Динамика, классификация и распределение затрат. Оценка материально-производственных запасов

Дата: 21.05.2016

		

Расчетно-практическая
работа № 1

ДИНАМИКА,
КЛАССИФИКАЦИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАТРАТ. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ЗАПАСОВ

Тема 1. Поведение затрат.
Оценка взаимосвязи «Затраты – объем»

Задание

Метод высшей и низшей точек основан на наблюдении величины
затрат при максимальном и минимальном объемах производственной деятельности.
Переменные затраты на единицу продукции определяются как частное от деления
разности затрат в высшей и низшей точках на разность в объемах производства в
тех же точках.

Используя исходные данные табл.1
определить с помощью метода высшей и низшей точек переменную и постоянную
составляющие в составе общих (смешанных) затрат.

Таблица 1

Показатели

Количество

продаж,
ед.

Транспортные

расходы,
тыс. р.

Зарплата
и

премии,
тыс. р.

Максимальный
объем продаж
4000 38000 80000
Минимальный
объем продаж
3000 34000 71000

Отклонение

(разность)

1000 4000 9000

Примечание. По варианту максимальный
объем продаж определяется, исходя из суммы, минимальный – из разности
указанного количества в таблице и двух последних цифр номера зачетной книжки
студента.

Порядок выполнения задания:

1. Переменная составляющая (b) определяется отношением разности в
затратах к разности в объемах продаж в минимальной и максимальной точках и
равна переменным затратам на единицу проданных товаров. Таким образом найти
переменную составляющую отдельно для транспортных расходов и заработной платы.

2. Используя формулу затрат

З = a + b∙q,

найти постоянную составляющую (a) при максимальном и минимальном
объеме продаж (q) каждого вида
затрат. Записать уравнения затрат для транспортных расходов и по заработной
плате.

Решение

4000+4=4004

3000 — 4=2996

Транспортные расходы:

b=1000:4000=0,25

amax=38000 – 0,25*4004=37039,04

bmin=3400 –
0,25*2996=33251

З = a + b*q

З=33251+0,25*q

Уравнения затрат для транспортных
расходов и по заработной плате.

b=1000:9000=0,9

amax=80000-0,9*4004=76396,4

bmin=76000-0,9*2996=73303,6

З = a + b∙q

З=73303,6+0,9*q

Тема 2. Методы распределения затрат

Задание

Распределение затрат предшествует
калькулированию продукции. Известны три метода перераспределения затрат
непроизводственных подразделений между производственными подразделениями: метод
прямого распределения затрат, последовательный (пошаговый) и двухсторонний
(метод взаимного распределения).

Распределить затраты обслуживающих
служб клиники (администрации, столовой и прачечной) между двумя
производственными подразделениями (отделением терапии и отделением хирургии)
тремя методами. В табл. 2 затраты клиники за отчетный период идентифицированы с
местами возникновения затрат и совпадают с центрами ответственности клиники.

Таблица 2

Центр
ответственности
Затраты,
у. е.
Администрация 996
Прачечная 246
Столовая 496
Хирургия 1996
Терапия 1496
ИТОГО 5230

Примечание. По варианту затраты
определяются, исходя из разности указанного количества по центрам
ответственности в данной графе таблицы и двух последних цифр номера зачетной
книжки студента.

1. Метод прямого распределения затрат применяется в случаях, когда
непроизводственные подразделения не оказывают друг другу услуги. В качестве
базы распределения могут выступать процент потребления каждым производственным
подразделением услуг непроизводственных подразделений, доля выручки от
реализации в общем объеме выручки и т.д.

Для выполнения задания принять в
качестве базы распределения долю выручки, причем доля выручки хирургического
отделения (хирургии) в общей сумме выручки составляет 60 %, доля
терапевтического отделения (терапии) – 40 %. Результаты отразить в табл. 3.

2. Метод пошагового распределения
затрат применяется в
случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в
одностороннем порядке (например, услуги прачечной потребляются столовой, а
услуги администрации – прачечной и столовой).

Процесс распределения затрат
осуществляется поэтапно:

2.1. Определение затрат по
подразделениям. Учитываются все затраты подразделения.

Таблица 3

Показатели

Производственные

подразделения

Итого
хирургия терапия
Прямые
затраты, у. е.
1996 1496 3492
Доля в
выручке от реализации медицинских услуг, %
60 40 100
Распределение
затрат администрации, у. е.
597,6 398,4 996
Распределение
затрат прачечной, у. е.
147,6 102,4 246
Распределение
затрат столовой, у. е.
297,6 198,4 496
Всего
затрат после распределения, у. е.
3138 2092 5230

Решение

Админ-я: 996*0,6=597,6 996*0,4=398,4

Прач-я: 256*0,6=147,6 256*0,4=102,4

Стол-я: 496*0,6=297,6 496*0,4=198,4

2.2. Определение базовой единицы, т.
е. единицы объема предоставляемых вспомогательным подразделением услуг,
используя которую, можно определить потребление этих услуг другими
подразделениями.

2.3. Распределение затрат на основе
выбранных базовых единиц. Общий порядок распределения – от непроизводственных
подразделений к производственным.

Для выполнения задания принять: в
администрации клиники работают 10 чел., в прачечной и столовой по 5 чел., в
хирургическом отделении – 20 чел., в терапии – 30 чел.

Этап 1. Распределяются затраты администрации. База
распределения – количество работающих. Исходя их численности получаем
соотношение 10 : 5 : 5 : 20 : 30 или 2 : 1 : 1 : 4 : 6.

Затраты администрации (996 у. е.)
распределяются между остальными подразделениями в соотношении 1 : 1 : 4 : 6
(всего частей 12). То есть, 996 : 12 = 83 у. е., умножаем на полученные части
каждого подразделения и прибавляем к затратам.

Затраты относимые на прачечную
=83*1=83 у.е.

Затраты относимые на столовую = 83*1=
83 у.е.

Затраты относимые на хирургию
=83*4=322 у.е.

Затраты относимые на терапию =83*6=498
у.е.

Результаты отражаем в гр. 4 табл. 4.

Этап 2. Распределяются затраты прачечной (329
у. е.). Базовая единица – килограммы выстиранного белья. Для расчета принять:
потребности столовой – 20 кг, хирургии – 60 кг, терапии – 40 кг белья. Расчет произвести аналогично этапу 1 и результаты проставить в гр. 6 табл. 4.

Получаем соотношение 20:60:40 или
1:3:2(всего 6 частей).

То есть, одна часть будет равна:
329:6=54,8 у.е.

Этап 3. Распределяются затраты столовой
(633,8 у.е.). Ей необходимо в хирургии обслужить 100 пациентов, в терапии – 200
пациентов. Расчеты производим аналогично этапам 1 и 2, результаты расчета
проставить в гр. 8 табл. 4.

Получаем соотношение 100:200 или
1:2(всего 3 части).

Одна часть будет равна:633,8:3=
211,3у.е

Таблица 4

Подразделение

клиники

Затраты,

у. е.

Администрация Промежут.
результат
Прачечная Промежут.
результат
Столовая Общие
затраты
1 2 3 4 5 6 7 8
Администрация 996 996
Прачечная 246 83 329 329
Столовая 469 83 552 54,8 606,8 606,8
Хирургия 1996 322 2318 164,4 2482,4 211,3 2693,7
Терапия 1496 499 1995 109,6 2104,6 422,6 2527,2
ИТОГО 5230 1983 5194 657,8 5193,8 1240,7 5220,9

3. Двусторонний метод (или метод взаимного распределения)
применяется в случаях, когда между непроизводственными подразделениями
происходит обмен услугами.

В задании условно объединим столовую
и прачечную в одно подразделение – хозяйственный блок, затраты которого
составят 246 (прачечная) + 496 (столовая) = 742 у. е. Таким образом,
администрация потребляет услуги хозяйственного блока и наоборот.

Расчеты выполняются в следующей
последовательности:

1) в качестве базы распределения
принимаются прямые затраты; рассчитывается соотношение между подразделениями
(сегментами), участвующими в распределении затрат; результаты отражаются в
табл. 5 (заполняются недостающие показатели);

Таблица 5

Центры,
оказыва-ющие услуги
Центры,
потребляющие услуги
Итого
администрация хозблок хирургия терапия
Хозяйственный
блок:
прямые
затраты, у. е.
996 1996 1496 4488
доля
прямых затрат в общей их сумме, %
22,2 44,5 33,3 100,0
Администрация:
прямые
затраты, у. е.
742 1996 1496 4234
доля
прямых затрат в общей их сумме, %
17,5 47,2 35,3 100,0

2) рассчитываются затраты
непроизводственных подразделений, скорректированные с учетом двухстороннего
потребления услуг. Для этого составляется система уравнений:

Динамика, классификация и распределение затрат. Оценка материально-производственных запасов К = 996 + 0,22А;

А = 742 + 0,166К,

где А – скорректированные затраты
хозяйственного блока, у. е.;

К – скорректированные затраты
администрации, у. е.

решить эту систему уравнений методом
подстановки, т. е. найти А и К;

К=996+0,22(742+0,166К)

К=1159,3 у.е.

А= 742+0,166*1159,3 у.е.

А = 934,4 у.е.

3) скорректированные затраты
распределяются между центрами ответственности (подразделениями) и отражаются в
табл. 6.

Затраты администрации распределяются
между производственными подразделениями следующим образом :

хирургия – 1159,3 *0,445 = 515,9 у.
е.;

терапия – 1159,3 * 0,333= 386 у. е.

Затраты хозяйственного блока
распределяются между производственными подразделениями следующим образом:

хирургия — 742*0,472=350,2 у.е.

терапия — 742*0,353=261,9 у.е.

Таблица 6

Распределение
затрат непроизводственных подразделений

Производственные

центры
ответственности

Итого
хирургия терапия
Администрация: 515,9
1159,3
*0,445
1159,3
* 0,333
386
Хозяйственный
блок:
742*0,472 350,2
742*0,353 261,9
Всего
распределено
Прямые
затраты
1996 1496 3492
ИТОГО
затрат
2862,1 2143,9 5006

Тема 3. Методы оценки
материально-производственных запасов

затрата перераспределение
материальная оценка запас

Задание

Фактической себестоимостью
материально-производ-ственных запасов признается сумма фактических затрат на их приобретение, за
исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

На основании исходных данных табл. 7
определить стоимость израсходованных материалов за месяц и стоимость запасов
материалов, оставшихся на складе на конец месяца следующими методами оценки
материалов:

1)  по себестоимости единицы запасов;

2)  средней себестоимости;

3)  себестоимости первых по времени
приобретения (ФИФО);

Таблица 7

Показатели Количество
материалов, шт.

Цена
единицы

материалов,
р.

Общая
стоимость

материалов,
р.

Остаток
материалов на начало месяца
104 100 10400
Поступило
материалов за отчетный месяц:
 первая
партия
104 200 20800
 вторая
партия
104 150 15600
 третья
партия
104 300 31200
Итого
поступило
312
Всего в
наличии
416 78000
Израсходовано
материалов:
остаток
на начало месяца
104 100 10400
 первая
партия
104 200 20800
 вторая
партия
54 150 8100
 третья
партия
104 300 31200
Итого
израсходовано
366 70500
Остаток
материалов на конец месяца
50 150 7500

Примечание. По варианту количество
материалов (остаток на начало месяца, приход, расход по партиям) определяется,
исходя из суммы указанного количества в данной графе таблицы и двух последних
цифр номера зачетной книжки студента.

Произвести расчеты показателей,
отмеченных х по каждому способу оценки материалов.

1. Определяем фактические
материальные затраты методом «по себестоимости каждой единицы»:

расход: 100 р. · 104 шт. + 200 р. ·
104 шт. + 150 р. · 54 шт.

 + 300 р. · 104 шт. = 70500 р.

остаток: 150 р. · 50 шт. = 7500 р.

2. Оценка израсходованных материалов
по средней себестоимости производится по каждому виду запасов делением общей
стоимости запасов на их количество, состоящих из стоимости и количества остатка
на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Таким образом,
полученная средняя себестоимость единицы материала используется для расчета
стоимости израсходованных материалов (366 шт.) и остатка на складе (50 шт.).

Себестоимость единицы материала
составляет: (10400+20800+15600+31200):416=187,5 р.

Стоимость расхода: 187,5*366=68625 р.

Стоимость остатка: 187,5*50=9375 р.

3. При оценке материалов по методу
ФИФО, независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство,
сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии,
затем по цене второй партии и т. д.

Метод ФИФО

Стоимость расхода:

100р.*104шт.+200р.*104шт.+150р.*104шт.+300р.*54шт.=63000р.

Стоимость остатка: 300р.*50шт.=1500р.

Сопоставить полученные результаты
расчетов (табл. 8) по четырем методам оценки материалов при их списании в производство
и сделать выводы.

Таблица 8

Показатели Методы
оценки материалов
по
себестоимости каждой единицы
по
средней себестоимости
ФИФО
Стоимость
израсходованных материалов за месяц, р.
78000 68625 63000
Стоимость
запасов материалов, оставшихся на складе на конец месяца, р.
7500 9375 1500

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий