Земская реформа

Дата: 12.01.2016

		

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

«ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА»

Выполнила:
ст.гр.Ю11

Сысуева
О.С.

Проверила:

Садовникова
Е.И.

2008 год


Содержание

Введение

1. Эпоха “Великих реформ»

2. Земская реформа второй половины XIX века

2.1 Положение о земских губернских и уездных учреждениях

2.2 Организация земского дела

2.3 Отношение правительства к Земской реформе

Заключение

Библиография


Введение

Становление
и развитие местного самоуправления в России является предметом специального
исследования.

Местное
самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт
гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как
общинное самоуправление еще до государственно-организационного общества, прошло
этапы античного мира, Средних веков и Нового времени. Начиная с конца XVIII в.,
и особенно в XIX в., местное самоуправление становится постоянным объектом
теоретического научного осмысления, активно используется при проведении
политических, административных и правовых реформ.

Оптимизация
деятельности органов местного самоуправления является важным направлением
развития современной российской государственности.

В
России в течение столетий эффективно действовали разнообразные системы местного
самоуправления, в том числе в такой форме, как земство, которое отразило
специфику российской действительности. Оно появилось в период гигантского
общественно-политического перелома, в условиях, когда страна делала решающий
поворот от феодализма к капитализму. Шаг в сторону буржуазной монархия
неизбежно должен был повлечь за собой реорганизацию старой системы местного
самоуправления, ее децентрализацию.

Земства
стали «цитаделью оппозиции, колыбелью конституции, плацдармом парламентаризма»,
а земское либеральное движение сыграло не последнюю роль в русском
освободительном движении. И это при том, что земства юридически не были
наделены политическими функциями.

В
последние годы в России стал возрождаться интерес к земской системе
самоуправления. В ряде изданий были опубликованы обращения с призывом созвать
Съезд народов России, восстановить земское движение, организовать земства и
землячества, объединив их в Земский собор. Некоторые публицисты и общественные
деятели, например А. Солженицын, считают, что это даст возможность
объединиться, использовать свои способности, волю и образование для борьбы с
чужими и чуждыми идеями, найти свой, русский, путь в истории. Вместе с тем
земство, было не настолько совершенным явлением, чтобы просто вернуться к нему.[1]


1.        
Эпоха
“Великих реформ»

Император
Александр вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут,
какие только приходилось переживать России. Политическое и военное положение
России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось
тяжелое наследство – неоконченная война с союзниками (Турция, Англия, Франция),
которая велась в основном крайне для нас неудачно. Армия едва держалась в Крыму,
обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей.
Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у
противника. Денежные средства были совершенно истощены, отсутствие кредита за
границей вызвало усиленный выпуск бумажных денег и падение курса. Истощенной
России с ее 85-миллионным населением и с едва 1 млрд. годового дохода
приходилось бороться с союзниками, которые располагали 108 млн. населения и
тремя миллиардами дохода. Предательское поведение австрийского императора
вынуждало Россию торопиться с заключением мира на невыгодных условиях, что и
было сделано.

Разделавшись
с войной, можно было приступить к преобразованиям. Что они были крайне
необходимы и неотложны, это было давно уже осознано в русском обществе;
необходимость их признавало и правительство. Крымская война воочию показала
полную непригодность старой системы управления; предстояло переделать весь
строй государственной и общественной жизни. Когда говорят о реформаторской
деятельности Александра II, то, как правило, прежде всего, имеют ввиду шесть
законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного
права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления,
городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти
реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые
отношения между общественными классами, внесли новые представления о
взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на
началах свободы и демократизма и выделили царствование имп. Александра II, как
новую эпоху в русской жизни.

Особенности
периода реформ 1856-1881 гг
.:

·          
Отсутствие
последовательного плана реформ.

·          
Сопротивление
реакционного крыла в правительстве.

·          
Непоследовательность
как следствие вышеуказанного сопротивления.

·          
Нежелание
власти доводить до конца означенные реформы, распространяя их на сферу
политической жизни.

Последствия
этих реформ были значительны и катастрофичны одновременно: введя элементы
либерализма в экономику и политическую жизнь России, они подорвали основы
государственной и экономической системы, а также заложили предпосылки глобального
краха
самодержавия, с одной стороны, и советской власти, с другой.

