Информационные технологии в управленческой деятельности

Дата: 12.01.2016

		

Информационные технологии в управленческой деятельности

Кафедра менеджмента и маркетинга

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету:

менеджмент

на тему:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнил:

студент IV
курса

факультета ЭСУ

группы БУК — 803

Тутаев М.Р.

Проверил:

Санкт-Петербург

2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3
1.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
4
2.
СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР.
7
3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
9
4.
ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ.
12
5.
РОЛИ МЕНЕДЖЕРОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ.
20
6.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
21
7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ КОМПАНИЙ.
22
8. ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ.
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

39
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
40

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям в
экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во
все сферы социально-экономической жизни российского общества последних
достижений в области информатизации. Термин «информатизация» впервые появился
при создании локальных многотерминальных информационно-вычислительных систем и
сетей массового обслуживания.

Информатизация в области управления экономическими
процессами предполагает, прежде всего, повышение производительности труда
работников за счет снижения соотношения стоимость/производство, а также
повышения квалификации и профессиональной грамотности занятых управленческой
деятельностью специалистов. В развитых странах проходят одновременно две
революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг
другу.

Так как в работе речь пойдет об информационных
технологиях, менеджменте  и менеджерах, сначала определимся с терминологией.

Информационные технологии существовали давно,
поэтому с развитием компьютеров и средств связи начали появляться различные
вариации: «информационные и коммуникационные технологии», «компьютерные
информационные технологии» и др. В настоящей работе под информационными технологиями
будем понимать современное звучание, то есть интеграцию компьютеров,
электроники и средств связи.

Конечно существует множество определений данному
термину, например:

Информационная технология – системно организованная
для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций
сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации
на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств
вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация
предлагается клиентам.

В настоящий момент английское слово «менеджмент»
известно почти каждому образованному человеку. В упрощенном понимании
менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд,
интеллект, мотивы поведения людей. Менеджмент – по-русски «управление» —
функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных
организациях. С точки зрения Гарвардской школы бизнеса, понятия «менеджер» и
«лидер» не идентичны. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая
представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное
же качество менеджера, управляющего – эффективно, с наименьшими потерями,
реализовать увиденную цель.

Итак, где же стык между информационными технологиями
и менеджментом?

Менеджеру все время приходится принимать решения в
условиях большой неопределенности: инфляция, пляшущий валютный курс, изменение
налоговых и правовых условий работы, да и конкуренты не дремлют. Над менеджером
постоянно висит вопрос «что, если?». Компьютеры могут быстро и хорошо
просчитывать варианты и давать, таким образом, ответы на всевозможные вопросы
подобного типа. В этом пожалуй одно из главных преимуществ компьютера над
человеком.

Но это не означает, что теперь вместо менеджеров все
решения будут принимать компьютеры. По закону Грида «компьютерная программа
выполняет то, что вы приказали ей делать, а не то, что вы хотели, чтобы она
делала». Пятый закон ненадежности гласит: «Человек может ошибиться, но
окончательно все запутать может только компьютер». Поэтому компьютеры выступают
в роли консультантов, соответствующие информационные системы называются
системами поддержки принятия решений, а принятие решений остается за
менеджером.

Спектр воздействий информационных технологий на
менеджмент чрезвычайно широк, и автор не ставит своей целью описать все
аспекты. В данной работе практически не затронуты вопросы общего назначения (Windows, MS Office, Internet). Основное внимание уделено
описанию возможностей информационных технологий в бизнесе и их влиянию на
организации и роль менеджеров.

Информационные технологии обладают следующими
свойствами, которые полезны для экономиста-менеджера:

—     
помогают преодолевать пропасть между экономикой и математикой;

—     
являются самыми эффективными носителями современных методов решения
экономических задач;

—     
способствуют согласованию экономических процедур с международными
требованиями;

—     
подключают к единому информационному пространству – экономическому и
образовательному.

  Актуальность вопросов информатизации всех сфер
общественно-экономической жизни вполне очевидна. Потребность в разработке и
применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных
программ и технологий сегодня возрастает. Внесение порядка в хаос и свободу
рынка – первая и пока не до конца осознанная необходимость субъектов
предпринимательской деятельности. И здесь компьютерная технология незаменима,
поскольку она дает возможность оптимизировать и рационализировать
управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и
преобразования информации. Реформа методов управления экономическими объектами
повлекла за собой не только перестройку организации процесса автоматизации
управленческой деятельности, но и распространение новых форм реализации этой
деятельности.

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.

Информационные технологии в
настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу
реализации в информационной системе, степени охвата задач управления, классам
реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса,
вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области.

Рассмотрим, что такое
информационные системы и как они связаны с информационными технологиями.

Управление – важнейшая функция, без
которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической,
организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).

Систему, реализующую функции
управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми
этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и
регулирование.

Управление связано с обменом
информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В
процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент
времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы
воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом любой системе
управления экономическим объектом соответствует своя информационная система,
называемая экономической информационной системой.

  Экономическая информационная
система – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной
информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов,
участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Автоматизированная информационная
система представляет собой совокупность информации, экономико-математических
методов и моделей, технических, программных, технологических средств и
специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия
управленческих решений. 

Таблица 1.
Классификация информационных технологий.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ По способу
реализации в ИС
Традиционные
Новые информационные технологии
По степени охвата
задач управления
Электронная обработка данных
Автоматизация функций управления
Поддержка принятия решений
Электронный офис
Экспертная поддержка
По классу
реализуемых технологических операций
Работа с текстовым редактором
Работа с табличным процессором
Работа с СУБД
Работа с графическими объектами
Мультимедийные системы
Гипертекстовые системы
По типу
пользовательского интерфейса
Пакетные
Диалоговые
Сетевые
По способу
построения сети
Локальные
Многоуровневые
Распределенные
По обслуживаемым
предметным областям
Бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Налоговая деятельность
Страховая деятельность
Другие

Таким образом, информационная
система может быть определена с технической точки зрения как набор
взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и
распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в
организации. В дополнение к поддержке принятия решений, координации и
управлению информационные системы могут также помогать менеджерам проводить
анализ проблемы, делают видимыми комплексные объекты и создают новые изделия.

Информационные системы содержат
информацию о значительных людях, местах и объектах внутри организации или в
окружающей среде. Информацией мы называем данные, преобразованные в форму,
которая является значимой и полезной для пользователей. Данные, напротив,
являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в
организациях или в физической среде прежде, чем они были организованы и
преобразованы в форму, которую пользователи могут понимать и использовать.

По источникам поступления
информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация состоит
из директивных указаний вышестоящих органов, различных материалов центральных и
местных органов управления, документов, поступающих от других организаций и
предприятий-смежников. Внутренняя информация отражает данные о ходе
производства на предприятии, о выполнении плана, о работе цехов, участков
служб, о сбыте производства.

Все виды информации, необходимой
для управления на предприятии, представляют собой информационную систему.
Система управления и система информации на любом уровне управления образует
единство. Управление без информации невозможно.

Три процесса в информационной
системе производят информацию, в которой нуждаются организации для принятия
решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг, — это
ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные
сведения внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки
этот сырой материал преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода
обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут
использоваться. Информационные системы также нуждаются в обратной связи,
которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы
приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении
обработанных данных.

Существуют формальные и
неформальные организационные компьютерные информационные системы. Формальные
системы опираются на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора,
хранения, изготовления, распространения и использования этих данных.

Неформальные информационные
системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах
поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет
накапливаться и обрабатываться. Такие систе6мы необходимы для жизни
организации. К информационным технологиям они имеют весьма отдаленное
отношение.

Хотя компьютерные информационные
системы используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные
сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером
и компьютерной программой, с одной стороны, и информационной системой – с
другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое
основание, инструментальные средства и материалы современных информационных
систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления
информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются
наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но
компьютеры – только часть информационной системы.

Можно в качестве аналогии привести
здания. Здания построены с помощью молотков, гвоздей и дерева, но они сами по
себе не делают дом. Архитектура, проект, установка и все решения на пути к
созданию элементов – это тоже части дома. Компьютеры и программы – это только
инструменты и материалы, но они сами по себе не могут производить нужную для
организации информацию. Чтобы представить информационные системы, нужно понять
проблемы, для которых они разработаны, определить их архитектуру, составляющие
и организационные процессы, которые приведут к этим решениям. Сегодняшние менеджеры
должны объединить компьютерную грамотность с системной информационной
грамотностью.

С позиции делового видения
информационная система представляет собой организационные и управленческие
решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый
окружающей средой. Рассмотрим это выражение, потому что оно подчеркивает
организационную сторону и природу управляющих информационных систем. Понимать
информационные системы – это не означает быть грамотным в использовании
компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации,
управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить
решение проблем в деловой окружающей среде.

С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не
просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять то, что без ИТ было
невозможным. В связи с тем, что менеджеру приходится принимать решения в
условиях большой неопределенности и риска, новые возможности информационных
систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе.

Говоря о «новых» возможностях ИС в
менеджменте, более справедливо называть некоторые из них новыми только для нас.
Например, системы поддержки принятия решений уже более двух десятилетий
используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения
в нашей стране.

2.
СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР.

В экономическом образовании в странах бывшего СССР
ситуация существенно отличается от положения в развитых странах. Существует
несколько основных объективных причин.

В развитых странах проходят одновременно две
революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно помогая друг
другу. Наша экономика не стала по-настоящему рыночной, и поэтому к нам в
какой-то степени дошла только революция в информационных технологиях, а революция
в бизнесе пока отстает. Но даже в информационных технологиях развитие
происходит однобоко.

 Наше общество в отличие от развитых стран не имеет
достаточной количественной информации по своему социально-экономическому
положению. Здесь сказываются недостаток достоверных данных и отсутствие опыта в
экономико-математическом моделировании и принятии решений на основе
количественного анализа данных.

Система образования оказалась еще более инерционной
чем общество. Вместо политэкономии, использовавшей вербальные методы, сейчас
начали преподавать экономику, базирующуюся на математике, статистике и
информационных технологиях. Но преподаватели с экономическим образованием 10 –
20-летней давности оказались в основном не готовы к такому переходу. В
результате образовалась пропасть между экономическими дисциплинами, с одной
стороны, и математикой , статистикой и информационными технологиями, с другой
стороны.

В качестве средства для радикальных преобразований
экономического образования выступают информационные технологии. При этом
достигается многосторонний эффект.

1.    ИТ
обеспечивает доступ в единое экономическое и образовательное пространство.

2.    ИТ
являются носителями современных методов менеджмента, таких как Total Quality Management, Business Process Reengineering, Decision Support System, и других благодаря взаимосвязи двух революций: в ИТ и
в бизнесе.

3.    ИТ
используется как мост между экономикой и математикой (статистикой), так как
существенно облегчают использование сложного аппарата.

4.    ИТ
способствуют согласованию наших экономических методов с общемировыми.

Исторически путь развития нашей страны существенно
отличался от стран Запада, что не могло не сказаться на менталитете народа и
способах принятия решений. Жизнь в стране с неограниченными ресурсами не
располагала к бережливости и скрупулезным расчетам. Поэтому появилось
бесшабашное решение “на авось”, т.е. в надежде на случайную удачу.

О том, что такой способ принятия решений не всегда
приводит к успеху, свидетельствует многолетний опыт приглашения в
дореволюционную Россию в качестве управляющих расчетливых немцев. Многовековая
жизнь Западной Европы в условиях недостатка ресурсов приучила их к
бережливости.

Прежде всего рассмотрим вопрос о связи экономики и
математики. В вузах СССР вместо «Экономикса»преподавалась политэкономия,
базировавшаяся только на вербальном описании, без использования математики и
статистических методов. Соответственно значительная часть преподавателей
экономических дисциплин не имела математической подготовки. Резкий переход к
преподаванию от политэкономии к математизированному «Экономиксу» привел к тому,
что не все преподаватели экономических дисциплин смогли пополнить свой
математический багаж. Помимо этого в преподавании математики в наших вузах
делался упор на фундаментальные доказательства, а не на прикладные
математические методы, в которых особенно нуждаются экономические дисциплины. В
применении прикладных статистических методов, кроме тех же проблем, что и в
математике, существовала специфическая особенность. В тоталитарном обществе у
руководства не было желания и необходимости доводить достоверную информацию до
массового пользователя и сделать доступными средства ее оценки. В стране, где
важнейшие статистические данные, касающиеся экономики и сельского хозяйства,
медицины и демографии, экологии и социологии, тщательно скрывались с помощью
режимов секретности, «форм доступа» и т.д. ( даже от занимающихся этими
вопросами специалистов), а зачастую и фальсифицировались, было вполне
естественно сделать как можно менее распространенными и методы анализа данных.
Для исправления положения (что абсолютно необходимо для конкуренции с западным
бизнесом), по-видимому, потребуется значительное время.

Для использования научных методов управления нужно
иметь формализованные описания исследуемых объектов. О необходимости применения
математики писал еще Иммануил Кант:»Учение о природе будет содержать науку в
собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в ней
математика».

С появлением ЭВМ процесс формализации знаний
существенно облегчился не только за счет появления новых методов вычислений, но
главным образом за счет возможности привлечения к формализации знаний
профессионалов в области экономики, а не только профессиональных математиков.

Достаточно длительный период независимого развития
экономической науки в СССР и на Западе привел к их существенным отличиям.
Сейчас, на этапе интеграции стран бывшего СССР в мировое сообщество, остро стал
вопрос согласования различных систем. Эта проблема многоплановая. Расхождения
существуют в экономической, юридической таможенной  и других областях. Проблему
согласования надо решать, при этом реальность такова, что мы вынуждены
обращаться за денежными ресурсами и технологиями к Западу, а не наоборот,
поэтому именно мы вынуждены подстраивать наши порядки к западным.

В некоторых технических областях существуют жесткие
требования к совместимости различных систем. Например, в мире распространены
три телевизионные системы – PAL, SECAM и NTSC, и для их
согласования разработаны специальные устройства – декодеры. Но наиболее жесткие
требования к совместимости существуют в компьютерной области. Это качество
компьютеров помогает перенести требования совместимости на экономические
программы.

Высокая требовательность к совместимости
программного обеспечения была очень эффективно реализована применительно к
созданию бизнес-планов в программе Project Expert. Это программа планирования и
анализа инвестиций, прошедшая проверку в мировом банке, и бизнес-план,
составленный с ее помощью, соответствует общемировым требованиям.

Таким образом, компьютерные программы являются
носителями современных экономических методов и эффективным средством
согласования с внешним миром. Помимо этого чрезвычайно полезен Интернет как
средство согласования с внешним миром.

Для ускорения преобразования нашей экономики
необходимо перенести в нашу страну также революцию в бизнесе, тесно связанную с
информационными технологиями. Определенные успехи  у нас уже есть. Появились и
все большее распространение начинают получать в различных областях (в том числе
и в экономической) пакеты по математике (Mathcad, Mathematica, DERIVE и др.) и
статистике (Statistica for Windows, Statgraphics, SPSS и др.).
достаточное распространение получили компьютерные программы выполнения
транзакций, в первую очередь, бухгалтерские программы (например,
1С-Бухгалтерия). Также имеются программы автоматизации: программа автоматизации
бухгалтерского учета, программа автоматизации банков, автоматизации целых
предприятий, например, пакет Галактика и др.

Начинают появляться программы с серьезной
интеллектуальной начинкой благодаря встроенным блокам имитационного
моделирования, позволяющие отвечать на вопрос «что, если?» серию программ
такого класса выпускает российская компания «Про-Инвест Консалтинг»: Marketing Expert,
Audit Expert,
Forecast expert,
Questionnaire & Risk.
Фирмой «Интеллект-Сервис» разработан пакет для проведения маркетингового
анализа «БЭСТ – Маркетинг».

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

Рассмотрим взаимосвязи между организациями и
информационными системами. В организациях имеются различные уровни управления,
для которых нужны свои типы информационных систем. В свою очередь, соотношение
ролей менеджеров и компьютеров в принятии решений также зависит от типов
информационных систем.

Информационные системы и организации имеют взаимное
влияние друг на друга. С одной стороны ИС должны присоединиться к организации,
чтобы обеспечить необходимой информацией важные группы внутри организации. В то
же время организация должна сознавать и открывать себя влияниям информационных
систем, чтобы извлечь выгоду из новых технологий.

 Взаимодействие между информационными технологиями и
организациями очень комплексно и подвержено влиянию большого числа факторов,
включая структуру организации, стандартную технику эксплуатации, политику,
культуру, окружающую среду и решения управления. Менеджеры должны сознавать,
что информационные системы могут заметно изменять жизнь в организации. Они не в
состоянии успешно проектировать новые системы или управлять существующими
системами без понимания организации. Менеджеры решают какие системы будут
построены, что они будут делать, как они будут выполнены и т.д. однако иногда
эти результаты – чистая случайность и могут быть удачи и неудачи.

Рассмотрим воздействие информационных систем на
организацию, а также воздействие организаций на информационные системы,
поскольку мы исследуем технологии, которые организации выбирают, чтобы
обслужить свои деловые потребности.

Пред описанием воздействия информационных систем на
организацию рассмотрим различные элементы организаций. Организация – это
устойчивая формальная социальная структура, которая берет ресурсы из окружающей
среды и обрабатывает их, чтобы произвести продукцию. Техническое представление
сосредоточивается на трех элементах организации: капитал и рабочая сила –
первичные факторы производства, окруженные внешней средой. Организация
преобразовывает их в изделия и услуги посредством производства. Изделия и
услуги используются окружающей средой, которая поставляет дополнительный
капитал и рабочую силу как входы в цепи обратной связи. Организация более
устойчива и долговечна, чем неформальная группа. Она имеет внутренние правила и
процедуры, должна соблюдать законы.

Более реалистическое поведенческое представление
организации – то, что она является совокупностью прав, привилегий, обязательств
и ответственностей, которые тщательно сбалансировались за какое-то время
посредством конфликтов и разрешения противоречий.

Структура

Иерархия

Отдел труда

Роли, методы

Процессы

Права/обязанности

Привилегии/ответственность

Стоимость

Нормативы

люди 

Рис.
1. Поведенческое представление организации.

Формальная организация

Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности

Как эти представления организаций касаются
информационных систем? Технический взгляд на организацию поощряет нас
сосредоточиваться на способе, которым входы превращаются в выходы, когда
технологические изменения внедряются в компанию. Фирма видится как бесконечно
гибкая, с капиталом и рабочей силой, замещающими друг друга совершенно легко.
Но более реалистическое поведенческое представление организации предполагает,
что создание новых информационных систем или переоборудование старых влияет
намного больше, чем техническая перестановка машин или рабочих, что некоторые
информационные системы изменяют организационный баланс прав, привилегий,
обязательств, ответственностей и чувств, который установился за длительный
период времени.

Технологическое изменение требует изменений в том,
кто обладает информацией, кто имеет право на доступ и модернизацию, кто
принимает решения.

Технические и поведенческие представления
организаций непротиворечивы. Техническое представление сообщает нам, как тысячи
фирм в конкурентных рынках объединяют капитал, рабочую силу и информационные
технологии, в то время как поведенческая модель позволяет видеть, как эта технология
воздействует на внутреннюю работу организации. Сегодня информационные системы
помогают создавать и распространять знания и информацию в организации через
новые системы работы знания, приложения, обеспечивающие компаниям доступ к
данным и системам коммуникаций, связывающим разветвленное предприятие по всему
миру. Организации теперь жизненно зависят от систем и не могут пережить даже
случайную их аварию.

Организации создают информационные системы, чтобы
стать более эффективными и сохранять деньги. Информационные системы могут быть
источником конкурентоспособного преимущества.

С экономической точки зрения информационные
технологии систем могут рассматриваться как средства производства, которые
могут свободно заменять рабочую силу. Так как стоимость информационных
технологий падает, они заменяют рабочую силу, которая исторически имеет
возрастающую стоимость. Следовательно, в микроэкономической теории
информационные технологии должны привести к снижению числа средних менеджеров и
служащих, так как информационные технологии заменяют их. Информационные
технологии также изменяют размеры контрактов фирм, потому что они могут
уменьшать операционные затраты. Информационные технологии, особенно
использование сетей, снижают стоимость рыночного участия (операционные затраты)
и делают их заслуживающими внимание для фирм, чтобы заключить контракт с
внешними поставщиками вместо того, чтобы использовать внутренние источники
поставки.

Другое финансовое воздействие информационных
технологий заключается во внутренних затратах управления. Согласно теории
организации фирмы зависят от затрат организаций, стоимости контролирующих и
руководящих служащих. Поскольку размеры фирмы растут, затраты организации
повышаются, потому что владельцы должны расходовать все больше усилий на контроль
за служащими. Информационные технологии, уменьшая затраты на приобретение и
анализ информации, дают возможность организациям снижать затраты фирмы, потому
что с их помощью менеджерам проще наблюдать за большим числом служащих.

Исследование поведенческой теории нашло несколько
доказательств, что информационные системы автоматически преобразовывают
организации. Исследователи изучали запутанные связи, с помощью которых
организации и информационные технологии взаимно влияют друг на друга, и оценили
то, что информационные технологии могут изменять иерархию принятия решений в
организациях, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее
использование.

Имеется возрастающая взаимозависимость между деловой
стратегией, правилами и процедурами, с одной стороны, и информационным
программным обеспечением систем, оборудованием, базами данных и передачей
данных – с другой. Изменение в одном из этих компонентов часто требует
изменений в других компонентах. Эта связь становится критической, когда
планируется управление на перспективу. То, что бизнес хотел бы делать через
пять лет, часто зависит от того, что системы будут способны делать. Увеличение
доли на рынке, движение в сторону повышения качества или удешевления
производства при выпуске новых изделий и при увеличении производительности
труда служащих все более зависят от видов и качества информационных систем в
организации.

Еще одно изменение в связи информационных систем и
организаций следует из возрастающей степени интеграции и области действия
системы и приложений. Построение систем сегодня затрагивает большую часть
организации, чем это было в прошлом. В то время как ранние системы производили
в значительной степени технические изменения, которые влияли на часть
персонала, современные системы вызывают управленческие изменения (кто владеет
информацией) и установленные изменения «сущности».

Если изменилась технология в организации (например,
программное обеспечение), это изменение влияет на три других компонента. Могут
быть кадровые перестановки, изменение методов работы, преобразование структуры
организации.

Информационные системы могут стать мощными
инструментамии для создания более конкурентоспособных и эффективных
организаций. Информационные технологии могут использоваться, чтобы
перепроектировать организации, трансформируя их структуру, область действия,
средства сообщения и механизмы управления работой, трудовыми процессами,
изделиями и услугами. Опишем некоторые из главных возможностей преобразования
организаций, которые сделали доступными информационные технологии.

Отделение работы места расположения.

В настоящее время стало возможным организовать
глобальную работу в отдельных рабочих местах. Информационные технологии, такие,
как электронная почта, Интернет и видеоконференции, создают хорошую координацию
географически рассеянных сотрудников в различных странах и регионах. Совместная
бригадная работа через тысячи километров стала реальностью, поскольку
проектировщики могут работать над проектом нового изделия вместе, даже если они
расположены на различных континентах.

Информационные системы с сетевой структурой дают
возможность компаниям координировать их географически распределенные
подразделения как виртуальные корпорации (или виртуальные организации), иногда
называемые организациями с сетевой структурой. Виртуальные организации
используют сети, чтобы связать людей, имущество и идеи, соединяя с поставщиками
и клиентами, чтобы создавать и распределять новые изделия и услуги без
ограничения традиционными организационными границами или физическим расположением.
Одна компания может пользоваться возможностями другой компании без физического
соединения с ней. Например, одна компания могла бы отвечать за конструкцию
изделия, другая за сборку и производство и третья за администрацию и продажи.

Увеличение гибкости организаций.

Современная технология передачи данных предоставила
многим организациям работу более гибкими способами, повышая способности этих
организаций реагировать на изменения в рынке. Информационные системы могут
придавать большим и маленьким организациям дополнительную гибкость, чтобы
преодолеть некоторые ограничения, вытекающие из их размеров. Маленькие
организации могут использовать информационные системы, чтобы приобрести часть
сил и возможностей больших организаций. Они могут координировать действия типа
выполнения заказов или слежения за инвентарем, имея небольшой кадровый состав
клерков и менеджеров. Большие организации могут использовать информационные
технологии, чтобы достигнуть части маневренности и чувствительности маленьких
организаций.

Реорганизация трудовых процессов.

Начиная с первых использований информационных
технологий в бизнесе с начала 50-х годов, информационные системы прогрессивно
заменили процедуры ручного труда на автоматизированные действия в трудовых и
технологических процессах. Электронные трудовые процессы уменьшили стоимость
эксплуатации во многих компаниях, заменяя бумажные документы и установившуюся
практику ручного труда.

Информационные технологии реорганизуют процесс
управления, обеспечивая мощные новые возможности помощи менеджерам в стратегии,
планировании и управлении. Например, стало возможно получать информацию для
менеджеров относительно организационного выполнения вплоть до уровня
определенных изделий из любой организации в любое время. Новая интенсивность
информации делает возможными точное планирование, предсказание и контроль.
Распределяя информацию через электронные сети, новый менеджер может эффективно
связываться с тысячами служащих и даже управлять обширными целевыми группами.

4. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Так как имеются различные интересы, особенности и
уровни в организации, существуют различные виды информационных систем. Никакая
единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во
всей информации. Организацию можно разделить на уровни: стратегический,
управленческий, знания и эксплуатационный; и на функциональные области типа
продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и
человеческих ресурсов. Системы создаются чтобы обслужить эти различные организационные
интересы. Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа
информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня
знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем.

Таблица 2. Типы
информационных систем.

Типы
информационных систем
Группы служащих
Стратегический уровень Высшее руководство
Управленческий уровень Средние менеджеры
Уровень знаний Работники знания и данных
Эксплуатационный уровень Управляющие операциями

Системы эксплуатационного
уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями
организации типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость.
Основная цель системы на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные
вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти
виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и
точна.

Системы уровня знания поддерживают
работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания
состоит в том, чтобы помочь интегрировать новое знание в бизнес и помогать
организации управлять потоком документов. Системы уровня знания, особенно в
форме рабочих станций и офисных систем, сегодня являются наиболее
быстрорастущими приложениями в бизнесе.

Системы уровня управления
разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и
административные действия средних менеджеров. Они определяют, хорошо ли
работают объекты, и периодически извещают об этом. Например, система управления
перемещениями сообщает о перемещении общего количества товара, равномерности
работы торгового отдела и отдела, финансирующего затраты для служащих во всех
разделах компании, отмечая, где фактические издержки превышают бюджеты.

Некоторые системы уровня управления
поддерживают необычное принятие решений. Они имеют тенденцию сосредоточиться на
менее структурных решениях, для которых информационные требования не всегда
ясны.

Системы стратегического уровня –
это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают
стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении.
Из основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях
эксплуатации с существующей организационной возможностью.

Информационные системы могут также
быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные функции
типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и
человеческих ресурсов обслуживаются собственными информационными системами. В
больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также имеют
собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы
иметь системы для управления запасами, управления процессом, обслуживания
завода, автоматизированной разработки и материального планирования требований.

Типичная организация имеет системы
различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания и стратегическую
для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция имеет
коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных
коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает
соответствующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Системы уровня
управления отслеживают ежемесячные коммерческие данные всехт коммерческих
территорий и докладывают о территориях, где продажа превышает ожидаемый уровень
или падает ниже ожидаемого уровня. Система прогноза предсказывает коммерческие
тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень.

Шесть главных типов систем.

Рассмотрим определенные категории
систем, обслуживающих каждый организационный уровень и их значение в
организации. Таблица 3 показывает определенные типы информационных систем,
которые соответствуют каждому организационному уровню.

Таблица 3. Шесть главных
типов информационных систем.

Типы систем
Системы стратегического уровня
Исполнительные системы (ESS) 5-летнее предсказывание продаж 5-летнее оперативное планирование 5-летнее предсказание бюджета Планирование прибыли Планирование личного состава
Системы управленческого уровня
Управляющие информационные системы (MIS) Управление сбытом Контроль инвентаря Ежегодный бюджет Анализ капиталовложения Анализ перемещений
Системы поддержки принятия решений (DSS) Коммерческий анализ региона Планирование производства Анализ затрат Анализ рентабельности Анализ стоимостей контрактов
Системы уровня знания
Системы работы знания (KWS) АРМы проектировщика Графические рабочие станции Управленческие рабочие станции
Системы автоматизации делопроизводства (OAS) Текстовые редакторы Создание изображений Электронные календари
Системы эксплуатационного уровня
Системы диалоговой обработки запросов (TPS) Машинная обработка Торговля ценными бумагами Платежные ведомости Вознаграждения
Отслеживание приказов Планирование деятельности предприятий Платежи Обучение и развитие
Отслеживание процессов Перемещение материалов Регулирование денежных операций Дебиторская задолжность Хранение отчетов служащих
Продажа и маркетинг Производство Финансы Бухгалтерия Людские ресурсы

Организация имеет
исполнительные системы поддержки выполнения – Executive Support Systems (ESS) на стратегическом
уровне; управляющие информационные системы – Management Information Systems (MIS); системы поддержки
принятия решений – Decision Support Systems
(DSS) на управленческом уровне; системы знания – Knowledge Work Systems (KWS);
системы автоматизации делопроизводства – Office Automation Systems (OAS); на уровне знаний;
системы диалоговой обработки запросов – Transaction Processing Systems (TPS) на эксплуатационном
уровне.

Таким образом, типичные системы в
организациях служат для того, чтобы помочь служащим или менеджерам на каждом
уровне – в функциях продажи и маркетинга, производства, финансов,
бухгалтерского учета и человеческих ресурсов.

Таблица 4 демонстрирует
особенности шести типов информационных систем.

Таблица 4.
Характеристики процессов информационных систем.

Типы систем Информационные вводы Обработка Информационные выводы Пользователи
ESS Совокупные данные: внешние, внутренние Графика; моделирование; интерактивность Проекции; реакции на запросы Старшие менеджеры
DSS Слабоформализованные данные; аналитические модели Моделирование; анализ; интерактивность Специальные доклады; анализ решений; реакция на
запросы
Профессионалы; управляющие персоналом
MIS Итоговые операционные данные; данные большого
объема; простые модели
Обычные доклады; простые модели; простейший анализ Резюме и возражения Средние менеджеры
KWS Технические данные проекта; база знаний Моделирование; проигрывание Модели; графика Профессионалы; технический персонал
OAS Документы; расписания Документы управления; планирование; связь Документы; графики; почта Служащие
TPS Транзакции; результаты Сортировка; список; слияние; модифицирование Детальные доклады; списки; резюме Оперативный персонал; управляющие

Каждая система
может иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями
или одновременно несколькими. Секретарь может находить информацию относительно MIS, средний менеджер может нуждаться в данных анализа из TPS.

Внутри каждого из этих уровней
принятия решений исследователи классифицируют решения как структурированные и
неструктурированные. Неструктурированные решения – те, в которых принимающий
решение должен обеспечить суждение, оценку и проникновение в прикладную
область. Каждое из этих решений оригинально, важно, не имеет аналогов или
разработанной методики для их принятия. Структурированные решения, наоборот,
являются повторяемыми и обычными и имеют определенную процедуру для их
принятия, чтобы они не рассматривались каждый раз, как новые. Некоторые решения
слабоструктурированны; в таких случаях только часть проблемы имеет четкий
ответ, обеспеченный в соответствии с принятой процедурой.

Эксплуатационный персонал
управления довольно хорошо решает структурированные проблемы. Стратегические
планировщики занимаются совсем не структурированными проблемами. Многие из
проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно
неструктурированны. Однако каждый уровень организации содержит и
структурированные, и неструктурированные проблемы.

Системы диалоговой обработки
запросов (
TPS).

Системы диалоговой обработки
запросов – основные деловые системы, которые обслуживают эксплуатационный
уровень организации. Система диалоговой обработки запросов –
компьютеризированная система, которая выполняет и рассчитывает рутинные
транзакции, необходимые для проведения бизнеса. Примеры – коммерческие расчеты
продаж, системы бронирования мест в гостинице, платежная ведомость, хранение
отчетов служащих и отгрузка.

На эксплуатационном уровне задачи,
ресурсы и цели предопределены и высокоформализованы. Например, решение о
предоставлении кредита клиенту принимается управляющим низшего уровня согласно
предопределенным критериям. Единственно, что должно быть определено –
соответствует ли клиент критериям.

Системы работы знания и
автоматизации делопроизводства.

Системы работы знания (KWS) и системы автоматизации делопроизводства (OAS) обслуживают информационные потребности на уровне знаний
организации. Системы работы знания помогают работникам знания, в то время как
системы автоматизации делопроизводства, прежде всего, помогают обработчикам
данных.

Вообще, работники знания – это
люди, обладающие учеными степенями, которые часто имеют такие профессии, как инженер,
врач, адвокат и ученые. Их работа состоит прежде всего в создании новой
информации и знания. Системы работы знания типа научных или инженерных рабочих
станций (мест), а также автоматизированных рабочих мест (АРМ) способствуют
созданию новых знаний и гарантируют, что новые знания и технический опыт
должным образом интегрируются в бизнес.

Обработчики данных обычно имеют
меньшее образование и ближе к обработке, чем к созданию информации. Они состоят
прежде всего из секретарей, бухгалтеров или менеджеров, чья работа должна
главным образом использовать или распространять информацию.

Системы автоматизации
делопроизводства – информационные приложения технологии, разработанные, чтобы
увеличить производительность труда обработчиков данных в офисе.

Управляющие информационные
системы (
MIS).

Управляющие информационные системы
обслуживают управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров
докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе
организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются почти
исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. MIS прежде всего обслуживают функции планирования, управления
и принятия решений на управленческом уровне. MIS
суммируют результаты и докладывают относительно основных действий компании.

Характеристика управляющих
информационных систем.

—   УИС поддерживают
структурированные и слабоструктурированные решения на эксплуатационном и
управленческом уровнях. Они также полезны для планирования штата главных
менеджеров.

—     
УИС ориентированы для отчетов и контроля. Они разработаны, чтобы
помогать обеспечивать текущий учет действий.

—     
Полагаются на существующие общие данные и потоки данных.

—     
Имеют немного аналитических возможностей.

—     
Помогают в принятии решений, используя прошлые и настоящие данные.

—     
Относительно негибки.

—     
Имеют скорее внутреннюю, чем внешнюю ориентацию.

—     
Информационные требования известны и устойчивы.

—     
Часто требуют длинного анализа и проектирования процесса.

MIS обычно
обслуживают менеджеров, заинтересованных в еженедельных, ежемесячных и
ежегодных результатах. Эти системы вообще негибки и имеют немного аналитических
возможностей. Большинство MIS используют простую
установившуюся практику типа резюме и сравнения в противоположность сложным
математическим моделям и статистическим методам.

Системы поддержки принятия
решений (
DSS).

В 70-е годы ряд компаний начал
развивать информационные системы, которые совершенно отличались от традиционных
MIS-систем. Эти новые системы были меньшими,
интерактивными и были разработаны с целью помочь конечным пользователям
использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и
неструктурированные проблемы. В 80-е годы эти системы были использованы для
групп и целых организаций.

Эти системы названы системами
поддержки принятия решений (DSS). Как мы отмечали
ранее, системы поддержки принятия решений помогают принятию решений управления,
объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя
программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать
слабоструктурированное и не структурированное принятие решений. DSS находятся под управлением пользователя от начала до
реализации и используются ежедневно.

Основная концепция DSS –  дать пользователям инструментальные средства,
необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые
сложные модели гибким способом. DSS разработаны, чтобы
предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на информационные
потребности.

Имеется существенное различие
между структурированными, неструктурированными и частично структурированными
решениями. Структурированные проблемы повторяемы и обычны, для них обеспечивают
решения известные алгоритмы. Неструктурированные проблемы оригинальны и
необычны, для них не имеется никаких алгоритмов для решения: каждый находит
свой ответ. Частично структурированные проблемы находятся между
структурированными и неструктурированными проблемами. DSS
разработаны, чтобы поддерживать слабоструктурированный и неструктурированный
прикладной анализ.

Принятие решений включает четыре
стадии: распознавание, проект, выбор и реализация. DSS
предназначены, чтобы помогать проектировать, оценивать альтернативы и
контролировать процесс реализации.

Ошибочно думать, что решения
принимаются в больших организациях только отдельными личностями. Фактически
большинство решений принимается коллективно. В большой организации принятие
решений по существу групповой процесс, и DSS могут быть
разработаны, чтобы облегчить принятие решений группой.

Компоненты DSS.

Рассмотрим рис. 2 и увидим, что
система поддержки принятия решений имеет три основных компонента: базу данных,
модель и систему программного обеспечения DSS. База
данных DSS – собрание текущих или исторических данных
из ряда приложений или групп, организованных для легкого доступа к областям
применения. Система управления базой данных DSS
защищает целостность данных при управлении, которое хранит поток данных, а
также сохраняет исторические данные. DSS используют
организационные данные ( из таких систем, как производство и продажа) так,
чтобы личности и группы были способны принять решения, основанные на
фактических данных. Данные обычно извлекаются из соответствующих баз данных и
запасены специально для использования DSS. Модель –
собрание математических и аналитических моделей, которые могут быть сделаны
легко доступными для пользователя DSS. Модель –
абстрактное представление, которое поясняет компоненты или связи явления.

Анализ моделей часто используется
, чтобы предсказать продажу. Пользователь этого типа модели мог быть снабжен
набором предыдущих данных, чтобы оценить будущие условия и продажу, которые
могли бы следовать из этих условий. Изготовитель решения может затем изменить
эти будущие условия (например, повышение затрат сырья или появление новых
конкурентов на рынке), чтобы определить, как эти новые могли бы влиять на
продажу. Компании часто используют это программное обеспечение, чтобы
попытаться предсказывать действия конкурентов.

Среди наиболее широко используемых
моделей – модели анализа чувствительности, которые задают вопросы типа «что,
если?» неоднократно, чтобы определить влияние одного или большего количества
факторов на результаты. Анализ «что, если?» на основе известных или принятых
условий допускает, чтобы пользователь изменял некоторые значения результатов
испытаний, чтобы лучше предсказывать результаты, если изменения появляются в
этих значениях.

Информационные технологии в управленческой деятельности Рис. 2. Принципиальная схема
DSS.

Что случится, если мы поднимем
цену на 5 % или увеличим смету расходов на рекламу на 100000$? Что случится,
если мы оставим цену и смету расходов на рекламу на прежнем уровне? В обратном
направлении программное обеспечение анализа чувствительности используется для
целевого поиска: если я желаю продать один миллион единиц изделия в следующем
году, насколько я должен снизить цену изделия?

Третий компонент DSS
– система программного обеспечения DSS, которая
обеспечивает простое взаимодействие между пользователями системы, базой данных DSS и эталонным вариантом. Система программного обеспечения DSS управляет созданием, хранением и восстановлением моделей
в образцовой основе и интегрирует их с данными в базе данных DSS.
Система программного обеспечения DSS также обеспечивает
графический, легкий в использовании, гибкий интерфейс пользователя, которые
поддерживает диалог между пользователем и DSS.
Пользователи DSS – обычно исполнители или менеджеры.
Часто они имеют малый опыт работы с компьютером или вообще не имеют его,
поэтому интерфейс должен быть дружественным.

Системы поддержки принятия решений
(DSS) также обслуживают уровень управления
организацией. DSS помогают менеджерам принимать
решения, которые являются слабоструктурированными, уникальными или быстро
изменяющимися и которые не могут быть легко указаны заранее. DSS
должны быть достаточно гибкими, чтобы использоваться несколько раз в день,
соответствуя изменяющимся условиям. DSS в основном
используют внутреннюю информацию из TPS и MIS, но часто вводят информацию из внешних источников типа
текущих цен на бирже или цен изделия конкурентов.

Ясно, что в соответствии с замыслом
DSS имеют большую аналитическую мощность, чем другие
системы: они построены с рядом моделей, чтобы анализировать данные. DSS построены так, чтобы пользователи могли работать с ними
непосредственно; эти системы явно включают удобное для пользователя программное
обеспечение. Системы DSS интерактивны; пользователь
может изменять предположения и включать новые данные.

Пример интересной DSS – система, оценивающая рейсы филиала большой американской
металлургической компании, которая перевозит сыпучие грузы – каменный уголь,
руду и готовые продукты для материнской компании. Фирма владеет несколькими
судами, фрахтует другие, чтобы доставлять общий груз. Оценивающая рейс система
вычисляет финансовые и технические детали рейса. Финансовые вычисления включают
затраты корабля ( топливо, рабочая сила, капитал), фрахтовые ставки для
различных типов груза и издержки порта. Технические детали включают несметное
число факторов типа грузоподъемности корабля, скорости, расстояний от порта,
топлива, водопотребления и моделей погрузки. Система может отвечать на вопросы
такого типа: при наличии графика поставки клиента и предлагаемой фрахтовой
ставки какой корабль должен быть выбран для максимизации прибыли? Какова
оптимальная скорость, в которой данный корабль может оптимизировать прибыль и
все еще выполнять график поставки? Какова оптимальная модель погрузки для
корабля, направляющегося на запад США, если он двигается из Малайзии? Система
устанавливается на мощном настольном микрокомпьютере, имеет систему меню,
которая делает работу простой для пользователей, позволяя легко войти в данные
или получать информацию.

Системы поддержки принятия решений
помогают находить ответы не только на прямой вопрос «что, если?», но и на
подобные. Приведем типичные вопросы по системам поддержки решений.

1)    
Анализ примеров – оценка значений выходных величин для заданного набора
значений входных переменных.

2)    
Параметрический («что, если?») анализ – оценка поведения выходных
величин при изменении значений входных переменных.

3)    
Анализ чувствительности – исследование поведения результирующих
переменных в зависимости от изменения значений одной или нескольких входных
переменных.

4)    
Анализ возможностей – нахождение значений входной переменной, которые
обеспечивают желаемый результат (известен также под называнием «поиск целевых
решений», «анализ значений целей», «управление по целям».

5)    
Анализ влияния – выявление для выбранной результирующей переменной всех
входных переменных, влияющих на ее значение, и оценка величины изменения
результирующей переменной при заданном изменении входной переменной, скажем, на
1 %.

6)    
Анализ данных – прямой ввод в модель ранее имевшихся данных и
манипулирование ими при прогнозировании.

7)    
Сравнение и агрегирование – сравнение результатов двух или более
прогнозов, сделанных при различных входных предположениях, или сравнение
предсказанных результатов с действительными, или объединение результатов,
полученных при различных прогнозах или для разных моделей.

8)    
Командные последовательности – возможность записывать, исполнять,
сохранять для последующего использования регулярно выполняемых серий команд и
сообщений.

9)    
Анализ риска – оценка изменения выходных переменных при случайных
изменениях входных величин.

10)   Оптимизация
– поиск значений управляемых входных переменных, обеспечивающих наилучшее
значение одной или нескольких результирующих переменных.

Исполнительные системы (ESS).

Старшие менеджеры используют класс
информационных систем, зазванных исполнительными системами поддержки принятия
решений (ESS), которые обслуживают стратегический
уровень организации. Они ориентированны на неструктурные решения и проводят
системный анализ окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические
системы. ESS разработаны, чтобы включить данные
относительно внешних результатов типа новых налоговых законов или конкурентов,
но они также выбирают суммарные данные из внутренних MIS
и DSS. Они фильтруют, сжимают и выявляют критические
данные, сокращая время и усилия, требуемые, чтобы получить информацию, полезную
для руководителей. ESS используют наиболее продвинутое
графическое программное обеспечение и могут поставлять графики и данные из
многих источников немедленно в офис старшего менеджера или в зал заседаний.

В отличие от других типов
информационных систем ESS не предназначены для решения
определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают
обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к
изменяющемуся набору проблем. ESS имеют тенденцию
использовать меньшее количество аналитических моделей, чем DSS.

ESS
помогают найти ответы на следующие вопросы:

—     
В каком бизнесе мы должны быть?

—     
Что делают конкуренты?

—     
Какие новые приобретения защитили бы нас от циклических деловых
колебаний?

—     
Какие подразделения мы должны продать, чтобы увеличить наличность?

ESS
состоит из рабочих станций с меню, интерактивной графикой и возможностями
связи, которым могут быть доступны исторические и конкурентоспособные данные из
внутренних систем и внешних баз данных. Так как ESS
разработаны, чтобы использоваться старшими менеджерами, которые часто имеют
немного прямых контактов с машинными информационными системами, ESS имеют легкий в использовании интерфейс.

Связь систем друг с другом:
интеграция.

Информационные технологии в управленческой деятельности Рис. . поясняет, как различные типы системы в
организациях связаны друг с другом. TPS – обычно
главный источник данных для других систем, в то время как ESS
прежде всего получатель данных из систем низшего уровня. Другие типы систем
могут также обмениваться данными друг с другом. Но сколько их может быть или
как эти системы должны быть объединены? Это очень трудный вопрос. Лучше всего
иметь некоторый уровень интеграции, чтобы информация могла легко перемещаться
среди различных частей организации. Но интеграция стоит денег, и объединение
многих различных систем чрезвычайно трудоемко. Каждая организация должна
взвесить потребности в интегрирующих системах против трудностей установки
крупномасштабной интегрированной системы. Не существует никакого одного
правильного уровня интеграции, или централизации.

Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности Информационные технологии в управленческой деятельности На рис. 3.
связи между DSS и существующими TPS
организации, KWS и MIS являются
преднамеренно неопределенными. В некоторых случаях DSS
тесно связаны с существующими общими информационными потоками. Однако часто DSS изолированы от главных организационных информационных
систем.

Рис. 3.
Взаимосвязи среди информационных систем.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий