадать их горестям, в
постоянном ощущении счастья быть человеком.Каждый
из нас нуждается в любви. И в жизни каждого из нас есть человек, самый близкий,
самый дорогой. Но его любовь и ласку мы часто воспринимает как должное, а не
как хрупкую награду. Эту тему затронули Лев Николаевич Толстой в своем описании
Натальи Савишны. Это ключница, бывшая Наташка, с воспоминанием о несложившейся
любви и с огромной нежностью в сердце. Всю эту нежность она отдала детям, не
своим, детям своих хозяев.Всю
жизнь она провела рядом с ними, жила в их доме. И вот когда ей дают вольную,
кажется остается только радоваться, но Наталья Савишна воспринимает это как
оскорбление:”… должно быть я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора
гоните… что ж .я пойду!”Но
все обошлось и Наталья Савишна еще долгие годы служила честно и исправно. Лев
Толстой по- прошествию многих лет с необычайной благодарностью и со стыдом.С
благодарностью, потому что она всю себя отдавала счастью другой семьи, со стыдом,
потому что никто, никогда не спросил счастлива ли она, о такой ли жизни она
мечтала, потому что в счастливые годы юности он не понимал, какую любовь она
вкладывает в его сердце.В
те далекие времена тяжелее всего приходилось женщине, которая обязательны была”
до гроба рабу покоряться”. Такое несправедливое , уродливое устройство жизни
выглядит в поэме Некрасова “ Мороз, красный нос” тем чудовищнее ,что Дарья
одна из тех русских женщин, в которых соединились лучшие качества народа.В
поэме описан “тип величавой славянки”, то есть прекрасный образ, в котором
соединились лучшие черты характера многих женщин. Она скромна и горда, ей
свойственно чувство человеческого достоинства. Но она не смотрит на людей
свысока:” … всегда терпелива, ровна”. Дарья сильна в труде. Отношением к
труду меряет она и человека:” не жалок ей нищий убогий”, если в его убожестве
повинно безделье:” …вольно ж без заботы гулять!” Но если нужно помочь
человеку, некрасовская героиня, не задумываясь, рискуя собой:
“В беде- не сробеет спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!”Душевная
прелесть русской женщины раскрывается и в том, как она умеет веселиться в
редкие минуты отдыха. Заметим, что смех ее назван” сердечным”, то есть идущим
от сердца, искренним и добрым.Но
важные, светлые краски главы не должны заслонить важную деталь : ведь самое
большое, чего может добиться великая труженица,-” семейство не бьется в нужде”.То
что Дарья отправилась за иконой свидетельствует о ее любви к мужу и ее
отваге. Вьюжной ночью отправиться пешком в “ монастырь отдаленный” для этого
нужна большая душевная сила. Некрасов не рисует переживания Дарьи, вернувшейся
из монастыря. но он так рассказал об этом, что мы ярко представляет себе
происходящее: Дарья чуть не бежала всю обратную дорогу, переполненная надеждой,
вот она отворила дверь в избу:“Больной
уж безгласен лежал,Одетый,
как в гроб ,причащенный,Увидел
жену простоналИ
умер…”Трагическая
история, о которой рассказывает поэт, требовала простоты и сдержанности , да и самим
крестьянам свойственны были душевное мужество, выдержка, немногословие в
проявлении чувств. Сама Дарья “неугомонно и тихонько рыдала”:“
Горда ты ты плакать не хочешь,Крепишься,
но холст гробовойСлезами
невольно ты мочишь,Сшивая
проворной иглой.”Поэт
показывает страшную, непоправимую беду, которая обрушилась на крестьянскую
семью. Он убедил нас в том, что это не случайность, а типичное явление в жизни
русского крестьянства. но поэт вместе с тем раскрыл внутренний мир таких
замечательных , таких прекрасных, мужественных и сильных людей .Дарья
из этого крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят
в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют
глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато
искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости.Сон,
который видит Дарья . замерзая, сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось,
лучшее, что было в ее жизни, радость труда, любовь и согласие в семье, мечты
о будущем. Последнее, что видит Дарья ,умирая, родные лица мужа, сына,
дочери, воз с золотыми снопами обещание сытости и достатка: последнее, что
она слышит,- счастливая, “ утоляющая сердце” песня, которую можно услышать
только в самом светлом сне:“
В ней кроткая ласка участья,Обеты
любви без конца…Улыбка
довольства и счастьяУ
Дарьи не сходит с лица.”Героиня
Некрасова как бы “ уходит в сказку”.Некрасов
воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее
прекрасной, но жизненная правда, не позволила ему изобразить благополучие там,
где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев.Песня,
которую слышит Дарья в своем сне это печаль не угрюмая, не безнадежная, но
светлая, согретая мечтой о народном счастье.Жизненному
оптимизму, стойкости перед испытаниями и невзгодами, необыкновенному милосердию
и искренности сумели научить эти женщины своих воспитанников.Мы
благодарны им за бесценный дар, что преподнесли они русскому читателю. К ним
всем можно отнести строки из стихотворения Языкова:“
Ты не умрешь в воспоминаньяхО
светлой юности моейИ
в поучительных преданьяхПро
жизнь поэтов наших дней..
. . . . . . . .И
вот тебе поминовенье —На
гроб твой свежие цветы!Я
отыщу тот крест смиренный,Под
коим, меж чужих гробов,Твой
прах улегся, изнуренныйТрудом
и бременем годов.Пред
ним печальной головоюСклонюся:
много вспомню я И
умиленною мечтоюДуша
разнежится моя!”