Любые
реформы обусловлены острой потребностью в переменах. В период правления
Александра II была очевидна необходимость перемен:

·          
в экономике: крепостническое
хозяйствование, тормозившее развитие капитализма, препятствовало ее позитивной
динамике;

·          
в политике: управлять огромной
страной из единого центра в новых экономических и политических условиях было
уже нерационально, поскольку центральная власть не была в состоянии детально
разобраться в нуждах и потребностях каждой отдельно взятой губернии –
следовательно назрела необходимость в земской реформе, которая бы обеспечила
участие выборных от всех слоев общества;

·          
в армии: огромная армия,
построенная на муштре и долгосрочной (25 лет) службе части населения, не
реформировалась в течение 30 лет. На вооружении стояло устаревшее оружие,
применялись устаревшие стратегические и тактические схемы ведения боя. Военная
бюрократия бесцельно тратила огромные бюджетные деньги, отпускавшиеся на
оборону;

·          
в судебной системе: перемены в
экономике и социально-политической сфере требовали большей самостоятельности, а
значит и правовой защищенности подданных – следовательно назрел вопрос о
реформе судебной системы, подразумевавшей независимость судей, введения бессословного
суда присяжных и пр.;

·          
национальных отношений:
Россия не могла развиваться как конгломерат национально-религиозных групп,
объединенных военной силой и наличием в некоторых случаях внешней опасности. К
к. 60-х гг. империя обретает вполне цельные очертания – завоеван Кавказ,
присоединено Закавказье, начинается завоевание Средней Азии, в 1867 г.
Александр II продает США Аляску и определяет окончательные границы России на
Дальнем Востоке. Встала задача создания российской нации – слияния народов в единую
общность.

Две
категории инородцев/иноверцев в России и различные тенденции в либерализации их
статуса в империи. По отношению к первой проводилась политика мягкого
сближения, исключавшая какое-либо давление в направлении национальной и
религиозной ассимиляции. Политика по отношению ко второй категории ясно была не
определена и заключалась в основном в жестком ассимиляционном подходе.

Причины
реформ
:

1.
отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области
центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа
1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно менялась и
надстройка, т.е. обслуживающие данный базис политические, правовые, военные,
культурные учреждения. Та же потребность национального развития, которая
сделала необходимой реформу 1861 г., главным образом принудила царизм и к
реформам 1862-1874 гг.

2.
Вторая причина, обусловившая реформы 1862-1874 гг.,- это подъем в стране
массового и революционного движения. Царизм оказывался перед альтернативой:
либо реформа, либо революция. Все реформы того времени явились побочными
продуктами революционной борьбы.

3.
Наконец, подтолкнула царизм к реформам 1862-1874 гг. сила общественного мнения,
давление со стороны буржуазии и части помещиков, вставших на капиталистические
рельсы и потому заинтересованных в буржуазных реформах. Помещики-крепостники и
сам царь предпочли бы обойтись без реформ. Александр II еще в 1859 г. назвал
местное самоуправление, свободу печати и суд присяжных «западными дурачествами»,
не предполагая, что через два-три года обстоятельства заставят его вводить эти
дурачества в собственной империи. Главными из реформ 1862-1874 гг. были четыре:
земская, городская, судебная и военная. Они заслуженно стоят в одном ряду с
крестьянской реформой 1861 г. и вслед за ней как великие реформы.

Земская
реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным.
Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими и судил их по своему
произволу. После отмены крепостного права такое управление становилось
невозможным. Поэтому параллельно с крестьянской реформой готовилась в 1859-1861
гг. и земская реформа. В годы демократического подъема (1859-1861) руководил
подготовкой земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г., когда «верхи»
сочли, что отмена крепостного права разряжает опасную для царизма напряженность
в стране, Александр II заменил Милютина консерватором П.А. Валуевым.
Милютинский проект был Валуевым скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать
их, как они о себе говорили, «передовой ратью земства». Окончательный вариант
реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях»,
Александр II подписал 1 января 1864 г. /201/


2.        
Земская
реформа второй половины XIX
века

Требования
реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной
системы, полицейских органов, отмены цензуры, были высказаны либеральными
слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После ее
проведения правительство убедилось, что новых реформ не избежать, и начало их
подготовку.

Учреждением
об управлении государственными имуществами от 30 апреля 1838 г. была проведена
реорганизация, в результате которой основными субъектами крестьянского
самоуправления стали волостной сход, волостное правление и волостная расправа.
Это позволило более строго дифференцировать функции отдельных институтов
самоуправления. Одновременно с этим учреждался такой субъект, как сельское
общество. Оно создавалось в каждом большом казенном селении и было правомочно
решать широкий круг вопросов местного значения, в том числе: «народоисчисление»,
контроль за делами веры, охрану общественного порядка, безопасность лиц и
имуществ, паспортный контроль, врачебное благоустройство, народное
продовольствие, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских
обществ, сбор податей, выполнение повинностей. Сельское общество избирало
должностных лиц сельского самоуправления — старшин, сотских, десятских,
смотрителей магазинов, сборщиков податей, а также сельскую расправу.

Ко
второй половине XIX в. Россия имела достаточно прочные традиции развития
самоуправления. По своей сути это были преимущественно патриархальные и
сословные формы самоуправления.

Земскую
реформу как современники, так и потомки справедливо считают одним из важнейших
событий в истории России 60-70-х гг. XIX в.

В
основу земской реформы были положены два новых принципа — бессословность и
выборность. Распорядительными органами земства, т.е. нового местного управления,
стали земские собрания: в уезде — уездное, в губернии — губернское (в волости
земство не создавалось). Выборы в уездные земские собрания проводились на
основе имущественного ценза. Все избиратели были разделены на три курии: 1)
уездных землевладельцев, 2) городских избирателей, 3) выборных от сельских
обществ.

В
первую курию входили владельцы не менее 200 десятин земли, недвижимой
собственности на сумму более 15 тыс. руб. или годового доходи свыше 6 тыс. руб.
Владельцы менее 200 (но не меньше 10) десятин земли объединялись, и от того их
числа, которое совокупно владело земельным массивом в 200 (как минимум)
десятин, избирался один уполномоченный на съезд первой курии.

Вторую
курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы недвижимости не менее чем
на 500 руб. в малых и на 2 тыс. руб. в больших городах или торгово-промышленных
заведений с годовым оборотом более 6 тыс. руб.

Третья
курия состояла главным образом из должностных лиц крестьянского управления,
хотя здесь могли баллотироваться и местные дворяне, а также сельское
духовенство. Так, в Саратовской и Самарской губерниях в гласные от крестьян
прошли даже пять предводителей дворянства. По этой курии, в отличие от первых
двух, выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей
на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков
избирал депутатов (гласных, как они назывались) в уездное земское
собрание. Это было сделано для того, чтобы «отсеять» из крестьян
неблагонадежные элементы и вообще ограничить крестьянское представительство. В
результате, по данным на 1865-1867 гг., дворяне составили 42% уездных гласных,
крестьяне — 38%, прочие — 20 %.

Выборы
были бессословные, но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные
учителя, «находящиеся в услужении у частных лиц» (в эту категорию наряду со
слугами входили также рабочие и служащие частных промышленных предприятий) и
т.д., а также армия и полиция, поскольку они считались вне политики.

Выборы
в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из
расчета — один губернский гласный на шесть уездных. Поэтому в губернских
собраниях преобладание дворян было еще большим: 74,2 % против 10,6 % крестьян и
15,2 % прочих. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был
предводитель дворянства: в уезде — уездный, в губернии — губернский.

Так
выглядели распорядительные органы земства. Исполнительными его органами стали
земские управы — уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях (на
3 года, как и собрания). Председателя уездной управы утверждал губернатор, а
губернской — министр внутренних дел. В земских управах дворяне преобладали
абсолютно: 89,5 % гласных всех губернских управ против 1,5 % крестьян и 9 %
прочих.[2]

2.1 Положение о
земских губернских и уездных учреждениях

«Положением о
земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до
тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в
царствование императора Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт
показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из
центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и,
сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства
для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других
областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с
ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои
пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с
большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского
окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и
потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании
исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или
ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и
запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители
края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в
лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях,
заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний;
ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было
построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера,
земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с
ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края,
они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут спос