Экономика транспорта

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

1. Расчёт производственной программы колёсного участка

2. Расчёт потребного оборудования колёсного участка

3. Расчёт основных размеров колёсного участка

4. Расчёт контингента

5. Расчёт годового фонда оплаты труда

6. Расчёт плана по труду

7. Расчёт эксплуатационных расчётов

8. Расчёт эксплуатационных расходов, общих и общехозяйственных

9. План эксплуатационных расходов

10. Составление калькуляции себестоимости ремонта (ТО) вагона
(узла)

Список использованных источников

Ведение

Экономика транспорта, как
наука, отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы
удовлетворить потребности народного хозяйства и населения в перевозках с
наименьшими издержками?».

Технические и
технологические науки определяют, как достичь этой цели, что для этого надо
делать, чего следует добиваться.

На примере
колёсно-роликового участка рассмотрим некоторые вопросы экономики.

Колёсные пары,
поступающие для ремонта, подаются в отделение чистки и обмывки, где расположена
автоматическая линия, на которой производятся данные операции. После обмывки
колёсных пар и проверки их размеров производится магнитная дефектоскопия шеек,
предподступичных и средних частей осей и ультразвуковая дефектоскопия
подступичных частей осей колёсных пар и их направляют в колёсно-токарное
отделение.

После ремонта колёсные
пары проходят повторное магнитное дефектоскопирование шеек осей, окрашиваются,
сушатся в специальных камерах и направляются в тележечное отделение или
колёсный парк.

1. Расчёт
производственной программы колёсного участка

Программа участка рассчитывается
исходя из программы деповского ремонта вагонов и количества деталей (узлов),
снимаемых с вагона при деповском ремонте. Кроме того, учитываются нужды ПТО для
текущего ремонта вагонов.

Программа колёсного
участка рассчитывается по формуле:

Nky=Ngen ×4+α× Ngen×4-( Ngen×4+ β× Ngen×4),

где

Ngen – программа деповского ремонта вагонов;

α – коэффициент, учитывающий нужды
ПТО, α =15÷20%, принимаем α=0,2;

β – коэффициент, учитывающий колёсные
пары, требующие ремонта со сменой элементов, β=20÷25%, принимаем β за 0,2.

Nky=2700×4+0,2×2700×4-(0,2×2700×4+0,2×2700×4)=31200-6240=24960
колёсных пар.

По видам работ ремонт
колёсных пар распределяется следующим образом: обточке по кругу катания
подвергается 50-60% колёсных пар, поступающих в колёсный участок; обмывке,
окраске и дефектоскопированию – все колёсные поры.

Таблица 1 – Расчёт
программы колёсного участка.

Годовая программа В том числе
Обточка поверхности катания Обмывка Окраска Дефектоскопирование
24966 12480 24960 24960 24960

2. Расчёт потребного
оборудования колёсного участка

Типы и количество
станочного оборудования определяются исходя из технологического процесса и
количества станко-часов, затраченных на выполнение годовой программы участка.

Потребное количество
оборудования рассчитывается по формуле:

Ооб = Экономика транспорта , где

Ноб – затраты в станко-часах на ремонт единицы продукции;

Fg об – действительный годовой фонд оборудования с учётом
сменности при 2-х сменном режиме работе;

Fg об = 3600 ч;

Коб – коэффициент использования оборудования во времени;

Коб = 0,8-0,9.

Определяю количество
колёсотокарных станков:

Ооб = Экономика транспорта

Принимаю 2 станка.

Определяю количество
моечных машин:

Ооб = Экономика транспорта

Принимаю одну машину.

Остальное оборудование
принимается в соответствии с технологическим процессом и сводится в таблицу 2.

Таблица 2 – Потребное
оборудование колёсного участка.

Наименование оборудования Количество Потребляемая мощность Квт.ч Стоимость в рублях
Колёсно-токарный станок 2 160 33200000
Моечная машина 1 145 480000
Кран-балка 1 15 105900
Установка для сборки стружек 2 20000
Окрасочная установка 1 5 172000
Дефектоскоп ультразвуковой 1 1,5 120000
Стенд для дефектоскопирования колёсных пар 1 1,2 95000
346,3 67392900

3. Расчёт основных
размеров колёсного участка

Площадь колёсного участка
определяется исходя из количества необходимого оборудования и его размеров.
Кроме того, учитываются проходы и проезды.

Площадь участка
принимается согласно норм технологического проектирования депо и в зависимости
от годовой программы участка.

Длина участка должна быть
кратна 6, а ширина – 3. При укрупненных расчётах площадь производственного
участка или отделения можно рассчитать по формуле:

          n

Sуч = ∑nобifобi ,где

         I=1

i – число видов оборудования (i = 1,2….n);

nобi – количество единиц i – го оборудования;

fобi – удельная площадь на i –ю единицу оборудования с учётом проходов и проездов, м2.

Sуч = 160+10+9+60+14+15+20=288 м2.

Таблица 3 – Основные
размеры участка.

Длина, м Ширина, м Высота, м Площадь, м2 Объём, м3
24 12 10,8 288 3110

4. Расчёт контингента

Ст.169. Деповской ремонт
грузовых вагонов.

Явочный контингент
рассчитывается по формуле:

Rяв = Экономика транспорта  , где

N – годовая программа участка;

Н– трудоёмкость
выполняемых работ;

F – среднегодовой календарный фонд
рабочего времени, ч (на 2010 г. — 2016 ч);

К – коэффициент,
учитывающий выполнение нормы заработка, К =1,1-1,2, принимаю 1,1.

Для колёсного участка
трудоемкость обточки поверхности катания колёсной пары – 0,15 чел., дефектоскопирования
– 0,2 чел., подсобного рабочего – 0,15 чел.

Rяв = Экономика транспорта

Rяв = Экономика транспорта

Rяв = Экономика транспорта

Rяв = Экономика транспорта

Списочный контингент
рассчитывается по формуле:

Rсп = Rяв×Кзам, где

Кзам – коэффициент замещения, Кзам = 1,2.

Определяем суточный
контингент участка по каждой профессии и в целом по участку; затем округляем до
целого числа в целом по участку и в том числе по профессиям.

Rсп = 2,53×1,2 = 3,036, принимаю 3 чел. станочников;

Rсп = 2,25×1,2 = 2,7, принимаю 3 чел.
дефектоскопистов;

Rсп = 1,68×1,2 = 2,016, принимаю 2 чел. операторов
моечных машин;

Rсп = 1,68×1,2 = 2,016, принимаю 2 чел. подсобных
рабочих.

В целом по участку Rсп = 10 чел.

Ст.248. Обслуживание
производственных зданий и сооружений.

Станочный контингент
рассчитывается по формуле:

Rст = (0,763+0,666×К)×Р× Кзам, где

0,763 – явочный
контингент уборщиков для уборки помещения без скребка, чел./1000 м2;

0,666 – пополнительная
явочная численность для уборки особо загрязнённой площади, чел./1000 м2;

К – доля площади,
убираемой со скребком;

Р – убираемая площадь,
тыс. км2;

Кзам – коэффициент замещения, Кзам = 1,2.

Rст = (0,763+0,666×0,1)×0,288×1,2 = 0,29
чел. (по доле участия).

Ст. 29. Содержание
мастеров.

Количество мастеров
планируется из расчёта один мастер на 25-35 чел., старший мастер – на 2-3
мастера, принимаю Экономика транспорта  = 0,4 мастера ( по доле участия).

5. Расчёт годового
фонда оплаты труда

Фонд заработной платы
включает тарифную ставку (оклад), сдельный приработок (для рабочих-сдельщиков),
доплату за работу в ночное время, праздничные дни, совмещение профессий,
премии.

Месячная тарифная ставка
определяется исходя из профессий и квалификаций. Сдельный приработок имеет
место при перевыполнении рабочим-сдельщиком норм выработки и плантруется в
таком размереот тарифной ставки, какой процент перевыполнения нормы выработки.

Доплата за работу в
вечернее время планируется в размере 20% от часовой тарифной ставки за каждый час,
проработанный с 20 до 22 часов.

Доплата за работу в
ночное время планируется в размере 40% от часовой тарифной ставки за каждый
час, проработанный с 22 до 6 часов.

Доля доплаты при 2-х
сменном режиме составляет 6%, при 4-х сменном — 15% от месячной тарифной ставки.

Доплата за работу в
праздничные дни планируется в размере 2,7% от суммы тарифной ставки и сдельного
приработка.

Доплата за совмещение
профессий, не освобождённым бригадирам, производится в размере «К» тыс.руб.,
если в бригаде до 10 чел.

Премия планируется на
основных работах 35-40%, на вспомогательных 30-35% от суммы тарифной ставки,
сдельного приработка и всех видов доплат.

Расчёт контингента,
годового фонда оплаты труда, среднемесячной платы сводим в таблицу 4.

Таблица 4 – Годовой фонд
оплаты труда.

Ст.

Наименование

ст. расхода

профессии

Контингент Разряд Месячная тарифная ставка Доплата за:

Сдельный

приработок

Премия Всего

Среднемесячная

заработная плата

По

тарифу

(окладу)

Ночное

время

169

Деповской

ремонт

грузовых

вагонов

станочник

оператор

моющих

машин

дефектоско-

пист

подсобный рабочий

3

2

3

2

4

3

5

2

60980

47712

65184

42840

2195424

1145088

2346624

1028160

131725,4

68705,3

140797,4

61689,6

439084,8

229017,6

469324,8

205632

1106493

577124

1182698

518192

3872728

2019935

4139445

1813674

107575,8

84164

114984,6

75570

Итого: 10 216720 6715296 402917 1343059 3384509 11845782 98714
248

Обслуживание

зданий и

сооружений

уборщик

0,29 2 38429 133733 53493,2 187226,2 53800,6
291

Содержание

мастеров

мастер

0,4 11 91689 440107,2 176042 616150 128364,6

Всего

по участку

10,7 11 346838 7284525 402917,7 1343059 3612201 12649159 98605,8

6. Расчёт плана по
труду

План по труду является
одним из основных- разделов производственно-финансового плана. В плане по труду
рассчитывается контингент, среднемесячная заработная плата, годовой фонд
производственного труда.

Производственный труд
рассчитываем по формуле:

П = N/ Rсп,
где

N – программа участка;

Rсп – список контингента участка.

П = 24960/10,69=2334 кп/чел.

Таблица 5 –План по труду.

Показатели Ед.изм. Величина
Контингент Чел. колёсного 10,69
Годовой фонд оплаты труда Руб. 12642702,5
Среднемесячная заработная плата Руб. 12649158,7
Производительность труда Кп/чел 2334

7. Расчёт
эксплуатационных расходов

колесный
участок расчет оплата ремонт

Общие, общехозяйственные
и основные.

Эксплуатационные расходы
– это денежные средства, планируемые предприятием для выполнения
производственной программы.

Они планируются по
статьям номенклатуры расходов, а внутри их по элементам затрат: материалы;
расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды и другие расходы.

По экономическому
признаку эксплуатационные расходы делятся на основные, общие и
общехозяйственные.

Основные расходы, Ст.169.
Деповской ремонт грузового вагона.

По элементу затрат «
Оплата труда» планируются расходы на основную заработную плату производственных
работ в размере 90% от фонда заработной платы, рассчитанной по ст.169 плана по
труду:

11845782,5×0,0 =
10661203,5 руб.

Кроме того, по элементу
затрат «материалы» планируются расходы, исходя из годовой программы, нормы
расхода материалов на единицу изделия и цены.

Таблица 6 – Расчёт
потребности в материалах.

Наименование материалов Единицы измерения Норма расхода на единицу изделия Годовая потребность Цена за единицу изделия, тыс.руб. Общая стоимость, руб.
Краска чёрная кг 0,15 3744 1050 3931200
Олифа кг 0,08 1996,8 920 1837056
Керосин кг 0,1 2496 150 374400
Сода каустическая кг 0,35 8736 1020 8910720
Порошок железный кг 0,02 499,2 350 174720
Итого 15228096

8. Расчёт
эксплуатационных расходов, общих и общехозяйственных

Основные расходы, общие
для всех отраслей хозяйства железных дорог.

Ст.240. Транспортные
расходы.

По элементу затрат
«Прочие» планируются расходы на поставку материалов и запчастей в размере 20%
от их стоимости: 0,2×3045619,2 руб.

Ст.241. Оплата труда
производительного персонала за не проработанное время.

По элементу затрат
«Заработная плата» планируются расходы в размере 10% от фонда заработной платы:
0,1×11845782,5 =1184578,3 руб.

Ст.243.Отчисления на
социальные нужды планируются отчисления в размере 40% от фонда заработной
платы, рассчитанной по ст.169:

11845782,5×0,4=4738313
руб.

Ст.245. Техника
безопасности, производственная санитария и охрана труда.

По элементу затрат «Материалы»
планируются расходы на содержание путевых умывальников из расчёта 100000 руб. в
год на одного работающего: 100000×10,69=1069000 руб.

Кроме того, планируются
расходы на одежду выданную работникам бесплатно.

Таблица 7 – Расчёт
стоимости спецодежды.

Профессия Контингент Цена, руб. Общая стоимость, руб
Станочник 3 18720 59160
Оператор моечных машин 2 20955 41910
Дефектоскопист 3 24603 73809
Подсобный рабочий 2 22533 6309
Уборщик 0,29 22533 10011
Мастер 0,4 25028 10011
Итого 198210

По элементу затрат
«Прочие» планируются затраты на ремонт и хранение спецодежды в размере 15% от
её стоимости: 0,15×233265=34989,8 руб.

Ст.246. Командировки
работников, не относящихся к аппарату управления.

По элементу затрат
«Прочие» планируются расходы в размере 11% от фонда зарплаты, рассчитанного по
ст.169: 0,11×11845782,5=1303036 руб.

Ст.248. Обслуживание и
технический ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения.

По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы в размере 5150 руб. на 100 м:
288/100×51500=148320 руб.

Кроме того планируются
расходы на отопление и горячее водоснабжение, которые рассчитываются по
формуле:

Эт= Cn×q×Тот×V/1000×i, где

Cn – стоимость 1 тонны пара, 33000 руб.;

q – удельный расход тепла на 1 м3×q=130 руб.;

Тот – количество
часов в отопительном сезоне, Тот=4000 ч;

V – объём здания, м3, 3110;

I – удельная теплота испарения пара, i=2263 кДж.

Эт =
33000×130×4000×3110/1000×2262=12071751 руб.

По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы на осветительную энергию:

Ээ=Сэ×Тосв×Росв×F×K, где

Сэ – стоимость
кВт/ч, 60;

Тосв
Количество часов в осветительном периоде, 2400;

Росв
удельная мощность освещения, 0,011;

F – площадь, м2, 288;

К – коэффициент спроса,
0,8.

Ээ=60×2400×0,11×288×0,8=3649536 руб.

Ст.249. Содержание и
эксплуатация оборудования и объектов производственного назначения.

По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы из расчёта 10-15% от стоимости оборудования
67392900×0,15=10108935 руб.

Кроме того, по этому же
элементу планируются расходы на электроэнергию, которые рассчитываются по
формуле :

Эээ×1,2×Кспр×Руст×Fоб×Кз, где

Сэ — стоимость
одного кВт/ч, руб., 20;

1,2 – коэффициент,
учитывающий потери в сети;

Кспр
Коэффициент спроса, 0,25-0,35;

Руст
потребительская мощность оборудования, кВт/ч, 347,3;

Fоб – годовой фонд работы оборудования с
учётом смен по времени, ч, 3600;

Кз
коэффициент нагрузки оборотной мощности, 0,7 – 0,75.

Ээ=
60×1,2×0,35×347,3×3600×0,7=22054939 руб.

Ст.250. Амортизация
основных производственных фондво.

По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы на водное восстановление основных
производственных средств. Эти расходы рассчитываются по формуле:

Аоб= Экономика транспорта

Ci – балансовая стоимость каждого вида
основных производственных средств, руб;

qi – норма амортизации или износа,
10-15%.

Определяем стоимость
здания по формуле:

Сздздуд×V, где

Сздуд
удельная стоимость, 25000 руб.;

V – объём здания, 3110 м3.

Сзд=25000×3110=77750000
руб.

Азд= Экономика транспорта , где qзд=2,4.

Азд= Экономика транспорта

Аоб= Экономика транспорта

Аобщ= Азд+
Аоб

Аобщ=1866000+6741290=8607290
руб.

Ст.251. Износ малоценных
и быстро изнашивающихся предметов производственного назначения.

По элементу затрат «Прочие»
планируются расходы на тремонт основных производственных средств, которые
рассчитываются по формуле:

Роб= Экономика транспорта

qi – норма отчисления в ремонте=3,4%.

Роб= Экономика транспорта =2292038 руб

Рзд= Экономика транспорта

Робщ= Роб+
Рзд=2292038933000=3225038 руб.

Ст.256. Содержание
внутреннего транспорта.

Кроме оплаты фонда труда
планируются затраты на материалы, топливо и прочие на 1 машиносмену в
соответствии – 15700руб., 15500 руб., 15700 руб.

Ст.276. Отчисления на
социальные нужды.

Планируются расходы на
социальные нужды в размере 40 % от фонда заработной платы, рассчитанные по
ст.248: 18722,6×0,4=74890,5 руб.

Ст.294. Прочие затраты на
содержание аппарата управления.

По элементу затрат
«Отчисления на социальные нужды» планируются расходы в размере 400% от фонда
заработной платы, рассчитанные по ст.291: 616150×0,4=246460 руб.

9. План
эксплуатационных расходов

Таблица 8 — План эксплуатационных расходов.

ст.

Наименование

статей

Кон

тин

гент

Годовые
эксплуатационные расходы, руб.
Всего, руб.

Фонд

оплаты

труда

Социаль

ные

нужды

Материалы Прочие
1 2 3 4 5 6 7 8
Основные расходы
169

Деповской

ремонт

грузовых

вагонов

10 10661203 15228096 25889299
Всего 10661203 15228096 25889299
Основные расходы, общие
для всех отраслей хозяйства железных дорог
240

Транспортные

расходы

3045619,2 3045619,2
241

Оплата труда

производственно

го персонала за

непроработанное

время

1184578,3 1184578,3
243

Отчисления на

социальные

нужды по ст.169

4738313 4738313
245

Техника безопас

ности, производ

ственная санита

рия и охрана труда

106900

233265

34989,8 375154,8
246

Командировки

работников, не

относящихся к

аппарату управления

1303036 1303036
248

Обслуживание и

технический

ремонт зданий,
сооружений и инвентаря производственно

го назначения

0,29 187226,2

14832

12071751

152064

12425873,2
249

Содержание и

эксплуатация

оборудования

6741290

5251176

11992466
250

Амортизация

осн. производств

фондов

6741290

1866000

8607290
251

Износ малоценных

и быстроизнашива

ющихся предметов

производственного

назначения

855200 855200
256

Содержание

внутреннего

транспорта

15700

15500

15700 46900
Всего: 10,29 1371804,5 4738313 34064968 7624383 47799468,5
Общехозяйственные
расходы
276

Отчисления на

социальные нужды

по ст.248

74890,5 74890,5
291 0,4 616150 616150
294

Прочие затраты

на содержание

аппарата

управления

246460 246460
Итого 0,4 616150 321350,5 937500,5
Всего 10,69 1987954,5 5059663 34064968 7624383 487369690

10. Составление
калькуляции себестоимости ремонта (ТО) вагона (узла)

С=Э/N, где

Э – годовые
эксплуатационные расходы;

N – годовая программа участка.

С= Экономика транспорта

Таблица 9 – Калькуляция
себестоимости ремонта колёсной пары.

Наименованиестатьи Измеритель Количество

Итого,

руб.

ФОТ Себестоимость
Основные Общие Общехоз-ые
Всего

Фонд

оплаты

труда

Всего

Фонд

оплаты

труда

Всего

Фонд

оплаты

труда

Деповской ремонт
грузовых

вагонов

Колёсная пара 24960 25889289 10661203 47799468,5 61371804,5 616150 937500,5 48736969 1987954,5 195260

Себестоимость – это затраты на производство и реализацию
единицы изделия.

Список использованных
источников

1. Александрович Я.А. Экономика, организация и управление
производством в условиях рыночных отношений.

2. Гридюшко В.И. Экономика, организация и планирование
вагонного хозяйства.

3. Комлик Л.И. Планирование контингента и фонда заработной
платы.- Гомель: БИИЖТ, 1985

4. Разон. В.Ф. Экономика промышленного производства.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий