Содержание
Введение
1. Расчёт производственной программы колёсного участка
2. Расчёт потребного оборудования колёсного участка
3. Расчёт основных размеров колёсного участка
4. Расчёт контингента
5. Расчёт годового фонда оплаты труда
6. Расчёт плана по труду
7. Расчёт эксплуатационных расчётов
8. Расчёт эксплуатационных расходов, общих и общехозяйственных
9. План эксплуатационных расходов
10. Составление калькуляции себестоимости ремонта (ТО) вагона
(узла)Список использованных источников
Ведение
Экономика транспорта, как
наука, отвечает на вопрос: «Что надо делать в теории и на практике, чтобы
удовлетворить потребности народного хозяйства и населения в перевозках с
наименьшими издержками?».Технические и
технологические науки определяют, как достичь этой цели, что для этого надо
делать, чего следует добиваться.На примере
колёсно-роликового участка рассмотрим некоторые вопросы экономики.Колёсные пары,
поступающие для ремонта, подаются в отделение чистки и обмывки, где расположена
автоматическая линия, на которой производятся данные операции. После обмывки
колёсных пар и проверки их размеров производится магнитная дефектоскопия шеек,
предподступичных и средних частей осей и ультразвуковая дефектоскопия
подступичных частей осей колёсных пар и их направляют в колёсно-токарное
отделение.После ремонта колёсные
пары проходят повторное магнитное дефектоскопирование шеек осей, окрашиваются,
сушатся в специальных камерах и направляются в тележечное отделение или
колёсный парк.1. Расчёт
производственной программы колёсного участкаПрограмма участка рассчитывается
исходя из программы деповского ремонта вагонов и количества деталей (узлов),
снимаемых с вагона при деповском ремонте. Кроме того, учитываются нужды ПТО для
текущего ремонта вагонов.Программа колёсного
участка рассчитывается по формуле:Nky=Ngen ×4+α× Ngen×4-( Ngen×4+ β× Ngen×4),
где
Ngen – программа деповского ремонта вагонов;
α – коэффициент, учитывающий нужды
ПТО, α =15÷20%, принимаем α=0,2;β – коэффициент, учитывающий колёсные
пары, требующие ремонта со сменой элементов, β=20÷25%, принимаем β за 0,2.Nky=2700×4+0,2×2700×4-(0,2×2700×4+0,2×2700×4)=31200-6240=24960
колёсных пар.По видам работ ремонт
колёсных пар распределяется следующим образом: обточке по кругу катания
подвергается 50-60% колёсных пар, поступающих в колёсный участок; обмывке,
окраске и дефектоскопированию – все колёсные поры.Таблица 1 – Расчёт
программы колёсного участка.
Годовая программа | В том числе | |||
Обточка поверхности катания | Обмывка | Окраска | Дефектоскопирование | |
24966 | 12480 | 24960 | 24960 | 24960 |
2. Расчёт потребного
оборудования колёсного участка
Типы и количество
станочного оборудования определяются исходя из технологического процесса и
количества станко-часов, затраченных на выполнение годовой программы участка.
Потребное количество
оборудования рассчитывается по формуле:
Ооб = , где
Ноб – затраты в станко-часах на ремонт единицы продукции;
Fg об – действительный годовой фонд оборудования с учётом
сменности при 2-х сменном режиме работе;
Fg об = 3600 ч;
Коб – коэффициент использования оборудования во времени;
Коб = 0,8-0,9.
Определяю количество
колёсотокарных станков:
Ооб =
Принимаю 2 станка.
Определяю количество
моечных машин:
Ооб =
Принимаю одну машину.
Остальное оборудование
принимается в соответствии с технологическим процессом и сводится в таблицу 2.
Таблица 2 – Потребное
оборудование колёсного участка.
Наименование оборудования | Количество | Потребляемая мощность Квт.ч | Стоимость в рублях |
Колёсно-токарный станок | 2 | 160 | 33200000 |
Моечная машина | 1 | 145 | 480000 |
Кран-балка | 1 | 15 | 105900 |
Установка для сборки стружек | 2 | 20000 | |
Окрасочная установка | 1 | 5 | 172000 |
Дефектоскоп ультразвуковой | 1 | 1,5 | 120000 |
Стенд для дефектоскопирования колёсных пар | 1 | 1,2 | 95000 |
346,3 | 67392900 |
3. Расчёт основных
размеров колёсного участка
Площадь колёсного участка
определяется исходя из количества необходимого оборудования и его размеров.
Кроме того, учитываются проходы и проезды.
Площадь участка
принимается согласно норм технологического проектирования депо и в зависимости
от годовой программы участка.
Длина участка должна быть
кратна 6, а ширина – 3. При укрупненных расчётах площадь производственного
участка или отделения можно рассчитать по формуле:
n
Sуч = ∑nобifобi ,где
I=1
i – число видов оборудования (i = 1,2….n);
nобi – количество единиц i – го оборудования;
fобi – удельная площадь на i –ю единицу оборудования с учётом проходов и проездов, м2.
Sуч = 160+10+9+60+14+15+20=288 м2.
Таблица 3 – Основные
размеры участка.
Длина, м | Ширина, м | Высота, м | Площадь, м2 | Объём, м3 |
24 | 12 | 10,8 | 288 | 3110 |
4. Расчёт контингента
Ст.169. Деповской ремонт
грузовых вагонов.
Явочный контингент
рассчитывается по формуле:
Rяв = , где
N – годовая программа участка;
Н– трудоёмкость
выполняемых работ;
F – среднегодовой календарный фонд
рабочего времени, ч (на 2010 г. 2016 ч);
К – коэффициент,
учитывающий выполнение нормы заработка, К =1,1-1,2, принимаю 1,1.
Для колёсного участка
трудоемкость обточки поверхности катания колёсной пары – 0,15 чел., дефектоскопирования
– 0,2 чел., подсобного рабочего – 0,15 чел.
Rяв =
Rяв =
Rяв =
Rяв =
Списочный контингент
рассчитывается по формуле:
Rсп = Rяв×Кзам, где
Кзам – коэффициент замещения, Кзам = 1,2.
Определяем суточный
контингент участка по каждой профессии и в целом по участку; затем округляем до
целого числа в целом по участку и в том числе по профессиям.
Rсп = 2,53×1,2 = 3,036, принимаю 3 чел. станочников;
Rсп = 2,25×1,2 = 2,7, принимаю 3 чел.
дефектоскопистов;
Rсп = 1,68×1,2 = 2,016, принимаю 2 чел. операторов
моечных машин;
Rсп = 1,68×1,2 = 2,016, принимаю 2 чел. подсобных
рабочих.
В целом по участку Rсп = 10 чел.
Ст.248. Обслуживание
производственных зданий и сооружений.
Станочный контингент
рассчитывается по формуле:
Rст = (0,763+0,666×К)×Р× Кзам, где
0,763 – явочный
контингент уборщиков для уборки помещения без скребка, чел./1000 м2;
0,666 – пополнительная
явочная численность для уборки особо загрязнённой площади, чел./1000 м2;
К – доля площади,
убираемой со скребком;
Р – убираемая площадь,
тыс. км2;
Кзам – коэффициент замещения, Кзам = 1,2.
Rст = (0,763+0,666×0,1)×0,288×1,2 = 0,29
чел. (по доле участия).
Ст. 29. Содержание
мастеров.
Количество мастеров
планируется из расчёта один мастер на 25-35 чел., старший мастер – на 2-3
мастера, принимаю = 0,4 мастера ( по доле участия).
5. Расчёт годового
фонда оплаты труда
Фонд заработной платы
включает тарифную ставку (оклад), сдельный приработок (для рабочих-сдельщиков),
доплату за работу в ночное время, праздничные дни, совмещение профессий,
премии.
Месячная тарифная ставка
определяется исходя из профессий и квалификаций. Сдельный приработок имеет
место при перевыполнении рабочим-сдельщиком норм выработки и плантруется в
таком размереот тарифной ставки, какой процент перевыполнения нормы выработки.
Доплата за работу в
вечернее время планируется в размере 20% от часовой тарифной ставки за каждый час,
проработанный с 20 до 22 часов.
Доплата за работу в
ночное время планируется в размере 40% от часовой тарифной ставки за каждый
час, проработанный с 22 до 6 часов.
Доля доплаты при 2-х
сменном режиме составляет 6%, при 4-х сменном 15% от месячной тарифной ставки.
Доплата за работу в
праздничные дни планируется в размере 2,7% от суммы тарифной ставки и сдельного
приработка.
Доплата за совмещение
профессий, не освобождённым бригадирам, производится в размере «К» тыс.руб.,
если в бригаде до 10 чел.
Премия планируется на
основных работах 35-40%, на вспомогательных 30-35% от суммы тарифной ставки,
сдельного приработка и всех видов доплат.
Расчёт контингента,
годового фонда оплаты труда, среднемесячной платы сводим в таблицу 4.
Таблица 4 – Годовой фонд
оплаты труда.
Ст. |
Наименование ст. расхода профессии |
Контингент | Разряд | Месячная тарифная ставка | Доплата за: |
Сдельный приработок |
Премия | Всего |
Среднемесячная заработная плата |
|
По тарифу (окладу) |
Ночное время |
|||||||||
169 |
Деповской ремонт грузовых вагонов станочник оператор моющих машин дефектоско- пист подсобный рабочий |
3 2 3 2 |
4 3 5 2 |
60980 47712 65184 42840 |
2195424 1145088 2346624 1028160 |
131725,4 68705,3 140797,4 61689,6 |
439084,8 229017,6 469324,8 205632 |
1106493 577124 1182698 518192 |
3872728 2019935 4139445 1813674 |
107575,8 84164 114984,6 75570 |
Итого: | 10 | 216720 | 6715296 | 402917 | 1343059 | 3384509 | 11845782 | 98714 | ||
248 |
Обслуживание зданий и сооружений уборщик |
0,29 | 2 | 38429 | 133733 | — | — | 53493,2 | 187226,2 | 53800,6 |
291 |
Содержание мастеров мастер |
0,4 | 11 | 91689 | 440107,2 | — | — | 176042 | 616150 | 128364,6 |
Всего по участку |
10,7 | 11 | 346838 | 7284525 | 402917,7 | 1343059 | 3612201 | 12649159 | 98605,8 |
6. Расчёт плана по
труду
План по труду является
одним из основных- разделов производственно-финансового плана. В плане по труду
рассчитывается контингент, среднемесячная заработная плата, годовой фонд
производственного труда.
Производственный труд
рассчитываем по формуле:
П = N/ Rсп,
где
N – программа участка;
Rсп – список контингента участка.
П = 24960/10,69=2334 кп/чел.
Таблица 5 –План по труду.
Показатели | Ед.изм. | Величина |
Контингент | Чел. колёсного | 10,69 |
Годовой фонд оплаты труда | Руб. | 12642702,5 |
Среднемесячная заработная плата | Руб. | 12649158,7 |
Производительность труда | Кп/чел | 2334 |
7. Расчёт
эксплуатационных расходов
колесный
участок расчет оплата ремонт
Общие, общехозяйственные
и основные.
Эксплуатационные расходы
– это денежные средства, планируемые предприятием для выполнения
производственной программы.
Они планируются по
статьям номенклатуры расходов, а внутри их по элементам затрат: материалы;
расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды и другие расходы.
По экономическому
признаку эксплуатационные расходы делятся на основные, общие и
общехозяйственные.
Основные расходы, Ст.169.
Деповской ремонт грузового вагона.
По элементу затрат «
Оплата труда» планируются расходы на основную заработную плату производственных
работ в размере 90% от фонда заработной платы, рассчитанной по ст.169 плана по
труду:
11845782,5×0,0 =
10661203,5 руб.
Кроме того, по элементу
затрат «материалы» планируются расходы, исходя из годовой программы, нормы
расхода материалов на единицу изделия и цены.
Таблица 6 – Расчёт
потребности в материалах.
Наименование материалов | Единицы измерения | Норма расхода на единицу изделия | Годовая потребность | Цена за единицу изделия, тыс.руб. | Общая стоимость, руб. |
Краска чёрная | кг | 0,15 | 3744 | 1050 | 3931200 |
Олифа | кг | 0,08 | 1996,8 | 920 | 1837056 |
Керосин | кг | 0,1 | 2496 | 150 | 374400 |
Сода каустическая | кг | 0,35 | 8736 | 1020 | 8910720 |
Порошок железный | кг | 0,02 | 499,2 | 350 | 174720 |
Итого | 15228096 |
8. Расчёт
эксплуатационных расходов, общих и общехозяйственных
Основные расходы, общие
для всех отраслей хозяйства железных дорог.
Ст.240. Транспортные
расходы.
По элементу затрат
«Прочие» планируются расходы на поставку материалов и запчастей в размере 20%
от их стоимости: 0,2×3045619,2 руб.
Ст.241. Оплата труда
производительного персонала за не проработанное время.
По элементу затрат
«Заработная плата» планируются расходы в размере 10% от фонда заработной платы:
0,1×11845782,5 =1184578,3 руб.
Ст.243.Отчисления на
социальные нужды планируются отчисления в размере 40% от фонда заработной
платы, рассчитанной по ст.169:
11845782,5×0,4=4738313
руб.
Ст.245. Техника
безопасности, производственная санитария и охрана труда.
По элементу затрат «Материалы»
планируются расходы на содержание путевых умывальников из расчёта 100000 руб. в
год на одного работающего: 100000×10,69=1069000 руб.
Кроме того, планируются
расходы на одежду выданную работникам бесплатно.
Таблица 7 – Расчёт
стоимости спецодежды.
Профессия | Контингент | Цена, руб. | Общая стоимость, руб |
Станочник | 3 | 18720 | 59160 |
Оператор моечных машин | 2 | 20955 | 41910 |
Дефектоскопист | 3 | 24603 | 73809 |
Подсобный рабочий | 2 | 22533 | 6309 |
Уборщик | 0,29 | 22533 | 10011 |
Мастер | 0,4 | 25028 | 10011 |
Итого | 198210 |
По элементу затрат
«Прочие» планируются затраты на ремонт и хранение спецодежды в размере 15% от
её стоимости: 0,15×233265=34989,8 руб.
Ст.246. Командировки
работников, не относящихся к аппарату управления.
По элементу затрат
«Прочие» планируются расходы в размере 11% от фонда зарплаты, рассчитанного по
ст.169: 0,11×11845782,5=1303036 руб.
Ст.248. Обслуживание и
технический ремонт зданий, сооружений и инвентаря производственного назначения.
По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы в размере 5150 руб. на 100 м:
288/100×51500=148320 руб.
Кроме того планируются
расходы на отопление и горячее водоснабжение, которые рассчитываются по
формуле:
Эт= Cn×q×Тот×V/1000×i, где
Cn – стоимость 1 тонны пара, 33000 руб.;
q – удельный расход тепла на 1 м3×q=130 руб.;
Тот – количество
часов в отопительном сезоне, Тот=4000 ч;
V – объём здания, м3, 3110;
I – удельная теплота испарения пара, i=2263 кДж.
Эт =
33000×130×4000×3110/1000×2262=12071751 руб.
По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы на осветительную энергию:
Ээ=Сэ×Тосв×Росв×F×K, где
Сэ – стоимость
кВт/ч, 60;
Тосв –
Количество часов в осветительном периоде, 2400;
Росв –
удельная мощность освещения, 0,011;
F – площадь, м2, 288;
К – коэффициент спроса,
0,8.
Ээ=60×2400×0,11×288×0,8=3649536 руб.
Ст.249. Содержание и
эксплуатация оборудования и объектов производственного назначения.
По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы из расчёта 10-15% от стоимости оборудования
67392900×0,15=10108935 руб.
Кроме того, по этому же
элементу планируются расходы на электроэнергию, которые рассчитываются по
формуле :
Ээ=Сэ×1,2×Кспр×Руст×Fоб×Кз, где
Сэ — стоимость
одного кВт/ч, руб., 20;
1,2 – коэффициент,
учитывающий потери в сети;
Кспр –
Коэффициент спроса, 0,25-0,35;
Руст –
потребительская мощность оборудования, кВт/ч, 347,3;
Fоб – годовой фонд работы оборудования с
учётом смен по времени, ч, 3600;
Кз –
коэффициент нагрузки оборотной мощности, 0,7 – 0,75.
Ээ=
60×1,2×0,35×347,3×3600×0,7=22054939 руб.
Ст.250. Амортизация
основных производственных фондво.
По элементу затрат
«Материалы» планируются расходы на водное восстановление основных
производственных средств. Эти расходы рассчитываются по формуле:
Аоб=
Ci – балансовая стоимость каждого вида
основных производственных средств, руб;
qi – норма амортизации или износа,
10-15%.
Определяем стоимость
здания по формуле:
Сзд=Сздуд×V, где
Сздуд—
удельная стоимость, 25000 руб.;
V – объём здания, 3110 м3.
Сзд=25000×3110=77750000
руб.
Азд= , где qзд=2,4.
Азд=
Аоб=
Аобщ= Азд+
Аоб
Аобщ=1866000+6741290=8607290
руб.
Ст.251. Износ малоценных
и быстро изнашивающихся предметов производственного назначения.
По элементу затрат «Прочие»
планируются расходы на тремонт основных производственных средств, которые
рассчитываются по формуле:
Роб=
qi – норма отчисления в ремонте=3,4%.
Роб= =2292038 руб
Рзд=
Робщ= Роб+
Рзд=2292038933000=3225038 руб.
Ст.256. Содержание
внутреннего транспорта.
Кроме оплаты фонда труда
планируются затраты на материалы, топливо и прочие на 1 машиносмену в
соответствии – 15700руб., 15500 руб., 15700 руб.
Ст.276. Отчисления на
социальные нужды.
Планируются расходы на
социальные нужды в размере 40 % от фонда заработной платы, рассчитанные по
ст.248: 18722,6×0,4=74890,5 руб.
Ст.294. Прочие затраты на
содержание аппарата управления.
По элементу затрат
«Отчисления на социальные нужды» планируются расходы в размере 400% от фонда
заработной платы, рассчитанные по ст.291: 616150×0,4=246460 руб.
9. План
эксплуатационных расходов
Таблица 8 — План эксплуатационных расходов.
№ ст. |
Наименование статей |
Кон тин гент |
Годовые эксплуатационные расходы, руб. |
Всего, руб. | |||||||
Фонд оплаты труда |
Социаль ные нужды |
Материалы | Прочие | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Основные расходы | |||||||||||
169 |
Деповской ремонт грузовых вагонов |
10 | 10661203 | 15228096 | 25889299 | ||||||
Всего | 10661203 | 15228096 | 25889299 | ||||||||
Основные расходы, общие для всех отраслей хозяйства железных дорог |
|||||||||||
240 |
Транспортные расходы |
3045619,2 | 3045619,2 | ||||||||
241 |
Оплата труда производственно го персонала за непроработанное время |
1184578,3 | 1184578,3 | ||||||||
243 |
Отчисления на социальные нужды по ст.169 |
4738313 | 4738313 | ||||||||
245 |
Техника безопас ности, производ ственная санита рия и охрана труда |
106900 233265 |
34989,8 | 375154,8 | |||||||
246 |
Командировки работников, не относящихся к аппарату управления |
1303036 | 1303036 | ||||||||
248 |
Обслуживание и технический ремонт зданий, го назначения |
0,29 | 187226,2 |
14832 12071751 152064 |
12425873,2 | ||||||
249 |
Содержание и эксплуатация оборудования |
6741290 5251176 |
11992466 | ||||||||
250 |
Амортизация осн. производств фондов |
6741290 1866000 |
8607290 | ||||||||
251 |
Износ малоценных и быстроизнашива ющихся предметов производственного назначения |
855200 | 855200 | ||||||||
256 |
Содержание внутреннего транспорта |
15700 15500 |
15700 | 46900 | |||||||
Всего: | 10,29 | 1371804,5 | 4738313 | 34064968 | 7624383 | 47799468,5 | |||||
Общехозяйственные расходы |
|||||||||||
276 |
Отчисления на социальные нужды по ст.248 |
74890,5 | 74890,5 | ||||||||
291 | 0,4 | 616150 | 616150 | ||||||||
294 |
Прочие затраты на содержание аппарата управления |
246460 | 246460 | ||||||||
Итого | 0,4 | 616150 | 321350,5 | 937500,5 | |||||||
Всего | 10,69 | 1987954,5 | 5059663 | 34064968 | 7624383 | 487369690 |
10. Составление
калькуляции себестоимости ремонта (ТО) вагона (узла)
С=Э/N, где
Э – годовые
эксплуатационные расходы;
N – годовая программа участка.
С=
Таблица 9 – Калькуляция
себестоимости ремонта колёсной пары.
Наименованиестатьи | Измеритель | Количество |
Итого, руб. |
ФОТ | Себестоимость | ||||||
Основные | Общие | Общехоз-ые | |||||||||
Всего |
Фонд оплаты труда |
Всего |
Фонд оплаты труда |
Всего |
Фонд оплаты труда |
||||||
Деповской ремонт вагонов |
Колёсная пара | 24960 | 25889289 | 10661203 | 47799468,5 | 61371804,5 | 616150 | 937500,5 | 48736969 | 1987954,5 | 195260 |
Себестоимость – это затраты на производство и реализацию
единицы изделия.
Список использованных
источников
1. Александрович Я.А. Экономика, организация и управление
производством в условиях рыночных отношений.
2. Гридюшко В.И. Экономика, организация и планирование
вагонного хозяйства.
3. Комлик Л.И. Планирование контингента и фонда заработной
платы.- Гомель: БИИЖТ, 1985
4. Разон. В.Ф. Экономика промышленного производства.