Проблемы развития малого бизнеса в России

Дата: 21.05.2016

		

Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности
малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые
предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного
потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми
инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее
развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из
общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100
человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса
является скорее проблемой.

Так,
общественная организация «Опора России» провела совместно со ВЦИОМ исследование
условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства.
Результаты удивили: из всех малых инновационных предприятий России не более 15%
можно назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок.
Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной
интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке.
Остальная же, доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную
составляющую утратила.

Российский
малый бизнес — поистине самый малый в экономически развитом мире. Это относится
как к количеству малых предприятий «на душу населения» (900 тысяч на
всю страну), так и к доле малого бизнеса в создании ВВП. Если на Западе
небольшие предприятия формируют от 50 до 70 процентов национального богатства,
то в России лишь 10-12 процентов.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства
в общей структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным
оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной
продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции
составляет лишь 0,7%.

Малый инновационный бизнес представляет собой специфическую
организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как
для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных
потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов
изобретений и открытий. Со свойственной малому бизнесу гибкостью,
восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной
конъюнктуры, именно он, в кооперации с крупными компаниями, позволяет
активизировать инновационные процессы.

Малые инновационные предприятия осуществляют инновации, которые не
требуют значительных инвестиций и привлечения существенных материальных,
трудовых и энергетических ресурсов. В то же время они способны в значительной
степени снижать социальную напряженность в кризисных ситуациях, в условиях
реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для
квалифицированных специалистов и рабочих.

Необходимость создания системы поддержки инновационной
деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях не вызывает
никаких сомнений. Известно, что, как элемент системы государственного
управления, политика в области инновационной деятельности должна иметь четко
определенные цели, органы управления, информационную систему для реализации
функций управления, инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых
органы управления воздействуют на предприятия.

Одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в
России является, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса.
На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, регламентирующая
деятельность малого инновационного бизнеса, которая отраженна на сайте Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-технической сфере. Выглядит перечень законов
следующим образом:


Гражданский кодекс РСФСР;


Гражданский кодекс РФ;


Уголовный кодекс РФ;


Патентный закон;


Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Перечисленные
законы действительно регламентируют область интеллектуальной собственности,
однако даже не упоминают ключевого понятия этой сферы — «инновационная
деятельность». В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации»,
вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире.
При подписании договоров понятие «инновация» подменяется словосочетанием
«производственно-исследовательская работа», что «сразу меняет суть дела». В то
же время Минэкономразвития,
Минфин и Центробанк дают совершенно разные трактовки самому понятию «малый
бизнес».

Следующая проблема – неустойчивость и незавершенность
законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще
остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна
треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою
предпринимательскую деятельность. Малый бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом
государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение
бизнеса, а элементарное выживание. Об этом красноречиво свидетельствует тот
факт, что удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал
составляет в их общем объёме менее 3 процентов, то есть этот показатель в
несколько раз меньше доли малого бизнеса в совокупном ВВП России.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию
налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую
деятельность остается все еще тяжелым. Существенное негативное влияние на
деятельность предприятий оказывают органы местного самоуправления, которые вводят
дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов,
теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни.
Кроме того, отсутствует дифференциация размеров штрафов в отношении крупных и
малых предприятий в сторону их уменьшения для последних. Вопреки доказавшей свою эффективность
практике гибкого налогообложения наукоёмкого бизнеса чиновники продолжают
упорствовать на сохранении налоговой уравниловки. При этом они не хотят
замечать, что образовалась целая прослойка предприимчивых дельцов, которые за
солидные комиссионные освоили новый вид бизнеса — продажу за границу малых
инновационных предприятий, обладающих неоспоримым интеллектуальным потенциалом.

Другая
ключевая проблема — слабая инновационная направленность малого бизнеса.
Государству необходимо создать условия, при которых предприятиям было бы
интересно начинать инновационную деятельность, а следственно будет повышаться
конкурентность, которая отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей.
Предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими
прибыль, в частности, торговлей.

Основной причиной того, что на малых предприятиях в большинстве
случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь
в 10% случаев применяются достаточно уникальные разработки, является также неразвитость
системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в
наукоемких малых производствах.

Учёные
отмечают, что малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих
исследованиях, поскольку нет больших гарантий получения прибыли. Если
исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса не хватает денежных
средств на его реализацию. Ученые привыкли больше рассчитывать на поддержку
государства в своих изысканиях. Альтернативой является также
грантоискательство, когда конкретный фонд спонсирует научный поиск. Со стороны
ученых имеется устойчивое недоверие к малому бизнесу по причине возникавшего
мошенничества со стороны бизнесменов, когда заключались фиктивные договора.

Совершенно
очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения
проблемы его финансового обеспечения. Мировая практика убеждает, что более 90
процентов субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заёмных
средств. В прошлом году потребности малых предприятий в финансовых ресурсах по
оценкам составили более 1 триллиона рублей. Казалось бы, правительство, зная
эту потребность, должно всячески стимулировать программы кредитования банками
малого бизнеса. Однако вместо этого Центробанк России рассылает банкам письмо,
где говорится, что кредиты малым предприятиям в большинстве своём являются
проблемными и безнадёжными ссудами, под которые сами кредитные организации
должны создавать резервы в размере половины либо полной суммы кредита. Стоит ли
после этого удивляться, что кредиты малому бизнесу обходятся в полтора раза
дороже, чем иным заёмщикам, — под 25-30 процентов годовых.

Отсутствие серьезного внутреннего спроса на проекты предприятий и,
как следствие, низкая рентабельность, не пресекаемые государственными органами
грубые нарушения прав интеллектуальной собственности, недобросовестная
конкуренция и коррупция – ещё одна проблема развития малого бизнеса.

В
последние годы серьезно осложнилась ситуация с конкурентоспособностью малого
бизнеса. Например, только в нефтегазовой отрасли число малых предприятий
сократилось в три раза. Тревожные события происходят в сфере слияний и
поглощений: если раньше объектом недружественного захвата чаще всего выступали
приглянувшиеся помещения и земельные участки, то сейчас — хорошо поставленный,
динамично развивающийся бизнес малых и средних предприятий. Предпринимательское
сообщество добивается, чтобы, несмотря на сопротивление лоббистов, готовящийся
в Правительстве и Госдуме законопроект «О защите конкуренции» бил
сохранён в редакции, которая максимально отстаивает интересы малого бизнеса,
давая возможность применять жёсткие санкции против монополистов.

Наряду
с диверсификацией отраслевой структуры малого предпринимательства не следует
забывать и о региональном, муниципальном аспекте проблемы. Около 40 процентов
субъектов малого бизнеса сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге и двух
столичных областях. В большинстве других регионов отсутствуют инфраструктурные
условия для развития предпринимательства. Недавно пришлось столкнуться с
фактом, когда 150 малых инновационных фирм из Новосибирского Академгородка не
могут разместить на местных предприятиях свои заказы — там нет ни оборудования,
ни технологической базы.

Кадровая проблема также является очень актуальной на малых
инновационных предприятиях. Именно сейчас в России происходит «смена поколений
директорского корпуса» инноватики. Опытные кадры уходят, а у молодых не хватает
опыта в данной сфере. Качество образования молодых специалистов не подлежит
сомнению, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных
инновационных проектов, которыми обладает лишь «старое» поколение. Серьезной
проблемой является «утечка мозгов». Процесс для России не новый. Хотя известно,
что в последнее время часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь
возвращается на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные
условия для новых разработок.

Еще одна проблема ‐ неразвитость системы
информационной поддержки малых инновационных предприятий. На рынке доступных
информационных систем сегодня есть только узкий спектр информации о мерах
государственной поддержки, об услугах по кредитованию (в том числе ‐ льготному) и лизингу, о потенциальных инвесторах, о новых
технологиях и оборудовании. Проблема малых инновационных предприятий, у которых
есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается
в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая
база. Практическая недоступность
инвестиционных и информационных ресурсов усугубляет проблемы субъектов малого
предпринимательства, способствует свертыванию их деятельности или переходу в
теневую экономику.

И,
наконец, вопрос об административных барьерах. Пытаясь легализовать и узаконить
процесс «участия в прибылях», местные чиновники под предлогами борьбы
с фирмами-однодневками и даже террористическими угрозами настойчиво рекомендуют
ещё больше забюрократизировать саму процедуру регистрации малых предприятий.
Несомненно, это приведёт к увеличению и без того непомерного
«коррупционного» налога на бизнес. Противопоставить ему можно только
повышение роли предпринимательских союзов и объединений, продолжение
административной реформы и передачу общественным организациям предпринимателей
части вопросов, связанных с регулированием деятельности субъектов малого
бизнеса. Именно по такому пути развивается малое предпринимательство во всём
цивилизованном мире.

Естественно, что для развития малого бизнеса необходимо решение
всех перечисленных выше проблем, однако до сих пор нет чётко выработанной
политики, направленной на поддержку малого, в частности инвестиционного,
предпринимательства.

Прежде всего, необходимо доработать законодательную базу,
регламентирующую деятельность малого инновационного бизнеса, с учетом его
специфики, путем формирования отлаженной и сбалансированной правовой системы,
включающей:

‐ общее законодательство
по инновационной политике – доктрину, содержащую нормы государственного
содействия распространению в стране технических знаний и новых технологий;

‐ законы по защите прав
интеллектуальной собственности;

‐ контрактное право,
регулирующее взаимодействие инновационных партнеров.

Также
необходимо предусмотреть в законодательстве новые организационно-правовые формы
сотрудничества, так как действующие общества с ограниченной ответственностью и
акционерные общества бизнесу в этом случае не полностью подходят, в результате
чего частным венчурным капиталистам будет удобнее договориться о финансировании
начинающих инноваторов. Хотелось бы отметить, что вывести на рынок новые
продукты и разработки часто невозможно, так как они противоречат старым ГОСТам,
СНиПам, поэтому рекомендуется убыстрить процесс разработки данных регламентов.

Стоит обратить особое внимание на налоговую систему в отношении
малого бизнеса, а именно оптимизировать систему налогообложения малых
инновационных предприятий. Налоговая система, способствующая развитию
предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура
ее применения прозрачной. Упростить и сделать менее бюрократизированной
процедуру сертификации продукции, оформления прав собственности, а также
установить строгий контроль за нарушениями прав интеллектуальной собственности.

Для
устранения кадровой проблемы необходимо разработать программу подготовки
квалифицированных руководителей инновационных проектов. Проблему нехватки
знаний и опыта могут решить бизнес-инкубаторы.

Необходимо
создать интересные рыночные условия и конкуренцию для инновационных предприятий
со стороны государства. Создание конкуренции возможно лишь при хороших
финансовых стимулах. Необходимо создать схему мотивации предприятий за счет,
например, снижение таможенных тарифов, введения различных льгот, например, по
налогу на прибыль.

Следует
также наладить контакт между потенциальными инвесторами и авторами
инновационных идей. Эту задачу должны помочь решить уже созданные институты
развития — Российская венчурная компания, госкорпорация «Роснано».

Радикальные
перемены нужны и в системе экспортного контроля. Необходимо пересмотреть
таможенные тарифы и скорость этой процедуры, так как покупатели новой продукции
требуют быстрых поставок. Российские товары задерживаются на границе на месяцы.
Если не облегчить вывоз российской инновационной продукции, многие разработки
будут проданы за границу в виде лицензий. Активное участие всех субъектов
предпринимательства во главе с государством в инновационном развитии может
являться залогом успеха и устойчивой конкурентоспособности России в будущем.

Пожалуй, одним из главных вопросов в области малого бизнеса
является решение проблемы его финансирования. Здесь можно выделить несколько
способов решения проблемы.

Кредитование
можно рассмотреть как первый способ финансовой поддержки. Банки редко кредитуют
малый бизнес, а инновационный бизнес еще реже, так как инноватика — достаточно
рискованная сфера. Крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности
разработки. Однако, необходимо понимать значимость кредитов для развития малого
бизнеса и разработать политику по улучшению условий кредитования малых
предпринимателей.

Финансирование за счет грантов является одним из источников для
финансирования инновационных проектов на первых стадиях его развития. Сюда
относятся гранты от государственных и частных инновационных фондов,
международных ассоциаций. Гранты поддерживают и различные международные
программы развития, курируемые международными центрами и благотворительными
фондами. Часто средства выделяются не из единого источника, а по линии
различных учреждений и ведомств в рамках целевой программы.

Другой
способ — это «бизнес-ангелы». Бизнес‐ангелы ‐ это физические и
юридические лица, инвестирующие собственные средства в инновационные компании
самой ранней стадии развития. Это ‐ первые профессиональные
инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. Объем бизнес‐ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких
тысяч до миллиона евро. Такие
инвестиции рассчитаны на большой срок окупаемости и не требуют залогового
обеспечения.

Бизнес-ангелы
обеспечивают не только денежными средствами, но и знаниями, организаторскими
способностями, деловыми связями. Бизнес-ангелы предоставляют огромные
возможности для развития бизнеса и являются предшественниками венчурных фондов.
Бизнес-ангелы являются одним из основных финансовых рычагов для малых
инновационных предприятий.

В наше время бизнес‐ангельское инвестирование
перестает быть экзотикой и уже признается в качестве одного из основных
финансовых двигателей инновационной экономики. Сети бизнес‐ангелов – это получивший в последние годы широкое распространение
на Западе механизм диверсификации рисков вложений в «посевные» предприятия. Их
отличительными чертами являются коллективное инвестирование в несколько
проектов, отлаженные и централизованные процедуры отбора проектов, проведение
презентационных сессий перед инвесторами ‐ участниками сети. инновация предприятие
экономика

В развитых странах бизнес‐ангельское инвестирование
– уже весьма развитая отрасль. В США насчитывается 225 тыс. бизнес‐ангелов, объем их инвестиций составляет свыше 25 млрд. долл. в
год, в Европе цифра меньше, но тоже внушительна – около 2‐3 млрд. долл. в год.

По сравнению с ведущими технологически развитыми странами мира
российский сектор бизнес‐ангельского
инвестирования не развит, поскольку непреодоленными остаются три отрицательных
фактора:

‐ фрагментарность: слабое
взаимодействие и информированность друг о друге инвесторов физических лиц и
групп индивидуальных инвесторов;

‐ неидентифицируемость –
понятие «бизнес‐ангел» еще не стало
общепринятым в деловом сообществе, ряд действующих инвесторов в малые
инновационные компании не осознают себя бизнес‐ангелами, не входят в
профессиональное сообщество, не имеют широкого доступа к инновационным
проектам;

‐ недостаточность
финансовых ресурсов – объемы бизнес‐ангельских инвестиций в
инновационные компании ранней стадии недостаточны для роста и развития
последних из-за высоких рисков и неразвитости коллективных механизмов
инвестирования.

Однако в последние годы наметилось поступательное движение к формированию
в стране единого бизнес-ангельского сообщества. Неуклонно растут объемы частных
инвестиций в «посевные» проекты и число бизнес‐ангелов. В 2006 г. под
патронажем Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования было
создано Национальное содружество бизнес‐ангелов (СБАР),
представляющее Россию в Европейской сети бизнес‐ангелов (EBAN). Одно из
основных направлений деятельности содружества – поиск и подготовка качественных
инвестиционных проектов и проведение презентационных сессий для своих членов.
Таким образом, в СБАР нарабатывается опыт создания бизнес‐ангельской сети национального масштаба. Ряд проектов, отобранных
СБАР, был коллективно профинансирован несколькими инвесторами. Энтузиасты уже
начали формирование сетей в регионах. Существуют бизнес‐ангельские организации в Москве, Владивостоке, Томске,
Новосибирске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Иркутске.

Множественность объектов инвестиций и централизованный процесс
отбора и анализа проектов роднят их с венчурными фондами. Бизнес-ангелы и
традиционные венчурные фонды не конкурируют за проекты, а скорее дополняют друг
друга, поскольку первые инвестируют малый бизнес на более ранней стадии.

Венчурные
фонды – следующий способ финансовой поддержки малых предприятий. Российские
эксперты достаточно скептически оценивают деятельность российских венчурных
фондов, так как для российских условий это сфера является достаточно новой.

Венчурное финансирование имеет следующие особенности: платой за
венчурное финансирование является не кредитный процент, а доля прибыли (обычно
около 50%) в случае успеха нововведений; это совместное предпринимательство
фирмы и венчурного фонда; венчурный фонд, помимо финансирования, оказывает
фирме экспертно-консультационные, информационные, управленческие, бухгалтерские
и др. услуги.

Данный источник финансирования в России только зарождается. Для
его существования не создана ни законодательная, ни нормативная база. Налоговые
и другие стимулы для его развития полностью отсутствуют. И все же положительные
тенденции существуют. В России все же действуют несколько финансовых
инвестиционных групп, открыто и реально поддерживающих малый бизнес.
Правительством России создан Венчурный инвестиционный фонд символического
объема (3 млн. долл.), но это показывает инвесторам намерения Правительства.

Вкратце
можно описать схему функционирования венчурного фонда.

Венчурный
фонд выкупает часть акционерного капитала компании-объекта финансирования. При
этом управляющая компания фонда пользуется финансовыми средствами одного или
нескольких инвесторов. Используя эти средства, компания-объект развивается,
увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая компания
осуществляет обратный процесс обмена приобретенных ей акций на денежные
средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки.

В
качестве альтернативы предлагают сотрудничество с Фондом содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это государственная
некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 февраля 1994 г. Среди основных задач Фонда — оказание прямой
финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям,
реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и
технологи на основе принадлежащей этим предприятиям
интеллектуальной собственности. На настоящее время профинансировано более 4000
проектов на сумму более 2500,0 млн. руб.

Неблагоприятный экономический фон также накладывает свой отпечаток
на становление малого инновационного бизнеса. Кризис и экономики, и науки, и
образования не дает в полной мере развиваться малым предприятиям. Для
преодоления губительного воздействия кризисной ситуации Правительством РФ была
разработана Программа антикризисных мер, одним из приоритетов которой является
стимулирование инноваций. В целях поддержки малого инновационного бизнеса будут
созданы «посевные фонды» с участием открытого акционерного общества «Российская
венчурная компания». Первоочередными задачами являются меры по
совершенствованию процедур в сфере лицензирования инновационных продуктов.
Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе
направленных на технологическое обновление предприятий, будет продолжено
развитие сети технопарков, бизнес‐инкубаторов, технико‐внедренческих особых экономических зон.

Эффективное
развитие системы информационного доступа для предпринимателей требует
вовлечения в создание информационной системы как государственных, так и частных
инвестиционных ресурсов. Консолидация государственных, общественных и
коммерческих организаций с целью развития инфраструктуры информационного
обеспечения предпринимательства должна строиться на комплексе мер по созданию и
развитию информационного рынка товаров и услуг.

Невозможно
дальнейшее цивилизованное развитие этой важной сферы экономики без создания для
предпринимателей возможностей широкого информационного доступа к базам данных
деловой информации, обретения навыков анализа и использования такой информации,
овладения информационными технологиями. Социальный статус предпринимателя
сегодня вызывает раздражение: они «частники», «новые
русские«, »жулики». И мало что изменилось за последние несколько
лет в массовом сознании: эксплуататоры, хоть и маленькие.

К
сожалению, сами бизнесмены мало занимаются собственным имиджем. Они или слишком
самоуверенны: малый бизнес будет существовать не зависимо от того, что говорят люди.
Или: я уже и так заботливый, отзывчивый, человечный, надежный, помогаю детским
садам, участвую в различных городских мероприятиях. Я — хороший!

Но
опыт государств свидетельствует об обратном: этого мало, надо ещё создавать в
общественном сознании позитивный образ представителей среднего класса, сектора
экономики, где каждый может переложить свои знания и опыт для извлечения
прибыли.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий